Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов в процессе изучения учебной дисциплины ОП.02 Психология
методическая разработка

Методические рекомендации разработаны в соответствии с рабочей  программой учебной дисциплины  ОП.02 Психология с целью оказания методической помощи студентам колледжа в ходе изучения дисциплины.

Данные рекомендации предназначены для использования в процессе самостоятельной работы, адресованы студентам и преподавателям колледжа. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«СТАРООСКОЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ОГАПОУ СПК)

Методические рекомендации

по организации самостоятельной работы  студентов в процессе изучения  учебной дисциплины

ОП.02 ПСИХОЛОГИЯ

специальность 44.02.03 Педагогика дополнительного образования

 (в области музыкальной деятельности)

Составитель:

Чубыкина С.Ю.,

преподаватель психологии

Старый Оскол,

2018 г.

Рассмотрено на заседании ПЦК психолого-педагогических дисциплин, предметной подготовки

Протокол № 1 от «30» августа 2018г.

Председатель ПЦК _______________ Ермоленко Т.Г.

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы  студентов в процессе изучения учебной дисциплины ОП.02 Психология

 

Составитель:

Чубыкина С.Ю. преподаватель психологии ОГАПОУ «Старооскольский педагогический колледж».

Рецензент:  заведующий сектором НИР СОФ НИУ БелГУ», кандидат психологических наук С.И. Маслаков

Методические рекомендации разработаны в соответствии с рабочей  программой учебной дисциплины  ОП.02 Психология с целью оказания методической помощи студентам колледжа в ходе изучения дисциплины.

Данные рекомендации предназначены для использования в процессе самостоятельной работы, адресованы студентам и преподавателям колледжа.  

Пояснительная записка

 

Методические  рекомендации по  учебной дисциплине  ОП.02 Психология созданы   в помощь студентам   при подготовке и выполнения заданий для самостоятельного изучения.

  Данные  методические  рекомендации включают  перечень работ,  правила выполнения, список рекомендуемой литературы,  критерии  оценивания,  контрольные вопросы.

Самостоятельная  работа по курсу  ОП.02 Психология предполагает целенаправленное  внимание  и определенную систематичность в изучении вопросов и тем дисциплины, а также рациональное  использование  лекционных занятий. В результате выполнения самостоятельных работ студент должен иметь представление:

-  об особенностях психологии как науки, её связь с педагогической наукой и практикой;

- об основах психологии личности;

- о закономерностях психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности;

-  о возрастной периодизации;

- о возрастных, половых, типологических и индивидуальных особенностях обучающихся, их учет в обучении и воспитании, в том числе при  организации досуго-воспитательной деятельности;

- об особенностях общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте;

- о  групповой  динамике;

- понятия, причины, психологические основы предупреждения и коррекции школьной и социальной дезадаптации, девиантного поведения;

- об основах психологии творчества.

Каждая тема содержит задания, пояснения или рекомендации по их выполнению, требования  к  оформлению  и  представлению  отчета  о  выполнении.  

По окончании  работы  результат  представляется в форме определенной видом  и содержанием задания.

Самостоятельная работа № 1.

Раздел 1. Общие основы психологии

Задание к самостоятельной работе.

I. Напишите эссе на тему: "Роль и место психологии в век информационного общества.

Цель выполнения задания: определить роль и место психологии в век информационного общества, значение его труда в современных социокультурных условиях через написание сочинения на данную тему; учить лаконично, выражать свои мысли, формулировать проблемы и собственную позицию по поводу их решения.

II. Дайте письменные ответы на вопросы проблемного характера.

Цель выполнения задания:  осуществить поиск и критический отбор необходимой  информации в источниках различного типа,

 - поразмышлять по поводу определенной проблемы или  прокомментировать высказывание того или иного мыслителя, психолога;

- расширить знания об особенностях психологии как науки, её связь с педагогической наукой и практикой, о различие житейской и научной психологии

Методические указания к выполнению задания

Как подготовить ответы на вопросы проблемного характера?

Здесь важно:

- увидеть проблему, четко определить и сформулировать ее суть, оценить возможности ее решения;

- дать свое понимание (интерпретацию) высказанной идеи;

- обосновать и аргументировать свою точку зрения.

Вопросы проблемного характера:

1. В чем различие житейской и научной психологии?

2. С чем, по вашему мнению, связано существование множества школ и направлений в психологии?

3. Какие направления в психологии, по вашему мнению, наиболее полезны для учителя? Почему?

4. Нередко учителя и родители жалуются, что ученики 1 класса не могут организовать себя, часто отвлекаются, не могут составить план ответа. С какими особенностями созревания мозга это связано? Что следует делать в таких ситуациях?

5. Объясните словосочетания: «слова бьют», «слова ранят». Насколько они справедливы? Какой психологический механизм здесь действует?

6. Проанализируйте результаты исследования, проведенного английскими исследователями М. Прингл и В. Бейслоу. Они изучали особенности психического развития детей 8, 11 и 14 лет, которые с рождения воспитывались в приюте. По результатам исследований дети разделились на две неравные группы. В первую группу попали 70 % детей, которые сильно отставали в развитии, имели серьезные эмоциональные и личностные нарушения. Во вторую - 30 % детей, по уровню своего психического развития не отличавшихся от своих сверстников, воспитывающихся в семье. Оказалось, что дети второй группы, несмотря на долгое пребывание в приюте, были любимы, ценились кем-то из взрослых помимо работников приюта. Они имели родственников и опекунов. Дети, принадлежащие к первой группе, таких отношений не имели.

7. Проанализируйте случай, описанный в психологической литературе. Почему девочки не смогли достичь нормального уровня развития? В 1920 г. в Индии были найдены две девочки: Камала, ее возраст был примерно 8 лет, и Амала - 1,5 года. Когда их нашли, девочки вели себя, как волчата. Они быстро и ловко передвигались на четырех конечностях, могли есть только молоко и мясо. Прежде чем взять в рот пищу, они тщательно обнюхивали ее. Запах свежего мяса они различали на расстоянии до 70 метров. Они боялись огня, не любили солнечный свет. Предпочитали темноту, ночью часто пытались выйти наружу. Они никогда не смеялись. Единственным звуком, который они издавали, был гром

III. Напишите рефераты по одной из предложенных тем.

Цель выполнения задания: осуществить поиск и критический отбор необходимой  информации в источниках различного типа,  изучить материалы и раскрыть круг задач, решаемых психологами в различных сферах материальной и духовной жизни общества, рассмотреть отрасли психологии, дать сравнительную характеристику житейской и научной психологии.

Темы рефератов:

  1. Круг задач, решаемых психологами в различных сферах материальной и духовной жизни общества. Отрасли психологии.

  1. Житейская и научная психология: связь и различия.

  1. Проблема соотношения «академической» (теоретической и экспери-ментальной) и практической психологии.

Методические указания к выполнению задания

Реферат - (лат. слово) - доклад на определенную тему, включающий обзор литературных и других источников.

Готовя реферат, студент должен провести активный поиск и глубокое изучение научной  научно-популярной литературы, других источников по определенной проблеме, критически проанализировать и оценить их содержание, сделать собственные выводы.

Алгоритм подготовки реферата

1. Определить цель написания реферата в соответствии с поставленной темой.

2. Составить план.

3. При чтении литературы выделить основные идеи, положения, доказательства, чтобы затем сосредоточить на них своё внимание.

4. Классифицировать собранный материал, обобщить, сделать вывод.

Структура реферата:

1. План или оглавление с указанием страниц.

2. Обоснование выбора темы.

3. Теоретические основы выбранной темы.

4. Изложение основного вопроса.

5. Вывод и обобщение.

6. Практическое значение реферата.

7. Список используемой литературы.

8. Приложения.

Примерные аспекты содержания реферата.

1. Вводная часть:

- обоснованность выбора темы (её актуальность, значимость, новые современные подходы к решению проблемы, наличие противоположных точек зрения и желания в них разобраться, противоположность бытовых представлений и научных данных о заинтересовавшем факте истории, личные мотивы и обстоятельства возникновения интереса к данной теме).

2. Основная часть:

- суть проблемы, изложение объективных психологических сведений по теме реферата,

- критический обзор источников,

-собственные сведения, версии, оценки.

