1. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов в процессе изучения учебной дисциплины. ОГСЭ. 07 Основы православной культуры
методическая разработка

Настоящие методические указания для выполнения  самостоятельной  работы по дисциплине «Основы православной культуры»    представляют собой структурно-технологическую карту, план и программу работы каждого студента очной формы обучения в рамках профессионального образования по овладению содержанием дисциплины «Основы православной культуры»

Самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Самостоятельная работа проводится с целью:

  • систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений;
  • углубления и расширения теоретических знаний;
  • формирования умений использовать, справочную документацию и специальную литературу;
  • развития познавательных способностей и активности обучающихся, творческой инициативы, ответственности и организованности;
  • формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
  • развития исследовательских умений.

Данные методические указания не являются учебным пособием, поэтому перед началом выполнения самостоятельного задания следует изучить соответствующий раздел по одному из учебников, рекомендованному в изучаемом курсе и материал лекций. 

В пособии приведены рекомендации по организации самостоятельной работы с учебниками, конспектами, по подготовке рефератов, докладов, презентаций, а также указаны виды самостоятельной работы по темам дисциплины, формы контроля самостоятельной работы по каждой теме и рекомендуемая литература.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«СТАРООСКОЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ОГАПОУ СПК)

Методические рекомендации

по организации самостоятельной работы студентов в процессе изучения учебной дисциплины

ОГСЭ. 07 Основы православной культуры

Специальностей

44.02.01. Дошкольное  образование

                                  44.02.02 Преподавание в начальных классах

Протченкова О.В.

преподаватель социально-гуманитарных дисциплин

Старый Оскол – 2018

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов в процессе изучения УД « Основы православной культуры»

 

Составитель:

Протченкова О.В. преподаватель социально-гуманитарных дисциплин ОГАПОУ «Старооскольский педагогический колледж».

Рецензент:

Степанова Татьяна Ивановна, к.п.н., старший преподаватель кафедры «Педагогики и физической культуры» СОФ НИУ «БелГУ»

Методические рекомендации разработаны в соответствии с рабочей программой УД ОГСЭ.07, Основы православной культуры с целью оказания методической помощи студентам колледжа в ходе изучения дисциплины

Данные рекомендации предназначены для использования в процессе самостоятельной работы, адресованы студентам и преподавателям колледжа.  

Рассмотрено на заседании ПЦК социально-гуманитарных дисциплин

Протокол № 1 от « 30 » августа 2018 г.

Председатель ПЦК _______________ Макар Э.М.

Введение

Настоящие методические указания для выполнения  самостоятельной  работы по дисциплине «Основы православной культуры»    представляют собой структурно-технологическую карту, план и программу работы каждого студента очной формы обучения в рамках профессионального образования по овладению содержанием дисциплины «Основы православной культуры»

Самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Самостоятельная работа проводится с целью:

  • систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений;
  • углубления и расширения теоретических знаний;
  • формирования умений использовать, справочную документацию и специальную литературу;
  • развития познавательных способностей и активности обучающихся, творческой инициативы, ответственности и организованности;
  • формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
  • развития исследовательских умений.

Данные методические указания не являются учебным пособием, поэтому перед началом выполнения самостоятельного задания следует изучить соответствующий раздел по одному из учебников, рекомендованному в изучаемом курсе и материал лекций.  

В пособии приведены рекомендации по организации самостоятельной работы с учебниками, конспектами, по подготовке рефератов, докладов, презентаций, а также указаны виды самостоятельной работы по темам дисциплины, формы контроля самостоятельной работы по каждой теме и рекомендуемая литература.

Задания для самостоятельной работы

                                   по дисциплине «Основы православной  культуры»

 Методические рекомендации по написанию доклада, реферата

1. Основные требования к докладу Доклад–это научное сообщение на семинарском занятии, заседании студенческого научного кружка или студенческой конференции. Составление доклада осуществляется по следующему алгоритму:

1.Подобрать литературу по данной теме, познакомиться с еѐ содержанием.

2.Пользуясь закладками отметить наиболее существенные места или сделать выписки.

3.Составить план доклада.

4.Написать план доклада, в заключении которого обязательно выразить своѐ отношение к излагаемой теме и еѐ содержанию.

5.Прочитать текст и отредактировать его.

6.Оформить в соответствии с требованиями к оформлению письменной работы.

