Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студента по дисциплине Право для специальностей социально-экономического профиля
методическая разработка

Невесенкова Екатерина Геннадьевна

Данная методическая разработка  предназначена, для организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Право» по специальностям  социально-экономического профиля, направлена на  систематизацию и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов, формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу, развитие самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации, познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Калининградской области

государственное автономное учреждение

Калининградской области

профессиональная образовательная организация

«Колледж сервиса и туризма»

(ГАУ КО ПОО КСТ)

Методические рекомендации по организации самостоятельной

работы студента

    по дисциплине Право _______________________________________

    для специальностей социально-экономического профиля  __________

 

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0539/00066dd8-55334879/img2.jpg

г. Калининград

2019- 2020 учебный год

       Составлено в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки обучающихся.

Одобрено:

методическим советом ГАУ КО ПОО КСТ

Рассмотрено:

на заседании ПЦК общеобразовательных дисциплин

председатель ПЦК  Е.Г. Невесенкова

Составитель  - Е.Г. Невесенкова, преподаватель ГАУ КО ПОО КСТ

Редакционная коллегия:

Ивсеева И.В. – начальник УМО ГАУ КО ПОО КСТ

Колганова А.А. – методист УМО ГАУ КО ПОО КСТ

Есина Н.В. – методист УМО ГАУ КО ПОО КСТ

Кюннап С.М. – библиотекарь ГАУ КО ПОО КСТ

   

     

Данная методическая разработка  предназначена, для организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Право» по специальностям  социально-экономического профиля, направлена на  систематизацию и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов, формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу, развитие самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации, познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….....4

1. Назначение  и виды самостоятельной работы студентов……………..6

2. Мотивация студентов к внеаудиторной самостоятельной работе……8

3.      Требования к организации внеаудиторной самостоятельной работы…......…………………………………………………………………..…...9

4.      Организация контроля самостоятельной работы студентов..........11

5.      Методика обучения студентов отдельным видам самостоятельной работы……………....…………………………………………………………….13

5.1. Конспектирование……………………………………….…………...13

5.2. Эссе……………………………………………………………………17

5.3. Презентация…………………………………………………………..20

5.4. Доклад…………………………………………………………………22

5.5. Рецензия………………………………………………………………25

5.6. Реферат………………………………………………………………..26

5.7.  Тезисы………………………………………………………………...28

5.8. Решение ситуационных задач……………………………………….30

 Список используемой литературы и электронных  ресурсов……...….34

Введение

Требования работодателей к современному специалисту, а также Федеральный государственный образовательный стандарт СПО ориентированы, прежде всего, на умения самостоятельной деятельности и творческий подход к специальности. Сегодня основные задачи профессионального образования, сводятся к подготовке не просто квалифицированного работника, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, способного к эффективной работе на уровне мировых стандартов, но и готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, удовлетворению потребности в получении соответствующего образования.

Решение этих задач невозможно без повышения роли внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся над учебным материалом, воспитание их творческой активности и инициативы. Профессиональный рост специалиста, его социальная востребованность, как никогда, зависят от умения проявить инициативу, решить нестандартную задачу, от способности к планированию и прогнозированию самостоятельных действий.

Переход на компетентностную модель образования предполагает значительное увеличение доли самостоятельной познавательной деятельности студентов. Превращение студента из объекта педагогического воздействия в активнодействующего субъекта образовательного процесса, выстраивающего своё образование совместно с преподавателем, является необходимым условием достижения им соответствующих компетенций. Более того, самостоятельная работа студента направлена не только на достижение учебных целей - обретение соответствующих компетенций, но и на формирование самостоятельной жизненной позиции как личностной характеристики будущего специалиста, с активным и ответственным отношением к жизни.

Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов предназначены для преподавательского состава, обеспечивающего организацию самостоятельной внеаудиторной работы студентов в рамках реализации программ среднего профессионального образования.

 

1. Назначение  и виды самостоятельной работы студентов

 Самостоятельная работа – это вид учебной деятельности, которую студент совершает в установленное время и в установленном объеме индивидуально или в группе, без непосредственной помощи преподавателя (но при его контроле), руководствуясь сформированными ранее представлениями о порядке и правильности выполнения действий.

Цель внеаудиторной самостоятельной работы студентов - овладение обширными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профессии, опытом творческой, исследовательской деятельности.

Задачами внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, являются:  

  • систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
  • углубления и расширения теоретических знаний;
  • формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
  • развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности;
  • формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации;
  • формирования общих и профессиональных компетенций;
  • развитию исследовательских умений.

В учебном процессе образовательного учреждения выделяются два вида самостоятельной работы:

  • аудиторная по дисциплине, междисциплинарному курсу (выполняется на учебных занятиях, под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию)
  • внеаудиторная по дисциплине, междисциплинарному курсу (выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия).

Основные формы и виды самостоятельной работы студентов по дисциплине «Право»:

1. Чтение основной и дополнительной литературы. Самостоятельное изучение материала по литературным источникам.

2. Поиск необходимой информации в сети Интернет.

3. Конспектирование источников.

4. Реферирование и рецензирование источников.

5. Составление и разработка словаря (глоссария).

6. Составление или заполнение таблиц.

7. Работа по трансформации учебного материала, перевод его из одной формы в другую.

