Рабочая программа дисциплины "Охрана труда"
рабочая программа на тему

Рабочая программа дисциплины "Охрана труда" предназначена для специальности 07.02.01 "Архитектура"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБПОУ  МО «Подольский колледж имени А.В.Никулина»

«Утверждаю»

Руководитель СП 2

_________________/ Гайдукова Л.В.

ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Охрана труда»

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 270101

«АРХИТЕКТУРА»

( базовая подготовка)

г. Подольск

2016 г.

Одобрено  цикловой комиссией                                      Соответствует государственным

      Председатель комиссии                                                требованиям к минимуму содержания 

    профессионального цикла                                                 и уровню подготовки выпускника для

специальности 270101 «Архитектура»                              специальности 270101 «Архитектура»      

                                                                                                                Зам. директора по УМР

                                                                                                               

   ……………… Чепурина М.М.                                                  ………. ………………..Баев Е.В.

                                                                                                         «____»________________2016г.

Программу разработал преподаватель ГБПОУ  МО

 «Подольский колледж имени А.В.Никулина»                          Чепурина М.М.

Рецензенты:

преподаватель  ГБПОУ  МО

 «Подольский колледж имени А.В.Никулина»                         Балакина И.И.

Внешний рецензент        

   Программа учебной дисциплины разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности  среднего профессионального образования для специальности 270101 «Архитектура» (за счёт часов вариативной части).

    Программа темы предназначена для базовой подготовки  при очной  форме обучения по  данной специальности в ГБПОУ  МО «Подольский колледж имени А.В.Никулина» .


  1. СОДЕРЖАНИЕ

  1. РАЗДЕЛЫ

стр.

  1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Охрана труда»

1.1. Область применения  программы

      Программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 270101 «Архитектура». Программа учебной дисциплины предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Архитектура» в соответствии с ФГОС по специальности СПО в системе подготовки специалистов в области архитектуры и строительства.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: профессиональный  цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:

иметь представление:

  • об  основных принципах государственной политики в области охраны труда;

-    о структуре управления охраной труда;

знать:

 -  особенности обеспечения безопасных условий труда при проектировании;

 - правовые, нормативные и организационные основы охраны труда;

 - основные требования по пожарной безопасности при проектировании и эксплуатации зданий;

 - основные требования электробезопасности;

уметь:

  -  использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, экобиозащитную технику;

 - оказывать первую помощь при несчастных случаях на производстве;

-  контролировать соблюдение требований охраны труда и техники безопасности при проектировании;

-  пользоваться нормами и правилами  по безопасности труда;

-  использовать первичные средства пожаротушения.

1.4. Количество часов на освоение  программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 72 часа,

в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 48 часов, самостоятельной работы обучающегося - 24 часа.

2. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего), в т.ч.                                      

                                                                 практические занятия

48

12

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

24

в том числе:

    внеаудиторная самостоятельная работа:

      -  работа с учебной литературой;

      - подготовка к практическим работам, оформление работ   

18

6

Итоговая аттестация в форме: дифференцированный зачёт    


  1. 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала,  практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Содержание учебного материала

3

Введение

Общая характеристика дисциплины, цели и задачи её изучения, роль в системе получаемых знаний, связь с другими учебными дисциплинами.

 Понятие об охране труда. Термины и основные понятия по охране труда. Основные задачи охраны труда.

2

1

Самостоятельная работа. Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы.

1

Раздел 1. Общие вопросы охраны труда

15

Тема 1.1. Основы законодательства по охране труда

Содержание учебного материала

3

   Вопросы охраны труда в законодательстве РФ: Конституции РФ, Трудовом кодексе РФ.

    Федеральные законы «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О техническом регулировании».

     Основные принципы государственной политики в области охраны труда. Обязанности работников и работодателей в области охраны труда.

  Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Общий обзор нормативной базы по охране труда, технике безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности (СНиПы, ГОСТы, Правила, инструкции и другие нормативные документы).

  Структура государственных органов надзора и общественного контроля за охраной труда, их роль и обязанности в области профилактики производственного травматизма, профессиональных заболеваний, пожаров и соблюдения законодательства по охране труда.

2

1

Самостоятельная работа. Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы.

1

Тема 1.2. Производственный травматизм

Содержание учебного материала

12

Опасные производственные факторы. Виды и классификация производственных травм и причин несчастных случаев.

Расследование и учет несчастных случаев на производстве. Документация по расследованию и учету несчастных случаев, контроль расследованием. Отчетность о несчастных случаях и анализ их причин.

Методы анализа причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний в строительстве (статистический, монографический, анкетирование).

