Главные вкладки

    Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся на практических занятиях для специальности 34.02.01. Сестринское дело. Сестринский уход: при механических травмах, травматическом шоке, синдроме длительного сдавливания
    методическая разработка на тему

    Травматизм делит 2-3 место в общей структуре летальности с онкологическими заболеваниями (на первом месте – смертность от заболеваний сердечно-сосудистой системы) и занимает 3 место среди причин нетрудоспособности.Любая медицинская сестра  в своей практической работе может столкнуться с необходимостью оказания первой медицинской помощи пострадавшему с механической травмой, а также с осуществлением ухода за  такими пациентами. Поэтому студенты колледжа должны хорошо владеть знаниями по определению характера повреждения, основами оказания первой помощи при механических повреждениях, иметь представление об основных методах лечения пациентов с данными повреждениями и уметь осуществлять уход за ними.Методические  указания составлены в соответствии с рабочей программой ПМ 02. МДК 02.01 «Сестринский уход в хирургии» по специальности 34.02.01 «Сестринское дело». В указаниях представлен опорный конспект теоретического материала по изучаемой теме. Практический раздел содержит показания, противопоказания и технику выполнения практически всех основных хирургических манипуляций по уходу за пациентом с механической травмой в виде алгоритмов действия медсестры, которыми должен овладеть каждый студент в процессе изучения профессионального модуля.За время прохождения государственной практики (стажировки) полученные студентами на доклиническом этапе навыки закрепляются в условиях  лечебно-профилактических учреждений. Приобретенные практические навыки помогают студентам в работе, позволяют проявить себя с первых дней, более успешно совершенствовать профессиональные умения и навыки в дальнейшем, а также способствуют более уверенному  принятию самостоятельных  решений. Закрепление учебного материала по теме осуществляется в виде самостоятельной работы студентов, которая предполагает заполнение в рабочей тетради специальных таблиц, схем, ответов на вопросы, алгоритмов выполнения практических манипуляций по хирургии.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл travma.docx61.88 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

    Тюменской области «Тюменский медицинский колледж»

    (ГАПОУ ТО «Тюменский медицинский колледж»)

    Сестринский уход: при механических травмах, травматическом шоке, синдроме длительного сдавливания

    ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

    МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

    Раздел 2. Сестринский уход в хирургии

    Методические указания

    по организации самостоятельной работы обучающихся на практических занятиях для специальности 34.02.01. Сестринское дело

    (очная, очно - заочная форма обучения)


    Составитель: Усольцева С.Р., преподаватель хирургии первой квалификационной категории  ГАПОУ ТО  "Тюменский  медицинский колледж".

    Рецензенты:

    Шестаков А.В., к.м.н., преподаватель хирургии высшей категории ГАПОУ ТО «Тюменский медицинский колледж»

    Сахаров С.П., к.м.н., декан педиатрического факультета ФГБОУ ТО «Тюменский  государственный университет»

    Рассмотрено

    На заседании ЦМК клинических дисциплин

    «__» __________2017

    протокол № от ___

    Председатель ЦМК ___________

    Рассмотрено

    На заседании НМС

    «__» __________2017

    протокол № от ___

    Председатель НМС ___________


    Пояснительная записка

    Травматизм делит 2-3 место в общей структуре летальности с онкологическими заболеваниями (на первом месте – смертность от заболеваний сердечно-сосудистой системы) и занимает 3 место среди причин нетрудоспособности.

    Любая медицинская сестра  в своей практической работе может столкнуться с необходимостью оказания первой медицинской помощи пострадавшему с механической травмой, а также с осуществлением ухода за  такими пациентами. Поэтому студенты колледжа должны хорошо владеть знаниями по определению характера повреждения, основами оказания первой помощи при механических повреждениях, иметь представление об основных методах лечения пациентов с данными повреждениями и уметь осуществлять уход за ними.

    Методические  указания составлены в соответствии с рабочей программой ПМ 02. МДК 02.01 «Сестринский уход в хирургии» по специальности 34.02.01 «Сестринскоедело».

            В указаниях представлен опорный конспект теоретического материала по изучаемой теме. Практический раздел содержит показания, противопоказания и технику выполнения практически всех основных хирургических манипуляций по уходу за пациентом с механической травмой в виде алгоритмов действия медсестры, которыми должен овладеть каждый студент в процессе изучения профессионального модуля.

             За время прохождения государственной практики (стажировки) полученные студентами на доклиническом этапе навыки закрепляются в условиях  лечебно-профилактических учреждений.

            Приобретенные практические навыки помогают студентам в работе, позволяют проявить себя с первых дней, более успешно совершенствовать профессиональные умения и навыки в дальнейшем, а также способствуют более уверенному  принятию самостоятельных  решений.

            Закрепление учебного материала по теме осуществляется в виде самостоятельной работы студентов, которая предполагает заполнение в рабочей тетради специальных таблиц, схем, ответов на вопросы, алгоритмов выполнения практических манипуляций по хирургии.


    СОДЕРЖАНИЕ

    Пояснительная записка………………………………………………………

     3

    ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ…………………………………………...

    5

    Глоссарий……………………………………………………………….........

    5

    Правила наложения транспортных шин……………....................................

    6

    Транспортная иммобилизация при травмах различных участков тела……

    Задания для самоконтроля………………………………................................

    6

    8

    ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. ……………………………………………….

    10

    Алгоритм наложения шины Крамера при переломе костей предплечья...

    11

    Алгоритм наложение шины Крамера при переломе плечевой кости…….

    12

    Алгоритм наложение шины Крамера при переломе костей голени……...

    13

    Алгоритм наложение шины Дитерихса при переломе бедренной   кости

    14

    Задания для самоконтроля…………………………………………………..

    16

    Гипсовая техника…………………………………………………………….

    17

    Определение качества гипса………………………………………………...

    17

    Техника приготовления гипсовой повязки…………………………………

    18

    Правила наложения гипсовой повязки……………………………………..

    19

    Техника наложения гипсовой повязки……………………………………..

    20

    Техника наложения гипсовой кроватки…………………………………….

    21

    Техника наложения гипсового корсета…………………………………….

    22

    Техника наложения кокситной повязки (тазобедренной)…………………

    23

    Техника наложения торакобрахиальной повязки………………………….

    24

    Циркулярная гипсовая повязка……………………………………………...

    24

    Техника снятия гипса………………………………………………………..

    26

    Полимерные бинты ………………………………………………………….

    26

    Задания для самоконтроля…………………………………………………..

    28

    Виды самостоятельной внеаудиторной работы студентов……………….

    31

    Список литературы………………………………………………………….

    31


    Теоретический материал

    Цель - закрепить знания по теме «Сестринский уход при механических травмах конечностей. Синдром длительного сдавления»

    Студент должен знать:

    • организацию травматологической помощи;
    • классификацию повреждений;
    • основные клинические проявления механических повреждений;
    • алгоритм оказания первой медицинской помощи при механических повреждениях.

    Глоссарий

    Травматология – это наука о повреждениях.

    Травма - это воздействие на организм внешнего фактора, вызывающего в тканях и органах анатомические и функциональные нарушения, сопровождающееся общей и местной реакцией.

    Травматизм - это совокупность травм, поражающих при определенных обстоятельствах одинаковые группы населения.

    Сочетанная травма - это повреждения опорно-двигательного аппарата, сочетанные с повреждением внутренних органов.

    Комбинированная травма - это сочетание различных повреждений (переломы, ожоги).

    Ушиб – это закрытое механическое повреждение мягких тканей и органов без видимого нарушения их анатомической целостности. Первая помощь при ушибе – холод, хлорэтил, давящая, мягкая иммобилизационная повязка.

    Растяжение связок и сухожилий – это повреждение тканей с частичными разрывами при сохранении анатомической целостности.

    Разрыв – это закрытые повреждения тканей с нарушением их анатомической целостности.

    Синдром длительного сдавливания – это патологическое состояние, обусловленное длительным сдавлением мягких тканей (более 2- часов). Периоды: ранний (первые 3 дня), промежуточный (ОПН) с 4-12 день)), поздний (до 2 месяцев).

    Вывихи – это чрезмерное смещение суставных поверхностей, образующих сустав. Вывихи могут быть: полные и неполные; врожденные и приобретенные; травматические и патологические; осложненные и неосложненные. Клинически вывих проявляется болевым синдромом, деформацией, изменением оси конечности и конфигурации сустава, длины конечности. Абсолютные симптомы вывиха – это отсутствие активных движений в суставе и пружинящее сопротивление при пассивных движениях.

    Первая помощь при вывихе - это обезболивание, холод, иммобилизация шиной или косынкой. Вправление вывиха проводят под анестезией или с применением миорелаксантов.

    Перелом – это нарушение целостности кости. Абсолютные симптомы перелома: патологическая подвижность, крепитация костных отломков.

    Репозиция предусматривает при смещении отломков установку костных отломков анатомически правильно.

    Травматический шок        - осложнение тяжелой механической травмы, возникающее в том случае, когда тяжесть травмы превосходит защитные силы организма. Различают эректильную фазу (фазу возбуждения) и торпидную (фазу торможения).

    1. Ознакомьтесь с теоретическим материалом

     Правила наложения транспортных шин

    • провести иммобилизацию как можно раньше от момента повреждения;
    • наложение шин должно быть щадящим, не травматичным;
    • перед шинированием необходимо провести анестезию;
    • наложенная шина должна обеспечить иммобилизацию как минимум двух смежных суставов и 3-х суставов при повреждении бедра и плеча;
    • при иммобилизации конечности необходимо по возможности придать ей среднефизиологическое положение, а если это невозможно, то такое, при котором конечность меньше всего травмируется;
    • шина накладывается поверх одежды или обуви;
    • шина должна быть до ее наложения отмоделирована по здоровой конечности;
    • при закрытых переломах перед наложением шины провести легкое вытяжение (тракцию) конечности с коррекцией ее оси;
    • с целью профилактики пролежней шину перед наложением обматывают мягким материалом, а на костные выступы накладывают прокладки из марли или ваты;
    • в холодное время необходимо дополнительное утепление пострадавшего.

    Таблица 1.

    Транспортная иммобилизация при травмах различных участков тела

    Травмированный участок тела

    Особенности иммобилизации

    Перелом плечевой кости и повреждение плечевого сустава

    Лестничная шина идет от концов пальцев по всей длине конечности, а затем по спине до здоровой лопатки или надплечья здоровой руки

    Перелом предплечья

    Шину сгибают под углом 90º и фиксируют ею конечность от кончиков пальцев до плечевого сустава

    Перелом костей запястья и пястья

    Иммобилизация от кончиков пальцев до локтевого сустава, под ладонь подложить валик

    Перелом пальцев

    Фиксируют на круглом валике и затем подвешивают руку на косынке или бинте

    Перелом голени

    Используют три шины Крамера: одну накладывают по задней поверхности конечности от пальцев до середины бедра, согнув в области пятки под углом 90º, остальные – по боковым поверхностям, от внутреннего и наружного края стопы до середины бедра

    Перелом в в/3 голени и травма коленного сустава

    Верхние концы трех шин должны достигать тазобедренного сустава

    Перелом костей стопы

    Шину накладывают от концов пальцев до середины голени

    Перелом бедра

    шина Дитерихса или связывают две шины Крамера

    Повреждение шейных позвонков

    Ватно-марлевый воротник Шанца

    Перелом грудных и поясничных позвонков

    На животе, на спине на щите или твердых носилках с подложенным под поясницу валиком

    Перелом ребер

    В положении сидя без тугой повязки

    Перелом таза

    На щите или жестких носилках на спине с приподнятой головой и грудной клеткой, с согнутыми (с помощью валиков, подложенных под колени) и раздвинутыми ногами (положение «лягушки»)

    Перелом ключицы

    В положении полусидя, иммобилизация: кольца Дельбе, косыночная повязка, повязка Дезо с обязательным введением в подмышечную впадину ватно-марлевого валика

    Задания для самоконтроля

    Выполните предложенные задания в рабочей тетради. Оцените, насколько прочно Вы усвоили материал по теме.

    1. Заполните схему

    Классификация травм по локализации

    2. Допишите недостающие слова

    В зависимости от сохранности кожных покровов выделяют _________

    травмы, сопровождающиеся повреждением кожных покровов и слизистых оболочек и __________________________, при которых сохраняется целостность кожи.

    ______________________-полное стойкое смещение суставных поверхностей костей, сопровождающееся разрывом капсулы и связок.Частичное смещение называется _________________________.

    3. Перечислите абсолютные признаки вывиха

    • _____________________________________________________________;
    • _______________________________________________________________________;
    • _____________________________________________________________.

    4. Допишите алгоритм оказания первой доврачебной помощи при вывихе:

    • обезболивание (анальгин, баралгин);
    • __________________________________________________________________________________________________________________________;
    • _____________________________________________________________.

    5. Допишите недостающие слова

    __________________________ - это нарушение целостности кости.

    При нарушении целостности кожи под воздействием травмирующего предмета или острого отломка кости возникают ______________ переломы.

    Если целость кожи не нарушена, то перелом называется _________________.

    По характеру повреждения кости выделяют переломы полные -_____________________________________________________________

    и _______________________. Это трещины, поднадкостничные переломы у детей по типу «зеленой веточки».

    6. Перечислите абсолютные признаки перелома

    • _____________________________________________________________;
    • _____________________________________________________________;
    • _____________________________________________________________.

    7. Определите алгоритм оказания первой доврачебной помощи при открытом  переломе

    • транспортная иммобилизация;

    3.   обезболивание;

    • остановка кровотечения;
    • наложение асептической повязки;
    • выбор способа транспортировки с учетом локализации повреждения и наличием признаков шока;
    • транспортировка в ЛПУ;
    • простейшие противошоковые мероприятия (горячий чай, кофе, содово-солевой раствор, тепло укрыть).

    8. Допишите недостающие слова

    Создание неподвижности  для органа или поврежденной части тела для обеспечения покоя называется _______________________________________.

    9. Перечислите средства транспортной иммобилизации

    Стандартные шины:

    • __________________________________________________________;

    Аутоиммобилизация:

    • _________________________________________________________;

    Подручные средства:

    • _________________________________________________________.

    10. Допишите недостающие слова

    Цели транспортной иммобилизации:

    • уменьшить болевые ощущения;
    • _____________________________________________________________;
    • __________________________________________________________.

    Правила наложения транспортных шин:

    1. перед наложением шины необходимо провести обезболивание;
    2. шина накладывается поверх одежды, обуви при закрытых травмах; при открытых  ___________________________________________________;
    3. шина должна обязательно захватывать ______________сустава (выше и ниже повреждения), при повреждении бедра, плеча фиксируются _________сустава;
    4. шина моделируется по _________________________________________;
    5. придать конечности _________________________________ положение;
    6. шина тщательно прибинтовывается к поврежденной конечности;
    7. кончики пальцев кисти и стопы должны оставаться открытыми для контроля за_________________________________________________;

    11. Заполните пустые строки

    Основные способы транспортировки пострадавших

    Вид травмы

    Способ транспортировки

    При травмах верхней конечности

    Пешком в сопровождении, сидя, лежа на носилках в зависимости от общего состояния пострадавшего.

    При травмах нижних конечностей

    При повреждениях позвоночника

    При переломе костей таза

    Практическая работа

    Цель

    • Отработать алгоритмы наложения транспортных шин при механической травме, ознакомиться с  методикой приготовления гипса и наложения гипсовой лонгеты на травмированную конечность.

    Студент должен уметь:

    • определять наличие признаков механической травмы;
    • оказывать доврачебную помощь при травмах;
    • приготовлять транспортные шины для иммобилизации и выполнять её;
    • выполнять иммобилизацию подручными средствами;
    • накладывать асептические повязки на любой участок тела;
    • осуществлять сестринский процесс у пациентов с травмами.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся по профессиональному модулю 06 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

    Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся по профессиональному модулю 06 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих/ Сост. Н.И.Демче...

    Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся по ПМ 01 Приемка, хранение и подготовка сырья к переработке

    Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся по ПМ 01 Приемка, хранение и подготовка сырья к переработке / Сост. Н.И. Демченко – Брянск: Мичуринский филиал, ФГБОУ ВО «Брянск...

    Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине ОП.13 Введение в специальность

    Методические указания предназначены для  обеспечения эффективности организации самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине ОП.13 Введение в специальность для специальности СПО 19.02....

    Учебное пособие по организации самостоятельной работы обучающихся на практических занятиях очной формы обучения по специальности Фармация

      В учебном пособие отражены вопросы общей рецептуры – раздела фармакологии о правилах выписывания в рецептах различных лекарственных форм. Приведены примерыпо выписыванию лекарствен...

    МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ КУРСУ МДК.05.01 ТЕХНОЛОГИЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ СЛОЖНЫХ ХОЛОДНЫХ И ГОРЯЧИХ ДЕСЕРТОВ

    Самостоятельная работа выполняемая обучающимися в рамках междисциплинарного курса под руководством преподавателя, как в аудиторное, так и внеаудиторное время, направлена на формирование умений и навык...

    Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся на практических занятиях для специальности 34.02.01. Сестринское дело (очная, очно - заочная форма обучения)

    Методические указания по изучению темы «Осуществление сестринской помощи в трансфузиологии» предназначены для проведения практических занятий по МДК 02.01. Сестринский уход при различных з...

    Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся на практических занятиях для специальности 34.02.01. Сестринское дело (очная, очно - заочная форма обучения)Десмургия: мягкие повязки

    Методические указания по изучению темы «Десмургия» разработано для проведения практических занятий по МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях Раздел 2. Сестринс...