Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине ОП.13 Введение в специальность
учебно-методический материал на тему

Ситник Татьяна Владимировна

Методические указания предназначены для  обеспечения эффективности организации самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине ОП.13 Введение в специальность для специальности СПО 19.02.10 Технология продукции общественного питания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sam_rab_po_op.13.docx120.43 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Республики Крым

«Феодосийский политехнический техникум»

                                                                                    Утверждаю:

                                                                                                      Заместитель директора

                                                                                               по учебной работе

                                                                                                                        О.Г. Сердюкова

                                                                                                 «   »               2016г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОП.13 ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

для специальности среднего профессионального образования

19.02.10 Технология продукции общественного питания

2016г.

       Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине ОП.13 Введение в специальность разработаны на основе рабочей программы учебной дисциплины ОП.13 Введение в специальность и в соответствии с учебным планом специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым «Феодосийский политехнический техникум»

Разработчик Ситник Т.В., преподаватель специальных дисциплин.

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине ОП.13 Введение в специальность рассмотрены и одобрены на заседании методического совета ГБ ПОУ РК «Феодосийский политехнический техникум».

Протокол №     от «    »                   2016 года

Председатель методического

совета                                       ____________  О.Г. Сердюкова

                                                                                 

Старший методист                  ____________  Т.Н. Старовойтова

Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине ОП.13 Введение в специальность рассмотрены и одобрены на заседании цикловой комиссии технологических  дисциплин.

Протокол №    от «  »              2016 года

Председатель цикловой комиссии                                                   Т.В. Ситник

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Согласно учебному плану специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания по учебной дисциплине ОП.13 Введение в специальность объем самостоятельной работы обучающихся предусматривает 17 часов.

             Самостоятельная работа обучающихся играет важную роль в воспитании сознательного отношения к овладению теоретическими и практическими знаниями, привитии им привычки к направленному интеллектуальному труду. Самостоятельная работа выполняемая обучающимися в рамках учебной дисциплины под руководством преподавателя, как в аудиторное, так и внеаудиторное время, направлена на развитие логического мышления, творческой активности, исследовательского подхода в освоении учебного материала, развития познавательных способностей. Самостоятельная работа выполняет как развивающие, так и воспитательные функции, она позволяет формировать

общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях;

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности;

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий;

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;

ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

 Целью методических указаний по организации самостоятельной работы обучающихся по  учебной дисциплине ОП.13 Введение в специальность является обеспечение эффективности самостоятельной работы обучающихся с литературой и интернет - ресурсами на основе организации их изучения.

        Задачами  методических  указаний   по  организации самостоятельной работы являются:

- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;

-  углубление и расширение теоретических знаний;

- формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

- развитие познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

- развитие исследовательских умений.                                

Средства обучения, необходимые для организации самостоятельной работы:

1. дидактические средства: первоисточники, правовые и нормативные документы;

2. технические средства, при помощи которых предоставляется учебная информация: компьютеры, аудио- и видеотехника, мультимедийное оборудование;

3. средства, которые используют для руководства самостоятельной деятельностью обучающихся: инструктивно-методические указания.

Критерии оценки результатов самостоятельной работы.

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся являются:

- уровень освоения учебного материала;

- уровень умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

- уровень сформированности практических навыков и   умений;

- уровень умения активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;

- обоснованность и четкость изложения материала;

- уровень умения ориентироваться в потоке информации, выделять главное;

- уровень умения четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;

- уровень умения определить, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;

- уровень умения сформулировать собственную позицию, оценку и аргументировать ее.

Критерии оценки учебного конспекта:

«Отлично» - полнота использования учебного материала. Объём конспекта – 1 тетрадный лист на одну тему или один лист формата А4. Логика изложения (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями). Наглядность (наличие рисунков, символов и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта). Грамотность (терминологическая и орфографическая). Выделены ключевые моменты вопроса. Работа сдана в срок.

«Хорошо» - использование учебного материала неполное. Объём конспекта – 1 тетрадный лист на одну тему или один лист формата А4. Недостаточная логичность изложения (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями). Наглядность (наличие рисунков, символов и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта). Грамотность (терминологическая и орфографическая). Выделены ключевые моменты вопроса. Работа сдана в срок.

«Удовлетворительно» - использование учебного материала неполное. Объём конспекта – менее одного тетрадного листа на одну тему или одного  листа формата А4. Недостаточная логичность изложения (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями). Наглядность (наличие рисунков, символов, и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта). Грамотность (терминологическая и орфографическая). Неразборчивый почерк. Работа сдана не в срок.

«Неудовлетворительно» - использование учебного материала неполное. Объём конспекта – менее одного тетрадного листа на одну тему или одного  листа формата А4.. Отсутствуют схемы, количество смысловых связей между понятиями. Отсутствует наглядность (наличие рисунков, символов, и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта). Допущены ошибки терминологические и орфографические. Неразборчивый почерк.

Критерии оценки доклада:

«Отлично» - объем доклада - 5-6 страниц, полностью раскрыта тема доклада, информация взята из нескольких источников, доклад написан грамотно, без ошибок, текст напечатан аккуратно, в соответствии с требованиями.

При защите доклада обучающийся продемонстрировал отличное знание материала работы, приводил соответствующие доводы, давал полные развернутые ответы на вопросы и аргументировал их.

 «Хорошо» -  объём доклада - 4-5 страниц, полностью раскрыта тема доклада, информация взята из нескольких источников, реферат написан грамотно,  текст напечатан аккуратно, в соответствии с требованиями, встречаются небольшие опечатки.

 При защите доклада обучающийся продемонстрировал хорошее знание материала работы, приводил соответствующие доводы, но не смог дать полные развернутые ответы на вопросы и привести соответствующие аргументы.

«Удовлетворительно» - объём доклада - менее 4 страниц, тема доклада раскрыта не полностью, информация взята из одного источника, реферат написан с ошибками, текст напечатан неаккуратно, много опечаток.

При защите доклада обучающийся продемонстрировал слабое знание материала работы, не смог привести соответствующие доводы и аргументировать сои ответы.

«Неудовлетворительно» - объем доклада -  менее 4 страниц, тема доклада не раскрыта, информация взята из 1 источника, много ошибок в построении предложений, текст напечатан неаккуратно, много опечаток.

При защите доклада обучающийся продемонстрировал слабое знание материала работы, не смог раскрыть тему не отвечал на вопросы.

Критерии оценки презентации:

Презентацию необходимо предоставить для проверки в электронном виде.

«Отлично» - если презентация выполнена аккуратно, примеры проиллюстрированы, полностью освещены все обозначенные вопросы.

«Хорошо» - работа содержит небольшие неточности.

«Удовлетворительно» - презентация выполнена неаккуратно, не полностью освещены заданные вопросы.

«Неудовлетворительно» - работа выполнена небрежно, не соблюдена структура, отсутствуют иллюстрации.

Тематический план и содержание самостоятельной работы

п/п

Название темы

Вид деятельности обучаемого

Формируемые

ПК + ОК

Объем часов

Форма контроля

1.

Раздел 1. Организация образовательной деятельности в образовательных организациях  среднего профессионального образования

6

1.1

Работа с Федеральным государственным образовательным  стандартом среднего профессионального образования по  специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания.

Выполнение практического задания

ОК.1 – ОК.9

2

Оценка практического задания

1.2

Бюджет времени обучающихся

Составление тезисного конспекта

ОК.1 – ОК.9

2

Оценка составленного конспекта

1.3

Основы библиотековедения и библиографии

Составление тезисного конспекта

ОК.1 – ОК.9

2

Оценка составленного конспекта

2.