3. Заключение:

-основные выводы,

-результаты и личная значимость проделанной работы,

-перспективы продолжения работы над темой.

Оформление ссылок на источники:

- постраничный вариант: в нижней части страницы ( под основным текстом) под соответствующим номером сноски указываются выходные данные источника, номер тома, части и т.п., страницы.

- внутристраничный вариант: в тексте работы после приведенной цитаты в скобках указываются номера источника по общему библиографическому списку и использованной страницы.

Оформление титульного листа:

 1.   Полное название  учебного заведения.

 2.   Тема реферата.

 3.   Фамилия, имя автора. Группа, курс специальность

 4.   Ф.И.О. преподавателя психологии, осуществляющего научное руководство.

 5.   Год написания реферата.

Собеседование-защита реферата.

        Проводится со студентом по реферату, содержащий анализ литературы по выбранной теме и достаточно глубокое рассмотрение одной из проблем курса.        Тема реферата может избираться студентом самостоятельно, либо выбираться из списка предложенных тем.

Реферат должен раскрывать заявленную тему и отражать следующие аспекты:

  • Краткое обоснование актуальности вопроса
  • Исторический аспект, взгляды психологов прошлого на проблему, на характеристику возрастного развития.
  • Анализ литературы по проблеме
  • Выводы по теме

Критерии оценки собеседования-защиты реферата:

  1. Соответствие содержания реферата заявленной теме
  2. В реферате полностью отражены все требуемые аспекты вопроса (актуальность, история, выводы).
  3. Студентом проведен качественный анализ научной (не менее 1-2 источников) и учебной литературы по проблеме.
  4. Студент хорошо ориентируется в выбранной проблеме и аргументировано отвечает на вопросы.
  5. Реферат оформлен согласно требованиям к написанию подобных работ.

Список литературы:

  1. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2016.
  2. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. – М.: ЮРАЙТ, 2004, 2008.
  3. Общая психология: в 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2017.
  4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2016.

Самостоятельная работа № 2.

Раздел 2. Психология личности

Тема 2.1. Понятие о личности в психологии

Задание к самостоятельной работе.

I. Дайте письменные ответы на вопросы.

Цель выполнения задания:  осуществить поиск и критический отбор необходимой  информации в источниках различного типа,

 - поразмышлять по поводу определенной проблемы или  прокомментировать высказывание того или иного мыслителя, психолога;

- расширить знания о понятиях индивид, индивидуальность, личность.

Вопросы проблемного характера:

1. Какие из приведенных ниже черт человека характеризуют его как индивида? Как личность? Как индивидуальность? Объясните свой ответ.

Аккуратность, медлительность, общительная, хорошая моторная координация, сила воли, сообразительность, мечтательность, яркость проявления черт, лень, самолюбие, решительность, адаптационные возможности, математические способности, темперамент, упрямство, реактивность, возбудимость, выразительная мимика, литературная одаренность, направленность, близорукость, сила нервной системы.

2. Могут ли черты индивида становиться чертами личности? Индивидуальности? Если да, то при каких условиях?

3. Известный психолог и философ Э. Фромм писал: «...Мое собственное „Я" должно быть таким же объектом моей любви, как и другой человек. Утверждение собственной жизни, счастья развития, свободы коренится в моей способности любить, т.е. в заботе, уважении, ответственности и знании. Если индивид в состоянии испытывать плодотворную любовь, он любит также и себя; если он любит только других, он вообще не может любить" Согласны ли вы с этим высказыванием? Проанализируйте его с точки зрения того, что вы узнали о «Я-концепции» личности. 

4. Всегда ли можно считать человека с высокой самооценкой зазнайкой? Если нет, то в каких случаях? Обоснуйте свой ответ.

II. Составьте таблицу по теме:

"Основные подходы к пониманию понятия "личность" в зарубежной и отечественной психологии".

III. Составьте кроссворд по разделу " Психология личности"

Цель выполнения задания: обобщить и систематизировать материал по заявленной теме в форме кроссворда, закрепить знания понятийного материала по теме "Понятие о личности",

- формирование умений ориентироваться  в  наиболее  общих психологических проблемах.

Алгоритм составление кроссворда

• изучить информацию по теме;

• создать графическую структуру, вопросы и ответы к ним;

Правила составления кроссворда

 - не используются слова, пишущийся через тире и имеющие уменьшительно-ласкательную окраску;
- в каждую   клетку кроссворда вписывается одна буква;
- каждое слово начинается в клетке с номером, соответствующим его определению, и заканчивается черной клеткой или краем фигуры;
- можно включать не более трех однородных понятий и не включать однокоренные слова;
- имен собственных в кроссворде может быть не более 1/3 от всех слов.

- слова должны быть в именительном падеже и единственном числе, кроме слов, которые не имеют единственного числа;

- не желательно при создании кроссвордов употреблять малоизвестные   названия, специализированные термины, фамилии малоизвестных психологов

Список литературы:

1.Котова И.А. Канаркевич О.С., Петриевский В.Н. Психология. Серия «Среднее профессиональное образование». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2016. – 480с.

2. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - М. «Академия», 2017.- 608с.

3.  Немов, Р. С. Психология : учебник для бакалавров / Р. С. Немов. — М. : Издательство Юрайт, ИД Юрайт, 2017. 

4. Психология: Учебник для студ. средн. пед. учеб. заведений /

И.В.Дубровина, Е.Е.Данилова, А.М.Прихожан; под ред.И.В.Дубровиной. - М.: «Академия», 2015. – 496с.

5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. Высш. пед. учеб. заведений. - М.: «Академия», 2017. – 512с.

6. Лекции по педагогической психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/В.В. Давыдов. – М.: «Академия», 2018 – 224с.

7. Общая психология: Учебное пособие / А.Н.Краснов и др. – Ростов н/Д.: Феникс, 2017. – 384с.

Формы отчетности

представление кроссвордов (в письменном или компьютерном варианте)

Виды контроля самостоятельной работы студентов

- экспертная оценка представленных работ преподавателем или группой студентов-экспертов.

Критерии оценки кроссворда: 

• соответствие содержания теме;

• грамотная формулировка вопросов;

• кроссворд выполнен без ошибок;

• работа представлена на контроль в срок.

- работа в парах (обмен тестами, кроссвордами,  выполнение и оценивание)

Самостоятельная работа № 3.

Раздел 2. Психология личности.

Тема 2.2. Познавательная сфера личности

Тема. Внимание

Задание №1: Заполните таблицу, используя конспект, материал учебника Л.Д.Столяренко Психология.

        

Таблица №1

Виды внимания и их сравнительные характеристики

Виды внимания

Условия возникновения

Основные характеристики

Механизмы

непроизвольное

произвольное

послепроизволь-ное

Таблица №2

Свойства внимания

Сила

Широта

Динамичность

концентрация

интенсивность

объем

распределение

устойчи-вость

переключе-ние

Колеба-ние

Задание №2: Тест по теме: «Внимание»

Инструкция: Отметьте верный вариант ответа.

  1. Сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или переживании обеспечивает:

А. рефлексия

Б. восприятие

В. внимание

Г. память.

2. Понятие «ориентировочный рефлекс» введено в научный словарь:

                А. Бехтеревым

                Б. Сеченовым

                В. Павловым

                Г. Ухтомским.

3. Основанием классификации внимания на зрительное и слуховое выступает:

                А. ведущий анализатор

                Б. предмет отражения

                В. форма существования материи

                Г. характер связи с практикой.

4. Сосредоточение внимания на объекте в силу каких-то его особенностей называется вниманием:

                А. непроизвольным

                Б. произвольным

                В. послепроизвольным

                Г. зрительным.

5. Условием возникновения непроизвольного внимания не является:

                А. новизна раздражителя

                Б. неожиданность раздражителя

                В. интерес человека

                Г. усталость человека.

6. О возможности субъекта направлять и сосредотачивать внимание на нескольких независимых переменных одновременно свидетельствует такой показатель внимания, как:

                А. концентрация

                Б. распределение

                В. устойчивость

                Г. избирательность

7. Степень сосредоточенности сознания на объекте – это такой показатель внимания, как:

                А. объем

Б.  концентрация

В.  распределение

Г.  переключение

8. Ориентировочный рефлекс рассматривается как объективный, врожденный признак внимания:

                А. непроизвольного

                Б. произвольного

                В. послепроизвольного

                Г. опосредованного

                 

Задание №3: Укажите, какие условия необходимы для поддержания произвольного внимания и возникновения непроизвольного внимания. Приведите в соответствие виды внимания и условия:

1. Непроизвольное внимание              А. Отчетливое понимание целей и задач деятельности.

2. Произвольное внимание                  Б. Создание благоприятных условий для деятельности.

В. Устойчивость интересов.

Г. Осознание долга и обязанностей выполнения    деятельности

                                                Д. Новизна, сила, контраст раздражителя.

                                                Е. Активная умственная работа.

                                                Ж. Необычность раздражителя.

                                                З. Наличие косвенных интересов.

                                                И. Привычные условия работы.

1-………………………………………,  

2-………………………………………

Задание №4. Решите психологические задачи.

  1. На практических занятиях  преподаватель в тех случаях, когда студенты ведут себя особенно шумно, стучит по письменному столу кусочком мела. На какой вид внимания рассчитывает педагог? Как долго он может пользоваться данным приемом?

_______________________________________________________________

  1. Во время экзаменационной сессии студент готовиться к экзамену по предмету, для него неинтересному. Несколько раз он начинает читать учебник, затем бросает. Встает, ходит по комнате, опять садится к столу. С чем в данной ситуации могут быть связаны трудности при вхождении в работу?

_____________________________________________________________

  1. Существуют различные мнения о том, кого из учащихся следует считать более внимательным. Одни полагают, что если ученика не могут отвлечь ни разговоры, ни посторонние шумы, то он, конечно, внимателен. Другие думают, что внимателен тот, кто рассказывая, видит и слышит все, что делается вокруг. Третьи под внимательностью понимают способность мгновенно замечать на предъявленных пособиях сразу много деталей. О каком свойстве внимания идет речь в каждом случае?

_________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Дополните рекомендации по развитию внимания.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ

Правила самоорганизации внимания при усвоении материала:

  1. Заранее планируйте время работы и исключите на это время все, что отвлекает Вас.
  2. Организуйте рабочее место предварительно.
  3.  Максимально мобилизуйте волю, заставьте себя думать о том, что занимало вас перед работой. Один из способов – предварительный просмотр материалов задания, составление плана работы.
  4. Приступая к новой теме, просмотрите предыдущий раздел, ликвидируйте пробелы, иначе непонимание сделает вашу работу бесполезной.
  5. ________________________________________________________
  6. ________________________________________________________.
  7. ________________________________________________________.

Тема. Ощущения и восприятия.Сенсорно-перцептивная организация личности.

Таблица № 3. Возникновение ощущений.

Задание № 1: Определите, о каких закономерностях ощущений идет речь в   примерах:

  1. При виде лимона у многих людей выделяется слюна и ощущается вкус кислого. ______________________________
  2. Когда человек начинает носить жесткие контактные линзы, они ему очень мешают, но со временем он перестает их ощущать.

____________________________________________________

  1. Почему человек не ощущает пылинок, падающих ему на лицо?

____________________________________________________

  1. Человек не замечает тиканья часов в комнате. Почему?

____________________________________________________

  1. Если люди обычно видят в радуге лишь 7 цветов, то китайские школьники, благодаря специальным упражнениям, видят в ней более 30 оттенков цветов.

____________________________________________________

  1. Почему водители не обращают внимания на игрушки, висящие на лобовом стекле их машины?

 Задание № 2: Соотнесите особенности, которые характерны для ощущения и восприятия.

1. Ощущения.        А. Этот психический процесс включает в себя моторный компонент.

2. Восприятия.        Б. Это отражение отдельных свойств предметов.

        В. Он представляет собой систему специальных психических действий и овладение ими требует обучения и практики.

        Г. Эта способность дана с рождения.

        Д. Этот процесс связан с мышлением.

        Е. Этот процесс требует работы нескольких анализаторов.

1 - ………………………………,  2 - ………………………..

Задание № 3: Тест на тему «Ощущения и восприятия»

Инструкция: Выберите правильный вариант ответа.

  1. Простейшая форма психического отражения, свойственная и животному и человеку, обеспечивающая познание:

А. восприятия

Б. ощущения

В. представления

Г. обобщение.

2. Минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, - это порог ощущений:

                А. нижний абсолютный

                Б. дифференциальный

                В. временный

                Г  верхний абсолютный.

3. Энтероцептивные, интероцепритвные, пропеоцептивные ощущения классифицируются по:

                А. месту расположения рецепторов

                Б. по контакту с раздражителем

                В. по модальности

                Г. по генетическому принципу.

4. Максимальная величина раздражителя, которую способен адекватно воспринимать анализатор, называется порогом ощущений:

                 А. нижний абсолютный

                Б. дифференциальный

                В. временный

Г  верхний абсолютный.

 5. Сенсорная недостаточность, которая может привести к потере ориентации, известна как:

                А. депривация

                Б. дереализация

                В. девальвация

                Г. деавтоматизация.

6. Изменение чувствительности для приспособления к внешним условиям известно как:

                А. синестезия

                Б. сенсибилизация

                В. адаптация

                Г. аккомодация.

7. Пример рисунка, который воспринимается то как ваза, то как два человеческих профиля, иллюстрирует закон:

                А. транспозиции

                Б. фигуры и фона

                В. константности

                Г. прегнантности.

8. Форма целостного, наглядно-образного психического отражения предметов и явлений  при их непосредственном воздействии на органы чувств – это:

                А. восприятия

Б. ощущения

В. представления

Г. обобщение.

9. Целостность, константность, осмысленность – это:

                А. виды восприятия

                Б. свойства восприятия

                В. особенности восприятия

                Г. функции восприятия.

10. Восприятие есть процесс (результат) построения образа объекта:

                А. при опосредованном взаимодействии субъекта с этим объектом

                Б. при отсутствии воспринимаемого предмета

                В. при непосредственном взаимодействии с объектом

                Г. при отсутствии взаимодействия.

Задание № 4: Методика «Изучение зрительной адаптации в темноте».

        Для изучения зрительной адаптации в темноте нужно войти в темную комнату и включить секундомер. Как только начнете «видеть в темноте», т.е. различать контуры предметов в этом помещении, выключите секундомер. Запишите время, потребовавшееся для адаптации в темноте вашего зрения, т.е. для повышения зрительной чувствительности.

Тема. Память как мнемический процесс.

Задание 1 №: Тест на тему «Память»

Инструкция: выберите правильный вариант ответа.

  1. Вид памяти при котором, прежде всего, сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства, известен как память:

                А. наглядно-образная

                Б. феноменальная

В. эмоциональная

Г. словесно-логическая.        

2. Память, основанная на повторении материала без его осмысления, называется:

                А. эмоциональной

                Б. произвольной

                В. долговременной

                Г. механической.

3. Явление самопроизвольного улучшения показателей запоминания по прошествии определенного времени после окончания заучивания называется:

                А. реминисценцией

                Б.  интерференцией

                В. интериоризацией

                Г. экстериоризацией.

4. Два противоположных явления связывает ассоциация:

                А. по смежности

                Б. по сложности

                В. по контрасту

                Г. по смыслу.

5.Вид памяти, помогающий человеку запоминать умения, навыки, различные движения и действия – это:

                А. сенсорная

                Б. двигательная

                В. кратковременная

                Г. образная.

6. Быстрота запоминания, прочность сохранения, точность памяти – это:

                А. функции памяти

                Б. качества памяти

                В. формы памяти

                Г. особенности памяти.

7. Приемы,  созданные специально для облегчения запоминания:

                А. мнемотехнические

                Б. логические

                В. ассоциативные

                Г. механические.  

8.  Вид памяти, основанный на запоминании по специальной установке:

А. смысловая

Б. произвольная

В. механическая

Г. кратковременная.

9. Инструкция: вставьте пропущенное слово:

Забывание – процесс, заключающийся в невозможности ………………………..

ранее закрепленного в памяти                

Задание 2. Дополните рекомендации .

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЭФФЕКТИВНОМУ ЗАПОМИНАНИЮ МАТЕРИАЛА.

  1. Дозируйте материал по объему. Постарайтесь иллюстрировать запоминаемый материал примерами, а также устанавливать взаимосвязи между отдельными блоками информации.
  2. Рационально распределяйте процесс запоминания материала во времени.
  3. Попытайтесь воспроизвести запоминаемый  материал без подсказок.

4.___________________________________________________________

5.___________________________________________________________

6.___________________________________________________________

Тема. Мышление и речь.

Задание № 1. Используя справочную литературу, дайте определение выделенным видам мышления.

        В зависимости от стандартности – нестандартности решаемых задач и операционных процедур различаются:

        Алгоритмическое мышление_________________________________________________

                _____________________________________________________________

        Дискурсивное мышление_____________________________________________________

                _____________________________________________________________

        Эвристическое мышление____________________________________________________

                _____________________________________________________________

        Творческое мышление_______________________________________________________

                _____________________________________________________________

        По характеру протекания  познавательных процессов разделяют:

        Интуитивное мышление______________________________________________________

                ______________________________________________________________________

        Аналитическое мышление.___________________________________________________

                ______________________________________________________________________

Задание № 2. Определите вид мышления.

  1. «…мышление неотрывно от восприятия, оперирует лишь непосредственно воспринимаемыми вещами» (Б.Т.Теплов) …………………………………………….. .
  2. Вид мышления, пользуясь которым человек в процессе решения задачи выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, полученным при помощи органов зрения ……………………………………..
  3. Вид мышления, направленный на решение практических задач …………………………………. .

  1. …………………………………………………………мышление неотрывно от прямого манипулирования вещами, неотрывно от действия в моторном, физическом смысле этого слова.
  2. Мышление, при котором задача решается с опорой на зрительный образ      ……………………………………… .
  3. Вид мышления, при котором человек для решения задач использует образы, непосредственно извлекаемые из памяти или воссоздаваемые воображением ………………………………………….. .

Задание № 3.  Тест на тему «Мышление и речь»

Инструкция: выберите правильный вариант ответа.

  1. Вид мышления, опирающегося на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование  в процессе действий с предметами, называется мышлением:

                А. наглядно-образным

                Б. наглядно-действенным

                В. словесно-логическим

                Г. абстрактным.

2.  Непосредственная связь с восприятием окружающей действительности является отличительной особенностью мышления:

                А. наглядно-образного

                Б. наглядно- действенного

                В. индуктивного

                Г. словесно-логического.

3.    Теоретическое   и практическое мышление различают:

                А. по типу решаемых задач

                Б. по характеру обобщений

                В. по активности субъекта

                Г. по ведущему анализатору.

4. Выделение одной какой-либо стороны, свойства с отвлечением от остальных называется:

                А. сравнением

                Б. абстрагированием

                В. синтезом

                Г. анализом.

5. Группировка предметов по сходству основных  признаков, присущих всем предметам данного вида, характеризуется как:

                А. обобщение

                Б. сравнение

                В. классификация

                Г. абстрагирование.

6. Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам – это:

                А. анализ

                Б. синтез

                В. обобщение

                Г. классификация.

7. Широта мышления – это его:

                А. вид

                Б. уровень

                В. форма

                Г. качество.

8. Обобщенность, отвлеченность, абстрактность являются существенными характеристиками мышления:

                А. понятийного

                Б. наглядно-образного

                В. наглядно-действенного

                Г. практического.

9. Логический переход в процессе мышление от общего к частному называется:

                А. индукцией

                Б. дедукцией

                В. понятием

                Г. суждением.

10. Функция речи, заключающаяся в передаче информации.

                А. регулирующая

                Б. коммуникативная

                В. обозначающая

                Г. планирующая.

Задание № 4. Методика «Изучение быстроты мышления».                                        

Инструкция: Вам предлагается бланк со словами, в которых пропущены буквы. По сигналу в течение 3 минут постарайтесь вписать недостающие в словах буквы. Каждый прочерк означает одну пропущенную букву. Слова должны быть существительными нарицательными в единственном числе.

Д..ло                п..л..а                 з..о..ок                с..я..о..ть                к..ша                о..р..ч

К..н..а                к..с..а..ник        с..да                к..р..он                с..е..ло                у..и..е..ь

В..за                з..р..о                к..ы..а                а..е..ь..ин                  н..га                в..с..ок                

Т..а..а                с..а..ц..я        м..на                с..г..об                        к..у..ка                ч..р..и..а

Д..ля                в..т..а                с..а..ка                к..п..с..а                к..на                п..д..ак

С..а..а                т..у..о..ть        б..да                п..р..а                        с..у..а                с..е..о..а

Ч..до                б..л..он        п..е..а                к..н..о..а                ц..е..ок        с..и..ок

Обработка результатов.

Подсчитайте количество правильно составленных слов в течение 3 минут.

        Менее 20 – низкая быстрота мышления и подвижность нервных процессов.

        21 – 30     -  средняя быстрота мышления и подвижность нервных процессов.

        31 и более – высокая быстрота мышления и подвижность нервных процессов        .

Тема. Воображение.

Задание № 1. Психологические задачи.

        Определите, какие приемы (агглютинация, гиперболизация, заострение, типизация) использованы для создания образов творческого воображения.   По каким признакам это можно установить?

  1. В мифах и легендах древних описываются различные фантастические существа: кентавры (существа с головой человека и телом лошади), сфинксы (существа с головой человека и телом льва), драконы и др.

  1. Какие приемы создания образа воображения использованы изобретателями при конструировании аэросаней, танка-амфибии, дирижабля, экскаватора, троллейбуса и других механизмов?

Задание № 2. Определите вид воображения.

  1. Образы воображения возникают спонтанно, под влиянием захватывающих человека эмоций.

__________________________.

  1. Для данного вида воображения характерно осознание цели и мотивов деятельности, ради чего человек должен создавать новые образы. ___________________________
  2. Создание образов желаемого будущего. ____________________________
  3. Преднамеренное построение образов воображения, вызывание их по собственному

желанию. __________________________

  1. Образы воображения возникают под действием малоосознанных потребностей, установок, влечений.________________________
  2. Фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. _________________________

Задание № 3. Методика «Нарисуй дом» (изучение особенностей воображения)

Определите особенности воображения с помощью несложной методики «Нарисуй дом».

Инструкция: «Нарисуйте то, что сразу же возникает в вашем воображении при упоминании слова «дом», Характер рисунка позволит сделать заключение о некоторых особенностях познавательной деятельности, в том числе воображения. Сопоставьте рисунки с приведенными стандартами.

Городской дом

Речь идет о многоэтажном здании. Этот рисунок позволяет судить о чертах сухого, замкнутого человека, склонного сосредоточиваться на своих собственных проблемах, которыми он не делится.

Небольшой низкий дом

Человек, который рисует дом с очень низкой крышей, скорее всего, чувствует себя усталым, утомленным, любит вспоминать о прошлом, хотя и в нем обычно не находит ничего приятною.

Замок

Такой рисунок раскрывает нечто ребяческое в характере, несерьезное, легкомысленное. Он означает преувеличенное воображение человека, который обычно не успевает справляться со своими обязанностями.

Просторный сельский дом

Он означает необходимость расширения своей жилплощади. Если человек, рисующий такой дом, бездетен, одинок, то, возможно, в этом выражается его потребность создать семью, растить детей. Если дом окружает железная ограда, то это, скорее всего, говорит о замкнутом характере. Если вокруг дома «живая изгородь», то это означает обратное — доверие к другим. Чем забор (ограда) ниже, тем выше у этого человека склонность к общению. Огромное окно, скорее всего говорит об открытости, радушии, дружелюбии. Одно или несколько небольших окон, окон с решетками, ставнями — показатель скрытности, наличия комплексов, жадности, несения ни давать, ни принимать что-либо от других.

Двери

Если они расположены посередине фасада, это говорит о приветливости, гостеприимстве. А крыльцо — о еще большем великодушии, чувстве уверенности в себе.

Открытая дверь означает общительность. Закрытая — замкнутость. Если дверь расположена сбоку, это знак недостаточной общительности. Такой человек не так легко идет на контакт. Если дверь закрывает почти весь фасад, подобное свидетельствует о легкомысленности, непредсказуемости в поступках, но и о великодушии, иногда даже чрезмерном.

Трубы

Отсутствие на рисунке трубы — признак бесчувственности. Труба, из которой не идет дым, означает то же самое, но эта черта характера вызвана, без сомнения, целым рядом разочарований в жизни. Труба с дымом — признак великодушия, а если к тому же на трубе прорисованы даже кирпичики, какие-то мелкие детали, то это свидетельствует о жизненном оптимизме.

Задание: Сделайте выводы из проделанной работы.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Список литературы:

1.Котова И.А. Канаркевич О.С., Петриевский В.Н. Психология. Серия «Среднее профессиональное образование». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2012. – 480с.

2. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - М. «Академия», 2013.- 608с.

3.  Немов, Р. С. Психология : учебник для бакалавров / Р. С. Немов. — М. : Издательство Юрайт, ИД Юрайт, 2012. 

4. Психология: Учебник для студ. средн. пед. учеб. заведений /

И.В.Дубровина, Е.Е.Данилова, А.М.Прихожан; под ред.И.В.Дубровиной. - М.: «Академия», 2013. – 496с.

5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. Высш. пед. учеб. заведений. - М.: «Академия», 2014. – 512с.

6. Лекции по педагогической психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/В.В. Давыдов. – М.: «Академия», 2012 – 224с.

7. Общая психология: Учебное пособие / А.Н.Краснов и др. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012. – 384с.

Самостоятельная работа №4

Тема 2.3. Волевая сфера личности

Задание 1. Выполните упражнения. Проверьте по эталону.

Установите соответствие

Задание № 1

Структура черт характера

 

Черты характера

 

А – по отношению к себе

1. дисциплинированность

2. аккуратность

3. дружелюбие

 

Б – по отношению к другим

4. скромность

5. организованность

 

В – по отношению к вещам

6. общительность

7. уверенность

 

Г – по отношению к деятельности

8. инициативность

9. высокомерие

10. небрежность

 

Задание № 2

Определите тип акцентуации у литературных персонажей

Персонаж

Психологические особенности

Скарлетт ОХара

(«Унесенные  ветром» М. Митчелл)

Стремление быть в центре внимания выраженная эмоциональная неустойчивость, артистизм, склонность к фантазированию, лживость.

Коробочка

 («Мёртвые души»  Н.В. Гоголь)

Склонность к занудству, нравоучениям, неразговорчивость, настороженность, недоверие по отношению к людям, мстительность, злопамятность, педантичность, одержимость одной идеей.

Ноздрев

(«Мёртвые души»

 Н.В. Гоголь)

Недостаточная управляемость, ослабление контроля над влечениями, повышенная импульсивность, грубость, склонность к хамству, конфликтам, раздражительность, вспыльчивость.

Шерлок Холмс

(«Приключения  Шерлока Холмса» К. Дойль)

Пунктуален, аккуратен. Скрупулезность – качество личности, которое выражается в особой тщательности и точности до мелочей; добросовестный; склонен жестко следовать плану; в выполнении действий усидчив, ориентирован на высокое качество работы и особую аккуратность, склонен к частым самопроверкам.

Наташа Ростова

 («Война и мир» Л.Н. Толстой)

Эмоциональность, чувственность, тревожность, болтливость, боязливость, впечатлительность, сопереживание другим людям или животным, отзывчивость, мягкосердечность. В любви ранима.

Андрей  Болконский («Война и  мир» Л.Н. Толстой)

Частые периодические смены настроения, зависимость от внешних событий, жажда деятельности, повышенная говорливость, «скачка» идей. Печальные – подавленность, замедленность реакций и мышлений

Эталон ответов.

№ 1

А – 4, 7                    Б – 3, 6, 9             В – 2, 10             Г –  1, 5, 8

 

№ 2

Персонаж

Тип акцентуации

Скарлетт ОХара («Унесенные ветром» М. Митчелл)

Демонстративный

Коробочка («Мёртвые души» Н.В. Гоголь)

Застревающий

Ноздрев («Мёртвые души» Н.В. Гоголь)

Возбудимый

Шерлок Холмс («Приключения  Шерлока Холмса»  К. Дойль)

Педантичный

Наташа Ростова («Война и мир» Л.Н. Толстой)

Эмотивный

Андрей  Болконский («Война и  мир» Л.Н. Толстой)

Циклотимный

Если Вы правильно выполнили задание, переходите к следующему этапу работы.   

Если Вы допустили ошибку, установите истину!

Самостоятельная работа № 5.

Тема 2.4. Природно-типологическая сфера личности

Задание 1:  Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения.

  1. Эмоции – ... отражение в форме переживаний ... и ... процесса и резуль-татов практической деятельности.

  1. Эмоциональные процессы и состояния в жизни организма выполняют

... функции.

  1. В античности эмоциональные процессы рассматривались как особый

вид.

Задание 2. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

  1. Тревожность – это комплекс эмоций... а) горя; б) отвращения; в) презрения; г) робости; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

  1. Любовь – комплексное чувство, включающее... а) романтическое от-ношение; б) интерес; в) радость; г) сексуальное влечение; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

3.Отличительной чертой аффекта является... а) его предметный ха-рактер; б) связь с самооценкой и уровнем притязаний; в) интенсификация сома- тических показателей; г) большая интенсивность; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

4. Чувства успеха, удачи, ликования прежде всего связаны с... а) поло-жительным исходом деятельности; б) удовлетворением физиологической по-требности; в) процессом совершения действия; г) отношениями других к ре-зультату деятельности; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

5.Чувства человека – это... а) эмоциональный фон ощущений; б) орга-ническое самочувствие индивида; в) переживания, связанные с удовлетворени-ем органических потребностей; г) неопредмеченные эмоциональные состояния; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

6.Высшие чувства включают в себя... а) интеллектуальный компонент; б) рефлексию; в) любовь; г) эстетическое отношение; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

Задание 3. Дайте название эмоциям, возникающим в следующих ситуациях. Какие из перечисленных ситуаций являются для человека стрессовыми? Как (положительно или отрицательно) в каждом случае влияет стресс на человека?

  1. Начальник оскорбительно ругает подчиненного за неправильно сде-ланное задание.

  1. Рабочий долго выполняет однообразную работу.

  1. У ученого возникают серьезные затруднения при выполнении очень важной работы.

  1. Зрители смотрят спектакль в хорошей постановке.

  1. У электрика перегорел необходимый для работы прибор.

  1. Студент получает отличную оценку на экзамене.

  1. В переполненном автобусе происходит конфликт между пассажирами, сопровождающийся взаимными оскорблениями и унижениями.

  1. Молодой человек, поступивший учиться в престижный вуз, пошел на встречу с бывшими одноклассниками.

  1. Смерть близкого человека.

  1. Ребенок смотрит по телевизору интересный мультфильм.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Написать реферат по одной из предложенных тем:

  1. Стресс как неспецифическая реакция организма. Проблема повыше-ния стрессоустойчивости человека.

  1. Причины стрессов в современном мире. Приемы и методы борьбы со стрессом.

  1. Позитивная и негативная роль стрессов в жизни человека.

  1. Информационный стресс и способы его преодоления.

  1. «Оптимальный уровень стресса»: понятие и методы определения.

  1. Стадии развития стресса, механизмы, обеспечивающие каждую из стадий.
  2.  Темперамент и индивидуальный стиль деятельности
  3.  Психологическая характеристика факторов, влияющих на проявление темперамента.

Задание 5.Подобрать методы диагностики свойств темперамента на разных возрастных этапах.

Список литературы:

1.Котова И.А. Канаркевич О.С., Петриевский В.Н. Психология. Серия «Среднее профессиональное образование». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2012. – 480с.

2. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - М. «Академия», 2017.- 608с.

3.  Немов, Р. С. Психология : учебник для бакалавров / Р. С. Немов. — М. : Издательство Юрайт, ИД Юрайт, 2016. 

4. Психология: Учебник для студ. средн. пед. учеб. заведений /

И.В.Дубровина, Е.Е.Данилова, А.М.Прихожан; под ред.И.В.Дубровиной. - М.: «Академия», 2018. – 496с.

5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. Высш. пед. учеб. заведений. - М.: «Академия», 2017. – 512с.

6. Лекции по педагогической психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/В.В. Давыдов. – М.: «Академия», 2016– 224с.

7. Общая психология: Учебное пособие / А.Н.Краснов и др. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012. – 384с.

Самостоятельная работа № 6.

Раздел 3. Возрастная и педагогическая психология

Методические указания: освоить понятия возраста и возрастной пе-риодизации психического развития и научиться различать их, понять ос-

новные принципы построения периодизации психического развития, вы-

двинутые Л.С. Выготским. Осознать значение кризисных периодов в пси-

хическом развитии человека, научиться применять полученные знания на

практике.

Терминологический тезаурус: возраст, возрастная периодизация, кризисный период развития, критерии периодизации, принцип ведущей деятельности, социальная ситуация развития, принцип историзма, кризис трех лет, негативизм, обесценивание взрослых, орудийно-предметная деятельность, протест-бунт, самосознание, самооценка, своеволие, упрямство.

Задание № 1. Выпишите из психологических словарей краткое толкование понятий:

        Онтогенез, филогенез, сензитивность, ведущая деятельность, развитие, возраст, социализация, социальная ситуация развития, новообразование, кризис.

Задание № 2.Выполните  тест по теме «Закономерности психического развития».

1.Задание: установите соответствие между понятиями и их признаками.

Понятия:        

  1. Ведущий вид деятельности.
  2. Соподчинение мотивов.
  3. Зона ближайшего развития.
  4. Социальная позиция.

Признаки:

А. То, что делает возможным выполнение действий с помощью взрослых.

Б. Дает новый тип знаний, новые способы их получения и включает в новый тип отношений с социальной средой.

В. Руководство собственным поведением, направленное на преодоление непосредственного побуждения ради чего-то другого.

Г. Функциональное место, которое человек может занимать по отношению к другим людям.

1 -………,  2 - ………,  3 - ………,  4 - ………

2. Задание: отметьте правильный вариант ответа.

        Понятие «зона ближайшего развития» введено:

                А. Ж. Пиаже

                Б. Д.Б. Эльконин

                В. Л.С. Выготский

                Г. А.Н. Леонтьев

3. Задание: отметьте правильный ответ.

        Расхождение в уровнях трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно и под руководством взрослого, называется:

                А. уровнем актуального развития,

                Б. зоной ближайшего развития

                В. зоной саморазвития

                Г. зоной неопределенности.

4. Задание: отметьте правильный ответ.

        Автором культурно-исторической теории развития высших психических функций признан:

                А. Ж. Пиаже

                Б. Д.Б. Эльконин

                В. Л.С. Выготский

                Г. А.Н. Леонтьев.

5. Задание: отметьте правильный ответ.

        Временной период, наиболее чувствительный и благоприятный для развития той или иной функции психики ребенка называется:

                А. сензитивным,

                Б. кризисным

                В. сенсорным

                Г. сенсибильным.

Задание № 3.  На основе полученных на занятиях знаний, заполните таблицу:

Период

Ведущая деятельность

Социальная ситуация развития

Основные новообразования

Задание №4. Тест на тему «Возрастная периодизация».

Инструкция: выберите правильный вариант ответа.

  1. Развитие организма человека называется:

А. онтогенезом

Б. филогенезом

В. социогенезом

Г. антропогенезом.

2. Понятие «ведущая деятельность» выдвинуто:

                А. Л.С. Выготским

                Б. А.Н. Леонтьевым

                В. Д.Б. Элькониным

                Г. С.Л. Рубинштейном.

3. Задание: отметьте правильный ответ

Возрастную периодизацию по уровню развития зубов разработал ..

                А. З. Фрейд

                Б. Р. Заззо

                В. Ж. Пиаже

                Г. П.П. Блонский.

        

4.  Задание: отметьте правильный ответ

Понятие «ведущая деятельность» выдвинуто:

                А.С.Л. Рубинштейном

                Б. Д.Б. Элькониным

                В. Л.С. Выготским

                Г. А.Н. Леонтьевым.

5. Задание: отметьте правильный ответ

 В младшем школьном возрасте ведущей является деятельность:

                А. предметно-манипулятивная

                Б. игровая

                В. интимно-личностная

                Г. учебная.

Задания №  5. Подготовить реферат по проблеме .

Цель выполнения задания: осуществить поиск и критический отбор необходимой  информации в источниках различного типа,  изучить материалы и раскрыть особенности психического  развития детей на разных возрастных этапах.  

1.«Развитие психики в трудах отечественных и зарубежных психологов» по выбору (Выготский Л.С.,культурно-историческая теория развития психики; Эльконин Д.Б., о психологии игры; Венгер, о развитии детского мышления и др.).

2. Дошкольное детство: возрастные границы дошкольного возраста,

социальная ситуация развития, ведущая деятельность, центральные ново-

образования.

3. Готовность дошкольников к школьному обучению: а) физическая;

б) социально-психологическая; в) психологическая (личностная и познава-

тельная).

3. Взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

4. Игра как ведущий вид деятельности дошкольника: а) основные

компоненты сюжетно-ролевой игры; б) развитие игры; в) роль игры в пси-хическом развитии.

5. Познавательная деятельность дошкольника.

6. Особенности личностного развития младшего школьника.

7. Учебная  деятельность как основной вид деятельности младшего

школьника.

8. Особенности взаимоотношения младшего школьника со взрослы-

ми и сверстниками.

9. Проблема кризиса подросткового возраста и пути ее решения в

отечественной и зарубежной психологии.

10. Социальная ситуация развития подростка: а) взаимоотношения со

взрослыми; б) взаимоотношения со сверстниками.

11. Юность как социально-психологическое явление.

12. Самосознание старшеклассника.

Список литературы:

1. Возрастная психология. В 2-х частях: от рождения до поступления в школу: учеб. пособие для студентов вузов; под. ред. Б.С.Волкова. – М.: ВЛАДОС, 2016.- 366с.

2. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.:ТЦ Сфера, 2017. – 240с.

3. Смирнова Е.О. Детская психология: учеб. для студ.СПО.  –М. КноРус, 2017. – 368с.

4. Солодилова О.П. Возрастная психология в вопросах и ответах: учеб. пособие. – М.: Проспект, 2016. – 288с.

5. Тестирование детей / Автор-составитель В.Богомолов. серия «Психологический практикум». – Ростов н/Д: «Феникс», 2017. – 352с.

6.Газета « Школьный психолог». Издательский дом «Первое сентября».

7. Электронный журнал «Психологическая наука и образование». Изд-во ГОУ ВПО Московский городской психолого-педагогический университет.

8. Психологические исследования.: электрон. науч. журн. URL: http://psystudy.ru

9. Психологический журнал — изд-во: Институт психологии РАН.

10. Российский психологический журнал.: Издательство «КРЕДО».

11. Вопросы психологии. Издательство НИИТ МГАФК.

Самостоятельная работа № 7

Тема 3.2.Возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности обучающихся, их учет в обучении и воспитании

 

Задание 1.

Написать реферат по одной из предложенных тем:

1. «Концепция психического развития ребенка Д.Б.Эльконина.»

2.«Полоролевые различия в нравственном воспитании»

3.«Психологический климат на уроке»

4.«Обучение школьников общению через игру».

5.«Особенности воспитания воли в школьном возрасте»

Цель выполнения задания: осуществить поиск и критический отбор необходимой  информации в источниках различного типа,  изучить материалы и раскрыть круг задач, решаемых психологами в различных сферах материальной и духовной жизни общества, рассмотреть отрасли психологии, дать сравнительную характеристику житейской и научной психологии.

Методические указания к выполнению задания

Реферат - (лат. слово) - доклад на определенную тему, включающий обзор литературных и других источников.

Готовя реферат, студент должен провести активный поиск и глубокое изучение научной  научно-популярной литературы, других источников по определенной проблеме, критически проанализировать и оценить их содержание, сделать собственные выводы.

Алгоритм подготовки реферата

1. Определить цель написания реферата в соответствии с поставленной темой.

2. Составить план.

3. При чтении литературы выделить основные идеи, положения, доказательства, чтобы затем сосредоточить на них своё внимание.

4. Классифицировать собранный материал, обобщить, сделать вывод.

Структура реферата:

1. План или оглавление с указанием страниц.

2. Обоснование выбора темы.

3. Теоретические основы выбранной темы.

4. Изложение основного вопроса.

5. Вывод и обобщение.

6. Практическое значение реферата.

7. Список используемой литературы.

8. Приложения.

