ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА.
статья по теме
Модель подготовки специалиста включает все виды учебной, познавательной деятельности, учебные планы, программы, различные варианты связи с практической деятельностью через учебную, производственную, преддипломную практику, курсовую, дипломную работу, научно-исследовательскую деятельность и др.
Выпускник должен быть сформирован как личность, которая была бы способна решать профессиональные, порой нестандартные задачи, ощущать себя творческой личностью и конкурентно-способным специалистом на современном рынке труда. Надо помнить, что практико-ориентированное обучение характеризует постоянная нацеленность на результат обучения.
Данная статья была рекомендована на международный конкурс педагогического мастерства в г. Чебоксары - заняла 1 место.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktiko-orientir.obuchenie.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА.
Е.В.Казарцева, преподаватель МДК «Медицина катастроф»,»Безопасности жизнедеятельности»
Калужского базового медицинского колледжа
С развитием медицинской науки, современных изменений в здравоохранении, обществе, экономике государства к медицинскому специалисту, его профессиональной модели предъявляются новые требования.
Именно средний медицинский персонал, грамотно и квалифицированно выполняя свои профессиональные обязанности, осуществляет эмоциональную и информационную поддержку пациента и его родственников, оказывают качественный и индивидуальный уход.
Калужский базовый медицинский колледж ежегодно выпускает следующих специалистов: фельдшеров, медицинских сестер, фармацевтов, лабораторных медицинских техников, зубных техников, акушерок.
Руководствуясь требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), а также будущими должностными обязанностями, Единым квалификационным справочником должностей (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения») профессиональная модель будущих специалистов может быть представлена следующими профессионально-значимыми компетенциями:
- теоретико- методологической;
- социально-коммуникативной;
- профессионально-технологической;
- этико-культурной.
Важно каждому преподавателю уметь построить модель предполагаемого специалиста и претворить ее в модель подготовки специалиста, а, следовательно, учебный процесс должен быть направлен на практико-ориентированное обучение.
Главная цель – формирование у будущего специалиста полной готовности к профессиональной деятельности.
Модель подготовки специалиста включает все виды учебной, познавательной деятельности, учебные планы, программы, различные варианты связи с практической деятельностью через учебную, производственную, преддипломную практику, курсовую, дипломную работу, научно-исследовательскую деятельность и др.
Выпускник должен быть сформирован как личность, которая была бы способна решать профессиональные, порой нестандартные задачи, ощущать себя творческой личностью и конкурентно-способным специалистом на современном рынке труда. Надо помнить, что практико-ориентированное обучение характеризует постоянная нацеленность на результат обучения.
Это не значит «нагрузить средний медицинский персонал» набором профессиональных компетенций, а научить его самоформироваться, саморазвиваться, то есть самостоятельно развивать компетенции. Этому помогают не только традиционные формы контроля знаний, умений специалиста, но и демонстрация действий в различных ситуациях, максимально приближенных к практической деятельности (например, оказание неотложной медицинской помощи в экстремальных ситуациях); результаты индивидуальной или групповой практической работы (обсуждение, дискуссия, деловая игра, разбор результатов действий и др.). Это своеобразные критерии оценки профессиональной деятельности.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА [3] :
Теоретико-методологическая 1.Знание теоретических основ по спе-
циальности.
2.Умение находить причинно-следст-
венную связь теории и практики.
3.Анализировать и делать выводы.
Социально-коммуникативная 1.Знание социально-культурных основ
по специальности.
2.Умение работать в коллективе.
3.Выявлять коммуникативные
аналогии в различчных ситуациях.
Профессинально-технологическая 1.Знание технологии выполнения
алгоритма различных профессио-
нальных манипуляций.
2.Создание безопасной среды для
пациента и персонала.
3.Способность реагировать на изме-
нения в технологии работ по профес-
сии и работать по ним.
Этико-культурная 1.Знание и соблюдение этики обще-
ния с пациентом и персоналом.
2.Эмоцианальная устойчивость в
различных ситуациях, владение
собой.
3.Владение культурой общения.
Поскольку медицинские технологии сегодня быстро развиваются, то и невозможно оставаться на одном и том же образовательном уровне не только выпускнику, но и преподавателю. Необходимо в качестве будущих целей предполагать :
- получение новых знаний на курсах повышения квалификации;
- участие на различном уровне в профессиональных конкурсах;
- самостоятельное поддержание профессионального уровня;
- изучение новых стандартов работы, технологий профессиональной деятельности;
- позитивная мотивация к работе.