Раздел 2. Основы организации общественного питания

11

2.1

Основные питательные вещества и их значение для организма человека

Подготовка доклада

ОК.1 – ОК.9

3

Защита доклада

2.2

История развития предприятий общественного питания

Разработка презентации

ОК.1 – ОК.9

2

Защита презентации

2.3

Работа с нормативными документами :СанПиН 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания, изготовлению продовольственного сырья и пищевых продуктов».

Составление тезисного конспекта

ОК.1 – ОК.9

2

Оценка составленного конспекта

Составление тезисного конспекта

Оценка составленного конспекта

2.4

Правила личной гигиены работников предприятий общественного питания

Выполнение практического задания

ОК.1 – ОК.9

2

Оценка практического задания

2.5

Правила работы предприятий общественного питания

Составление тезисного конспекта

ОК.1 – ОК.9

2

Оценка составленного конспекта

Всего часов самостоятельной работы обучающихся  по дисциплине:

17


РАЗДЕЛ 1 ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Тема 1.1 Работа с Федеральным государственным образовательным  стандартом среднего профессионального образования по  специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания (2 часа)

План работы

1. Прочитать теоретический материал.

2. Определить основные вопросы теоретического материала.

3. Уяснить связь между теоретическими положениями и практикой.

4. Усвоить прочитанное.

5. Выполнить практическое задание.

Вопросы для самоконтроля

1.Что представляет собой федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания?

2.В каком случае образовательная организация имеет право на реализацию программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания?

3. Расшифруйте следующие сокращения: СПО, ФГОС СПО, ППССЗ, ОК, ПК, ПМ, МДК.

4. Укажите область профессиональной деятельности выпускников.

5. Что является объектами профессиональной деятельности выпускников?

6. К каким видам деятельности готовится техник – технолог?

Форма контроля: проверка выполнения практического задания.

Теоретический материал

Зарегистрировано в Минюсте России 23 июля 2014 г. N 33234

Утвержден

приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

от 22 апреля 2014 г. N 384

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

19.02.10 ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания для профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования, которые имеют право на реализацию имеющих государственную аккредитацию программ подготовки специалистов среднего звена по данной специальности, на территории Российской Федерации (далее - образовательная организация).

             1.2. Право на реализацию программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Возможна сетевая форма реализации программы подготовки специалистов среднего звена с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки специалистов среднего звена с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки специалистов среднего звена.

При реализации программы подготовки специалистов среднего звена образовательная организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

СПО - среднее профессиональное образование;

ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;

ППССЗ - программа подготовки специалистов среднего звена;

ОК - общая компетенция;

ПК - профессиональная компетенция;

ПМ - профессиональный модуль;

МДК - междисциплинарный курс.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

3.1. Получение СПО по ППССЗ допускается только в образовательной организации.

3.2. Сроки получения СПО по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания базовой подготовки в очной форме обучения и присваиваемая квалификация приводятся в Таблице 1.

         Таблица 1.1 - Сроки получения СПО по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания

Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППССЗ

Наименование квалификации базовой подготовки

Срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки в очной форме обучения <1>

среднее общее образование

Техник-технолог

2 года 10 месяцев

основное общее образование

3 года 10 месяцев <2>

<1> Независимо от применяемых образовательных технологий.

<2> Образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППССЗ, в том числе с учетом получаемой специальности СПО.

Сроки получения СПО по ППССЗ базовой и углубленной подготовки независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:

а) для обучающихся по очно-заочной и заочной формам обучения:

на базе среднего общего образования - не более чем на 1 год;

на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года;

б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - не более чем на 10 месяцев.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: организация процесса и приготовление сложной кулинарной продукции, хлебобулочных и мучных кондитерских изделий для различных категорий потребителей и управление производством продукции питания.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

различные виды продуктов и сырья, полуфабрикаты промышленной выработки, в том числе высокой степени готовности;

технологические процессы приготовления сложной кулинарной продукции, хлебобулочных и мучных кондитерских изделий из различного вида сырья и полуфабрикатов промышленной выработки, в том числе высокой степени готовности;

процессы управления различными участками производства продукции общественного питания;

первичные трудовые коллективы организаций общественного питания.

4.3. Техник-технолог готовится к следующим видам деятельности:

4.3.1. Организация процесса приготовления и приготовление полуфабрикатов для сложной кулинарной продукции.

4.3.2. Организация процесса приготовления и приготовление сложной холодной кулинарной продукции.

4.3.3. Организация процесса приготовления и приготовление сложной горячей кулинарной продукции.

4.3.4. Организация процесса приготовления и приготовление сложных хлебобулочных, мучных кондитерских изделий.

4.3.5. Организация процесса приготовления и приготовление сложных холодных и горячих десертов.

4.3.6. Организация работы структурного подразделения.

4.3.7. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ

СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

5.1. Техник-технолог должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

5.2. Техник технолог должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

5.2.1. Организация процесса приготовления и приготовление полуфабрикатов для сложной кулинарной продукции.

ПК 1.1. Организовывать подготовку мяса и приготовление полуфабрикатов для сложной кулинарной продукции.

ПК 1.2. Организовывать подготовку рыбы и приготовление полуфабрикатов для сложной кулинарной продукции.

ПК 1.3. Организовывать подготовку домашней птицы для приготовления сложной кулинарной продукции.

5.2.2. Организация процесса приготовления и приготовление сложной холодной кулинарной продукции.

ПК 2.1. Организовывать и проводить приготовление канапе, легких и сложных холодных закусок.

ПК 2.2. Организовывать и проводить приготовление сложных холодных блюд из рыбы, мяса и сельскохозяйственной (домашней) птицы.

ПК 2.3. Организовывать и проводить приготовление сложных холодных соусов.

5.2.3. Организация процесса приготовления и приготовление сложной горячей кулинарной продукции.

ПК 3.1. Организовывать и проводить приготовление сложных супов.

ПК 3.2. Организовывать и проводить приготовление сложных горячих соусов.

ПК 3.3. Организовывать и проводить приготовление сложных блюд из овощей, грибов и сыра.

ПК 3.4. Организовывать и проводить приготовление сложных блюд из рыбы, мяса и сельскохозяйственной (домашней) птицы.

5.2.4. Организация процесса приготовления и приготовление сложных хлебобулочных, мучных кондитерских изделий.

ПК 4.1. Организовывать и проводить приготовление сдобных хлебобулочных изделий и праздничного хлеба.

ПК 4.2. Организовывать и проводить приготовление сложных мучных кондитерских изделий и праздничных тортов.

ПК 4.3. Организовывать и проводить приготовление мелкоштучных кондитерских изделий.

ПК 4.4. Организовывать и проводить приготовление сложных отделочных полуфабрикатов, использовать их в оформлении.

5.2.5. Организация процесса приготовления и приготовление сложных холодных и горячих десертов.

ПК 5.1. Организовывать и проводить приготовление сложных холодных десертов.

ПК 5.2. Организовывать и проводить приготовление сложных горячих десертов.

5.2.6. Организация работы структурного подразделения.

ПК 6.1. Участвовать в планировании основных показателей производства.

ПК 6.2. Планировать выполнение работ исполнителями.

ПК 6.3. Организовывать работу трудового коллектива.

ПК 6.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями.

ПК 6.5. Вести утвержденную учетно-отчетную документацию.

5.2.7. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ

СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

6.1. ППССЗ предусматривает изучение следующих учебных циклов:

общего гуманитарного и социально-экономического;

математического и общего естественнонаучного;

профессионального;

и разделов:

учебная практика;

производственная практика (по профилю специальности);

производственная практика (преддипломная);

промежуточная аттестация;

государственная итоговая аттестация.

Практическое задание

Составить таблицу «Профессиональные компетенции, которыми должен обладать техник - технолог предприятий общественного питания»

Таблица 1.2 - Профессиональные компетенции, которыми должен обладать техник - технолог предприятий общественного питания

Вид деятельности

Профессиональные компетенции

Организация процесса приготовления и приготовление полуфабрикатов для сложной кулинарной продукции

ПК 1.1. Организовывать подготовку мяса и приготовление полуфабрикатов для сложной кулинарной продукции.

ПК 1.2. Организовывать подготовку рыбы и приготовление полуфабрикатов для сложной кулинарной продукции.

ПК 1.3. Организовывать подготовку домашней птицы для приготовления сложной кулинарной продукции.

Тема 1.2 Бюджет времени обучающихся (2 часа)

План работы

1. Определите цель составления конспекта.

2. Читая изучаемый материал в электронном виде в первый раз, разделите его на основные смысловые части, выделите главные мысли, сформулируйте выводы.

3. Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат.

4. Включайте в конспект не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).

5.Составляя конспект, записывайте отдельные слова сокращённо, выписывайте только ключевые слова, делайте ссылки на страницы конспектируемой работы, применяйте условные обозначения.

6.Чтобы форма конспекта отражала его содержание, располагайте абзацы «ступеньками», подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.

7.Отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты.

8. При конспектировании старайтесь выразить авторскую мысль своими словами. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями.

Задание: Составить тезисный конспект.

Вопросы для самоконтроля

1.В чем заключается основное условие сохранения высокой работоспособности человека?

2.Дайте определение понятию «бюджет времени».

3. Почему обучающимся необходимо планировать бюджет времени?

4. Какие правила необходимо соблюдать, чтобы правильно спланировать бюджет времени?

Форма контроля: Оценка составленного конспекта.

Теоретический материал

Одним из основных условий сохранения высокой работоспособности обучающихся является соблюдение режима дня - распорядка работы, питания, отдыха, сна.  Основу режима составляет правильное распределение времени, Организм подростка по "своим часам" регулирует виды занятий, устанавливает баланс между трудом и отдыхом. Благодаря этому у обучающихся появляется ощущение времени, которое помагает им работать в определенном ритме.  Организм сам "хочет" делать то, что нужно, ведь вследствие выработки динамического стереотипа предыдущая деятельность побуждает следующую. Это, в значительной степени, повышает производительность труда, снимает нервное напряжение.

Режим труда и отдыха зависит от индивидуальных особенностей каждого обучающегося. Правда, не всегда обучающемуся удается жить по своему индивидуальному режиму, так как нужно уметь приспособить его к общепринятому в образовательной организации, поэтому необходимо планировать бюджет времени.

Бюджет (англ budget, букв. - сумка) времени - правильное планирование и распределение времени, разумное и рациональное его расходования на различные виды работ и формы деятельности

Структуру бюджета времени обучающегося формируют рабочее (учебное) и нерабочее (внеурочное) время. Аудиторные занятия и самостоятельная работа над программным материалом - составные части рабочего времени обучающихся. В структуре нерабочего времени выделяют внеурочное время (участие в научной и общественной работе, переезды к месту занятий, время на хозяйственно-бытовые нужды, сон, питание) и свободное время (занятия спортом, участие в художественной самодеятельности, посещение театров, музеев, выставок, просмотр телевидения, чтение научной и художественной литературы, газет, журналов, любимые занятия и т.п.).  

Выделяют годовой, недельный, суточный бюджет времени обучающихся.

Традиционно, определяя бюджет учебного времени обучающихся дневной формы обучения, выходят из соотношения 6:4, что предусматривает 6 часов ежедневных аудиторных и 4 часа внеаудиторных занятий.

Максимальный недельный бюджет рабочего времени студента дневной формы обучения составляет 54 часа.

Правильное распределение режимных моментов в суточном бюджете времени позволяет объективно подойти к использованию своих функциональных возможностей и адаптации к изменению одних видов деятельности на другие. Учеными доказано, что более 300 процессов, происходящих в организме человека, подчинены суточному ритму, а его изменение или отклонение от нормы приводят к нарушению работы функций и систем, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность.

Опыт организации учебной работы в образовательных организациях среднего профессионального образования свидетельствует, что физиологическая норма учебных занятий, соответствующих гигиеническим требованиям, составляет 10-11 ч в сутки. Обучающимся младших курсов рекомендуется начинать с 7-8 часовой продолжительности занятий в сутки и впоследствии постепенно увеличивать их продолжительность, чтобы на старших курсах значительно возрастал удельный вес их самостоятельной учебной работы.

Для того чтобы правильно спланировать бюджет времени, необходимо соблюдать следующие правила:

- четко определять цели своей деятельности Это помогает заранее спланировать работу, организовать все действия, направленные на ее достижение, позволяет контролировать ее выполнение;

- придерживаться определенной системы и последовательности в работе, правильно и равномерно распределять ее по времени. Работать следует систематически - каждый день определенное количество часов, а не изучать большой объем информации за один промежуток времени. Частые изменения форм работы вредно сказываются на производительности умственного труда, вызывая усталость, поскольку требуют перестройки мыслей и действий. Кроме того, любое отвлечение внимания разрушает логично построенную мысль, после чего иногда приходится тратить в несколько раз больше времени и умственных усилий, чтобы вернуться к этой утраченной мысли;

- не делать больших перерывов в процессе умственной работы, поскольку каждый раз после перерыва требуется определенное время для вхождения в работу;

- правильно чередовать различные виды деятельности: сначала умственную и физическую работу, впоследствии - различные виды интеллектуального труда. Это будет способствовать высокой работоспособности;

- научиться правильно отдыхать. Для восстановления сил нужны перерывы после каждых 1-2 часов работы; отдыхом может быть и замена умственного труда физическим;

- выполнять всегда все вовремя и помнить совет: "Сделай сегодня все, что можно не оставлять на завтра";

- вести дневник или книгу для записей и записывать планы на ближайшие дни, недели, месяцы;

- помнить, что волевые усилия, желание достичь максимальных положительных результатов сэкономят усилия, время и будут способствовать эффективному выполнению работы

Каждый обучающийся должен научиться рационально тратить время, ценить его, овладевать навыками научной организации труда.

Тема 1.3  Основы библиотековедения и библиографии (2 часа)

План работы

1. Определите цель составления конспекта.

2. Читая изучаемый материал в электронном виде в первый раз, разделите его на основные смысловые части, выделите главные мысли, сформулируйте выводы.

3. Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат.

4. Включайте в конспект не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).

5.Составляя конспект, записывайте отдельные слова сокращённо, выписывайте только ключевые слова, делайте ссылки на страницы конспектируемой работы, применяйте условные обозначения.

6.Чтобы форма конспекта отражала его содержание, располагайте абзацы «ступеньками», подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.

7.Отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты.

8. При конспектировании старайтесь выразить авторскую мысль своими словами. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями.

Задание: Составить тезисный конспект.

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте понятие «Библиография».

 2. Охарактеризуйте специфику использования электронных каталогов.

3. Перечислите виды справочников.

4. В каком порядке составляется список использованных источников?

5. Какие правила необходимо соблюдать при выполнении реферата?

6. Дайте характеристику аннотации.

Форма контроля: Оценка составленного конспекта.

Теоретический материал

  Возникновении библиографии, ее сущность, виды библиографии.

 «Библиография» - слово древнегреческого происхождения. Буквально оно означает - «книгоописание». Первоначально библиографами называли людей, переписывающих книги. С крушением античного мира погибла и созданная им античная культура, исчезло слово «библиография».

