2. Методические рекомендации по организации практической работы студентов в процессе изучения учебной дисциплины ОГСЭ. 07 Основы православной культуры
методическая разработка

            Методические указания представляют собой структурно-технологическую карту, план и программу работы каждого студента очной формы обучения в рамках профессионального образования по овладению содержанием дисциплины « Основы православной культуры»

Данные указания помогут студенту осознать значимость дисциплины, представить основные формы и виды организации учебной работы, формами контроля, тематикой рефератов по каждой теме.

              Дидактическое средство необходимо иметь в самом начале процесса обучения. Оно поможет студенту более эффективно готовиться к занятиям, равномерно и целесообразно распределять самостоятельную работу по подготовке к  проверочным, практическим работам и зачёту.

              Значимость дисциплины в процессе подготовки компетентного специалиста

             Дисциплина изучается  на  1-ом курсе  студентами всех специальностей.

Изучение дисциплины предполагает реализацию как образовательных так и воспитательных задач. Наиболее эффективного решения этих задач можно достичь, используя личностно-ориентированную технологию и методы, средства, приемы развивающего обучения.

Анализ ситуации, сложившийся в последние годы в России показывает, что педагогика осуществляет себя в условиях углубляющегося системного кризиса человечества. Нравственные ценности в нашем обществе, особенно среди молодежи, существенно сместились в сферу переживания собственной удачи, измеряемой сухим практикумом, опирающимся на бездушный рационализм.

            В результате этого усиливается разобщенность людей, рушатся духовные и нравственные принципы семьи, криминализуется сознание, расширяется среда девиантного поведения (наркомания, алкоголизм, половая распущенность, бродяжничество). Такие негативные процессы создают реальные предпосылки духовной и нравственной деградации общества.

Образовательные учреждения, в значительной степени несут ответственность за формирование духовных ценностей народа, для чего должны обеспечивать преемственность молодыми поколениями лучших традиций национальной культуры. Без знания основ православной культуры адекватное освоение ценностей российской культуры невозможно. Это обусловливает актуальность и познавательную значимость православной культуры для всех студентов вне зависимости от их отношения к православной религии и церкви, мировоззренческого, этнического или конфессионального самоопределения их самих или их родителей (законных представителей).

                Изучение православной культуры в рамках настоящей программы является светским образованием, типом религиоведческого образования конкретной этнокультурной (православная культура русского народа), этноконфессиональной и цивилизованной (культура православных стран и народов в прошлом и в современности) направленности.

               Главной целью данного курса является приобщение студентов к духовности и нравственным ценностям и культуре Православия как общечеловеческого духовного наследия и как традиционной, являющейся неотъемлемой частью национальной культуры, историко-культуролого - религиоведческое  образование и духовное, нравственное воспитание студентов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«СТАРООСКОЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ОГАПОУ СПК)

Методические рекомендации

по организации практической  работы  студентов в процессе изучения  учебной дисциплины

ОГСЭ. 07 Основы православной культуры

Специальностей

44.02.01. Дошкольное  образование 

                                             44.02.02 Преподавание в начальных классах

Протченкова О.В.

преподаватель социально-гуманитарных дисциплин

Старый Оскол – 2018

Методические рекомендации по организации практической работы студентов в процессе изучения УД «Основы православной культуры»

 

Составитель:

Протченкова О.В. преподаватель социально-гуманитарных дисциплин ОГАПОУ «Старооскольский педагогический колледж».

Рецензент:

Степанова Татьяна Ивановна, к.п.н., старший преподаватель кафедры «Педагогики и физической культуры» СОФ НИУ «БелГУ»

Методические рекомендации разработаны в соответствии с рабочей  программой УД ОГСЭ.07 Основы православной культуры с целью оказания методической помощи студентам колледжа в ходе изучения дисциплины

Данные рекомендации предназначены для использования в процессе самостоятельной работы, адресованы студентам и преподавателям колледжа.  

Рассмотрено на заседании ПЦК социально-гуманитарных дисциплин

Протокол № 1 от « 30 » августа 2018 г.

Председатель ПЦК _______________ Макар Э.М.

Введение

            Методические указания представляют собой структурно-технологическую карту, план и программу работы каждого студента очной формы обучения в рамках профессионального образования по овладению содержанием дисциплины « Основы православной культуры»

Данные указания помогут студенту осознать значимость дисциплины, представить основные формы и виды организации учебной работы, формами контроля, тематикой рефератов по каждой теме.

              Дидактическое средство необходимо иметь в самом начале процесса обучения. Оно поможет студенту более эффективно готовиться к занятиям, равномерно и целесообразно распределять самостоятельную работу по подготовке к  проверочным, практическим работам и зачёту.

              Значимость дисциплины в процессе подготовки компетентного специалиста

             Дисциплина изучается  на  1-ом курсе  студентами всех специальностей.

Изучение дисциплины предполагает реализацию как образовательных так и воспитательных задач. Наиболее эффективного решения этих задач можно достичь, используя личностно-ориентированную технологию и методы, средства, приемы развивающего обучения.

