Методическое пособие 2017-18 учебный год
статья на тему

Метод.пособие.Педагогические технологии на уроках по предмету Транспортные сооружения (ПМ03 МДК03.02 Транспортные сооружения)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.met_.posob_.ped_.tehn_.na_ur.tr_.soor_.kr_.-2017-18.doc248 КБ

Предварительный просмотр:

          Педагогические технологии на уроках по предмету «Транспортные сооружения»

Департамент образования, науки и молодежной политики

Воронежской области

государственное  бюджетное профессиональное образовательное  учреждение

Воронежской области

«БОРИСОГЛЕБСКИЙ  ДОРОЖНЫЙ  ТЕХНИКУМ»

(ГБПОУ ВО «БДТ»)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Педагогические технологии на уроках по предмету

«Транспортные сооружения»

ПМ03

МДК03.02 «Транспортные сооружения»

г. Борисоглебск

2017 - 2018 учебный год

Рассмотрена и одобрена                                    

 на комиссии

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ

СПЕЦИАЛЬНОСТИ 08.02.05                                                                                          

Протокол № 4                                               

 от « 17 »  ноября  2017  г.    

.    

                                                                                 

Заместитель директора

 по учебной работе     ________________      О.П.Кузнецова

Председатель комиссии  _______________  О.А.Стерликова

Методист                    ________________   И.А.Соломахина

Автор    ___________________   Л.В.Кремнева

                                                        Преподаватель ГБПОУ ВО «БДТ»                                           

Рецензенты                                       Н.Н.Зайцева

                                                           Преподаватель ГБПОУ ВО «БДТ»

С.А.Ларин,  зам. начальника Филиала ДЭП-5  АО «Дороги Черноземья»

                       

        

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА  

В методической разработке рассмотрены на теоретическом уровне современные педагогические технологии, применение которых повышают эффективность обучения студентов, содержательно и методически обогащают учебный процесс, способствуют более эффективному освоению профессиональных и общих компетенций, достижению нового качества образования

Использование на уроках современных педагогических технологий позволяет активизировать познавательную деятельность обучающихся, повысить интерес к предмету, содержательно и методически обогатить учебный процесс,  разнообразить его, повысить эффективность обучения.  Таким образом, в новом понимании педагогическая технология – это не просто использование технических средств обучения или компьютеров, «это выявление принципов и разработка приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов».

Образовательные технологии позволяют повысить интерес обучающихся к учебной деятельности и предусматривают разные формы подачи и усвоения программного материала. Также заключают в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящим перед образовательными учреждениями, при подготовке конкурентоспособных граждан. Благодаря образовательным технологиям, закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших выпускников.

 методическая разработка может быть полезна для преподавателей как дополнительная информация по педагогическим технологиям, и по применению  их на теоретических и практических занятиях.

        

Л.В.Кремнева

     

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

Раздел 1. Понятия педагогическая и образовательная технологии ,,,,

  1. Понятие «педагогическая технология» ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
  2. Понятие "образовательная технология" и

       "педагогическая  технология"  ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

1.3. Отличие технологии от метода обучения  ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

Раздел 2. Выбор педагогической технологии  ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

2.1. Характеристика технологий  ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

2.2. Технология развития критического мышления ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

2.3. Игровые технологии  ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

2.4. Технология «Дебаты» ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

2.5. Технология проектного обучения  ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

2.6. Технологии проблемного обучения ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

2.7. Кейс-технология  ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

Список литературы ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

5

7

7

9

10

12

12

15

17

19

21

22

23

24

Введение

Цели образования XXI века

сформулированные, Жаком Делором:

уметь жить; уметь работать;

уметь жить вместе; уметь учиться.

Тема повешения эффективности и качества образования и как следствие педагогического процесса, представляет обширное поле для изучения. Это обусловлено тем, что с развитием человеческого общества, происходит развитие всех форм деятельности. Развитие науки и техники, медицины и других неотъемлемых сфер жизнедеятельности, приводят к тому, что нужно повышать качество образования. Безусловно, на ранней стадии человеческого образования, например, детский сад или школа, закладываются основы мышления, создается необходимый базис для дальнейшей жизни и обучения. В профессиональных учебных заведениях закладываются более глубокие и узкоспециальные знания, которые помогают стать человеку специалистом в той или иной области. Дальше, человек на протяжении всей своей жизни совершенствует и углубляет знания. И на всех стадиях нужно задумываться над тем, насколько эффективно ты получаешь, используешь и совершенствуешь свои знания.