Для организации общественного использования книжных богатств созданы государственные, общественные и частные библиотеки, совокупность которых составляет важную отрасль информационной, образовательной и культурно-просветительской деятельности общества. Библиотека – от греческого «biblion» - книга и «тека» - собрание, соединение:

1) учреждение, организующее сбор, хранение, систематизацию и использование произведений печати. Возникли библиотеки в глубокой древности (в Ассирии, в Древнем Египте, Греции и Риме, монастырях Средневековья). Особенное развитие они получили в XV веке после изобретения книгопечатания; в XVII – XVIII веках появляются библиотеки мирового значения;

 2) личное, домашнее собрание книг; 3) серия изданий, объединенных общностью замысла, темы, читательского назначения. В данном случае нас интересует библиотека как организация, имеющая разветвленный справочно-библиографический аппарат и ведущая на его основе активное обслуживание читателей. Библиотеки в России, независимо от ведомственной подчиненности, составляют единую систему.

На сегодняшний день в России насчитывается около 150 тысяч библиотек.

Каждая библиотека состоит из двух неразрывно связанных друг с другом частей - библиотечного фонда и справочно-библиографического аппарата (СБА). СБА библиотеки есть совокупность каталогов (алфавитного, систематического, предметного) и организация методической работы по их использованию.

Алфавитная картотека статей и любых по жанру исследований является обязательной для любой библиотеки и предполагает обращение к ней широкого круга пользователей. Карточки в подобной картотеке располагаются в алфавитном порядке (по фамилиям авторов), поэтому поиск источника доступен каждому, даже начинающему читателю.

Электронные каталоги и специфика их использования Систематическая картотека статей занимает главное место в системе картотек. Она является универсальной по содержанию и включает карточки на статьи из газет и журналов, периодических и продолжающихся сборников. Электронный каталог (ЭК) – это машиночитаемый библиотечный каталог, работающий в реальном режиме времени и предоставленный в распоряжение читателей. Назначение электронного каталога – содействие информатизации образовательного и научно-исследовательского процессов, создание комфортной информационной среды для общедоступного пользования.

Тематические картотеки содействуют ознакомлению читателей с наиболее актуальными вопросами и темами. Наполнение картотек должно соответствовать потребностям читателей, которым нужен минимум самой важной литературы по данной теме. Отсюда следует, что тематические картотеки, не дублируя СК, отбирают наиболее ценную литературу по данному вопросу. Бывают запросы читателей, которые не могут быть удовлетворены на основе универсальных и тематических картотек. На такие вопросы дают ответы картотеки, которые принято объединять в группу специальных. К ним относятся картотеки персоналий, рецензий, картотека заглавий произведений художественной литературы, новинок литературы, иллюстраций, систематическая картотека библиографических материалов и др.

Справочно-библиографический фонд - это часть СБА библиотеки, включающая материалы основополагающего и директивного характера, справочную литературу, библиографические пособия и фонд выполненных справок. К справочным изданиям относятся, прежде всего, энциклопедии и издания энциклопедического характера.     Энциклопедии подразделяются на:

 А) универсальные;

 Б) отраслевые;

 B) специальные (тематические). Также одним из видов подобной литературы являются справочники. Они содержат краткие сведения научного или прикладного характера, расположенные в порядке, удобном для их быстрого отыскания.

Справочники разнообразны по тематике, объему, структуре и назначению. Справочники бывают:

А) статистические;

Б) массово-политические;

В) научные;

Г) производственные;

Д) популярные справочные издания.

Словари составляют большую, разнообразную по характеру и назначению, важную группу справочных изданий. Лингвистические, лексикографические и др. словари создаются с целью представить словарный состав и грамматические формы литературного языка. Большой справочный интерес представляют словари языка писателей, этимологические, фразеологические, словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов, неологизмов, архаизмов, антропонимические, диалектные, частотные, разговорники и т.д. Терминологические словари используются не только специалистами в какой-либо отрасли, но разными группами читателей, занимающихся самообразованием.

Особую группу составляют биографические словари, содержащие сведения о жизни и деятельности различных известных лиц. Для читателей, работающих с иностранной литературой и изучающих иностранные языки, создано большое количество двуязычных и многоязычных словарей. Есть также двуязычные и многоязычные терминологические словари, предназначенные для специалистов. 

    Составление  списка литературы. 

Список использованных источников информации составляется в соответствии с правилами библиографического оформления и представляет собой перечень использованных книг и статей. Список использованной литературы должен быть выполнен в соответствии с ГОСТ 7.32.2001 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчёт о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления» и правилами библиографического описания документов ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание», ГОСТ Р 7.05-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу».

Список использованных источников приводится после основной части работы. В него включают все использованные источники в следующем порядке:

-   законодательные акты;

-   постановления правительства;

-   нормативные документы;

-   статистические материалы;

-  научные и литературные источники в алфавитном порядке по фамилии авторов.

Все источники, включаемые в список, нумеруются последовательно. Для правильного составления списка использованных источников обучающемуся полезно посмотреть, как он оформляется в какой-либо монографии по вопросам технологии продукции общественного питания.

Примеры библиографического описания документов по ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления»

Книги одного автора:

Атаманчук, Г.В. Сущность государственной службы: История, теория, закон, практика / Г.В. Атаманчук. – М.: РАГС, 2008. – 268 с.

Книги двух и более авторов:

Ершов, А.Д. Информационное управление в таможенной системе / А.Д. Ершов, П.С. Конопаева. – СПб.: Знание, 2009. – 232 с.

Книги без указания авторов на титульном листе:

Управление персоналом: учеб. пособие / С.И. Самыгин [и др.]; под ред. С.И. Самыгина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 511 с.

Словари и энциклопедии:

Социальная философия: словарь / под общ. ред. В.Е. Кемерова, Т.Х. Керимова. – М.: Академический Проект, 2008. – 588 с.

Официальные документы:

Конституция Российской Федерации. – М.: Приор, 2011. – 32 с.

Стандарт:

ГОСТ 7.53–2001. Издания. Международная стандартная нумерация книг [Текст]. – Взамен ГОСТ 7.53–86; введ. 2002–07–01. – Минск: Межгос. совет по стандартизации, метрологии и сертификации; М.: Изд-во стандартов, cop. 2007. – 3 с. – (Система стандартов по информации, библиотечному и  издательскому делу).

Статьи из сборников:

Бакаева, О.Ю. Таможенные органы Российской Федерации как субъекты таможенного права / О.Ю. Бакаева, Г.В. Матвиенко // Таможенное право. – М.: Юрист, 2008. – С. 51 – 91.

Статьи из газет и журналов:

Арсланов, Г. Реформы в Китае: Смена поколений / Г. Арсланов // Азия и Африка сегодня. – 2008. – № 4 . – С. 2 – 6.

Электронные документы, находящиеся в сети Интернет:

Исследовано в России [Электронный ресурс]: многопредмет. науч. журн. / Моск. физ.-техн. ин-т. – Электрон. журн. – Долгопрудный: МФТИ, 2008. – Режим доступа к журн.: http://zhurnal.mipt.rssi.ru

Емельянцева, М.В. Коцессионное соглашение – новый вид сотрудничества с государством / М.В. Емельянцева // [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.naryishkin.spb.ru

Реферат и аннотация

Реферат (от лат. еfеrо – «сообщаю») – краткое изложение в письменном виде или форме публичного доклада содержания книги, статьи или нескольких работ, научного труда, литературы по общей тематике.

    Реферат - это самостоятельная научно-исследовательская работа учащегося, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание материала должно быть логичным, изложение материала носит проблемно-поисковый характер.

    Тематика рефератов определяется преподавателем, а право выбора темы реферата предоставляется самому студенту. Прежде чем выбрать тему реферата, автору необходимо выяснить свой интерес, определить, над какой проблемой он хотел бы поработать, более глубоко ее изучить. Название реферата, поданного преподавателю, может не совпадать с названием из предлагаемого списка, но должно соответствовать тематике и географическим и временным рамкам изучаемой дисциплины, а так же предварительно согласовано с преподавателем.    

