Формирование практико-ориентированных образовательных результатов при проведении занятий на учебной практике в колледже
материал

Кретова Римма Валентиновна

Методический опыт

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx43.54 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование практико-ориентированных образовательных результатов при проведении занятий на учебной практике в колледже»

Подготовка квалифицированного специалиста новой формации, соответствующего современному уровню развития выбранной отрасли – это задача, которая в настоящее время поставлена перед всеми учебными организациями.

В последние годы весьма высокую популярность приобрело понятие «практико-ориентированное профессиональное образование». Данное словосочетание все чаще и чаще стало встречаться как в научной литературе по профессиональному образованию, так и в нормативных документах. При этом очевидно, что понимание сущности этого явления у различных авторов не всегда совпадает.

Что же такое практико-ориентированное профессиональное образование?

Практико-ориентированное профессиональное образование – это тип профессионального образования, целью реализации программ которого является подготовка обучающихся к конкретной профессиональной деятельности, в процессе которого практические формы обучения являются первичными, а программы разрабатываются и реализуются при непосредственном участии представителей социальных партнеров – работодателей.

В отличие от традиционного образования, ориентированного на усвоение знаний, практико-ориентированное образование направлено на приобретение кроме знаний, умений, навыков опыта практической деятельности. Говоря о особенностях образовательных программ практико-ориентированного профессионального образования, следует отметить, что их главный элемент – практика - имеет существенные отличия не только по количественным показателям, но и функционально. Для фундаментального образования практика – иллюстрация истинности теории, для практико-ориентированного образования теория – средство освоения практики. Подчиненность цели, характерная для всех педагогических подходов, вынуждает при разработке практико-ориентированных программ отталкиваться от содержания трудовых функций, описанных в профессиональных стандартах, формировать сначала программы практик, а лишь затем теоретических дисциплин, существенно меняя их привычную классическую структуру, отбирать знания и умения необходимые для практической деятельности.

Это значит, что образовательный процесс нацеленный на практико-ориентированное профессиональное образование, должен обеспечивать

- качественную учебную практику;

- доступность производственной практики на реальном предприятии;

- реальную отработку во время практики всех видов работ, необходимых для квалификации;

- создание условий (образовательной среды) для мотивации студента к профессиональной деятельности.

Во время обучения студентов по профессии Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) они проходят 2 вида практик: учебную и производственную, которая проводится концентрированно на предприятиях.

В своем докладе я хочу уделить внимания проведению учебной практики, в сварочной мастерской колледжа.

На первом занятии происходит знакомство студентов с будущей профессией. Урок начинаю с рассказа о значении профессии на производстве, сообщаю основные требования в отношении знаний, умений и навыков, предъявляемых к осваиваемой профессии.

После этого обучающиеся знакомятся с оборудованием учебной мастерской. Во время знакомства рассказываю и лично показываю, как организовать рабочее место, чем его оборудовать и как содержать, довожу правила техники безопасности, внутреннего распорядка и поведения в мастерской. По завершении распределяю обучающихся по рабочим местам.

Процесс обучения и построения занятия, мною организуется в виде вводного, текущего и заключительного инструктажей.

Вводный инструктаж проводится со всей группой, в начале каждого занятия в учебной мастерской. Он имеет целью ввести обучающихся в курс предстоящей на учебный день работы и подготовить их к сознательному освоению материала урока. Провожу знакомство студентов с темой и предстоящим объёмом работ. Объясняю практическое применение при выполнении учебного задания, полученных теоретических знаний по специальным предметам.

При разборе технических требований к работе и учебно-технической документации, которой обучающиеся будут пользоваться, обращаю внимание на соблюдение техники безопасности.

Обычно теоретический курс изучается по времени раньше, чем учебная практика, и вводный инструктаж проходит, как правило, методом беседы.

На вводном инструктаже ставлю целью показать трудовые приёмы и производственные операции, разъяснить возможные ошибки при их выполнении и пути их предупреждения.

