ВЛИЯНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
статья на тему

Ряснянская Наталья Алексеевна

О роли современных учреждений СПО в  работе над моделью подготовки конкурентоспособного и практико-ориентированного специалиста, обладающего достаточным уровнем компетенции, способного быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям современной рыночной экономики.

Основные направления развития нашего техникума является практико-ориентированный подход, направленный на формирование личностной и профессиональной компетенций будущего специалиста. Определение моделей практико-ориентированного обучения в техникуме.  Определение компетентностного подхода к обучению студентов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ  СПЕЦИАЛИСТОВ  В  УСЛОВИЯХ  ИННОВАЦИОННОГО  РАЗВИТИЯ  ЭКОНОМИКИ

Современное развитие среднего профессионального образования базируется на внедрении ФГОС, которые предусматривают качественные изменения в процессе подготовки современных высококвалифицированных специалистов. В соответствии с новыми стандартами этот процесс направлен на соответствие требованиям регионального рынка труда в условиях инновационного развития экономики. Современные учреждения СПО работают над моделью подготовки конкурентоспособного и практико-ориентированного специалиста, обладающего достаточным уровнем компетенции, способного быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям современной рыночной экономики.

Одним из  направлений развития нашего техникума является практико-ориентированный подход, направленный на формирование личностной и профессиональной компетенций будущего специалиста.

Модель практико-ориентированного специалиста включает в себя:

  • личностные качества;
  • профессиональную компетентность;
  • предрасположенность к профессиональной деятельности и профессиональную готовность.

Использование практико-ориентированных технологий в образовательном процессе техникума изменяет акцент в учебной деятельности, нацеливает студентов на интеллектуальное развитие за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности.

Компетентностный подход состоит из личностного и деятельностного аспекта, которые, в свою очередь, включают практическую и гуманистическую направленность. Результат направленностей: студент должен знать, что делать, а главное - как делать.

Компетентностный подход в профессиональном образовании является ключевым. Освоение общих и профессиональных компетенций необходимы конкурентно-способному специалисту на рынке труда для успешной трудовой деятельности. Что же представляют собой профессиональные компетенции?

Введение понятия компетентности как «умение мобилизировать знания и опыт к решению конкретных проблем» (термин Жана-Франсуа Перре), позволяет рассматривать компетентность как многофункциональный инструмент измерения качества профессионального образования.

Важное условие формирования практико-ориентированного специалиста - это создание базы социального партнерства техникума и потенциальных работодателей.

Наш техникум на протяжении нескольких лет очень тесно сотрудничает с такими ведущими предприятиями-социальными партнерами: ООО «ЭкоНиваАгро», ЗАО «Лискимонтажконструкция», ОАО «Лиски-металлист», ООО «ЛискоБройлер», ОАО «Лиски-сахар» и др., которые активно участвуют в жизни техникума: представители предприятий являются членами попечительского совета техникума; ведущие специалисты участвуют в разработке рабочих программ профессиональных модулей, междисциплинарных курсов, практик. Руководители предприятий способствуют в решении  вопросов  трудоустройства студентов как  на учебную и производственную практики, так и после окончания  техникума; социальную поддержку молодых специалистов. Ведущие профессионалы предприятий принимают участие в различных мероприятиях учебной, воспитательной, профессиональной направленности.

Качественная подготовка будущих специалистов предполагает освоение знаний в рамках практико-ориентированного обучения.

Практико-ориентированное обучение предполагает:

  • освоение студентами образовательной программы не в аудитории, а в реальных условиях, формирование у студентов профессиональных компетенций за счет выполнения ими реальных практических задач в учебное время;
  • практическая деятельность по осваиваемому профилю обучения с участием профессионалов этой деятельности.

Содержание практико - ориентированного обучения:

  • Теоретическая часть: лекции, семинары, занятия по закреплению знаний, совместные занятия с приглашенными специалистами.
  • Прикладная или практическая часть: деловые и ролевые игры, практические и лабораторные работы, учебная и производственная практика, конкурсы профессионального мастерства, предметные олимпиады, недели профессий.
  • Самостоятельная работа: курсовые и дипломные работы, работа в библиотеках и в компьютерных классах, выполнение проектов, исследовательская работа, ведение портфолио.

·           Участие студентов в проектах, в том числе разработанных совместно с преподавателями техникума и специалистами предприятий.

Основу практико-ориентированных технологий составляет создание преподавателем условий, в которых студент имеет возможность выявить и реализовать свой интерес к познанию.  Освоить различные формы учебной деятельности и сделать познание привычной, осознанной потребностью, необходимой для саморазвития и адаптации в обществе.