Мероприятия по предупреждению производственного травматизма. Обязанности      административно-технического     персонала, руководителей, специалистов по осуществлению мероприятий по охране труда и технике безопасности.   Аттестация рабочих мест по условиям труда и ее роль в улучшении производственной среды.  Организация обучения по охране труда, значение обучения; руководство обучением и ответственность за его организацию; проверка знаний по безопасности труда.

Виды инструктажа по технике безопасности. Структура инструктажа.

4

2-3

Практическая работа 1. Первая помощь пострадавшим при ожогах, обморожениях, обмороках.

2

Практическая работа 2. Первая помощь пострадавшим при травмах, кровотечениях.

2

Самостоятельная работа: Самостоятельная работа:

  -проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы;

  - подготовка к практической работе.

2

2

Раздел 2. Производ -ственная санитария

12

Тема 2.1. Производственные вредности и их влияние на организм

Содержание учебного материала

6

Основные задачи производственной санитарии. Производственные заболевания  и вредные производственные факторы.

Метеорологические условия производственной среды, защита от них.

Производственная пыль и защита от её воздействия. Вредные вещества  и защита от отравлений.  Правила безопасности и производственной санитарии на складах и в помещениях, предназначенных для хранения токсичных материалов и вредных веществ.

 Производственный шум и вибрация, защита от их воздействия.

 Радиационная опасность и защита от источников ионизирующих излучений.

 Электромагнитные излучения и их влияние на организм.

Производственное освещение. Естественное и искусственное освещение.

4

2

Самостоятельная работа. Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы.

2

Тема 2.2. Защита от производственных вредностей

Содержание учебного материала

6

Организация санитарно-бытового обслуживания. Назначение санитарно-бытовых помещений. Нормы потребности в санитарно-бытовых помещениях в зависимости от их назначения. Оборудование санитарно-бытовых помещений, их размещение.

  Организация питания и питьевого режима.

  Средства коллективной и индивидуальной защиты. Экобиозащитная техника.

2

2-3

Практическое занятие №3. Средства индивидуальной защиты при воздействии вредных факторов.

2

Самостоятельная работа:

  -проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы;

  - подготовка к практической работе.

1

1

Раздел 3. Охрана труда при проектировании

12

Тема 3.1. Вопросы охраны труда  в проектной документации

Содержание учебного материала

6

Функциональное зонирование города. Система качества городской среды и территорий.

        Негативные факторы промышленных территорий, их воздействие на селитебные территории. Предотвращение воздействия вредных и опасных производственных факторов на работающих,  предупреждение негативного влияния этих факторов на окружающую среду.

 Санитарно-защитные зоны. Санитарно-защитные полосы.

Техническое регулирование при проектировании. Учёт требований технических регламентов.

  1.    Размещение, содержание территории и генеральные планы производственных объектов. Требования к площадке, предназначенной для размещения предприятия. Расположение на территории предприятия зданий и сооружений относительно сторон света и направления господствующих ветров, учет общности санитарных и противопожарных требований. Взрыво- и пожароопасные объекты.
  1. Учёт требований охраны труда и производственной санитарии к объему, планировке и строительным решениям при проектировании производственных зданий. Требования охраны труда к производственному и подъёмно-транспортному оборудованию.
  2.  Требования к административным и бытовым зданиям и помещениям.

4

2

Самостоятельная работа. Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы.

2

Тема 3.2. Вопросы охраны труда при  разработке проекта организации строительства и проекта производства работ

Содержание учебного материала

6

Основные положения по охране труда, технике безопасности и охране окружающей среды в проектно-строительной документации. Классификация  мероприятий по охране труда, отраженных в технологической  документации.

Вопросы охраны труда в проекте организации строительства.

Состав мероприятий по технике безопасности и производственной санитарии в проектах производства работ. Вопросы безопасной организации труда в технологических картах.

Требования охраны труда к организации строительной площадки. Требования безопасности при передвижении транспортных средств на территории строительной площадки. Опасные зоны на строительной площадке. Безопасная организация труда на строительной площадке при реконструкции предприятий, капитальном ремонте зданий и сооружений.

2

2-3

Практическое занятие № 4. Вопросы охраны труда в проекте производства работ.

2

Самостоятельная работа:

  -проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы;

  - подготовка к практической работе.

1

1

Раздел 4. Основы безо- пасности технологи -                                    ческих процессов.

11

Тема 4.1. Электробезопасность

Содержание учебного материала

6

Действие электрического тока на организм человека. Виды поражения током. Факторы и условия поражения человека электрическим током. Статическое электричество и защита от него.

Классификация помещений и работ по степени опасности поражения электрическим током.

Подключение и эксплуатация электроустановок. Предпусковые и профилактические испытания элетроустановок. Требования к персоналу.

 Электробезопасность на стройплощадке. Требования безопасности при электропрогреве, работе с  электрическими машинами.

Защита от поражения электрическим током. Защитное заземление, зануление, отключение. Электрозащитные средства.