Анализ ситуации, сложившийся в последние годы в России показывает, что педагогика осуществляет себя в условиях углубляющегося системного кризиса человечества. Нравственные ценности в нашем обществе, особенно среди молодежи, существенно сместились в сферу переживания собственной удачи, измеряемой сухим практикумом, опирающимся на бездушный рационализм.

            В результате этого усиливается разобщенность людей, рушатся духовные и нравственные принципы семьи, криминализуется сознание, расширяется среда девиантного поведения (наркомания, алкоголизм, половая распущенность, бродяжничество). Такие негативные процессы создают реальные предпосылки духовной и нравственной деградации общества.

Образовательные учреждения, в значительной степени несут ответственность за формирование духовных ценностей народа, для чего должны обеспечивать преемственность молодыми поколениями лучших традиций национальной культуры. Без знания основ православной культуры адекватное освоение ценностей российской культуры невозможно. Это обусловливает актуальность и познавательную значимость православной культуры для всех студентов вне зависимости от их отношения к православной религии и церкви, мировоззренческого, этнического или конфессионального самоопределения их самих или их родителей (законных представителей).

                Изучение православной культуры в рамках настоящей программы является светским образованием, типом религиоведческого образования конкретной этнокультурной (православная культура русского народа), этноконфессиональной и цивилизованной (культура православных стран и народов в прошлом и в современности) направленности.

               Главной целью данного курса является приобщение студентов к духовности и нравственным ценностям и культуре Православия как общечеловеческого духовного наследия и как традиционной, являющейся неотъемлемой частью национальной культуры, историко-культуролого - религиоведческое  образование и духовное, нравственное воспитание студентов.

Задачи дисциплины:

- дать необходимый минимум знаний о религии как мировоззренческой сфере культуры, необходимых для личностной самоидентификации и формирования мировоззрения личности;

- дать основы культурологической компетенции студентов в области Православной культуры России в исторической ретроспективе и в современности;

- способствовать выработке высокого ценностного отношения к духовному, историческому и культурному наследию русского и других народов России;

- содействовать формированию нравственной культуры студентов в соответствии с принципами православной этики;

- способствовать развитию понимания ценности человеческой личности, взаимосвязи прав и обязанностей ее в семейной  и общественной жизни;

- воспитать уважение к предкам, историческому прошлому страны, народов России как основы просвещенного российского патриотизма и гражданственности, любовь к Родине, семье, соотечественникам и согражданам;

- дать основы информационной компетентности студентов об опасности тоталитарных сект.

                        Освоение дисциплины должно содействовать:

- формированию навыков социального взаимодействия в современном российском обществе, умений и качеств сотрудничества, партнерства, способствующих укреплению социального единства российского общества;

- выработке студентами навыков добросовестного отношения к труду, ответственности и добропорядочности в трудовых отношениях;

- формированию умения студентов быть способным интегрироваться в историческое пространство национальной культуры и региональной культуры края и принимать компетентное участие в диалоге с представителями иных культур.

Программа направлена на формирование высоконравственной личности.

                Изучение основ и ценностей православия согласно данной программе не сопровождается совершением религиозных обрядов, отправлением религиозного культа, не требует от студентов православной религиозной самоидентификации в любой форме и не препятствует их свободному мировоззренческому или конфессиональному самоопределению, не предусматривает обязательного участия обучаемых в религиозных службах, не преследует в качестве образовательной цели вовлечение студентов в религиозную организацию.

Место курса в системе  гуманитарного образования

Дисциплина «Православная культура» содержит четыре основных раздела,  в ходе освоения которых студенты знакомятся с историей Православия, становлением Христианства на Руси, духовной основой Православия, сюжетами Ветхого и Нового Заветов.

Дисциплина предполагает предварительное знакомство с материалом курса истории России.

Требования (дополнительные) к уровню подготовки по дисциплине

«Основы православной культуры»:

  • иметь представление о роли православия в жизни российского общества, предмете и содержании православной веры;
  • иметь представление об основных законах духовной жизни человека, о миссии Церкви, церковной иерархии;
  • иметь представление о первоисточниках знаний о Боге и их основных сюжетах;
  • иметь представление об основных этапах христианизации Древней Руси и основных этапах истории русской православной церкви;
  • иметь представление о роли и месте Православия в современной России;
  • иметь представление об основных этапах истории Православия на Белгородчине;
  • знать отличия Православной Церкви от других церквей и конфессий.

Правила выполнения практических заданий

  1. Прочитайте внимательно первоисточники.
  2. Пользуясь толковым словарём, поясните значения заданных слов и понятий.
  3. Проанализируйте прочитанный материал и выделите главные мысли, соответствующие теме практического занятия.
  4. Составьте тематический конспект или опорную схему.
  5. Подготовьте ответы на контрольные вопросы.
  6. В тетради для практических работ оформите отчёт о проделанной работе.

