Методические рекомендации по планированию и организации самостоятельной работы студентов по физике (для всех специальностей и профессий)
методическая разработка

Калашникова Людмила Владимировна

Использование разработанных методических рекомендаций поз­волит повысить эффективность самостоятельной работы студентов в образовательных учреждениях СПО, в том числе их готовность к самостоятельному получению знаний, освоению общих и професси­ональных компетенций.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizika_met_rek-tsii_po_sam._rabote.doc200 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области

Областное государственное автономное

 профессиональное образовательное учреждение

«Старооскольский индустриально-технологический техникум»

H:\ЛОГОТИП СИТТ.png.jpg

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПЛАНИРОВАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

по физике для всех специальностей и профессий

Разработала преподаватель физики

Калашникова Л.В.

Старый Оскол

2020 г.


1.  Общие положения

В соответствии с требованиями ФГОС среднего профессионального образования образовательное учреждение при формировании программы подготовки специалистов среднего звена (далее-ППССЗ) и программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее-ППКРС) обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу студентов, сопровождать её методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на её выполнение.

Самостоятельная работа проводится с целью:

  • систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
  • углубления и расширения теоретических знаний;
  • формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
  • развития познавательных способностей и активности студентов, творческой инициативы, ответственности и организованности;
  • формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
  • развития исследовательских умений.

Выделяют два вида самостоятельной работы (СР):                                                                аудиторная,    внеаудиторная.

Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя по его заданию.

Внеаудиторная самостоятельная внеаудиторная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Видами заданий для самостоятельной внеаудиторной работы 

могут быть:

  • для формирования умений: 

- решение задач и упражнений по образцу; решение вариантных задач и упражнений;

- выполнение таблиц, схем;

- выполнение расчетно-графических работ;

- проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности;

- подготовка индивидуальных проектов с использованием ИКТ, Интернета  и др.

  • для овладения знаниями: 

- чтение текста (учебника, справочной, дополнительной литературы); составление плана текста;

-  графическое изображение структуры текста;

-  конспектирование текста;

-  работа со словарями и справочниками;

- учебно-исследовательская работа;

- использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники, Интернет и др.;

  • для закрепления и систематизации знаний: 

- работа с конспектом лекции (обработка текста);

- повторная работа над учебным материалом (учебника, справочной, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей);

- составление плана и тезисов ответа;

- составление таблиц для систематизации учебного материала;

- ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (реферирование, конспект-анализ и др.);

- подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции;

- подготовка рефератов, докладов;

- составление библиографии; тестирование и др.;

Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов, в зависимости от цели, объёма, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов.

Этапы самостоятельной работы студентов.

Для выполнения любого вида самостоятельной работы студент должен пройти следующие этапы:

  • определение цели самостоятельной работы;
  • конкретизация познавательной (проблемной или практической) задачи;
  • самооценка готовности к самостоятельной работе;
  • выбор адекватного способа действия, ведущего к решению задачи;
  • планирование работы (самостоятельной или с помощью преподавателя) над заданием;
  • осуществление студентом в процессе выполнения самостоятельной работы управленческих актов: слежение за ходом самой работы, самоконтроль промежуточного и конечного результатов работы, корректировка на основе результатов самоконтроля программы выполнения работы.

      Контроль результатов самостоятельной внеаудиторной работы студентов осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине и самостоятельную внеаудиторную работу студентов по дисциплине; может проходить в письменной, устной или смешанной форме, с представлением изделия или продукта творческой деятельности.

Критериями оценки результатов самостоятельной работы студентов могут быть:

•        уровень освоения теоретического материала;

       • умение обучающихся применять теоретические знания при выполнении практических задач; обоснованность и чёткость изложения ответа;
      • оформление продукта творческой самостоятельной деятельности обучающегося в соответствии с установленными требованиями;

•        сформированной общих и профессиональных компетенции.

2. Рекомендации по подготовке письменных работ

Важной частью самостоятельной работы студента является подготовка и защита рефератов, докладов, проектов, эссе, контрольных работ.

1) Доклад – это словесное или письменное изложение сообщения на определенную тему.

