Применение технологии смешанного обучения в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов
статья

Антипова Наталья Геннадьевна

В статье описываются модели смешанного обучения, которые могут использоваться в деятельности преподавателей СПО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_smeshannoe_obuchenie.docx20.21 КБ

Предварительный просмотр:

Применение технологии смешанного обучения в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов

Антипова Н.Г., методист

 ГБПОУ «Педагогический колледж № 4 Санкт-Петербурга»

Современная ситуация развития образования в мире и в России характеризуется взрывным ростом использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Это связано как с трендом на индивидуализацию учебного процесса, поиском эффективных путей и способов стимулирования мотивации учения, так и со стремлением к оптимальному применению материально-технических ресурсов. Пандемия коронавируса усилила актуальность внедрения средств ИКТ в образовании.

Значимость и необходимость использования ИКТ-технологий в процессе деятельности педагога определяет и Профессиональный стандарт. Согласно данному документу педагогические работники должны владеть общепользовательской, общепедагогической и предметно-педагогической ИКТ-компетентностью.

Поэтому готовность будущих педагогов к применению средств ИКТ становится одним из ключевых результатов их профессиональной подготовки.

Однако практика показывает и необходимость непосредственного взаимодействия педагога и обучающегося. В таких условиях в ряд приоритетных технологий выходит использование смешанного обучения.

Оно предполагает научно обоснованное сочетание традиционных форм аудиторного обучения с элементами электронного обучения, при этом применяются такие средства ИКТ, как образовательные платформы, социальные сети, компьютерная графика, аудио и видео, интерактивные элементы.

Для использования смешанного обучения возможно использование сервисов, которые помогают реализовывать онлайн-обучение. Это инструменты Google (сайты, документы, блоги, формы и т.д.), wizer.me , http://www.ted.com/, https://learningapps.org/, dnevnik.ru.

Организуемое на основе принципов последовательности, наглядности, доступности и поддержки, смешанное обучение имеет преимущества в плане постоянного взаимодействия студентов с преподавателем и между собой, экономии времени, возможности выбора студентами собственного темпа и стиля учебной деятельности. Оно создаёт условия для углубления освоения студентами учебного материала, побуждает их к поиску и творческому преобразованию профессиональной информации.

Смешанное обучение предоставляет возможность использовать разнообразные модели, такие как «Автономная группа», «Перевернутый класс», «Смена рабочих зон», «Ротация лабораторий», «Личный выбор».

Выбор модели смешанного обучения зависит от уровня овладения преподавателем средствами ИКТ, особенностей учебных умений и мотивации студенческой группы, материально-технических условий.

Организация образовательного процесса при смешанном обучении предполагает следующие действия:

1. определение особенностей контингента учащихся в целом и отдельных групп;

2. выбор подходящей модели для имеющегося контингента с учётом его особенностей;

 3. планирование образовательного процесса, предполагающее составление учебного плана с определением долей трёх компонентов смешанного обучения (очного или непосредственного, ИКТ-опосредованного и самообразования);

 4. определение форм оценивания и контроля результатов обучения [2].

В условиях среднего профессионального образования целесообразно использование всех моделей смешанного обучения. Ниже представлены варианты их использования в образовательном процессе.

А) «Перевернутый класс». При использовании модели «Перевернутый класс» обучающиеся самостоятельно изучают теорию дома online, на основе учебного видео или электронного образовательного ресурса.

На занятии в аудитории отрабатываются уже практические задания. Занятие может проходить как семинар, лабораторная или практическая работа.

Таким образом, все аудиторное время, когда преподаватель рядом, используется для совместного выполнения практических заданий: консультаций по теоретическим и практическим вопросам, работа в парах или группах, коллективная и индивидуальная работа, направленная на решение учебно-познавательных задач.

При работе в режиме модели «Перевернутый класс» возрастает доля ответственности самого обучающегося, стимулируется развитие его личностных характеристик (ответственность, инициативность) и Soft skills - надпрофессиональные навыки (самоорганизация, тайм-менеджмент).

Использование данной модели позволяет студентам изучить теоретический материал в любое удобное время, в удобном месте, просмотрев необходимое количество раз сложные теоретические блоки.

Для педагога данная модель даёт возможность реализовать интерактивные формы работы на уроке, освобождает от необходимости знакомить весь класс с новым материалом фронтально.

Но существуют определенные технические требования для реализации этой модели: наличие у студентов дома электронных устройств с доступом в интернет.