Происходит изменение роли преподавателя от субъекта, предоставляемого   знания к позиции  руководителя, менеджера, которому необходимо владеть всеми методами обучения,  уметь организовать процесс освоения студентом профессиональных и общих компетенций.

Компетентность педагога:

  • освоение современных образовательных технологий профессионального обучения;
  • организация и методическое обеспечение студентов для самостоятельной работы;
  • подготовка фонда оценочных средств, разноуровневых тестовых заданий,  ситуационных задач профессиональной направленности;
  • проектирование, моделирование деятельности студентов;
  • разработка образовательных программ;
  • организация практико - ориентированных занятий;
  • моделирование проблемных ситуаций.

Достаточно сложно осуществлять практико-ориентированное обучение без участия специалистов-практиков и активной поддержки профессионального сообщества работодателей.

Формы участия специалистов-практиков в учебном процессе нашего колледжа:

  • тематические встречи со специалистами;
  • конференции по результатам практики при участии работодателей;
  • экскурсии на предприятия  и встречи со специалистами;
  • выездные занятия, проводимые на ведущих предприятиях.

Активизируется деятельность по разработке различных проектов студентами техникума, которые потом применяются преподавателями на своих дисциплинах.

Цель выполнения проектной работы - углубленное изучение проблемы, в результате которой на основе специальных методов исследования, студенты создают новый продукт. Немаловажно и то, что обсуждение результатов выполнения  проекта проходит в форме защиты, на которую приглашаются преподаватели - предметники, представители производства, как эксперты и студенты, которые в будущем тоже будут выполнять творческие проекты. От студентов требуется выработка навыков публичного общения, дискутирования, умение аргументированно отстаивать собственную позицию.

Литература

  1. Гараев В.М., Куликов С.И., Дурко Е.М. Принципы модульного обучения // Вестник высшей школы. – 2009. - № 8. – С.30-33.
  2. Пахомова Е.М. Модульно-рейтинговая система обучения как одна из развивающих технологий обучения. http://www.tgc.ru.
  3. Пономарева Л.Н. Обзорный анализ применения модульного обучения в процессе профессиональной подготовки специалистов в вузе. http//scince.nstu.ru/hs/09.
  4. Кукосян О.Г., Князева Г.Н., Гаркуша В.Б. Концептуальные основы модульной технологии в системе дополнительного профессионального образования края / Материалы краевой научно-практической конференции – Краснодар, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-ориентированный подход в подготовке специалистов

В статье рассматривается вопрос о практико-ориентированном подходе к обучению в образовательном учреждении, применении практико-ориентированных технологий, поэтапном формировании  профессиональны...

Практико-ориентированные оценочные средства как метод формированию конкурентоспособного и практико-ориентированного специалиста

Новые стандарты ФГОС включают в себя не только требования к знаниям, но и к уровню воспитанности, развития личности, а также к условиям образования. Вот почему перед нами  остро встала  и в ...

Презентация к докладу на тему: Влияние качества подготовки специалистов на их конкурентоспособность

Презентация к докладу на тему: Влияние качества подготовки специалистов на их конкурентоспособность...

Влияние учебной работы, проводимой за рамками учебных занятий, на качество подготовки будущих специалистов

Данная статья является материалом Всероссийской научно-практической конференции  работников ОУ СПО "Педагогическая стратегия: образовательные процессы для формирования высококвалифицированных спе...

Презентация к докладу на педсовет "Практико-ориентированное обучение как главное условие подготовки специалистов среднего звена в соответствии с требованиями «МОЛОДЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ» ( WorldSkills Russia)

Действующие ФГОС СПО нацеливают образовательные организации на практико-ориентированную подготовку выпускников – показатель практико-ориентированности должен составлять 50-60% для ОУ базовой под...

Практико-ориентированные технологии обучения как средство оценивания образовательных результатов

Характеристики практико-ориентированных педагогических технологийПедагогический контроль и оценка образовательных результатов   с применением современных образовательных технологий...

Методическая тема: «Практико-ориентированный подход в системе профессиональной подготовки студентов»

Сфера массового образования сегодня переживает довольно значительные трансформации под воздействием требований к ее выпускникам, которые предъявляет нынешняя социальная и профессиональная практика. Ос...


 

Комментарии

Манихина Татьяна Афанасьевна

Спасибо, очень интересная и нужная статья. Я преподаю математику в техникуме на 1 курсе, и мне часто приходится отвечать на вопросы студентов "А зачем нам логарифмы"?, "Интегралы в жизни не встречаются" и т. п.Позтому в конце изучения каждой темы провожу уроки-конференции о применении математики в окружающей жизни.