Молниезащита объектов.

2

2-3

Практическое занятие № 5. Индивидуальные электрозащитные средства.  Первая помощь при поражении током.

2

Самостоятельная работа:

  -проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы;

  - подготовка к практической работе.

1

1

Тема 4.2. Безопасная эксплуатация машин и механизмов

Содержание учебного материала

3

Безопасная эксплуатация грузоподъёмных машин и  механизмов. Особенности безопасной установки и эксплуатации кранов. Безопасная работа машин и механизмов в особых условиях.

Безопасная эксплуатация  механизмов для подъёма грузов: подъёмников, люлек, лебёдок и т.п.

Безопасная организация работы предприятий и стройплощадок при работе машин и механизмов. Опасные зоны при работе строительных машин.

Безопасная организация работы транспорта.

Безопасная организация погрузо-разгрузочных работ.

Защита окружающей среды.

2

Самостоятельная работа. Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы.

1

Тема 4.3. Безопасная эксплуатация сосудов и баллонов,                         работающих под давлением

Содержание учебного материала

2

      Требования к сосудам, работающим под давлением. Обеспечение  безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением. Требования  персоналу. Организация надзора: регистрация, разрешение на пуск в работу, контроль за эксплуатацией, техническое освидетельствование, испытание.

    Требования безопасности к баллонам для сжатых и сжиженных газов. Перевозка и хранение баллонов.

1

2

Самостоятельная работа. Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы.

1

Раздел 5. Основы по -жарной безопасности в                    строительстве.

19

Тема 5.1. Организация пожарной безопасности

Содержание учебного материала

1

Цель и задачи пожарной безопасности, ее значение в народном хозяйстве. Организация пожарной безопасности в РФ, основные законодательные акты и документы.

Государственный пожарный надзор, его функции и права. Привлечение общественности к предупреждению и тушению пожаров, добровольные пожарные дружины.

Обязанности и ответственность руководителя предприятия и инженерно-технических работников за противопожарное состояние объекта. Порядок организации и проведения противопожарного инструктажа и пожарно-технического минимума.

1

2

Тема 5.2. Физико-химические основы процессов горения и   взрыва                        

Содержание учебного материала

6

Понятие о горении, экзотермической реакции и взрыве. Условия, необходимые для горения и взрыва.

Понятие о вспышке, температуре воспламенения и самовоспламенении. Определение температуры вспышки, воспламенения и самовоспламенения. Пределы воспламенения горючих газов и паров.

Основные характеристики процессов горения: теплота и температура горения различных веществ, состав и свойства продуктов сгорания. Понятие о температурном режиме при пожарах в зданиях.

Пожароопасные свойства веществ и материалов, применяемых в строительстве. Особенности горения различных веществ.

Самовозгорание веществ, его виды и условия протекания процессов самовозгорания (при соприкосновении с воздухом, взаимодействии с водой, смешивании одного вещества с другим).

Условия возникновения и причины пожаров.

4

2

Самостоятельная работа. Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы.

2

Тема 5.3. Основы про- ектирования техни -ческих решений  по- жарной безопасности зданий

Содержание учебного материала

3

Классификация производственных процессов по степени взрывной, взрывопожарной и пожарной опасности. Методы оценки производственных процессов по степени взрывной, взрывопожарной и пожарной опасности при проектировании зданий и сооружений.

Огнестойкость строительных конструкций и материалов.

Понятие об огнестойкости, пределе огнестойкости и возгораемости строительных конструкций и материалов. Методы определения предела огнестойкости строительных конструкций. Способы повышения огнестойкости конструкций и материалов. Классификация зданий и сооружений по степени огнестойкости.

Понятие о противопожарных разрывах; их назначение.

Противопожарные преграды и их назначение. Конструктивное решение противопожарных стен (брандмауэров). Противодымная защита зданий.

Понятие об эвакуации. Обеспечение безопасности людей в случае возникновения пожара. Принципы и методы расчета эвакуации.

Пожарная безопасность в условиях реконструкции зданий.

2

2

Самостоятельная работа. Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы.

1

Тема 5.4. Основы прекращения горения и тушения пожаров                    

Содержание учебного материала

9

Механизм прекращения горения: разбавление концентрации реагирующих веществ, изоляция реагирующих веществ, охлаждение реагирующих веществ, химическое торможение реакции горения.

Огнетушащие средства: вода, водяной пар, пены, двуокись углерода (углекислый газ), специальные порошковые составы.

Первичные средства тушения пожаров (пожарные краны, оборудованные рукавами и стволами, огнетушители и др.). Типы огнетушителей и принципы их действия.

