Методические рекомендации для преподавателей по составлению методической разработки открытого занятия
методическая разработка на тему

Иванова Наталья Николаевна

В предложенном материале  приводится примернst  рекомкендации по структурированию и написанию методических разработок учебных  занятий. Материал можент быть полезен преопдавателям СПО и мастрам производственного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методические рекомендации155.67 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждениеРисунок1,2

среднего профессионального образования

«Краснодарский торгово-экономический колледж»

Краснодарского края

Иванова Н.Н.

РЕКОМЕНДАЦИИ

по составлению методических

разработок уроков

http://metod.gymn37.minsk.edu.by/be/sm_full.aspx?guid=7493

Краснодар, 2016

Введение

Одним из действенных средств обобщения собственного опыта и усвоения опыта других преподавателей является составление и использование различных методических разработок, которые представляют собой ценнейшие обобщения множества педагогических исследований и раздумий, итоги большой практической деятельности.

Роль методической разработки заключается в углубленном раскрытии общих и специфических дидактических основ и принципов, использовании передовых методов обучения воспитания, применительно к определенному контингенту студентов с учетом особенностей каждой учебной дисциплины в отдельности.

В ней должен быть дан исчерпывающий ответ на вопросы, какими методами и средствами могут быть успешно решены те или иные дидактические задачи.

В хорошо разработанной методической разработке должны излагаться не просто совокупность различных методов обучения, а главным образом цель и содержание работы преподавателей и студентов. В ней необходимо обосновать критерий подхода к выбору учебного материала и опыта для передачи его студентам; изложить наиболее рациональные методы обучения, способы развития познавательных способностей и привития навыков самообразования; показать пути повышения эффективности и качества учебно-воспитательного процесса (рациональный выбор и планирование типа занятия, умелое определение и использование структуры различных типов занятий, тщательный отбор учебного материала, рациональное использование учебного времени, обеспечение оперативной обратной связи, применение технических средств и проблемных методов обучения, постоянное совершенствование методов и приемов учебной работы и др.).

Общепедагогическое направление и содержание любой методической разработки должны быть увязаны с общепринятыми дидактическими принципами, главными из которых являются: научность, связь теории с практикой, наглядность, систематичность, конкретность, индивидуальный подход в процессе обучения, максимальная самостоятельность и другие.

Очень важно, чтобы в методических разработках, касающихся методики преподавания отдельных дисциплин, было раскрыто значение и профессиональная направленность учебной дисциплины для каждой категории специалистов, которым нужно знание этого предмета в практической деятельности, Большое внимание в любой методической разработке должно быть обращено на учет особенностей обучаемого контингента, его образовательного и интеллектуального уровня.

Исходя из сказанного, можно в обобщенном виде сформулировать следующие основные требования, предъявляемые к методической разборке:

  1. Научность - методическая разработка должна отражать новейшие, подтвержденные современной педагогической наукой и практикой, методы обучения, новейшие достижения науки и техники в области учебной дисциплины.

  1. Актуальность - методическая разработка должна быть написана на темы, являющиеся актуальными, наиболее трудными, направленные на всемерное повышение эффективности учебно-воспитательного процесса. Примером таких тем являются, на наш взгляд:

«Методика активизации самостоятельной деятельности студентов»,

 «Методика проведения интегрированных уроков»,

«Методика формирования навыков и умений»,

«Методика проведения учебных занятий с использованием инновационных технологий»,

«Методика проверки и закрепления знаний» и др.

Методические разработки могут составляться по различным аспектам организации и методики проведения учебно-воспитательного процесса. Они могут быть посвящены методике преподавания отдельных тем курса или проведения различных форм занятий; проблемным и поисковым методам обучения; методике проведения контроля знаний и др.

И какой бы проблеме ни была бы посвящена методическая разработка - главная ее ценность заключается в четком разграничении методов обучения различных контингентов студентов. В данном случае имеется в виду четкое определение методов, специфика и особенностей дневного и заочного обучения.