Примерная структура доклада:

1. Титульный лист

2. Текст работы

3. Список использованной литературы

Существует несколько стилей изложения, например, разговорный стиль, канцелярский и т.п. Студенческий доклад должен быть изложен языком науки. Это предполагает выполнение определенных требований.

Научный текст – это:

1) сообщение, которое опирается на широкое обобщение, на представительную сумму достоверных, подкрепленных документально и неоднократно проверенных фактов;

2) это сообщение о новых, ранее неизвестных явлениях природы, общества;

3) это сообщение, написанное с использованием строгих однозначных терминов;

4) это сообщение, в котором нет предвзятого отношения к изучаемому предмету, бесстрастное и не навязывающее необоснованных оценок».

В ходе научного доклада необходимо показать, насколько хорошо автор знаком с фундаментальными трудами по избранной теме, продемонстрировать владение методологией исследования, показать, что результат исследования есть результат широкого обобщения, а не подтасовка случайных фактов.  Доклад начинается с научной актуальности темы, затем дается обзор предшествующих работ и, наконец, формулируется тезис –мысль, требующая обоснования.

В качестве тезиса могут выступать:

а) новые неизвестные факты;

б) новые объяснения известных фактов;

в) новые оценки известных фактов. Чем сомнительнее исходный тезис, тем больше аргументов требуется для его обоснования. Аргумент–это суждение, посредством которого обосновывается истинность тезиса. Аргументы, используемые в качестве доказательства, должны удовлетворять следующим требованиям:

а) аргументы должны быть истинными утверждениями;

б) истинность аргументов должна устанавливаться независимо от тезиса;

в) приводимые аргументы не должны противоречить друг другу;

г) аргументы, истинные только при определенных условиях нельзя приводить в качестве аргументов истинных всегда, везде и всюду;

д) аргументы должны быть соразмерны тезисам.

2. Специфика доклада как устного сообщения.

Поскольку доклад –это устное выступление, он отличается от письменных работ (рефератов, курсовых и дипломных работ). Для этого нужно соблюдать определенные правила.

Во-первых, необходимо четко соблюдать регламент.

Для того чтобы уложиться в отведенное время необходимо:

а) тщательно отобрать факты и примеры, исключить из текста выступления все, не относящееся напрямую к теме;

б) исключить все повторы;

в) весь иллюстративный материал (графики, диаграммы, таблицы, схемы) должен быть подготовлен заранее;

г) необходимо заранее проговорить вслух текст выступления, зафиксировав время и сделав поправку на волнение, которое неизбежно увеличивает время выступления перед аудиторией.

Во-вторых, доклад должен хорошо восприниматься на слух. Это предполагает:

а) краткость, т.е. исключение из текста слов и словосочетаний, не несущих смысловой нагрузки;

б) смысловую точность, т.е. отсутствие возможности двоякого толкования тех или иных фраз;

в) отказ от неоправданного использования иностранных слов и сложных грамматических конструкций.

И, наконец, главное: слушателю должна быть понятна логика изложения. С повторить алгоритм (ход рассуждений), с помощью которого автор пришел к окончательным выводам. В третьих, необходимо постоянно поддерживать контакт с аудиторией. Для того, чтобы поддерживать постоянный контакт с аудиторией, используются разнообразные ораторские приемы.

Основными из них являются следующие:

а) риторические вопросы;

б) паузы;

в) голосовые приемы (понижение или повышение голоса, ускорение или замедление речи, замедленное и отчетливое произнесение некоторых слов);

г) жестикуляция;

д) прямое требование внимания.

3. Основные критерии оценки доклада. 

В качестве основных критериев оценки студенческого доклада могу выступать:

а) соответствие содержания заявленной теме;

б) актуальность, новизна и значимость темы;

в) четкая постановка цели и задач исследования;

г) аргументированность и логичность изложения;

д) научная новизна и достоверность полученных результатов;

е) свободное владение материалом;

ж) состав и количество используемых источников и литературы;

з) культура речи, ораторское мастерство;

и) выдержанность регламента.

4. Основные требования к написанию реферата.

Реферат (от латинского refero–докладываю, сообщаю), краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы; доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Как правило, реферат имеет научно-информационное назначение. Рефераты, называемые также научными докладами, получили распространение в научно-исследовательских учреждениях, высшей школе, в системе политического просвещения, в народных университетах, общеобразовательной школе и средних специальных учебных заведениях.  

В процессе работы над рефератом можно выделить 4 этапа:

1.Вводный – выбор темы, работа над планом и введением.