8. Подготовка к различным формам промежуточной и итоговой аттестации (к тестированию, контрольной работе, зачету, экзамену).

9. Решение ситуационных задач (кейсов).

10. Самостоятельное выполнение практических заданий репродуктивного типа (ответы на вопросы, тренировочные упражнения, опыты, задачи, тесты).

11. Выполнение творческих заданий.

12. Подготовка устного сообщения для выступления на занятии.

13. Подготовка доклада и написание тезисов доклада.

14. Выполнение комплексного задания или учебного проекта по учебной дисциплине. Подготовка к его защите на семинарском или практическом занятии.

15. Подготовка к участию в деловой игре, конкурсе, творческом соревновании.

 

2. Мотивация студентов к внеаудиторной самостоятельной работе

 Эффективная внеаудиторная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Факторы, способствующие активизации самостоятельной работы студентов:

  • Осознание полезности выполняемой работы. Если студент знает, что результаты его работы будут использованы, например, при подготовке публикации или иным образом, то отношение к выполнению задания существенно меняется, качество выполняемой работы возрастает. Другим вариантом использования фактора полезности является активное применение результатов работы в профессиональной подготовке.
  • Творческая направленность деятельности студентов. Участие в научно-исследовательской, проектной работе для ряда студентов является значимым стимулом для активной внеаудиторной работы.
  • Игровой тренинг, в основе которого лежат деловые игры, которые предоставляют возможность осуществить переход от односторонних частных знаний к многосторонним знаниям об объекте, выделить ведущие противоречия, приобрести навык принятия решения.
  • Участие в научно – практических конференциях, конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах по учебным дисциплинам.
  • Дифференциация заданий для внеаудиторной самостоятельной работы с учётом интересов, уровня подготовки студентов по дисциплине.

Чтобы развить положительное отношение студентов к самостоятельной работе, следует на каждом её этапе разъяснять цели, задачи её проведения, контролировать их понимание студентами, знакомить студентов с алгоритмами, требованиями, предъявляемыми к выполнению определённых видов заданий, проводить индивидуальную работу, направленную на формирование у студентов навыков по самоорганизации познавательной деятельности.

 

3.      Требования к организации внеаудиторной самостоятельной работы

 Технология организации самостоятельной обучающихся включает использование информационных и материально-технических ресурсов образовательного учреждения.

Внеаудиторные самостоятельные работы представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует студентов и устанавливает сроки выполнения задания.

При планировании заданий для внеаудиторной самостоятельной работы рекомендуется использовать, следующие её типы:

  • воспроизводящая (репродуктивная) – предполагающая алгоритмическую деятельность по образцу в аналогичной ситуации;
  • реконструктивная - связанная с использованием накопленных знаний и известного способа действия в частично измененной ситуации;
  • эвристическая (частично-поисковая) - заключающаяся в накоплении нового опыта деятельности и применении его в нестандартной ситуации;
  • творческая, направленная на развитие способностей студентов к исследовательской деятельности.

При разработке программы учебной дисциплины (междисциплинарного курса профессионального модуля) необходимо включать самостоятельную работу в содержание дисциплины (междисциплинарного курса профессионального модуля), определять формы и методы контроля ее результатов.

Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику специальности (профессии), данной дисциплины, междисциплинарного курса или профессионального модуля, индивидуальные особенности обучающихся.

Перед выполнением внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержания, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины, междисциплинарного курса профессионального модуля.

Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов.

 

4.      Организация контроля самостоятельной работы студентов

 Формы контроля самостоятельной работы:

1. Просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы преподавателем.

2. Организация самопроверки, взаимопроверки выполненного задания в группе.

3. Обсуждение результатов выполненной работы на занятии.

4. Проведение письменного опроса.

5. Проведение устного опроса.

6. Проведение семинаров.

7. Организация творческих конкурсов.

8. Организация конференций.

9. Проведение олимпиад.

 Общие критерии оценки результатов самостоятельной работы

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов являются:

  • уровень освоения учебного материала;
  • уровень умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
  • уровень умения активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
  • обоснованность и четкость изложения материала;
  • оформление материала в соответствии с требованиями стандарта предприятия;
  • уровень умения ориентироваться в потоке информации, выделять главное;
  • уровень умения четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;
  • уровень умения определить, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;
  • уровень умения сформулировать собственную позицию, оценку и аргументировать ее.

Инструктаж к заданиям

Инструктаж необходим для того, чтобы помочь обучающимся осмыслить содержание задания, требования учебной задачи.

Инструктаж может быть вводным, текущим, индивидуальным, групповым, фронтальным, подробным, свёрнутым и т.д.

Вводный фронтальный инструктаж проводится для разъяснения цели работы, преподаватель обращает внимание на те, конечные результаты, к которым должны прийти студенты.

В тех случаях, когда предполагается новое задание, вводный инструктаж помогает связать выдвинутую задачу с имеющимися у студентов опорными знаниями, опытом или действиями, усвоенными ранее.

Полнота устного инструктирования зависит от этапа обучения. На начальном этапе оно более подробное.

Письменные инструкции необходимы в тех самостоятельных работах, которые требуют строгой последовательности выполнения. Письменная инструкция представляет собой учебный алгоритм, руководствуясь которым студент решает задачу по строго намеченному пути, не допуская произвольных шагов.

