Памятка по разработке методических указаний по планированию и организации самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине/междисциплинарному курсу/профессиональному модулю
методическая разработка на тему

Смирнова Валентина Александровна

Памятка по разработке методических указаний по планированию и организации самостоятельной работы по учебной дисциплине/междисциплинарному курсу/профессиональному модулю разработана для преподавателей колледжа. Памятка  содержит рекомендации  по планированию самостоятельной работы студентов, формам организации,   и видам самостоятельных работ для студентов, требованиям к оформлению самостоятельных работ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Санкт – Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Колледж строительной индустрии и городского хозяйства

Утверждаю

Заместитель директора

по учебно-методической работе

___________________________

«06» ноября 2014 г.

ПАМЯТКА ПО РАЗРАБОТКЕ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ/МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ КУРСУ/ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ

Санкт – Петербург

2014 г.


ОДОБРЕНА

Методическим советом

«КСИ и ГХ»

Протокол № 3

от «06» ноября  2014 г.

Памятка по разработке методических указаний по планированию и организации самостоятельной работы по учебной дисциплине/междисциплинарному курсу/профессиональному модулю разработана для преподавателей СПб ГБОУ СПО «Колледж строительной индустрии и городского хозяйства». Памятка  содержит рекомендации  по планированию самостоятельной работы студентов, формам организации,   и видам самостоятельных работ для студентов, требованиям к оформлению самостоятельных работ.

Разработчик:

Смирнова В.А., методист дневного отделения СПб ГБОУ «КСИ и ГХ».


ВВЕДЕНИЕ

В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.

Аудиторная самостоятельная работа по учебным дисциплинам и междисциплинарным курсам (далее МДК) выполняется на учебных занятиях в Колледже под контролем преподавателя/мастера производственного обучения, по его заданиям (групповые и индивидуальные) и предполагает самостоятельное выполнение их обучающимися.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Объем и виды самостоятельной работы определяются Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования и находят отражение в основной образовательной программе (программе подготовке специалистов среднего звена),  учебном плане, рабочих программах учебных дисциплин и профессиональных модулей, календарно-тематических планах преподавателей по учебным дисциплинам и МДК.

  •  в  учебном плане - в целом по теоретическому обучению, по каждому из циклов дисциплин, по каждой дисциплине, по каждому  профессиональному модулю и МДК;
  • в рабочих программах учебных дисциплин и профессиональных модулей с распределением по разделам или конкретным темам.
  • В календарно-тематических планах – с распределением по темам или урокам

Формами аудиторной самостоятельной работы в условиях реализации компетентностного подхода являются активные и интерактивные формы проведения занятий, а именно: деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги.

Формами внеаудиторной самостоятельной работы, которые определяются содержанием учебной дисциплины, профессионального модуля, междисциплинарного курса являются:

  • для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.;
  • для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции; работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; изучение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование и др.); подготовка тезисов сообщений к выступлению на практическом занятии, конференции; подготовка рефератов, докладов; составление библиографии, тематических кроссвордов и др.;
  • для формирования умений, общих и профессиональных компетенций: решение задач по образцу; решение вариативных задач и упражнений; выполнение чертежей, схем; выполнение расчетно-графических работ; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; подготовка курсовых и дипломных работ (проектов); экспериментально-конструкторская работа; упражнения на тренажере; упражнения спортивно-оздоровительного характера; поиск информации в сети (использование Web – браузеров, баз данных, пользование информационно-поисковыми и информационно-справочными системами, автоматизированными библиотечными системами, электронными журналами); организация диалога в сети (использование электронной почты, чатов, форумов, телеконференций); создание тематических Web – страниц;
  • для развития способности к саморазвитию, самосовершенствованию: выполнение творческих заданий; написание эссе, плана саморазвития; построение программы карьерного роста; создание портфолио; выполнение выпускных квалификационных работ; самооценка деятельности, анализ ошибок и способов их устранения и др.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ

При планировании и создании преподавателем методических указаний (далее МУ), предназначенных для внеаудиторной самостоятельной работы (далее ВСР) студентов необходимо соблюдать определенную последовательность действий:

•        Провести анализ документации: учебного плана, требований ФГОС по специальности, примерной программы (при наличии), рабочей учебной программы и календарно- тематического плана (КТП);

•        Написать введение;

•        Разработать рекомендации для студентов по работе с МУ по дисциплине/МДК

•        Определить виды заданий и время на выполнение каждого вида задания;

•        Составить план-график выполнения ВСР по дисциплине/междисциплинарному курсу;

•        Описать каждое задание по схеме  

-тема задания по в/самостоятельной работе;

-цели;

- время на выполнение;

- характеристика и описание задания для выполнения;

-рекомендации по выполнению;

-критерии оценки;

- контрольные вопросы (при необходимости, на усмотрение преподавателя);

- составить список основной и дополнительной литературы, интернет- ресурсов;

 - требования по оформлению выполненной работы.

Анализ документации

Переда началом работы над МУ необходимо провести анализ документов: рабочего учебного плана (РУП), требований ФГОС СПО, примерной программы (при наличии), рабочей программы,  календарно- тематического плана по дисциплине/междисциплинарному курсу.

При анализе РУП, необходимо знать, что графа учебного плана, с названием «самостоятельная работа» содержит часы внеаудиторной самостоятельной работы.  ВСР является обязательной для каждого студента. Объем часов на ВСР варьируется от 30% - 50% от объема обязательной учебной нагрузки.

  Примерная программа (если она имеется) содержит примерные задания для внеаудиторной самостоятельной работы и время на его выполнение. В рабочей программе и КТП определенны задания и время для ВСР и распределение по темам.

Написание введения

Введение преследует цель ввода читателя в содержание и назначение методических указаний.

При написании введения, необходимо предусмотреть обращение к студенту, акцентировав внимание на том, для чего ему необходимо выполнять внеаудиторную самостоятельную работу, на формирование каких компетенций (общих и/или профессиональных) направлена внеаудиторная самостоятельная работа. Показать значимость  оценки за внеаудиторную самостоятельную работу  при выставлении итоговой оценки по дисциплине/МДК.  Обращение во введении должно быть кратким, вызывать интерес, создавать мотивацию к выполнению ВСР.

Рекомендации по работе с МУ

Рекомендации по работе с учебно - методическими указаниями   целесообразно поместить  после введения. Рекомендации можно заменить инструкцией, или схемой по работе с методическими указаниями.

Определение видов заданий и время на его выполнение

Чтобы цели соответствовали критериям реальности, необходимо помнить о временном ограничении  выполнении внеаудиторной работы. Объем часов на ВСР на тему программы  варьируется от 30% - 50% от объема обязательной учебной нагрузки. Если аудиторная нагрузка 2 часа,  внеаудиторная должна быть не более 1 часа.

Этот раздел методических указаний рекомендуется оформлять в виде таблицы, где указываются вид  ВСР и примерное время на выполнение. Вид ВСР, время выполнения  и количество, преподавателем определяется самостоятельно с учетом цели, объема и сложности задания, и может отличаться от предложенного в данной таблице.

Вид самостоятельной работы

Единица измерения

Норма времени, (час)

1.Решение отдельных задач

1 задача

0,3-0,5 часа

2. Выполнение комплексных практических заданий

1 задание

1,5-2,0 часа

3. Повторение учебного материала

5-7 листов печатного текста

0,5-1,0 час

4. Подготовка к семинарским занятиям

1 занятие

2,0-2,5 часа

5. Подготовка к контрольной работе

1 работа

2-3 часа

6. Написание реферата

1 реферат

3-4 часа

7. Перевод текста с иностранного языка

1000 знаков

0,5-1,0

8. Выполнение курсовой работы (проекта)

1 проект

50-80

1 работа

20-40

9. Составление конспекта

1 п.л. (1 п.л. соответствует в среднем 16 страницам учебника обычного формата)

1,5 – 2,0

И т. д.

План-график выполнения ВСР по дисциплине / МДК

План – график рекомендуется оформлять в виде таблицы, которая содержит  название контрольной точки и срок ее сдачи. Для удобства сроки сдачи рекомендуется оформлять номерами недель учебного семестра

№п/п

Название контрольной точки

Срок сдачи

1

Написание реферата по разделу программы

2 неделя

2

Выполнение практического задания по теме урока

6 неделя

3

Подготовка к семинару по разделу программы

10 неделя

4

И т.д.

Характеристика и описание заданий для ВСР

- тема задания в соответствии с рабочей программой и КТП

-цель выполнения задания - цель это – «осознанный образ предвосхищаемого полезного результата, на достижение которого направлено выполнение данного задания».

Цель  должна соответствовать требованиям ФГОС СПО, рабочей программе по дисциплине/профессиональному модулю, быть реальной, конкретной и триединой: обучение, развитие, воспитание.

-формируемые компетенции  (ПК№, ОК№).

- время на выполнение задания

- задание для выполнения

- рекомендации по выполнению задания

- критерии оценки.  Студенты обязательно должны знать критерии оценки  выполняемой работы. Формой учета ВСР студента может  быть отметка с обязательным оценочным студентом преподавателя, или сумма баллов, набранных студентов в процессе выполнения работы, с последующим переводом в отметку, которая должна быть выставлена в журнал теоретического обучения.

Оценка ВСР может проводиться за счет часов аудиторной работы, либо проверка и выставление отметок преподавателем во внеурочное время.

- контрольные вопросы  при необходимости

-список основной и дополнительной литературы, интернет- ресурсов.

- требования к оформлению и сдаче выполненной работы

При этом последовательность элементов может менять очередность в зависимости от специфики выбранных заданий, дисциплин, целей, поставленных преподавателем для студентов. Могут быть указаны правила выбора варианта выполнения  задания, порядок выполнения, требования к представлению и оформлению результатов работы (правила оформления, порядок защиты).

Примерные критерии оценки внеаудиторной самостоятельной работы

Качество выполнения внеаудиторной самостоятельной работы студентов оценивается посредством текущего контроля самостоятельной работы студентов. Текущий контроль ВСР – это форма планомерного контроля качества и объема приобретаемых студентом знаний, умений, компетенций в процессе изучения дисциплины/МДК, проводится на практических и семинарских занятиях и во время консультаций преподавателя.

Максимальное количество баллов  «отлично» студент получает, если:

  • обстоятельно с достаточной полнотой излагает соответствующую тему;
  • дает правильные формулировки, точные определения, понятия терминов;
  • может обосновать свой ответ, привести необходимые примеры;
  • правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя, имеющие целью выяснить степень понимания студентом данного материала.

Оценку «хорошо» студент получает, если:

  • неполно, но правильно изложено задание;
  • при изложении были допущены 1-2 несущественные ошибки, которые он исправляет после замечания преподавателя;
  • дает правильные формулировки, точные определения,
    понятия терминов;
  • может обосновать свой ответ, привести необходимые примеры;
  • правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя, имеющие целью выяснить степень понимания студентом
    данного материала.

Оценку «удовлетворительно» студент получает, если:

  • неполно, но правильно изложено задание;
  • при изложении была допущена 1 существенная ошибка;
  • знает и понимает основные положения данной темы, но
    допускает неточности в формулировке понятий;
  • излагает выполнение задания недостаточно логично и последовательно;
  • затрудняется при ответах на вопросы преподавателя.

Оценка «неудовлетворительно» студент получает, если:

  • неполно изложено задание;
  • при изложении были допущены существенные ошибки,  не выполнены требования  установленные преподавателем к данному виду работы.

Требования к оформлению методических указаний по ВСР

Методические  издания обязательно должно иметь:

- Титульный  лист  (Приложение № 1)

- Оборотная сторона титульного листа  (Приложение№ 2)

- Содержание

- Библиография

- Заключение (при необходимости)

- Приложения (при необходимости)

Требования к оформлению текста:

  • Формат А 4.
  • Ориентация – книжная.
  • Поля: верхнее, нижнее, 20 мм, правое 1, 5 мм, левое – 30 мм.
  • Номера страниц – арабскими цифрами, внизу страницы, выравнивание по центру, титульный лист не включается в общую нумерацию.
  • Шрифт – Times New Roman.
  • Размер  шрифта –  14 через 1,5 интервал;
  • Расстановка переносов автоматически, абзац – 1, 27, выравнивание по ширине, без отступов.
  • Заголовки «СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ», «ПРИЛОЖЕНИЯ» пишут прописными буквами.

Остальные заголовки пишут с прописной буквы строчными по центру, выделяется жирным шрифтом. При автоматическом формировании содержания в текстовом  редакторе WORD необходимо выбрать соответствующий стиль, обеспечивающий указанные выше требования. Заголовок должен иметь длину строки не более 40 знаков. Переносы слов в заголовке не разрешаются. Если заголовок большой он делится (по смыслу) на несколько строк.

Точка после заголовка не ставится. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Заголовок не пишут в конце страницы, если для текста нет места, он переносится на новую страницу.


Приложение 1

Образец оформления титульного листа методических указаний по ВСР

Санкт – Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Колледж строительной индустрии и городского хозяйства

Утверждаю

Заместитель директора

по учебно-методической работе

_________________ (ФИО)

«_____»_________201_г.

Методические указания по планированию и организации самостоятельной работы по учебной дисциплине/профессиональному модулю/междисциплинарному курсу[1]

_____________________________

(название)

для специальности (код и название специальности)

(базовой подготовки)

Санкт – Петербург

201_ г.


Приложение 2

Оборотная сторона титульного листа

ОДОБРЕНА

Цикловой комиссией

(указать наименование) 

Протокол №_______

от «___» ______ 201_ г.

Председатель ЦК __________________  (ФИО)

ОДОБРЕНА

Методическим советом

КСИ и ГХ

Протокол №_______

от «___» _______ 201_ г.

        Методические указания по планированию и организации самостоятельной работы по (наименование учебной дисциплины/МДК/ПМ) разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности (код и наименование специальности) среднего профессионального образования  и рабочей  программы.  

Разработчики:

_________________________________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность


Приложение 3

Пример оформления методических указаний

Рабочий план график выполнения СРС.

История изобразительного искусства.

№п\п

Название контрольной точки

Срок сдачи

Раздел 1. Изобразительное искусство, его функции и виды

1.

Составление таблицы «Стили живописи» по материалам лекции и интернета

1 неделя

2.

Составление  описания процесса создания гравюры

2 неделя

3.

Составление таблицы «Самые известные скульпторы мира»

3 неделя

4.

Проанализировать одно архитектурное сооружении по выбору

4 неделя

5.

Составление таблицы «Народные промыслы России»

5 неделя

Раздел2. Искусство Древнего мира 

1.

Составление конспекта по учебнику Емохоновой на тему «Искусство Индии»

7 неделя

2.

 Отработка терминов, связанных с ДПИ Японии

8 неделя

3.

Составление сравнительной таблицы греческих и римских богов

11 неделя

Раздел3. Искусство Средних веков и Возрождения

1.

Составление по материалам интернета биографий титанов Возрождения.

13 неделя

Раздел4. Искусство Нового времени

1.

Составление таблицы «Искусство Европы второй половины 18 века»

14 неделя

2

Составление банка данных по работам западных художников данного периода.

17неделя

Раздел V. Русское искусство

Составление «дерева» славянских богов

2 неделя

Сравнительный анализ иконописных школ Киева и Новгорода

3неделя

  1. .

Составление докладов «Соборы Кремля»

5неделя

Составление схемы высокого иконостаса

6 неделя

Составление описания сооружений Петропавловской крепости

7 неделя

Составление таблицы «Русская живопись XVIII века»

8 неделя

Составление докладов на тему «Академики РАХ»

9 неделя

Анализ одного скульптурного произведения на выбор

10 неделя

Разработка собственной визитки в стиле «модерн»

11 неделя

Составление таблицы «Направления русского авангарда»

12 неделя

Составление конспекта «Соцреализм в СССР»

13 неделя

Выписать и дать определение терминам современного искусства

14 неделя

Выписать характеристику современных архитектурных стилей

15 неделя

Проанализировать любое произведение современного искусства на выбор

16 неделя

Рабочие нормы времени на выполнение

внеаудиторной СРС по разным видам заданий.

Вид самостоятельной работы

Единица измерения

Норма времени

Составление таблицы

1 таблица

40 минут – 1 час

Составление  описания

1-2листа печатного текста

30 минут -1 час

Написание доклада

1 реферат

3-4 часа

Анализ художественного произведения

1 презентация

30 минут

Работа с терминами

1 задание

1 час

Составление макета визитки

1 штука

1 час

Характеристика и описание заданий на СРС

История изобразительного искусства

специальность 072501  «Дизайн»

Самостоятельная работа №1.

Тема: Тема 2. Живопись как вид изобразительного искусства.

Цель: Обобщить и систематизировать представления студентов о видах и жанрах изобразительного искусства.

Формируемые компетенции:

ПК 1.1. Осуществлять поиск рекламных идей.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять  методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития.

Время на выполнение работы: 40 минут – 1 час

Составление таблицы «Стили живописи» по материалам лекции и интернета .Рекомендации по выполнению:

  1. Вдумчиво прочитать текст источника.
  2. Определить название граф и столбцов таблицы.
  3. Начертить таблицу в тетради.
  4. Заполнить графы и столбцы текстом.

Критерии оценки составления таблицы:

  1. Обоснованность выделения названий граф и столбцов.
  2. Полнота и объем отобранного материала.
  3. Аккуратность заполнения.

Перечень используемой литературы:

  1. Сокольникова Н.М., «История изобразительного искусства». Учебник для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. В 2 т., «Academia», 2012 г., 302 стр.
  2.  «Все о стилях и течениях в современном искусстве», составитель:  Мосин И., «Bestiary», 2012, 112 стр.
  3. Гнедич П. П., «Всеобщая история искусств. Живопись. Скульптура. Архитектура», «Эксмо», 2012, 654 стр.
  4. Литтл С., «Искусство», «Кладезь-Букс», 2010, 160 стр.
  5. Петкова С. М., «Справочник по мировой культуре и искусству», «Феникс», 2010, 512 с

Перечень интернет-ресурсов

  1. www.artprojekt.ru
  2. www.smallday.ru
  3. www.krugosvet.ru
  4. www.iso.gogol.ru
  5. www.list.mail.ru
  6. www.arttrans.com
  7. www.artlib.ru

Самостоятельная работа №2.

Тема: Тема 3. Графика как вид изобразительного искусства.

Цель: Развить навыки анализа художественных произведений.

Формируемые компетенции:

ПК 1.1. Осуществлять поиск рекламных идей.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять  методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Время на выполнение работы: 30 минут

Составление  описания процесса создания гравюры.

Рекомендации по выполнению:

  1. Вдумчиво прочитать текст источника.
  2. Отметить  главные аспекты.
  3. Выписать основные этапы создания произведения.

Критерии описания процесса создания гравюры:

  1. Лаконичность изложения.
  2. Логика изложения.
  3. Правильное использование терминологии.

Перечень используемой литературы:

  1. Сокольникова Н.М., «История изобразительного искусства». Учебник для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. В 2 т., «Academia», 2012 г., 302 стр.
  2. Литтл С., «Искусство», «Кладезь-Букс», 2010, 160 стр.
  3. Петкова С. М., «Справочник по мировой культуре и искусству», «Феникс», 2010, 512 с

Интернет ресурсы

  1. www.artprojekt.ru
  2. www.smallday.ru
  3. www.krugosvet.ru
  4. www.iso.gogol.ru
  5. www.list.mail.ru
  6. www.arttrans.com
  7. www.artlib.ru

Самостоятельная работа №3.

Тема: Тема 4. Скульптура как вид изобразительного искусства.

Цель: Расширить кругозор студентов и познакомить с именами выдающихся архитекторов мира.

Формируемые компетенции:

ПК 1.1. Осуществлять поиск рекламных идей

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять  методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития.

Время на выполнение работы: 0.5-1,0 часа.

Составление таблицы «Самые известные скульпторы мира»

Рекомендации по выполнению:

1.Вдумчиво прочитать текст источника.

  1. Выделить имена скульпторов и названия стран, где они творили.
  2. Определить графы и столбцы таблицы.
  3. Начертить таблицу в тетради.
  4. Заполнить графы и столбцы таблицы.

Критерии оценки устного ответа на занятии:

  1. Обоснованность выделения названий граф и столбцов.
  2. Полнота и объем отобранного материала.
  3. Аккуратность заполнения.

Перечень используемой литературы:

  1. Сокольникова Н.М., «История изобразительного искусства». Учебник для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. В 2 т., «Academia», 2012 г., 302 стр.
  2. Гнедич П. П., «Всеобщая история искусств. Живопись. Скульптура. Архитектура», «Эксмо», 2012, 654 стр.
  3. Литтл С., «Искусство», «Кладезь-Букс», 2010, 160 стр.
  4. Петкова С. М., «Справочник по мировой культуре и искусству», «Феникс», 2010, 512 с
  5. Садохин А. П., «Мировая культура и искусство», «Юнити-Дана», 2011,416 стр.

Интернет ресурсы

  1. www.artprojekt.ru
  2. www.smallday.ru
  3. www.krugosvet.ru
  4. www.iso.gogol.ru
  5. www.list.mail.ru
  6. www.arttrans.com
  7. www.artlib.ru

Самостоятельная работа №4.

Тема: Тема 5. Архитектура как вид изобразительного искусства.

Цель: Систематизировать знания студентов по теме.

Формируемые компетенции:

ПК 1.1. Осуществлять поиск рекламных идей

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять  методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития.

Время на выполнение работы: 30-40 минут.

Проанализировать одно архитектурное сооружение по выбору 

Рекомендации по выполнению:

  1. Выбрать произведение.
  2. Внимательно рассмотреть иллюстрацию.
  3. Выделить главные особенности сооружения.
  4. Составить короткий план анализа.

Критерии оценки анализа архитектурного сооружения:

  1. Лаконичность изложения.
  2. Грамотная речь.
  3. Правильность определения особенностей сооружения.

Перечень используемой литературы:

  1. Сокольникова Н.М., «История изобразительного искусства». Учебник для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. В 2 т., «Academia», 2012 г., 302стр.
  2. Гнедич П. П., «Всеобщая история искусств. Живопись. Скульптура. Архитектура», «Эксмо», 2012, 654 стр.
  3. Литтл С., «Искусство», «Кладезь-Букс», 2010, 160 стр.
  4. Петкова С. М., «Справочник по мировой культуре и искусству», «Феникс», 2010, 512 с
  5. Шуази О., «Всеобщая история архитектуры», «Эксмо», 2012, 728 стр.

Интернет ресурсы

  1. www.artprojekt.ru
  2. www.smallday.ru
  3. www.krugosvet.ru
  4. www.iso.gogol.ru
  5. www.list.mail.ru
  6. www.arttrans.com
  7. www.artlib.ru

И т.д.


Приложение 3

Примеры: виды заданий  внеаудиторной самостоятельной работы

Среди многообразия форм самостоятельной работы следует выделить исследовательский и проектный виды деятельности как наиболее эффективные для формирования и активизации познавательной творческой самостоятельности обучающихся.

Написание  аннотаций

          Аннотация - краткая обобщенная характеристика печатной работы (книги, статьи), включающая иногда и его оценку. Это наикратчайшее изложение содержания первичного документа, дающее общее представление о теме.

Основное ее назначение - дать некоторое представление о книге (статье, научной работе) с тем, чтобы рекомендовать ее определенному кругу читателей или воспользоваться своими записями при выполнении работы исследовательского, реферативного характера. Поэтому в аннотации не требуется изложения содержания произведения, в ней лишь перечисляются вопросы, которые освещены в первоисточнике (содержание этих вопросов не раскрывается).  Аннотация отвечает на вопрос: «О чем говорится в первичном тексте?», дает представление только о главной теме и перечне вопросов, затрагиваемых в тексте первоисточника.

        По своему характеру аннотации могут быть:

  1. Справочными (без критической оценки произведения).

 Обязательными требованиями к справочным аннотациям являются четкость и простота изложения.

Примерная схема справочной аннотации такова:

  • уточнение заглавия;
  • краткие сведения, связанные с содержанием;
  • сведения, связанные с автором;
  • особенности издания;
  • читательский адрес (на кого издание рассчитано).

Полноценное справочное аннотирование призвано обратить внимание читателя на специфику книги (статьи), источники и теоретический уровень текста, характер приложений.

  1. Рекомендательными (содержат критическую оценку произведения).

В рекомендательной аннотации дается обоснование значимости произведения:

  • включается указание на то, почему книга (статья) будет полезна и интересна читателю;
  • что в книге должно привлечь внимание читателя;
  • что поможет читателю в повышении его квалификации, ознакомлении с новейшими достижениями науки и техники и т.д.

Примерная схема рекомендательной аннотации:

  • сведения об авторе (дают представление о направленности произведения и, в определенной степени, о его качестве);
  • замечания по существу вопроса (с целью привлечения внимания читателя к аннотируемому произведению);
  • оценка произведения в ряду других аналогичных книг (статей) (с целью обращения внимания читателя именно на это произведение).

         Исходя из требований к аннотациям, их объем можно довести от нескольких слов до 10-15 строчек.

Аннотация в силу своей предельной краткости не допускает цитирования, в ней не используются смысловые куски оригинала как таковые, основное содержание первоисточника передается здесь «своими словами». Особенностью аннотации является использование в ней языковых оценочных клише. Аннотация, как правило, состоит из простых предложений.

Критерии оценок:

  • Соответствие  поставленных задач полученным результатам;
  • Качество и ценность полученных результатов (степень завершенности  исследования, спорность или однозначность выводов)
  • Оптимальность выбранных методов  решения поставленных задач;
  •  Культура письменного изложения материала.
  •  Культура оформления материалов работы.

        Реферат – письменная работа объемом 8-12 печатных страниц, выполняемая студентом в течение длительного срока (от одной недели до месяца).

      Реферат (от лат. referrer – докладывать, сообщать) - краткое точное изложение сущности какого-либо вопроса, темы на основе одной или нескольких книг, монографий или других первоисточников. Реферат должен содержать основные фактические сведения и выводы по рассматриваемому вопросу.

     Реферат отвечает на вопрос - что содержится в данной публикации (публикациях).

    Однако реферат - не механический пересказ работы, а изложение ее существа.

     В настоящее время, помимо реферирования прочитанной литературы, от студента требуется аргументированное изложение собственных мыслей по рассматриваемому вопросу. Тему реферата может предложить преподаватель или сам студент, в последнем случае она должна быть согласована с преподавателем.      

        В реферате нужны развернутые аргументы, рассуждения, сравнения.  

Структура реферата:

  1. Титульный лист
  2.  Содержание
  3. Введение (определяется актуальность, указываются цель и задачи реферата, дается описание используемой литературы)
  4. Основная часть (состоит из глав и подглав, которые раскрывают отдельную проблему и логически являются продолжением друг друга)
  5. Заключение (подводятся итоги и даются обобщенные  выводы по теме реферата, делаются рекомендации)
  6. Список литературы (рекомендовано   8-10 источников)

Создание текста.

Общие требования к тексту.

       Текст реферата должен подчиняться определенным требованиям: он должен раскрывать тему, обладать связностью и цельностью.

Раскрытие темы предполагает, что в тексте реферата излагается относящийся к теме материал и предлагаются пути решения содержащегося в теме задания; связность текста предполагает смысловую соотносительность отдельных компонентов,  а цельность - смысловую законченность текста.

С точки зрения связности все тексты делятся на тексты - констатации и тексты - рассуждения. Тексты-констатации содержат результаты ознакомления с предметом и фиксируют устойчивые и несомненные суждения. В текстах-рассуждениях одни мысли извлекаются из других, некоторые ставятся под сомнение, дается им оценка, выдвигаются различные предположения.

       В научном стиле легко ощутимый интеллектуальный фон речи создают следующие конструкции:

Предметом дальнейшего рассмотрения является…

Остановимся прежде на анализе последней…..

Эта деятельность может быть определена как…

С другой стороны, следует подчеркнуть, что…

Это утверждение одновременно предполагает и то, что…

При этом … должно (может) рассматриваться как …

Рассматриваемая форма…

Ясно, что…

Из вышеприведенного анализа… со всей очевидностью следует…

Довод не снимает его вопроса, а только переводит его решение…

Логика рассуждения приводит к следующему…

Как хорошо известно…

Не следует писать

Следует писать

Ми видим, таким образом, что в целом ряде случаев…

Таким образом, в ряде случаев…

Имеющиеся данные показывают, что…

По имеющимся данным

Представляет собой

Представляет

Для того чтобы

Чтобы

Сближаются между собой

Сближаются

Из таблицы 1 ясно, что…

Согласно таблице 1.

При проверке реферата преподавателем оцениваются:

  • Знания и умения на уровне требований стандарта конкретной дисциплины/МДК: знание фактического материала, усвоение общих представлений, понятий, идей.
  • Характеристика реализации цели и задач исследования (новизна и актуальность поставленных в реферате задач, правильность формулирования цели, определения задач исследования, правильность выбора методов решения задач и реализации цели; соответствие выводов решаемым задачам, поставленной цели, убедительность выводов).
  • Степень обоснованности аргументов и обобщений (полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы, логичность и  последовательность изложения материала, корректность аргументации и системы доказательств, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала, широта кругозора автора, наличие знаний интегрированного характера, способность к обобщению).
  • Качество и ценность полученных результатов (степень завершенности реферативного исследования, спорность или однозначность выводов).
  • Использование литературных источников.
  • Культура письменного изложения материала.
  • Культура оформления материалов работы.

Проект- как форма самостоятельной работы студента

Цель проектной деятельности- понимание и применение студентами знаний, умений, практического опыта, приобретенных при изучении различных предметов. Актуальность данного вида учебной деятельности очевидна при освоении  профессиональных модулей.

Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских видов работ. выполненных обучающимися самостоятельно  с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.

Доминирующая деятельность – исследовательская, поисковая, творческая, прикладная.

Виды проектов в контексте предметно-содержательной области – монопроект (в рамках одной дисциплины), межпредметный проект, надпредметный  (выполняется на стыках  областей знаний по двум и более предметам.

Продолжительность проекта – краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные.

Если дисциплина или ПМ изучается несколько семестров, то на первых этапах студентам можно предложить ознакомительные  проекты. Они изначально направлены на сбор информации, ее анализ и обобщение.  В последующем студенты должны работать над практикоориетированными  проектами

Формы продуктов проектной деятельности:

  • Мультимедийный продукт – web-сайт
  • Анализ данных социологического исследования
  • Видеофильм
  • Выставка
  • Газета
  • Костюм
  • Модель
  • Коллекция
  • Изделие

Формы презентаций проектов:

  • Деловая игра
  • Демонстрация видеофильма
  • Инсценировки реального или вымышленного исторического события
  • Научной конференции
  • Отчета исследовательской деятельности
  • Пресс- конференции
  • Рекламы
  • Телепередачи
  • Диалога исторических или литературных персонажей
  • Научного доклада

Проектный метод позволяет:

- Научить обучающихся самостоятельному критическому мышлению

- Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы

- Принимать самостоятельные аргументированные решения

-  Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли

Основные требования к учебному проекту:

  1. Работа над проектом всегда направлена на решение конкретной, социально значимой, исследовательской, информационной, практической проблемы.
  2. Планирование действий по разрешению проблемы – иными словами выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта
  3. Исследовательская работа учащихся как обязательное условие каждого проекта. Отличительные черты проектной работы- поиск информации
  4. Результатом работы над проектом является  продукт
  5. Представление продукта – презентация продукта и защита проекта

Таким образом проект это – проблема – планирование – поиск – продукт – презентация.

Критерии оценок:

  •  Соответствие  поставленных задач полученным результатам;
  • Качество и ценность полученных результатов (степень завершенности проектного исследования, спорность или однозначность выводов)
  • Оптимальность выбранных методов  решения поставленных задач;
  •  Культура письменного изложения материала.
  •  Культура оформления материалов работы.

Анализ конкретных ситуаций- один из наиболее эффективных и распространенных методов  активной познавательной деятельности студентов. Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу жизненных и профессиональных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, студент должен определить:

  • есть ли в ней проблема;
  • в  чем она состоит;
  • определить свое отношение  к ситуации;
  • предложить варианты решения проблемы.

Критерии оценки:

  • Правильно определена проблема конкретной ситуации;
  • Определены  причины приведшие к конкретной ситуации;
  • Оптимально определены пути решения проблемы;
  • Представлено  личное отношение к ситуации.
  • правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя, имеющие            целью выяснить степень понимания студентом данного материала.

        Практическое задание – представляет собой набор организованных определенным образом требований (задач) по выполнению трудовых операций и действий, соответствующих содержанию трудовых функций соответствующих  профессиональным и общим компетенциям. Практические задания могут быть связаны с изготовлением  изделия или другого материального продукта. Такие задания могут выдаваться,  если профессиональные компетенции имеют прикладной характер. Однако в этом случае, как правило, важны не только параметры изготовленного продукта, но и характеристика процесса, например – соблюдение правил техники безопасности. Критериями оценки выполнения практического задания  в зависимости от периода обучения могут быть:

Критерии оценки:

- соответствие содержания заданию;

- правильная последовательность выполнения  практического задания;

- выполнение в соответствии с технологическими требованиями;

- эстетичность оформления, его соответствие требованиям;

- работа представлена в срок.

Подготовка информационного сообщения

            Подготовка информационного сообщения – это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объему устного сообщения для озвучивания на семинаре, практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несет новизну, отражает современный взгляд по определенным проблемам.

Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объемом информации, но и ее характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).

Критерии оценки:

- актуальность темы;

- соответствие содержания теме;

- глубина проработки материала;

- грамотность и полнота использования источников;

- наличие элементов наглядности.

Подготовка презентации

Создание презентаций – это вид самостоятельной работы студентов по созданию наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint (см. прил. 3).

Материалы-презентации готовятся студентом в виде слайдов с использованием программы Microsoft PowerPoint. В качестве материалов-презентаций могут быть представлены результаты любого вида внеаудиторной самостоятельной работы, по формату соответствующие режиму презентаций.

Затраты времени на создание презентаций зависят от степени трудности материала по теме, его объема, уровня сложности создания презентации, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем.

Критерии оценки:

- соответствие содержания теме;

- правильная структурированность информации;

- наличие логической связи изложенной информации;

- эстетичность оформления, его соответствие требованиям;

- работа представлена в срок.

Доклад -  вид самостоятельной работы способствует формированию навыков исследовательской деятельности,  расширяет познавательные интересы, приучает практически мыслить. При написании доклада по заданной теме следует составить план, подобрать основные источники. Работая с источниками, следует систематизировать полученные сведения, сделать выводы и обобщения. К докладу по крупной теме привлекается несколько студентов, между которыми распределяются вопросы выступления.

Подготовка и презентация доклада

Доклад - это  сообщение по заданной теме, с целью внести знания из дополнительной литературы, систематизировать материл, проиллюстрировать примерами, развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, познавательный интерес к научному познанию.

  Докладчики и содокладчики - основные  действующие лица. Они во многом определяют содержание, стиль, активность данного занятия. Сложность  в том, что докладчики и содокладчики должны  знать и уметь:

- сообщать новую информацию

- использовать технические средства

- знать и хорошо ориентироваться в теме всей презентации

- уметь дискутировать и быстро отвечать на вопросы

- четко выполнять установленный регламент: докладчик - 10 мин.;  содокладчик - 5 мин.

         Необходимо помнить, что выступление состоит из трех частей: вступление, основная часть  и заключение.

      Вступление   помогает обеспечить успех выступления по любой тематике. Вступление должно содержать:

              - название презентации (доклада) 

               - сообщение основной идеи

               - современную оценку предмета  изложения

                - краткое перечисление рассматриваемых вопросов  

                - живую интересную форму изложения

                  - акцентирование оригинальности  подхода 

      Основная часть,  в которой выступающий должен  глубоко раскрыть суть затронутой темы, обычно строится по принципу отчета. Задача основной части - представить достаточно данных для того, чтобы слушатели и заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами. При этом логическая структура теоретического блока должны сопровождаться иллюстрациями разработанной компьютерной презентации.

      Заключение - это ясное четкое обобщение и краткие выводы.

Критерии оценки:

- актуальность темы;

- соответствие содержания теме;

- глубина проработки материала;

- грамотность и полнота использования источников;

- наличие элементов наглядности;

- форма изложения.


[1]  Выделенное красным цветом является примером. Необходимо ввести свои данные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания для студентов по организации самостоятельной работы по дисциплине: Налоги и налогообложение

Методические указания для студентов по организации самостоятельной работы по дисциплине: Налоги и налогобложение для специальности: 080114 Экономика и бухгалтерский учет...

"МУ по выполнению выпускной квалификационной работы"; "МУ по планированию и организации ЛПР по курсу "Кулинария"";"МУ по планированию и организации самостоятельной работы обучающихся"; Рабочие программы учебной и производственной практик "Повар, кондитер"

Учебно-методические материалы по профессии "Повар, кондитер":- Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы;- Методические указания по планированию и организации самостоятельн...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ « МАТЕМАТИКА» (тема «Интегральное исчисление») Специальность 100701 Коммерция (по отраслям)

Учебная дисциплина «Математика» является образовательной учебной дисциплиной в цикле математических и общих естественно - научных дисциплин, которая обеспечивает необходимый уровень подготовки специал...

Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине ОП.13 Введение в специальность

Методические указания предназначены для  обеспечения эффективности организации самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине ОП.13 Введение в специальность для специальности СПО 19.02....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И МАСТЕРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Самостоятельная работа - это планируемая учебная, учебно-исследовательская, творческая работа обучающихся, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредствен...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по планированию и организации самостоятельной работы студентов по профессиональному модулю «Реализация агротехнологий различной интенсивности»

Цель самостоятельной работы по ПМ «Реализация агротехнологий различной интенсивности» - изучение основных принципов высокоэффективного использования технологий и технических средств в раст...

Методические рекомендации по планированию и организации самостоятельной работы студентов по физике (для всех специальностей и профессий)

Использование разработанных методических рекомендаций поз­волит повысить эффективность самостоятельной работы студентов в образовательных учреждениях СПО, в том числе их готовность к самостоятельн...