Методические указания по выполнению практических работ по разделу “ Технология возведения зданий в особых условиях”. для специальности 270802 «СТРОИТЕЛЬСТВО И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ»
методическая разработка на тему

Методические указания по выполнению практической работы по дисциплине МДК.05.01 «Решение практических задач в особых условиях» по специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» составлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом СПО по специальности 270802.

Для закрепления теоретических знаний и для приобретения необходимых практических  умений учебной программой «Решение практических задач в особых условиях» предусматриваются практические работы, которые проводятся после изучения соответствующей темы на лекционных занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod.ukaz_.po_resheniyu_prakt.zadach.doc690.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Министерство образования Тульской области

ГОУ СПО ТО «Новомосковский строительный техникум»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению

практических занятий

по разделу “ Технология возведения зданий в особых условиях”.

МДК.05.01

«решение практических задач в особых условиях»

для специальности

270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

г. Новомосковск  2013 г.


РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДАЮ

предметной (цикловой)

комиссией

Председатель комиссии

Директор техникума

___________  Л.А.Портнова

___________         О.М. Акиньшина

 __     __________ 2013  г.

__     __________ 2013  г.

ОДОБРЕНО

методическим советом

Председатель методического совета

___________     Е. В. Селиванова

__     __________ 2013  г.

Составлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом СПО по специальности 270802

Автор:            Ю.В.Малахова, преподаватель

                         Л.А.Портнова, преподаватель

Рецензент:    О.С.Ершова, преподаватель                            

       


Рецензия

на методические указания по выполнению практических работ

по дисциплине МДК05.01 «Решение практических задач в особых условиях»

для специальности  270802

«Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»,

разработанные преподавателями Малаховой Ю.В. и Портновой Л.А.

        Работы  подробно и в доступной форме описывают порядок проведения практических работ. К работе прилагаются бланки раздаточного материала в виде титульных листов, таблиц, карт и схем, а также варианты работ. Пояснения к практическим работам является пошаговой инструкцией, что позволяет студенту проследить последовательность выполнения работы.

Практическая значимость данных работ заключается в том, что любой преподаватель, заменяющий основного, может качественно провести данные практические работы,  размножив раздаточный материал и следуя инструкциям.

Преподаватель   ГОУ СПО ТО «НСТ»                                   О.С.Ершова

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ВВЕДЕНИЕ

5

Тема 1.1. Возведение зданий в условиях плотной городской застройки

ПЗ №1. Проектирование стройгенплана в особых условиях

7

ПЗ № 2.  Проектирование решений по защите возводимого здания.

9

Тема 1.2. Возведение зданий и сооружений на техногенно-загрязненных территориях

ПЗ №3. Проектирование полигонов для захоронения отходов

а) анализ решений для оснований полигонов;

б) выбор схемы защитных экранов.

ПЗ №4. Выбор способа рекультивации загрязнённых территорий.

11

Тема 1.3. Строительство зданий и сооружений в экстремальных условиях.

ПЗ №5. Практические решения при выборе метода термообработки фундаментов

ПЗ №6. Практические решения термообработки монолитных стеновых конструкций.

14

Тема 1.4. Практика использования легких конструкций при возведении

малоэтажных зданий (ПЛАСТБАУ-3)

ПЗ №7. Выбор монтажного крана.

ПЗ №8.Проектирование поточного производства при монтаже

16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

18

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  

19

Введение

Методические указания по выполнению практической работы по дисциплине МДК.05.01 «Решение практических задач в особых условиях» по специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» составлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом СПО по специальности 270802.

Для закрепления теоретических знаний и для приобретения необходимых практических  умений учебной программой «Решение практических задач в особых условиях» предусматриваются практические работы, которые проводятся после изучения соответствующей темы на лекционных занятиях.

Следует обратить внимание студента на то, что перед началом решения задач по каждой из тем он должен изучить соответствующие разделы из рекомендованного учебника (учебного пособия) или материалов лекций.

Если работа сдана позже установленного срока, то она должна быть защищена на консультациях.

Работы должны выполняться аккуратно. За небрежность оценка может быть снижена.

Студенты при изучении учебной дисциплины «Решение практических задач в особых условиях» должны

обладать профессиональными компетенциями:

- находить решения практических задач в особых условиях.

знать/понимать:

- принципы и методику разработки проекта производства работ;

-профессиональные информационные системы для выполнения проекта производства работ;

-особенности возведения зданий и сооружений в зимних и экстремальных условиях, а также в районах с особыми геофизическими условиями;

уметь:

- разрабатывать и оформлять отдельные части проекта производства работ;

-подбирать комплекты строительных машин и средств малой механизации для выполнения работ;

-оформлять чертежи технологического проектирования с применением информационных технологий;

-использовать в организации производства работ передовой отечественный и зарубежный опыт.

При возведении зданий и сооружений в условиях плотной городской застройки возникает целый ряд технологических факторов, соблюдение которых обеспечивает качество и долговечность не только возводимых непосредственно объектов, но и окружающих их сооружений:

- необходимость обеспечения поддержания эксплуатационных свойств объектов, расположенных в непосредственной близости от пятна застройки;

- невозможность расположения на строительной площадке полного комплекса, бытовых и инженерных сооружений, машин и механизмов;

- разработка специальных конструктивных и технологических мероприятий,  направленных на оптимизацию процессов возведения объекта;

-  разработка технологических и технологических мероприятий, направленных на защиту экологической среды объекта и существующей застройки.

Особенности перечисленных выше факторов заключаются в том, что для многих из них на сегодняшний день отсутствует нормативная база, комплексно рассматривающая их в привязке к процессам  возведения зданий.


Тема 1.1. Возведение зданий в условиях плотной городской застройки

Практическое занятие №1

Проектирование стройгенплана в особых условиях

Цели урока:

Образовательные:

  1. Познакомить с проектированием стройгенплана в особых условиях.

Развивающие:

  1. Активизация познавательной деятельности
  2. Сформировать потребность в получении знаний не только в традиционной форме, но и в повседневной практической деятельности
  3. Создать предпосылки в потребности работы в коллективе, эффективно общаться с товарищами.

Воспитательные:

  1. Создать предпосылки для самообразования
  2. Сформировать способность к нестандартному решению поставленных задач
  3. Создать предпосылки в потребности работы в коллективе, эффективно общаться с товарищами.

Ход урока:

В случаях ограниченной площади пятна застройки вне пределов строительной площадки могут располагаться:

- административно-бытовые помещения;

- столовые и санитарные помещения;

- арматурные, столярные и слесарные цеха и мастерские;

- открытые и закрытые складские помещения;

- краны, бетононасосы и другие строительные машины.

Пример: размещение бытового городка вне пределов строительной площадки.

                                        1 -  строительная площадка;

2 – открытые и закрытые складские помещения;

                                        3 -  административно-бытовые помещения;

                                        4 – существующее здание.

Задание для студентов: по предложенному примеру размещения бытового городка вне пределов строительной площадки по выданному варианту запроектировать стройгенплан.

Варианты задания у преподавателя.


Тема 1.1. Возведение зданий в условиях плотной городской застройки

Практическое занятие №2

Проектирование решений по защите возводимого здания.

Цели урока:

Образовательные:

  1. Познакомить с решениями по защите возводимого здания.

Развивающие:

  1. Активизация познавательной деятельности
  2. Сформировать потребность в получении знаний не только в традиционной форме, но и в повседневной практической деятельности
  3. Создать предпосылки в потребности работы в коллективе, эффективно общаться с товарищами.

Воспитательные:

  1. Создать предпосылки для самообразования
  2. Сформировать способность к нестандартному решению поставленных задач
  3. Создать предпосылки в потребности работы в коллективе, эффективно общаться с товарищами.

