Методические рекомендации для преподавателей класса аккордеона и баяна в ДШИ и ДМШ.
методическая разработка по теме

Сырбу Виталий Васильевич

Посадка  и постановка инструмента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_posadk_postanovka.docx24.25 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Постановка  инструмента и игрового аппарата.

Методические рекомендации (класс аккордеона)

Аккордеон – сложный в изучении инструмент. Играть приходится на двух (или на трёх, если аккордеон готово-выборный) принципиально разных клавиатурах. Причём левая находится  в движении и вне обзора играющего. Поэтому в поле внимания преподавателя на протяжении всего обучения должны быть посадка, постановка инструмента и, конечно, руки ученика.

Прежде, чем приступить к практическим занятиям на аккордеоне, необходимо правильно посадить ученика и установить инструмент.

ПОСАДКА

 Устойчивость.  Ноги должны ступнями упираться в пол. Вес туловища вместе с весом  инструмента должен приходиться на три точки опоры: на сиденье стула и ступни ног.

 Высота стула подбирается в соответствии с физическими данными играющего. Сиденье стула – немного выше уровня коленей (можно использовать подставку для ног).  

ПОСТАНОВКА ИНСТРУМЕНТА

При постановке инструмента необходимо найти компромисс между свободой игрового аппарата и ограничениями, связанными с конструкцией инструмента.   Наиболее перспективно смещение инструмента в левую сторону (это зависит от физических данных ученика).

Левый ремень – максимально короткий. Правый – длинный. Это создаёт определённый комфорт для правой руки. Гриф правой клавиатуры упирается в бедро правой ноги, а часть правого корпуса и сомкнутый мех стоит на бедре левой ноги.

ПОСТАНОВКА ПРАВОЙ РУКИ

Клавиатура аккордеона сродни фортепианной и самое удобное , естественное и непринуждённое положение кисти и пальцев на нотах   МИ  ФА диез  СОЛЬ диез  ЛЯ диез СИ сформулированное ещё Шопеном, подходит и для аккордеонистов. Различная длина пальцев при этом выравнивается: длинные пальцы играют на клавишах, расположенных глубже, чем те, на которых играют короткие. Первоначальные игровые навыки на правой клавиатуре удобнее осуществлять во 2 октаве. В постановке правой руки главным условием должны быть «естественность» и «удобство».

Важным условием является касание всех пальцев клавиатуры.

ПОСТАНОВКА ЛЕВОЙ РУКИ

Ремень  левого корпуса стесняет движение левой руки, которая ведёт мех и нажимает кнопки. Эти особенности предполагают определенные трудности при обучении, вместе с тем готовая  система левой клавиатуры даёт колоссальную возможность.

При сжатом мехе левая рука. Свободно согнутая в локте, продевается под ремень, при этом тыльная сторона запястья в предплечевой части опирается на ремень, предплечье внутренней своей стороной опирается на задний край левой крышки, пальцы – над кнопками. Рука должна быть выдвинута чуть вперёд (чтобы 5 палец мог нажимать кнопки на вспомогательном ряду), первый палец не должен создавать точки опоры при разжиме и сжиме меха. Это нарушает свободу остальных пальцев и создаётся лишнее напряжение для всей руки. Натяжение ремня левой части корпуса должно позволять руке передвигаться вдоль всей левой клавиатуры.

ВЕДЕНИЕ МЕХА

 Основные приёмы ведения меха – разжим, сжим, все остальные построены на различных сочетаниях разжима и сжима. Мех следует разжимать «веерообразно» по дуге вниз и сжимать обратно – по той же траектории. При сжиме поднимать вверх левый корпус аккордеона не следует. Это создаёт лишнюю нагрузку на левую руку и заметна смена меха. Важно: контролировать игровые движения, не сжимать и не разжимать мех до предела, дослушивать окончания фраз и мотивов.

Первоначальные упражнения для развития игровых движений в классе аккордеона и баяна .

        Первоначальные упражнения для развития игровых движений  помогают в дальнейшем учащемуся  развиваться и в техническом и в музыкальном, эмоциональном плане. Физическая свобода и эмоциональная раскрепощённость – главное условие хорошего исполнительства

Первые уроки с учащимся нужно проводить без звука (на чисто механические ощущения). Как только пальцы приобретут ловкость, цепкость, вводим работу со звуком. Поднимаем локоть правой руки, чуть отводим его в сторону, разворачиваем полусогнутую кисть к клавиатуре.

