ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РОСПИСИ ТКАНИ
статья на тему

Халецкая Ирина Борисовна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_v_ulan-ude_haletskaya.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РОСПИСИ ТКАНИ

И.Б. Халецкая, преподаватель декоративно-прикладного искусства,

Филиал ОГБОУ СПО Братского педагогического колледжа в г. Тулуне

Введение федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения среднего профессионального образования ставит перед образовательными учреждениями ряд проблем по выполнению их требований, среди которых мы выделяем проблему выбора методов и технологий обучения, обеспечивающих процесс формирования у студентов профессиональных компетенций.

Процесс обучения должен обеспечивать будущему специалисту не только фундаментальные теоретические знания, но и широкий спектр практических профессиональных умений и навыков. Одной из важных форм и методов реализации новых подходов в образовании являются компетентностно-ориентированные технологии обучения. В качестве средств, реализующих такой подход, все большее признание находят активные и интерактивные методы обучения, одним из которых являются творческие задания.

Творческие задания - это такие учебные задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего коллеги, друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, сообучения, общения всех участников образовательного процесса, включая педагога. Выбор творческого задания сам по себе является творческим заданием для педагога, поскольку требуется найти такое задание, которое отвечало бы следующим критериям:

  • не имеет однозначного и односложного ответа или решения;
  • является практическим и полезным для учащихся;
  • связано с жизнью учащихся;
  • вызывает интерес у учащихся;
  • максимально служит целям обучения.

Студенты, обучающиеся по специальности Изобразительное искусство и черчение, развивают профессиональные компетенции, в первую очередь, в деятельности, связанной с творчеством.

        Курс батика является частью творческой подготовки будущих учителей изобразительного искусства. Как показал многолетний опыт, применение творческих задач в обучении росписи ткани (батика) активизирует учебную деятельность студентов, в процессе которой  развиваются творческие способности.

Для того чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей, она должна удовлетворять некоторым условиям:

Во-первых, деятельность должна вызывать у человека сильные и устойчивые положительные эмоции, удовольствие, удовлетворение.

Во-вторых, деятельность должна быть творческой.

В-третьих, важно организовать деятельность человека таким образом, чтобы он преследовал цель, всегда немного превосходящие его наличные возможности.

Известно, что можно выделить два уровня способностей: репродуктивный и творческий.

Студенты, находящиеся на первом уровне, проявляют умение быстро усваивать знания и овладевать определенной деятельностью, осуществляя ее по образцу. На втором уровне студенты способны при помощи самостоятельной деятельности создавать новое, оригинальное.

Использование заданий, включающих в себя всю систему познавательных действий и операций, начиная от действий, связанных с восприятием, запоминанием, осмыслением и заканчивая операциями логического и творческого мышления, дает возможность повысить у студентов интерес к художественной деятельности, а, следовательно, и эффективность художественного образования.

Структура творческих заданий включает в себя 3 последовательных этапа:

  1. Исполнительный.
  2. Творческий.
  3. Авторский.

На первом этапе студенты выполняют ряд простейших заданий по выработке технологических навыков и умений при работе с различными материалами и инструментами. Здесь студенты знакомятся с различными приемами и дополнительными эффектами в ручной росписи ткани. Например,  выполняют ряд образцов по освоению технологии свободной росписи, узелкового и складного батика, монотипии. При знакомстве с дополнительными эффектами студенты учатся: рисовать деревья при помощи соломинки; причудливые узоры при помощи соли; воду, небо,  снег мятой бумагой и штампами; орнаменты с помощью трафаретения; создать иллюзию салюта сухими красителями и др. Также выполняют простейшие композиции в технике простой холодный или горячий батик на темы: «Игра линий», «Букет», «Цветочные фантазии» и т.д.

        Эта группа заданий не имеет самостоятельной ценности, задания являются специальным дидактическим средством закрепления знаний и выработки умений и навыков работы в освоении технологии росписи ткани.

На втором этапе студенты выполняют ряд заданий, направленных на решение творческих задач средствами комбинаторного выполнения композиций. В них включаются результаты первой группы заданий. Это  позволяет закрепить первичные навыки и умения. Перед студентами ставится более сложная задача, связанная с экспериментом соединения в композиции различных способов и приемов росписи ткани. Такая  творческая деятельность обладает особым эффектом усиливать творческие возможности. Здесь студенты по воображению выполняют различные композиции: абстрактные, декоративные, сюжетные. Например, соединение приема монотипия с техникой холодного или горячего батика, в  результате чего получается оригинальное решение композиции, построенной на сочетании конкретного изображения композиционного центра и абстрактного фона.

        В другом задании монотипия является композиционной основой будущей работы. Требуется только немного выдумки и фантазии, и, используя технику холодного, горячего батика или свободной росписи необходимо дорисовать увиденное.

        При комбинировании холодного и горячего батика в композиции сочетаются строгость и графичность силуэтов изображения с живописностью фона. Здесь можно использовать всевозможные дополнительные эффекты.

        Не менее интересный эффект получается при помощи рисования белизной по темной заливке фона. Рисунок как бы высвечивается из глубины, образуя контраст фона и изображения. Такой прием можно использовать, устраняя дефекты при затемнении отдельных участков композиции или всей работы.

        Используя различные возможности активного, пассивного или цветного контура в холодном батике, или работая штампами, каталками, набрызгом в горячем батике, студенты проявляют не только повышенный интерес к освоению технологии росписи ткани, но и осуществляют творческий подход к решению поставленных задач.

        Деятельность преподавателя не должна носить авторитарный характер. Большая роль здесь отводится свободному творчеству, фантазированию и экспериментированию студентов.

                Задания не имеют однозначных результатов их выполнения, они предполагают вариативные решения. Полученный результат отражает степень творческого самовыражения студента.

        На третьем этапе студенты выполняют авторские работы. Деятельность студентов является полностью самостоятельной, начиная с разработки творческих эскизов, определения используемых способов и приемов росписи ткани и заканчивая работой в материале с последующим оформлением.

         Здесь студентам предлагается выполнить итоговые абстрактные или сюжетные композиции, декоративное панно, детский настенный коврик, комплект салфеток, расписать шарф или платок и др.

         Авторские задания позволяют студентам реализовать свой творческий потенциал и увидеть результат своего творческого самовыражения и собственного профессионального продвижения.

При  выполнении заданий наблюдается вдохновленность и увлеченность работой. Образцы изделий отличаются оригинальностью решений и качественным уровнем оформления. Давая самооценку результатам своего труда, студент анализирует технологическую и эстетическую аспекты продукта творчества.

         Атмосфера творческого поиска готовит студентов к решению новых учебных задач.

Анализируя деятельность студентов на протяжении нескольких лет обучения можно сделать вывод, что применение системы заданий повышает творческую активность, самостоятельность, увлеченность. Возможность выбора заданий, различных по сложности и способам решения позволяют студентам реализовать свой творческий потенциал с учетом уровня своих индивидуальных возможностей и творческих способностей.

Высокая мотивация студентов определяет выбор области курсового и дипломного проектирования. За период апробации заданий разного уровня по результатам творческих просмотров  промежуточной аттестации, курсовому и дипломному проектированию студенты показали высокий уровень художественно-творческой деятельности. Продукты творчества отличаются оригинальными,  нетрадиционными способами решений и высоким качеством исполнения. 

Таким образом, использование творческих заданий в обучении студентов батику  создает  благоприятные     условия  для  развития творчества, вызывая интерес к учению, формируя самостоятельность, развивая фантазию, воображение, творческое мышление, технологические и исследовательские умения, что в комплексе формирует профессиональные компетенции будущих педагогов.

Список литературы

  1. Википедия. Интерактивные подходы черчения [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://ru.wikipedia.org/wiki/ свободный.- Заглавная с экрана.
  2. Гильман, Р.А. Художественная роспись ткани: учеб. пособие для студентов вузов: /Р.А. Гильман. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 159 с., 32 с. ил.
  3. Хуторской, А.В. Современная дидактика [Текст]: учебник для вузов / А.В. Хуторской. – СПб: Питер, 2001 – 544с/

Халецкая Ирина Борисовна, преподаватель декоративно-прикладного искусства

Место работы: Филиал ОГБОУ СПО «Братский педагогический колледж» в г. Тулуне

С/т 89086676099

Эл. адрес: Haleck@mail.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная среда как средство формирования профессиональных компетенций

В Байкальском базовом медицинском колледже  существуют материально-технические возможности для организации современной учебной деятельности и развития студентов. Проведение научно-практичес...

Доклад к педагогическому совету «Формирование профессиональной компетенции студентов среднего профессионального образования»

В настоящее время формирование профессиональной компетентности выпускника приобретает особую актуальность. Мировая образовательная практика рассматривает понятие «компетентность» в качестве ос­новного...

Модульное обучение как средство формирования профессиональной компетенции у студентов СПО

В статье  рассматривается процесс формирования профессиональных компетенций у будущих техников- механиков при условии применения технологии модульного обучения. Гипотеза проекта состоит в предлож...

"Современные информационные технологии как средство формирования профессиональных компетенций у студентов медицинского колледжа".

Дпанный методический материал может быть полезен для выступлений на заседаниях цикловой методической комиссии, Школы педагогичесого мастерства или Методического совета....

Педагогический проект "Создание творческой мастерской декоративной росписи ткани как средство формирования профессиональной компетенции художника-мастера". Автор Миргород И.Ю.

Основная идея проекта заключалась в том, что создание худождественной мастерской декоративной росписи ткани в педагогическом колледже  позволит раскрыть творческий потенциал студентов и подготови...

Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования профессиональных компетенций студентов на занятиях по математике, инженерной графике.

Компьютер в образовательном учреждении перестал быть только предметом изучения, он стал средством изучения. Основная задача применения компьютерных технологий обучения – повышение эффективности ...