Ход урока:

Задача занятия – уметь запроектировать расположение кранов и крупногабаритных строительных машин на стройплощадке или в непосредственной близости от неё, когда вокруг строительной площадки находятся существующие здания и сооружения. В подобных случаях прибегают к ограничению поворота стрелы крана при его работе.

Стреловые краны для предотвращения их столкновения с препятствиями в стеснённых условиях работы оснащаются системой координатной защиты, представленной на рисунке

 - угол ограничения поворота стрелы;

- угол привязки ограничения поворота стрелы к оси здания;

 X1, Y2, X2, Y2 – координаты угла ограничения поворота стрелы;

 А, Б – привязка стоянки крана к осям здания.

По предложенной на рисунке схеме организации стройплощадки в стеснённых условиях запроектировать стройгенплан по  варианту задания.

Варианты заданий выдаёт  преподаватель.

Тема 1.2. Возведение зданий и сооружений на техногенно-загрязненных территориях

Практическое занятие №3

Проектирование полигонов для захоронения отходов

а) анализ решений для оснований полигонов;

                                          б) выбор схемы защитных экранов.

Практическое занятие №4

Выбор способа рекультивации загрязнённых территорий.

Цели урока:

Образовательные:

             1. Познакомить с проектированием полигонов для захоронения отходов и выбором способа рекультивации загрязнённых территорий

Развивающие:

  1. Активизация познавательной деятельности
  2. Сформировать потребность в получении знаний не только в традиционной форме, но и в повседневной практической деятельности
  3. Создать предпосылки в потребности работы в коллективе, эффективно общаться с товарищами.

Воспитательные:

  1. Создать предпосылки для самообразования
  2. Сформировать способность к нестандартному решению поставленных задач
  3. Создать предпосылки в потребности работы в коллективе, эффективно общаться с товарищами.

Ход урока:

Для  этих практических занятий выдаётся одно задание по предложенной ниже конструктивно-технологической схеме здания, строящегося на техногенно-загрязнённых грунтах и варианту задания.

              1.Комплекс работ по замене загрязнённого грунта включает в себя следующие процессы:

- разработку загрязнённого грунта на глубину загрязнения или до отметки подошвы фундаментов;

- погрузку грунта в транспортные средства с вывозом его га место захоронения или последую- щей переработки и очистки;

Очистку конструкций подземной части здания  от загрязнённого грунта и устройство нового изоляционного покрытия фундамента и конструкций подземной части;

 - устройство защитного покрытия, включая в себя укладку геосинтетического материала на вскрытую поверхность грунта, отсыпку свежего грунта толщиной 35-40 см и его уплотнение грунтоуплотняющими машинами и оборудованием;

- устройство дренажной системы с укладкой дренажных труб и отсыпкой слоя дренирующих материалов толщиной 20-25 см;

- отсыпку свежего грунта до проектной отметки, включая устройство верхнего культурного слоя толщиной 25-30 см для последующей посадки растений.

Конструктивно-технологическая схема здания,

строящегося на техногенно-загрязнённых грунтах

1 – надземная часть здания;

2 – подземная часть здания;

                                                           3 – песчаная отсыпка;

                                                           4 – дренаж газоудаления;

                                                           5- техногенный грунт;

                                                           6 – буронабивные сваи

2. Основание полигона рекомендуется устраивать на плотных суглинках и глинах, расстояние от уровня грунтовых вод до дна полигона не должно быть менее 1 м.

Основание полигона проектируют в случаях возможности образования фильтрата строго горизонтальным, что обеспечивает его равномерное распределение.

Защитное свойство защитного экрана в основании полигона определяются коэффициентом фильтрации Кф грунтов основания. В зависимости от Кф рекомендуются следующие решения:

- для глин и тяжёлых суглинков с  Кф10-9м/с – защитный слой не менее 30 см;

- для глин и тяжёлых суглинков с  Кф10-7…10-8м/с – защитный слой не менее 50 см;

- для суглинков с  Кф1,3*10-7…1,5*10-7м/с – защитный слой не менее 50 см,     дополнительно уплотнённый методом укатки до 10-7 м/с;

- для супесей и песков с  Кф1,0*10-5…1,1*10-7м/с – защитный слой 5…10 мм, покрытый отходами нефтеперерабатывающей промышленности (создание плёнки) с верхним укрытием слоем грунта 30 см;

Рекомендации по организации полигонов твёрдых бытовых отходов предлагают следующие защитные экраны:

- грунтовые (однослойные,  двуслойные, грунтобитумные);

- бетонные и железобетонные (из железобетонных плит, полимербетонные, бетоноплёноч-   ные);

-  асфальтобетонные (однослойные с битумным покрытием, двуслойные с дренажной прослойкой, с покрытием битумно-латексной эмульсией);

- асфальтополимербетонные;

- плёночные с однослойной и двуслойной, дренажной прослойкой (из полиэтиленовой плёнки, стабилизированной сажей).

Варианты заданий выдаёт  преподаватель.


Тема 1.3. Строительство зданий и сооружений в экстремальных условиях.

Практическое занятие №5

Практические решения при выборе метода термообработки фундаментов

Практическое занятие №6

Практические решения термообработки монолитных стеновых конструкций.

Цели урока:

Образовательные:

  1. Познакомить с методами термообработки фундаментов и монолитных стеновых конструкций.

Развивающие:

  1. Активизация познавательной деятельности
  2. Сформировать потребность в получении знаний не только в традиционной форме, но и в повседневной практической деятельности
  3. Создать предпосылки в потребности работы в коллективе, эффективно общаться с товарищами.

Воспитательные:

  1. Создать предпосылки для самообразования
  2. Сформировать способность к нестандартному решению поставленных задач
  3. Создать предпосылки в потребности работы в коллективе, эффективно общаться с товарищами.

Ход урока:

Среди наиболее часто применяемых решений можно выделить следующие:

- создание металлических или естественных контрфорсов;

- усиление фундаментов и стен подвала металлическими продольными конструкциями (обоймами);

- замораживание грунта в зоне воздействия котлована на фундаменты существующего здания.

а) Установить шпунтовое ограждение по всему периметру котлована до начала земляных работ (без расчёта).

Задание. В качестве несущих элементов шпунтового ограждения принять металлические трубы (через 1,5 м друг от друга) между которыми в горизонтальном направлении заложить деревянные доски.

Размеры котлована под здание принять по варианту задания преподавателя.

План шпунтового ограждения принять по предложено схеме

Схема – план шпунтового ограждения.

                                          1- металлическая труба;

                                          2- деревянное ограждение;

                                          3 – металлическая балка;

4 – металлические распоры;

5 – металлические раскосы.

б) Выполнить (без расчёта) металлические контрфорсы в виде прокатных или сварных балок, упирающихся одной стороной в фундаментные балки или стены подвала существующего здания, а другой в специально подготовленные конструкции подземной части возводимого здания.

Схема устройства металлических

контрфорсов 

1- шпунтовое ограждение;

                                                        2- металлическая балка;

          3 – металлические контрфорсы;

                    4- монолитная железобетонная плита;

                                                       5 – грунт.

Варианты заданий выдаёт  преподаватель.

Тема 1.4. Практика использования легких конструкций при возведении

малоэтажных зданий (ПЛАСТБАУ-3)

Практическое занятие №7

Выбор монтажного крана.

Практическое занятие №8

Проектирование поточного производства при монтаже

Цели урока:

Образовательные:

     1. Познакомить с выбором монтажного крана и проектированием  поточного производства при монтаже

Развивающие:

  1. Активизация познавательной деятельности
  2. Сформировать потребность в получении знаний не только в традиционной форме, но и в повседневной практической деятельности
  3. Создать предпосылки в потребности работы в коллективе, эффективно общаться с товарищами.

Воспитательные:

  1. Создать предпосылки для самообразования
  2. Сформировать способность к нестандартному решению поставленных задач
  3. Создать предпосылки в потребности работы в коллективе, эффективно общаться с товарищами.

