Методическая разработка «Проектная деятельность обучающихся на уроках спецрисунка как средство активизации исследовательской и практической работы по теме « историческая прическа»
методическая разработка

Доильницына Ирина Алексеевна

Курсовая работа содержит материал исследования учебной деятельности обучающихся профессии "парикмахер" на уроках спец.рисунка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_rabota.docx31.63 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургская Академия постдипломного

педагогического образования

Институт общего образования

Кафедра культурологического образования

Курсовая работа на тему:

«Проектная деятельность обучающихся

на уроках дисциплины «Специальный рисунок»

как средство активизации исследовательской

и практической работы

по теме «Рисунок исторической прически»

Разработчик:

Доильницына Ирина Алексеевна, преподаватель спец. рисунка, мастер производственного обучения «Колледж «Звездный», московский район СПб.

Руководитель:

Бакшинова Лариса Павловна, старший преподаватель кафедры культурологического образования СПб АППО

2017

Оглавление

Введение………………………………………………………3-6

Содержание

1.  Теоретическая часть……………………………………….6-8

1.1 Проектная деятельность в образовательном процессе……

2.   Практическая часть…………………………………………..

2.1 Методические разработки……………………………………

Заключение……………………………………………………

Список литературы…………………………………………..24

Приложения…………………………………………………..26

Введение

    На основании  концепции развития образования в России на период до 2020 года определены основные направления модернизации образовательного процесса. В рамках внедрения новых ФГОС реализуется инновационный подход к формированию современного урока, одним из которых является урок проектной деятельности, который нацелен на раскрытие  творческих способностей каждого обучающегося, формирование индивидуальной личности, умеющей анализировать, оценивать, сопоставлять, интегрировать, правильно эмоционально - ценностно воспринимать окружающий мир, использовать социокультурный опыт поколений, понимать важность и неповторимость своей индивидуальности, определять вектор будущей профессиональной деятельности и своего места в жизни. Использование проектной деятельности на уроках специального рисунка для обучающихся по специальности «Парикмахерское искусство» по темам:

  • «Цвет в композиции рисунка»

(индивидуальный проект «Аниматор»)

  • «Рисунок исторической прически»

(проект «Реконструкция прически стиля «Бидемайер»)

  • «Рисунок и моделирование современных причесок»

(индивидуальный проект «Стим-Леди», «Стиляги»)

  • «Создание сценического образа»

(проект доп. образования «Кошки»)

предусматривает выбор, разработку, реализацию и презентацию межпредметных учебных проектов, направленных на формирование у обучающихся ключевых  учебно-познавательных, исследовательских, информационно-коммуникационных компетенций, универсальных учебных действий, коммуникативной и художественной культуры, развитие эстетических потребностей, интереса к специфике искусства разных эпох и народов, к выбранной профессии.

       Внешний облик важен для каждого из нас, так как он формирует восприятие человека окружающими, определяет изначальное отношение к нему. Созданием художественного образа человека занимаются люди таких профессий как: имиджмейкер, визажист, стилист, парикмахер, созданием сценического образа для театра или кино, занимается - гример, постижер. Специалист, создающий комфорт и уют человека в доме и быту, это дизайнер. Сегодня, в повседневной жизни очень важно обладать элементарной грамотой конструктивных искусств, необходимых и при выборе одежды, прически и  при создании интерьера. Приобрести навыки  практической работы, связанной с профессиональной деятельностью дизайнера прически, парикмахера-модельера, гримера, стилиста помогут уроки проектной деятельности в разделе изучения  тем: «Цвет в композиции рисунка», «Рисунок исторической прически», «Рисунок и моделирование современных причесок», «Создание сценического образа».

    Дизайн прически получил широкое развитие в современной жизни. Стили становятся все более разнообразными. Вдохновение на создание новых стилей черпается из истории, поэтому важно изучать разнообразие исторических стилей в прическах на уроках спец.рисунка.  

    Рисунок делается художником для себя, как эскиз к будущей живописной картине. Специальный рисунок отличается от академического, но основа, способы передачи формы, цвета, пространства, построения изображения головы, черт лица- те же. Изучив в учебном рисунке части лица, композицию прически, обучающийся сможет лучше понять и проследить формообразование прически, сможет воссоздать её.

      Актуальность темы моего курсового проекта обусловлена противоречиями, выявленными в ходе образовательной деятельности:

  • между традиционными методами и необходимостью внедрения современных образовательных технологий,  востребованных на современном этапе развития общества;
  • между развитием психофизиологических особенностей личности и возможностью усвоения учебного материала через развитие исследовательских навыков у обучающихся.
  • в связи с необходимостью введения творческих приёмов обучения.

Каждый  обучающийся  на уроках проектной деятельности сможет почувствовать себя дизайнером прически, создать художественный образ на бумаге, отработать технику изображения прически, опираясь на знания из истории парикмахерского искусства, затем, следуя своему замыслу, спроектировать зрелищную прическу и  выполнить ее  стилизацию на модели, в комплексе с одеждой, макияжем.

   Осваивая навыки художественного проектирования, обучаясь рисунку элементов прически, деталей, цвета, фактуры,  выбирая техники и изобразительные средства, будущий парикмахер-модельер сможет создать авторскую конкурсную прическу и участвовать в чемпионатах по парикмахерскому искусству; все это, в совокупности с практическим  освоением дисциплин профессионального цикла, будет способствовать становлению грамотного и творческого специалиста по красоте.

      Использование учебных проектов позволяет повышать уровень активности обучающихся, позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает больше возможностей к самостоятельности планирования, организации и контроля своей деятельности участникам проекта. Практическая значимость проектов в том, что в них рассматривается возможность использования данной инновационной технологии обучения в единой педагогической системе, совместно с дисциплинами общеобразовательного цикла - историей, информатикой, с междисциплинарным курсом профессионального цикла - «Оформление прически». Проектная деятельность не просто дополняет традиционные формы обучения. Она оказывает свое влияние на все аспекты  образовательного процесса. Расширяет образовательное  пространство, открывают его в сферу  внеаудиторной самостоятельной  деятельности, в направлении  образовательной и профессиональной перспективы обучающихся, превращает оценивание  в самооценивание, вводит обучающегося в сферу социальных отношений.

1.Теоретические основы

1.1.Проектная деятельность в образовательном процессе

“Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь”.

     Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения обучающимися учебного материала в процессе выполнения проектов. Практика показывает, что использование элементов проблемных, поисковых, исследовательских, эвристических методов обучения делает процесс обучения более продуктивным. Развитие исследовательских умений и навыков обучающихся помогает достичь определённых целей: поднять интерес к учёбе, мотивировать их на достижение более высоких результатов.         Метод проектов разработанный, на основе педагогики Джона Дьюи ещё в первой половине XX века, становится особенно актуальным в современном информационном обществе. Американский педагог У. Килпатрик  в своей статье «Метод проектов» (1918), определил это понятие как «от души выполняемый замысел». В России метод проектов был известен ещё в 1905 году. Под руководством С.Т.Шацкого работала группа российских педагогов по внедрению этого метода в образовательную практику. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской. В 1931 г. постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов.

      Метод проектов широко внедряется в образовательную практику в России благодаря введению ФГОС. Проекты могут быть индивидуальными и групповыми, локальными и телекоммуникационными. Теоретическая основа внедрения метода проектов в России разработана в трудах Е. С. Полат .

Главная цель любого проекта — формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизировать их в необходимой ситуации. В процессе проектной деятельности формируются следующие компетенции:

  1. Рефлексивные умения;
  2. Поисковые (исследовательские) умения;
  3. Умения и навыки работы в сотрудничестве;
  4. Менеджерские умения и навыки;
  5. Коммуникативные умения;
  6. Презентационные умения

Ссылки Е. С. Полат. Метод проектов — статья на сайте Российской Академии Образования Сайт программы «Обучение для будущего» Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников»

Паспорт проектной работы

 

 

1.     Название проекта

2.     Руководитель проекта

3.     Консультант(ы) проекта

4.     Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту

5.     Учебные дисциплины, близкие к теме проекта

6.     Возраст учащихся, на который рассчитан проект

7.     Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс)

8.     Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный, ролевой)

9.      Цель проекта (практическая и педагогическая цели)

10.   Задачи проекта (2-4 задачи, акцент на развивающих задачах!)

11.   Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения)

12.   Необходимое оборудование

13.   Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко – содержание)

14.   Предполагаемые продукты проекта

15.   Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа)

16.   Предполагаемое распределение ролей в проектной группе

Оформление проектной папки

1.2. Методическая разработка проекта

Нередко проектный замысел возникает на основании потребности существующей у обучающихся , на основании их познавательного интереса, который может быть обусловлен новизной изучаемого материала, прямым отношением этого материала к жизненной ситуации и т.п. Разумеется, такой интерес может и должен быть простимулирован преподавателем. Следует вместе с тем заметить, что на основании подобного интереса может возникнуть не только проектная деятельность, но и целый ряд других видов работы.

Коротко об идее проекта:

Выбор темы проекта был определен с учетом учебной ситуации: изучение  темы «Рисунок исторической прически», подготовка к участию в чемпионате парикмахерского искусства, а также с учетом  интересов и способностей обучающихся к освоению навыков выполнения прически на учебной практике.

Данный проект «Реконструкция женского образа времен Екатерины» посвящен изучению, разработке эскизов и выполнению прически  стиля «Бидермайер» в рамках совместного, со средней школой № 376 Московского района Санкт-Петербурга,  проекта «Реконструкция одного дня времен Екатерины».

     Девушки и юноши школы № 376 перенесутся в век Просвещения, когда в Государстве Российском императрица обратила свой взор на развитие образования, науки, культуры и медицины. Один день в школе №376 будет посвящен научным, прикладным, художественным занятиям, которые воспитанники выберут самостоятельно заранее. Утром  молодые люди участвуют в мастер-классе по фехтованию, а барышни посещают мастер-класс по созданию причесок, который проводили обучающиеся группы 330, колледжа «Звездный», в количестве 16 человек. Затем - ассамблея, где профессура Императорской академии наук пригласила школьников на уроки по выбранным направлениям. День закончился балом и салонными играми.

Постановка проблемы проекта:

Смогут ли обучающиеся группы 230, самостоятельно и ответственно провести мастер-класс по выполнению исторической прически  стиля «Бидермайер» для школьников в реконструкции одного дня Времен Екатерины?

Цели:

  • научить обучающихся  самостоятельно решать  творческую задачу по созданию художественного образа исторической прически
  • развить художественный и эстетический вкус и интерес к портретной живописи
  • сформировать навыки выполнения эскизов исторических причесок
  • развить творческие способности
  • привить навыки командной работы
  • научиться  выполнять самостоятельно одну из форм  прически исторического периода «Бидермайер», на основе эскиза, созданного по  художественному образу картин художников.

Задачи:

  • Собрать информацию, об исторической прическе, пользуясь альбомами иллюстраций картин художников-портретистов, определить эстетический идеал красоты женщины данного исторического периода
  • Научиться прорисовывать элементы прически  и знать их терминологию
  • Разработать эскиз выбранной прически с учетом макияжа и украшений
  • Смоделировать историческую прическу на муляже
  • Выполнить прическу самостоятельно на мастер-классе для школьников, в школе № 376
  • Подготовиться к участию в чемпионате по парикмахерскому искусству, в номинации- «Историческая прическа»

Бидермейер (Бидермайер нем. Biedermeier— художественный стиль, направление в немецком и австрийском искусстве, (архитектуре и дизайне), распространённый в 18151848 годах. Стиль получил своё название по псевдониму «Готлиб Бидермейер», После свержения наполеоновской империи в Европе преимущество отдали новому стилю, который в моде и быту приобрел название бидермейер, в искусстве — романтизм. В мире моды приоритет перешел в Австрию. Примером для подражания стал герой литературного произведения Людвига ЕйхродтаБидермейеруиюдерлюст — сельский учитель, позже успешный коммерсант. Его вкусы и взгляды отвечали взглядам буржуазного общества. Карьера этого героя была примером для многих мужчин. Ярче всего этот стиль проявился в моде, которая к середине XIX ст. имела характерные черты фантазийного декора с отпечатком мещанства. Идеалом женской красоты стала «светская львица» с золотистым, медно-каштановым или темно-каштановым цветом волос, тонкой талией и замечтавшимися выразительными глазами на бледном лице.

Характерной чертой причесок были объемы на висках и маковке Имея единственную силуэтную форму, они практически не повторялись за оформлением. Это были настоящие произведения искусства. Женщины были похожи на бабочек и мотыльков.

Каждая женщина по-своему решала проблему красивой прически. Для создания форм использовали букли, локоны, кудри, косы, петли, жгуты Модными стали разнообразные проборы: зигзаг, поперечный, прямой, косой, боковой, У-подобный.

Очень популярными были прически, в которых волосы от уха к уху, через середину темя, делили поперечным пробором, сбоку делали дополнительный пробор.

С одной стороны на виске волосы плотно закручивали в мелкие локоны, а из второго — заключали объемную волнообразную форму, которая переходила в большую буклю. Волосы, которые оставались на темени  и затылке, собирали на макушке в «хвост». Из «хвоста» формировали большую петлю и тонкие жгуты или косички, которыми обвязывали петлю около ее основы.

Прически дополняли головными уборами, которые в этот период также стали произведениями искусства. Шляпки типа «кибитка» много украшали цветами, кружевом, лентами, бантами, брошками, пером. Эти же украшения использовали и для причесок, дополняя венками из роз, черепаховыми гребнями, диадемами, аграфами. Ювелирные украшения приобрели чрезвычайную красоту и утонченность. Гигиена тела стала культом. На затылке снизу петли крепили украшение (бант, цветы, брошка или гребень, фероньерка). Такую прическу носили женщины в начале 20-х годов XIX ст.В конце 20-х год популярность приобрела асимметрия, много причесок напоминали китайские. Конструкции причесок строились на основе каркасов, шиньонов, уже готовых деталей.

Модными стали пушистые прически с взбитыми волосами на висках в виде стружки, их называли «взбитые сливки», «навеяный снег»

В середине 30-х годов XIX ст. появилась прическа из висячих локонов на висках, украшенная декоративным

пером, ее назвали «а-ля Гортензия Ман

В 40-х — 50-х годах на стиль бидермейер заметно повлиял английский романтизм, который проявился в длинных, правильной формы локонах — англезах. Эти опрятные прически получили название «плакучая ива»

В последний период романтизма (40-е годы XIX ст.) изменились силуэтные формы причесок. Распространение получили высокие щепотки на маковке, при этом волосы на висках гладко зачесывали в виде полукруга или заплетали в косы и заключали «баранкой» на висках, забирая концы волос на затылок, где снизу прикрепляли шиньон или пучок из кос

Мужские прически мало изменились сравнительно с началом XIX ст. Короткие стрижки доминировали на протяжении всего периода господства стиля бидермейер. Остались популярными завитые волосы в прическе «а-ля Каракалла». Прически типа «а-ля Титус» приобрели больший объем над челом в виде «кока»

Волосы зачесывали преимущественно к лицу. В прическе «дуновение ветра» на лицо зачесывали волосы даже из затылка

В живописи преобладают бытовые сценки, а в других жанрах картины носят камерный характер. Живопись стремится найти черты идиллической привлекательности в мире маленького человека. Эта тенденция уходит корнями в особенности национального немецкого быта, в первую очередь бюргерства.

Проник бидермейер и в Россию. Его влияние есть в работах русских мастеров, А. Г. Венецианова и В. А. Тропинина. Выражение «русский бидермейер» существует. В России бидермейер — это пушкинские времена. Мода бидермейера — мода пушкинских времен. Это рединготжилет и цилиндр у мужчин, трость, узкие брюки со штрипками. Иногда — фрак. Женщины носили платья с узкой талией, широкими декольте, широкими юбками в форме колокола, шляпки. Вещи были просты, без сложных украшений, с чертами классицизма и ампира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Проектная деятельность в области правового воспитания"

Правовая культура формируется в процессе  правового воспитания, которое  представляет собой целенаправленное, организованное и систематическое воздействие на личность. Современные про...

Методическая разработка «Организация деятельности обучающихся в группах продленного дня»

Методическая разработка «Организация деятельности обучающихся в группах продленного дня»...

Доклад на тему "Инновационные технологии, формы и методы работы через внедрение проектной деятельности обучающихся на уроках экономических дисциплин"

В данной работе представлен доклад на тему "Инновационные технологии, формы и методы работы через внедренеие проектной деятельности обучающихся на уроках экономических дисциплин", который со...

«Использование технологии проектной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности по предмету как условие обеспечения качества обучения».

Каждому учителю хочется, чтобы его уроки были интересны и познавательны. А наши обучающиеся  в один голос утверждают, что уроки должны быть нескучные. Как же добиться этого?     Ли...

Методическая разработка "Проектная деятельность учащихся"

Методическая разработка "Проектная деятельность учащихся".Ведущее место среди современных методов принадлежит сегодня методу проектов.В основу этого метода положена идея о направленности уче...

Организация проектной деятельности обучающихся на уроках информатики

Организация проектной деятельности обучающихся на уроках информатики...

ДОКЛАД на заседание цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов на тему: «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

В современной педагогике существует достаточно богатый арсенал интерактивных подходов, среди которых можно выделить технологию проектов.Стратегия современного образования состоит в том, чтобы дать воз...