Влияние учебной работы, проводимой за рамками учебных занятий, на качество подготовки будущих специалистов
статья на тему

Евсюкова Татьяна Александровна

Данная статья является материалом Всероссийской научно-практической конференции  работников ОУ СПО "Педагогическая стратегия: образовательные процессы для формирования высококвалифицированных специалистов". Конференция проводилась в октябре-ноябре 2016 года, организатор - региональный научно-методический центр, ГБПОУ ВО "Острогожский многопрофильный техникум"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние учебной работы, проводимой за рамками учебных занятий,  на качество подготовки будущих специалистов

Евсюкова Татьяна Александровна,

заведующий экономико-правовым отделением, преподаватель

ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум»

В процессе подготовки специалистов среднего звена образовательные учреждения таким образом организуют образовательный процесс, чтобы обучающиеся получили необходимые знания и умения, приобрели практический опыт и освоили необходимые компетенции.

Для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся преподаватели в ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум» используют в образовательном процессе активные и интерактивные формы проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой.

Однако немаловажную роль в формировании будущих специалистов играет учебная работа по профессиональным модулям и учебным дисциплинам, проводимая преподавателями и студентами за рамками учебных занятий.

Эффективная организация внеурочной деятельности является важной составляющей образовательного процесса в рамках федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.

Формами внеурочной деятельности являются экскурсии, кружки, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, научные кружки, олимпиады, конкурсы, ролевые и деловые игры, психологические и иные тренинги, компьютерные симуляции, групповые дискуссии и другие занятия, позволяющие в полной мере реализовать требования ФГОС СПО.

Одним из важных направлений внеурочной деятельности в ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум» является учебно-исследовательская работа студентов, проводимая в рамках научных кружков.

Научные кружки организуются в целях углубления знаний по изучаемым дисциплинам и профессиональным модулям, привития студентам навыков самостоятельной учебно-исследовательской работы, а также развития аналитических и творческих способностей студентов [2].

Научные кружки формируются при кабинетах, и студенты выполняют учебно-исследовательские работы в рамках научной тематики кабинетов. Лучшие работы студентов направляются на конференции и конкурсы.

Ежегодно в техникуме проводится конкурс на лучшую учебно-исследовательскую работу, основными целями которого являются углубленное изучение проблем, определяющих предмет изучаемой специальности, и повышение заинтересованности студентов в своей будущей профессии [3].

Следовательно, учебно-исследовательская работа студентов техникума служит важным средством повышения качества подготовки высококвалифицированных специалистов.

Другим направлением внеурочной деятельности является организация и проведение открытых недель по специальностям. В рамках учебного заведения это значимое событие, так как студенты и преподаватели стараются максимально полно представить специальность через различные мероприятия, проводимые в интересных и разнообразных формах.

Открытие и закрытие недели по специальности проходит в торжественной обстановке. Это отдельные мероприятия, во время которых объявляются профессиональные конкурсы, олимпиады по дисциплинам и профессиональным модулям, фестивали проектов, проводятся студенческие конференции, встречи и круглые столы со специалистами, а затем подводятся итоги и награждаются победители.

С целью привлечения к участию в неделе по специальности как можно большего числа обучающихся, повышения интереса к своей будущей профессии и ее социальной значимости для студентов первого курса проводятся конкурсы стенгазет, сочинений (творческих работ), агитационных выступлений, посвященных избранной специальности.

Олимпиады по дисциплинам и профессиональным модулям проводятся для проверки способности студентов к системному действию в профессиональной деятельности, для расширения круга профессиональных умений по выбранной специальности, для совершенствования навыков самостоятельной работы и развития профессионального мышления.

Победители внутритехникумовских олимпиад от техникума направляются для участия в региональном этапе всероссийской олимпиады профессионального мастерства обучающихся по специальностям среднего профессионального образования.

