Методическая разработка открытого урока "Архитектура двух стилей (Готика и Возрождение)"
методическая разработка на тему

Методическая разработкаоткрытого урока по дисциплине "История развития строительства и архитектуры"  для специальности 08.02.01 "Архитектура двух стилей (Готика и Возрождение)", проводившегося в форме "круглого стола"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_1.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ПОДОЛЬСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

открытого урока «Архитектура двух стилей (готика и Возрождение)»

по дисциплине «История развития строительства и архитектуры»

для специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

(очная форма обучения)

2015 год

Рассмотрено на заседании комиссии                                                               «Утверждаю»                                                          

профессионального цикла спец.08.02.01

Протокол № 8 от   16.03.15                                                                         Зам. директора по УМР

Председатель цикловой комиссии

                               М.М.Чепурина                                                                             Н.Н. Ольхова

Разработала преподаватель                            М.М. Чепурина

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель проведения открытого урока – демонстрация активных методов обучения на примере круглого стола.

Тема урока: «Архитектура двух стилей (Готика и Возрождение)»

Тип урока: смешанная форма семинара, форма – круглый стол.

Цели урока:

обучающие:

- сопоставление культурных традиций разных стилей Средневековья;

- поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача;

- владение современными информационными технологиями;

развивающая:

- формирование у студентов аналитического мышления необходимого для их профессиональной деятельности;

- развитие культуры речи;

- развитие навыков работы в коллективе;

воспитательная:

- привить интерес к будущей профессиональной деятельности;

- формирование положительного отношения к учебной дисциплине;

- развитие самостоятельности и творческих способностей студента;

- формирование эмоционально-эстетического восприятия мировой культуры;

- формирование нравственных черт характера личности: терпимости, доброжелательности, разумной требовательности, ответственности за результаты работы коллектива.

 Формирование компетенций:

учебно-познавательная компетенция:

 - элементы логической, методологической, общеучебной деятельности;

- целеполагание, планирование, анализ, рефлексия, самооценка;

- приемы решения учебно-познавательных проблем;

социокультурная компетенция:

- познание и опыт деятельности в области общечеловеческой культуры;

- духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов;

- культурологические основы социальных, общественных явлений и традиций;

- роль науки и религии в жизни человека;

коммуникативная компетенция:

 -   уметь представлять свой коллектив, свою группу в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур;

- владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;

- уметь представить себя устно и письменно;

- владеет разными видами речевой деятельности (монолог, диалог);

информационная компетенция:

- владеть навыками работы с различными источникам информации: книгами, учебниками, энциклопедиями, Интернетом;

- самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;

- ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное, необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию;

 -  владеет навыками использования информационных устройств;

 - применять для решения учебных задач информационные технологии.

Оборудование:

- стандартное оборудование учебной аудитории;

- демонстрационный комплекс на базе интерактивной доски с комплектом демонстрационных материалов.

Участники: студенты группы, преподаватели дисциплины.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ КРУГЛОГО СТОЛА

Подготовительный этап: студенты собирают и  обобщают материал, готовят презентацию и вопросы сопернику.

Этапы проведения круглого стола:

первый этап: каждая команда представляет презентацию (5 баллов),

второй этап: команды задают друг другу 6 - 10 вопросов (до 5 баллов за правильный ответ и по 2 балла дополнительно за качественный вопрос). Вопросы сопернику задаются по его теме. Т.о. студенты готовятся не только по своей теме, но и по теме соперника;

третий этап: команды отвечают каждая  на 8-10 вопросов преподавателя, выбирая вопросы из категории 5, 10, 15 баллов. При этом, если команда не отвечает, может ответить соперник, зарабатывая дополнительные баллы.

       Завершающий этап: анализ игры,  «эксперты», в качестве которых выступают преподаватели цикла, обсуждаются выступления, выявляются неточности и подсчитываются баллы

II. ПЛАН УРОКА:

  1. Организационный момент: объявление темы урока, его содержания, критериев оценки, представление экспертов – 5 мин;

  1. Представление командами  презентаций по темам «Готическая архитектура» и «Архитектура Возрождения» - 35 мин;

  1. Ответы команд на вопросы друг друга (по 8 вопросов) – 20 мин;

  1. Ответы команд на вопросы преподавателя (по 8 вопросов на 5, 10 или 15 баллов) – 20 мин;

  1. Ответы команд на общий вопрос преподавателя – 3 мин;

  1. Совещание экспертов, подведение итогов преподавателем, объявление победителя,  оценка работы студентов – 7 мин.

III. ХОД УРОКА

3.1 Команды представляют презентации на заданные темы, подготовленные самостоятельно. В данном случае в презентациях должны быть отражены не только вопросы собственно архитектуры, но и искусства, духовной жизни. Представление сопровождается пояснениями. Количество представляющих не регламентировано. За презентацию команда может заработать 0т 3 до 5 баллов (презентации прилагаются).

3.2 Команды задают друг другу по 8 вопросов по тематике соперника. Вопросы должны иметь однозначный ответ. Вопросы предварительно согласовываются с преподавателем и при необходимости корректируются. За правильный ответ команда получает 4 - 5 баллов в зависимости от полноты ответа. За интересный вопрос команда может получить дополнительно 2 балла.

3.3 Команды отвечают на вопросы преподавателя по своей теме (приложение 1). Вопросы выбираются из категорий 5, 10 и 15 баллов. Если команда не знает ответа, может отвечать соперник, принося дополнительные баллы команде. Если ответ частично совпадает с правильным, баллы могут снижаться. Если команда не знает точного ответа (например, фамилии), но рассуждает в правильном направлении, по усмотрению преподавателя может присуждаться 2-4 балла. Вопросы могут иллюстрироваться.

    В конце преподаватель задаёт общий вопрос (до 10 баллов), на который может ответить  первая вызвавшаяся из команд, посовещавшись. При возможности дополнений другая команда может заработать 2-4 балла. Если ответ неверный может ответить другая команда.

В ходе ответов на вопросы эксперты оценивают активность студентов.

3.4 Выступления экспертов с анализом игры, подведение итогов. Студентам, активно участвующим в подготовке презентаций, ответах на вопросы, преподаватель выставляет оценки по дисциплине.

IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Организация круглых столов даёт возможность проведения более глубокого анализа по предлагаемой теме, охватывая не только материал изучаемой дисциплины, но и материал других дисциплин, соприкасающихся с  ней.   В процессе проведения круглых столов решаются задачи расширения круга знаний, выходящего за рамки программы, и, одновременно, контроля усвоения материала.

Форма «круглого стола» очень хорошо ложится на гуманитарные дисциплины. Однако, я проводила их и по темам модулей для строителей и архитекторов. При проведении круглых столов по дисциплине «История развития строительства и архитектуры» мы сравнивали близкие по времени архитектурные стили: классицизм и барокко, готику и Возрождение, модерн и конструктивизм, архитектуру Древнего Египта и Рима и т.п. а по ПМ 02 «Осуществление мероприятий по реализации принятых проектных решений» команды выбирали «одежду для дома», т.е. технологии отделки для заданного здания.

Во втором случае  диалог  может дополняться дискуссией. Если же при проведении круглого стола по темам модулей  преподаватель чувствует себя некомфортно, можно проводить аналогичные семинары в форме «Дебатов».

Приложение 1

ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

ГОТИКА

5 баллов

1.  Была ли «готика» в Италии? – Да, Дворец дожей в Венеции (ХIV век).

2. Какие школы готики кроме «пламенеющей» и «кирпичной» вы знаете? – В Англии мода на пламенеющую готику появилась и ушла во второй половине XIV века, а в XV веке главенствовал в основном готический «перпендикулярный стиль». В Германии в это же время царила «особая готика». 

3. Что влияло на формирование духовной культуры средневековья? – Христианство.

     4. Какие украшения готических соборов не имели отношения к христианству? – Химеры - в греческой мифологии чудовище с головой и шеей льва, туловищем козыхвостом в виде змеи. Характерные для готики скульптурные изображения фантастических чудовищ, олицетворяющих пороки, силы зла и т. п., составляющие часть убранства соборов. Особенно известны химеры у оснований башен собора Парижской Богоматери.

10 баллов

1. Главный жанр готической живописи?- Витражи.

