Методические рекомендации по выполнению лабораторной работы "Определение зернового состава и модуля крупности песка"
методическая разработка на тему

Шерстнева Лиана Владимировна

Методические рекомендации по проведению лабораторной работы по определению зернового состава и модуля крупности песка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_k_labatornoy_rabote.docx65.03 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования РО

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области

«Ростовский-на-Дону строительный колледж»

Цикловая комиссия «Строительные материалы»

Методические рекомендации к

лабораторной работе № 12

Определение зернового состава и модуля крупности песка

для студентов специальности 08.02.03

Производство неметаллических строительных изделий и

конструкций

Ростов-на-Дону

2016

«Рассмотрено»

на заседании цикловой комиссии

Строительные материалы

Протокол № ___ от _______________

Председатель_________Л.В. Шерстнева

«Утверждаю»

Заместитель директора по учебной работе

_______________Сухаревская О.В.

« _____ » _______________ 2016 г.

Методические рекомендации составлены согласно требованиям к практическим навыкам УП 01.02 Технология производства строительных материалов и изделий согласно ФГОС СПО по специальности 08.02.03 Производство неметаллических строительных изделий и конструкций (Утверждено приказом от 28 июля 2014 г. N 800, зарегистрирован в Минюсте России 21 августа 2014 года № 33730).

Разработала: Шерстнева Л.В.


Содержание

  1. Тема лабораторной работы № 12
  2. Требования к практическому опыту в соответствии ФГОС СПО
  3. Цели лабораторной работы
  4. Задачи лабораторной работы
  5. Междисциплинарные связи и связи с профессиональными модулями
  6. Оборудование и материалы
  7. Теоретические и информационные материалы для выполнения лабораторной работы
  8. Задание для студентов
  9. Последовательность выполнения лабораторной работы
  10. Инструктаж по технике безопасности
  11. Формы контроля и показатели оценки лабораторной работы
  12. Вопросы к защите лабораторной работы
  13. Задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов
  14. Литература, интернет источники
  15. Пример выполнения лабораторной работы № 12


Лабораторная работа № 12

1 Тема: «Определение зернового состава и модуля крупности песка»

Входит в состав ПМ.01 Производство неметаллических строительных изделий и конструкций, УП 01.02 Технология производства строительных материалов и изделий, учебная практика. Количество часов в соответствии с рабочей программой учебной практики – 2 часа.

2 Требования к практическому опыту в соответствии ФГОС СПО

В ходе освоения УП 01.02 Технология производства строительных материалов и изделий, учебная практика, студент должен иметь практический опыт:

- работы с контрольно-измерительными приборами;

- работы с нормативной документацией;

- работы со справочной литературой.

3 Цели лабораторной работы

Цель урока:

Образовательная:

- закрепление знаний, полученных при изучении учебной дисциплины «Общая технология строительных материалов», ПМ.01 МДК 01.02;

- определение гранулометрического состава и модуля крупности песка;

- оценка правильности полученных результатов.

Воспитательная:

- формирование общеучебных навыков;

- воспитание отношения к знаниям и извлечение студентами нравственных и образовательных ценностей из их содержания.

Развивающая:

- развитие познавательной активности студентов;

- развитие навыков групповой самоорганизации;

- развитие способности четко проводить испытания и расчеты.

4 Задачи лабораторной работы

Научиться определять гранулометрический (зерновой) состав и модуль крупности песка. Построение графика рассева песка.

5 Междисциплинарные связи и связи с профессиональными модулями

Дисциплина: «Общая технология строительных материалов», ПМ.01 МДК 01.02

6 Оборудование и материалы

Лаборатория: «Технология производства строительных материалов и изделий» – оснащена необходимыми материалами и оборудованием (чашечные весы, разновесы, сушильный шкаф, совок, набор сит для просеивания песка № 016; 0315; 063; 1,25; 2,5; 5, песок).

7 Теоретические и информационные материалы для выполнения

лабораторной работы

Зерновой состав песка имеет большое значение для получения тяжелого бетона заданной марки. В тяжелом бетоне песок служит для заполнения пустот между зернами крупного заполнителя. В то же время все пустоты между зернами песка должны быть цементным тестом. Кроме того, этим же тестом должны быть покрыты и поверхности всех частиц. Для уменьшения расхода цементного теста следует применять пески с малой пустотностью и наименьшей суммарной поверхностью частиц. Крупный песок имеет небольшую поверхность зерен, но значительную пустотность. Мелкий же, наоборот, обладает меньшей пустотностью, но очень большой суммарной поверхностью зерен. Поэтому для получения бетона плотной структуры при наименьшем расходе цемента целесообразно применять крупные пески, содержащие оптимальное количество средних и мелких частиц.

Зерновой состав песка характеризуется процентным содержанием в нем зерен различного размера. Для определения зернового состава песка применяют ситовой анализ. Среднюю пробу высушенного песка, массой 2000 г просеивают через сито с диаметром отверстий 5 мм. Из части пробы песка, прошедшего через сито номер 5 отбирают навеску массой 1000 г. Подготовленную навеску просеивают через набор сит следующих номеров: 016; 0315; 063; 1,25; 2,5; 5. Полученные на ситах остатки взвешивают и определяют зерновой состав и модуль крупности песка.

