Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ по дисциплине "Биология"
методическая разработка на тему

Лабораторные занятия по дисциплине  «Биология»  позволяют осуществить качественный переход от освоения теоретического лекционного курса по Общей биологии к практическому применению знаний. Выполняемые лабораторные работы являются практическим закреплением изученного материала по темам.. Они способствуют развитию умения наблюдать явления, происходящие в природе, в живых организмах и их клетках, изменения в организмах, механизмы  размножения, приспособления и мутаций живой материи, анализировать их и делать выводы.

        При выполнении лабораторных работ приобретаются навыки работы с наглядным материалом, таблицами, статистическими данными, а так же умения сравнивать, находить сходства и отличия, выявлять причины и их следствие. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon laboratornaya_rabota.doc424.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

ТЕМА: Рассмотрение некоторых органических веществ и их свойств

Цель:  научиться определять липиды и углеводы, изучить их свойства.

Оборудование: сахароза, крахмал, растительное масло, ацетон, вода,

                            пробирки, стеклянная палочка

ХОД РАБОТЫ:

Отличительной особенностью живых организмов является способность синтезировать органические вещества. Вспомните, какие вещества называются органическими? Приведите примеры.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

На какие группы длятся все органические вещества?

1._________________________________

2._________________________________

3._________________________________

Органические вещества разнообразны по строению, свойствам, нахождению в живых организмах.

ЗАДАНИЕ I. Определение углеводов.

Углеводы -_________________________________________________________

__________________________________________________________________

1. Возьмите пробирку, налейте 5-10 мл воды. Добавьте 2-3 г сахарозы. Тщательно перемешайте стеклянной палочкой.

Запишите, что произошло.

__________________________________________________________________

2. Во вторую пробирку налейте 5-10 мл воды и добавьте 2-3 г крахмала.

Тщательно перемешайте стеклянной палочкой.

Запишите, что произошло.

__________________________________________________________________

Сравните два углевода, заполните таблицу.

Название органического вещества

Свойства вещества

К какой группе относится

ЗАДАНИЕ II. Определение липидов.

Липиды -__________________________________________________________

__________________________________________________________________

1. В пробирку нальем 5-10 мл воды. Добавим 3-5 капель растительного масла. Стеклянной палочкой перемешаем содержимое пробирки.

Запишите, что произошло.

__________________________________________________________________

2. Во вторую налейте 5 мл ацетона, добавьте несколько капель растительного масла. Перемешайте содержимое пробирки.

Запишите, что вы наблюдаете.

__________________________________________________________________

Сделайте вывод, какими свойствами обладают липиды? Заполните таблицу.

липиды

свойства

функция

масла

жиры

воски

ВЫВОД. Какую роль для живых организмов имеют углеводы и липиды?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

ТЕМА. Строение половых клеток. Формы размножения организмов.

Цель: рассмотреть строение половых клеток организмов, сравнить и выявить отличия в строении женских и мужских половых клетках, изучить основные  формы размножения организмов.

Оборудование: препараты и рисунки половых клеток млекопитающих

                             и птиц, форм размножения.

ХОД РАБОТЫ:

I Этап. Изучение половых клеток.

Половые – специализированные клетки (гаметы), принимающие участие в размножении организма и имеющие гаплоидный набор хромосом.

ЗАДАНИЕ 1. Рассмотрим строение яйцеклетки птиц.

Определите основные единицы строения.

   

                                                                       

                                                             

ЗАДАНИЕ 2. Рассмотрите яйцеклетку человека. Опишите ее строение.

.

ЗАДАНИЕ 3. Рассмотрим–

ЗАДАНИЕ 3.  На рисунке изображение сперматозоида. Подпишите обозначенные строения.

ВЫВОД. Объясните отличие в строении яйцеклетки и сперматозоида.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

II ЭТАП. Изучение форм размножения.

Размножение — свойство живых организмов воспроизводить себе подобных.

Существуют два основных способа размножения — бесполое и половое.

ЗАДАНИЕ 1. Рассмотрите примеры бесполого размножения.

Определите способ размножения.

1 -  _____________________                                2 -  _______________________

3 - _______________________                                4 - ______________________

     _______________________                                      ______________________

ЗАДАНИЕ 2. Рассмотрите примеры полового размножения.

Определите его виды.

1 - _________________________                      2 - _________________________

ЗАДАНИЕ 3. Сравните способы размножения. Заполните таблицу.

БЕСПОЛОЕ

ПОЛОВОЕ

какие клетки задействованы

сколько клеток участвуют

передача наследственности

зависимость от окружающей среды

влияние на видоизменения

ВЫВОД. Какой способ размножения является прогрессивным и почему?

_____________________________________________________________________

ЛАБОРАТОРНАЯ   РАБОТА

ТЕМА.  Изучение изменчивости у растений. Построение вариационного

            ряда и вариационной кривой

Цель:  Познакомиться с явлением модификационной изменчивости,  научиться строить вариационный ряд и вариационную кривую.

Оборудование: гербарий листьев, видеоматериал, фото и рисунки

                            изменчивости у организмов.

ХОД РАБОТЫ:

ЗАДАНИЕ 1. Рассмотрите рисунок произрастания стрелолиста

             

Какие изменения произошли? Назовите причины этих изменений.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ 2. Рассмотрите два рисунка сосны с различными модификационными признаками, произрастающие в разных условиях.

                  А                                                               Б

                             

Сравните их признаки:

                                             А                                                    Б

высота дерева     ___________________           ______________________

толщина ствола  ___________________           ______________________

Ширина кроны  ____________________          _______________________

Объясните причины этих различий.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ 3. Перед вами рисунок одуванчика, произрастающего на плодородной равнине.  Каким будет одуванчик, произрастающий на склонах гор?  Нарисуйте его.

               

Укажите, какие признаки изменились и почему.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

СДЕЛАЙТЕ ВЫВОД. Какая изменчивость  называется модификацией?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ 4. Для изучения изменчивости определенного признака составляют вариационный ряд.

Варианта – это единичное выражение развития признака.

Рассмотрите 10-15 экземпляров листьев одного растения. Запишите их параметры в таблицу.

Размер листа

Кол-во листьев

ЗАДАНИЕ 5. Постройте вариационный ряд, расположив листья в порядке возрастания листовой пластинки.

С какими параметрами листьев больше в данном ряду?

____________________________________________________________________________________

Объясните, почему?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ 6. Используя данные таблицы, постройте вариационную кривую

ВЫВОД: Какое значение имеет модификация для организмов и эволюции?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению лабораторной работы

Методические указания по выполнению лабораторной работы  по профессиональному модулю ПМ.01 ««Сборка, монтаж, регулировка и ремонт узлов и  механизмов оборудования, агрегатов, машин, станков ...

Методические рекомендации к выполнению лабораторных работ по учебной дисциплине ОП.07 "Электронная техника"

Учебное пособие содержит указания по выполнению лабораторных работ по дисциплине ОП.07 «Электронная техника», являющейся общепрофессиональной дисциплиной. Методические рекомендации составлены в соотве...

Методические рекомендации по выполнению лабораторной работы по теме: "Дефектовка коллекторного электродвигателя", МДК.01.02. Основы технической эксплуатации и обслуживания электрического и электромеханического оборудования.

ПМ. 01 Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования. МДК.01.02. Основы технической эксплуатации и обслуживания электрического и электромеханическо...

Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ по МДК.01.01 Основы управления ассортиментом товаров

Методические рекомендации разработаны в соответствии с рабочей программой профессионального модуля ПМ 01. Основы управления ассортиментом товаров и предназначены для проведения лабораторных работ разд...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ для специальности 230111 Компьютерные сети (углубленный уровень) по МДК 01.03 Системы коммутации, технологии их монтажа и обслуживания

Методические рекомендации  предназначены для студентов, обучающихся по программе углубленной подготовки направления 230111 «Компьютерные сети». В методических рекомендациях содержатся задания и п...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ по ПМ 02 Организация сетевого администрирования для специальности 230111 Компьютерные сети по программе углубленной подготовки

Методические рекомендации  предназначены для студентов, обучающихся по программе углубленной подготовки направления 230111 «Компьютерные сети». В методических рекомендациях содержатся задания и п...