Ход урока:

Варианты заданий выдаются преподавателем на выполнение сразу двух практических занятий после изучения материала по возведению зданий в несъёмной опалубке. Одной из таких технологий является технология “ПЛАСТБАУ-3”.

Несущие конструкции представляют собой монолитную железобетонную пространственную систему, состоящую из железобетонных продольных и поперечных стен, ребристых перекрытий и обвязочных горизонтальных рам,  соединяющих стены и перекрытия.

Задание. По варианту задания

  1. Выполнить расчёт технических параметров монтажного крана.
  2. Подобрать самоходный стреловой монтажный кран по полученным техническим параметрам.
  3. Запроектировать поточное производство работ по монтажу опалубки, установке арматуры, бетонированию стен и перекрытий.

Примечание. Здание в плане разбивают на захватки (рабочие участки), приблизительно равные по площади (трудоёмкости предполагаемых работ) и ограниченные по периметру наружными и внутренними стенами. Размер захваток зависит от предполагаемого темпа производства работ, комплектности поставки опалубочных элементов, достаточности обеспечения площадки бетонной смесью, обеспеченности квалифицированной рабочей силой. Минимальное количество захваток две,  четырёхзахватная система позволяет лучше организовать производственный процесс.

Заключение

Данная работа имеет  практическую цель: познакомить студентов с методами возведения зданий и сооружений в условиях плотной городской застройки и возникающих при этом технологических факторов. Способствует теоретическому закреплению материала и самостоятельному решению профессиональных задач.

Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

  1. Г.К. Соколов. «Технология и организация строительного производства». М., Издательский центр «Академия», 2010 г.
  2. В.С. Аханов. «Справочник строителя» - Ростов н/Д, Феникс, 2009 г.

Дополнительные источники:

    1.В.И. Теличенко, А.А. Лапидус, О.М. Терентьев, В.В. Соколовский.    «Технология возведения зданий и сооружений». М., «Высшая школа», 2001 г.

Интернет- ресурсы

  1. bankknig.com/.../19883-texnologiya-i-organizaciya-stroitelstva.html
  2. knigi.tr200.net/f.php?txt=%ED.+%ED...%E8
  3. www.steklo.biz/.../tehnologija_stroitelnogo_proizvodstva_1.html
  4. www.ozon.ru/context/detail/id/1049334
  5. www.zodchii.ws
  6. book.invlad.ru/9412-tekhnologija-stroitelnogo-proizvodstva.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект лекций по профессиональному модулю ПМ.05. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих 12680 Каменщик 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» углубленной подготовки

Методическое пособие представляет собой конспект лекций для студентов дневного и заочного отделения по профессиональному модулю ПМ.05. «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабоч...

ТЕСТ ДИСЦИПЛИНА «ИНФОРМАТИКА» СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 270802 «СТРОИТЕЛЬСТВО И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ » КУРС 2

В этом тесте содержатся материалы для промежуточной аттестации студентов 2-го курса  строительного колледжа для дисциплины "Информатика"...

Конференция по итогам технологической практики студентов 4 курса строительного отделения по специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».

Традиционно в ГБОУ СПО  «Пашковском сельскохозяйственном колледже» КК, после окончания технологической практики, проводится конференция для  студентов 4 курсов строительного отделения....

Рабочая программа по учебной практике по специальности 270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

Рабочая программа учебной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образовании по специальности 270802 Строительство и эксплуа...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, специальность 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» на аккредитацию

Комплект педагогических измерительных материалов подготовлен с целью оценки результатов освоения основной профессиональной образовательной программы в соответствии с  государственными требованиям...

Контрольная работа по английскому языку. 3 курс (5 семестр). Специальность 270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

Контрольная работа составлена по грамматическому материалу, изученному в 5  семестре 3 курса по специальности 270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений в соответствии с рабочей прог...

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПМ.05.Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих. По профессии маляр. По специальности 270802.Строительство и эксплуатация зданий и сооружен

Примерная программа учебной практики (УП) является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 270802 Строительство и эксплуатация зданий...