Ценность любой методической разработки во многом предопределяется актуальностью темы или проблемы, которой она посвящена.

  1. Последовательное и систематическое изложение материала, достижение единства формы и содержания. Методическая разработка должна быть написана на конкретном материале, который должен излагаться систематически и последовательно. Творческое обучение должно быть на конкретных практических примерах.

  1. Доказательность и обоснованность основных положений и рекомендаций, подтвержденных опытом или специально проведенным экспериментом.

  1. Лаконичность и выразительность. Методическая разработка должна быть написана грамотным, простым и доступным языком. Основные положения необходимо излагать сжато, лаконично и конкретно.

Качество методической разработки во многом зависит от того, насколько серьезно и ответственно преподаватель подготовился к ее написанию, так как творческий процесс требует большой кропотливой подготовительной работы, которая заключается в следующем:

а)        четко продуманном выборе темы и определении конкретной цели;

б)        составлении обстоятельного плана;

в)        обобщении и изучении собственного опыта, а также опыта своих коллег;

г)        глубоком изучении необходимых литературных источников;

д)        предварительной проверки и апробации отдельных рекомендаций в процессе собственной педагогической деятельности;

е)        накоплении необходимого практического материала.

После выбора темы и определения конкретной цели автор разрабатывает детальный план методической разработки, в котором намечает основные разделы, этапы работы и перечень требуемой литературы.

Основными литературными источниками могут быть: специальная литература и методические пособия, издаваемые Российской академией образования; журналы «Народное образование», «Среднее профессиональное образование» и «Специалист», сборники методических материалов, издаваемые методическими кабинетами и объединениями, методические разработки, написанные своими коллегами и др.

Для того, чтобы методическая разработка носила конкретный характер, преподаватель-автор должен постоянно накапливать факты из передового опыта, для этой цели рекомендуется вести дневник, где регистрируются, обобщаются и анализируются определенные наблюдения и факты.

Важным этапом в процессе написания методической разработки является отбор и систематизация фактов, так как из многочисленных наблюдений и фактов надо уметь отобрать только наиболее ценные и полезные. Полезным также для написания методической разработки является обмен мнениями со своими коллегами, организация обсуждений и дискуссий на определенных этапах работы над ней.

Объем, составленные элементы и содержание методической разработки определяются актуальностью и сложностью освещаемой проблемы.

Основные разделы методической разработки проведения урока.

  1. Введение (предисловие).

  1. Тема урока и ее характеристика.
  2. Подготовка преподавателя к уроку.
  3. Развернутый план урока и его обоснование.
  4. Методика реализации отдельных элементов плана урока (например, интегрированного урока).
  1. Организация урока.
  2. Проверка знаний студентов по пройденному материалу:
  1. Цель и характеристика материала, по которому проводится проверка знаний.
  2. Методика проведения проверки знаний.
  3. Примерная формулировка контрольных вопросов.
  4. Методы обобщения знаний студентов и критерии оценки знаний,
  5. Методика применения ТОО в процессе проверки знаний.
  1. Сообщение и усвоение новых знаний:

5.3.1. Критерий отбора, сущность сообщаемых знаний, их последовательность и обоснованность. Методы сообщения новых знаний, их последовательность и характеристика.

  1. Методы воспитания студентов в процессе проведения занятия.
  2. Характеристика межпредметных и внугрипредметных связей,
  3. Методы активизации познавательной деятельности студентов путем постановки и решения проблемных ситуаций.
  4. Методика закрепления сообщаемого нового материала.

5.4. Задание на дом:

  1. Характеристика и объем домашнего задания.
  2. Рекомендации по методике выполнения домашнего задания.
  3. Методика отбора материала для самостоятельного изучения.
  4. Перечень основных разделов, тем и вопросов, выносимых на самостоятельное изучение.
  5. Перечень требуемой основной и дополнительной литературы.

6. Выводы и предложения.

Некоторые рекомендации по содержанию отдельных разделов.


1.        Введение. 

В этом разделе автор должен кратко изложить цель, которую он поставил перед собой, и указать, на основании, какого опыта написана разработка.


  1. Название темы урока и ее характеристика.

В этом разделе автор должен раскрыть значение и обосновать актуальность выбранной темы; указать особенности и пояснить, почему для написания данной методической разработки выбрана именно такая тема.

  1. Подготовка преподавателя к уроку или к другой организованной форме занятий.

Здесь автор характеризует работу, которую должен проделать преподаватель при подготовке к проведению урока или практического занятия.

Работа по подготовке преподавателя к уроку (практическому занятию) состоит, например, из следующих элементов: углубленное ознакомление с вопросами программы, имеющими прямое отношение к данной теме; изучение учебной и методической литературы; ознакомление с новыми материалами (особенно с практической деятельностью торговых организаций и предприятий); определение перечня и подготовка наглядных пособий и нормативных документов.

  1. План урока.

План урока зависит, прежде всего, от его вида (типа), дидактической задачи и цели. План урока должен быть, как правило, предельно развернутый, наиболее полно отражающий все его элементы.

Так, в плане урока должно быть указано: время и место проведения урока; полное наименование темы в соответствии с календарно-тематическим планом; учебная и воспитательная цель урока; тип урока и дидактическая задача; метод проведения урока; продолжительность урока; дозировка времени всех элементов и этапов урока; основные вопросы, предназначенные для повторения пройденного материала; основные вопросы нового материала; содержание домашнего задания; перечень литературы и наглядных пособий; межпредметные и внутрипредметные связи; основные тезисы запланированного для усвоения на уроке материал; дата составления плана и подпись преподавателя.

Примечание: в плане проведения практического занятия следует обязательно указать действия преподавателя и действия учащихся, порядок подведения итогов. В плане семинарского занятия, кроме названия рефератов, обязательно указывать вопросы для беседы.

  1. Организация урока.

В этом разделе автор излагает действия преподавателя, связанные с организацией и обеспечением высокой эффективности урока, Здесь важно дать рекомендации по методике обеспечения своевременного и организованного начала урока, оснащения аудитории всеми необходимыми учебно-наглядными пособиями и техническими средствами обучения, целесообразно изложить перечень действий преподавателя по созданию рабочей обстановки на уроке.

  1. Проверка знаний студентов.

Методике проверки знаний, умений студентов при различных формах обучения (очной, заочной) автор должен уделить особое внимание, так как этот элемент процесса обучения является в методическом отношении наиболее сложным. В этом разделе методической разработки важно дать методические советы, по какой конкретной части изученного материала наиболее целесообразно проверить степень усвоения знаний и умений, указать методы проверки знаний (формы опроса, применение тестового программированного опроса и т.п.), показать, как правильно сформулировать контрольные вопросы, каким образом активизировать всех студентов во время опроса, как применять наглядные пособия, каковы критерии оценки знаний и умений.

Очень важно в этом разделе дать описание действия преподавателя во время ответов студентов, показать методику анализа и обобщения ответов.

  1. Сообщение и усвоение нового материала.

Этот раздел является основным в разборке о методике проведения определенного типа урока, Здесь необходимо кратко изложить сущность материала, обосновать последовательность, логичность и методы его изложения,

Здесь важно показать, как перед изучением нового материала можно направить внимание студентов на новый вид учебной деятельности - усвоение новых знаний, как сделать их внимание устойчивым, заинтересовать их в изучении нового материала, как в процессе сообщения новых знаний можно добиться активного их усвоения, превратить знания в убеждения.

В данном разделе очень важно показать, какими средствами можно реализовать требования, предъявляемые к отбору содержания учебного материала, основными из которых являются: соответствие отобранного материала уровню развития современной науки и техники; соответствие содержания материала особенностям обучаемой профессии, требованиям практики и квалификации специалиста; обеспечение связи теории с практикой; систематичность содержания, доступность и посильность учебного материал; учет межпредметных связей и другие. Важно также показать, в каком объеме и какой конкретно учебный материал следует излагать и усвоить на уроке, а какие вопросы целесообразно предложить студентам  изучить самостоятельно, При этом следует указать, какие установочные и методические указания надо дать студентам для самостоятельного усвоения учебного материала.

Так как этот элемент урока наиболее сложный и ответственный, автор должен показать, как надо учитывать уровень подготовленности студентов к усвоению нового материала, на какой запас ранее усвоенных ими представлений и понятий можно опереться; как увязать новое с имеющимися уже понятиями и представлениями; каким образом лучше всего обеспечить связь нового материала с ранее изученным; как создать основу для восприятия ими последующего программного материала; как достичь наилучшее соответствие сообщаемого материала программе и специальности учащихся, какой наиболее эффективный метод сообщения и усвоения новых знаний по данной теме (продуктивный, репродуктивный); как править учащимся самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке тучно-технической информации. Особенно важно показать пути достижения достоверности и актуальности сообщаемых знаний, обеспечения воспитания в процессе изложения материала; как использовать и применить наглядные пособия в процессе сообщения новых знаний.

Целесообразно также показать, как лучшим образом можно обеспечить связь изучаемого материала с практикой деятельности торговых организаций и предприятий, каким образом можно эффективнее использовать ведомственные материалы; важнейшие решения партии и правительства, местный практический материал.

В методическом плане можно показать, как строится логика и структура процесса обучения, ибо, как известно, одним из важнейших условий обеспечения высокой эффективности обучения является достижение логичности процесса изложения и усвоения учебного материала.

Одним из важнейших требований процесса обучения является обеспечение постоянного нравственного воспитания. Поэтому в методической разработке следует указать, какими методами и как преподаватель может содействовать формированию и развитию у студентов чувства патриотического долга, профессиональной этики и любви к избранной профессии.

Характеризуя, например, методы проблемного обучения, можно показать, как моделируются проблемные и учебные ситуации, используя примеры из практической деятельности торговых организаций и предприятий; как руководить деятельностью учащихся в процессе решения различных ситуаций, как осуществляется обсуждение и оценка принятых решений, каким образом преподаватель руководит процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний.

Важно также на конкретных примерах показать, как можно выполнить один из важнейших требований и принципов дидактики - обеспечение индивидуального подхода к каждому студенту.

  1. Закрепление нового материала

Многие преподаватели часто встречаются с определенными трудностями при закреплении новых знаний. Характеризуя этот элемент урока, важно показать, какой в данном конкретном случае наиболее эффективный метод закрепления новых знаний (постановка контрольных вопросов, решение задач или ситуаций, выполнение различных упражнений и др.), содержание вопросов и задач, практических упражнений и ситуаций достигает цели.

Особое внимание в этой части методической разработки необходимо уделить методике достижения понимания существа излагаемого материала, а не механического его запоминания. Поэтому целесообразно на нескольких конкретных примерах показать, как надо ставить вопросы, чтобы достичь эффект «понимания» вместо механического его «запоминания».

Закрепление сообщенных знаний на любом уроке является гарантией их усвоения. Не случайно уделяется много внимания в современной педагогической литературе вопросам методики усвоения максимального объема знаний непосредственно на уроках. Закрепление новых знаний может вестись как в ходе их изложения, так и в конце урока, Какой из указанных методов целесообразен, зависит от характера излагаемого материала и дидактической задачи, поэтому задача автора разработки состоит в том, чтобы показать, какой метод закрепления материала в данном конкретном случае наиболее эффективный.

  1. Задание на дом.

В этом разделе нужно дать рекомендации о том, как лучше разъяснить студентам  конкретную цель задания, его содержание и наиболее рациональный способ выполнения. Необходимо на конкретном примере обосновать дозировку объема домашнего задания, как важнейшего условия достижения поставленной цели, Практика показала, что наряду с заданием по усвоению новых теоретических знаний, целесообразно задавать студентам и практические задания 

  1. Рекомендуемая литература и наглядные пособия.

В методической разработке очень важно показать оптимальный вариант и критерии подхода к определению перечня и объема рекомендуемой студентам литературы, Кроме основной учебной литературы, необходимо рекомендовать дополнительную литературу и фактический материал из практики деятельности организаций и предприятий, Рассказывая о порядке и методике использования литературы и практических материалов, автор должен высказать свое отношение к ним, иллюстрировать их эффективность.

11. Выводы и предложения  (Заключение).

В этой части методической разработки автор должен кратко обобщить основные предложения, изложенные в ней; показать и обосновать эффективность применения тех или иных методов обучения; привести соответствующие конкретные данные, подтверждающие достоверность и оптимальность сделанных выводов, высказать ряд критических замечаний и дать свои предложения по повышению эффективности и качества обучения.

Важно обратить внимание на то, что любая, даже самая совершенная методическая разработка, не может дать преподавателю исчерпывающие ответы на все вопросы, которые выдвигает практика и которые постоянно возникают в творческом педагогическом труде, в разнообразных условиях учебного процесса. Поэтому важным условием достижения подлинного педагогического мастерства является систематическое изучение проблем совершенствования содержания и методов обучения в комплексе, постоянный поиск нового и совершенствование собственного опыта.

В заключение следует отметить, что ценность любой методической разработки состоит в том, что наряду с изложением общих известных методических рекомендаций, преподаватель показывает эффективность новых методических и педагогических приемов, которые были им, применены в результате его собственного творческого поиска, постановки и проведения эксперимента.

Литература:

  1. Министерство образования РФ  Рекомендации по методике составления методразработок. НМЦ СПО, М., 2007.
  2. Поташник М.М. «Требования к современному уроку» - М., 2007.
  3. Поташник М.М., Левит М.В. «Как подготовить и провести открытый урок (Современная технология)» - М., 2008.
  4. Смирнов В.И. «Общая педагогика» - М., 2007.
  5. Хуторской А.В. «Современная дидактика» - М., 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для преподавателей по теме «Текстовые фреймы в Adobe InDesign» в рамках курса «Верстка в настольной издательской системе Adobe InDesign»

Методические рекомендации для преподавателейпо теме «Текстовые фреймы в Adobe InDesign» в рамках курса «Верстка в настольной издательской системе Adobe InDesign»...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ по курсу «Выполнение работ по профессии бармен в горно-туристских комплексах»

Методические рекомендации предназначены для преподавателей, осуществляющих обучение по профессиональной образовательной программе «Выполнение работ по профессии бармен в горно-туристских комплексах», ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для преподавателей по организации и проведению предметной олимпиады по дисциплине: «Товароведение продовольственных товаров»

Одной из активных форм учебной работы со студентами является организация и проведение олимпиады по товароведению продовольственных товаров. Олимпиада активизирует познавательную деятельность студентов...

Методические рекомендации для преподавателей совместителей

Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения, для преподавателей совместителей КОГПОБУ "Омутнинский колледж педагогики, экономики и права"...

Методические рекомендации для преподавателей "Варианты использования компьютерных и мультимедиа технологий на уроках литературы"

Сегодня преподавателю и студенту доступен гигантский объём информации, поэтому появляются дополнительные требования, поэтому пояляются дополнительные требования к постановке целей и задач в условиях н...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для преподавателей «Требования к содержанию и оформлению методических материалов по разработке учебно-методического комплекса по учебной дисциплине/ профессиональному модулю» в ГБПОУ КНТ им. Б.И.Корнилова

В методических рекомендациях обобщен и систематизирован материал, включающий основные требования к содержанию и оформлению учебно-методического комплекса по учебной дисциплине (УД)/профессиональному м...