Окончательная оценка студенту за выполнение практической работы выставляется преподавателем только после предоставления в тетради для практических работ полного отчёта о проделанной работе, который должен включать:

           1.   Наименование практической работы, цели работы

  1. Записи  новых слов, понятий и их значений.
  2. Тематический конспект или опорную схему (практическое занятие №1) прочитанного теоретического материала.
  3. Ответы на поставленные вопросы.
  4. Для практической работы №1 эссе на заданную тему.

              Порядок выполнения пропущенных работ:

  1. Самостоятельное изучение текста по проведению практической работы.
  2. Консультация с преподавателем по вопросам практической работы
  3. Изучение дополнительной литературы по теме практической работы.
  4. Самостоятельное выполнение соответствующих заданий.
  5. Оформление отчёта о проделанной работе в тетради для практических работ.

                Практическое занятие №1. Тема: Сюжеты Ветхого Завета.

    Цель:

  1. Систематизировать знания по теме: Священное Писание и история Ветхого Завета.
  2. Расширять представление о Библейской картине мира, знакомясь с основным содержанием книг «Бытие», «Исход» Ветхого Завета.
  3. Проанализировать Десять Заповедей Бога.
  4. Развивать навыки работы с толковым словарём.

Пояснения к работе

Для выполнения практической работы необходимо познакомиться с текстом книг «Бытие» и «Исход» Ветхого Завета. Книга «Бытие»  рассказывает о факте и последовательности творения мира чрезвычайно лаконичным и подлинно поэтическим языком, на протяжении тысячелетий доступным для понимания и духовного творческого осмысления. Эти сжатые и вдохновенные строки и поныне остаются источником размышлений, споров, откровений, творческих поисков и воплощений. Книга «Исход» повествует о судьбе Богом избранного народа и о десяти Божиих заповедях, которые передал народу пророк Моисей. Читать тексты данных книг нужно вдумчиво и не спеша, потому что они, как и вся Библия, являются не только древнейшим историческим и культурным памятником, но и высшей духовной поэзией.                              

Задание:

1. Прочитайте внимательно первоисточник.

  1. Пользуясь толковым словарём, поясните значение следующих слов и выражений: бытие, грех, Едем, знамение, благословление, пророк, скрижали.
  2. Составьте опорную схему «Дни творения мира».
  3. Внимательно прослушайте сообщение «Грехопадение первых людей», поясните значение выражения «первородный грех».
  4. Проанализируйте Десять Заповедей Бога. Напишите краткий конспект данного материала.
  5. Ответьте на контрольные вопросы.
  6. Представьте полный отчёт о проделанной работе в тетради для практических работ.

Содержание отчёта

Отчёт о проделанной работе оформляется в тетради для практических работ и должен содержать:

  1. значение заданных слов и выражений;
  2. опорную схему «Дни творения мира»;
  3. эссе «Синайское законодательство в России 21 века»;
  4. ответы на контрольные вопросы;

     Контрольные вопросы:

          1.  Какая книга Ветхого Завета рассказывает об этапах творения мира?

          2.  В каких значениях употребляется слово «небо» в первой главе книги «Бытия»?

  1. Кто искусил первых людей и склонил их ослушаться Бога?
  2. Какое наказание получили Адам и Ева?
  3. Какая книга Ветхого Завета рассказывает о жизни и пророческой миссии Моисея?
  4. С каким событием в жизни еврейского народа связан ветхозаветный праздник Пасха?
  5. Почему откровения, данные Моисею Господом, называют Синайским законодательством?
  6. Какие из заповедей Бога наиболее актуальны для современного российского общества? Свои размышления запишите в форме эссе «Синайское законодательство в 21 веке»

                   

  Литература

  1. Первоисточник – Библия.
  2. Бородина, А. Основы православной культуры [Текст]: учебное пособие / А. Бородина. – М.: Покров, 2016.

ШЕСТЬ ДНЕЙ ТВОРЕНИЯ  

(Шесть дней творения не следует понимать буквально. Библейское время и пространство далеко не всегда совпадают с нашими представлениями, сложившимися, когда уже были изобретены календарь, часы, то есть когда в сознании человека появилось само понятие времени. Творение мира свершилось тогда, когда не было не только мира, но и самого времени).

          КНИГА «БЫТИЕ»

 Глава 1

«В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою».

Первый день творения состоял в том, что Бог одним лишь всемогущим словом « Да будет свет!» отделил свет от тьмы и назвал свет – днём, а тьму – ночью.

«И назвал Бог твердь «небом». И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день второй».

На третий день Бог сказал: «Да соберётся вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша!»

В четвёртый день Бог сказал: «Да будут светила на тверди небесной, для освещения земли и для отделения дня от ночи, и для знамений, и времён, и дней и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю». И стало так. Бог создал также солнце и луну, чтобы они светили на землю. «И увидел Бог, что это хорошо».

В пятый день Бог создал пресмыкающихся, животных и «всякую птицу пернатую». Он их благословил и сказал: « Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле».

В шестой день был создан человек. Об этом сказано так: « И сказал Бог: Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землёю, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле».

Седьмой день стал днём отдохновения.

            ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ

Во времена Ветхого Завета ( то есть до пришествия в мир Иисуса Христа) нравственные законы людей были сформулированы в десяти Заповедях, которые Сам Бог провозвестил святому пророку Моисею на горе Синай.

   Святой апостол Павел именовал ветхозаветный закон « детоводителем ко Христу», подчёркивая тем самым его значение как путеводителя к христианскому учению веры и нравственности людей, наивных, как дети, в нравственных вопросах.

           КНИГА «ИСХОД» (Исх. 20)

ЗАПОВЕДЬ ПЕРВАЯ

« Я Господь Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим».

НАРУШЕНИЕМ ПЕРВОЙ ЗАПОВЕДИ СЧИТАЕТСЯ:

  • сомнение в истине православной веры;
  • неверие в Промысел Божий;
  • сочувствие или участие в делах какой – либо еретической секты;
  • обращение за помощью к колдунам, гадателям и ворожеям;
  • большая надежда на человека в делах и в мыслях, чем на Господа;
  • большая надежда на собственные силы, нежели на Промысел Божий;
  • лень и невнимание в молитвах и посещении храма.

     ЗАПОВЕДЬ ВТОРАЯ

« Не сотвори себе кумира, и всякого подобия того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им».

НАРУШЕНИЕМ ВТОРОЙ ЗАПОВЕДИ СЧИТАЕТСЯ:

  • страсть накопительства – посвящение всей своей жизни зарабатыванию денег или собственного авторитета;
  • гордость;
  • чревоугодие и пьянство;
  • лицемерие.

ЗАПОВЕДЬ ТРЕТЬЯ

« Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно».

НАРУШЕНИЕМ ТРЕТЬЕЙ ЗАПОВЕДИ СЧИТАЮТСЯ:

  • пустые рассуждения о Боге и Евангелии, пустословие;
  • употребление слов молитв и Евангелия с искажением их истинного смысла;
  • нарушение данных Богу обетов и обещаний, данных людям;
  • причащение Святых Христовых Тайн без должной подготовки, исповеди, причащение формальное, равнодушное;
  • роптание на Бога в болезнях и жизненных неурядицах.

  ЗАПОВЕДЬ ЧЕТВЁРТАЯ

«Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои; а день седьмой – суббота Господу Богу твоему»

НАРУШЕНИЕМ ЧЕТВЁРТОЙ ЗАПОВЕДИ СЧИТАЕТСЯ:

  • несоблюдение святых праздников, уклонение от праздничных и воскресных богослужений;
  • неуважение к храму и приходу, неблагоговейное поведение в храме;
  • нежелание трудиться, лень;
  • нерадение в выполнении своих рабочих обязанностей.

ЗАПОВЕДЬ ПЯТАЯ

« Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе».

НАРУШЕНИЕМ ПЯТОЙ ЗАПОВЕДИ СЧИТАЕТСЯ:

  • неуважительное отношение к родителям, непослушание родительскому слову;
  • оставление родителей без помощи в трудные часы;
  • непочтительное отношение к пастырям церкви, непослушание священническому слову, особенно – слову духовного отца;
  • неуважение к старшим по возрасту;
  • беспечность в воспитании детей.

 ЗАПОВЕДЬ ШЕСТАЯ

« Не убивай»

НАРУШЕНИЕМ ШЕСТОЙ  ЗАПОВЕДИ СЧИТАЕТСЯ:

  • лишение кого-либо жизни, в том числе и животных;
  • умерщвление ребёнка в утробе;
  • неоказание своевременной помощи кому-либо в болезни, нужде, несчастном случае;
  • невоздержанная жизнь, приводящая к разрушению нашего здоровья;
  • наставление ближнего на грех – пьянство, участие в сомнительных делах и т.д.;
  • уныние и отчаяние;
  • доведение других людей до состояния уныния и отчаяния.

   ЗАПОВЕДЬ СЕДЬМАЯ

« Не прелюбодействуй»

НАРУШЕНИЕМ СЕДЬМОЙ ЗАПОВЕДИ СЧИТАЕТСЯ:

  • нецеломудрие в мыслях, словах, делах;
  • блуд (т.е. супружеская измена или интимные отношения вне брака);
  • кровосмешение;
  • жизнь в брачном союзе, не освящённом Таинством Церкви (венчанием).

     ЗАПОВЕДЬ ВОСЬМАЯ

« Не укради».

НАРУШЕНИЕМ ВОСЬМОЙ ЗАПОВЕДИ СЧИТАЕТСЯ:

  • присвоение чужой собственности;
  • взяточничество;
  • тунеядство;
  • покупка заведомо краденых вещей;
  • использование подложного денежного документа;
  • неуплата долгов;
  • спекуляция.

  ЗАПОВЕДЬ ДЕВЯТАЯ

« Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего»

НАРУШЕНИЕМ ДЕВЯТОЙ ЗАПОВЕДИ СЧИТАЕТСЯ:

  • ложь;
  • клевета;
  • осуждение ближних;
  • подсматривание, подслушивание, чтение чужих писем.

  ЗАПОВЕДЬ ДЕСЯТАЯ

« Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего».

НАРУШЕНИЕМ ДЕСЯТОЙ ЗАПОВЕДИ СЧИТАЕТСЯ:

  • зависть;
  • недовольство своей участью;
  • досада при виде счастья другого человека; радость по поводу несчастья другого.

 

       

Практическое занятие №2.  Книги Нового Завета. Основное содержание.

  Цель:

  1. Систематизировать знания по теме: Священное Писание и история Нового Завета в процессе знакомства с основным содержанием Евангелия от Луки.
  2. Развивать навыки самостоятельной работы с первоисточником.
  3. Проанализировать Нагорную проповедь Иисуса Христа (Евангелие от Луки).

Пояснения к работе

  Для выполнения практической работы №2 необходимо самостоятельно познакомиться с содержанием Евангелия от Луки. Евангелие в переводе с греческого языка значит «Благовестие, Благая (радостная) весть» и подразумевает весть о пришествии на землю Спасителя – Иисуса Христа. Новый Завет содержит четыре Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна.

  Нагорная проповедь Господа Иисуса Христа замечательна тем, что содержит в себе всю сущность Евангельского учения. В Святой Земле недалеко от Геннисаретского озера, между городами Капернаумом и Тивериадой, до нашего времени сохранилась гора Блаженств, с которой Нагорная Проповедь была произнесена Господом.

  В проповеди Господь раскрывает Своё учение о духовной жизни, о том, что всем нам необходимо духовно переродиться, чтобы приготовить себе блаженство вечной жизни в Царстве Небесном.

                                            Задание:

1.  Прочитайте Евангелие от Луки.

2. Поясните с помощью словаря значение следующих слов и выражений: апостол, пророк, Тайная Вечеря, проповедь, нищие духом, блаженные, миротворцы, милостивые

3.  Прочитайте Нагорную проповедь Иисуса Христа (ЛК. 6:21-49).

4. Составьте тематический конспект «Основное содержание Нагорной проповеди Иисуса Христа».  

5. Ответьте на контрольные вопросы.

6. Оформите отчёт о проделанной работе.

Содержание отчёта

Отчёт о проделанной работе оформляется в тетради для практических работ и должен содержать:

  1. значение заданных слов и выражений;
  2. тематический конспект «Основное содержание Нагорной проповеди Иисуса Христа».  
  3. Ответы на контрольные вопросы.                                                                                                                                      

Контрольные вопросы:

1.Сколько книг составляют Новый Завет? Какие это книги?

2. Назовите Четвероевангелия. Кем они были написаны и когда?

3. Какие книги Четвероевангелия называются синоптическими и почему?

4. О чём рассказывает книга «Деяния святых апостолов»?

5. Что такое «Послания святых апостолов»? Для чего создавались эти послания?

6. Кто, когда и где написал книгу «Апокалипсис»? О чём она?

7. Где Иисус Христос произнёс свою знаменитую проповедь?

8. Какова главная мысль Новозаветного закона Христова?

Литература

1.Первоисточник – Библия.

  1. Бородина, А. Основы православной культуры [Текст]: учебное пособие / А. Бородина. – М.: Покров, 2016.
  2. Кураев, А. Наследие Христа [Текст]: учебное пособие / А. В. Кураев. – М., 1915.

  Содержание Нагорной проповеди передаёт Евангелие от Луки (Лк. 6:20-49):

20. Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.

21. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеётесь.

22. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и  пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.

23. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.

24. Напротив, горе вам, богатые! Ибо вы уже получили своё утешение.

25. Горе вам, пресыщенные ныне! Горе вам, смеющиеся ныне! Ибо восплачете и возрыдаете.

26. Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! Ибо так поступали с лжепророками отцы их.

27. Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящих вас,

28. благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас.

29. Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку.

30. Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твоё не требуй назад.

31. И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.

32. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.

33. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают.

34. И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы, чтобы получить обратно столько же.

35. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.

36. Итак, будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд.

37. Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете;

38. давайте, и дастся вам: мерою доброю; ибо, какою мерою мерите, такою же отмериться и вам.

39. Сказал также им притчу: может ли слепой водить слепого? Не оба ли упадут в яму?

40. Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его.

41.  Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоём глазе не чувствуешь?

42. Или, как можешь сказать брату твоему: брат! Дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоём глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.

43. Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый,

44. ибо всякое дерево познаётся по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника.

45. Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его.

46. Что вы зовёте Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю?

47. Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен.

48. Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода наперла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне.

49. А слушающий и неисполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда наперла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое.

                                           

Практическое занятие №3  

Духовные ценности Православия.

Цель:

  1. Систематизировать знания о таинствах православной Церкви.
  2. Познакомиться с агиографиями великих святых Русской Православной Церкви: Николая Чудотворца, великомученика Георгия Победоносца, святого благоверного князя Александра Невского, Преподобного Сергия Радонежского, Преподобного Серафима Саровского чудотворца, святого праведного Иоанна Кронштадтского.
  3. Развивать навыки самостоятельной работы с учебным материалом.

Пояснения к работе

Для выполнения практической работы №3 необходимо самостоятельно изучить лекционный материал по теме Духовная жизнь христиан, иметь представления об основных таинствах православной церкви, цели христианской жизни, различать понятия нравственность и духовность.

        Задание:

  1. Поясните значения слов и выражений: агиография, духовность,  таинство, аскетизм, монашество, лавра,   преподобный, канонизация, чудотворец.
  2. Используя раздаточный материал прочитайте жития святых: Николая Угодника, Георгия Победоносца, преподобного Сергия Радонежского, Александра Невского, преподобного Серафима Саровского. Составьте краткий конспект по данному материалу.
  3. Соберите и оформите в отчёте о проделанной работе материал о житии святого (святой) Русской Православной церкви, в честь которого (которой) вы носите своё православное имя, узнайте день своих именин.
  4. Пользуясь Интернет-ресурсами соберите материал по теме: Монастыри и их роль в истории России. Оформите в отчёте о проделанной работе историю одного из известных вам действующих монастырей.

Содержание отчёта

Отчёт о проделанной работе оформляется в тетради для практических работ и должен содержать:

  1. значение заданных слов и выражений;
  2. краткий конспект «Жития великих святых православной церкви»;
  3. краткое описание агиографии святого (святой) Русской Православной церкви, в честь которого (которой) студент (ка) носит своё православное имя;
  4. материал об истории развития одного из ныне действующих монастырей Русской Православной Церкви (информацию можно представить и на электронном носителе)

Контрольные вопросы

1. Какие таинства существуют в Русской Православной Церкви?

2. Когда было установлено таинство Крещения?

3. Какое таинство принимают только священнослужители?

4. Каким образом необходимо готовиться к таинству покаяния?

5. Как называется богослужение, на котором совершается Евхаристия?

6. Кем и когда было установлено таинство Святого Причащения?

7. Какие существуют церковные  препятствия к таинству брака?

Литература

  1. Бородина, А. Основы православной культуры [Текст]: учебное пособие / А. Бородина. – М.: Покров, 2016.
  2. Интернет-ресурсы

Тематика рефератов

Предлагается написание одного реферата и его защита в течение семестра.

К теме 1. «Введение: основы и содержание православного мировоззрения»:

1. Православие – традиционное вероисповедание русского народа и его роль в формировании русской культуры.

2. Вера и суеверие.

3. Мировые религии (краткая характеристика, время появления, география распространения)

4. Секты и деструктивные организации. Опасность сектантства.

5. Сравнение православного учения о происхождении народов (три семьи древних народов) и научной теории полигенизма с ее социально-политическими последствиями.

К теме 2. «Священное Писание и история Ветхого Завета»:

1 История происхождения еврейского праздника пасха.

2 Пророческие книги Ветхого Завета: основные идеи и содержательные линии.

3 Учительные книги Ветхого Завета (Притчи Соломоновы. Песнь Песней).

4 Происхождение народа Израиль. Пророк Моисей.

5 Патриархи древнееврейского народа (Авраам, Исаак, Иаков, Иосиф). Прообразы Христа в событиях жизни патриархов.

К теме 3. «Священное Писание и история Нового Завета»:

1 Евангельская география (страна, города, области, связанные с жизнью Христа).

2 Иоанн Креститель и его миссия. Крещение Христа

3 Нагорная проповедь: как по-христиански нужно совершать добрые дела?

4 Новейшие научные данные о личности Христа.

5 Погребальная плащаница Иисуса Христа.

6 Благодатный огонь над Гробом Господнем.

К теме 4. «Духовная жизнь Христианина»:

1 Покаяние: его духовный и нравственный смысл.

2 Сравнение таинства евхаристии в Православной и Католической Церкви.

3 Брак в Православной Церкви.

4 Суеверия, связанные с церковными Таинствами.

5 Роль восприемников в Таинстве Крещения.

К теме 5. «Православное учение о церкви»:

1 Три великих праздника Православной Церкви  (Память апостолов Петра и Павла, Покров Божьей Матери, Крестовоздвижение) – связь праздников со Священным Преданием, духовный смысл.

2 Великий Пост в Православной Церкви (строение поста, воскресные дни Поста).

3 Три двунадесятых праздника православной церкви.

4 Церковная музыка в православном и католическом храме.

5 Праздник пасхального круга (от Пасхи до Пятидесятницы – описанные воскресных праздников в 1,2,3,4,5 воскресенье после Пасхи).

6 Христианские конфессии.

К теме 6. «Русское православие и его духовно-историческая миссия»:

1 Святые братья Кирилл и Мефодий  и «Фотиево» крещение Руси.

2 Православная Церковь и появление книжного дела на Руси.

3 Первые русские книги домангольского периода.

4 Князь Ярослав Мудрый. Его роль в просвещении и христианизации Руси.

5 Князь Владимир Мономах. Его роль в просвещении и христианизации Руси.

6 Князья Святослав Черниговский, Ярослав Осмомысл и их роль в просвещении и христианизации Руси.

7 Стефан Пермский и христианизация северо-восточной Руси.

К теме 7. «Основные вики истории русской православной церкви»:

1 Роль Русской Православной Церкви в борьбе с польскими завоевателями в период Смуты 17 века. Героическая защита.

2 Церковный раскол и старообрядчество.

3 Русские православные миссионеры в Америке: Свт. Герман Аляскинский, Свт. Иннакентий Вениаминов.

4 Кампания конфискации церковного имущества в 22-25 гг. в России.

5 Отношения государства и Церкви в России в 29-39 гг.

6 Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной Войны и в послевоенное время 1947-1953 г.

7 Положение Православной Церкви в России в 58-90-е гг.

К теме 8. «Православие в современном мире»:

1 2000 лет христианства (исторический очерк).

2 Наука и религия: современный взгляд.

3 Преподобный Серафим Саровский чудотворец, и Серафимо-Дивеевский монастырь.

4 Русские монастыри: их история и значение для России: Валаамский, Троице-Сергеева Лавра, Соловецкий и др.

5 Павел Флоренский. Жизнь и творчество.

6 Царственные новомученики: Николай II и его семья.

7 Новомученики  и исповедники российские.

8 Храм Христа Спасителя в 20-м веке: его разрушение и восстановление.

К теме 9. «Православные святыни Белгородчины»:

1 Святитель Иоасаф, епископ Белгородский и Обоянский.

2 Моя родина – Святое Белогорье.

3 Святыни Белогорья (чудотворные иконы).

4 Митрополит Макарий (Булгаков) и его духовное наследие.

5 Святые подвижники земли Белгородской (архимадрит Серафим Тяпочкин), архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). (по выбору).

6 Храмы Белгорода, Старого Оскола, Губкина. (по выбору).

7 Новомученики Русской Православной Церкви на Белгородчине (архиепископ Онуфрий (Гагалюк), епископ Никодим (Кононов). (по выбору)

8 Святочи духовной жизни (православные монастыри Белгородчины).

9 Паломничество по святым местам Белогорья.

10 Православие и изобразительное искусство на Белгородчине.

11 Православие и скульптура Белгородског края.

12 Храмовая архитектура Белгородчины (по выбору).

13 Духовная музыка С.А.Дегтярева и Г.Я. Ламакина.

14 Монастыри Белгородского края.

Тематика презентаций

1. Новейшие научные данные о личности Христа.

2. Погребальная плащаница Иисуса Христа.

3. Благодатный огонь над Гробом Господнем.

4. Православные иконы на Руси.

5. Великие Святые земли Русской.

6. Русские монастыри: их история и значение для России: Валаамский, Троице- Сер  геева Лавра, Соловецкий и др.

7.Монастыри и их роль в возрождении православной духовности в XIX веке.

8. Новомученики  и исповедники российские.

9. Новомученики Русской Православной Церкви на Белгородчине (архиепископ Онуфрий (Гагалюк), епископ Никодим (Кононов).

10. Храмы Старого Оскола.

Тематика научно-исследовательских работ  

  1. Чудотворные православные иконы Белгородчины.
  2. Православные таинства. Таинство брака в современном обществе.
  3. Молитва в жизни православного человека.
  4. Монастыри Белгородского края.
  5. Святые подвижники земли Белгородской (архимадрит Серафим Тяпочкин), архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий).
  6. Крестовоздвиженский храм Старого Оскола.
  7. Храм Христа Спасителя в 20-м веке: его разрушение и восстановление.

Вопросы к зачету

  1. Понятие религии и веры.
  2. Православная вера: ее предмет и содержание.
  3. Что вы знаете о Библии (время написания, авторы, языки на которых записывались книги Библии)?
  4. Расскажите о днях творения мира.
  5. Почему Библия называется Священным Писанием?
  6. Расскажите, на какие 4 группы книг делится Ветхий Завет?
  7. Канон Ветхого Завета, авторы книг, время составления канона.
  8. Патриархи древнееврейского народа (Авраам, Исаак, Иаков, Иосиф).
  9. Пророк Моисей. История происхождения еврейского праздника Пасха; пасхальный агнец – прообраз Христа.
  10. Ветхозаветные прообразы Христа (жертвоприношение Исаака, пасхальный агнец).
  11. Расскажите о пророческих книгах Ветхого Завета: основные идеи и содержательные линии.
  12. Синайский закон: обстоятельства дарования закона. Значение Синайского закона для европейской цивилизации.
  13. Синайский закон: 1-4 заповеди.
  14. Синайский закон: 5-10 заповеди.
  15. Расскажите о книгах Нового Завета.
  16. Евангелия, их авторы, основное содержание, особенности.
  17. Книга Нового Завета «Деяния святых апостолов»: авторы, основные описываемые события.
  18. Расскажите о книге Нового Завета «Писания святых апостолов».
  19. Что такое соборные послания? Какова общая тема этих посланий?
  20. Расскажите о книге Нового закона «Апокалипсис», автор, основное содержание.
  21. Расскажите об обстоятельствах и месте рождения Христа (страна, политическое положение этой страны, правители, город).
  22. Расскажите о крещении Иисуса Христа. Что вы знаете об Иоанне Крестителе?
  23. Нагорная проповедь. Где, кому она была произнесена Христом?
  24. Нагорная проповедь: 9 заповедей блаженства (рассказать кратко).
  25. Самые главные заповеди Христовы. Новое понимание любви.
  26. Притча. Определение. Почему Христос часто говорил притчами?
  27. Притча. Определение. Перечислите все известные вам притчи Христа.
  28. Определение притчи. Расскажите притчу о блудном сыне  ее духовно-нравственном смысле.
  29. Определение притчи. Притча о мытаре и фарисее.
  30. Определение притчи. Притча о милосердном самарянине.
  31. Расскажите о последних днях земной жизни Иисуса Христа.
  32. Расскажите о казни Иисуса Христа и его воскрешении.
  33. Расскажите об основных законах духовной жизни человека.
  34. Перечислите Православные Таинства и кратко расскажите о каждом Таинстве.
  35. Расскажите о монашестве и аскетизме.
  36. Расскажите о назначении и разновидностях храмов.
  37. Расскажите об устройстве храма.
  38. Расскажите о древнерусском язычестве.
  39. Расскажите о крещении Руси.
  40. Расскажите о «Повести временных лет» и «Слове о законе и благодати» (время создания, основные идеи).
  41. Православие в эпоху Золотой Орды.
  42. Православие в Смутное время.
  43. Православие в период русских революций.
  44. Православие и религиозные объединения  в современной России.
  45. Расскажите о православных памятных местах на Белгородчине.
  46. Святитель Иоасаф Белгородский: жизнь служение Богу и  людям.
  47. Расскажите о православных мучениках и деятелях Белгородчины.
  48. Расскажите о храмах г. Старый Оскол.
  49. Православие и современная белгородская культура и образование.

Литература

Основная

  1. Бородина А.В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. Учебник для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. - М. : 2016.
  2. Бурлаков, С.В. Православие [Текст]: учебное пособие / С.В. Бурлаков. – М. : Современник, 2017.
  3. Дунаев, М.М. Православие и русская литература [Текст]: учебное пособие / М.М. Дунаев. – М., 2017.
  4. Кошмина, И.В. Основы русской православной культуры [Текст]: учебное пособие для учащихся среднего и старшего школьного возраста / И. В. Кошмина. Допущено Министерством образования РФ. – М., 2016.
  5. Кураев, А.В. Традиция. Догмат. Обряд. [Текст]: учебное пособие / В.А. Кураев. – М., 2015.
  6. Марцинковский, В.Ф. Достоверно ли Евангелие? [Текст]: учебное пособие / В.Ф. Марцинковский. – М., 2015.

Дополнительная

  1. Барская, Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи [Текст]: учебное пособие / Н.А. Барская. – М., 2016.
  2. Дебольский, Г Дни богослужения православной церкви [Текст]: учебное пособие / Г. Дебольский. – М. : Просвещение, 2017.
  3. Кураев, А. Наследие Христа [Текст]: учебное пособие / А.В. Кураев. – М., 2015.
  4. Морозова, Е. Введение в естествознание [Текст]: учебное пособие / Е. Морозова. – М., 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы православной культуры тест

Основы православной культуры тест...

Программа кружка Основы православной культуры

Цель программы: «Основы православной культуры» состоит в том, чтобы помочь студенту стать человеком нравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, ...

1. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов в процессе изучения учебной дисциплины. ОГСЭ. 07 Основы православной культуры

Настоящие методические указания для выполнения  самостоятельной  работы по дисциплине «Основы православной культуры»    представляют собой структурно-технологическ...

3. Методическая разработка внеурочного мероприятия по УД ОГСЭ07. Основы православной культуры Тема: «Сохрани жизнь!»

Цель мероприятия: раскрыть сущность аморальных явлений жизни; показать негативную роль зависимости; развивать навыки самопознания; раскрыть значение влияния дурной компании на современного подростка; ...

Учебно-планирующая документация для обучающихся с ОВЗ:"История родного края", "Основы трудового законодательства", "Основы православной культуры", "ПДД"

Программа факультативного предмета «История родного края» предназначена для изучения истории в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу для обуч...

ПМ 03. ПК 3.1. Разрабатывать методическое обеспечение организации учебно-тренировочного процесса и руководства соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта.

ПМ 03. ПК 3.1. Разрабатывать методическое обеспечение организации учебно-тренировочного процесса и руководства соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта....

Основы Православной культуры под редакцией протоиерея Виктора Дорофеева

тесты к учебнику Основы Православной культуры под редакцией протоиерея Виктора Дорофеева, диакона Ильи Кокина 2019 год....