Практико-ориентированные оценочные средства как метод формированию конкурентоспособного и практико-ориентированного специалиста
статья на тему

Эсаева Светлана Александровна

Новые стандарты ФГОС включают в себя не только требования к знаниям, но и к уровню воспитанности, развития личности, а также к условиям образования. Вот почему перед нами  остро встала  и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения студентами  новых знаний, умений и компетенций, включая  умение учиться.

Перед современным педагогом встает задача реализации компетентностного подхода в обучении. Необходимо найти ту «золотую середину», которая позволила бы не нанести ущерб теоретической базе и одновременно усилить практическую (практико-ориентированную) будущих специалистов. Возникает необходимость внедрения новых форм, методов и технологий обучения, например, имитационные практико-ориентированные технологии.

В настоящее время практико-ориентированные технологии оказывают решающее влияние на все процессы обучения: от предоставления учащимся знаний, умений и навыков до контроля их усвоения.

В качестве одной из форм контроля и оценки результатов освоения профессионального модуля, на наш взгляд, наиболее приемлемыми являются имитационные практико-ориентированные задания.

Например, для контроля приобретенных компетенций по ПМ 01 Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования специальности 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования задания могут быть построены на моделировании конкретной ситуации, решения конкретной профессиональной проблемы, то есть обучающийся  в ходе выполнения задания должен применить знания, умения и навыки в ситуациях, нетождественных тем, в которых они формировались, то есть направленность заданий на решение не учебных, а профессиональных задач. Содержание заданий должно быть максимально приближено к ситуациям профессиональной деятельности. Эти задания должны учитывать специфику требований к специалистам данного профиля на регионального рынке труда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практикоориентированные оценочные средства как метод формированию конкурентоспособного и практико-ориентированного специалиста

Новые стандарты ФГОС включают в себя не только требования к знаниям, но и к уровню воспитанности, развития личности, а также к условиям образования. Вот почему перед нами  остро встала  и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения студентами  новых знаний, умений и компетенций, включая  умение учиться. В настоящее время образование пока ещё  продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Поэтому необходимо реформировать систему образования – не теряя своей фундаментальности, она должна приобрести новое, практико-ориентированное содержание. Рынок труда требует не просто теоретически подготовленного специалиста, а человека, способного решать практические задачи.

Перед современным педагогом встает задача реализации компетентностного подхода в обучении. Необходимо найти ту «золотую середину», которая позволила бы не нанести ущерб теоретической базе и одновременно усилить практическую (практико-ориентированную) будущих специалистов. Возникает необходимость внедрения новых форм, методов и технологий обучения. Например, имитационные практикоориентированные технологии.

В настоящее время практикоориентированные технологии оказывают решающее влияние на все процессы обучения: от предоставления учащимся знаний, умений и навыков до контроля их усвоения.

В качестве одной из форм контроля и оценки результатов освоения профессионального модуля, на наш взгляд, наиболее приемлемыми являются имитационные практикоориентированные задания.

Например, для контроля приобретенных компетенций по ПМ 01 Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования специальности 140448 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования» задания могут быть построены на моделировании конкретной ситуации, решения конкретной профессиональной проблемы, то есть обучающийся  в ходе выполнения задания должен применить знания, умения и навыки в ситуациях, нетождественных тем, в которых они формировались, то есть направленность заданий на решение не учебных, а профессиональных задач. Содержание заданий должно быть максимально приближено к ситуациям профессиональной деятельности и должны учитывать специфику требований к специалистам данного профиля на регионального рынке труда.

Далее представлен один из вариантов заданий.

Представлена схема управления компрессорной установкой. Необходимо рассчитать и выбрать электрооборудование к схеме (двигатель, аппараты защиты, пусковую аппаратуру  и кабельные линии), произвести диагностику, наладку и проверку оборудования компрессорной установки.

В таблице представлен фрагмент перечня проверяемых профессиональных и общих компетенции:

Профессиональная компетенция

ПК 1.1. Выполнять наладку, регулировку и проверку электрического и электромеханического оборудования.

Общие компетенции

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Ход решения задачи:

  1. Необходимо прочитать схему управления и определить ее работоспособность;
  2. Определение электроэнергетических параметров электрических машин и аппаратов, электротехнических устройств в данной схеме;
  3. Определение перечня работ для выполнения диагностики оборудования и определения  его ресурсов;
  4. Анализ возможных неисправностей электрооборудования;
  5. Составление перечня работ для выполнения наладки, регулировки и проверки электрического и электромеханического оборудования в соответствии с требованиями ПУЭ, ПТЭ и ПТБ;
  6. Выбор форм и методов технической эксплуатации электрического и электромеханического оборудования в соответствии с требованиями ПУЭ, ПТЭ и ПТБ;
  7. Заполнение  маршрутно-технологической документации на эксплуатацию, обслуживание и ремонт электрооборудования в соответствии с требованиями ПУЭ, ПТЭ и ПТБ.
  8. Доклад студента об обнаруженных неисправностях электрооборудования и принятых мерах по их устранению.

Время выполнения задания – 6 академических часов.

Оборудование: справочная литература, нормативные документы (ПУЭ, ПТЭ и ПТБ), бланки  маршрутно-технологической документации на эксплуатацию, обслуживание и ремонт электрооборудования

Для оценки профессиональных компетенций необходимо оценить перечень критериев оценки каждой компетенции. Критерии должны быть четкими и понятными, как и для экзаменующегося, так и для экспертов.

В таблице приведен фрагмент критериев оценки профессиональных компетенций по представленному заданию.

П.К. 1.1   Выполнять наладку, регулировку и проверку электрического и электромеханического оборудования

1.1 Определение электроэнергетических параметров электрических машин и аппаратов, электротехнических устройств и систем  (да – 1 балл, нет – 0 баллов)

Показатели оценки

Да

Нет

  1. Расчет мощности двигателя выполнен правильно
  2. Марка двигателя выбрана верно
  3. Защитная аппаратура выбрана верно
  4. Пусковая аппаратура выбрана верно
  5. Кабельная линия выбрана верно

Итого баллов:

П.К. N.N.

1.

n

Итого баллов:

Итого по профессиональному модулю баллов:

Результатом может являться комплексная оценка и суммирование всех показателей, если обучающийся набирает, например 80-100 баллов, то ПМ освоен.

Таким образом, имитационные практикоориентированные задания для контроля результатов освоения ПМ способствуют формированию конкурентоспособного и практикоориентированного специалиста, обладающего достаточным уровнем компетенции, способного быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям производственного процесса.

Литература:

1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Стандарты и мониторинг в образовании, - 2002 - №1.

3. Белоновская, И.Д. Формирование профессиональной компетентности специалиста: региональный опыт. – М.: Институт развития профессионального образования, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЛИЯНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

О роли современных учреждений СПО в  работе над моделью подготовки конкурентоспособного и практико-ориентированного специалиста, обладающего достаточным уровнем компетенции, способного быстро ада...

Практико-ориентированный подход в подготовке специалистов

В статье рассматривается вопрос о практико-ориентированном подходе к обучению в образовательном учреждении, применении практико-ориентированных технологий, поэтапном формировании  профессиональны...

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА.

Модель подготовки специалиста включает все виды учебной, познавательной деятельности, учебные планы, программы, различные варианты связи с практической деятельностью через учебную, производствен...

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ ТЕХНОЛОГИЯ МЯСА И МЯСНЫХ ПРОДУКТОВ

Основной задачей по повышению профессиональной компетентности выпускников нашего техникума и их конкурентоспособности  является увеличение практики  и решение задач в области их будущей проф...

Проект банка данных практико-ориентированных заданий и оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по основным образовательным программам среднего профессионального образования и профессионального обучения в соответствие

Проект банка данных практико-ориентированных заданий и оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по основным образовательным программам среднего профессионального о...

20.12.2021 ТЕМА ДОКЛАДА: ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИК

20.12.2021 ТЕМА ДОКЛАДА:  ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИК...