Исследовательский проект "Современный монастырский сад: историческая преемственность"
творческая работа учащихся

Березина Татьяна Леонидовна

Исследовательский проект "Современный монастырский сад: историческая преемственность" - призер II Городского исследовательского культурологического фестиваля "История и культура храмов столицы -2018".

Цель: Исследовать монастырские сады с точки зрения назначения, семантики и организации.

Гипотеза: Современный монастырский сад должен наследовать традициям древнерусского монастырского сада.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Слайд 1.

Представляю исследовательский проект «Современный монастырский сад: историческая преемственность».

Слайд 2.

Цель: Исследовать внутримонастырские сады с точки зрения назначения, семантики и организации.

Гипотеза: Современный монастырский сад наследует традициям древнерусского монастырского сада.

Этапы исследования:

1. Образ сада на иконах, фресках, книжных миниатюрах.

2. Семантика элементов монастырского сада и поиск их соответствия в современных московских монастырях.

3. Натурное исследование территорий московских монастырей.

Слайд 3 Образы сада и всего того, что саду принадлежит (цветы, благородные деревья, плоды), часто встречаются в древнерусской литературе и всегда в «высоком» значении.

Слайд 4  Мы можем судить о наличии монастырских садов по символическим иконам, где встречается изображение сада как символа рая или символа Богоматери.

Слайд 5

В древней Руси монастырские сады помещались в ограде монастыря и служили как бы образами рая. Ограда – существенный элемент садов.

Слайд 6

Наряду с цветами в древнерусских садах также существенное значение имеют плоды, птицы, звери.

Слайд 7

Внутри монастырских стен высаживались овощи, лекарственные травы, плодовые деревья и кустарники. Мы нашли в московских монастырях символические растения.

Слайд 8 Яблони и цветы монастырского сада символизировали рай, Слайд 9  кедры и сосны в соседстве с ними "знаменовали" крест.

Слайд 10 В образе рай-дерева в православном понимании выступает ива. Слайд 11 Сходная порода ивы (верба) фигурирует в некоторых церковных обрядах.

Слайд 12 Истинным символом Богородицы в русском православном саду всегда была лилия (по церковному - крин). Высаженная у водного источника (криницы), она составляла главный элемент цветочной композиции. Слайд 13 мы встретили примеры водяных лилий.

Слайд 14 При храмах высаживали виноград – библейский символ священного дерева.

Слайд 15 Из обильно цветущих пород в ландшафте церквей использовались рябины, орешник, черемуха, сирень.

Слайд 16 Местные породы (вязы, дубы, липы, березы) всегда были формообразующими для рукотворных ландшафтов при храмах.

Слайд 17

Планов русских садов ранее XVIII века не сохранилось. Многие исследователи считают, что от западноевропейских монастырей были восприняты крестообразные аллеи и дорожки, часто с розами или фонтаном посередине. Например, как у Монреальского кафедрального собора. На планах XIX века подобная планировка практически не встречается. Слайд 18 Новодевичий, Слайд 19 Донской, Слайд 20 Новоспасский монастырь, здесь видим крестообразные дорожки в саду за монастырской стеной. Слайд 21 И дорожки, сходящиеся к крыльцу Настоятельского корпуса.

Слайд 22 Также исследователями указывается на наличие аллей от главного входа в монастырь до главного храма.

Расцвет московского садоводства приходится на XVI-XVII вв. В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона упоминаются такие московские сады, как Московско-Донской и Новоспасский, сады Петровского и Сретенского монастырей. «Но красой всем садам были Крутицкие вертограды, с цветниками и прудами до того изящными, что сад этот, … был «аки некий рай». Сады Новодевичьего монастыря славились тем, что здесь выращивали дыни и арбузы. Мы решили посмотреть, как выглядят эти территории сегодня.

Слайд 23 Крутицкое подворье больше не имеет садов. На плане-реконструкции видим, что сады располагались на прилегающей территории, застроенной в XVIII-XIX веке. На фотографии XIX века сады уже отсутствуют.

Слайд 24 В Высоко-Петровском монастыре тоже нет ни аллейных посадок, ни фруктовых садов. Территория украшена цветочными клумбами.

Слайд 25 В Донском монастыре восстановлена липовая аллея на историческом месте (сто лет назад аллея была из липы и лиственницы); разбит фруктовый сад из яблонь, слив, груш. 80 лет назад сад находился в северо-западной части монастыря.

Слайд 26 Вот как выглядела территория перед Большим собором полтора века назад; так же через 30 лет; еще через 20 лет клумбы нет.

Слайд 27 В Новодевичьем монастыре нет аллейных посадок, самые старые дубы и лиственница XIX века расположены вдоль стен и у певческого корпуса. У казначейских палат разбит яблоневый сад, исторически на этом месте его не было.

Слайд 28 Полностью благоустроена территория Новоспасского монастыря. Вдоль стен высажены вишни и абрикосы. Разнообразные хвойные, цветущие кустарники. Слайд 29 Высажена лиственничная аллея перед входом на территорию, и аллея из хвойных на месте монастырского кладбища. Не существует исторической аллеи из липы. Слайд 30 Вот фото 1913 года - встреча царской семьи. Центральная аллея от колокольни до перехода в церковь Спаса Преображения.

Слайд 31 Сретенский монастырь, несмотря на очень маленькую территорию, просто эталон возрождения монастырского сада. Стены увиты виноградом, большое разнообразие хвойных и цветущих растений, прудик и бегущие ручьи, ивы и водные растения.