Ежегодно в техникуме проводятся профессиональные конкурсы с целью проверки способности студентов к самостоятельной профессиональной деятельности. Участие студентов в профессиональных конкурсах способствует совершенствованию умений эффективного решения профессиональных задач, развитию профессионального мышления, стимулирует студентов к дальнейшему профессиональному и личностному развитию.

Фестиваль проектов является результатом проектной деятельности студентов, проводимой в рамках научных кружков при кабинетах. Проектная деятельность студентов – мотивированная самостоятельная деятельность, ориентированная на решение определённой практически и теоретически значимой проблемы, оформленной в виде конечного продукта. При подготовке проектов студенты достигают основной цели – самостоятельное приобретение знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующее интеграции знаний из различных предметных областей.

Следовательно, проектная деятельность создает условия для формирования профессиональных и общих компетенций.

Конференция – вспомогательная форма организации учебной работы, дополняющая и развивающая классно-урочную деятельность студентов.

Специфика научно-практической конференции заключается в умении использовать в качестве информации, как теоретические проблемы, так и вопросы практического характера. Студенческая конференция проводится как итог деятельной исследовательской работы студентов. Подготовка докладов к конференции означает грамотное подведение итогов исследовательской работы, подготовку тезисов выступлений, работу с литературными источниками, обработку текстов выступления в соответствии с принципами научности, систематичности и последовательности, доступности и связи обучения с практикой.

Вышеперечисленные формы организации учебной работы, проводимой за рамками учебных занятий, способствуют повышению ответственности студентов за выполняемую работу, формированию способности самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности. Результаты внеурочной деятельности студентов (проектные, исследовательские, творческие работы; сертификаты, свидетельства, дипломы, грамоты олимпиад, конкурсов, отзывы) отражаются в портфолио.

В соответствии с ФГОС СПО «оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется образовательной организацией в двух направлениях: оценка уровня освоения дисциплин и оценка компетенций обучающихся» [1; п. 8.4]. Одним из критериев оценки компетенций в ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум» служит портфолио студента.

Портфолио создается в течение всего периода обучения в техникуме. «С помощью «портфеля достижений» современный мобильный студент имеет возможность регулярно сохранять, обновлять и редактировать важную информацию о своих достижениях в учебе и профессиональном развитии» [4; С. 84]. Электронный формат портфолио делает информацию легко доступной для работодателей.

«Портфолио студентов, собранное в заранее структурированные разделы, облегчает для руководителей учебных заведений или потенциальных работодателей получение полной картины о достижениях и компетенциях студента» [4; С. 85].

Таким образом, с точки зрения образовательного процесса главным результатом учебной работы, проводимой за рамками учебных занятий, является формирование у студентов комплекса компетенций: общих и профессиональных, так необходимых будущему специалисту.

Используемые источники

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 28 июля 2014 г. № 832) // ЭПС «Система ГАРАНТ аэро».
  2. Положение о научном кружке студентов ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум».
  3. Положение о конкурсе на лучшую учебно-исследовательскую работу студентов ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум».
  4. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие / сост. Т.Г. Мухина. – Н.Новгород: ННГАСУ, 2013. – 97 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЛИЯНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

О роли современных учреждений СПО в  работе над моделью подготовки конкурентоспособного и практико-ориентированного специалиста, обладающего достаточным уровнем компетенции, способного быстро ада...

МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.

МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.         На современном этапе развития профес...

О подготовке будущего специалиста по специальности 04.02.02 Преподавание в начальных классах

У выпускника колледжа по специальности «Преподавание по программам начального общего образования»должны быть сформированы общие и профессиональные компетенций, определенные ФГОС СПО. С этой целью на з...

Доклад на тему: Включение учащихся в социальные и культурные практики как одно из условий развития творческих качеств личности будущих специалистов.

АннотацияДиверсифика́ция (новолат. diversificatio «изменение, разнообразие» от лат. diversus «разный» + facere «делать») — это принцип организации системы обр...