Составление доклада осуществляется по следующему алгоритму:

  1. Подобрать литературу по данной теме, познакомиться с её содержанием.
  2. Пользуясь закладками отметить наиболее существенные места или сделать выписки.
  3. Составить план доклада.
  4. Написать план доклада, в заключение которого обязательно выразить своё отношение к излагаемой теме и её содержанию.
  5. Прочитать текст и отредактировать его.
  6. Оформить в соответствии с требованиями  к оформлению письменной     работы.

Примерная структура доклада:

1.   Титульный лист
2.   Текст работы

         3.   Список использованной литературы

2) Реферат (от латинского refero – докладываю, сообщаю), краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы; доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Как правило, реферат имеет научно-информационное назначение.

В процессе работы над рефератом можно выделить 4 этапа:

  1. Вводный – выбор темы, работа над планом и введением.
  2. Основной – работа над содержанием и заключением реферата.
  3. Заключительный - оформление реферата.
  4. Защита реферата  (на экзамене, студенческой конференции и пр.)

Структура реферата:

  • Титульный лист
  • Содержание: излагается название составляющих (глав, разделов) реферата, указываются страницы.

Введение: обоснование темы реферата, ее актуальность, значимость; перечисление вопросов, рассматриваемых в реферате; определение целей и задач работы; обзор источников и литературы. 

Объем введения составляет 2-3 страницы.

  • Основная часть: основная часть имеет название, выражающее суть реферата, может состоять из двух-трех разделов, которые тоже имеют название. В основной части глубоко и систематизировано излагается состояние изучаемого вопроса; приводятся противоречивые мнения, содержащиеся в различных источниках, которые анализируются и оцениваются с особой тщательностью.
  • Заключение (выводы и предложения): формулируются результаты анализа эволюции и тенденции развития рассматриваемого вопроса; даются предложения о способах решения существенных вопросов.

Объем заключения 2-3 страницы.

При изложении материала необходимо соблюдать следующие правила:

  • Не рекомендуется вести повествование от первого лица единственного числа. Нужно выбирать  безличные формы глагола. Например, вместо фразы «проведение мною эксперимента», лучше писать «проведенный эксперимент».
  • При упоминании в тексте фамилий обязательно ставить инициалы перед фамилией.
  • Цитата приводится в той форме, в которой она дана в источнике и заключается в кавычки с обеих сторон.
  • Каждая глава начинается с новой страницы.

      3) Конспект - это последовательное, связное изложение материала книги или статьи в соответствии с ее логической структурой. Существуют два разных способа конспектирования – непосредственное и опосредованное.

Непосредственное конспектирование – это запись в сокращенном виде сути информации по мере ее изложения.

Опосредованное конспектирование начинают после прочтения (желательно – перечитывания) всего текста до конца, после того как будет понятен общий смысл текста и его внутренние содержательно-логические взаимосвязи.

Основную часть конспекта составляют тезисы, но к ним добавляются и доказательства, факты и выписки, схемы и таблицы, а также заметки самого читателя по поводу прочитанного.

Если конспект состоит из одних выписок, он носит название текстуальный конспект. Это самый “не развивающий” вид конспекта, так как при его составлении мысль студента практически выключается из работы, и все дело сводится к механическому переписыванию текста.

Если содержание прочитанного представлено в основном в форме изложения, пересказа — это свободный конспект. Если из прочитанного в качестве основных выделяются лишь одна или несколько проблем, относящихся к теме, но не все содержание книги — тематический конспект.

       4) Контрольная работа – одна из форм проверки и оценки усвоенных знаний, получения информации о характере познавательной деятельности, уровня самостоятельности и активности студентов в учебном процессе, эффективности методов, форм и способов учебной деятельности.

Отличительной чертой письменной контрольной работы является большая степень объективности по сравнению с устным опросом.

При выполнении контрольных работ следует использовать предложенную основную литературу и подбирать дополнительные источники.

Ответы на вопросы должны быть конкретны, логичны, соответствовать теме, содержать выводы, обобщения и показывать собственное отношение к проблеме, где это уместно.

               5)  Самостоятельная работа в Интернете

Новые информационные технологии (НИТ) могут использоваться для:

поиска информации в сети – использование web-браузеров, баз данных,

пользование информационно-поисковыми и информационно-справочными системами, автоматизированными библиотечными системами, электронными журналами;

организации диалога в сети – использование электронной почты, синхронных и отсроченных телеконференций;

создания тематических web-страниц и web-квестов – использование html-редакторов, web-браузеров, графических редакторов.

