ВЛИЯНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
статья на тему
О роли современных учреждений СПО в работе над моделью подготовки конкурентоспособного и практико-ориентированного специалиста, обладающего достаточным уровнем компетенции, способного быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям современной рыночной экономики.
Основные направления развития нашего техникума является практико-ориентированный подход, направленный на формирование личностной и профессиональной компетенций будущего специалиста. Определение моделей практико-ориентированного обучения в техникуме. Определение компетентностного подхода к обучению студентов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ВЛИЯНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
Современное развитие среднего профессионального образования базируется на внедрении ФГОС, которые предусматривают качественные изменения в процессе подготовки современных высококвалифицированных специалистов. В соответствии с новыми стандартами этот процесс направлен на соответствие требованиям регионального рынка труда в условиях инновационного развития экономики. Современные учреждения СПО работают над моделью подготовки конкурентоспособного и практико-ориентированного специалиста, обладающего достаточным уровнем компетенции, способного быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям современной рыночной экономики.
Одним из направлений развития нашего техникума является практико-ориентированный подход, направленный на формирование личностной и профессиональной компетенций будущего специалиста.
Модель практико-ориентированного специалиста включает в себя:
- личностные качества;
- профессиональную компетентность;
- предрасположенность к профессиональной деятельности и профессиональную готовность.
Использование практико-ориентированных технологий в образовательном процессе техникума изменяет акцент в учебной деятельности, нацеливает студентов на интеллектуальное развитие за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности.
Компетентностный подход состоит из личностного и деятельностного аспекта, которые, в свою очередь, включают практическую и гуманистическую направленность. Результат направленностей: студент должен знать, что делать, а главное - как делать.
Компетентностный подход в профессиональном образовании является ключевым. Освоение общих и профессиональных компетенций необходимы конкурентно-способному специалисту на рынке труда для успешной трудовой деятельности. Что же представляют собой профессиональные компетенции?
Введение понятия компетентности как «умение мобилизировать знания и опыт к решению конкретных проблем» (термин Жана-Франсуа Перре), позволяет рассматривать компетентность как многофункциональный инструмент измерения качества профессионального образования.
Важное условие формирования практико-ориентированного специалиста - это создание базы социального партнерства техникума и потенциальных работодателей.
Наш техникум на протяжении нескольких лет очень тесно сотрудничает с такими ведущими предприятиями-социальными партнерами: ООО «ЭкоНиваАгро», ЗАО «Лискимонтажконструкция», ОАО «Лиски-металлист», ООО «ЛискоБройлер», ОАО «Лиски-сахар» и др., которые активно участвуют в жизни техникума: представители предприятий являются членами попечительского совета техникума; ведущие специалисты участвуют в разработке рабочих программ профессиональных модулей, междисциплинарных курсов, практик. Руководители предприятий способствуют в решении вопросов трудоустройства студентов как на учебную и производственную практики, так и после окончания техникума; социальную поддержку молодых специалистов. Ведущие профессионалы предприятий принимают участие в различных мероприятиях учебной, воспитательной, профессиональной направленности.
Качественная подготовка будущих специалистов предполагает освоение знаний в рамках практико-ориентированного обучения.
Практико-ориентированное обучение предполагает:
- освоение студентами образовательной программы не в аудитории, а в реальных условиях, формирование у студентов профессиональных компетенций за счет выполнения ими реальных практических задач в учебное время;
- практическая деятельность по осваиваемому профилю обучения с участием профессионалов этой деятельности.
Содержание практико - ориентированного обучения:
- Теоретическая часть: лекции, семинары, занятия по закреплению знаний, совместные занятия с приглашенными специалистами.
- Прикладная или практическая часть: деловые и ролевые игры, практические и лабораторные работы, учебная и производственная практика, конкурсы профессионального мастерства, предметные олимпиады, недели профессий.
- Самостоятельная работа: курсовые и дипломные работы, работа в библиотеках и в компьютерных классах, выполнение проектов, исследовательская работа, ведение портфолио.
· Участие студентов в проектах, в том числе разработанных совместно с преподавателями техникума и специалистами предприятий.
Основу практико-ориентированных технологий составляет создание преподавателем условий, в которых студент имеет возможность выявить и реализовать свой интерес к познанию. Освоить различные формы учебной деятельности и сделать познание привычной, осознанной потребностью, необходимой для саморазвития и адаптации в обществе.
