ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ОСВОЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ
проект по теме

Киреева Раиса Викторовна

В данной научно-методической разработке показано как  с помощью самостоятельной работы студентов при создании учебно-творческих проектов для более углубленного изучения материала по  профессиональному модулю ПМ 03 «Участие в проектировании систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха »  формируются профессиональные компетенции. Для учебно-творческого проекта предложена тема «Элементы систем отопления». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Самостоятельная работа37.95 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Калужской области

 «Калужский коммунально-строительный техникум» им. И.К. Ципулина

Научно – методическая разработка

Тема : «Организация самостоятельной работы для формирования профессиональных компетенций при освоении профессиональных модулей.»

ПМ 03 «Участие в проектировании систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха »

МДК 03.01 «Особенности проектирования систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха»

 

Для очной формы обучения

Для специальности 08.02.07 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции»

Разработал преподаватель

 специальных дисциплин

ГБПОУ КО «ККСТ»

им. И.К. Ципулина

Киреева Р.В.

2016

ПМ03

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов

Стр.2

Содержание

1.  Введение…………………………………………………………………………3

1.1. Актуальность исследования…………………………………………………..3

1.2. Проблема исследования………………………………………………………..3

1.3 Тема исследования……………………………………………………………....3

1.4.  Объект исследования………………………………………………………….4

1.5  Предмет исследования…………………………………………………………4

1.6   Цель исследования……………………………………………………………..4

1.7    Гипотеза исследования……………………………………………………….5

2      Основная часть………………………………………………………….…….5

3    Заключение………………………………………………………………………8

4   Список литературы…………………………………………………………….8

ПМ03

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов

Стр.3

  1. Введение

      Девизом своей методической разработки я выбрала слова :

 «Для того, чтобы переварить знания их надо поглощать с интересом»                                                                                                      А. Франс

      Организация самостоятельной работы студентов при очной форме обучения неразрывно связана с формированием профессиональных компетенций  конкурентно-способного выпускника.  Студенты специальности 08.02.07 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств , кондиционирования воздуха и вентиляции» приступают к освоению профессионального модуля ПМ01 с второго семестра второго курса, качество освоения профессиональных модулей студенты  показывают на защитах курсовых и дипломного проектов. В данной научно-методической разработке показано как  с помощью самостоятельной работы студентов при создании учебно-творческих проектов для более углубленного изучения материала по  профессиональному модулю ПМ 03 «Участие в проектировании систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха »  формируются профессиональные компетенции. Для учебно-творческого проекта предложена тема «Элементы систем отопления». 

      Сложно представить современное жилое или административное здание без четко налаженной и отрегулированной системы отопления и других санитарно-технических систем. Водопровод и канализацию человечество изобрело еще в середине XI тысячелетия до н.э..В долине Инда (Пакистан) в ходе археологических раскопок была открыта одна из древнейших цивилизаций Земли – хараппская. Ученые обнаружили, что для отвода сточных вод городских улиц были проложены канализационные глиняные трубы. Люди, подводившие в город чистую воду и отводившие грязную, были первые в истории человечества монтажники санитарно-технических систем.

      В России в начале ХIХ века в крупных общественных зданиях устанавливается центральное отопление, вначале калориферное, затем паровое и водяное. Так, в 1829 г. впервые в России было установлено паровое отопление в Александрийском парке. В 1850 г. в Воспитательном доме Москвы начал действовать водопровод. Систему отопления, водопровод необходимо было обслуживать – появились первые сантехники. В середине ХХ века рабочих, осуществляющих монтаж, наладку и обслуживание сантехнических систем во всех отраслях промышленности, стали называть слесарями-сантехниками.

      Сегодня монтажник санитарно-технических и вентиляционных систем – это специалист, который отвечает за монтаж, обслуживание и ремонт оборудования систем тепло- и водоснабжения, а так же систем вентиляции жилых и производственных помещений. Производит установку оборудования систем кондиционирования воздуха, обустройства приточно-вытяжной вентиляции.

ПМ03

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов

Стр.4

Наряду с другими рабочими профессиями, труд монтажника санитарно-технических систем и оборудования будет востребован всегда, поскольку является социально значимым в настоящее время. Санитарно-технические системы и оборудование нуждаются в постоянной диагностике и своевременном ремонте. От деятельности данного специалиста зависит наше комфортное существование в бытовой сфере и бесперебойная деятельность промышленных предприятий города. Благодаря специалистам этой профессии исправно функционирует городской водопровод и канализация. Монтажник санитарно-технических систем и оборудования – квалифицированный специалист, труд которого необходим людям предприятиям городского хозяйства любого города.

В область профессиональной деятельности монтажника входит: разметка и резание металлов, нарезание резьбы, сборка, осуществление контроля и ремонта системы теплоснабжения и отопления, водоснабжения, водоотведения и канализации. Специалисту этой сферы необходимо уметь выполнять работы по заготовке деталей и узлов санитарно-технического оборудования и производить их монтаж, выявлять причины неполадок и находить способы их устранения. Он должен разбираться в вопросах связи внутренних инженерных систем со строительными конструкциями зданий.

Работа в современных условиях предъявляет достаточно высокие требования к обладателю этой профессии: внимательность, сообразительность и точность в действиях, ответственность, умение использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности, умение работать в команде.

1.1. Актуальность исследования

      Актуальность исследования состоит в определении уровня самостоятельных действий студентов 3 курса ГБПОУ КО «Калужский коммунально-строительный техникум» им. И.К. Ципулина при создании учебно-творческого проекта. Особую привлекательность для исследовательской работы имело, то что студенты изучают теоретический материал по ПМ03 два семестра, сдают квалификационный экзамен во втором семестре, выполнение учебно-творческого проекта позволит не только еще раз вспомнить пройденный материал, но и более углубленно его изучить, а также изложить в виде устных выступлений и презентации.

  1. Проблема исследования

      Проблема исследования состоит в умении организовать выполнение самостоятельности у студентов. Информацию для самостоятельной работы и реализации учебно-творческого проекта современные студенты черпают из интернета с использованием ИКТ, поэтому с одной стороны каждый студент проявляет умение найти информацию, обработать информацию, выделить главное и оценить возможность применения. Проект выполняется в малых группах и поэтому у студентов формируется умение работать в команде,

учитывать мнение команды и распределять выполнение частей проекта

ПМ03

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов

Стр.5

пропорционально возможностям каждого студента.

1.3 Тема исследования  

 

      Создание учебно-творческого проекта учебной группой студентов третьего курса по теме «Элементы системы отопления». Основная тема проекта разделена на три части, по количеству малых групп :

  1. Трубопроводы .
  2. Узел управления.
  3. Отопительные приборы.

Каждая группа готовит по своей части устные выступления каждого студента, презентацию и печатную продукцию по своей части.

1.4 Объект исследования

      Объектом исследования является формирование профессиональных компетенций при выполнении самостоятельной работы у студентов третьего курса специальности 08.02.07 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции» при изучении профессионального модуля ПМ03 «Участие в проектировании систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха »МДК 03.01 «Особенности проектирования систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха» Темы 3.2 «Отопление и тепловые сети»

1.5  Предмет исследования

      Педагогические условия для обеспечения процесса формирования профессиональных и общих  компетенций будущего  конкурентно-способного выпускника по специальности 08.02.07 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции» Анализ изученной литературы, опыт собственной деятельности позволили мне выявить педагогические условия, с помощью которых   возможно формирование профессиональных компетенций у студентов, это повышение мотивации  студентов; - повышения творческой активности студентов; - повышения качества содержания образовательного процесса.

1.6   Цель исследования 

      Формирование профессиональных и общих компетенций в образовательном процессе будущего конкурентно-способного выпускника при изучении профессионального модуля ПМ03 «Участие в проектировании систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха »МДК 03.01 «Особенности проектирования систем водоснабжения и

ПМ03

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов

Стр.6

водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха» Темы 3.2 «Отопление и тепловые сети».

          ПК 3.1. Конструировать элементы систем водоснабжения и

водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха.

ПК 3.2. Выполнять основы расчета систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха.

ПК 3.3. Составлять спецификацию материалов и оборудования систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования

воздуха на основании рабочих чертежей.

      Профессиональная компетенция ПК3.1 формируется если студент знает элементы систем отопления, их устройство, принцип работы и влияние на работу системы отопления в целом, а также умеет из них конструировать современные системы отопления. И только знания и умения  для формирования профессиональных компетенций  способны студентам дать возможность быть востребованными на рынке труда  и профессионально  решать различные задачи осуществления модернизации, реконструкции и реформирования ЖКХ России.

1.7    Гипотеза исследования

      Гипотеза исследования состоит в том, что формирование профессиональных компетенций будущих специалистов – техников по монтажу внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции в учебном заведении будет эффективнее, если:

  • - формирование профессиональной компетенций будет  органично

включено в   процесс профессиональной подготовки в ГБПОУ КО «Калужский коммунально-строительный техникум» им. И.К Ципулина и составит совокупность фундаментальных теоретических знаний, практических умений и навыков , возможности  применений их  практических и теоретических задач при выполнении самостоятельной работы, курсового  проектирования, учебных и производственных практик, при выполнении дипломного проектирования и защите дипломного проекта;

  • -реализуются следующие педагогические условия:

1. создана образовательная среда, побуждающая студентов к личностно-профессиональному росту в освоении профессиональных компетентностей;

2. используется в учебно-методическом обеспечении ПМ 03 «Участие в проектировании систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха» сочетание интегративной, проблемной, игровой, информационно-коммуникационной технологий;

3. приоритетность отводится практической направленности при освоении профессиональных модулей, на основе профессионально-ориентированных задач и практических работ, связанных с будущей профессией.

Для реализации педагогических условий большую роль играет профессиональная компетентность преподавателя, которая заключается во владении собственно профессиональной деятельностью на высоком

ПМ03

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов

Стр.7

теоретическом и практическом уровне, в способности находить нестандартные решения, проектировать дальнейшее профессиональное самосовершенствование, ставить и реализовывать задачи саморазвития.

Система данных педагогических условий создает благоприятный климат для формирования специалистов с положительным отношением к выбранной профессии, формирует имидж и статус учебного заведения.

 

2. Основная часть

      К учебно-творческому проекту я с группой студентов Ст 31 приступили 30 февраля, на выполнение мною было запланировано времени 4-5 учебных недель.

Заслушать готовый проект планировалось в конце марта-начале апреля 2016 года.      

      Создание учебно-творческого проекта я разделяю на следующие части :

- выбор темы проекта и определение участников по каждой малой группе;

- самостоятельный подбор материала, иллюстраций по теме, создание проекта презентации и устных выступлений;

- показ выполненного проекта преподавателю, консультации по доработке предложений и изменений проекта;

- выступление  с готовым проектом на внеаудиторном занятии.

      При выполнении проекта наблюдается и индивидуальная самостоятельная работа и групповая, последняя самая доступная и простая из форм самостоятельной работы. Студенты больше начинают доверять друг-другу, узнают друг-друга, приобретают навыки общения, уважения, начинают ценить как собственное время, так и время товарищей и педагога.

      Мотивация деятельности студентов начинается с постановки четкой цели проекта, вида конечного результата и сроков выполнения. Всегда студентов интересует, кто будет присутствовать на занятии из администрации и студентов других групп. Сам преподаватель должен проявлять интерес к работе студентов, давать четкие и дельные советы по выполнению презентации и устных выступлений.

Содержание учебно-творческого проекта – Элементы систем отопления выбрано не случайно, эта тема является основной при изучении профессионального модуля ПМ 03«Участие в проектировании систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха »по теме 3.8 «Отопление и тепловые сети» и воспринимается студентами сложно. Проект разбит на три основные части, как и система отопления любого здания. Часть 1 – Трубопроводы. Част 2 – Узел управления. Часть 3 – Отопительные приборы. Направленность каждой части студентам предложено определить самостоятельно, но обратить внимание на : материалы из которых изготовлены элементы, где в системе отопления устанавливаются, их значение в системе отопления и как применяются эти элементы в современных системах отопления. В каждой малой группе проявился лидер с хорошими или даже можно сказать отличными навыками созданий

ПМ03

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов

Стр.8

мультимедийной продукции, навыками работы с ИКТ, навыками распределения работы между студентами.

      Контроль как средство побуждения выполнения проекта проходил не всегда так как планировалось. Периодически я договаривалась с студентами о просмотре выполнения каждой группой проекта, иногда мои надежды на качество работы не оправдывалось, но тем не менее каждая малая группа

собралась и конечный результат достигли все. При предварительном выступлении каждой группы , мною рекомендованы переходы устных выступлений и показа презентации, указаны сложные моменты выступлений и как их избежать если таковые возникнут на открытом занятии, как избежать напряженности и самим выйти из затруднительной ситуации если кто-то из студентов забудет текст или часть текста своего выступления.    

Проверка и оценка результатов выполнения учебно-творческого проекта отводится мне как педагогу – консультанту. В результате проверки выявляется

общий итог работы всей группой  и мой как консультанта. К показателям

характеризующим конечный результат отношу :

  • Достигнутый уровень знаний;
  • Достигнутый уровень умения представить материал по проекту;
  • Достигнутый уровень умения работать в команде ;
  • Индивидуальные пробелы в знаниях;
  • Достигнутый уровень самостоятельности, логичность ответов на возникающие вопросы;
  • Достигнутый уровень в творческом подходе для реализации проекта.

3.Заключение

      Как сформировать профессиональные компетенции, позволяющие дать качественное образование и получить грамотного специалиста? Как преподаватель я постоянно в поиске, поэтому считаю , что такой подход к самостоятельной работе как учебно-творческий проект укрепит интерес к своей специальности студентов, сформирует у них профессиональные компетенции и позволит им успешно защитить дипломный проект и найти свое место на профессиональном поприще.

 4. Список литературы

1. Андюхов, Б. Кейс – технология – инструмент формирования компетентностей /Б. Андюхова //Директор школы.- 2010.-№4.-С.61-65

 2. Головашкина, Л. Сдвоенный урок как обмен житейским опытом / Л. Головашкина// Педагогическая техника.- 2010.- №1.-С.29-30

3. Новикова, И. Этапы познания: Организация проблемного обучения / И. Новикова // Спорт в школе. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2010.-№4.-С.8

 4. Золотухина, А. Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке /А. Золотухина // Математика. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2010.-№4.-С.3-5

 

ПМ03

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов

Стр.9

5. Громыко, Г. Обучение в парах – и просто, и сложно /Г. Громыко // Директор школы.- 2010.-№3.-С.67-70

 6. Брендина, Н. В. Интерактивные средства развивающие мышление /Н.В. Брендина // Физика. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2010.-№19.-С.11-13

7. Андреев, О. Ролевая игра: как ее спланировать, организовать и подвести итоги /О. Андреева// Школьное планирование.- 2010.-№2.-С.107-114

8. Белый, В.И. О современных тенденциях в распространении методов

проектного обучения /В.И. Белый // Школьные технологии.- 2010.-№2.-С.105-153

 9. Гузеева, В.В. Исследовательская работа в профильном обучении /В.В. Гузеева // Народное образование.- 2010.-№7.-С.192-196

 10. Рачевский, Е.Л. информационные технологии в образовании: Школа будущего /Е.Л. Рачевский // Директор школы.- 2010.-№1.-С.55-58

11. Новикова, А.М. Методология игровой деятельности /А.М. Новикова // Школьные технологии.- 2009.-№6.-С.77-89

12. Рево, В. Паспорт здоровья как инструмент здоровьесберегающей технологии

/В. Рево // Народное образование.- 2008.-№8.-С.193-195

 13. Ибрагимов, Г. Новые возможности урока: модульное обучение /Г. Ибрагимов // Народное образование.- 2008.-№7.-С.211-216

  14. Новикова, Т. «Портфолио» - новый и эффективный инструмент оценивания /Т. Новикова // Директор школы.- 2008.-№2.-С.32-35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование общих и профессиональных компетенций при освоении профессиональных модулей по профессии "Сварщик"

Методические приемы  мотивации обучающихся при освоении профессии "Сварщик"...

Памятка по разработке методических указаний по планированию и организации самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине/междисциплинарному курсу/профессиональному модулю

Памятка по разработке методических указаний по планированию и организации самостоятельной работы по учебной дисциплине/междисциплинарному курсу/профессиональному модулю разработана для преподавателей ...

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Осмысление опыта отечественной педагоги с целью определения значимости самостоятельной работы студентов в соответствии с требованиями  ФГОС СПО....

Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся по профессиональному модулю 06 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся по профессиональному модулю 06 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих/ Сост. Н.И.Демче...

Доклад к педагогическому совету «Формирование профессиональной компетенции студентов среднего профессионального образования»

В настоящее время формирование профессиональной компетентности выпускника приобретает особую актуальность. Мировая образовательная практика рассматривает понятие «компетентность» в качестве ос­новного...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по планированию и организации самостоятельной работы студентов по профессиональному модулю «Реализация агротехнологий различной интенсивности»

Цель самостоятельной работы по ПМ «Реализация агротехнологий различной интенсивности» - изучение основных принципов высокоэффективного использования технологий и технических средств в раст...