Примерные аспекты содержания реферата.

1. Вводная часть:

- обоснованность выбора темы (её актуальность, значимость, новые современные подходы к решению проблемы, наличие противоположных точек зрения и желания в них разобраться, противоположность бытовых представлений и научных данных о заинтересовавшем факте истории, личные мотивы и обстоятельства возникновения интереса к данной теме).

2. Основная часть:

- суть проблемы, изложение объективных психологических сведений по теме реферата,

- критический обзор источников,

-собственные сведения, версии, оценки.

3. Заключение:

-основные выводы,

-результаты и личная значимость проделанной работы,

-перспективы продолжения работы над темой.

Оформление ссылок на источники:

- постраничный вариант: в нижней части страницы ( под основным текстом) под соответствующим номером сноски указываются выходные данные источника, номер тома, части и т.п., страницы.

- внутристраничный вариант: в тексте работы после приведенной цитаты в скобках указываются номера источника по общему библиографическому списку и использованной страницы.

Оформление титульного листа:

 1.   Полное название  учебного заведения.

 2.   Тема реферата.

 3.   Фамилия, имя автора. Группа, курс специальность

 4.   Ф.И.О. преподавателя психологии, осуществляющего научное руководство.

 5.   Год написания реферата.

Собеседование-защита реферата.

        Проводится со студентом по реферату, содержащий анализ литературы по выбранной теме и достаточно глубокое рассмотрение одной из проблем курса.        Тема реферата может избираться студентом самостоятельно, либо выбираться из списка предложенных тем.

Реферат должен раскрывать заявленную тему и отражать следующие аспекты:

  • Краткое обоснование актуальности вопроса
  • Исторический аспект, взгляды психологов прошлого на проблему, на характеристику возрастного развития.
  • Анализ литературы по проблеме
  • Выводы по теме

Критерии оценки собеседования-защиты реферата:

  1. Соответствие содержания реферата заявленной теме
  2. В реферате полностью отражены все требуемые аспекты вопроса (актуальность, история, выводы).
  3. Студентом проведен качественный анализ научной (не менее 1-2 источников) и учебной литературы по проблеме.
  4. Студент хорошо ориентируется в выбранной проблеме и аргументировано отвечает на вопросы.
  5. Реферат оформлен согласно требованиям к написанию подобных работ.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Основной

1. Сосновский Б. А. Психология / Б. А. Сосновский. – М. : Юрайт-

Издат, 2018. – 660 с.

2. Гамезо М. В. Возрастная и педагогическая психология / М. В. Га-

мезо. – М., 2017.

3. Дарвиш О. Б. Возрастная психология / О. Б. Дарвиш. – М. : Вла-

дос-Пресс, 2016. – 263 с.

4. Мухина В. С. Детская психология / В. С. Мухина. – М., 2017.

5. Немов Р. С. Психология / Р. С. Немов. – М. : Владос, 2018. – Кн. 2. –

608 с.

Дополнительный

6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте

/ Л. И. Божович. – М., 2017.

7. Валлон А. Психическое развитие ребенка / А. Валлон. – М., 1967.

8. Выготский Л. С. Диагностика развития и педагогическая клиника

трудного детства / Л. С. Выготский // Собрание сочинений. – М., 1983. –

Т. 5.

9. Выготский Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский // Выгот-

ский Л. С. Собрание сочинений. – М., 1982. – Т. 2.

10. Кон И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. – М., 2017.

11. Леонтьев А. Н. К теории развития психики ребенка / А. Н. Леон-

тьев // Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – 4-е изд. – М., 2017.

12. Обухова Л. Ф. Этапы развития детского мышления / Л. Ф. Обухо-

ва. – М., 2016.

13. Мухина В. С. Шестилетний ребенок / В. С. Мухина. – М., 1985.

14. Запорожец А. В. Развитие ребенка / А. В. Запорожец, Л. А. Ваг-

нер. – М., 2018

15. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии: Работы

советских авторов периода 1918–1945 гг. – М., 2016.

16. Фельдштейн Д. И. Психологические закономерности социального

развития личности в онтогенезе / Д. И. Фельдштейн // Вопросы психоло-

гии. – 2016. – № 6.

Задание 2. Составьте диагностическую  таблицу: « Основные возрастные характеристики психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе». ( Автор диагностической программы  И.В. Дубровина и др.)

Цель выполнения задания: обобщить и систематизировать материал по заявленной теме в форме таблицы , закрепить знания понятийного материала по теме " Психологическая готовность ребенка к школе ", подобрать диагностические методики по данной теме.

Одним из многочисленных направлений деятельности педагога является отбор детей в школу, и в частности диагностика готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.

Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие, включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию.

Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

 К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения. 
На основании выделенных параметров создаются тесты определения школьной зрелости. В связи с этим  Вам необходимо изучить литературу по данной теме и подобрать тестовые задания для проведения диагностики готовности ребенка к школе и получать сведения о сформированности каждого компонента школьной зрелости. 
Материалы по каждой из диагностических методик должны быть представлены в следующем порядке:

  • цель исследования  данной методики;
  • необходимый диагностический материал;
  • особенности предъявления инструкции;
  • особенности проведения исследования;
  • оценка результатов;

Алгоритм составление таблицы:

  • Изучить информацию по теме.
  • Создать графическую структуру, вопросы и ответы к ним.
  • Подобрать диагностические методики  и оформить  их в таблицу.

Психологическая готовность к школьному обучению :

1) аффективно-потребностная;

(  описание диагностических методик)

2) произвольная;

(  описание диагностических методик)

3) интеллектуальная;

(  описание диагностических методик)

4) речевая.

(  описание диагностических методик)

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Активные методы работы школьного психолога. – М., 2017
  2. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте/ Л.И.Божович. – М., 1996.
  3. Выготский Л.С. Собрание сочинений/ Л.С.Выготский. – Т.3. – М., 1983.
  4. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. – М., 1987.
  5. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. - М., 2017
  6. Иванова А.И. Методика исследования способности к обучению/ А.И. Иванова.- М.: ИМАТОН, 2017
  7. Лешли Дж. Как работать с маленькими детьми/ Дж. Лешли. – М., 2016
  8. Мухина В.С. Детская психология/ В.С. Мухина. – СПб., 2017
  9. Непомнящая Н. Становление личности ребёнка 6-7 лет/ Н. Непомнящая. – М., 2017
  10. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе/ Р.В.Овчарова. – М., 2018
  11. Особенности психического развития детей 6-7 лет/ Под ред. А.Л. Венгера. – М., 2017
  12. Рабочая книга школьного психолога/ Под ред. И. Дубровиной.- М., 2016
  13. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании/ Е.И. Рогов.- М., 2015.
  14. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома/ Н.В.Самоукина. – М.,2017.
  15. Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии/ Г.А.Урунтаева, Ю.А Афонькина.– М., 2017
  16. Фридман Л.М. Психологический справочник учителя/ Л.М.Фридман, И.Ю.Кулагина. – М., 1993.
  17. Чередникова Т.В. Тесты для подготовки и отбора детей в школы/ Т.В.Чередникова. – СПб., 2011
  18. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах/ Д.Б.Эльконин. – М., 1997.
  19. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция/ Под ред. В.В. Лебединского. – М., 2017

Самостоятельная работа № 8

Тема 3.3. Особенности общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте

Задание: подготовить презентацию по  теме «Развитие общения со сверстниками  и взрослыми в дошкольном и  младшем школьном возрасте»

Цель выполнения задания:  осуществить поиск и критический отбор необходимой  информации в источниках различного типа, выяснить сходство и различие между общением детей дошкольного и младшего школьного возраста со сверстниками и взрослыми.

Методические указания к выполнению задания

Алгоритм подготовки презентации

1. Подготовительный этап, сбор информации

  • Перед началом работы необходимо определить тему вашего доклада, т.е. про что рассказывать и определить аудиторию – для кого предназначена презентация, кто Ваш потенциальный слушатель.
  • Написать план текста и основные тезисы.
  • Разбить тезисы на отдельные параграфы, по которым можно сделать раскадровку.
  • Когда текст написан, разбит на кадры можно приступать к созданию самой презентации. Если что-то забыли – не страшно, всегда можно добавить/убрать кадр.

Составление презентации

Основная задача презентации – перевести Ваш доклад в визуальные образы, которые воспринимаются и запоминаются гораздо лучше, чем обычный текст.

1. Презентация выполняется в программе РowerРoint. Программа предложит вам выбрать структуру страниц, как будет размещен текст, иллюстрации, графики т.д.

2. Не пишите текст доклада целиком на кадре.

3. На слайдах размещают схемы, таблицы, диаграммы, графики с краткими комментариями, а уж подробно об этих объектах Вы расскажете в процессе доклада.

4. Когда все элементы размещены по своим местам, созданы все слайды, приступаем  к созданию анимацию. Ее можно использовать как для отдельных элементов слайда, так и применить к смене слайдов. Анимация позволяет акцентировать внимание на главном, привлекает внимание аудитории, нарушает монотонность речи т.д.

Самостоятельная работа № 9.

Тема: 3.4. Психолого-педагогическая профилактика и коррекция дезадаптации

Составление проектов по взаимодействию с детьми, имеющими отклонения в развитии и  поведении «Трудные дети и подростки. Как помочь им?»

1.Составьте глоссарий по данной теме.

2. Составьте методические рекомендации по работе с гиперактивными детьми, адресованные родителям и педагогам.

3.Подготовьтесь к  защите проектов  по теме «Девиантное поведение детей»

                                Тематика проектных заданий:

1. Понятия девиантного поведения с точки зрения междисциплинарного

подхода.

2.Психологические особенности личности «трудного подростка».

3.Причины     девиантного     поведения  и    психологические  факторы

трудновоспитуемости подростков.

4.Характеристика семей способствующих появлению трудных детей.

5.Коррекция девиантного поведения.

6. Леворукий ребенок в школе.

7.Эмоциональные нарушения в младшем школьном возрасте.

Рекомендуемая литература:

 1.Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. – М.: Издательский центр

 «Академия», 2018.-234с.

 2.Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М.:

 Международная педагогическая академия, 1994.-223с.

 3.Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 201.-332с.

 4.Вайзман Н.П. Реабилитационная педагогика. – М.: Аграф, 1996. – (Психология и реабилитация).Вып. 1. (мед. аспекты): Психич. Здоровье школьника. – 1996. – 159 с.

 5.Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М.: Просвещение, 1973.

 6.Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособиедля студ. высш.пед.учеб.заведеий /Под ред. В.А.Сластенина.-М.: Акадеимя,2018.- 280с.

 7.Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. – М.: Просвещение, 2017.-276с.

 8.Коррекционная педагогика в начальном образовании. /Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Академия, 2017.-341с.

 9.Специальная педагогика: Уч. пособ. Для студ. пед.вузов / Аксенова Л.И., Архипов Б.А., Белякова Л.И. и др.//Под ред. Н.М.Назаровой. – М.: Академия, 2016.-432с.

 10.Психологическое сопровождение трудных подростков: В.В. Бедрина, Е.Б. Ильина, Э.В. Леус / Под ред. Э.В. Леус. – Архангельск, 2016.- 465с.

Самостоятельная работа № 10.

Тема 4.1. Теоретические основы психологии творчества

Выполнение рефератов  по следующим темам :

  1. «Специфика профессионального обучения творчески одаренных детей».
  2. «Теория Гальперина о поэтапном формировании умственных действий».
  3. «Особенности выявления творческих способностей детей».
  4. «Способы стимулирования креативной деятельности».

Составьте кроссворд по разделу " Основы психологии творчества»

Цель выполнения задания: обобщить и систематизировать материал по заявленной теме в форме кроссворда, закрепить знания понятийного материала по теме " Основы психологии творчества ",

- формирование умений ориентироваться  в  наиболее  общих психологических проблемах.

Алгоритм составление кроссворда

• изучить информацию по теме;

• создать графическую структуру, вопросы и ответы к ним;

Правила составления кроссворда

 - не используются слова, пишущийся через тире и имеющие уменьшительно-ласкательную окраску;
- в каждую   клетку кроссворда вписывается одна буква;
- каждое слово начинается в клетке с номером, соответствующим его определению, и заканчивается черной клеткой или краем фигуры;
- можно включать не более трех однородных понятий и не включать однокоренные слова;
- имен собственных в кроссворде может быть не более 1/3 от всех слов.

- слова должны быть в именительном падеже и единственном числе, кроме слов, которые не имеют единственного числа;

- не желательно при создании кроссвордов употреблять малоизвестные   названия, специализированные термины, фамилии малоизвестных психологов.

Критерии оценки результатов самостоятельной работы

Критериями оценок результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:

  • уровень освоения студентов учебного материала;
  • умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
  • сформированность общеучебных умений;
  • умения студента активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
  • обоснованность и четкость изложения ответа;
  • оформление материала в соответствии с требованиями;
  • умение ориентироваться в потоке информации, выделять главное;
  • умение четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;
  • умение показать, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;
  • умение сформировать свою позицию, оценку и аргументировать ее.

Критерии оценки  самостоятельной работы студентов:

Оценка «5» ставится тогда, когда:

  • Студент свободно применяет знания на практике;
  • Не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала;
  • Студент выделяет главные положения в изученном материале и не затрудняется в ответах на видоизмененные вопросы;
  • Студент усваивает весь объем программного материала;
  • Материал оформлен аккуратно в соответствии с требованиями;

Оценка «4» ставится тогда, когда:

  • Студент знает весь изученный материал;
  • Отвечает без особых затруднений на вопросы преподавателя;
  • Студент умеет применять полученные знания на практике;
  • В условных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет определенные неточности с помощью дополнительных вопросов преподавателя;
  • Материал оформлен недостаточно аккуратно и в соответствии с требованиями;

Оценка «3» ставится тогда, когда:

  • Студент обнаруживает освоение основного материала, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных дополняющих вопросов преподавателя;
  • Предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднения при ответах на воспроизводящие вопросы;
  • Материал оформлен не аккуратно или не в соответствии с требованиями;

Оценка «2» ставится тогда, когда:

  • У студента имеются отдельные представления об изучаемом материале, но все, же большая часть не усвоена;
  • Материал оформлен не в соответствии с требованиями;

Уважаемый студент!

Психология – одна из профилирующий дисциплин студента педагогического учебного заведения. Психология человека, которую ты сейчас изучаешь, является своего рода, введением в систему психологических наук. Тебе, как будущему педагогу, необходимо иметь представление о познавательных, эмоциональных и личностных характеристиках человека, а также уметь объективно оценивать себя.

                В настоящее время множество разнообразной учебной и теоретической, тестовой литературы в области изучения психологии человека, но недостаточно изданий, позволяющих применить полученные знания, проверить качество их усвоения. Имеющиеся издания носят в основном односторонний характер.

                Содержание представленной в методических рекомендациях включает в себя ряд разнообразных заданий, которые помогут тебе включиться в продуктивную самостоятельную работу, познать себя, научиться применять полученные на занятиях  теоретические знания, умения и навыки, проверить качество усвоения материала.

                Часть заданий, входящих в методические рекомендации, разработаны авторами-составителями, другие заимствованы из учебных пособий Першиной Л.А., Айсмонтас Б.Б., Ратановой Т.А. и др.

Желаем успеха!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к организации и проведению семинарских занятий по учебной дисциплине "Детская невропатология"

Данный вопрос в настоящее время очень актуален, так как от того как организован семинар и проведен зависит эффективность усвоения пройденного материала студентами. В современном среднем образова...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ « Детская литература страны изучаемого языка» (Специальность 050144.52 Дошкольное образование)

Печатается по рекомендации ПЦК социально-гуманитарного цикла.Методические рекомендации призваны помочь преподавателям в планировании видов самостоятельной работы студентов, организации различных...

Методические рекомендации по организации самостоятельной (внеаудиторной) работы для обучающихся по дисциплине ОУД .01 Русский язык и литература (часть 2.Литература)

   Методические указания по выполнению самостоятельных работ в рамках освоения учебной дисциплины  ОУД .01 Русский язык и литература (часть 2.Литература) разработаны  в соот...

1. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов в процессе изучения учебной дисциплины. ОГСЭ. 07 Основы православной культуры

Настоящие методические указания для выполнения  самостоятельной  работы по дисциплине «Основы православной культуры»    представляют собой структурно-технологическ...