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ИГРОВЫХ НАВЫКОВ  ПРАВОЙ  РУКИ:

1) «лифт» - глиссандо по клавиатуре вверх и вниз, легко касаясь пальцами клавиатуры.

2) «обезьянка» - ставить кисть руки в любой части клавиатуры, зацепиться кончиками пальцев за клавиши. Это упражнение следует выполнять как на белых, так и на черных клавишах.

3) «паровозик» - упражнение на независимость пальцев выполняется в позиции (на примере упражнения Ганона). Обязательное условие – касание всех пальцев клавиатуры и игра вслепую, т.е. не глядя в клавиатуру.

УПАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ИГРОВЫХ НАВЫКОВ ЛЕВОЙ РУКИ:

1) «скольжение» - упражнение на развитие свободы кистевых движений вверх и вниз. Все 4 пальца (большой палец левой руки в игре не участвует) ставим на основной вертикальный ряд. Выполняем глиссандо вверх и вниз без звука. Следим за положением левого плеча, локтя и запястья. Вниз движение идёт от кисти, она  опережает пальцы. Вверх – наоборот, кисть подталкивает пальцы вверх.

2) «дождик» - упражнение осуществляется внутри позиции, развивает независимость пальцев, укрепляет мышцы пальчиков. Прожимать кнопку до  дна, затем расслабляя мышцу, отпускать кнопку. Кнопка за счет пружины должна вытолкнуть палец. Главное условие  - постоянное касание пальцами клавиатуры. Пальчики не должны прогибаться.

3) «зайчик» - движение блока пальцев по косым (горизонтальным) рядам. Это упражнение дается для проработки готового аккомпанемента.

4 палец – вспомогательный ряд

3 палец – основной ряд

2 палец – ряд мажорных аккордов

4) «шпагат» - упражнение на растяжку между 3 и 2 пальцами.  С 4 пальца – вспомогательного ряда до 2 пальца – минорных аккордов (или септаккордов – в зависимости от руки учащегося).

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ТЕХНИКИ ВЛАДЕНИЯ МЕХОМ:

Необходимо объяснить ребенку, что основа звукоизвлечения на аккордеоне – это мех. Аккордеон – « духовой» инструмент. Качество звука будет зависеть от потока воздуха, который колеблет металлический язычок, расположенный в корпусе инструмента.

1) «веер» - упражнение  на свободное  движение меха. Мех свободно падает и раскрывается  веерообразно, по той же траектории возвращается назад.

2) «собачка», «бегущий человек» - упражнения исполняются на душнике рывком меха.

3) «шум моря» - плавное движение меха, чередующееся с усилением и ослаблением движения.

Главная задача при работе с мехом – научиться менять его незаметно, плавно, чтобы при исполнении произведений  не страдало качество звука.

Методические рекомендации для родителей учащихся

 «Организация домашних занятий по специальности»

Класс аккордеона преподаватель Тельмановской ДШИ Ковалевская С.Ю.

  • Самостоятельные занятия должны быть регулярными, систематическими
  • Домашние занятия должны быть результативными  (ребенок должен  выполнять конкретную задачу)
  • Не следует заниматься на инструменте в случае болезни ребенка (повышенная температура, недомогание).
  • Длительность домашних занятий связано с возрастом учащегося  и его психологическими и физиологическими качествами и составляет для ученика 1 класса  примерно  20 минут;  2, 3 класса примерно 30 минут; 4, 5, класса  примерно  40минут, 6,7 класса -  1час в день.

Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приёмов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя

  • При нерегулярных не ежедневных домашних занятиях предпочтением являются занятия,  проведенные непосредственно  перед уроком по специальности

 В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий:

  • Игра технических упражнений, гамм и этюдов (с этого предпочтительно начинать домашнюю работу, тратится на это примерно треть времени)
  • Разбор новых произведений или чтение с листа  легких пьес (на 1-2 класса ниже по трудности)
  • Выучивание наизусть нотного текста (если это задано)
  • Работа над звуком, штрихами, фразировкой и другими конкретными деталями (по заданию преподавателя)
  • Проигрывание программы  целиком  перед концертным выступлением или контрольным уроком (зачетом)
  • Повторение пройденных и выученных ранее пьес.