Слайд 32 Таким образом в монастырских садах придерживаются традиций в выборе посадок. Но в планировке часто не соблюдаются не историзм, ни традиции. Мы решили узнать, с чем связан такой подход к традициям монастырского сада. Мы побеседовали с куратором по связям со школами ЮАО иереем Димитрием Кузьминым. И узнали, что нет специальных требований, рекомендующих или запрещающих те или иные приемы благоустройства. Оформление территорий зависит от каждого настоятеля в отдельности. Для воплощения идеи преемственности нужна работа исследователей и архитекторов.

Слайд 33  Выводы:

Наша гипотеза не подтвердилась: Современные монастырские сады в Москве не полностью используют традиции древнерусского монастырского сада.

Хотелось бы при исследовании встретить больше примеров сохранения традиций. Целостный, совокупный образ монастыря складывался веками, это часть нашего наследия. Нужно глубже изучать и бережно сохранять или восстанавливать традиционный образ русского монастыря. Например, необходимо восстановление аллейных посадок, садов и питомников для выращивания рассады.

Практическая значимость исследования:

  1. Возможность использования знаний о традиционных насаждениях и планировке при благоустройстве внутримонастырских территорий и территорий около церквей.
  2. Обобщение опыта благоустройства внутримонастырских территорий в Москве, возможность выбора наиболее удачных примеров.
  3.  Возможность сотрудничества студентов-архитекторов в проектах по благоустройству внутримонастырских территорий.

Слайд 34, 35

Спасибо за внимание!


Дополнительные вопросы

Почему Вы выбрали эту тему?

Монастырский сад неотъемлемая часть архитектурного ансамбля монастыря. Я будущий архитектор и мне интересно как создаются целостные ансамбли. Это пригодится и в учебе и в работе.

Как выбраны объекты исследования?

Я рассматриваю московские монастыри, сады которых упоминаются в исторических документах XVI-XVII веков (описях, купчих, записках путешественников).

Как вы думаете, нужно ли соблюдать традиции?

Традиции в проектировании монастырского сада нужно соблюдать по мере возможности. Если на территории монастырского сада находятся исторические постройки или захоронения, они сами являются частью истории и должны быть сохранены и вписаны ландшафт. А на свободной территории можно смело восстанавливать планировку по старым картам или описаниям.

Почему должны соблюдаться традиции?

Традиции очень важны. Они связывают нас с нашими предками. Передают опыт предыдущих поколений. Помогают почувствовать связь и с историей своего города, народа. Культурный человек должен стремиться соблюдать традиции.

Какие черты древнерусского сада могут быть использованы сегодня?

Я считаю, что должны выбираться растения-символы. В монастырском саду традиционно должны быть цветущие растения и плодовые деревья, душистые и лекарственные травы. Планировка должна соответствовать архитектурному ансамблю, подчеркивать и открывать интересные виды на храмы и сооружения. Вместо строгой симметрии должны использоваться свободные формы, близкие дикой природе.

Для чего создаются сады при монастырях?

Это место для размышления и молитвы. Кроме того сады несут утилитарную функцию: здесь выращивают плоды и лекарственные травы.

Какой из рассмотренных монастырей ближе всего к историческим традициям?

На мой взгляд, это Сретенский монастырь. Огромная заслуга в возрождении этого сада принадлежит садовнику – иноку Аркадию.

Почему многие сады не сохранились?

Сады требуют постоянного бережного ухода. А за 5-6 веков со времени их расцвета в истории России случались разные трудные периоды: Смутное время (начало XVII века), секуляризация (изъятие церковных земель, 1764 г.), революция и советский период (время гонения на церковь).

Клуатр – внутренний двор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование альтиста. Проблемы преемственности, психологические аспекты.

Интерес к альту, ещё сравнительно недавно занимавшему скромное место среди инструментов скрипичного семейства, всё больше растёт. Для альта пишутся концерты, сонаты, многочисленные пьесы в разны...

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РЕАЛИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Характерной чертой современного этапа социально-экономического развития общества является формирование интеллектуальной, высокообразованной, культурно развитой личности, способной не только реализоват...

Межегиональный конкурс исследовательских работ "Память храня" в рамках реализации акции "Восстановление духовно-исторической памяти"

Иссследовательская работа студентки 1 курса Лаблюк Валерии, созданная совместно с преподавателем. Используются развичные формы работы: архивная, интервью, анализ данных опроса и т.д. Получила Специаль...

Методическая разработка «Проектная деятельность обучающихся на уроках спецрисунка как средство активизации исследовательской и практической работы по теме « историческая прическа»

Курсовая работа содержит материал исследования учебной деятельности обучающихся профессии "парикмахер" на уроках спец.рисунка....

Этапы развития исторического знания. Основы исторической науки.

Этапы развития исторического знания. Основы исторической науки. Презентация к учебнику История. С древнейших времен до конца XIX века: учебник для 10-11 классов. Авторы: Сахаров А. Н., Загладин Н. В.,...

Международная научно-историческая конференция «80 лет с начала Великой Отечественной войны – историческая правда, уроки, взгляды современников» 27 октября 2021 года Гомель, Республика Беларусь

Секция 4. Оборонительные бои РККА на Белорусском направлении. Зарождение партизанского движения. Подвиг советского народа.Аксёнова З.М., Завьялова С.В. Прадед - военый врачКислицына Ю.С., Завьялова С....

Исследовательский проект «Данилов монастырь. Преемственность социального служения»

Социальное служение православных монастырей – это важная часть общественной жизни России, значимый нравственный фактор в оказании помощи государству в решении социальных проблем общества.Цель: П...