Медицинские учреждения нуждаются в самостоятельных, творческих специалистах, инициативных, предприимчивых, способных находить нестандартные и нетрадиционные решения.
Можно наметить следующие направления практико-ориентированного обучения [2] :
1)погружение студентов в профессиональную среду в ходе учебной, производственной и преддипломной практик;
2)использование профессионально-ориентированных технологий обучения и моделирование будущей профессиональной деятельности путем изучения моделей профессиональной деятельности (контекстно-профессиональное изучение дисциплин);
3)приобретение опыта практической деятельности при вовлечении студентов в работу, повышение их активности, а мотивация к изучению материала возникает от потребности в решении практической задачи (самостоятельной работы на практических занятиях).Этот подход является деятельностно-компетентным.
Это наиболее приемлемый путь формирования профессиональной деятельности специалиста, потому что к триаде «знания-умения-навыки» добавляется «опыт деятельности».
По-моему, основная ошибка низкой профессиональной компетентности выпускников является отсутствие практики решения задач в области своей профессии, пренебрежение согласованности стандартов по подготовке специалистов с профессиональными стандартами в определенной области.
Нельзя отрицать принципы диалогизма и практико-ориентированности : формирование навыков общения, толерантного отношения к иному мнению; умение выделять главную проблему и решение ее оптимальным способом; анализировать результаты своей работы. Это тоже критерии компетентности специалиста.
В основу реализации практико-ориентированного обучения должны быть положены [1] :
- реальные профессиональные (ситуационные) задачи;
- специфика профессиональной деятельности специалистов (работа малыми группами на практических занятиях или всей группой, или индивидуально) в зависимости от специальности;
- интеграция знаний, умений различных дисциплин (взаимосвязь преподавателей смежных дисциплин). Акцент надо ставить на специальных дисциплинах, не забывая общепрофессиональных.
Практико-ориентированное обучение дает возможность поэтапного введения студентов с 1 курса в профессиональный образовательный процесс, начиная с адаптации к обучению в колледже (знакомство с будущей профессией), затем изучение общепрофессиональных и специальных дисциплин ( практический этап – освоение профессиональных модулей и прохождение учебной практики, оценка своего профессионального уровня, исследовательская деятельность – кружковая,курсовая, дипломная работа, решение профессиональных задач). Заключительный этап обучения включает производственную практику, сдачу квалификационного экзамена по ПМ; преддипломную практику и защиту дипломного проекта (работы).
В итоге выпускник может выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество, и даже организовать собственную деятельность.
Основные задачи образовательного учреждения :
-формирование практического опыта профессиональной деятельности на заключительном этапе обучения на базе конкретного медицинского учреждения (аптек, больниц, поликлиник и др.);
-освоение профессиональных и общих компетенций по виду будущей профессии;
-возможная проверка своих компетенций на практике, т.е. выполнение должностных обязанностей и конкретных самостоятельных заданий.
Таким образом, практико-ориентированность и диалог позволяют будущим специалистам приобрести первый профессиональный опыт, организаторский, мобильный, конкурентно-способный характер.
Размышления, дискуссии, исследования, а не запоминания имеют значение для развития личности студента [4].Хочется отметить еще раз, что практико-ориентированное обучение предполагает освоение студентами образовательных программ не только в учебной аудитории, но и в реальных условиях будущей работы за счет выполнения ими реальных практических задач [4]. Не последнюю роль в освоении профессии имеет материально-техническая база обучения (наличие и оснащение «рабочих мест будущих специалистов», современное технологическое оборудование в колледже и привлечение профессионалов лечебно-профилактических учреждений к преподавательской деятельности).
Обучение направлено на освоение студентами теоретической части учебного материала (лекции, семинары), практической части (практические и лабораторные занятия, практика в медицинских учреждениях), самостоятельная работа (курсовая, дипломная работа, исследовательская работа в кружках, волонтерская деятельность и др.).
Позиция преподавателя изменилась коренным образом от роли «транслятора» знаний к позиции «менеджера», для чего необходимо грамотно владеть современными методами обучения, организаторскими способностями, умением обучить компетенциями согласно профессиональным модулям [5].
На мой взгляд практико-ориентированные технологии : интерактивного обучения, контекстно-компетентного обучения, компетентно-ориентированного обучения, технологии модульного обучения, технологии интегрированного и проблемного обучения, проектной технологии др.
Использование современных технологий меняет учебный процесс:
- преподаватель -организатор , консультант;
- студент – активный участник учебы, сотрудник преподавателя;
- акцент ставится на самостоятельном поиске знаний;
- проверка – это рефлексия, рассуждение студента, осмысление информации;
- на занятиях активное взаимообучение студентов, их дискуссии, обсуждение результатов работы.
Структура занятий способствует усвоению компетенций и соответствует требованиям новых образовательных стандартов СПО. Интегративный характер компетенций выделяет общие компоненты: когнитивный, операциональный, ценностный.
Применительно к МДК «Медицина катастроф» когнитивный компонент заключается в формировании у студентов способности определять поражающие факторы, последствия катастроф, группировать полученные данные при осмотре пораженного, ставить предварительный диагноз.
Опрециональный компонент включает алгоритм действий при неотложных состояниях, выполнение медицинских манипуляций, умение оказать медицинскую помощь.
Ценностный компонент объединяет комплекс правовых, деонтологических и этических норм, служит психологическим стимулятором будущей медицинской деятельности (отношение к профессиональному труду, коллегам, пациентам, к себе).
Осознание этого компонента определяет значение медицинского работника для спасения жизни в условиях ЧС. Итак, эти компоненты определяют целостный контекст профессии и модель поведения специалистов при решении профессиональных задач.
Согласно А.А.Вербицкому, необходим постепенный переход от познавательской деятельности к профессиональной: использование различных элементов для моделирования профессионального контекста. Цель- студенты осваивают профессию через обдуманность действий и практическую значимость полученных знаний и умений.
Известны слова Е.Полата:
Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Дай действовать самому – и я научусь.
Моделирование «профессионального рабочего места» позволяет сократить, а может и преодолеть разрыв между образованием и жизнью, между учебным и практическим процессом, а значит, и сформировать будущие профессиональные компетенции.
Знания служат своеобразным «мостиком» в реализации схемы: «знать – уметь – владеть – быть специалистом».
На практических занятиях по дисциплинам «Безопасность жизнедеятельности» и «Медицина катастроф» имитируются различные экстремальные ситуации в очагах аварий и катастроф, полученные повреждения пораженными ,причем различной этиологии, и задания по оказанию неотложной медицинской помощи и действиям в чрезвычайных ситуациях.
Ситуационные задачи дают возможность оценить состояние пораженного, поставить предварительный диагноз (определить неотложное состояние), наметить алгоритм помощи с использование табельных и подручных средств в зависимости от вида медицинской помощи (первой, доврачебной).
Методические разработки занятий предусматривают способы управления учебными действиями студентов, методы контроля сформированности общих и профессиональных компетенций, систему взаимодействия преподавателя и студентов по решению задач для достижения поставленных целей.
Различные тренажеры по оказанию медицинской помощи дают возможность практически осуществить свою работу. Это позволяет ввести студента в профессиональную ситуацию.
При этом используются знания и умения, приобретенные на смежных дисциплинах (общепрофессиональных и специальных) Вышеуказанные дисциплины осваиваются на 4 курсе и интеграция возможна со многими дисциплинами. Интерес студентов к профессии при этом повышается, заостряется их внимание, повышается мотивация к самостоятельному решению и активному мышлению.
Деловая игра (сценарий ЧС), викторины, олимпиады, реально поставленные проблемы позволяют задать стимул в обучении будущей профессии и тем самым смоделировать более адекватные по сравнению с традиционным обучением условия формирования личности специалиста.
Мультимедийный материал по темам не просто просматривается как наглядное пособие, но и как материал с «ошибками» (порой намеренными). Чаще всего интересны профессионально направленные учебно-методические комплексы (учебный материал, иллюстрированный, содержащий фильмы; презентации, сборники тестовых заданий, ситуационных задач, кроссвордов; учебные пособия, сборники методических рекомендаций к практическим занятиям и т.д.).
В рамках интегрированной образовательной технологии интересны бинарные занятия, основанные на междисциплинарных связях, особенно со специальными дисциплинами, ориентированными на будущую работу.
Пример такого занятия : бинарное практическое занятие по дисциплинам ПМ.03 «Проведение лабораторных биохимических исследований» и «Безопасность жизнедеятельности», тема «Первая медицинская помощь при синдроме длительного сдавления. Проведение лабораторных биохимических исследований при патологиях», специальность «Лабораторная диагностика», 4 курс.
На занятиях теоретического характера (семинары) были успешно освоены знания, а на практическом занятии – преподаватели дисциплин дают задания производственного характера ( ситуационная задача по оказанию ПМП пострадавшему с СДС, оказание медицинской помощи на тренажере, имитация забора крови для лабораторного исследования на креатинин , исследование сыворотки крови согласно методике, расчет содержания креатинина, анализ полученных данных , вывод по подтверждению диагноза СДС).
Фильмы по теме занятия делали акцент на роли грамотной медицинской помощи пострадавшим. Приоритетная роль на этом занятии отводилась преподавателю специальной дисциплины (ПМ.03).
Такие занятия позволяют:
- повысить мотивацию изучения дисциплин с конечным результатом (рабочая деятельность);
- развивают у студентов навыки самообразования (подготовка к занятию) и самооценки (отметка );
- позволяют развивать умения, в том числе творческие; принимать самостоятельное решение, делать выводы;
- развивают коммуникативные способности, что необходимо среднему медицинскому персоналу в работе (общение с пациентом и коллегами, руководством);
- обладают огромным воспитательным потенциалом.
В заключение хочу сказать, что практико-ориентированное обучение невозможно сейчас без практико-ориентированных технологий обучения и воспитания студентов. Решить вопрос о таком обучении без современных технологий проблематично.
Работодателям необходим квалифицированный специалист:
-компетентный, обладающий достаточным уровнем компетенций;
-свободно владеющий своей профессией;
-свободно быстро адаптироваться к изменениям производственной деятельности.
Итак, модель специалиста должна включать профессиональную компетентность, готовность к профессиональной деятельности, личностные качества. Изменения в характере обучения ориентируют на самостоятельность, конкурентно-способность, свободное развитие человека, творческую инициативу, высокую культуру, мобильность.
Учебный процесс должен моделировать профессиональную деятельность в стенах образовательного учреждения, повышая интерес к будущей профессии.
Литература:
1.Канаева Т.А., Профессиональное становление студентов СПО в контексте практико-ориентированных технологий. Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №12 (20), 2012.
2.Карюкина О.А., статья «Практико-ориентированный подход в подготовке специалистов», опубликовано 16.11.2014г.
3.Краснова С.А., Тольяттинский государственный университет (Россия), Модель практико-ориентированного обучения среднего медицинского персонала, 2011.
4.Морозова Т.И., Практико- ориентированные технологии, как необходимое условие творческого развития студентов, ХШ Южно-Российская межрегиональная научно-практическая конференция-выставка «Информационные технологии в образовании», ИТО-Ростов-2013».
5.Принципы модульного обучения, Вестник высшей школы.-2009.-№8.-С.30-33, Гараев В.М., Куликов С.И., Дурко Е.М.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: «Практико-ориентированное обучение – условие формирования у обучающихся готовности к трудоустройству».
В конце концов, от всех приобретенных знанийв памяти у нас остается только то, что мы применили на практикеГёте...
Практико-ориентированные оценочные средства как метод формированию конкурентоспособного и практико-ориентированного специалиста
Новые стандарты ФГОС включают в себя не только требования к знаниям, но и к уровню воспитанности, развития личности, а также к условиям образования. Вот почему перед нами остро встала и в ...
Прикладной практико-ориентированный проект "Использование методики обучения вождению автомобиля категории «В» с учетом формирования профессиональных и общих компетенций"
Практическая подготовка студентов является неотъемлемой частью их профессиональной подготовки и обеспечивается путем участия студентов в осуществлении деятельности в соответствии с образовательными пр...
Практико-ориентированные технологии обучения как средство оценивания образовательных результатов
Характеристики практико-ориентированных педагогических технологийПедагогический контроль и оценка образовательных результатов с применением современных образовательных технологий...
Формирование практико-ориентированных образовательных результатов при проведении занятий на учебной практике в колледже
Методический опыт...
Создание практико-ориентированной среды, как фактор формирования профессиональной подготовки студентов ДПИ
Статья о проблеме сегодня в СПО - создание практико- ориентированной среды студентов обучающихся на отделении ДПИ...
20.12.2021 ТЕМА ДОКЛАДА: ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИК
20.12.2021 ТЕМА ДОКЛАДА: ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИК...