Методическая разработка "Проектная деятельность в области правового воспитания"
методическая разработка по теме

Потапова Галина Николаевна

  Правовая культура формируется в процессе  правового воспитания, которое  представляет собой целенаправленное, организованное и систематическое воздействие на личность. Современные проблемы и задачи российского общества показали актуальность правового воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_v_oblasti_pravovogo_vospitaniya.docx35.83 КБ

Предварительный просмотр:

Потапова Галина Николаевна

Проектная деятельность в области правового воспитания

Содержание

Введение                                                                                                                                      1

Проект как форма правового воспитания                                                                           3

Заключение                                                                                                                                     9

Список литературы                                                                                                              9

Введение

  В нашей стране много говорят  и пишут о построении правового государства. Для этого необходим ряд условий, а именно:  законность и правопорядок, социальная активность граждан, высокий уровень их правовой  культуры.

  Правовая культура формируется в процессе  правового воспитания, которое  представляет собой целенаправленное, организованное и систематическое воздействие на личность. Современные проблемы и задачи российского общества показали актуальность правового воспитания.

    Чтобы достичь поставленной цели, необходимо решить ряд задач, которые помогут овладеть системой знаний об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений; умением получать и критически осмысливать социальную, правовую информацию; воспитать  правовую и нравственную ответственность за свои поступки, активную гражданскую позицию, толерантность.

Практика показывает, как важно научить подростка использовать правовые знания в реальной жизни, помочь преодолеть трудности и не совершать правонарушения. Общество давно пришло к пониманию того, что права человека надо защищать,  подростки должны знать не только свои основные права, но и способы их защиты. [1,с.19]

Молодежь должна получать необходимые для жизни правовые знания для того, чтобы уважительно относиться к закону и праву в целом, не нарушать действующее законодательство и сделать сознательно правомерное поведение образом жизни.

Явления социальной деформации в настоящее время проникли во все сферы общественной жизни. Негативные проявления правового нигилизма – экстремизм, преступность в подростковой и молодежной среде – получили широкое распространение и обрели более опасный для российского общества характер.

 Опыт моей работы по воспитанию правовой культуры подтверждает, что только взаимосвязь аудиторной и внеаудиторной деятельности повышает эффективность данного аспекта воспитания. Вашему вниманию предлагается   методическая разработка  по правовому воспитанию во  внеаудиторной деятельности преподавателя в среднем специальном учебном заведении.

 В нашей области в данный момент проходит антинаркотический месячник «Мы выбираем жизнь!», что заметно активизировало системную работу всех структур по правовому воспитанию.

На основании имеющегося  опыта работы по правовому воспитанию подрастающего поколения соглашусь с тем, что проводить профилактическую работу намного проще, чем потом пытаться что-то изменить.

 Чтобы «срабатывали» правовые меры предупреждений, они должны быть включены в сознании подростка, стать частью его убеждений, опыта, что можно достичь путем целенаправленного воспитательного воздействия.

 Важно дать подросткам возможность почувствовать,  что они нужны и полезны людям и всему обществу.

В ноябре 2009 г. мне с группой студентов довелось принять участие в областной профильной смене «Я выбираю успех», целью которой было формирование здорового образа жизни и профилактика асоциального поведения подростков.

 Последействием участия  в профильной смене стала разработка проекта по правовому воспитанию  «Расставим все точки на «I». Вся правда о спайсе», выполненного  совместно с обучающимися

Проект как форма правового воспитан

Проект «Расставим все точки на «I».  Пояснительная записка.

  Сегодня государство, рассматривает молодежь, как реальную и активную общественную силу и как стратегический ресурс, о чём свидетельствует выделение молодёжной политики в качестве приоритета государственной политики. Важно, чтобы молодёжь наследовала достигнутый уровень развития общества и государства, и уже сегодня формировала в себе образ будущего, несла функцию социального воспроизводства, отвечала за жизнь последующих поколений, за сохранение и преемственность развития общества.

Название проекта:  «Расставим все точки на «I». Вся правда о спайсе.


Авторы проекта:   преподаватель  общих гуманитарных дисциплини социально-экономических дисциплин  Потапова Г. Н. ;обучающиеся ГОУ СПО «КНТ» : Герасимов Александр, Морозова Ирина, Кочутов Александр, Развозова Наталья  

Место реализации проекта:   ГБОУ СПО «КНТ»

Сроки реализации проекта:   2009-2011 учебный год

1 этап:  ноябрь-декабрь 2009 года

Цели проекта:

 1.Ознакомить студентов с последствиями  курения аромомиксов.

 2.Способствовать предотвращению употребления легальных наркотиков.

 3.Пропагандировать здоровый образ жизни

 4.Привлечь внимание общественности к актуальной проблеме

Задачи проекта:

1. Довести до сведения студентов всю правду об аромомиксах.

 2. Сделать жизнь окружающих нас людей ярче.

 3.Привлечь студентов к мероприятиям за здоровый образ жизни.