Б) Положительно зарекомендовала себя работа при помощи модели «Смена рабочих зон».

Студенты разбиваются на мини группы. Первая – консультируется с преподавателем. Вторая – выполняет задания за компьютерами. Третья – делает практическую работу. В течение занятия группы меняются друг с другом. Задача каждой – пройти все этапы.

Использование данной модели является наиболее целесообразным в случае, если изучение темы предполагает разные виды деятельности в рамках одного урока.

Делить на группы можно по разным принципам, например: готовность к уроку, что можно определить с помощью мини-опроса в начале урока или онлайн-опроса, выполненного дома; результатов выполнения домашнего задания или контрольной работы.

В) Модель «Ротация лабораторий» используется при наличии компьютерных классов.

  Обучающиеся несколько занятий проводят в своем кабинете, занимаясь традиционно. Затем переходят в компьютерный класс для закрепления знаний и отработки навыков.

Модели группы «Ротация» подразумевают чередование прямого личного общения учителя и обучающихся (очный компонент) с взаимодействием участников образовательного процесса, опосредованным телекоммуникационными технологиями (online компонент). Например, знакомство с новым учебным материалом осуществляется с использованием online ресурса, а закрепление и отработка навыков на уроках в классе; или наоборот.

Г) При использовании модели «Личный выбор», студенты в основном работают с цифровыми интерактивными ресурсами. При этом сами  выбирают уровень сложности, согласно своему уровню знаний. Преподаватель консультирует только тех, у кого есть сложности.

Данная модель способствует развитию абсолютной самостоятельности студента, дает ему реальную возможность произвольно строить траекторию своего собственного обучения.

Организация образовательного процесса в моделях группы «Личный выбор» предполагает:

  • определение ресурса, на базе которого строится обучение;
  • предоставление временных (предусмотренные в расписании часы для online курса) и пространственных (помещение с компьютером и выходом в Интернет) ресурсов;
  • оказание психологической и, при необходимости, педагогической поддержки.

Таким образом, смешанное обучение  – это образовательная концепция, в рамках которой студент получает знания и самостоятельно онлайн, и очно с преподавателем. Такой подход дает возможность контролировать время, место, темп и путь изучения материала. Смешанное образование позволяет совмещать традиционные методики и актуальные технологии, реализовывать индивидуальный подход в обучении, проводить мониторинг успеваемости учащихся и корректировать очное обучение с учётом результатов онлайн-обучения.

Список источников

  1. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». – URL:  https://base.garant.ru/70535556/. (Дата обращения: 2.09.2020)
  2. Теория и практика внедрения смешанного обучения в деятельность школы/Любомирская Н.В., Рудик Е.Л., Чигирева Е.В., Хоченкова Т.Е. - URL: https://www.hse.ru/data/2019/06/13/1500493314/C%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%20%D0%A2%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F%20%D0%B8%20%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D1%81%D0%BC%D0%B5%D1%88%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%20%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8B.pdf. (Дата обращения: 2.09.2020)
  3. Что такое смешанное обучение: принципы и методики эффективного внедрения. - URL: https://www.ispring.ru/elearning-insights/chto-takoe-smeshannoe-obuchenie. (Дата обращения: 2.09.2020)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация учебного процесса с использованием технологии смешанного обучения

Организация  учебного процесса с использованием технологии смешанного обучения...

СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ГПОУ «ЛЕНИНСК-КУЗНЕЦКОЕ УОР» КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

Статья, в которой описывается система оценки результатов реализации образовательных программ в условиях училища олимпийского резерва...

МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.

МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.         На современном этапе развития профес...

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Для любой профессиональной деятельности человека характерны инновации и нововведения и поэтому, естественно, становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникаю...

Разработка технологической карты учебного занятия с применением элементов технологии смешанного обучения

Разработка технологической карты учебного занятия с применением элементов  технологии смешанного обучения...

Методы и приемы применения интерактивных средств обучения в процессе профессиональной подготовки обучающихся в учреждениях СПО

В материале разбираются методы и приемы использования интерактивных средств обучения (интерактивная доска, электронные конструкторы, электронные таблицы) при профессиональной подготовке обучающихся в ...

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА: ТЕХНОЛОГИИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Рассматривается проблема актуальности применения смешанного обучения в современном образовательном процессе, а также использование современных онлайн-платформ в рамках модели смешанного обучения в пре...