Противопожарное водоснабжение. Нормы расхода воды для тушения пожаров. Пожарные гидранты и краны, их устройство и особенности действия, размещения на площадке. Автоматические установки пожаротушения. Спринклерные и дренчерные установки. Установки для тушения пожаров с помощью инертных газов. Установки пенного пожаротушения и использующие водяной пар, порошковое вещество.

Пожарная связь и сигнализация.

Пожарные автомобили, используемые при тушении пожаров.

4

Практическое занятие № 6.  Средства пожаротушения и правилами обращения с ними.

2

Самостоятельная работа:

  -проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы;

  - подготовка к практической работе.

2

1

Всего по теме

72

в т.ч. теоретические занятия

36

         практические работы

12

         самостоятельная работа

24

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3.–продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


  1. 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению: оборудование учебного кабинета «Технология и организация строительного производства»:

- стандартное оборудование учебной аудитории;

- комплект учебно-методической документации;

- комплект образцов технической документации;

- наглядные пособия (плакаты);

- комплект образцов;

- комплект нормативно-технической документации и информационных технологических материалов;

- демонстрационный комплекс на базе интерактивной доски с комплектом демонстрационных материалов;

- персональные компьютер

  1. Технические средства обучения: визуальные и компьютерные средства.

3.3. Информационное обеспечение обучения

- литература:

основная:

  1. Куликов О.Н., Ролин Е.И. Охрана труда в строительстве. – М.:

     ПрфОбрИздат, 2009г. 

нормативная:

2. Конституция Российской Федерации.

3. Трудовой кодекс РФ, 2006г.

4. ФЗ 125«Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;

5. ФЗ116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

6. ФЗ 52 « О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения» (статьи 25-27, 34, 55).;

7. ФЗ 69 «О пожарной безопасности»

8. ФЗ 184 «О техническом регулировании»;

9. МДС 11-7.2000 - Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения градостроительной документации

10. СНиП 2.07.01-89* - Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений.

11. СНиП II-89-80* - Генеральные планы промышленных предприятий

12. СНиП 2.09.04-87* - Административные и бытовые здания

13. СНиП 31-03-2001 - Производственные здания

14.СНиП 12 - 03 - 2001. Безопасность труда в строительстве (ч.1)-М.: ГУП ЦПП, 2001 г.

15. СНиП 21-01-97. Пожарная безопасность зданий и сооружений. – М.: ГУП ЦПП, 1997.

16. СП 12 -133 -2000. Положение о порядке аттестации рабочих мест по условиям труда в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве. – М.: Госстрой России, 2000.

  1. -  информационная система «Кодекс»;
  2. - интернет-ресурсы.

  1. 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  2. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований, контрольных работ.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Представления:

-  об  основных принципах государственной политики в области охраны труда;

-  о структуре управления охраной труда.

- результаты проверочных  работ;

- оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы;

Знания:

-  особенности обеспечения безопасных условий труда при проектировании;

- правовые, нормативные и организационные основы охраны труда;

- основные требования по пожарной безопасности при проектировании и эксплуатации зданий;

- основные требования электробезопас-

ности;

- оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы.

- результаты проверочных  работ;

- тестирование;

- экспертная оценка усвоения материала при защите отчетных работ;

- зачёт

Умения:

 -  использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, экобиозащитную технику;

 - оказывать первую помощь при несчастных случаях на производстве;

-  контролировать соблюдение требований охраны труда и техники безопасности при проектировании;

-  пользоваться нормами и правилами  по безопасности труда;

-  использовать первичные средства пожаротушения.

- экспертная оценка умений на практических занятиях

.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дисциплины ОП.06 Охрана труда по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 43.01.09 «Повар, кондитер»

Программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее ППКРС) Тамбовского областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Многоотраслевой колледж&r...

Рабочая программа Охрана труда спец.23.02.03.Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Рабочая программа предназначена  дисциплины "Охрана труда" предназначена для спец.23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта Целью дисциплины "...

Рабочая программа Охрана труда

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО35.02.16 Эксплуатация и ремонт с/х техники и оборудов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.06 Охрана труда«общепрофессиональные дисциплины» программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих 23.01.09. Машинист локомотива

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.06 Охрана труда«общепрофессиональные дисциплины» программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих  23.01.09. Машинист локомотива...

2019 г. Рабочая программа по УД "Охрана труда" подготовки квалифицированных рабочих (служащих) 43.01.09 «Повар, кондитер»

Рабочая программа учебной дисциплины является частью ППСЗ/ППКРС в соответствии с ФГОС среднего профессионального образования по профессии: 43.01.09 ПОВАР, КОНДИТЕР.Программа разработана на  основ...

2019г. Рабочая программа по УД "Охрана труда" подготовки квалифицированных рабочих (служащих) 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей»

Рабочая  программа учебной дисциплины ОП.02 «Охрана труда» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионально...