Методические указания по написанию реферата (внеаудиторная самостоятельная работа) ОП.04 История архитектуры и искусств Раздел 2 ИСТОРИЯ ИСКУССТВ
методическая разработка на тему

Антонова Елена Юрьевна

Представленные методические указания по написанию реферата для студентов специальности 270101 Архитектура по дисциплине История архитектуры и искусств разработана в рамках учебной программы для помощи в организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов. В дальнейшем планируется разместить на сайте примеры студенческих работ, написанных с помощью данной методической разработки. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО НАУКЕ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ГБОУ СПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА

ОП.04 История архитектуры и искусств

Раздел 2 История искусств

для студентов специальности 270101 Архитектура

Санкт- Петербург

2014

Рассмотрено и одобрено не заседании

Цикловой комиссии архитектурных дисциплин

Протокол от «30» 06 2016 №8

Председатель ЦК    Вандышева Н.В.

Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы (по написанию реферата) «История архитектуры и искусств» разработаны на основе рабочей программы.

Организация разработчик: государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Санкт-Петербургский архитектурно-строительный колледж»

Разработчик:

Антонова Е.Ю., преподаватель.


Методические рекомендации предназначены для ознакомления студентов с требованиями к написанию и оформлению реферата по дисциплине «История искусства». Рассматриваются структура реферата, методика подбора литературы, научный аппарат.

СОДЕРЖАНИЕ

I.        Общие методические указания к написанию реферата         

II.        Выбор темы реферата, подбор литературы        

III.         Структура реферативной работы        

IV.         Написание реферата        

V.        Библиографическое оформление списка литературы        

VI.        Научный аппарат реферата        

VII.        Требования к оформлению текста        

VIII.         Проверка реферата        

Приложение 1. Образец титульного листа        

Приложение 2. Образец краткого содержания реферата        


I. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТИВНОЙ РАБОТЫ

Реферат - краткий обзор содержания нескольких печатных работ по избранной теме. В учебном процессе реферат является частью внеаудиторной работы по выбранной студентом теме. Написание реферата является одной из форм подготовки к сдаче зачета по предмету «История искусства». В реферативной работе студент излагает результаты самостоятельного исследования одной из проблем. Работа над рефератом помогает научиться литературному поиску, подойти к научному исследованию проблемы, анализу научной информации, овладеть навыками обобщения фактического материала.

Цель выполнения реферативной работы - самостоятельное глубокое изучение и анализ конкретных вопросов, получение навыков библиографического поиска, аналитической работы с литературой, письменного оформления текста. Реферат - это самостоятельное творческое исследование студентом определенной темы, он должен быть целостным и законченным, творческой научной работой. Автор реферата должен показать умение разбираться в проблеме, систематизировать научные знания, применять теоретические знания на практике.

Реферат выполняется студентом самостоятельно. Цитаты других авторов, изложение учебных и методических материалов должны иметь ссылки на источник.


II. ВЫБОР ТЕМЫ РЕФЕРАТА, ПОДБОР ЛИТЕРАТУРЫ

Основной тематикой реферата по предмету «история искусства» для студентов второго курса является творчество одного из художников (скульпторов) эпохи Возрождения. Реферат может выполняться по одной из предложенных тем по выбору студента. Желательно, чтобы студент имел общее представление об основных вопросах, литературе по выбранной теме. Примерный перечень тем предоставляется преподавателем. Студент может предложить собственную тему реферата, обосновав ее целесообразность.

При написании работы необходимо использовать рекомендуемую литературу: учебные и практические пособия, учебники, монографические исследования, статьи в научных журналах; пользоваться газетными и статистическими материалами.

Рекомендации по подбору литературы.

Подбор литературы обычно проводится в два этапа:

1.        Ориентировочное ознакомление.

Если автор известный специалист по данной теме, работу изучают, если нет, то просматривают оглавление и принимают решение о включении издания в список литературы.

Название  издательства  часто  является  характеристикой  книги. «Наука» публикует фундаментальные исследования; «Прогресс» - переводную литературу; «Знание» - научно-популярную; «Высшая школа» - учебники или учебные пособия для вузов. Количество страниц показывает степень разработки темы. Год издания отражает новизну темы, актуальность проблемы.

2. Детальная работа с литературной информацией.