Ведь учиться можно по-разному. Например, взять двух людей и обучать их одному и тому же, но разными способами - первого по старым методикам, а второго с помощью новых способов и средств, то в результате мы получим, что второй научился быстрее и более качественно, чем первый. Конечно, достаточно трудно утверждать истинность данного примера, но, скорее всего именно так и получится. Исходя из контекста выше изложенного, определимся с целью данной работы, рассмотреть само понятие эффективность педагогического процесса, пути его повышения и критерии оценки.

Необходимость изучения педагогических технологий педагогами профессионального обучения продиктована практикой обучения - переходом от привычной парадигмы «передачи знаний» к более сложной «выработке аналитических способностей» с тем, чтобы самостоятельно формулировать проблемы и находить пути их эффективного решения. Суть изменений состоит в том, чтобы перейти от простой передачи знаний, умений и навыков в процессе обучения, необходимых для существования в современном обществе, к формированию и развитию профессиональной (технологической) компетентности, готовности действовать и жить в быстро меняющихся условиях, участвовать в планировании социального развития.

Использование педагогических технологий позволяет обрести преподавателю новые возможности воздействовать на традиционный процесс обучения и повышать его эффективность. В связи с этим, современному педагогу необходимо свободно ориентироваться в существующих образовательных технологиях, осуществлять их выбор с учетом условий, в которых придется работать. Сказанное выше обосновывает актуальность выбранной темы.

Цель работы: презентация опыта использования технологии модульного обучения в условиях образовательной организации среднего профессионального образования. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-выделить сущностные характеристики понятий «педагогическая технология» и «образовательная технология»;

-охарактеризовать педагогические технологии, наиболее эффективные в образовательном процессе организации среднего профессионального образования;

-представить методические материалы по применению технологии модульного обучения (из опыта работы).

Цель и задачи определили структуру работы, которая состоит из введения, трёх разделов, заключения и списка литературы.


Раздел 1. Понятия педагогическая и образовательная технологии

  1. Понятие «педагогическая технология»

Что такое педагогическая технология?

На этот вопрос имеется множество, порой не совпадающих друг с другом, ответов. Это говорит о том, что теория и практика педагогических технологий еще только разрабатывается, так как внедрение идеи технологий в сфере образования началась в последней четверти XX века

Современные педагогические технологии выделились в отдельный, относительно самостоятельный раздел педагогики. Сегодня существует более 300 определений самой педагогической технологии.

Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.

Проанализировав различные подходы к определению понятия педагогическая технология, мы можем выделить следующие ключевые положения в характеристике данного понятия.

Педагогическая технология определяется как:

  • целенаправленное использование объектов, приемов, технических средств обучения, событий и отношений в учебно-воспитательном процессе;
  • целенаправленное структурирование и представление педагогической информации и системы организации коммуникаций в педагогическом процессе;
  • система управления познавательной деятельности учащихся;
  • конструирование средств и методов педагогического процесса для решения определенных задач;
  • планирование процесса обучения и воспитания;
  • комплексный интегративный процесс, включающий системное соединение идей, способов организации деятельности людей, ресурсов для достижения целей образования;
  • технология проектирования педагогических систем;
  • методология планирования, реализации и оценивания образовательных процессов. (См. схему 1)

ПРИЗНАКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ:

  • Четкая постановка целей обучения, ориентация всех процедур на их гарантированное достижение;
  • Гибкое управление процессом обучения за счёт:

а)        деления его на отдельные этапы;

б)        мотивации деятельности учащихся на каждом из них;

  • Оперативная обратная связь на основе системной диагностики учебных достижений учащихся.

Схема1. Технологическое построение учебного процесса

Технологический подход к обучению означает:

1. Постановку и формулировку диагностируемых учебных целей, ориентированных на достижение запланированного результата обучения.

2. Организацию всего хода обучения в соответствии с учебными целями.

3. Оценку текущих результатов и их коррекцию.

4. Заключительную оценку результатов

Таким образом, педагогическую технологию отмечает два принципиальных момента:

  1. Технология - это гарантированность конечного результата;
  2. Технология - это проект будущего учебного процесса.

Второй вывод: педагогическая технология - это набор технологических процедур, обеспечивающих профессиональную деятельность педагога и гарантированность конечного планируемого результата.