2.Основной – работа над содержанием и заключением реферата.

3.Заключительный -оформление реферата.

4.Защита реферата (на экзамене, студенческой конференции и пр.)

Структура реферата:

¬Титульный лист

¬Содержание: излагается название составляющих (глав, разделов) реферата, указываются страницы.

Введение: обоснование темы реферата, ее актуальность, значимость; перечисление вопросов, рассматриваемых в реферате; определение целей и задач работы; обзор источников и литературы.

Объем введения составляет 2-3 страницы.

¬Основная часть: основная часть имеет название, выражающее суть реферата, может состоять из двух-трех разделов, которые тоже имеют название. В основной части глубоко и систематизировано излагается состояние изучаемого вопроса; приводятся противоречивые мнения, содержащиеся в различных источниках, которые анализируются и оцениваются с особой тщательностью.

¬Заключение (выводы и предложения): формулируются результаты анализа эволюции и тенденции развития рассматриваемого вопроса; даются предложения о способах решения существенных вопросов. Объем заключения 2-3 страницы.

При изложении материала необходимо соблюдать следующие правила:

  • Не рекомендуется вести повествование от первого лица единственного числа. Нужно выбирать безличные формы глагола. Например, вместо фразы «проведение мною эксперимента», лучше писать «проведенный эксперимент».
  • При упоминании в тексте фамилий обязательно ставить инициалы перед фамилией. Цитата приводится в той форме, в которой она дана в источнике и заключается в кавычки с обеих сторон.
  • Каждая глава начинается с новой страницы.

5. Требования к оформлению рефератов  

Оформление иллюстративного материала. В качестве иллюстративного материала обычно используют графики, диаграммы, таблицы и схемы. График–это условное обозначение в виде линий, позволяющее показать функциональную взаимосвязь между зависимой и независимой переменной. График включает в себя заголовок, оси координат, шкалу с масштабами и числовые данные, дополняющие или уточняющие величину нанесенных на

график показателей, а также словесные пояснения условных знаков. Диаграмма – это условное изображение зависимости между несколькими величинами. Диаграммы делятся на столбиковые, ленточные и секторные.

На столбиковых (ленточных) диаграммах данные изображаются в виде прямоугольников (столбиков) одинаковой ширины. Эти прямоугольники располагаются вертикально или горизонтально. Длина (высота) прямоугольника пропорциональна изображаемым ими величинам.

При вертикальном расположении прямоугольников диаграмма называется столбиковой, при горизонтальной – ленточной. Секторная диаграмма представляет собой круг, разделенный на секторы, величины которых пропорциональны величинам частей отображаемого объекта или явления.  Таблица–это перечень систематизированных цифровых данных или каких-либо иных сведений, расположенных в определенном порядке по графам.

Таблица состоит из следующих элементов: нумерационный заголовок (т.е слово «Таблица» и ее порядковый номер); тематический заголовок; головка (заголовок и подзаголовок граф); горизонтальные ряды (строки); боковик (заголовки строк); графы колонки; сноска или примечание.

В зависимости от характера материала, приведенного в табличной форме, таблицы делят на цифровые и текстовые.

Схема–это изображение, выполненное с помощью условных обозначений и без соблюдения масштаба.

Основная задача схемы –показать основную идею какого-либо процесса и взаимосвязь его главных элементов. Иногда для простоты схемы изображают в виде прямоугольников с простыми связями-линиями.

Подготовка сообщений по темам:

1.Библия – священная книга христиан

2. Первородный грех и его последствия

1. Чтение первоисточника Библии (кн. Бытие, Исход).

2. Подготовка докладов по темам:

1. Новейшие научные данные о личности Христа.

2. Погребальная плащаница Иисуса Христа.

3. Благодатный огонь над Гробом Господнем.

1. Чтение и анализ текста Символа Веры

2. Подготовка сообщений по темам:

1.Три великих праздника Православной Церкви  (Память апостолов Петра и Павла, Покров Божьей Матери, Крестовоздвижение) – связь праздников со Священным Преданием, духовный смысл.

2.Великий Пост в Православной Церкви (строение поста, воскресные дни Поста).

1. Чтение дополнительной литературы по теме раздела.

2. Подготовка сообщений и презентацийпо темам:

1. 2000 лет христианства (исторический очерк).

2. Наука и религия: современный взгляд.

3. Преподобный Серафим Саровский чудотворец, и Серафимо-Дивеевский монастырь.

4. Русские монастыри: их история и значение для России: Валаамский, Троице-Сергеева Лавра, Соловецкий и др.

5. Павел Флоренский. Жизнь и творчество.

6.Царственные новомученики: Николай II и его семья.

7. Новомученики  и исповедники российские.

8 .Храм Христа Спасителя в 20-м веке: его разрушение и восстановление.

3. Подготовка презентаций по теме: Православные храмы новой России.

 Подготовка докладов по теме: Храмы Старого Оскола

Критерии оценки самостоятельной работы:

При оценке выполнения самостоятельной работы  рекомендуется руководствоваться следующим:

- оценка «зачтено» ставится, если студент выполнил 70 % задания верно; полностью раскрыл тему; правильно ответил на поставленные вопросы, привёл необходимые доказательства.

- оценка «не зачтено» ставится за работу, в которой не выполнено 70 % задания, студент не смог  правильно ответить на поставленные вопросы, привести необходимые аргументы.

                                                            Темы эссе

по дисциплине «Основы православная культура»

1.  Символы счастья.

2.  Нагорная проповедь Иисуса Христа как путь спасения  современного человека.

Критерии оценки

При оценке эссе рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «отлично» ставится, если

1.Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;

2.Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с

 корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа;

3.Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «хорошо» ставится, если:

1.Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;

2.Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются);

3.Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если:

представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;

проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов;

дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт без теоретического обоснования.

Оценка «неудовлетворительно» ставится если:

представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии

Проблемы, проблема раскрыта на бытовом уровне; аргументация своего мнения слабо связана с раскрытием проблемы.

Список литературы  

1. Народы и религии. Энциклопедия / под ред. В.А. Тишков. – М., 2015.

2. Религия в истории и культуре / под ред. М.Г. Писманника. – М., 2016.

3. Смирнов Д. История христианской церкви. – М., 2015.

4. Хопко Ф. Основы православия. – Минск, 2017.

5. Теологический энциклопедический словарь / под ред. У.Элвела. – М., 2017.

6. Козырев Н.Ф. Религиозное образование в светской школе. – СПб., 2017.

7. Адамова А.Г. Духовность как ценностная основа личности Совершенствование учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении: Сб.науч.тр.Ч.2. – М., 2017.

8. Карандашев В.Н. Педагогическая психология. – М., 2016.

9. Косачёва И.П. Нравственное развитие младшегошкольника в процессе обучения и воспитания. – М., 2015.

10. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя (А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.); под ред. А.Г. Асмолова. – М., 2018.

11. Метлик И.В. Религия и образование в светской школе. – М., 2017

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов для всех специальностей по дисциплине ОГСЭ. 03 Иностранный язык (английский)

Самостоятельная работа студентов по иностранному языку является неотъемлемой составляющей процесса освоения программы обучения иностранному языку в среднем специальном учебном заведении на очном отдел...

2. Методические рекомендации по организации практической работы студентов в процессе изучения учебной дисциплины ОГСЭ. 07 Основы православной культуры

Методические указания представляют собой структурно-технологическую карту, план и программу работы каждого студента очной формы обуче...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов в процессе изучения учебной дисциплины ОП.02 Психология

Методические рекомендации разработаны в соответствии с рабочей  программой учебной дисциплины  ОП.02 Психология с целью оказания методической помощи студентам колледжа в ходе изучения дисцип...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов в процессе изучения учебной дисциплины ОУД.12 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Специальность: 49.02.02 Адаптивная физическая культура

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов составлены в соответствии с рабочей программой ФГОС СПО по учебной дисциплине ОУД.12 Обществознание для специальности СПО: 49.02.0...

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов в процессе изучения МДК.01.02. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста

Методические указания включают некоторые содержательные аспекты практики работы по физическому воспитанию и развитию детей раннего и дошкольного возраста детей в ДОУ, формы и методы, ис...

Методические рекомендации по организации практических занятий студентов в процессе изучения учебной дисциплины ОУД.08 Русский язык

Методические рекомендации по организации практических занятий студентов в процессе изучения учебной дисциплины ОУД.08 Русский язык...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов в процессе изучения учебной дисциплины ЕН. 01 Математика

Методические рекомендации разработаны в соответствии с рабочей программой УД ЕН.01 Математика с целью оказания методической помощи студентам колледжа в ходе изучения дисциплины.Данные рекомендации пре...