Требования к оформлению и содержанию письменной работы

Письменная работа (реферат, доклад и т.д.) должна отвечать определенным требованиям. 

       На Титульном листе необходимо указать следующие данные:

ДЕПАРТАМЕНТ ВНУТРЕННЕЙ И КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ

 БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

«Старооскольский индустриально-технологический техникум»

Название реферата (доклада)

Выполнил:

ФИО студента,  курс, группа

Преподаватель:

ФИО преподаватель

20__ г.

       

Список  использованной литературы оформляется следующим образом:           

-    порядковый номер в списке;

  • фамилия и инициалы автора;
  • название книги (для статьи её заглавие, название сборника или журнала, его номер);
  •  место и год выпуска.

Например:

  1. Физика для профессий и специальностей технического и естественно- научного профилей: учебник для образоват. учреждений нач. и сред. проф. образования / А.В.Фирсов; под ред. Т.И.Трофимовой. — 6-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2014. — 352 с. ISBN 978-5-4468-0635-5
  2. Физика. 10 класс. Учебник базовый уровень ФГОС Авторы: Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Издательство: М.: Просвещение, 2014. - 416 с. ISBN 978-5-09-028225-3

Оформление работы

         Письменная работа выполняется на листах А4, на одной стороне листа. Кегль – Times, размер шрифта – 14, межстрочный интервал – 1,5. Рекомендуемый объем :

Доклад -   3-5 листов формата А4;

Реферат – 10-15 листов формата А4

     

При написании письменной работы  необходимо соблюдать следующие поля:
             - сверху 2 см
             - снизу   2 см
             - слева   3 см
             - справа 1,5 см
       
Абзац должен начинаться с расстояния 3,5 см.

       Все страницы работы  нумеруются арабскими цифрами. Нумерация должна быть сквозной, от титульного до последнего листа текста. На титульном листе нумерация страниц не проставляется.

Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы и т.д.) располагаются непосредственно после текста, где они упоминаются впервые или на следующей странице. Каждая иллюстрация должна иметь название, которое приводится после слова Рис.  и  её номера. Нумерация иллюстраций должна быть сплошной по всему тексту, например:

Рис. 1. Экспериментальные данные по упругому рассеянию

протонов и результаты расчетов по оптической модели

         Цифровой материал оформляется в виде таблиц, которые располагаются непосредственно после текста.  Таблицы нумеруют арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы. Номер таблицы размещают в правом верхнем углу, над её заголовком после слова «Таблица».  Заголовок таблицы помещается над таблицей посредине. Заголовки граф начинают с прописных букв, а подзаголовки со строчных. Высота букв в таблице не должна быть менее 8 мм, например:

Таблица 1

Характеристика процесса

Наименование

процесса

Виды деятельности

Количество

Единица измерения

Примечание

3. Эффективные формы организации самостоятельной работы студентов

Среди многообразия форм организации самостоятельной работы следует выделить научно-исследовательский и проектный виды деятельности как наиболее эффективные для формирования и активизации познавательной творческой самостоятельности студентов образовательных учреждений, реализующих программы  среднего профессионального образования.

Научно-исследовательская деятельность студентов

В связи с возрастанием требований работодателей к профессиональным компетенциям выпускников особое значение приобретает научно-исследовательская деятельность студентов, поскольку именно она позволяет сформировать такие качества личности, как творческая самостоятельность, критичность, независимость суждений, самостоятельность и системность мышления и т.д.

При проведении научно-исследовательских работ должны ставиться задачи:

  • применение результатов научных исследований в учебном процессе;
  • сотрудничество с образовательными учреждениями более высокого уровня;

Для проведения исследовательской работы могут быть предложены следующие формы организации: научный кружок, научно-практическая конференция, проблемная (проектная) группа, исследовательская мастерская, исследование по личному научному плану, научный (проблемный) семинар, конкурсы, научно-исследовательские общества.

Ценность научной работы студентов зависит от полноты и качества изучения и критического анализа научной литературы.

Исследовательская работа включает в себя этапы:

  • подготовительный;
  • разработка и организация выполнения работы;
  • составление и оформление работы;
  • презентация результатов исследования.

Подготовительный этап заключается в изучении состояния вопроса.