  1.  Понятие "образовательная технология" и "педагогическая технология"

Образовательная технология (технология в сфере образования) - это совокупность научно и практически обоснованных методов и инструментов для достижения желаемого результата в любой области образования.

Понятие "образовательная технология" представляется несколько более широким, чем "педагогическая технология" (для педагогических процессов), ибо образование включает, кроме педагогических, еще разнообразные социальные, социально-политические, управленческие, культурологические, психолого-педагогические, медико-педагогические, экономические и другие смежные аспекты. С другой стороны, понятие "педагогическая технология" относится (что очевидно) ко всем разделам педагогики.

Образовательной технологией обозначается комплекс, состоящий из:

-представления планируемых результатов обучения,

-средств диагностики текущего состояния обучаемых,

-набора моделей обучения,

-критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий.

Технология обучения - это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей (А.Я. Савельев).

  1. Отличие технологии от метода обучения

В отличие от метода обучения, технологией может являться только то, что поддается точному описанию и алгоритмизации.

Таблица 1. Отличие педагогической технологии от методики

Методика

Технология

1. Совокупность приемов, способов и форм обучения.

1. Система приемов, способов и форм обучения.

2. Ориентация в основном на результат обучения

2. Орненггацня в основном на процесс обучения.

3. Индивидуализированная совокупность приемов и способовообучения (передача профессионального опыта затруднена).

3. Менее индивидуализированная система способов и форм обучения (с возможностью передачи и расширения профессионального  опыта преподавателя).

4. Доминирование специфики предмета, акцент на качественное своеобразие учебной информации.

4 . Доминирование универсальных связей предметов, акцент на целостно-мировозренческие  структуры образовательной системы.

5. Преобладание образовательно-дидактического измерения учебной информации.

5. Реализация движения знания от его научно-исследовательского генезиса к образовательной экспликации (истолкованию).

На основании сопоставления, можно сделать вывод о том, что система правил передачи конкретного содержания обучения является методикой обучения (в первом значении), а спроектированная и теоретически обоснованная система правил образовательной деятельности, не связанная с конкретным содержанием, - педагогической технологией.

Т.о. педагогическая технология основана на закономерностях учебного процесса как результате научного познания процесса образования, а методика опирается на эмпирический опыт, мастерство и искусство педагога [Кирикова 2000; Ксензова 2000].

Для технологии характерны:

  • системность (системный способ мышления и организации деятельности);
  • воспроизводимость (она может быть воспроизведена другими педагогами);
  • результативность (адекватность результатов педагогического процесса поставленным целям).

Если цели образования:

  • не превосходят уровня усвоения, то вполне уместной будет репродуктивная (традиционная) технология обучения, включающая в себя слушание объяснений преподавателя, работу с учебным пособием, наблюдение за изучаемыми объектами, выполнение практических действий по инструкции и т.п.;
  • ориентированы на уровень усвоения основных алгоритмов деятельности, то технология обучения должна быть репродуктивно-алгоритмической. Она предполагает конспектирование и реферирование учебного материала, выступление с докладом в дискуссии, решение типовых задач, участие в дидактических играх и т.п.;
  • направлены на формирование опыта поисковой, эвристической деятельности, то технологии обучения должны быть эвристическими, в основе которых доминируют: проблемное обучение, игровое, реальное проектирование, разбор нетиповых производственных ситуаций и т.п.;
  • направлены на подготовку профессиональных кадров, то технологии обучения должны быть творческими, включающими в себя дискуссии по постановке проблемных задач, подготовке и проведению конкретных исследований, разработок, анализ их результатов, комплекс методов развития опыта творческой деятельности и т.п.

Раздел 2. Выбор педагогической технологии

2.1. Характеристика технологий

Учебную деятельность в техникуме можно условно подразделить на две группы: традиционную (лекционно-семинарскую), и учебно-профессиональную (методы которой наиболее приближенны к условиям реальной практики).

Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность педагогическому коллективу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов качества обученности студентов.

Таблица 2. Краткая характеристика результатов применения технологии

Педагогические

технологии

Достигаемые результаты

Проблемное обучение

Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности обучащихся по их разрешению, в результате чего происходит формирование общих и профессиональных компетенций, творческое овладение знаниями, умениями, развиваются мыслительные способности.

Разноуровневое обучение

У преподавателя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных обучающихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные - утверждаются в своих способностях, слабые - получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации познания и овладения профессией.

