МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для преподавателей «Требования к содержанию и оформлению методических материалов по разработке учебно-методического комплекса по учебной дисциплине/ профессиональному модулю» в ГБПОУ КНТ им. Б.И.Корнилова
методическая разработка

Шалавина Анна Ивановна
В методических рекомендациях обобщен и систематизирован материал, включающий основные требования к содержанию и оформлению учебно-методического комплекса по учебной дисциплине (УД)/профессиональному модулю (ПМ). Методические рекомендации составлены в помощь преподавателям, председателям ПЦК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii_po_umk_ud_pm.doc276 КБ

Предварительный просмотр:

Эмблема КНТ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

 «Кстовский нефтяной техникум имени Бориса Ивановича Корнилова»

Система качества образовательного учреждения

Методические рекомендации

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ

для преподавателей

               «Требования к содержанию и оформлению методических материалов по разработке учебно-методического  комплекса по  учебной дисциплине/ профессиональному модулю» в ГБПОУ КНТ им. Б.И.Корнилова

Кстово, 2022 г.

                                                                                                                             

Автор (составитель)                     методист  ГБПОУ КНТ им  Б.И. Корнилова

 Шалавина А.И.                 

                                 

           

         Утверждены                                                 Председатель

    на методическом совете                                       методического совета

______________________________                          ____________________.

               

        

        В методических рекомендациях обобщен и систематизирован материал, включающий основные требования к содержанию и оформлению учебно-методического комплекса по учебной дисциплине (УД)/профессиональному модулю (ПМ).  

        Методические рекомендации составлены в помощь преподавателям, председателям ПЦК.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

4

  1. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

6

  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

10

  1. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ, СОГЛАСОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ  УМК УД (ПМ)

10

  1. СТРУКТУРА  УМК УД (ПМ)

12

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ СОДЕРЖАНИЯ  И КАЧЕСТВА УМК УД (ПМ)

13

  1. ПРИЛОЖЕНИЕ 1.  ОФОРМЛЕНИЕ  УМК

15

 


ВВЕДЕНИЕ

        Необходимость обеспечения качественной реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) требует изменения подходов  к  учебно-методическому обеспечению основных профессиональных образовательных программ.

        Учебно-методическое обеспечение  является инструментом организации и поддержки образовательного процесса, оно дает достаточно полное представление как об объеме содержания обучения, подлежащего усвоению, так и о способах построения учебного процесса.

        Основная цель учебно-методического обеспечения – создание условий для реализации требований ФГОС посредством предоставления обучающимся полного комплекта учебно-методических материалов для аудиторного и самостоятельного освоения учебных дисциплин и профессиональных модулей обязательной и вариативной частей образовательной программы. Наличие учебно-методического обеспечения позволяет:

- систематизировать нормативные документы, методические материалы и средства обучения;

- повысить эффективность и качество учебных занятий;

- сформировать систему объективной оценки компетенций обучающихся и выпускников.

         В данном методическом руководстве по созданию УМК  учебной дисциплины (УД), профессиональному модулю (ПМ)  излагаются основные требования  и практические рекомендации по структуре, порядку составления, оформления, согласования, утверждения и изменения компонентов УМК.

        УМК   помогает ориентироваться в  содержании учебной дисциплины/ профессионального модуля, последовательности их изучения, разделах и требованиях к уровню их освоения. От наличия и качества УМК по всем

дисциплинам/профессиональным модулям учебного плана

профессиональной образовательной программы во многом зависит качество

образования выпускников, их конкурентоспособность. А это, в свою очередь,

определяет место техникума на рынке образования, его авторитетность и

привлекательность для абитуриентов, что особенно важно в современных

экономических условиях.

Методическое руководство предназначено для преподавателей и председателей ПЦК.

I.  ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

         

        Контрольно-измерительные материалы – совокупность контрольных материалов по дисциплинам основной образовательной программы, обеспечивающих оценку уровня подготовки (освоения компетенций) обучающихся на соответствие требованиям ФГОС. 

    Компетентностный подход – это подход к определению целей, отбору сдержания, организации образовательного процесса, выбору образовательных технологий и оценке результатов образования, основанный на предоставлении результатов образования в виде актуальной совокупности компетенций выпускников учебных заведений и соответствующих уровней сформированности этих компетенций;- это метод моделирования результатов обучения и их представления как норм качества образования.

Компетенция – это личностная способность обучающегося решать определенный класс профессиональных задач. Понятие компетенция включает:
- знание и понимание (теоретическое знание академической области,
способность знать и понимать);

- знание как действовать (практическое и оперативное применение знаний к
конкретным ситуациям);
- знание как быть (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и
жизни с другими в социальном контексте).

Лабораторная работа – форма учебного занятия, направленного на изучение структуры, свойств, строений и других особенностей объекта.

Лекция – форма учебного занятия, цель которого состоит в рассмотрении теоретических вопросов излагаемой дисциплины в логически выдержанной форме.

Методические указания (рекомендации) – учебно-методическое издание, содержащее материалы по методике самостоятельного изучения либо практического освоения обучающимися учебной дисциплины и подготовке к проверке знаний. Указания могут содержать в зависимости от назначения общую характеристику дисциплины, формы, методы, виды практической и самостоятельной работы обучающихся.

Основная профессиональная образовательная программа (основная образовательная программа) – совокупность учебно-методической документации, включающая в себя учебный план, график учебного процесса, программы практик, рабочие программы учебных курсов, дисциплин, профессиональных модулей и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся.

Оценка результатов обучения – процедура определения соответствия индивидуальных образовательных достижений обучающихся и выпускников профессионального образования требованиям ФГОС и предприятий-работодателей, заказчиков кадров. 

Общая компетенция (ок) – способность успешно действовать на
основе практического опыта, умения и знаний при решении задач общего рода
деятельности.

Практика – вид учебных занятий, использующийся для освоения обучающимися компетенций в процессе самостоятельного выполнения определенных видов работ, необходимых для осуществления профессиональной деятельности в максимально приближенных к ней условиям.

Практический опыт - способность осознанно, быстро и точно выполнять трудовую деятельность по специальности в учебных и  производственных условиях, сформированная на основе теоретической и практической подготовки.

Примерная основная образовательная программа – документ рекомендательного характера, на основе которого разрабатывается основная образовательная программа.

Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при выполнении задания, решении задачи профессиональной деятельности.

Профессиональный модуль (пм) – часть основной
профессиональной образовательной программы, имеющая определенную
логическую завершенность по отношению к заданным ФГОС результатам
образования, и предназначенная для освоения профессиональных компетенций в рамках каждого из основных видов деятельности.

Программа профессионального модуля – документ, определяющий результаты обучения, критерии, способы и формы их оценки, а также содержание обучения и требования к условиям реализации  профессионального модуля.

Профессиональная деятельность – это совокупность функций, действий, операций, которые приходится выполнять специалисту при осуществлении должностных обязанностей в соответствии с профессией.

Раздел профессионального модуля – часть программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций (может включать МДК или его часть, части учебной и производственной практик).

Рабочая программа учебной дисциплины – регламентирующий учебный документ, определяющий цели и содержание учебной дисциплины, информационный объем, уровень формирования компетенций обучающихся, а также порядок изучения и преподавания учебной дисциплины, перечень рекомендованных учебных изданий, других методических и дидактических материалов, критерии успешности обучения и средства диагностики успешности изучения дисциплины.  

  Семинар  –составная часть учебного процесса, групповая форма занятий при активном участии обучающихся. Способствует углубленному изучению наиболее сложных тем учебных дисциплин и служит основной формой подведения итогов самостоятельной работы.

          Учебно-методический комплекс дисциплины – комплекс организационно-методических документов и учебно-методических материалов, обеспечивающих учебный процесс по дисциплине и способствующих эффективному и результативному освоению студентами учебного материала дисциплины основной образовательной программы конкретного направления подготовки (специальности).

Учебный план – документ, определяющий график учебного процесса на весь период обучения и определяющий перечень, последовательность и распределение по периодам обучения учебных курсов, дисциплин (модулей), практик, предусмотренных образовательной программой, временные затраты на их освоение, а также виды учебной (аудиторной и самостоятельной) деятельности обучающихся, промежуточной и итоговой аттестации выпускников.

Умения – это владение способами (приемами, действиями) применения
усваиваемых знаний на практике.

Уровень освоения - это набор приемов и методов современных образовательных технологий, направленных на формирование необходимых компетенций в рамках освоения отдельной дидактической единицы.

Знания – понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения (правила, законы, выводы).

Фонд оценочных средств – совокупность контрольно-измерительных материалов, предназначенных для измерения уровня достижения студентом установленных результатов обучения.

Виды уровней освоения:

- ознакомительный – узнавание ранее изученных объектов;
- репродуктивный – выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством;

- продуктивный – планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач.

Вид профессиональной деятельности – это одна или несколько определенных функций, которые выполняются специалистом при выполнении должностных обязанностей в процессе профессиональной деятельности.

Междисциплинарный курс (мдк) – система знаний, умений и практического опыта, отобранная на основе взаимодействия содержания отдельных учебных дисциплин с целью внутреннего единства образовательной программы профессионального модуля.

2. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

 2.1  Порядок разработки, согласования и утверждения  УМК УД (ПМ)

        ФГОС требует ежегодного обновления ОПОП (в части состава дисциплин

и профессиональных модулей, устанавливаемых учебным заведением в учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, программ учебной и производственных практик, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии), разработки рабочих программ, методического обеспечения самостоятельной работы и механизмов управления ею, разработки методического обеспечения использования в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий, разработки методического обеспечения курсовых работ (проектов), учебно-методического обеспечения учебной и

производственной практик, создание учебников и учебных пособий, в т. ч.

электронных учебных пособий, разработки методического обеспечения

лабораторных и практических занятий с учетом использования информационно-коммуникационных технологий, создание фондов

оценочных средств, материалов государственной (итоговой) аттестации

(ГИА).

Возможные изменения и дополнения согласуются и утверждаются до 30 июня текущего года. Утвержденные изменения и дополнения  вводятся в действие с 1 сентября нового учебного года.

        Ответственность за содержание, оформление и обновление УМК возлагается на составителя (группу составителей) и председателя ПЦК, за которой закреплена дисциплина (ПМ).

    Разработка компонентов УМК УД (ПМ) осуществляется на основе следующих дидактических принципов:

- соответствие ФГОС  требованиям к знаниям, умениям, практическому опыту;

- четкая структуризация (модульность) учебного материала;

-логичность и последовательность изложения учебного материала;

- полнота и достоверность информации;

- определение компетенций, которыми должен овладеть обучающийся в процессе изучения УД (ПМ);

- современность и соответствие научным достижениям в профильной для УД (ПМ) отрасли;

- соответствие учебному плану и ФГОС объема часов, отведенных на изучение УД (ПМ);

- доступность компонентов УМК для обучающихся и преподавателей;

- своевременная  обновляемость компонентов УМК.

        Если дисциплина входит в учебные планы сразу нескольких образовательных программ с одинаковыми требованиями ФГОС, то разрабатывается унифицированный УМК по этим направлениям.

        Согласование (рассмотрение) комплекта УД (ПМ) проходит на заседании предметно-цикловой комиссии, указывается дата заседания ПЦК,  номер протокола, подпись председателя ПЦК.  После одобрения ПЦК, комплект УМК рассматривается на методическом совете.

        Утверждается комплект УМК УД (ПМ) приказом директора техникума.

         

        

2.2  Структура  УМК УД (ПМ) включает  основные части:

  • минимальный состав (базовый блок);
  • дополнительные учебные материалы (дополнительный блок).

       БЛОК НОРМАТИВНОЙ УЧЕБНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

        Базовый блок:

  • выписка из ФГОС СПО;
  • рабочую программу УД (ПМ);
  • календарно-тематический план УД ( ПМ, МДК).

Дополнительный блок:

  • Планы уроков или технологические карты занятий по УД ( МДК);

 

  БЛОК УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ  ДОКУМЕНТАЦИИ

Базовый блок:

  • Методические указания по  лабораторным работам;
  • Методические указания по  практическим занятиям;
  • Методические указания (рекомендации) по выполнению курсовых проектов;
  • Методические рекомендации по подготовке выпускной квалификационной работы (ПЭР);
  • Методические рекомендации для обучающихся по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по УД, ПМ.

Дополнительный блок:

  • Учебные и учебно-методические пособия (перечень изобразительных пособий (плакаты, схемы, альбомы, чертежи, таблицы, диаграммы); перечень натуральных пособий (приборы, механизмы, инструменты, детали, материалы, натуральные образцы, модели, макеты, муляжи); раздаточный дидактический материал – учебные карточки-задания, дидактические материалы для выполнения самостоятельных, задания для проектирования изделий и технологических процессов); перечень технических средств обучения (аудио - визуальные технические средства, тренажеры, ПК)
  • Список учебной и нормативно-справочной литературы;
  • Сборники задач и упражнений;
  • Конспект лекций;

       БЛОК КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

        Базовый блок:

  • Комплекты КОС по УД (ПМ, МДК);
  • Перечень вопросов и задач к экзамену.

Дополнительный блок:

  • Тестовые задания по УД (МДК, ПМ);
  • Методические указания по выполнению контрольных работ.

2.3  Организация контроля содержания  и качества УМК УД (ПМ)

        Контроль содержания и качества УМК возлагается на предметно-цикловую комиссию - на председателя ПЦК, методический совет.

Председатель ПЦК:

1) Разрабатывает план подготовки УМК  УД (ПМ, МДК), в котором определяются сроки и ответственные за подготовку по различным дисциплинам, модулям.

2) Рассматривает  рабочие программы, учебные и учебно-методические материалы, представляемые разработчиками.

3) Осуществляет посещение занятий с целью оценки соответствия излагаемого материала учебной программе, уровня освоения учебного материала обучающимися.

4) Осуществляет экспертизу  содержания и качества материалов , соответствия современному уровню развития науки и практики, методике и технологии проведения учебного процесса.

5) Осуществляет текущий контроль по обновлению, наполняемости и хранению УМК.

Приложение 1

Эмблема КНТ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

 «Кстовский нефтяной техникум имени Бориса Ивановича Корнилова»

ОП-04-22

Система качества образовательного учреждения

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

(ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  МОДУЛЯ)

 Дисциплина ___________________________________________

                                                       (наименование дисциплины, модуля, МДК)

 Специальность/профессия _____________________________

                                                          ( код  специальности и её наименование)

  Профиль _____________________________________________

                                                                         ( технический, естественнонаучный, социально-экономический)

   Квалификация ________________________________________

Кстово,  202_  г.

Оформление оборота титульного листа УМК

Учебно-методический комплекс разработан в соответствии требованиям Федерального государственного образовательного стандарта по   специальности  ______________________________________________________

                                                           (код и наименование специальности/профессии)  

__________________________________________________________

                                                                             (кем и когда утвержден ФГОС)

Рассмотрено на ПЦК

____________________

«___»_______ 202___ г.

Протокол № _____

Председатель ПЦК                                                              _____________

Утверждено

на методическом совете

«____»_______ 201__ г.

Председатель методического совета                                        __________

 Разработчики:

__________________________________________________

              ( И.О.Фамилия, должность)                                                                                            (подпись)                                             

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

1.

БЛОК   НОРМАТИВНОЙ УЧЕБНОЙ                                ДОКУМЕНТАЦИИ

1.1

Выписка из ФГОС СПО

1.2

Рабочая программа УД (ПМ);

1.3

Календарно-тематический план УД (ПМ).

1.4

Планы уроков или технологические карты занятий по УД (ПМ);

2.

 БЛОК УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ  

ДОКУМЕНТАЦИИ

2.1

Методические указания по  лабораторным работам;

2.2

Методические указания по  практическим занятиям;

2.3

Методические указания (рекомендации) по выполнению курсовых проектов

2.4

Методические рекомендации по подготовке выпускной квалификационной работы (ПЭР)

2.5

Методические рекомендации для обучающихся по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по УД, ПМ

2.6

Учебные и учебно-методические пособия

2.7

Список учебной и нормативно-справочной литературы

2.8

Сборники задач и упражнений

2.9

Конспект лекций

3.

БЛОК КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

3.1

Комплекты КОС по УД (ПМ);

3.2

Перечень вопросов и задач к экзамену

3.3

Тестовые задания по УД ( ПМ)

3.4

Методические указания по выполнению контрольных работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по разработке рабочей тетради по учебной дисциплине (профессиональному модулю)

Использование рабочих тетрадей в учебном процессе способствует: качественному усвоению учебного материала; приобретению и закреплению практических умений и навыков; формированию у обучающихся навыков ...

Рабочие программы дисциплин, профессиональных модулей. Методические материалы

Фрагменты рабочих программ общепрофессиональных дисциплин, профессиональных модулей, программ производственных практик по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах, методических материал...

3.7. Участие в разработке и реализации проектов и прогамм в области образования: в разработке новых программ по учебным дисциплинам, профессиональным модулям и т.д.

3.7. Участие в разработке и реализации проектов и прогамм в области образования: в разработке новых программ по учебным дисциплинам, профессиональным модулям и т.д....

3.7.Участие в разработке и реализации проектов и программ в области образования; в разработке новых программ по учебным дисциплинам, профессиональным модулям и т.д.

3.7.Участие в разработке и реализации проектов и программ в области образования; в разработке новых программ по учебным дисциплинам, профессиональным модулям и т.д. – разработка программ УД и ПМ...

3.7 Участие в разработке и реализации проектов и программ в области образования; в разработке новых программ по учебным дисциплинам, профессиональным модулям и т.д.

Участие в разработке и реализации проектов и программ в области образования; в разработке новых программ по учебным дисциплинам, профессиональным модулям и т.д....

ЕДИНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ (ДИПЛОМНЫХ РАБОТ/ПРОЕКТОВ)

Методические рекомендации содержат Единые требования к содержанию и оформлению выпускных квалификационных работ (дипломных работ/проектов) в соответствии с требованиями ФГОС.Рекомендации предназначены...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по проведению лабораторно-практических работ по профессиональному модулю ПМ.04 Приготовление, оформление и подготовка к реализации холодных и горячих сладких блюд, десертов, напитков разнообразного ассортимента

Методические рекомендации по лабораторно-практическим занятиям разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 43....