Для этого студент осуществляет подбор литературы, относящейся к исследуемому вопросу, составляет библиографическую картотеку, выбирает источники, требующие детального изучения; проводит обобщение полученных сведений, составляет раздел «Состояние вопроса». Обычно вначале изучается необходимая литература и другие источники, опубликованные в текущем году, затем по реферативным журналам — материалы за предыдущие пять и более лет, Интернет используется для выполнения информационного анализа. При такой работе рекомендуется составление электронной картотеки. На карточку в картотеке заносятся:

  • заголовок;
  • текст из литературного источника;
  • ссылка на источник (автор, название произведения, название издания (книга, журнал), год издания, номер журнала, страницы текста).

В результате подготовительного этапа составляется обзор литературы, который должен содержать краткое изложение результатов, их критический анализ, а также выводы о возможности использования этих результатов в собственных исследованиях. Кроме того, на этом этапе формулируются цель и задачи исследования, рабочая гипотеза.

На этапе разработки и организации выполнения работы студенты проводят:

•        поиск аналогов научного и/или технического решения данной

проблемы;

  • анализ особенностей объекта исследования;
  • выбор и обоснование методов исследования при решении поставленных задач (теоретических, экспериментальных и др.);
  • организацию и проведение экспериментальной части (если она присутствует в исследовании).

Для этого студент совместно с руководителем разрабатывают календарный план-график хода исследования. Проведённая в ходе второго этапа работа позволяет уточнить цель, задачи и гипотезу исследования, скорректировать ожидаемые результаты.

Этап составления и оформления работы заключается в подготовке отчёта (доклада), реферата, творческой работы, дипломной выпускной работы, проекта и т.д.

Заключительный этап представляет собой презентацию результатов исследования. Сообщение должно включать в себя информацию о задачах работы, её актуальности, полученных результатах, а также выводы и предложения.

Проектная деятельность

Технология проектной деятельности, базирующаяся на активизации и интенсификации деятельности студента, способствует эффективной реализации самостоятельной внеаудиторной работы в образовательном процессе.

Учебный проект — это ограниченное во времени целенаправленное изменение определённой системы умений и знаний на основе конкретных требований к качеству обучения.

Метод проектов имеет актуальные преимущества перед другими методами реализации самостоятельной работы:

  • получение навыков самостоятельного поиска и обработки необходимой информации;
  • повышение мотивации к учёбе и выбранной профессии/специальности;
  • активизация познавательных интересов студентов;
  • повышение самооценки;
  • предоставление участникам проекта возможности самореализации;
  • развитие творческих способностей студентов;
  • вовлечение студентов в коллективную мыслительную деятельность;
  • развитие коммуникативных навыков, умения работать в коллективе;
  • получение навыков презентации себя и своей работы в различных формах: устной, письменной, с использованием новейших технологических средств.

В основе любого проекта лежит какая-то значимая проблема, которую студенты должны решить. Эта работа требует от них владения определёнными знаниями и умениями: интеллектуальными (умение работать с информацией, с текстом, вести поиск информации, анализировать её, делать выводы); коммуникативными (умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, лаконично излагать мысли, находить компромисс).

Выделяются следующие типы проектов:

исследовательские, творческие, ролевые, игровые, ознакомительно-ориентировочные (или информационные), практико-ориентированные (прикладные), монопроекты, межпредметные, проекты с открытой, явной координацией, проекты со скрытой координацией.

По количеству участников можно выделить проекты:

  • личностные (между двумя партнёрами, находящимися в разных профессиональных учебных заведениях, регионах, странах);
  • парные (между парами участников);
  • групповые (между группами участников).

Единой точки зрения на то, как должна быть организована работа над проектом (индивидуально или в группе), не существует.

Структура проектной деятельности представляет собой многоступенчатую систему взаимосвязанных этапов. Причём структура проекта не зависит от его типа и практически одинакова. Это позволяет составить единую циклограмму проведения любого проекта вне зависимости от его тематики.

Основные требования к учебному проекту:

  1. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной социально значимой, исследовательской, информационной, практической проблемы.
  2. Планирование участниками проекта действий по разрешению проблемы.
  3. Исследовательский компонент в работе.
  4. Результатом работы над проектом является продукт.
  5. Представление продукта заказчику — презентация продукта и защита самого проекта.

Таким образом, проект — это «5П»: проблема — планирование (проектирование) — поиск — продукт — презентация

Шестое П –«портфолио» - папка, в которой собраны рабочие материалы проекта.      