2. Какие искусства процветали в Европе в период готики?  - Художественное ткачество, резьба по дереву, камню и кости, книжная миниатюра, ювелирное искусство.

3. Какие стили стали приемниками «пламенеющей» готики? -Стиль мануэлино в Португалии и позднеготический стиль исабелино в Испании в конце XV века и начале XVI века стали ещё более экстравагантными продолжениями данного архитектурного стиля.

15 баллов

1. Как называли поэтов в средневековой Европе? – Трубадуры, труверы (Франция), миннезингеры (Германия).

2. Какие литературные жанры процветали в «готической» Европе? – Рыцарский эпос (Песнь о Роланде, Песнь о нибелунгах), рыцарский роман (Повесть о короле Артуре), поэзия трубадуров, лирика миннезингеров.

3. Какой культ стал главной темой средневековой «куртуазной» поэзии? – Культ дамы.

ВОЗРОЖДЕНИЕ

5 баллов

  1. Откуда появился термин «Возрождение»? – Дж. Вазари в 1568г. «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей, зодчих».
  2. Кто был основателем гуманизма? – Поэт Франческо Петрарка.
  3. Назовите главный жанр живописи Возрождения? – Станковая живопись.

4. С каким городом и с кем было связано искусство раннего Возрождения? Раннее Возрождение (XIV-Xv вв.) в искусстве Италии связано прежде всего с Флоренцией, где Медичи покровительствовали гуманистам и всем искусствам.  

10 баллов

1. Что стало открытием живописи Возрождения? – Перспектива.

2. Назовите наиболее известных поэтов Возрождения. – Петрарка, Данте Алигьери.

3. Какие 3 величайшие стиля в искусстве породило Возрождение? –

- маньеризм – на переходном этапе от Возрождения к барокко, копирование манеры мастеров Высокого В., позднее «примитивная стилизация» (Челлини, Вазари);

- барокко;

- рококо – западно-европейский художественный стиль, наиболее утончённая и   облегчённая форма барокко.

15 баллов

1. Какое движение подготовил гуманизм Возрождения? – Реформация протестантизм.

2. Кому принадлежит фраза «Цель оправдывает средства»? – Никколо Макиавелли.

3. Какие события мирового уровня способствовали развитию и утверждению культуры Возрождения?

- великие географические открытия (Америка, путь из Европы в Индию);

-  книгопечатание.

4. В период Возрождения большое значение придавалось философии. Как называли философов В.? – Гуманисты: Мишель Монтень, Томазо Компанелла, Томас Мор, Эразм Роттердамский (христианский гуманист).

«О, дивное и возвышенное назначение человека, которому дано достигнуть того, к чему он стремился, и быть тем, кем он хочет!» итальянский гуманист  Пико делла Мирандола

Общий вопрос (варианты)

1. Какие университеты первыми появились в Европе? 1200г. – Болонский, 1209г. – Кембридж, 1215г. – Парижский.

    2.  Сплавом каких элементов является средневековое искусство? - Средневековое искусство возникло из сплава художественного наследия  Римской империи и  традиций  христианской церкви. Эти элементы перемешались с «варварским» искусством Северной Европы.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

  1. Ф.И.О. преподавателя, проводившего занятие__________________________
  2. Курс, группа, специальность ________________________________________
  3. Тема занятия______________________________________________________

____________________________________________________________________

  1. Вид занятия (лекция, практическое занятие, лабораторная работа, семинар, урок, зачёт, консультация, экзамен, экскурсия, конференция) – подчеркнуть
  2. Тип занятия (изучение нового материала, формирование умений и навыков, обобщение и систематизация знаний, контрольное, комбинированное, творческое применение знаний, смешанное) - подчеркнуть
  3. Методы обучения (объяснительно- иллюстративный, репродуктивный, эвристическая беседа, частично-поисковый, исследовательский, проблемный, дискуссия, анализа ситуаций, решение производственных задач, деловая игра) – подчеркнуть

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

  1. Планирование учебной деятельности

1.1 Наличие плана занятия_________________________________________________

________________________________________________________________________

1.2 Соответствие содержания занятия программе______________________________

________________________________________________________________________

1.3 Наличие отступлений от КТП___________________________________________

________________________________________________________________________

2. Цели и задачи занятия

2.1 Чёткость, конкретность, диагностичность, операциональность целей занятия___

________________________________________________________________________

2.2 Доведены ли цели до студентов?_________________________________________

________________________________________________________________________

2.3 Соответствует ли проведённое занятие поставленным целям?________________

________________________________________________________________________

3. Нормирование учебного времени

3.1 Регламентирует ли преподаватель этапы занятия?__________________________

________________________________________________________________________

3.2 Правильно ли распределено время?______________________________________

________________________________________________________________________

4. Учёт и контроль знаний

4.1 Владение преподавателя методикой опроса, соответствие методики типу занятия

________________________________________________________________________

4.2 Приёмы опроса, применённые на занятии_________________________________

________________________________________________________________________

4.3 Педагогическая целесообразность их использования________________________

________________________________________________________________________

4.4 Умение студентов анализировать ответы товарищей________________________

________________________________________________________________________

5. Соответствие учебного процесса и методического обеспечения дидактическим принципам

5.1 Реализация принципа целесообразности в определении темы занятия, методов обучения, содержания учебного материала___________________________________

________________________________________________________________________

5.2 Реализация требований принципа научности в процессе занятия______________

________________________________________________________________________

5.3 Какова профессиональная направленность занятия/ насколько успешно реализуется принцип связи обучения с жизнью________________________________

________________________________________________________________________

5.4 Насколько целесообразно реализуются на занятии требования принципов сознательности, активности, системности, последовательности, доступности и наглядности_____________________________________________________________

________________________________________________________________________

5.5 Решение на занятии воспитательных целей________________________________

________________________________________________________________________

6. Уровень педагогического мастерства преподавателя

6.1 Знание преподавателем материала________________________________________

________________________________________________________________________

6.2 Владение педагогическими технологиями, ориентированными на дифференциацию, индивидуализацию и личностное развитие студента___________

________________________________________________________________________

6.3 Педагогические новации________________________________________________

________________________________________________________________________

6.4 Организация познавательной деятельности и творческого общения на занятии__

________________________________________________________________________

6.5 Психологическая атмосфера на занятии, уровень мотивации студентов(высокий, средний, низкий)_________________________________________________________

________________________________________________________________________

6.6 Поведение преподавателя, педагогический такт____________________________

________________________________________________________________________

Рекомендации по итогам посещения занятия__________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Подпись лица, посетившего занятие                             Подпись преподавателя

__________________________________                ____________________________

__________________________________               С выводами ознакомлен(а)

__________________________________               ____________________________

                                                                                 «____»__________________20___г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА по МДК 01. 01. Управление территориями и недвижимым имуществом на тему: «Структурная модель и порядок разработки схемы землеустройства административного района»

В данной методической разработке открытого урока представлена методика проведения практического занятия с применением элементов технологии  коллективного обучения.Рекомендована для использования ...

Методическая разработка открытого урока «Разработка тестового приложения. Организация перехода между диалоговыми окнами»

Данная разработка составлена в соответствии с ФГОС и предназначена для оказания практической помощи преподавателям колледжа при проведении открытых уроков в виде лабораторной работы для усвоения умени...

Методические рекомендации для преподавателей по составлению методической разработки открытого занятия

В предложенном материале  приводится примернst  рекомкендации по структурированию и написанию методических разработок учебных  занятий. Материал можент быть полезен преопдавателям СПО и...

Методическая разработка открытого заседания предметного кружка «От банкротства к прибыли» Тема: «Разработка стратегии развития организации»

В данной методической разработке представлен опыт проведения открытого заседания кружка «От банкротства к прибыли» на тему  «Разработка стратегии развития организации». Да...

Методическая разработка открытого урока по ПМ.04 Организация работы структурного подразделения «Разработка и принятие управленческих решений»

Практическое занятие по ПМ.04 Организация работы структурного подразделения, на котором  представлено  формирование  значимых ключевых профессиональных компетенций будущего специалиста....

Щукина Л.М. Методическая разработка внеклассного мероприятия Искусство стиля в создании имиджа человека

Щукина Л.М. Методическая разработка внеклассного мероприятия Искусство стиля в создании имиджа человека...