Все рекомендации по домашней работе даёт преподаватель в индивидуальном порядке. Задание обязательно записывается в дневнике учащегося, оно четко формулируется преподавателем ,  прочитывается и объясняется учащемуся.

Преподаватель всегда задаёт на дом тот материал, который был пройден в классе (за исключением чтения с листа или самостоятельных разборов).

И главное помнить – занятия музыкой должны не только приучать ребенка трудиться, но и  доставлять ребенку радость и удовольствие.

«Работа над полифоническими произведениями в классе аккордеона (баяна)»

 Методические рекомендации

Преподавателя Тельмановской ДШИ Ковалевской С.Ю.

Полифония – сложный раздел в педагогике. При работе над полифоническим произведением нам встречаются различные трудности. Это и структурные особенности данных произведений, и расшифровка нотного текста (мелизмов). И динамические особенности и др.

 Работу над полифоническим произведением в классе аккордеона  разделяем на два этапа:

1) Анализ произведения

2) Исполнительская работа

Анализ произведения проводится от большого к малому:

  • Определяем жанр произведения, раскрываем перед учеником стилевые особенности произведения
  • Разбираемся с формой произведения
  • Расставляем фразировку
  • Определяем мотивное развитие

Исполнительская работа очень трудоёмка и сложна, поскольку аккордеон обладает рядом недостатков: сложности в работе с мехом, трудности в динамическом разделении голосов, артикуляционные трудности, но инструмент имеет и преимущество – это его певучесть.

Исполнительскую работу разделяем на несколько этапов:

  • Разбор текста и аппликатуры (эта работа проводится с учетом строения фраз и мотивов)
  • Работа над отдельными голосами  (добиваемся правильной артикуляции – произношения мотивов) Работа над правильным исполнением штрихов, фразировки, динамического развития

Отработка правильного исполнения мелизмов в разных голосах.

  • Работа над соединением голосов.
  • Наращивание необходимого темпа. Постепенный переход от медленных темпов к необходимых. В медленном темпе значительность каждого мотива подчеркивается – решаются звуковые проблемы. В быстрых темпах все суммируется – больше внимания динамике и выстраиванию формы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для преподавателей по теме «Текстовые фреймы в Adobe InDesign» в рамках курса «Верстка в настольной издательской системе Adobe InDesign»

Методические рекомендации для преподавателейпо теме «Текстовые фреймы в Adobe InDesign» в рамках курса «Верстка в настольной издательской системе Adobe InDesign»...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ по курсу «Выполнение работ по профессии бармен в горно-туристских комплексах»

Методические рекомендации предназначены для преподавателей, осуществляющих обучение по профессиональной образовательной программе «Выполнение работ по профессии бармен в горно-туристских комплексах», ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для преподавателей по организации и проведению предметной олимпиады по дисциплине: «Товароведение продовольственных товаров»

Одной из активных форм учебной работы со студентами является организация и проведение олимпиады по товароведению продовольственных товаров. Олимпиада активизирует познавательную деятельность студентов...

Методические рекомендации для преподавателей совместителей

Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения, для преподавателей совместителей КОГПОБУ "Омутнинский колледж педагогики, экономики и права"...

Методические рекомендации для преподавателей "Варианты использования компьютерных и мультимедиа технологий на уроках литературы"

Сегодня преподавателю и студенту доступен гигантский объём информации, поэтому появляются дополнительные требования, поэтому пояляются дополнительные требования к постановке целей и задач в условиях н...

Методические рекомендации для преподавателей по составлению методической разработки открытого занятия

В предложенном материале  приводится примернst  рекомкендации по структурированию и написанию методических разработок учебных  занятий. Материал можент быть полезен преопдавателям СПО и...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для преподавателей «Требования к содержанию и оформлению методических материалов по разработке учебно-методического комплекса по учебной дисциплине/ профессиональному модулю» в ГБПОУ КНТ им. Б.И.Корнилова

В методических рекомендациях обобщен и систематизирован материал, включающий основные требования к содержанию и оформлению учебно-методического комплекса по учебной дисциплине (УД)/профессиональному м...