В состав проектной папки («портфолио» проекта) входят:

  • паспорт проекта;
  • планы выполнения проекта и отдельных его этапов (для долгосрочных проектов это могут быть недельные или помесячные планы; для проекта, выполняемого в ходе проектной недели, -ежедневные планы).

В планах указываются:

  • индивидуальное задание каждого участника проектной группы на предстоящий промежуток времени, задачи группы в целом, форма выхода очередного этапа;
  • промежуточные отчёты группы;
  • вся собранная информация по теме, в том числе ксерокопии и распечатки из Интернета;
  • результаты исследований и анализа;
  • записи всех идей, гипотез и решений;
  • отчёты о совещаниях группы, проведённых дискуссиях, «мозговых штурмах» и т.д.;
  • краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их решения;
  • эскизы, чертежи, наброски продукта;
  • материалы к презентации (сценарий);
  • другие рабочие материалы и черновики группы.

В наполнении проектной папки принимают участие все участники группы.

Грамотно составленная проектная папка позволяет:

  • организовать работу каждого участника проектной группы;
  • создать удобную информационную базу для работы над проектом;
  • объективно оценить ход работы над завершённым проектом;
  • судить о личных достижениях и развитии каждого участника проекта;
  • сократить время поиска информации при проведении в дальнейшем других, близких по теме проектов.

Заключение

Самостоятельная работа - важная, неотъемлемая составляющая современного образовательного процесса, значимость которой в последнее время постоянно возрастает.

Использование разработанных методических рекомендаций позволит повысить эффективность самостоятельной работы студентов в образовательных учреждениях СПО, в том числе их готовность к самостоятельному получению знаний, освоению общих и профессиональных компетенций.

Список литературы

1. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н., Физика: учеб. для 10 кл.: базовый уровень/ М.: Просвещение, 2018-416с

2. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М., Физика: учеб. для 11 кл.: базовый уровень/ М.: Просвещение, 2018-432с

3. Рымкевич А.П., Физика. Задачник 10-11 кл. учебное пособие / М.: Дрофа, 2014г.-188с

4. Головин П.П., Фронтальные лабораторные работы и практикум по электродинамике. Учебное пособие, Ульяновск: Издательство «Корпорация технологий продвижения», 2005. - 256 с.

5. Головин П.П., Ученический эксперимент по физике (электродинамика, механика, оптика, молекулярная физика и термодинамика) CD диск [Электронный ресурс]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка по разработке методических указаний по планированию и организации самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине/междисциплинарному курсу/профессиональному модулю

Памятка по разработке методических указаний по планированию и организации самостоятельной работы по учебной дисциплине/междисциплинарному курсу/профессиональному модулю разработана для преподавателей ...

Методические рекомендации по планированию и организации самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов.

Методические рекомендации предназначены для преподавателей     с целью методического сопровождения  процесса введения и реализации требований Федеральных государственных образ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОП.15.ВЧ Администрирование баз данных

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕОП.15.ВЧ  Администрирование баз данных ...

Методические рекомендации для учащихся по организации самостоятельной работы ПМ.04 Постановка и решение технологических и художественных задач в сфере парикмахерских услуг по специальности 43.02.02 Парикмахерское искусство (углубленная подготовка)

Методическая разработка предназначена для правильной организации выполнения студентами самостоятельной работы, формирования готовности к самообразованию и повышения эффективности этой работы....

Методические рекомендации для учащихся по организации самостоятельной работы ПМ.04 «Постановка и решение технологических и художественных задач в сфере парикмахерских услуг» по специальности 43.02.02 Парикмахерское искусство (углублённая подготовка)

Методическая разработка предназначена для правильной организации выполнения студентами самостоятельной работы, формирования готовности к самообразованию и повышения эффективности этой деятельности....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по планированию и организации самостоятельной работы студентов по профессиональному модулю «Реализация агротехнологий различной интенсивности»

Цель самостоятельной работы по ПМ «Реализация агротехнологий различной интенсивности» - изучение основных принципов высокоэффективного использования технологий и технических средств в раст...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студента по дисциплине Право для специальностей социально-экономического профиля

Данная методическая разработка  предназначена, для организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Право» по специальностям  социально-экономического профиля,...