Требования к выполнению реферата

 Реферат является научной работой, поскольку содержит в себе элементы научного исследования, а потому к нему предъявляются требования, как к научной работе. Правила оформления научных работ являются общими для всех отраслей знаний и регламентируются государственными стандартами.  При оформлении реферата необходимо соблюдать правила цитирования, правильное оформление ссылок, библиографического списка, правила сокращения.

               Правила

   Работа открывается титульным листом, где указывается полное название учебного заведения, тема реферата, фамилии автора и руководителя, место и год написания. На следующей странице, которая нумеруется сверху номером «2», помещается оглавление с точным названием каждой главы и указанием начальных страниц.

    Общий объем реферата не должен превышать 15-20 страниц для печатного варианта (обычно опытный студент укладывается в 10-12 страниц).

    При печатании текста реферата абзац должен равняться четырем знакам (1,25 см.). Поля границы: левое - 3 см., правое - 1,5 см., нижнее 2 см., верхнее - 2 см. до номера страницы. Текст печатается через 1,5 - 2 интервала. Если текст реферата набирается в текстовом редакторе Microsoft Word, рекомендуется использовать шрифты: Times New Roman Cyr или Arial Cyr, размер шрифта - 14 пт. При работе с другими текстовыми редакторами шрифт выбирается самостоятельно, исходя из требований - 60 строк на лист (через 2 интервала).

    Каждая структурная часть реферата (введение, главная часть, заключение и т.д.) начинается с новой страницы. Расстояние между главой и следующей за ней текстом, а также между главой и параграфом составляет 2 интервала. После заголовка, располагаемого посредине строки, не ставится точка. Не допускается подчеркивание заголовка и переносы в словах заголовка. Страницы реферата нумеруются в нарастающем порядке. Номера страниц ставятся вверху в середине листа. Титульный лист реферата включается в общую нумерацию, но номер страницы на нем не проставляется (это не относится к содержанию реферата).

Этапы работы над рефератом

  Формулирование темы

   Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию. Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, не менее 8-10).

Составление библиографии

Обработка и систематизация информации

Разработка плана реферата

Написание реферата

Публичное выступление с результатами исследования

         Структура и правила оформления реферата

Введение

Раздел должен содержать постановку проблемы в рамках выбранной темы и обоснование выбора проблемы и темы.

Основная часть

  В данном разделе должна быть раскрыта тема. Для этого в разделе обязательно должно быть отражено:

–краткий пересказ статьи с использованием изучаемого в курсе понятийного аппарата и инструментария;

– описание и личную оценку студента (аргументированную на основе материала курса) адекватности приведенных в статье выводов;

Заключение

 Раздел должен подводить итог написанному в основной части и содержать выводы о том, что аппарат институциональной теории может привнести в анализ описываемых явлений.

Список литературы

 Текст должен содержать ссылки на цитируемые источники, которые все приводятся в данном разделе. В списке литературы обязательно указывать источник, из которого была взята статья.

   Работа (эссе или реферат) считается списанной, если в ней присутствуют цитаты длинной в одно предложение без кавычек или пересказ чужих мыслей без указания ссылки на источник в тексте.

Рецензия на реферат

 Эрудированности в рассматриваемой области:

– актуальность заявленной проблемы;

– степень знакомства с современным состояниям проблемы;

– использование известных результатов и научных фактов в работе;

– полнота цитируемой литературы.

Собственные достижения автора:

– использование знаний вне программы;

– степень новизны;

– научная значимость проблемы;

– владение научным и специальным аппаратом.

  Аннотация - включает характеристику основной темы, проблемы объекта, цели работы и ее результаты. В аннотации указывается, что нового содержит в себе данное издание по сравнению с другими, родственными ему по теме или целевому назначению. - Содержит сведения об авторе (биографические данные, принадлежность к стране; роль автора и его трудов в культуре этой страны; ссылки на другие, более известные его произведения; место, которое занимает данное произведение в его творчестве). - Сведения о достоинствах этого произведения, взятые из других (авторитетных) источников; сообщения об изменениях по сравнению с предыдущими изданиями того же произведения; наличие интересного сопроводительного материала (иллюстраций, схем, таблиц, предисловия видных деятелей). - В аннотациях на произведения художественной литературы даются сведения о жанре, периоде творчества автора, основная тема и проблемы произведения, время и место описываемых событий. - Читательское назначение издания. Рекомендованный объем аннотации - 500 печатных знаков.

РАЗДЕЛ 2 ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО П ИТАНИЯ

Тема 2.1  Основные питательные вещества и их значение для организма человека (3 часа)

План работы

1. Работа с интернет – ресурсами.

2. Определить основные вопросы по выбранной теме.

3. Уяснить связь между теоретическими положениями и практикой.

4. Составить план доклада.

Практическое задание (индивидуальное задание)

Подготовить доклады по темам:

- «Значение неорганических веществ для организма человека: вода»;

-«Значение неорганических веществ для организма человека: минеральные вещества»;

- «Значение органических веществ для организма человека: углеводы»;

- «Значение органических веществ для организма человека: белки»;

- «Значение органических веществ для организма человека: жиры»;

- «Значение неорганических веществ для организма человека: витамины».

           

Форма контроля: Заслушивание доклада.

Общие требования к оформлению доклада

- объем тезисов 2-3 страницы;

- допускается наличие рисунков и таблиц, которые должны быть представлены также отдельным файлом;

- формат:  MS Word  97-2010 (doc; rtf); 

- параметры страницы: поля 2,0 см - сверху, снизу, слева и справа; 

- абзацный отступ - 1,25 см;

- шрифт: тип Times New Roman, кегль 12;  

- межстрочный интервал: полуторный; 

- автоматический перенос строк;

- выравнивание – по ширине;

- название  доклада указывается прописными буквами по центру полужирным шрифтом, ниже через одинарный интервал строчными буквами указывается полная фамилия, имя, отчество автора, место учебы, год;

- библиографический список составляется в алфавитном порядке. На всю приведенную литературу должны быть ссылки в квадратных скобках в тексте статьи, например [1; с. 18];

- редактор, в котором выполнены иллюстрации, должен быть совместим с редактором Word. Все рисунки должны иметь подписи под ними.

Докладчику предоставляется для выступления 7 - 10 минут.

            Обязательным условием выступления с докладом является наличие презентации

Общие требования к оформлению презентации

Титульный лист:

- название презентации.

- автор: ФИО обучаюшегося , место учебы, год.

Второй слайд «Содержание» - список основных вопросов, рассматриваемых в содержании. Лучше оформить в виде гиперссылок (для интерактивности презентации).

Заголовки:

- все заголовки выполнены в едином стиле (цвет, шрифт, размер, начертание).

- в конце точка не ставится.

- анимация, как правило, не применяется.

Текст:

- форматируется по ширине.

- размер и цвет шрифта подбираются так, чтобы было хорошо видно.

- подчеркивание не используется, т.к. оно в документе указывает на гиперссылку.

- элементы списка отделяются точкой с запятой. В конце обязательно ставится точка.

- размер шрифта: 24–54 пункта (заголовок), 18–36 пунктов (обычный текст);

- цвет шрифта и цвет фона должны контрастировать (текст должен хорошо читаться), но не резать глаза;

- тип шрифта: для основного текста гладкий шрифт без засечек (Arial, Tahoma, Verdana), для заголовка можно использовать декоративный шрифт, если он хорошо читаем;

- курсив, подчеркивание, жирный шрифт, прописные буквы рекомендуется использовать только для смыслового выделения фрагмента текста.

Графическая информация:

- рисунки, фотографии, диаграммы призваны дополнить текстовую информацию или передать ее в более наглядном виде;

- желательно избегать в презентации рисунков, не несущих смысловой нагрузки, если они не являются частью стилевого оформления;

- цвет графических изображений не должен резко контрастировать с общим стилевым оформлением слайда;

- иллюстрации рекомендуется сопровождать пояснительным текстом;

- если графическое изображение используется в качестве фона, то текст на этом фоне должен быть хорошо читаем.

Анимация:

- анимационные эффекты используются для привлечения внимания слушателей или для демонстрации динамики развития какого-либо процесса. В этих случаях использование анимации оправдано, но не стоит чрезмерно насыщать презентацию такими эффектами, иначе это вызовет негативную реакцию аудитории.

Звук:

- звуковое сопровождение должно отражать суть или подчеркивать особенность темы слайда, презентации;

- фоновая музыка не должна отвлекать внимание слушателей и не заглушать слова докладчика.

Единое стилевое оформление:

- стиль может включать: определенный шрифт (гарнитура и цвет), цвет фона или фоновый рисунок, декоративный элемент небольшого размера и др.;

- не рекомендуется использовать в стилевом оформлении презентации более 3 цветов и более 3 типов шрифта;

- оформление слайда не должно отвлекать внимание слушателей от его содержательной части;

- все слайды презентации должны быть выдержаны в одном стиле;

Содержание и расположение информационных блоков на слайде:

- информационных блоков не должно быть слишком много (3-6);

- рекомендуемый размер одного информационного блока — не более 1/2 размера слайда;

- желательно присутствие на странице блоков с разнотипной информацией (текст, графики, диаграммы, таблицы, рисунки), дополняющей друг друга;

- ключевые слова в информационном блоке необходимо выделить;

- информационные блоки лучше располагать горизонтально, связанные по смыслу блоки — слева направо;

- наиболее важную информацию следует поместить в центр слайда;

- логика предъявления информации на слайдах и в презентации должна соответствовать логике ее изложения.

В тексте ни в коем случае не должно содержаться орфографических ошибок.

По содержанию:

- на слайдах презентации не пишется весь тот текст, который произносит докладчик.

- текст должен содержать только ключевые фразы (слова), которые докладчик развивает и комментирует устно.

Если презентация имеет характер игры, викторины, или какой-либо другой, который требует активного участия аудитории, то на каждом слайде должен быть текст только одного шага, или эти «шаги» должны появляться на экране постепенно.

В конце презентации представляется список использованных источников, оформленный по правилам библиографического описания.

Правила хорошего тона требуют, чтобы последний слайд содержал выражение благодарности тем, кто прямо или косвенно помогал в работе над презентацией.

Тема 2.2  История развития предприятий общественного питания (2 часа)

План работы

1. Работа с интернет – ресурсами.

2. Определить основные вопросы по выбранной теме.

3. Уяснить связь между теоретическими положениями и практикой.

4. Составить план презентации.

Практическое задание (индивидуальное задание)

Разработать презентации по темам:

- «Формирование народной кухни в соответствии с условиями жизни и уровнем развития кулинарной техники»;

- «Развитие народной  кухни под влиянием культурного обмена с другими народами»;

- «Развитие профессиональной кулинарии с появлением внедомашнего питания»;

- «Кулинарное образование в России».

Форма контроля: Защита презентаций.

Общие требования к оформлению презентации

Титульный лист:

- название презентации.

- автор: ФИО  обучающегося , место учебы, год.

Второй слайд «Содержание» - список основных вопросов, рассматриваемых в содержании. Лучше оформить в виде гиперссылок (для интерактивности презентации).

Заголовки:

- все заголовки выполнены в едином стиле (цвет, шрифт, размер, начертание).

- в конце точка не ставится.

- анимация, как правило, не применяется.

Текст:

- форматируется по ширине.

- размер и цвет шрифта подбираются так, чтобы было хорошо видно.

- подчеркивание не используется, т.к. оно в документе указывает на гиперссылку.

- элементы списка отделяются точкой с запятой. В конце обязательно ставится точка.

- размер шрифта: 24–54 пункта (заголовок), 18–36 пунктов (обычный текст);

- цвет шрифта и цвет фона должны контрастировать (текст должен хорошо читаться), но не резать глаза;

- тип шрифта: для основного текста гладкий шрифт без засечек (Arial, Tahoma, Verdana), для заголовка можно использовать декоративный шрифт, если он хорошо читаем;

- курсив, подчеркивание, жирный шрифт, прописные буквы рекомендуется использовать только для смыслового выделения фрагмента текста.

Графическая информация:

- рисунки, фотографии, диаграммы призваны дополнить текстовую информацию или передать ее в более наглядном виде;

- желательно избегать в презентации рисунков, не несущих смысловой нагрузки, если они не являются частью стилевого оформления;

- цвет графических изображений не должен резко контрастировать с общим стилевым оформлением слайда;

- иллюстрации рекомендуется сопровождать пояснительным текстом;

- если графическое изображение используется в качестве фона, то текст на этом фоне должен быть хорошо читаем.

Анимация:

- анимационные эффекты используются для привлечения внимания слушателей или для демонстрации динамики развития какого-либо процесса. В этих случаях использование анимации оправдано, но не стоит чрезмерно насыщать презентацию такими эффектами, иначе это вызовет негативную реакцию аудитории.

Звук:

- звуковое сопровождение должно отражать суть или подчеркивать особенность темы слайда, презентации;

- фоновая музыка не должна отвлекать внимание слушателей и не заглушать слова докладчика.

Единое стилевое оформление:

- стиль может включать: определенный шрифт (гарнитура и цвет), цвет фона или фоновый рисунок, декоративный элемент небольшого размера и др.;

- не рекомендуется использовать в стилевом оформлении презентации более 3 цветов и более 3 типов шрифта;

- оформление слайда не должно отвлекать внимание слушателей от его содержательной части;

- все слайды презентации должны быть выдержаны в одном стиле;

Содержание и расположение информационных блоков на слайде:

- информационных блоков не должно быть слишком много (3-6);

- рекомендуемый размер одного информационного блока — не более 1/2 размера слайда;

- желательно присутствие на странице блоков с разнотипной информацией (текст, графики, диаграммы, таблицы, рисунки), дополняющей друг друга;

- ключевые слова в информационном блоке необходимо выделить;

- информационные блоки лучше располагать горизонтально, связанные по смыслу блоки — слева направо;

- наиболее важную информацию следует поместить в центр слайда;

- логика предъявления информации на слайдах и в презентации должна соответствовать логике ее изложения.

В тексте ни в коем случае не должно содержаться орфографических ошибок.

По содержанию:

- на слайдах презентации не пишется весь тот текст, который произносит докладчик.

- текст должен содержать только ключевые фразы (слова), которые докладчик развивает и комментирует устно.

Если презентация имеет характер игры, викторины, или какой-либо другой, который требует активного участия аудитории, то на каждом слайде должен быть текст только одного шага, или эти «шаги» должны появляться на экране постепенно.

В конце презентации представляется список использованных источников, оформленный по правилам библиографического описания.

Правила хорошего тона требуют, чтобы последний слайд содержал выражение благодарности тем, кто прямо или косвенно помогал в работе над презентацией.

Тема 2.3  Работа с нормативными документами: СанПиН 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания, изготовлению продовольственного сырья и пищевых продуктов» (2 часа)

План работы

1. Определите цель составления конспекта.

2. Читая изучаемый материал в электронном виде в первый раз, разделите его на основные смысловые части, выделите главные мысли, сформулируйте выводы.

3. Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат.

4. Включайте в конспект не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).