Проектные методы обучения

Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности обучающихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

Исследовательские методы в обучении

Дает возможность обучающимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее

Исследовательские методы в обучении

решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого студента.

Лекционно-семинарско- зачетная система

Помогает обучающимся подготовиться к обучению в ВУЗах. Дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке.

Те   Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр

Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, формирование общих и профессиональных компетенций развитие общеучебных умений и коммуникативных навыков, творческих способностей.

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)

Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности

Информационно

коммуникационные

технологии

Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, возможности ИНТЕРНЕТ.

Здоровье сберегающие технологии

Использование данных технологий позволяют равномерно во время занятия распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

Систему инновационной оценки «портфолио»

Формирование персонифицированного учета достижений студента как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.

Преимущества педагогической технологии:

  1. Основой технологии служит четкое определение конечной цели. В технологии цель рассматривается как центральный компонент.
  2. Технология, в которой цель определена точно, позволяет разработать методы контроля и ее достижения.
  3. Технология позволяет переходить к педагогическим экспортам в поиске приемлемого варианта.
  4. В отличие от поурочных разработок технология предполагает проект учебного процесса. Проектирование учебной деятельности ведет к стабильности успехов обучающихся.

Перечень технологий, рекомендованных в материалах федерального Приоритетного национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ» (ПНПО):

-развивающее обучение;

-коллективная система обучения (КСО);

-технологиярешения исследовательских задач (ТРИЗ);

-исследовательские и проектные методы;

-технология модульного и блочно-модульного обучения;

-технология «дебаты»;

-технология развития критического мышления;

-лекционно-семинарская система обучения;

-технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;

-обучение в сотрудничестве;

-информационно-коммуникационн ые технологии;

-здоровьесберегающие технологии;

-система инновационной оценки «портфолио»;

-технологии интерактивного и дистанционного обучения

Рассмотрим технологии, наиболее разработанные и доступные для применения в массовой педагогической практике.

2.2. Технология развития критического мышления

Идея развития критического мышления является достаточно новой для российской дидактики. Заговорили о целостной технологии развития критического мышления лишь в середине 90-х годов. Сторонников развития критического мышления учащихся достаточно много. Так, М.О.Чошанов, разрабатывая технологию проблемно-модульного обучения, пришел к выводу, что она продуктивна лишь тогда, когда школьники обладают критическим мышлением.

Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы. Критическое мышление - это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

Цель технологии - обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс. Исходные научные идеи

Критическое мышление: способствует взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми; облегчает понимание различных «взглядов на мир»; позволяет учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности, создавать базу для новых типов человеческой деятельности. Особенности организации

В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трёх этапов (стадий):

Первая стадия - «вызова», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

Вторая стадия - «осмысления» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причём работа направленная, осмысленная. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видео материал.

Третья стадия - стадия «рефлексии» - размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его или с помощью собственного текста, или своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учётом вновь приобретённых знаний.

Формы урока по технологии критического мышления в отличаются от уроков в традиционном обучении.

Обучающиеся не сидят пассивно, слушая преподавателя, а становятся главными действующими лицами урока. Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, интерпретируют, сочиняют. Чрезвычайно важно уметь слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что она тоже имеет право на существование. Роль учителя в основном координирующая. Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала.

Ограничения:

  1. Подготовка специального содержания текстов.
  2. Невысокий уровень сформированности у обучающихся умений самостоятельной работы.

2.3. Игровые технологии

В отличие от игры вообще педагогические игры обладают существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность обучающихся.

При планировании игры, дидактическая цель превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средства для игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Важнейшая роль в игровых технологиях принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия.

Более подробно о некоторых видах игровых технологий.

Деловые игры. Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общих и профессиональных компетенций, учебных умений, дает возможность обучающимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама.

Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения, например, профсоюзного комитета, совета наставников, отдела, цеха, участка и т.д.      

Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и т.д.) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (кабинет начальника цеха, зал заседаний и т.д.). Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.

Операционные игры. Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например, методики написания сочинения, решения задач, ведения пропаганды и агитации. В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные.

Исполнение ролей.. В этих играх отрабатываются тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель-пьеса ситуации, между учащимися распределяются роли с «обязательным содержанием».

В структуре любой игры можно выделить следующие элементы, каждый из которых должен быть тщательно продуман и спланирован до начала игры:

  • Роли, взятие на себя обучающимися,
  • Игровые действия как средство реализации этих ролей,
  • Игровые средства, замещающие реальные вещи,
  • Реальные отношения между играющими,
  • Сюжет (содержание) игры.

2.4. Технология «Дебаты»

Дебаты - это интеллектуальная игра, представляющая собой особый вид дискуссии, проводимой по строгим формальным правилам. В основе лежит резолюция (тема дебатов), которая всегда формулируется в виде утвердительного предложения. Участники должны склонить судей и зрителей (но не противоположную команду) к своей точке зрения. Этого добиваются путем предоставления своих аргументов в поддержку своей точки зрения и выдвижения контраргументов на высказывание противников.

Технология «Дебаты» позволяет ученикам приобрести навыки и умения:

  • логического и критического мышления;
  • концентрации на определенной проблеме;
  • организации совместной деятельности;
  • сбора и осмысления разнообразной информации;
  • формирования и отстаивания собственной позиции;
  • публичных выступлений;
  • грамотного диалогического общения и взаимообучения.

Целевые функции и возможности технологии «Дебаты» широки.

Основные элементы дебатов

Суть дебатов заключается в том, что две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы относительно предложенного тезиса, чтобы убедить нейтральную третью сторону и судей в их правильности.

  1. Тема. Тема должна быть актуальной, затрагивать значимые проблемы, быть пригодной для спора, то есть иметь альтернативные варианты. Тема дебатов должна формулироваться в виде утверждения (например, на уроке русского языка: «Причастие и деепричастие - самостоятельные части речи» или на уроке литературы по повести М. Булгакова «Собачье сердце»: «Эксперимент удался, его следует продолжить»).
  2. Утверждающая сторона пытается убедить судей в правильности своих позиций относительно формулировки темы.
  3. Отрицающая сторона пытается убедить судью в том, что позиция утверждающей стороны неверна, поскольку ее аргументация имеет недостатки.
  4. Аргументы. Каждая команда с целью доказательства создает систему аргументов, с помощью которых пытается убедить судью в том, что ее позиция является наиболее правильной.
  5. Поддержка и доказательства. Вместе с аргументами участники дебатов должны представить свидетельства поддержки (цитаты, факты и т. д.), доказывающие их позицию.
  6. Перекрестные вопросы. Наибольшее количество видов дебатов предоставляет каждому участнику возможность отвечать на вопросы оппонента.

Ограничения:

Узок перечень дисциплин и тем, где можно использовать данную технологию.

Шире используется во внеклассной работе.

2.5. Технология проектного обучения

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения

(умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.

Исходные теоретические позиции проектного обучения:

  1. в центре внимания - ученик, содействие развитию его творческих способностей;
  2. образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;
  3. индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;
  4. комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;

глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

Оценка деятельности

Критериями оценки является достижение и цели проекта, и достижение надпредметных целей (что представляется более важным), которые обеспечивают проектное обучение.

Критерии оценки результатов проектной деятельности учеников:

-владение способами познавательной деятельности;

-умение использовать различные источники информации, методы исследования, и т.д.;

-коммуникативные и адаптивные качества: умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям;

-самоорганизация: умение ставить цель, составлять и реализовать план, проводить рефлексию, сопоставлять цель и действие.

Меняется позиция педагога в этой технологии, он становится тьютором. Ограничения в использовании технологии:

низкая мотивация педагогов к использованию данной технологии;

низкая мотивация обучающихся. к участию в проекте;

•недостаточный уровень сформированности у обучающихся умений исследовательской деятельности;

•нечеткость определения критериев оценки отслеживания результатов работы над проектом.

  1. Технологии проблемного обучения

Обобщенные черты подхода к обучению на основе решения проблем. Приведем эту характеристику в виде последовательности обобщенных шагов по организации поискового учебного процесса:

  1. постановка проблемы, поиск ее формулировки с различных точек зрения;
  2. поиск фактов для лучшего понимания проблемы, возможностей ее решения;
  3. поиск идей одновременно с активизацией сферы бессознательного и подсознания; оценка идей откладывается до тех пор, пока они не высказаны и не сформулированы учащимися;
  4. поиск решения, при котором высказанные идеи подвергаются анализу, оценке; для воплощения, разработки выбираются лучшие из них;
  5. поиск признания найденного решения окружающими.

Один из вариантов - Проблемное обучение или технология «Обучение в сотрудничестве»

Цель этой технологии состоит в формировании умений эффективно работать сообща во временных командах и группах и добиваться качественных результатов. Это такая организация занятий, в ходе которых у студентов формируются информационнокоммуникативные компетентности, развиваются мыслительные способности в результате решения проблемной ситуации, подготовленной преподавателем. Работа студентов строится вокруг ключевых проблем, выделенных преподавателем.

Обучаясь с использованием данной технологии, студенты развивают способности организовывать совместную деятельность, основанную на принципах сотрудничества. При этом у них формируются такие личностные качества, как толерантность к различным точкам зрения и поведению, ответственность за общие результаты работы, формируется умение уважать чужие точки зрения, слушать партнера, вести деловое обсуждение, достигать согласия в конфликтных ситуациях и спорных вопросах, - словом, все те качества, которые необходимы для эффективной командной работы.

2.7. Кейс-технология

(метод конкретных ситуаций)

От английского case - ситуация, случай. В основу кейс-технологии положена теория проблемного обучения.

Кейс-технология - технология, основанная на использовании в учебном процессе специально смоделированной или реальной производственной ситуации в целях анализа, выявления проблем, поиска альтернативных решений, принятия оптимального решения проблемы.

Занятия по анализу конкретной ситуации ориентированы на использование и практическое применение знаний, полученных в период теоретической подготовки, а также умений, опирающихся на предыдущий опыт практической деятельности обучающихся. Можно выделить следующие цели и области применения метода анализа конкретной ситуации:

- закрепление знаний, полученных на предыдущих занятиях (после теоретического курса);

- отработка навыков практического использования концептуальных схем и ознакомление учащихся со схемами анализа практических ситуаций (в ходе семинарских занятий, в процессе основного курса подготовки);

- отработка навыков группового анализа проблем и принятия решений (в рамках тренинговых процедур);

-  экспертиза знаний, полученных обучающимися в ходе теоретического курса (в конце программы обучения).

Конкретная ситуация (или кейс)- это письменно представленное описание определенных условий из жизни организации, группы людей или отдельных индивидов, ориентирующее слушателей на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения.

Обучающимся необходимо пройти следующую логику разворачивания содержания :

- Вначале фиксируются данные о представленной ситуации, а именно - фактическая сторону дела: что, где, когда происходит, кто включен в ситуацию, каковы внешние условия и дополнительные ограничения, влияющие на ситуацию.

-  Затем учащиеся формулируют гипотезы о том, что может быть причиной такого фактического состояния дел.

- И лишь после этого обучающиеся я смогут разработать программы воздействия на ситуацию для достижения искомого результата. В рамках этого же этапа учащимся удастся определить конкретные критерии оценки достижения результата и механизмы контроля за процессом изменений.

- Для работы представляется письменная информация о ситуации. Описание может быть разного объема и степени подробности в зависимости от того, какие аспекты анализа ситуации рассматриваются на занятии.


 Список литературы

  1. Андюхов. Б. Кейс - технология - инструмент формирования компетентностей /Б. Андюхова //Директор школы.- 2010.-№4.-С.61-65
  2. Андреев, О. Ролевая игра: как ее спланировать, организовать и подвести итоги /О. Андреева// Школьное планирование.- 2010.-№2.-С.107-114
  3. Артюгина Т.Ю. Современные образовательные технологии: изучаем и применяем: учеб. - метод. пособие / авт. Т.Ю. Артюгина. - Архангельск: АО ИППК РО, 2009. - 58 с.
  4. Белоусова, Н. Д. Использование кейс-метода при обучении студентов дисциплине инженерная графика [Электронный ресурс] / Н. Д. Белоусова. - Режим доступа:

      http://festival.1september.ru/2003 2004/index.php?member=103801

5. А.М.Смолкин. Методы активного обучения. М, Высшая школа.1991

6. Ордена Ленина Всесоюзное общество “Знание”. Ордена Трудового

    Красного Знамени Политехнический Музей.  НИИ проблем высшей

    школы. Новые методы и средства обучения. Выпуск 4. М, Знание.I988.

7. Э.С. Пороцкий. Тестовый контроль усвоения ФПК МАДИ.I973

8. Т.А.Тимченко. Чем  компенсировать дефицит  времени?

    Журнал “Специалист” № 3.1994.

9. В.К. Маригодов и др. Реализация модулей педагогического “парка” в

    учебном процессе. Журнал “Специалист” № 2, 1994 г.

10. П.М. Золотовский. Применение проблемного обучения

    Журнал “Специалист”  № 10 , 1994 г.