Происходит изменение роли преподавателя от субъекта, предоставляемого знания к позиции руководителя, менеджера, которому необходимо владеть всеми методами обучения, уметь организовать процесс освоения студентом профессиональных и общих компетенций.
Компетентность педагога:
- освоение современных образовательных технологий профессионального обучения;
- организация и методическое обеспечение студентов для самостоятельной работы;
- подготовка фонда оценочных средств, разноуровневых тестовых заданий, ситуационных задач профессиональной направленности;
- проектирование, моделирование деятельности студентов;
- разработка образовательных программ;
- организация практико - ориентированных занятий;
- моделирование проблемных ситуаций.
Достаточно сложно осуществлять практико-ориентированное обучение без участия специалистов-практиков и активной поддержки профессионального сообщества работодателей.
Формы участия специалистов-практиков в учебном процессе нашего колледжа:
- тематические встречи со специалистами;
- конференции по результатам практики при участии работодателей;
- экскурсии на предприятия и встречи со специалистами;
- выездные занятия, проводимые на ведущих предприятиях.
Активизируется деятельность по разработке различных проектов студентами техникума, которые потом применяются преподавателями на своих дисциплинах.
Цель выполнения проектной работы - углубленное изучение проблемы, в результате которой на основе специальных методов исследования, студенты создают новый продукт. Немаловажно и то, что обсуждение результатов выполнения проекта проходит в форме защиты, на которую приглашаются преподаватели - предметники, представители производства, как эксперты и студенты, которые в будущем тоже будут выполнять творческие проекты. От студентов требуется выработка навыков публичного общения, дискутирования, умение аргументированно отстаивать собственную позицию.
Литература
- Гараев В.М., Куликов С.И., Дурко Е.М. Принципы модульного обучения // Вестник высшей школы. – 2009. - № 8. – С.30-33.
- Пахомова Е.М. Модульно-рейтинговая система обучения как одна из развивающих технологий обучения. http://www.tgc.ru.
- Пономарева Л.Н. Обзорный анализ применения модульного обучения в процессе профессиональной подготовки специалистов в вузе. http//scince.nstu.ru/hs/09.
- Кукосян О.Г., Князева Г.Н., Гаркуша В.Б. Концептуальные основы модульной технологии в системе дополнительного профессионального образования края / Материалы краевой научно-практической конференции – Краснодар, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практико-ориентированный подход в подготовке специалистов
В статье рассматривается вопрос о практико-ориентированном подходе к обучению в образовательном учреждении, применении практико-ориентированных технологий, поэтапном формировании профессиональны...
Практико-ориентированные оценочные средства как метод формированию конкурентоспособного и практико-ориентированного специалиста
Новые стандарты ФГОС включают в себя не только требования к знаниям, но и к уровню воспитанности, развития личности, а также к условиям образования. Вот почему перед нами остро встала и в ...
Презентация к докладу на тему: Влияние качества подготовки специалистов на их конкурентоспособность
Презентация к докладу на тему: Влияние качества подготовки специалистов на их конкурентоспособность...
Влияние учебной работы, проводимой за рамками учебных занятий, на качество подготовки будущих специалистов
Данная статья является материалом Всероссийской научно-практической конференции работников ОУ СПО "Педагогическая стратегия: образовательные процессы для формирования высококвалифицированных спе...
Презентация к докладу на педсовет "Практико-ориентированное обучение как главное условие подготовки специалистов среднего звена в соответствии с требованиями «МОЛОДЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ» ( WorldSkills Russia)
Действующие ФГОС СПО нацеливают образовательные организации на практико-ориентированную подготовку выпускников – показатель практико-ориентированности должен составлять 50-60% для ОУ базовой под...
Практико-ориентированные технологии обучения как средство оценивания образовательных результатов
Характеристики практико-ориентированных педагогических технологийПедагогический контроль и оценка образовательных результатов с применением современных образовательных технологий...
Методическая тема: «Практико-ориентированный подход в системе профессиональной подготовки студентов»
Сфера массового образования сегодня переживает довольно значительные трансформации под воздействием требований к ее выпускникам, которые предъявляет нынешняя социальная и профессиональная практика. Ос...
Комментарии
практико-ориентированное обучение
Спасибо, очень интересная и нужная статья. Я преподаю математику в техникуме на 1 курсе, и мне часто приходится отвечать на вопросы студентов "А зачем нам логарифмы"?, "Интегралы в жизни не встречаются" и т. п.Позтому в конце изучения каждой темы провожу уроки-конференции о применении математики в окружающей жизни.