Пески для строительных работ в зависимости от зернового состава подразделяют на следующие группы:

- крупный песок – Мк свыше 2,5

- средний песок – Мк 2 – 2,5

- мелкий песок – Мк 1,5 – 2

- очень мелкий песок – Мк 1 – 1,5

8 Задание для студентов

Определить гранулометрический (зерновой) состав и модуль крупности песка. Построить кривую рассева песка. Написать к какой группе относится данный песок. Записать результаты в таблицу журнала лабораторных работ.

9 Последовательность выполнения лабораторной работы

Для определения зернового состава песка на весах взвешивают среднюю пробу песка в количестве 2000 г, которую высушивают в сушильном шкафу до постоянной массы. Из части пробы песка, прошедшего через сито с отверстиями диаметром 5 мм отбирают навеску массой 1000 г. Подготовленную навеску песка просеивают через набор сит, которые устанавливаются на поддон друг на друга по возрастанию, начиная с сита № 016 и заканчивая ситом № 2,5.

Остатки песка на каждом сите взвешивают, определяя частные остатки в граммах, и записывают результат в таблицу. Частные остатки в процентах вычисляют по формуле:

где mi – масса остатка на данном сите, г;

m – масса просеиваемой навески, г.

Затем определяют полные остатки на каждом сите. Полный остаток в процентах равен частному остатку на данном сите плюс сумма частных остатков на всех вышерасположенных ситах. Полный остаток вычисляют по формуле:

Аi = a2,5 + a1,25 +…+ ai

где а2,5 , а1,25 , аi – частные остатки на соответствующих ситах.

Для оценки зернового состава песка и его пригодности для приготовления бетонной смеси результаты просеивания (по полным остаткам) наносят на график (рисунок 8).

граф

Рисунок 8 – График зернового состава песка

Зерновой состав песка характеризуется также модулем крупности, который определяется по формуле:

где А2,5; А1,25; А063; А0315; А016 – полные остатки на ситах, %.

Результаты испытаний записывают в таблицу журнала лабораторных работ.

10 Инструктаж по технике безопасности

- во время проведения лабораторных работ хождение по лаборатории и разговоры, не связанные с проведением испытаний не допускаются;

- включение в работу механического оборудования и электронагревательных приборов производится только с разрешения преподавателя и под его контролем;

- рабочее место у лабораторного оборудования должно быть чистым и не загроможденным;

- запрещается оставлять без надзора включенное лабораторное оборудование и электронагревательные приборы;

- при работе с пылевидными и пылящими материалами должны быть открыты фрамуги, а материал следует пересыпать с небольшой высоты и постепенно для уменьшения пыления;

- после проведения лабораторных работ и уборки лаборатории дежурным необходимо проверить, чтобы все оборудование, электронагревательные приборы, освещение были выключены, окна и фрамуги – закрыты.

11 Формы контроля и показатели оценки лабораторной работы

Форма контроля - защита лабораторной работы, решение задач.

Показатели оценки лабораторных работ – приобретение практического опыта.

Результаты освоения

(объекты оценивания)

Основные показатели оценки результата и их критерии

Практический опыт в определении гранулометрического состава и модуля крупности песка; в работе с набором сит; в работе со справочной литературой.

- умение определять гранулометрический состав и модуль крупности песка;

- оценка ведения испытания и расчетов;

- оценка решения задач.

12 Вопросы к защите лабораторной работы

ЗАДАЧА № 1

Размер сит

Остатки на сите в гр.

Найти:

5

15

  1. Частные остатки в %.

2,5

150

  1. Полные остатки в %.

1,25

185

  1. Модуль крупности.

0,63

350

  1. Написать вывод.

0,315

150

0,14

145

поддон

5

ЗАДАЧА № 2

Размер сит

Остатки на сите в гр.

Найти:

5

10

  1. Частные остатки в %.

2,5

155

  1. Полные остатки в %.

1,25

190

  1. Модуль крупности.

0,63

290

  1. Написать вывод.

0,315

160

0,14

180

поддон

15


ЗАДАЧА № 3

Размер сит

Остатки на сите в гр.

Найти:

5

15

  1. Частные остатки в %.

2,5

50

  1. Полные остатки в %.

1,25

80

  1. Модуль крупности.

0,63

250

  1. Написать вывод.

0,315

450

0,14

150

поддон

5

ЗАДАЧА № 4

Размер сит

Остатки на сите в гр.

Найти:

5

0

  1. Частные остатки в %.

2,5

55

  1. Полные остатки в %.

1,25

100

  1. Модуль крупности.

0,63

150

  1. Написать вывод.

0,315

255

0,14

430

поддон

10

Составлено 20 подобных задач.

13 Задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов

Оформить лабораторную работу черной ручкой чертежным шрифтом. Подготовиться к следующей лабораторной работе.

14 Литература, интернет источники

  1. Л.Н. Попов, Н.Л. Попов Лабораторные работы по дисциплине «Строительные материалы и изделия»: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003.
  2. Л.А. Алимов, В.В. Воронин «Технология производства неметаллических строительных изделий и конструкций». - М.: Инфра-М, 2009.
  3. К. Н. Попов, М.Б. Каддо «Строительные материалы и изделия» - М: Высшая школа , 2004.


  1. Пример выполнения лабораторной работы № 12

Лабораторная работа № 12

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗЕРНОВОГО СОСТАВА И МОДУЛЯ КРУПНОСТИ ПЕСКА

Зерновой состав песка определяют с помощью стандартного набора сит, включающих в себя сита следующих номеров: 016; 0315; 063; 1,25; 2,5; 5.

1 РАБОЧАЯ АППАРАТУРА И МАТЕРИАЛЫ

Чашечные весы с разновесами, песок, сушильный шкаф, противень, совок, набор сит.

2 ХОД РАБОТЫ

Для определения зернового состава песка на весах взвешивают среднюю пробу песка в количестве 2000 г, которую высушивают в сушильном шкафу до постоянной массы. Из части пробы песка, прошедшего через сито с отверстиями диаметром 5 мм отбирают навеску массой 1000 г. Подготовленную навеску песка  просеивают через набор сит, которые устанавливаются на поддон друг на друга по возрастанию, начиная с сита № 016 и заканчивая ситом № 2,5.

Остатки песка на каждом сите взвешивают, определяя частные остатки в граммах, и записывают результат в таблицу. Частные остатки в процентах вычисляют по формуле:

где  mi – масса остатка на данном сите, г;

m – масса просеиваемой навески, г.

Затем определяют полные остатки на каждом сите. Полный остаток в процентах равен частному остатку на данном сите плюс сумма частных остатков на всех вышерасположенных ситах. Полный остаток вычисляют по формуле:

где а2,5 , а1,25 , аi – частные остатки на соответствующих ситах.

Для оценки зернового состава песка и его пригодности для приготовления бетонной смеси результаты просеивания (по полным остаткам) наносят на график (рисунок 8).

Зерновой состав песка характеризуется также модулем крупности, который определяется по формуле:

где А2,5; А1,25; А063; А0315; А016– полные остатки на ситах, %.

Результаты записываются в таблицу 9.

Лист

3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ

Таблица 9 – Результаты испытаний

Размер сит, мм

Остатки

Частные, а

Полные, А

г

%

%

2,5

1,25

063

0315

016

Поддон

Итого:

Рисунок 8 – График зернового состава песка

Вывод:граф

  • Фамилия студента   Иванов И.И.
  • Подпись преподавателя
  • Дата проведения работы 30.05.2017 г.

Лист


Современное образование развивается в режиме инновационного поиска, вызывающего изменения различных компонентов деятельности специалистов. В этой связи особое значение приобретает усиление непрерывного характера обучения и профессионального совершенствования педагога как условия его активной адаптации к новым моделям деятельности, повышения уровня подготовленности к решению профессиональных задач и повышения качества результатов образовательного процесса в целом. 

Основная задача образовательных учреждений – создавать условия, при которых студенты полноценно развиваются и переходят на следующий уровень мотивированными к получению образования в высшем учебном заведении.

Методическое сопровождение – это правильно организованные действия (процесс) по организации введения ФГОС в образовательном учреждении. Это – процесс, направленный на разрешение актуальных для педагогов проблем профессиональной деятельности: актуализация и диагностика существа проблемы, информационный поиск возможного пути решения проблемы, консультации на этапе выбора пути, конструирование и реализация плана.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для проведения лабораторно-практических занятий по профессиональному модулю ПМ.04 МДК 04.01 Технология приготовления сложных хлебобулочных, мучных кондитерских изделий

Методические указания для выполнения лабораторных и практических занятий являются частью учебно-методического комплекса для освоения профессионального модуля ПМ.04 Организация процесса приготовления и...

Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ по дисциплине "Биология"

Лабораторные занятия по дисциплине  «Биология»  позволяют осуществить качественный переход от освоения теоретического лекционного курса по Общей биологии к практическому применению знаний. В...

Методические рекомендации для выполнения лабораторных занятий по дисциплине "Основы барного дела"

Методические рекомендации для выполения лабораторных занятий по дисциплине "Основы барного дела"...

Методические рекомендации по выполнению лабораторно – практических занятий по профессиональному модулю ПМ.02. ФОРМОВКА КОЛБАСНЫХ ИЗДЕЛИЙ

Настоящие рекомендации по выполнению лабораторных работ студентами образовательного учреждения среднего профессионального образования ГПОУ  «Краснокаменский промышленно – технологический тех...

Методические указания к выполнению лабораторных и практических работ по модулю ПМ 03. специальности 09.02.03

Сборник содержит описание лабораторных и практических работ профессионального модуля «Участие в интеграции программных модулей», раздел 1 «Технология разработки программного обеспече...