5.Составляя конспект, записывайте отдельные слова сокращённо, выписывайте только ключевые слова, делайте ссылки на страницы конспектируемой работы, применяйте условные обозначения.

6.Чтобы форма конспекта отражала его содержание, располагайте абзацы «ступеньками», подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.

7.Отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты.

8. При конспектировании старайтесь выразить авторскую мысль своими словами. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями.

Задание: Составить тезисный конспект в форме ответов на вопросы для самоконтроля. Для ответа использовать интернет – ресурсы.

Вопросы для самоконтроля

1. Когда приняты изменения к СанПиН 2.3.6.1079-01?

2. Перечислите основные разделы СанПиН 2.3.6.1079-01.

3. С какой целью разработаны СанПиН 2.3.6.1079-01?

4.Охарактеризуйте требования к условиям работы в производственных помещениях

Форма контроля: Оценка составленного конспекта.

Тема 2.4  Правила личной гигиены работников предприятий общественного питания (2 часа)

План работы

1. Прочитать теоретический материал.

2. Определить основные вопросы теоретического материала.

3. Уяснить связь между теоретическими положениями и практикой.

4. Усвоить прочитанное.

5. Выполнить практическое задание.

Вопросы для самоконтроля

           1. Какой документ регламентирует санитарные требования к личной гигиене персонала организации?

2. В течении какого срока выпускники высших, средних и специальных учебных заведений допускаются к работе без прохождения гигиенической подготовки и аттестации в установленном порядке?

3. Какие данные вносятся в личную медицинскую книжку работника?

4. С какими заболеваниями работники не допускаются к работе в холодном, горячем и кондитерском цехах?

Форма контроля: проверка выполнения практического задания.

Теоретический материал

Соблюдение санитарных правил является обязательным для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ст.39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
         Ответственность за общее санитарное состояние предприятия, за соблюдение в нем санитарного режима и 
допуск к работе лиц, не прошедших медицинское обследование и не сдавших санминимума, за создание условий, необходимых для выполнения работниками правил личной гигиены несет руководитель предприятия.   

 Личная гигиена - это ряд санитарных правил, которые должны соблюдать работники общественного питания.

Правилами личной гигиены предусмотрен ряд гигиенических требований к содержанию тела, рук, полости рта, к санитарной одежде, санитарному режиму предприятия, медицинскому освидетельствованию работников общественного питания.
          Требования, предъявляемые к личной гигиене 
персонала предприятий общественного питания, регламентируются гл. 13 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 08.11.2001 N 31.

Санитарные требования к личной гигиене персонала организации

        1. Лица, поступающие на работу в организации общественного питания, проходят предварительные при поступлении и периодические медицинские осмотры, профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию в установленном порядке.

       2. Выпускники высших, средних и специальных учебных заведений в течение первого года после их окончания допускаются к работе без прохождения гигиенической подготовки и аттестации в установленном порядке.

           3. На каждого работника заводится личная медицинская книжка установленного образца, в которую вносятся результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о перенесенных инфекционных заболеваниях, отметка о прохождении гигиенической подготовки и аттестации.

       4. Работники организации обязаны соблюдать следующие правила личной гигиены:

· оставлять верхнюю одежду, обувь, головной убор, личные вещи в гардеробной;

· перед началом работы тщательно мыть руки с мылом, надевать чистую санитарную одежду, подбирать волосы под колпак или косынку или надевать специальную сеточку для волос;

· работать в чистой санитарной одежде, менять ее по мере загрязнения;

· при посещении туалета снимать санитарную одежду в специально отведенном месте, после посещения туалета тщательно мыть руки с мылом;

· при появлении признаков простудного заболевания или кишечной дисфункции, а также нагноений, порезов, ожогов сообщать администрации и обращаться в медицинское учреждение для лечения;

· сообщать обо всех случаях заболеваний кишечными инфекциями в семье работника;

· при изготовлении блюд, кулинарных изделий и кондитерских изделий снимать ювелирные украшения, часы и другие бьющиеся предметы, коротко стричь ногти и не покрывать их лаком, не застегивать спецодежду булавками;

· не курить и не принимать пищу на рабочем месте (прием пищи и курение разрешаются в специально отведенном помещении или месте).

       5. Ежедневно перед началом смены в холодном, горячем и кондитерском цехах, а также в организациях, вырабатывающих мягкое мороженое, медработник или другие ответственные лица проводят осмотр открытых поверхностей тела работников на наличие гнойничковых заболеваний. Лица с гнойничковыми заболеваниями кожи, нагноившимися порезами, ожогами, ссадинами, а также с катарами верхних дыхательных путей к работе в этих цехах не допускаются.

      6. В каждой организации следует иметь аптечку с набором медикаментов для оказания первой медицинской помощи.

     Учащиеся средних общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, студенты специальных учебных заведений и техникумов перед прохождением производственной практики в организации и его сети в обязательном порядке проходят медицинское обследование и гигиеническую подготовку в установленном порядке.

     7. Слесари, электромонтеры и другие работники, занятые ремонтными работами в производственных и складских помещениях, работают в цехах в чистой санитарной (или специальной) одежде, переносят инструменты в специальных закрытых ящиках. При проведении работ должно быть обеспечено исключение загрязнения сырья, полуфабрикатов и готовой продукции.

Практическое задание

Заполнить таблицу «Соблюдение санитарных правил в предприятиях общественного питания»

           

         Таблица 2.1 - Соблюдение санитарных правил в предприятиях общественного питания

Лица, поступающие на работу в организации общественного питания, проходят….

Выпускники высших, средних и специальных учебных заведений

На каждого работника заводится

Работники организации обязаны соблюдать следующие правила личной гигиены:…

Ежедневно перед началом смены в холодном, горячем и кондитерском цехах, а также в организациях, вырабатывающих мягкое мороженое …

В каждой организации следует иметь…

Тема 2.5  Правила работы предприятий общественного питания (2 часа)

План работы

1. Определите цель составления конспекта.

2. Читая изучаемый материал в электронном виде в первый раз, разделите его на основные смысловые части, выделите главные мысли, сформулируйте выводы.

3. Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат.

4. Включайте в конспект не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).

5.Составляя конспект, записывайте отдельные слова сокращённо, выписывайте только ключевые слова, делайте ссылки на страницы конспектируемой работы, применяйте условные обозначения.

6.Чтобы форма конспекта отражала его содержание, располагайте абзацы «ступеньками», подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.

7.Отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты.

8. При конспектировании старайтесь выразить авторскую мысль своими словами. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями.

Задание: Составить тезисный конспект.

Вопросы для самоконтроля

1. Требования каких нормативных документов должны выполняться на предприятиях общественного питания?

 2. Чем должны быть оснащены предприятия общественного питания всех типов и классов?

3. Что должно быть предусмотрено в предприятиях с количеством мест в залах более 50?

4. Какие данные включают в удостоверение качества?

5. Какие требования предъявляются к предприятиям общественного питания различных типов и классов?

Форма контроля: Оценка составленного конспекта.

Теоретический материал

           На предприятиях общественного питания любого типа и класса должны обеспечиваться безопасность жизни и здоровья потребителей и сохранность их имущества при условии соблюдения ''Правил оказания услуг общественного питания'', санитарных, технологических норм и правил, а также требований пожаро - и электробезопасности.

            На предприятиях общественного питания должны выполняться требования следующих нормативных документов по безопасности услуг:

  • санитарно-гигиенические и технологические требования –

СП 2.3.6.1079-01, СанПиН 2.3.2.1324-03, СП 1.1.1058-01,     Сборники

технологических нормативов;

  • торгово-технологическое и холодильное оборудование, посуда, приборы и инвентарь, другие предметы материально-технического оснащения должны быть изготовлены из разрешенных материалов и отвечать требованиям С.П.2.3.6.1079-01.
  • требования к безопасности продовольственного сырья и продуктов – СанПиН 2.3.2.1078-01;
  • экологической безопасности – СНиП 2.08.02-89,

С.П.2.3.6.1079-01;

  • противопожарной безопасности – ГОСТ 12.1.004 – 91 ССБТ;
  • электробезопасности – СНиП 11-4 – 79.

        Предприятия общественного питания любого типа должны иметь удобные подъездные пути и пешеходные доступы к входу, необходимые справочно-информационные указатели. Прилегающая к предприятию территория должна иметь искусственное освещение в вечернее время.

          На территории, прилегающей к предприятию и доступной для потребителей, не допускается:

  • проведение погрузочно-разгрузочных работ;
  • складирование тары;
  • размещение контейнеров с мусором;
  • сжигание мусора, порожней тары, отходов.

        Площадки с мусоросборниками должны быть удалены от окон и дверей помещений предприятия не менее чем на 20 м.

        Архитектурно-планировочное решение и конструктивные элементы здания, используемое техническое оборудование должны соответствовать СНиП 2.08.02-89.

        На предприятии должны быть предусмотрены аварийные выходы, лестницы, инструкции о действиях в аварийной ситуации, система оповещения и средства защиты от пожара.

        Предприятия всех типов и классов должны быть оснащены инженерными системами и оборудованием, обеспечивающими необходимый уровень комфорта, в том числе: горячее и холодное водоснабжение, канализация, отопление, вентиляция, радио- и телефонная связь.

        Вход в предприятие должен обеспечивать одновременное движение двух встречных потоков потребителей на вход и выход. В предприятиях с количеством мест в залах более 50 должны быть предусмотрены отдельные входы и лестницы для потребителей и персонала.

        Предприятие должно иметь вывеску с указанием его типа, класса, форм организации его деятельности, фирменного названия, юридического лица (местонахождение собственника), информацию о режиме работы, об оказываемых услугах.

        Каждая партия продукции, реализуемая вне зала предприятия, должна иметь сопроводительный документ (удостоверение качества), утвержденное и подписанное руководителем. В него включают следующие данные:

  • наименование предприятия-изготовителя;
  • нормативный документ, в соответствии с которым выработана продукция;
  • дата изготовления;
  • срок хранения;
  • масса упаковочной единицы;
  • цена одной штуки (килограмма) изделия.

       Сроки хранения являются сроками годности и включают в себя время с момента окончания технологического процесса, время транспортирования, хранения и реализации.

         К предприятиям общественного питания различных типов и классов предъявляются требования:

  • к архитектурно-планировочным решениям и оформлению предприятий;
  • к мебели, столовой посуде, приборам, белью;
  • к оформлению меню и прейскурантов, ассортименту кулинарной продукции;
  • к методам обслуживания, форменной одежде и обуви, музыкальному обслуживанию.

        В случае продажи товара с недостатками, не оговоренными продавцом, покупатель имеет право:

  • заменить товар;
  • добиться снижения стоимости товара на выявленный дефект;
  • потребовать возмещения ему оплаченной суммы;
  • потребовать устранить выявленный недостаток, если это возможно.

   Персонал должен уметь создать на предприятии атмосферу гостеприимства, в отношении потребителей проявлять доброжелательность  и терпение, быть выдержанным, обладать способностью избегать конфликтных ситуаций.

             Производственный и обслуживающий персонал должен иметь соответствующую специальную подготовку и обеспечивать соблюдение санитарных требований и правил личной гигиены при производстве, хранении, реализации и организации потребления кулинарной продукции.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Основные источники

Законодательные и нормативные акты

  1.  Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

"Об образовании в Российской Федерации" 12

2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания, утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 22.04.2014г., №384

3. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 50762-2007 "Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. N 475-ст)  

            4. Российская Федерация. Законы. О качестве и безопасности пищевых продуктов [Электронный ресурс]: федер. закон: [принят Гос. думой 1 дек. 1999 г.: одобр. Советом Федерации 23 дек. 1999 г.: по состоянию на 26 дек. 2009 г.]. — http://docs.kodeks.ru/document/901751351

          5. СанПиН 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания, изготовлению продовольственного сырья и пищевых продуктов».

          6. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.6.664-97 "Гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков" (утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 4 апреля 1997 г. N 5)

Учебные пособия и учебники

7. Андросов В.П. Производственное обучение профессии «Повар»: В 4 ч. 2014. ЭБ  ИЦ «Академия»

8.  Васюкова А.Т. Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров/ Васюкова А.Т., Любецкая Т.Р.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2014.— 416 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24756.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

9. Васюкова А.Т. Справочник повара [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Васюкова А.Т.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2012.— 496 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10980.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

10. Вытовтов А.А. Теоретические и практические основы органолептического анализа продуктов питания [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Вытовтов А.А.— Электрон. текстовые данные.— СПб.: ГИОРД, 2010.— 232 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15947.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

11. Давыдова Н.Ю. Правовое обеспечение сервиса и туризма [Электронный ресурс]: практикум/ Давыдова Н.Ю.— Электрон. текстовые данные.— Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2014.— 102 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/33651.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

12. Дроздова Т.М. Физиология питания [Электронный ресурс]: учебник/ Дроздова Т.М., Влощинский П.Е., Позняковский В.М.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 351 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/4145.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

13. Коробко В.И. Охрана труда [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Коробко В.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 239 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/16426.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

14. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности ИЦ. 2013. ЭБ ИЦ  «Академия».

15. Пасько О.В. Организация обслуживания на предприятиях общественного питания [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Пасько О.В., Бураковская Н.В., Кулагина Е.В.— Электрон. текстовые данные.— Омск: Омский государственный институт сервиса, 2014.— 211 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26711.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

16. Позняковский В.М. Гигиенические основы питания, качество и безопасность пищевых продуктов [Электронный ресурс]: учебник/ Позняковский В.М.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 453 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/4175.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

17.Соловьева О.М. Кулинария: теоретические основы профессиональной деятельности: Учебное пособие:В 2 ч. 2-е изд., испр. - М.: Академкнига/Учебник,2011.-Ч.1:173 с.: ил.

18.Соловьева О.М. Кулинария: теоретические основы профессиональной деятельности: Учебное пособие:В 2 ч. 2-е изд., испр. - М.: Академкнига/Учебник,2011.-Ч.2:205 с.: ил.

19.Термины и определения в области пищевой и перерабатывающей промышленности, торговли и общественного питания [Электронный ресурс]: справочник/ Т.Н. Иванова [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 392 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/5615.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

Дополнительные источники

1. Васюкова А.Т. Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий кухонь народов России для предприятий общественного питания [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Васюкова А.Т.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2012.— 212 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10965.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

2. Харченко Н.Э. Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий.-М.: Издательский центр «Академия»,2014.-512 с.

3. Тютюнник А.И. Сборник рецептур блюд зарубежной кухни [Электронный ресурс]/ Тютюнник А.И., Новоженов Ю.М., Волощук Г.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2013.— 816 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/14091.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

4. Периодические издания: «Рестораторъ», «Гастрономъ».

Интернет –ресурсы; сайты

            http://www.iprbookshop.ru/ (Электронно – библиотечная система)

             http://foodis.ru/   (общепит:информационный сайт)  

             http://fcior.edu.ru/catalog/meta/6/mc/discipline%20SPO/mi/6.260502/p/page.html (информационно - образовательный ресурс)

            http://www.pitportal.ru/     (информационно - образовательный ресурс – Все для общепита России)

           http://www.creative-chef.ru/3    ( Центр ресторанного партнерства "Креатив - Шеф")