Изучение основных трудов по данной теме поможет студенту определить основные направления работы.

Чтобы глубоко понять содержание книги, работу начинают с предварительного просмотра: ознакомление с титульным листом, аннотацией, предисловием, оглавлением.

Следующий этап работы с источником - выделение основных вопросов, рассматриваемых в книге или статье. Вопросы излагаются в форме тезисов - краткого изложения содержания.

III. СТРУКТУРА РЕФЕРАТА

В структуру реферата входит:

1. Титульный лист

2. План (оглавление)

3. Текст, состоящий из:          

- введения;

- основной части (главы и параграфы), в обязательную часть входит художественный анализ одного из произведений;

-  заключения.

4. Список использованной литературы

Требования к оформлению титульного листа представлены в приложении 1,  оглавления - в приложении 2.

IV. НАПИСАНИЕ РЕФЕРАТА

Рекомендуемый объем реферата - 20-25 страниц машинописного текста.

Академическая структура реферата:

Содержание.

Введение.

Глава 1.

1.1.

1.2.

Глава 2.

2.1.

2.2.

Заключение.

Литература.

Название работы, глав и подглав не должны быть громоздкими и не должны совпадать.

Работа над рефератом начинается с составления плана. Продуманность плана — основа успешной и творческой работы над проблемой.

Во введении автор обосновывает выбор темы, ее актуальность, место в существующей проблематике, степень ее разработанности и освещенности в литературе, определяются цели и задачи исследования. Желателен сжатый обзор литературы.

В основной части выделяют 2-3 вопроса рассматриваемой проблемы (главы, параграфы), в которых формулируются ключевые положения темы. При необходимости главы, параграфы должны заканчиваться логическими выводами, подводящими итоги соответствующего этапа исследования. Желательно, чтобы главы не отличались сильно по объему.

Приступать к написанию реферата лучше после изучения основной литературы, вдумчивого осмысления принципов решения проблемы, возможных противоположных подходов к ее рассмотрению. Основное содержание реферата излагается по вопросам плана последовательно, доказательно, аргументировано, что является основным достоинством самостоятельной работы.

В заключении подводятся итоги исследования, обобщаются полученные результаты, делаются выводы по реферативной работе.

В оглавлении введению и заключению не присваивается порядковый номер. Нумеруются лишь главы и параграфы основной части работы.


V. БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ

Реферат завершается списком использованной литературы, который не ограничивается количеством источников (но не менее 5) и служит показателем изученности темы автором.

Перечень литературы приводится в алфавитном порядке в соответствии с требованиями оформления:

- фамилия и инициалы автора (авторов, не более трех);

- заглавие (без кавычек);

- место издания (с сокращением приводят лишь слова Москва, Ленинград, Санкт-Петербург - М., Л., СПб.);

- издательство (без кавычек);

- год издания

- страницы.

VI. НАУЧНЫЙ АППАРАТ РЕФЕРАТА

Реферат - форма научной работы, которая должна удовлетворять всем ее требованиям.

Цитировать источники полезно, но увлекаться этим не стоит, лучше цитировать факты, аргументы в изложении позиции. Количество подобного материала не может превышать 30% всего объема реферата. Сами цитаты не должны быть длинными; лучше, если они характеризуют излагаемую точку зрения, взгляд на проблему. Приведенные цитаты берут в кавычки, а на той же странице делают сноску с указанием источника. Без указания источника цитируемые материалы теряют достоверность. Цитата приводится полностью, пропуск слов указывается (...). Цитировать можно косвенно: «по мнению ...», «как утверждает...», «следует согласиться с ...» и т.п.

При оформлении библиографической ссылки очередность источника такая же, как и в списке использованной литературы, но с указанием страницы.

 В конце реферата приводится список используемой литературы. В список не включается учебная, учебно-методическая литература, справочники, словари и другая справочная литература.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ТЕКСТА

Объем работы - не более 20-25 страниц печатного и 30 страниц рукописного (разборчивым почерком) текста. Реферат представляется на одной стороне бумаги формата А4 размером 210x297 мм в одном цвете. Параметры страницы: межстрочный интервал - полуторный. Заголовки разделов, глав, параграфов должны отделяться от текста интервалами. Заголовок раздела - шрифт Times New Roman 14 ПРОПИСНЫМИ буквами. Обязательно соблюдение красной строки в начале абзаца. Поля: левое — 30 мм, правое — 15 мм, верхнее - 20 мм, нижнее — 25 мм.

