Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов (учебная дисциплина "ОБЖ")
методическая разработка по теме

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы по учебной дисциплине "Основы безопасности жизнедеятельности" предназначены для обучающихся по специальностям СПО и содержат характеристику видов самостоятельной работы студентов, а также указания по организации самостоятельной работы с сообщениями и презентациями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_rek_po_obzh.docx24.42 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное профессиональное образовательное учреждение Тульской области

«Тульский государственный машиностроительный колледж

имени Никиты Демидова»

(ГПОУ ТО «ТГМК им. Н. Демидова»)

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности»

г. Тула,  2016

Разработчик:  Кочетков  В,Л., преподаватель-организатор ОБЖ

    Методические рекомендации по организации самостоятельной работы по учебной дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначены для обучающихся по специальностям СПО и содержат характеристику видов самостоятельной работы студентов, а также указания по организации самостоятельной работы с сообщениями и презентациями

     Все виды самостоятельной работы выполняют свои функции и одинаково важны для будущего специалиста.

     Самостоятельная работа осуществляется в виде аудиторных и внеаудиторных форм познавательной деятельности по каждой дисциплине учебного плана.

      Самостоятельная работа студентов во внеаудиторное время может предусматривать:

− Проработку лекционного материала, работу с научно-технической литературой при изучении разделов лекционного курса, вынесенных на самостоятельную проработку;

− Подготовку к практическим занятиям;

− Решение задач, выданных на практических занятиях.

Самостоятельная работа студентов в аудиторное время весьма многообразна и может предусматривать:

− Выполнение самостоятельных работ;

− Решение задач;

− Работу со справочной, методической и научной литературой;

− Защиту выполненных работ;

− Тестирование и т.д.

Видами заданий для самостоятельной работы могут быть:

для овладения знаниями:

− чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы);

− составление плана текста;

− конспектирование текста;

− выписки из текста;

− работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами;

− использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и интернета и др.;

для закрепления и систематизации знаний:

− работа с конспектом лекции (обработка текста); повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей);

− составление плана и тезисов ответа;

− составление таблиц для систематизации учебного материала;

− изучение нормативных материалов;

− ответы на контрольные вопросы;

− подготовка сообщений, презентаций, докладов;

− тестирование и др.;

для формирования умений:

− решение задач и упражнений по образцу;

− решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм;

− рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники и др.

    Виды заданий для самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику специальности, изучаемой дисциплины, индивидуальные особенности студента.

Организация самостоятельного учебного труда подчиняется определенным закономерностям, главными из которых являются:

− психолого-педагогическая обоснованность данного труда, предполагающая внутреннее стремление, морально-волевую готовность и желание студента выполнять его самостоятельно, без внешних побуждений;

− воспитывающий характер этого труда, заключающийся в формировании у студента научного мировоззрения, качеств социально активной, деятельной, современной личности;

− взаимосвязь самостоятельного учебного труда с учебно-воспитательным процессом, единство знаний и деятельности как главного средства познания.

    Самостоятельная работа студентов по курсу призвана, не только закреплять и углублять знания, полученные на аудиторных занятиях, но и способствовать развитию у студентов творческих навыков, инициативы, умению организовать свое время.

    При выполнении плана самостоятельной работы студенту необходимо прочитать теоретический материал не только в учебниках и учебных пособиях, указанных в библиографических списках, но и познакомиться с публикациями в периодических изданиях.

    Студенту необходимо творчески переработать изученный самостоятельно материал и предоставить его для отчета в форме реферата, доклада, сообщения или конспекта.

    Проверка выполнения плана самостоятельной работы проводится на практических занятиях, индивидуальных занятиях.

    В данной методической разработке  представлены рекомендации по подготовке студентами таких видов самостоятельной работы как презентация и информационного сообщения.

 

    1. Рекомендации по созданию презентации

    Общие требования к презентации:

    Презентация не должна быть меньше 10 слайдов.

    Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта; фамилия, имя, отчество автора; наименование техникума, группы.

    Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы (моменты) презентации. Желательно, чтобы из содержания по гиперссылке можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание.