 

5.      Методика обучения студентов отдельным видам самостоятельной работы

5.1. Конспектирование

Конспектирование – это свертывание текста, в процессе которого не просто отбрасывается маловажная информация, но сохраняется, переосмысливается все то, что позволяет через определенный промежуток времени автору конспекта развернуть до необходимых рамок конспектируемый текст без потери информации. При этом используются сокращения слов, аббревиатуры, опорные слова, ключевые слова, формулировки отдельных положений, формулы, таблицы, схемы, позволяющие развернуть содержание конспектируемого текста.

Конспект один из разновидностей вторичных документов фактографического ряда – это краткая запись основного содержания текста с помощью тезисов.

Существует две разновидности конспектирования:

- конспектирование письменных текстов (документальных источников, учебников и т.д.);

- конспектирование устных сообщений (лекций, выступлений и т.д.).

Дословная запись как письменной, так и устной речи не относится к конспектированию. Успешность конспекта зависит от умения структурирования материала. Важно не только научиться выделять основные понятия, но и намечать связи между ними.

Классификация видов конспектов:

1. План-конспект (создаётся план текста, пункты плана сопровождаются комментариями. Это могут быть цитаты или свободно изложенный текст).

2. Тематический конспект (краткое изложение темы, раскрываемой по нескольким источникам).

3. Текстуальный конспект (изложение цитат).

4. Свободный конспект (включает в себя цитаты и собственные формулировки).

5. Формализованный конспект (записи вносятся в заранее подготовленные таблицы. Это удобно при подготовке единого конспекта по нескольким источникам. Особенно если есть необходимость сравнения данных. Разновидностью формализованного конспекта является запись, составленная в форме ответов на заранее подготовленные вопросы, обеспечивающие исчерпывающие характеристики однотипных объектов, явлений, процессов и т.д.).

6. Опорный конспект. Необходимо давать на этапе изучения нового материала, а потом использовать его при повторении. Опорный конспект позволяет не только обобщать, повторять необходимый теоретический материал, но и даёт педагогу огромный выигрыш во времени при прохождении материала.

Необходимо помнить, что:

  • Основа конспекта – тезис.
  • Способ записи должен обеспечивать высокую скорость конспектирования.
  • Нужны формы записи (разборчивость написания), ориентированные на быстрое чтение.
  • Приёмы записи должны способствовать быстрому запоминанию (подчеркивание главной мысли, выделение другим цветом, схематичная запись в форме графика или таблицы).
  • Конспект – это запись смысла, а не запись текста. Важной составляющей семантического свертывания при конспектировании является перефразирование, но он требует полного понимания речи. Перефразирование – это прием записи смысла, а не текста.
  • Необходимо указывать библиографическое описание конспектируемого источника - (см. рекомендации по библиографическому описанию).

  • Возможно в конспекте использование цитат, которые заключаются в кавычки, при этом рекомендуется на полях указать страницу, на которой находится изречение автора.

Общие рекомендации студентам по составлению конспекта

1.      Определите цель составления конспекта.

2.      Читая изучаемый материал в электронном виде в первый раз, разделите его на основные смысловые части, выделите главные мысли, сформулируйте выводы.

3.      Если составляете план - конспект, сформулируйте названия пунктов и определите информацию, которую следует включить в план-конспект для раскрытия пунктов плана.

4.      Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат.

5.      Включайте в конспект не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).

6.      Составляя конспект, записывайте отдельные слова сокращённо, выписывайте только ключевые слова, делайте ссылки на страницы конспектируемой работы, применяйте условные обозначения.

7.      Чтобы форма конспекта отражала его содержание, располагайте абзацы «ступеньками», подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.

8.      Отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты.

9. При конспектировании старайтесь выразить авторскую мысль своими словами. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями.

 Критерии оценки учебного конспекта:

“5 (отлично)”  - полнота использования учебного материала. Объём конспекта – 1 тетрадная страница на один раздел или один лист формата А 4. Логика изложения (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями). Наглядность (наличие рисунков, символов и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта. Грамотность (терминологическая и орфографическая). Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы. Самостоятельность при составлении.

“4 (хорошо)” - использование учебного материала неполное. Объём конспекта – 1 тетрадная страница на один раздел или один лист формата А 4. Недостаточно логично изложено (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями). Наглядность (наличие рисунков, символов и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта. Грамотность (терминологическая и орфографическая). Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы. Самостоятельность при составлении.

“3 (удовлетворительно)” - использование учебного материала неполное. Объём конспекта – менее одной тетрадной страницы на один раздел или один лист формата А 4. Недостаточно логично изложено (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями). Наглядность (наличие рисунков, символов, и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта. Грамотность (терминологическая и орфографическая). Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы. Самостоятельность при составлении. Неразборчивый почерк.

“2 (неудовлетворительно)” - использование учебного материала неполное. Объём конспекта – менее одной тетрадной страницы на один раздел или один лист формата А 4. Отсутствуют схемы, количество смысловых связей между понятиями. Отсутствует наглядность (наличие рисунков, символов, и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта. Допущены ошибки терминологические и орфографические. Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы. Несамостоятельность при составлении. Неразборчивый почерк.

 

5.2. Эссе

 Эссе студента - это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но согласована с педагогом). Должно содержать чёткое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающую авторскую позицию по поставленной проблеме.

Как подготовить и написать эссе?

Качество любого эссе зависит от трех взаимосвязанных составляющих, таких как:

  • исходный материал, который будет использован (конспекты прочитанной литературы, лекций, записи результатов дискуссий, собственные соображения и накопленный опыт по данной проблеме);
  • качество обработки имеющегося исходного материала (его организация, аргументация и доводы);
  • аргументация (насколько точно она соотносится с поднятыми в эссе проблемами).

Процесс написания эссе можно разбить на несколько стадий: обдумывание - планирование - написание - проверка - правка.

Планирование - определение цели, основных идей, источников информации, сроков окончания и представления работы.

Цель должна определять действия. Идеи, как и цели, могут быть конкретными и общими, более абстрактными. Мысли, чувства, взгляды и представления могут быть выражены в форме аналогий, ассоциации, предположений, рассуждений, суждений, аргументов, доводов и т.д.

Аналогии - выявление идеи и создание представлений, связь элементов значений.

Ассоциации - отражение взаимосвязей предметов и явлений действительности в форме закономерной связи между нервно - психическими явлениями (в ответ на тот или иной словесный стимул выдать « первую пришедшую в голову» реакцию).

Предположения - утверждение, не подтвержденное никакими доказательствами.

Рассуждения - формулировка и доказательство мнений.

Аргументация - ряд связанных между собой суждений, которые высказываются для того, чтобы убедить читателя (слушателя) в верности (истинности) тезиса, точки зрения, позиции.

Суждение - фраза или предложение, для которого имеет смысл вопрос: истинно или ложно?

Доводы - обоснование того, что заключение верно абсолютно или с какой-либо долей вероятности. В качестве доводов используются факты, ссылки на авторитеты, заведомо истинные суждения (законы, аксиомы и т.п.), доказательства (прямые, косвенные, «от противного», «методом исключения») и т.д.

Перечень, который получится в результате перечисления идей, поможет определить, какие из них нуждаются в особенной аргументации.

Источники. Тема эссе подскажет, где искать нужный материал. Обычно Интернет-ресурсами, словарями, справочниками. Пересмотр означает редактирование текста с ориентацией на качество и эффективность. Качество текста складывается из четырех основных компонентов: ясности мысли, внятности, грамотности и корректности.

Мысль - это содержание написанного. Необходимо четко и ясно формулировать идеи, которые хотите выразить, в противном случае вам не удастся донести эти идеи и сведения до окружающих.

Внятность - это доступность текста для понимания. Легче всего ее можно достичь, пользуясь логично и последовательно тщательно выбранными словами, фразами и взаимосвязанными абзацами, раскрывающими тему.

Корректность - это стиль написанного. Стиль определятся жанром, структурой работы, целями, которые ставит перед собой пишущий, читателями, к которым он обращается.

    Требования к форме и содержанию мини-сочинения (эссе)

Эссе, должно:

  • восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной;
  • не содержать ничего лишнего, включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции;
  • иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре;
  • демонстрировать знание и осмысленное использование вами теоретических понятий, терминов, обобщений;
  • содержать убедительную аргументацию заявленной позиции:

Тезис - то, что требуется доказать

Аргументы (факты, доводы, суждения)

Выводы, в силу каких доказательств

ваш тезис верен

Целесообразно, чтобы каждый абзац эссе содержал только одну основную мысль.

1 балл - раскрытие смысла высказывания;

1 балл - представление и пояснение собственной позиции - 1 балл.

1-3 балла - характер и уровень приводимых суждений и аргументов:

  • раскрытие разных аспектов проблемы,
  • характер аргументации,
  • способность студента сочетать теоретическое обоснование и фактическое подтверждение, выходящее за рамки повседневных представлений.

“2 (неудовлетворительно)” - менее 3 баллов;

“3 (удовлетворительно)” - 3 балла;

“4 (хорошо)” - 4 балла;

“5 (отлично)” - 5 балла.

Преподаватель имеет право поставить студенту оценку выше той, которая предусмотрена «нормами», если студентом оригинально выполнена работа.

 

5.3. Презентация

Рекомендации к содержанию презентации

По содержанию:

На слайдах презентации не пишется весь тот текст, который произносит докладчик

Текст должен содержать только ключевые фразы (слова), которые докладчик развивает и комментирует устно.

Если презентация имеет характер игры, викторины, или какой-либо другой, который требует активного участия аудитории, то на каждом слайде должен быть текст только одного шага, или эти «шаги» должны появляться на экране постепенно.

Требования к форме презентации:

  • выполнение в официальном стиле (готовом шаблоне), на светлом фоне;
  • краткость, ясность, четкость,  рациональное сочетание зрительных и текстовых  материалов. Девиз:  меньше текста – больше схем и иллюстраций;
  • наличие определенной структуры: титульный слайд, план  работы, цель и задачи, основные этапы работы, главные результаты, выводы (рекомендации);
  • оптимальное количество слайдов для учебной презентации: 13-15 слайдов;
  • титульный слайд должен содержать следующие сведения, о: образовательной организации, авторе, руководителе, форме  и теме работы;
  • в презентации должны использоваться четкие стили шрифта, хорошего для зрения размера: 40-44 - заголовки, 24-28 - текст. Примечание: стиль шрифта должен быть одинаковый для всей презентации, черный и синий цвета воспринимаются лучше всего, красный цвет агрессивный, но он концентрирует  внимание к элементам;
  • презентация должна дополнять, аргументировать доклад  зрительно, графически, схематично (рекомендуется чаще использовать схемы SmartAr);
  • презентация не должна содержать вычурных шрифтов и анимаций, мелких (менее 1/5 экрана) картинок не должно быть вообще.

 Критерии

Показатели

Максимальное количество баллов

1.  Концепция (идея)

- творческий подход к созданию презентации;

- оригинальность представления информации и оформления материалов

2

2.  Содержание

(обязательное информационное наполнение)

- соответствие теме презентации;

- информационная насыщенность;

- рациональность

2

3.  Форма (дизайн)

- эстетичность, оправданность применения различных эффектов;      

- цветовое решение;      

- читаемость текстов

2

4.  Практичность

- достоверность и ценность представленной информации;        

- удобство для использования ее в других документах

2

5.  Уровень

технического исполнения

- профессионализм использования инструментария;      

- интерактивность (многоуровневая презентация, использование гиперссылок на различные источники: программные продукты, ресурсы Интернет)

2

Презентация оценивается по 10 балльной шкале, баллы переводятся в оценки следующим образом:  

“5 (отлично)”  - 8 - 10 баллов;  

“4 (хорошо)”  - 5 - 7 баллов;  

“3 (удовлетворительно)”  - 3 - 4 баллов;

“2 (неудовлетворительно)” -  2 и менее балла.

5.4. Доклад 

Доклад  – это устное выступление на заданную тему. Время доклада - 5-15 минут.

Цели доклада:

1. Научиться убедительно и кратко излагать свои мысли в устной форме. (Эффективно продавать свой интеллектуальный продукт).

2. Донести информацию до слушателя, установить контакт с аудиторией и получить обратную связь.

План и содержание доклада.

Важно при подготовке доклада учитывать три его фазы: мотивацию, убеждение, побуждение.

В первой фазе доклада рекомендуется использовать:

  • риторические вопросы;
  • актуальные местные события;
  • личные происшествия;
  • истории, вызывающие шок;
  • цитаты, пословицы;
  • возбуждение воображения;
  • оптический или акустический эффект; неожиданное для слушателей начало доклада.

Как правило, используется один из перечисленных приёмов. Главная цель фазы открытия (мотивации) – привлечь внимание слушателей к докладчику, поэтому длительность её минимальна.

Ядром хорошего доклада является информация. Она должна быть новой и понятной. Важно в процессе доклада не только сообщить информацию, но и убедить слушателей в правильности своей точки зрения. Для убеждения следует использовать:

  • сообщение о себе - кто?
  • обоснование необходимости доклада - почему?
  • доказательство - кто? когда? где? сколько?
  • пример - берём пример с …
  • сравнение - это так же, как…
  • проблемы - что мешает?

Третья фаза доклада должна способствовать положительной реакции слушателей. В заключении могут быть использованы:

  • обобщение;
  • прогноз;
  • цитата;
  • пожелания;
  • объявление о продолжении дискуссии;
  • просьба о предложениях по улучшению; благодарность за внимание.

Фазы доклада:

  • Информация
  • Объяснение
  • Обоснование
  • Доказательство
  • Пример
  • Проблемы
  • Сравнение
  • Заключение открытие
  • Фазы
  • Мотивация  убеждение побуждение
  • Обратная связь

При общении следует помнить о правильной реакции (реплике) на задаваемые вам вопросы. Правильная реакция на вопрос:

- «Да»

- «Хорошо»

- «Спасибо, что вы мне сказали»

- «Это является совсем новой точкой зрения»

- «Это можно реализовать»

- «Именно это я имею в виду»

- «Прекрасная идея»

- «Это можно делать и так»

- «Вы правы»

- «Спасибо за Ваши указания»

- «Это именно и является основным вопросом проблемы»

Составляющие воздействия докладчика на слушателей:

1. Язык доклада (короткие предложения,  выделение главных предложений,  выбор слов, образность языка.

2.  Голос (Выразительность. Вариации громкости. Темп речи.)

3.  Внешнее общение. Зрительный контакт. Обратная связь. Доверительность. Жестикуляция.

Формы контроля и критерии оценок

Доклады выполняются на листах формата А 4.

Критерии оценки доклада:

“5 (отлично)” - объем доклада - 5-6 страниц, полностью раскрыта тема доклада, информация взята из нескольких источников, доклад написан грамотно, без ошибок, текст напечатан аккуратно, в соответствии с требованиями.

При защите доклада студент продемонстрировал отличное знание материала работы, приводил соответствующие доводы, давал полные развернутые ответы на вопросы и аргументировал их.

“4 (хорошо)”  -  объём доклада - 4-5 страниц, полностью раскрыта тема доклада, информация взята из нескольких источников, реферат написан грамотно,  текст напечатан аккуратно, в соответствии с требованиями, встречаются небольшие опечатки. При защите доклада студент продемонстрировал хорошее знание материала работы, приводил соответствующие доводы, но не смог дать полные развернутые ответы на вопросы и привести соответствующие аргументы.

“3 (удовлетворительно)”   - объём доклада - менее 4 страниц, тема доклада раскрыта не полностью, информация взята из одного источника, реферат написан с ошибками, текст напечатан неаккуратно, много опечаток.

При защите доклада студент продемонстрировал слабое знание материала работы, не смог привести соответствующие доводы и аргументировать сои ответы.

“2 (неудовлетворительно)” - объем доклада -  менее 4 страниц, тема доклада не раскрыта, информация взята из 1 источника, много ошибок в построении предложений, текст напечатан неаккуратно, много опечаток.

При защите доклада студент продемонстрировал слабое знание материала работы, не смог раскрыть тему не отвечал на вопросы.

 

5.5. Рецензия

Написание рецензии – это вид работы студентов по написанию критического отзыва на первоисточник (книгу, статью, сочинение и пр.) В рецензии необходимо обязательно отразить область интересов, исследованию которых посвящена данная работа, ее отличительные признаки от имеющихся аналогичных изданий, положительные стороны и недостатки работы, вклад автора в разработку исследуемых проблем и широту их охвата, оригинальность идей, подходов, стиль изложения.

Затраты времени на написание рецензии зависят от сложности рецензируемого материала, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем.

Рецензия может быть представлена на практическом занятии или быть проверена преподавателем. Порядок выполнения работы:

  • внимательно изучить информацию;
  • составить план рецензии;
  • дать критическую оценку рецензируемой информации;
  • оформить рецензию и сдать в установленный срок.

Форма контроля и критерии оценки:

Формой контроля является проверка выполненной рецензии. Критерии оценки (каждый оценивается в 1 балл):

  • содержательность рецензии;
  • выражение личного мнения студента на рецензируемый источник;
  • соответствие оформления требованиям;
  • грамотность изложения;
  • рецензия сдана в срок.

 

 5.6. Реферат

Реферат – краткое изложение содержания документа или его части, научной работы, включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с источниками и определения целесообразности обращения к ним.

Современные требования к реферату – точность и объективность в передаче сведений, полнота отображения основных элементов, как по содержанию, так и по форме.

Цель реферата - не только сообщить о содержании реферируемой работы, но и дать представление о вновь возникших проблемах соответствующей отрасли науки.

В учебном процессе реферат представляет собой краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания книги, учения, научного исследования и т.п.

Иначе говоря, это доклад на определенную тему, освещающий её вопросы на основе обзора литературы и других источников.

Основные этапы работы над рефератом

В организационном плане написание реферата - процесс, распределенный во времени по этапам. Все этапы работы могут быть сгруппированы в три основные: подготовительный, исполнительский и заключительный.

Подготовительный этап включает в себя поиски литературы по определенной теме с использованием различных библиографических источников; выбор литературы в конкретной библиотеке; определение круга справочных пособий для последующей работы по теме.

Исполнительский этап включает в себя чтение книг (других источников), ведение записей прочитанного.

Заключительный этап включает в себя обработку имеющихся материалов и написание реферата, составление списка использованной литературы.

Критерии и показатели, используемые при оценивании учебных рефератов

 

Критерии

Показатели

Максимальное количество баллов

1. Новизна

 реферированного текста  

- актуальность проблемы и темы;

- новизна и самостоятельность в постановке проблемы, в формулировании нового аспекта выбранной для анализа проблемы;

- самостоятельность суждений

20

2. Степень

 раскрытия сущности проблемы

- соответствие содержания теме и плану реферата;

- полнота и глубина раскрытия основных понятий проблемы;

- обоснованность способов и методов работы с материалом;

- умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал;

- умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы

30

3. Обоснованность

 выбора источников

- круг, полнота использования литературных источников по проблеме;

- привлечение новейших работ по проблеме (журнальные публикации, материалы сборников научных трудов и т.д.)

20

4. Соблюдение

требований к оформлению  

- правильное оформление ссылок на используемую литературу;

- грамотность и культура изложения;

- владение терминологией и понятийным аппаратом проблемы;

- соблюдение требований к объему реферата;

- культура оформления: выделение абзацев

15

5. Грамотность  

- отсутствие орфографических ошибок, стилистических погрешностей;

- отсутствие опечаток, сокращений слов, кроме общепринятых;

- литературный стиль

15

Реферат оценивается по 100 балльной шкале, балы переводятся в оценки следующим образом:  

“5 (отлично)”  - 76 – 100 баллов;  

“4 (хорошо)”  - 70 – 75 баллов;  

“3 (удовлетворительно)”  - 51 – 69 баллов;

“2 (неудовлетворительно)” -  менее 51 балла.

5.7. Тезисы

Тезис - положение, кратко излагающее какую-нибудь идею, а также одну из основных мыслей лекции, доклада, научного сочинения.

Тезисы позволяют обобщить изучаемый материал, выразить его суть в кратких формулировках, помогая раскрыть содержание книги, статьи и доклада, а процесс их составления даёт возможность глубже разобраться в материале и стимулирует его понимание.

Тезисы принято подразделять, на основные, простые, сложные. Простые тезисы (иногда их записывают в виде цитат) обнаруживаются при первоначальном ознакомлении с текстом, а основные можно составить лишь при уяснении сути и направленности источника в целом. Основные тезисы часто создаются на базе простых, путем их обобщения, переделки и исключения как второстепенных.