Все страницы работы, включая список использованной литературы, оглавление и приложение (если имеется) нумеруются по порядку от титульного листа до последней страницы. На титульном листе не проставляется номер страницы, на следующей странице (оглавление) ставится номер 2 и т.д. по порядку арабскими цифрами в верхней части листа по центру. Оформление плана реферата - в приложении 2.

Реферат в обязательном порядке дополняется цветными иллюстрациями описываемых произведений (не менее 7 иллюстраций). Также в обязательном порядке в работе представляется иллюстрация произведения, по которому проводится художественный анализ.

Реферативная работа должна быть прочно скреплена или прошнурована.

VIII. ПРОВЕРКА РЕФЕРАТА

Реферат сдается преподавателю не позднее чем за две недели до экзамена или зачета: к весенней сессии - до 01 июня, к зимней - до 20 декабря. Преподаватель проверяет работу и решает вопрос о допуске студента к экзамену или зачету. По усмотрению преподавателя реферат может представляться на обсуждение в группе во время семинара или консультации. После вопросов преподавателя и студентов по содержанию работы, реферат оценивается по результатам защиты и совокупности всех ее достоинств и недостатков. Для получения высокой оценки за выполненный реферат студенту необходимо:

- писать творчески, самостоятельно.

- анализировать различные точки зрения по вопросу, выработать собственный подход;

- глубоко проработать тему, используя разнообразную литературу;

- обосновывать выводы;

- представить развернутый художественный анализ одного произведения;

- грамотно писать и оформлять реферат, не допускать орфографических, синтаксических и стилистических ошибок;

- помимо правильного оформления текста работы необходимо кратко и свободно в пределах 10 - 15 минут излагать ее содержание;

- во время обсуждения показывать знание исследованной темы;

- уверенно отвечать на поставленные вопросы.

После успешной защиты реферата зачет или экзамен может засчитываться автоматически. Зачтенный реферат хранится на кафедре или возвращается студенту.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ

АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ

РЕФЕРАТ ПО ТЕМЕ:

«_________________________________________»

Выполнил студент _______________

                                          (Ф.И.О. студента)

группы № ______________________

Проверил ______________________

________________________________

                         Ф.И.О. преподавателя)

Санкт-Петербург

2014


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Примерный образец краткого содержания реферата

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………..…………….3

Глава 1. Биография художника …………………………………..5

(описываются основные биографические факты, время и место рождения, учителя, важные события в жизни художника)

Глава 2. Периоды творчества ……………………………….……8

(отражаются разные периоды в творчестве художника, особенности художественной выразительности произведений, соответствующие этим периодам, их  причины)

Глава 3. Описание и история создания

               наиболее известных произведений…………………….11

Глава 4. Малоизвестные работы художника…………………….15

Глава 5. Художественный анализ картины «____» (на выбор)……18

Глава 6. Последователи  творческого  метода художник…… ...21

(раскрывается значение творчества художника в последующие эпохи, кратко описывается творчество учеников или последователей, если таковые были, возможно, сложившееся новое направление, школа)                

Заключение        ………………………………………………………24

Список использованной литературы…………………………….26


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания для написания реферата

Методические указания для написания реферата...

Методические указания для обучающихся по внеаудиторной самостоятельной работе

Данные методические указания носят общий характер и адресованы обучающимся среднего профессионального образования, осваивающих программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих технического про...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ по дисциплине "Информатика" 1 курс (Технология продукции общественного питания)

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯПО ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕпо учебной дисциплине общеобразовательного цикла ОПОП  ОУД.12 ИНФОРМАТИКА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ СРЕДН...

Методические указания по написанию реферата

Методические указания по написанию реферата...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы ОУД.05 История основной профессиональной образовательной программы по специальности 35.02.15 «Кинология»

Методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине «История» на 175 часов,  где  48 часов занимает внеаудиторная самостоятельная  работа,...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ по ОУД 01 « РУССКИЙ ЯЗЫК»

Целью данного пособия  является  обеспечение  студентов  методическими указаниями по организации внеаудиторной самостоятельной  работы       по...