Главной задачей текущего инструктажа - считаю не допускать применения обучающимися неправильных приёмов работы, систематически контролировать правильность выполнения производственных приёмов и оказывать своевременную помощь им в процессе выполнения учебно-производственного задания.

Каждое занятие учебной практики заканчивается заключительным инструктажем с целью подвести итоги учебно-производственной работы студентов за учебный день. В нём я сообщаю, что сделано и что не выполнено группой и отдельными обучающимися, отмечаю лучшие и худшие работы. Разбираем характерные ошибки, имевшие место на занятиях, их причины и способы предупреждения в дальнейшем.

В конце занятий сообщаю тему следующего занятия и даю задание на дом в зависимости от материала программы и периода обучения.

Организация учебно-производственного процесса с учетом практико-ориентированной направленности в полной мере воссоздаёт процесс будущей производственной практики.

Студенты, обучающиеся по профессии Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)), во время учебной практики в сварочной мастерской колледжа, отрабатывают профессиональные модули.

ПМ 01. Подготовительно-сварочные работы и контроль качества сварных швов после сварки, в который входят профессиональные компетенции: перечень которых обозначен на слайде:

ПК 1.1. Читать чертежи средней сложности и сложных сварных металлоконструкций.

ПК 1.2. Использовать конструкторскую, нормативно-техническую и производственно-технологическую документацию по сварке.

ПК 1.3. Проверять оснащенность, работоспособность, исправность и осуществлять настройку оборудования поста для различных способов сварки.

ПК 1.4. Подготавливать и проверять сварочные материалы для различных способов сварки.

ПК 1.5. Выполнять сборку и подготовку элементов конструкции под сварку.

ПК 1.6. Проводить контроль подготовки и сборки элементов конструкции под сварку.

ПК 1.7. Выполнять предварительный, сопутствующий (межслойный) подогрева металла.

ПК 1.8. Зачищать и удалять поверхностные дефекты сварных швов после сварки.

ПК 1.9. Проводить контроль сварных соединений на соответствие геометрическим размерам, требуемым конструкторской и производственно-технологической документации по сварке.

В соответствии с учебным планом, рабочей программой профессионального модуля ПМ 01 и рабочей программой учебной практики предусматриваются практические задания, которые разработаны на основе ПК ПМ 01, т.е каждой профессиональной компетенции соответствует определенная практическая работа. Перечень практических работ обозначен на слайде.

В формировании профессиональных компетенций главную роль играют упражнения и самостоятельная работа студентов.

В настоящее время я провожу учебную практику УП01 в Сварочной мастерской колледжа, с группой СВ-21, где мы отрабатываем ПМ 01.

Хочу привести пример учебно - производственной работы по УП ПМ.01:

 «Выполнение разделки кромок пластин толщиной 8мм под сварку под углом 30 градусов», данная работа выполняется в соответствии с профессиональными компетенциями ПК 1.1-ПК 1.8:

  • определяем угол скоса, угол разделки, величины притупления

длины скоса в соответствии с чертежом;

  • проверяем оснащенность, работоспособность, производим настройку оборудования по снятию кромок УШМ (угловая шлифовальная машинка);
  • подготавливаем пластину толщиной 8мм к разделке кромок;
  • проводим контроль подготовки и сборки элементов пластин под разделку кромок под углом 30 градусов;
  • зачищаем и удаляем поверхностные дефекты после разделки кромок на пластине.

        После учебной практики по ПМ01 начнется учебная практика в мастерской по ПМ 02 Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом и соответствующие профессиональные компетенции, обозначенные на слайде:

ПК 2.1. Выполнять ручную дуговую сварку различных деталей из углеродистых и конструкционных сталей во всех пространственных положениях сварного шва.

ПК 2.2. Выполнять ручную дуговую сварку различных деталей из цветных металлов и сплавов во всех пространственных положениях сварного шва.

ПК 2.3. Выполнять ручную дуговую наплавку покрытыми электродами различных деталей.

ПК 2.4. Выполнять дуговую резку различных деталей.

Например учебно - производственной работы в соответствии с профессиональной компетенцией ПК 2.1

 «Выполнение стыковых соединений  при наклоне пластин размером  250 X 150 X 8 мм под углом15к нижней плоскости без скоса кромок односторонним швом.

Порядок выполнения работы:

  • настройка  сварочного трансформатора ВД-306,
  • выбор режимов сварки, силы тока, использовать  диметр электрода d=4мм, выбрать  метод зажигания дуги.
  • производим сборку пластин с использованием прихваток ,высота прихваток должна быть 1/3 высоты основного шва ;
  • после сборки пластин размером 250 X 150 X 8 мм, наклоненных под углом 15, выполняют ниточный шов электродом, расположенным углом вперед, следя за равномерным расплавлением кромок обеих пластин .
  • затем ниточный шов зачистить и наложить широкий шов, при этом электрод перемещать либо по прямоугольной траектории или по спирали.

И последняя учебная практика по ПМ. 03 Частично механизированная сварка (наплавка) плавлением и соответствующие профессиональные компетенции (ПК) также обозначенные на слайде:

ПК 3.1. Выполнять частично механизированную сварку плавлением различных деталей из углеродистых и конструкционных сталей во всех пространственных положениях сварного шва и соответствующие профессиональные компетенции, обозначенные на слайде:

ПК 3.2. Выполнять частично механизированную сварку плавлением различных деталей и конструкций из цветных металлов и сплавов во всех пространственных положениях сварного шва .

ПК 3.3. Выполнять частично механизированную наплавку различных деталей.

Например, учебно - производственной работы в соответствии с профессиональной компетенцией ПК 3.1:

«Выполнение частично-механизированной сварки пластин t=2 3мм из углеродистой стали в нижнем положении сварного шва»

Порядок выполнения работы:

  • выполнение работ по очистке свариваемых поверхностей от грязи, ржавчины, масла;
  • настройка сварочного оборудования полуавтомата AURORA PRO OVERMAN 400; настройка параметров режимов сварки,
  • выполнение сварки пластин в нижнем положении,
  • зачистка шва от окалины.

        Таким образом, формируются практико-ориентированные образовательные результаты при проведении занятий на учебной практике в колледже по профессии Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки). Организация учебно-производственного процесса с учетом практико-ориентированной направленности в полной мере воссоздаёт процесс будущей производственной практики.

        Практико-ориентированное обучение дает возможность поэтапного введения студентов с 1 курса в профессиональный образовательный процесс, начиная с адаптации к обучению в колледже (знакомство с будущей профессией), затем изучение общепрофессиональных и специальных дисциплин (практический этап – освоение профессиональных модулей и прохождение учебной практики, оценка своего профессионального уровня, исследовательская деятельность, дипломная работа, решение профессиональных задач).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование общих и профессиональных компетенций на практических занятиях профессионального модуля в медицинском колледже

В статье рассматриваются  игровые методы обучения, их практическое применение на профессиональном модуле «Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными», с целью р...

Результаты усвоения профессиональных дисциплин и учебной практики обучающимися (группа 2П1517 "Повар" 2016-2017 учебные годы)

Результаты усвоения профессиональных дисциплин и учебной практики обучающимися по программам профессионального обучения (из числа обучающихся-выпускников коррекционных школ 8 вида) группа 2П1517...

Занятие по учебной практике: Работа на весоизмерительном оборудовании. Тема занятия: Взвешивание на торговых весах МК-ТН

Прилагаемый материал содержит план занятия учебной практики по обозначенной теме, Правила эксплуатации весоизмерительного оборудования, контрольные вопросы по безопасным условиям работы на весах, отве...

Методика проведения занятия на учебной практике по МДК 01.01 Зоогигиена для студентов 2 курса специальности "Ветеринария"

Занятие по Учебной практике по теме: "Оценка питательности кормов по химическому составу и переваримым питательным веществам"...

20.12.2021 ТЕМА ДОКЛАДА: ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИК

20.12.2021 ТЕМА ДОКЛАДА:  ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИК...