МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
статья по теме

Ивенкова Надежда Михайловна
МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА 
В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
 
        На современном этапе развития профессионального педагогического образования возникла необходимость в использовании современных технологий, которые повышают эффективность урока, развивают мотивацию, делают процесс обучения успешным. 
       Для внедрения модульной технологии в учебный и образовательный процесс необходим комплексный подход, который предусматривает специальную подготовку педагогических работников, разработку предметных модулей, дидактических и методических средств, оценку качества эффективности модульного обучения, как для студентов, так и для педагогов. Методологической основой по модульному обучению являются психологическая готовность, педагогическое мастерство, программное и дидактическое обеспечение, педагогические исследования (диагностика и мониторинг).
               В последнее десятилетие модульная система обучения актуальна при реализации ФГОС 3 поколения в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и среднего профессионального образования. 
           Актуальность рассматриваемого вопроса определяется тем, что реализация ФГОС СПО нового поколения может быть затруднена узким пониманием модуля.
            Мой опыт работы по модульной технологии ещё не очень большой, но я поделюсь тем, что знаю и применяю в своей практике.
            В образовании модулем называют относительно целостную структурную единицу информации, деятельности, процесса или организационно-методическую структуру. Внутри модуля как целевого функционального узла содержание и технология овладения им объединены в систему высокого уровня целостности. Поэтому его можно рассматривать как индивидуализированную по способу, уровню самостоятельности, темпу программу обучения.
            В связи с внедрением ФГОС третьего поколения, в соответствии с современными представлениями, под термином «модульное обучение» понимают технологию обучения студентов, основными средствами которого являются модуль и модульная программа. 
        Основополагающим понятием обсуждаемой темы является образовательный модуль.
В рамках ФГОС СПО под модулем понимается целостный набор подлежащих освоению умений, знаний, отношений и опыта (компетенций), описанных в форме требований, которым должен соответствовать обучающийся по завершению модуля, и представляющий составную часть более общей функции.
       В содержании профессионального образования именно модуль как новая структурная единица занимает центральное место, поскольку требования к результатам обучения формулируются как перечень видов профессиональной деятельности и соответствующих профессиональных компетенций. Выпускник в ходе обучения должен, прежде всего, приобрести практический опыт, который опирается на комплексно осваиваемые умения и знания. Эта последовательность приоритетов зафиксирована в тексте ФГОС СПО в разделе, описывающем требования к структуре и содержанию основной профессиональной образовательной программы (ОПОП). 
         Каждый модуль может осваиваться независимо, а их совокупность позволяет достичь итоговой компетентности в профессиональной сфере. Этим модульно-компетентностный подход отличается от традиционно используемого в российских учебных заведениях блочно-модульного подхода, ориентированного, прежде всего, на усвоение знаний и лишь потом на выработку умений.
       В рамках модулей осуществляется комплексное, синхронизированное изучение теоретических и практических аспектов каждого вида профессиональной деятельности.
        При этом происходит не столько сокращение избыточных теоретических дисциплин, сколько пересмотр их содержания, своего рода «отсеивание» излишней теории и перераспределение объема в пользу действительно необходимых теоретических знаний, которые позволяют осваивать компетенции, упорядочивая и систематизируя их, что, в конечном счете, приводит к повышению мотивации обучающихся.
 
                           Основные преимущества модульной технологии:
1.Технология модульного обучения, как личностно-ориентированная, позволяет одновременно оптимизировать учебный процесс, обеспечить его целостность в развитии познавательной и личностной сферы учащихся. 
2.Цель модульного обучения - содействие развитию самостоятельности обучающихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала (индивидуализация и дифференциация в обучении). 
3. В модульном обучении применяется самооценка, которая приучает студента объективно оценивать свои способности, результаты своего труда. Обучающийся максимальное время работает самостоятельно, учится целенаправленно. Это дает возможность осознать себя в деятельности, учит самоорганизации, самооценке, позволяет каждому обучающемуся видеть уровень усвоения знаний.
4.Применение модульной технологии позволяет сформировать общеучебные компетенции: информационную, коммуникативную, самоорганизацию, самообучение.
В ходе реализации технологии необходимо опираться на специ¬фику организации модульного обучения. 
 
           В модульной технологии выделяется пять типов учебных занятий: 
♦ урок изучения новых знаний (лекция, экскурсия, лабораторная работа, вводный урок, учебный практикум - имеют своей целью изучение и первичное закрепление новых знаний);
♦ урок закрепления знаний (практикум, собеседование, консультация, отработка материала - имеют своей целью вторичное закрепление усвоенных знаний, выработку умений по их применению);
♦ урок комплексного применения знаний (цель - вторичное закрепление усвоенных знаний, выработка умений по их применению, перенос в новые условия);
♦ урок обобщения и систематизации знаний (семинар, конференция - имеют своей целью обобщение единичных знаний в систему);
♦ урок контроля, оценки и коррекции знаний (проверочная работа, контрольная работа, тест, общественный смотр знаний, зачет - имеют своей целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками, провести оценку своей деятельности каждым учеником, ее результатов и себя в ней).
 
 
 
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_modulnoe_obuchenie.docx17.49 КБ

Предварительный просмотр:

МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА 
В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.


        На современном этапе развития профессионального педагогического образования возникла необходимость в использовании современных технологий, которые повышают эффективность урока, развивают мотивацию, делают процесс обучения успешным. 
       Для внедрения модульной технологии в учебный и образовательный процесс необходим комплексный подход, который предусматривает специальную подготовку педагогических работников, разработку предметных модулей, дидактических и методических средств, оценку качества эффективности модульного обучения, как для студентов, так и для педагогов. Методологической основой по модульному обучению являются психологическая готовность, педагогическое мастерство, программное и дидактическое обеспечение, педагогические исследования (диагностика и мониторинг).
               В последнее десятилетие модульная система обучения актуальна при реализации ФГОС 3 поколения в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и среднего профессионального образования. 
           Актуальность рассматриваемого вопроса определяется тем, что реализация ФГОС СПО нового поколения может быть затруднена узким пониманием модуля.

            Мой опыт работы по модульной технологии ещё не очень большой, но я поделюсь тем, что знаю и применяю в своей практике.
            В образовании модулем называют относительно целостную структурную единицу информации, деятельности, процесса или организационно-методическую структуру. Внутри модуля как целевого функционального узла содержание и технология овладения им объединены в систему высокого уровня целостности. Поэтому его можно рассматривать как индивидуализированную по способу, уровню самостоятельности, темпу программу обучения.

            В связи с внедрением ФГОС третьего поколения, в соответствии с современными представлениями, под термином «модульное обучение» понимают технологию обучения студентов, основными средствами которого являются модуль и модульная программа. 
        Основополагающим понятием обсуждаемой темы является образовательный модуль.

В рамках ФГОС СПО под модулем понимается целостный набор подлежащих освоению умений, знаний, отношений и опыта (компетенций), описанных в форме требований, которым должен соответствовать обучающийся по завершению модуля, и представляющий составную часть более общей функции.

       В содержании профессионального образования именно модуль как новая структурная единица занимает центральное место, поскольку требования к результатам обучения формулируются как перечень видов профессиональной деятельности и соответствующих профессиональных компетенций. Выпускник в ходе обучения должен, прежде всего, приобрести практический опыт, который опирается на комплексно осваиваемые умения и знания. Эта последовательность приоритетов зафиксирована в тексте ФГОС СПО в разделе, описывающем требования к структуре и содержанию основной профессиональной образовательной программы (ОПОП). 
         Каждый модуль может осваиваться независимо, а их совокупность позволяет достичь итоговой компетентности в профессиональной сфере. Этим модульно-компетентностный подход отличается от традиционно используемого в российских учебных заведениях блочно-модульного подхода, ориентированного, прежде всего, на усвоение знаний и лишь потом на выработку умений.

       В рамках модулей осуществляется комплексное, синхронизированное изучение теоретических и практических аспектов каждого вида профессиональной деятельности.

        При этом происходит не столько сокращение избыточных теоретических дисциплин, сколько пересмотр их содержания, своего рода «отсеивание» излишней теории и перераспределение объема в пользу действительно необходимых теоретических знаний, которые позволяют осваивать компетенции, упорядочивая и систематизируя их, что, в конечном счете, приводит к повышению мотивации обучающихся.

                           Основные преимущества модульной технологии:

1.Технология модульного обучения, как личностно-ориентированная, позволяет одновременно оптимизировать учебный процесс, обеспечить его целостность в развитии познавательной и личностной сферы учащихся. 
2.Цель модульного обучения - содействие развитию самостоятельности обучающихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала (индивидуализация и дифференциация в обучении). 

3. В модульном обучении применяется самооценка, которая приучает студента объективно оценивать свои способности, результаты своего труда. Обучающийся максимальное время работает самостоятельно, учится целенаправленно. Это дает возможность осознать себя в деятельности, учит самоорганизации, самооценке, позволяет каждому обучающемуся видеть уровень усвоения знаний.

4.Применение модульной технологии позволяет сформировать общеучебные компетенции: информационную, коммуникативную, самоорганизацию, самообучение.
В ходе реализации технологии необходимо опираться на специфику организации модульного обучения. 

           В модульной технологии выделяется пять типов учебных занятий: 
♦ 
урок изучения новых знаний (лекция, экскурсия, лабораторная работа, вводный урок, учебный практикум - имеют своей целью изучение и первичное закрепление новых знаний);
♦ 
урок закрепления знаний (практикум, собеседование, консультация, отработка материала - имеют своей целью вторичное закрепление усвоенных знаний, выработку умений по их применению);
♦ 
урок комплексного применения знаний (цель - вторичное закрепление усвоенных знаний, выработка умений по их применению, перенос в новые условия);
♦ 
урок обобщения и систематизации знаний (семинар, конференция - имеют своей целью обобщение единичных знаний в систему);
♦ 
урок контроля, оценки и коррекции знаний (проверочная работа, контрольная работа, тест, общественный смотр знаний, зачет - имеют своей целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками, провести оценку своей деятельности каждым учеником, ее результатов и себя в ней).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление с концептуальными основами ФГОС СПО нового поколения

Ведущим понятием компетентностного подхода впервые становится «образовательный модуль». Таким образом, в педагогике профессионального образования компетентностный подход трансформируется в модул...

"Формирование УУД на уроках открытия нового знания в деятельностном методе обучения в рамках реализации ФГОС НОО"

Формирование УУД на уроках по технологии  деятельностного метода обучения...

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Для любой профессиональной деятельности человека характерны инновации и нововведения и поэтому, естественно, становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникаю...

Применение технологии смешанного обучения в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов

В статье описываются модели смешанного обучения, которые могут использоваться в деятельности преподавателей СПО....

Использование активных методов в рамках профессионального обучения дисциплине «Русский язык» в рамках реализации ФГОС СПО

Данный материал посвящен использованию активных методов при обучении русскому языку...

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» ПО ВНЕДРЕНИЮ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В статье рассматриваются возможности использования оздоровительных инновационных технологий в профессиональной подготовке будущих специалистов в дошкольном образовании (скипинг, нейроскакалка, гимнаст...