Существенную помощь при написании тезисов оказывает предварительно составленный план, который полезно приложить к тезисам. Сложные тезисы составляются к пунктам сложного плана.

Умело составленные тезисы взаимосвязаны, как звенья одной цепи.

Тезис

основная мысль

простые                                 основные                                сложные

в каждом абзаце            обобщение простых                    к сложному плану

   

Рекомендации по составлению тезисов:

  • изучаемый текст читайте неоднократно, разбивая его на отрывки;
  • в каждом из них выделяйте главное, и на основе главного формулируйте тезисы;
  • не приводите факты и примеры;
  • сохраняйте в тезисах самобытную форму высказывания, оригинальность авторского суждения, чтобы не потерять документальность, убедительность;
  • по окончании работы над тезисами сверьте их с текстом источника (не исказился ли смысл?), затем перепишите и пронумеруйте.

Тезисы должны включать в себя ответы на три вопроса:

  • что изучалось? (постановка проблемы исследования, краткое обоснование ее актуальности, новизны, теоретического и практического значения).
  • как изучалось? (описание методологии исследования: для эмпирических исследований — выборки, методов и методик организации работы, сбора и обработки данных, для литературных обзоров – способов поиска и критериев отбора литературы, на основе которой подготовлена работа).
  • какие результаты были получены? (основные выводы).

Тезисы могут начинаться следующими речевыми формами:

- Известно, что…;

- Следует отметить, что…;

- Однако…;

- При этом важно, что…;

- Предполагается, что…;

- Специалисты ставят своей задачей…

Основная информация в тезисах может объединяться с помощью следующих соединительных лексических средств:

- Ставит вопрос…;

- Считает…;

- Сравнивает…;

- Приводит пример…;

- Перечисляет…;

- Характеризует…;

- Подчеркивает…

Критерии оценки тезисов:

  • Четкая логика, связность текста тезисов.
  • Полнота отражения материала исходного текста в тезисах.
  • Обобщенные формулировки основных идей и выводов автора.
  • Аккуратность, соответствие текста стандартам оформления.

5.8. Решение ситуационных задач

Ситуационные задачи - это задачи, позволяющие обучающимся  осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление - понимание - применение – анализ - синтез -  оценка.

Ситуационные задачи близки к проблемным задачам и направлены на выявление и осознание способа деятельности.

Памятка по решению правовых задач

Решение задач должно быть мотивированным и содержать ссылку на соответствующий нормативный акт (номер пункта или статьи), на котором основывается решение.

Для успешного разрешения ситуации, необходимо:

1. Внимательное прочтение условия задачи полностью.

2. Определение области права, которая регулирует предложенную ситуацию.

3. Выделение возникшего правоотношения, его составляющих элементов.

4. Определение правовых норм, которые устанавливают правомерные модели поведения субъектов права.

5. При необходимости нахождения правовых норм в нормативно-правовых актах читка соответствующих разделов учебника по теме.

6. Определение, кто из участников правового отношения нарушил норму права, что необходимо сделать, чтобы защитить права, и т.д.

7. Формирование выводов.

Пример решения ситуационной задачи:

Условие. Супруги Хомяковы состояли в браке 15 лет. За время совместной жизни они приобрели дачу, мебельный гарнитур, автомобиль, пианино. Кроме того, у жены был дом в деревне, полученный ею в период брака в порядке наследования, а муж в период брака получил в подарок от отца компьютер. Хомякова обратилась в суд с заявлением о разводе и разделе имущества. При разделе имущества она просила отступить от начала равенства долей, поскольку с ней остается проживать несовершеннолетняя дочь. Какое имущество подлежит разделу между супругами? Вправе ли суд отступить от начала равенства долей при разделе имущества между супругами?

Решение. По закону имущество супругов делится на общую совместную собственность супругов и имущество каждого из супругов, т.е. собственность супругов.

Так, в соответствии с п.1 ст. 34 Семейного кодекса РФ (далее СК РФ) имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. «К имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, и другие). Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства» - п. 2 ст. 34 СК РФ.

Согласно п. 1 ст. 36 СК РФ: «Имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам (имущество каждого из супругов), является его собственностью». В соответствии с п. 2 ст. 36 СК РФ: «Вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши, хотя и приобретенные в период брака за счет общих средств супругов, признаются собственностью того супруга, который ими пользовался».

Имущество каждого из супругов может быть признано их совместной собственностью, если будет установлено, что в период брака за счет общего имущества супругов или имущества каждого из супругов либо труда одного из супругов были произведены вложения, значительно увеличивающие стоимость этого имущества (капитальный ремонт, реконструкция, переоборудование и другие) (ст. 37 СК РФ).

Исходя из условия задачи, общей совместной собственностью супругов Хомяковых является: дача, мебельный гарнитур, автомобиль, пианино.

Собственностью супруги является дом в деревне, а собственностью супруга - компьютер.

При разделе общего имущества супругов и определении долей в этом имуществе доли супругов признаются равными, если иное не предусмотрено договором между супругами (п. 1 ст. 39 СК РФ). В соответствии с п. 2 ст. 39 СК РФ: «Суд вправе отступить от начала равенства долей супругов в их общем имуществе исходя из интересов несовершеннолетних детей и (или) исходя из заслуживающего внимания интереса одного из супругов, в частности, в случаях, если другой супруг не получал доходов по неуважительным причинам или расходовал общее имущество супругов в ущерб интересам семьи».

В семье Хомяковых имеется несовершеннолетняя дочь, которая остается с матерью. Поэтому суд может отступить от начала равенства долей (при разделе имущества между супругами), учитывая интересы несовершеннолетней дочери.

Критерии оценивания решения ситуационных задач

“5 (отлично)”  - задание (решение ситуационной задачи) выполнено на высоком практическом уровне с применением соответствующего нормативно - правового акта (или актов); имеет внутреннее единство, материал изложен логически последовательно. Ситуация рассмотрена студентом с различных позиций. Ответы на вопросы ситуационных задач даны аргументировано, сделаны обоснованные выводы по задаче со ссылкой на соответствующие правовые нормы.

“4 (хорошо)” - задание (решение ситуационной задачи) выполнено на хорошем практическом уровне, но имеет отдельные недостатки: сформулированные выводы требуют дополнительной аргументации; присутствуют несущественные противоречия; при этом работа имеет внутреннее единство; материал излагается логично и последовательно; задание в целом выполнено; работа в целом отвечает требованиям надлежащего оформления, но в ней присутствуют незначительные отступления. Ситуация рассмотрена студентом с различных позиций. Ответы на вопросы ситуационной задач даны аргументировано, сделаны обоснованные выводы по задаче со ссылкой на соответствующие правовые нормы.

“3 (удовлетворительно)” - задание (решение ситуационной задачи) выполнено на практическом уровне, который позволяет судить о наличии у студента знаний по проблеме, и имеет недостатки: выводы сформулированы неясно и не аргументированы, присутствуют существенные противоречия; нарушены единство, логика изложения материала, использован материал, частично или полностью утративший свое значение; работа выполнена с нарушением требований надлежащего оформления. Ответы на вопросы ситуационных задач даны со ссылкой на соответствующие правовые нормы.

“2 (неудовлетворительно)” - задание (решение ситуационной задачи) выполнено на невысоком практическом уровне, который позволяет судить об отсутствии у студента необходимых знаний по проблеме: выводы не сформулированы, отсутствуют аргументация, единство, логика изложения материала; использован материал без ссылки на источник, на основе которого было выполнено задание; тема задания не раскрыта; работа не соответствует требованиям надлежащего оформления. Ответы на вопросы ситуационных задач даны не аргументировано, не на все вопросы в задаче приведены ссылки на соответствующие правовые нормы.

Список используемой литературы и электронных  ресурсов

1. Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работе студентов по дисциплине: Право / Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края Государственное профессиональное образовательное учреждение «Шилкинский многопрофильный лицей» / составитель: преподаватель С.Е. Бурдинский, 2017. – 26 с.

2. Методические рекомендации по организации и проведению самостоятельной работы обучающихся и студентов / ГБПОУ «Нижегородский индустриальный колледж» / составитель: заведующий методическим кабинетом ГБПОУ «Нижегородский индустриальный колледж» И.В.   Сорокина, 2017. – 29 с.

3. КОС в рамках основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальностям СПО социально-экономического профиля по учебной дисциплине/Право ГАУ КО ПОО КСТ/составитель: Е.Г. Невесенкова, 2019.  124 с.

Интернет-ресурсы:

  1. Правовые системы: 1. http://www.consultant.ru/; 2. http://www.garant.ru/;
  2. 101МИЛЛИОН - http://101million.com/o-sajte?utm_source=head_menu;
  3. Рravo812 - https://pravo812.ru/useful/538-poryadok-primeneniya-i-oformleniya-distsiplinarnogo-vzyskaniya.html;

4. Юридическая Россия. Федеральный правовой портал - http:// www.law.edu.ru;

5. Президент России гражданам школьного возраста - http:// www.uznay-prezidenta.ru;

6. ФГОУ Федеральный институт развития образования -  http://www.firo.ru/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов (учебная дисциплина "ОБЖ")

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы по учебной дисциплине "Основы безопасности жизнедеятельности" предназначены для обучающихся по специальностям СПО и содержат характерист...

Методические рекомендации по организации самостоятельных работ студентов по дисциплине «физическая культура» для специальности: 13.02.11 – Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования

Самостоятельная работа студентов  является одной из основных форм  внеаудиторной работы при реализации учебных планов и программ.   По дисциплине «Физическая культура»  практикуютс...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине: Документационное обеспечение управления на тему: «Составление и оформление докладных и объяснительных записок»

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов являются обязательной частью учебно-методических комплексов учебных дисциплин, реализуемых  по всем направлениям подготов...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине: Документационное обеспечение управления на тему: "Составление и оформление информационных справок"

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов являются обязательной частью учебно-методических комплексов учебных дисциплин, реализуемых  по всем направлениям подготов...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине для специальности 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)»

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине "Документационное обеспечение управления" для специальности   38.02.04  «...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине ОУД.06 Физическая культура для студентов специальности 49.02.02 Адаптивная физическая культура

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы для студентов по дисциплине ОУД.06 Физическая культура для специальности  49.02.02   Адаптивная физиче...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине ОПД.в07 "Экономика предприятия туризма" Специальность 43.02.10 Туризм

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине ОПД.в07 "Экономика предприятия туризма" содержат перечень видов самостоятельных работ, согласно т...