    Дизайн - эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста.

    В презентации необходимы импортированные объекты из существующих цифровых образовательных ресурсов.

   Последними слайдами презентации должны быть глоссарий и список литературы.

   Практические рекомендации по созданию презентаций

   Создание презентации состоит из трех этапов:

    I. Планирование презентации – это многошаговая процедура, включающая определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи материала. Планирование презентации включает в себя:

1. Определение целей.

2. Определение основной идеи презентации.

3. Подбор дополнительной информации.

4. Планирование выступления.

5. Создание структуры презентации.

6. Проверка логики подачи материала.

7. Подготовка заключения.

II. Разработка презентации – методологические особенности подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации.

III. Репетиция презентации – это проверка и отладка созданной презентации.

Требования к оформлению презентаций

В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.  

                                             

                                            Оформление слайдов

Стиль

- Соблюдайте единый стиль оформления

- Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.

- Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией – текстом, иллюстрациями)

Фон

Для фона предпочтительны холодные тона

Использование цвета

- На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста.

- Для фона и текста используйте контрастные цвета.

- Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).

Таблица сочетаемости цветов в приложении.

Анимационные эффекты

- Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде.

- Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.

Содержание

информации

Используйте короткие слова и предложения.

- Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.

- Заголовки должны привлекать внимание аудитории.

Расположение информации на странице

Предпочтительно горизонтальное расположение информации.

- Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

- Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.

Шрифты

- Для заголовков – не менее 24.

- Для информации не менее 18.

- Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния.

- Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.

- Для выделения информации следует

Способы выделения информации

Следует использовать:

- рамки; границы, заливку;

- штриховку, стрелки;

- рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов

Объем информации

- Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.

- Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.

Виды слайдов

Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов:

- с текстом;

- с таблицами;

- с диаграммами.

 

    2. Подготовка информационного сообщения

    Подготовка сообщения – это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объему устного сообщения для озвучивания на семинаре, практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несет новизну, отражает современный взгляд по определенным проблемам.

    Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объемом информации, но и ее характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).

    Регламент времени на озвучивание сообщения – до 5 мин.

    Затраты времени на подготовку сообщения зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем.    Ориентировочное время на подготовку информационного сообщения – 1ч.

    Роль студента:

• собрать и изучить литературу по теме;

• составить план или графическую структуру сообщения;

• выделить основные понятия;

• ввести в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения;

• оформить текст письменно;

• сдать на контроль преподавателю и озвучить в установленный срок.

Критерии оценки:

– актуальность темы;

– соответствие содержания теме;

– глубина проработки материала;

– грамотность и полнота использования источников;

– наличие элементов наглядности.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине ОП.08.06 Ритмика с методикой тренировки

Методические рекомендации разработаны на основе рабочей программы учебной дисциплины ОП 08.06 Ритмика с методикой тренировки для специальности 050141 Физическая культура среднего профессионального обр...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине История дизайна

Самостоятельная работа  - вид деятельности студентов, выполняемый ими по заданию преподавателя без его непосредственного участия, или любой вид деятельности, связанный с овладением знаний....

1. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов в процессе изучения учебной дисциплины. ОГСЭ. 07 Основы православной культуры

Настоящие методические указания для выполнения  самостоятельной  работы по дисциплине «Основы православной культуры»    представляют собой структурно-технологическ...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов в процессе изучения учебной дисциплины ОП.02 Психология

Методические рекомендации разработаны в соответствии с рабочей  программой учебной дисциплины  ОП.02 Психология с целью оказания методической помощи студентам колледжа в ходе изучения дисцип...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Экономическая теория» для студентов специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов в процессе изучения учебной дисциплины ОУД.12 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Специальность: 49.02.02 Адаптивная физическая культура

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов составлены в соответствии с рабочей программой ФГОС СПО по учебной дисциплине ОУД.12 Обществознание для специальности СПО: 49.02.0...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации самостоятельной работы студента учебной дисциплины Основы материаловедения

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины, разработанной на основе Федерального государственного образ...