 4. Оказать помощь в социальной адаптации обучающихся

 5.Пропагандировать здоровый образ жизни

Ожидаемые результаты:

1.Сокращение числа   употребляющих спайс (минимум в два раза) 2.Пропаганда  здорового образа жизни среди студентов ГБОУ СПО « КНТ»

3.Резкое увеличение числа людей, изъявивших желание вести волонтерскую деятельность.

4.Улучшение успеваемости на 10 %  

5. Улучшение социальной адаптации обучающихся

6. Активизация деятельности в правовом воспитании

План мероприятий проекта

Мероприятия

Участники

Сроки

Ответственные

1.Информационный блок по теме: «Вред аромомиксов»

Студенты 1- 3 курсов

Декабрь-февраль

Зам. директора по

воспитательной работе,

 волонтеры, классные

руководители.

 2.Написание статьи в газету техникума «КоНтакТ» -«Благовонные запахи или наркотики?»

Студенты

3 курса

    декабрь

Активы групп, психолог,  

редактор газеты

3.Размещение информации о вреде спайс на сайте КНТ.

      Волонтеры

декабрь-

март

Волонтеры, администратор сайта, преподаватель общих гуманитарных дисциплин

4.Беседы со  студентами о здоровом образе жизни

Студенты

1-4 курсов

декабрь-январь

Психолог, волонтеры, классные руководители

5. Анонимный опрос об употреблении спайса

 Студенты

1-4 курсов

декабрь-февраль

Психолог, зам. директора по

воспитательной работе, кл. руководители, чл. родительского комитета

6.Привлечение общественных организаций для сотрудничества по проблеме употребления аромомиксов.

Члены  

политических

партий,

представители администрации  Кстовского района

февраль-май

Волонтеры, психолог, преподаватели общественных дисциплин

7.Подготовка видеоролика по циклу «Береги свое здоровье»

Лидеры групп, студенческий     совет

март

Волонтеры, активы групп, преподаватели обществ. дисциплин

8.Конкурс плакатов «Мы против аромомиксов»

Студенты

1-4 курсов

март

Классные руководители,

орг. комитет групп, преподаватели

Ресурсы, необходимые  для реализации проекта

1.Человеческие –  администрация ГБОУ СПО «КНТ», волонтеры, студенты,   родители, преподаватели, сотрудники, студенческий совет.  

 2.Интеллектуальные –  идеи, созданные волонтерским составом, преподавателями      общественных  дисциплин;  привлеченные специалисты: наркологи, медики, психологи, психотерапевты.

3.Финансовые – средства ГБОУ СПО «КНТ», средства администрации города, взносы благотворительных    фондов

 4.Материальные –  оборудование из материально-технической базы ГБОУ СПО «КНТ»    (компьютеры, проекторы, микрофоны и т.д.)

 5. Коммуникативные связи:

  1. интернет (сайт ГБОУ СПО «КНТ»),
  2. радио (ГБОУ СПО «КНТ»),
  3. газета техникума «КоНтакТ»,
  4. презентации,
  5. видеоролики,
  6. листовки,
  7. встречи со специалистами,
  8. встречи с родителями.

Критерии оценки проекта

Качественные

Количественные

  Создание волонтерской группы.

  Активная пропаганда здорового образа жизни.

  Активное участие в общественной жизни

  Активизация деятельности педагогов, родителей в правовом воспитании

  Повышение правовой культуры

  Снижение числа употребляющих курительные смеси

  Улучшение успеваемости на15%.

  Увеличение количества студентов,   занимающихся спортом на 30%.

 

Проект  «Социальные проблемы студенческой семьи»

   Первый опыт социального влияния ребенок получает в семье. И важнейшим фактором формирования противоправного поведения подростков является неблагоприятный семейный фон (алкоголизм родителей, физические и нравственные оскорбления, агрессия по отношению к ребенку и друг к другу и т.д.). Это приводит к деформации семейных отношений, создает хроническую психотравмирующую ситуацию, что формирует антисоциальную направленность личности подростка. [5,с.105]

   Фонд "Общественное мнение" в своем социологическом опросе поинтересовался у граждан в возрастной категории от 18 до 35 лет: "Какие из перечисленных слов означают для вас наиболее важные понятия? " Результаты опроса:  семья - для 51%, безопасность - 45,  мир- 44,  достаток - 43,  закон – 28, права человека – 26, стабильность - 25, справедливость - 24, свобода - 21, труд - 20; достоинство, порядок, защита - по 16%, успех - 14, совесть - 12, духовность - 11, собственность - 8; демократия, держава - по 7, патриотизм - 5, воля - 4; религия, терпимость - по 3, сила - 2%.  

Молодежь очень конкретна и не "дружит" с абстрактными понятиями. Она хочет "строить" семью  в мире и безопасности, обеспечивать ей достаток на основе достойно оплачиваемого свободного труда в условиях стабильности и справедливости.

В рамках Кстовского нефтяного техникума среди студентов вторых-четвертых курсов проводился социологический опрос по приведенной ниже анкете,  анкетам другого образца, тестирование и другие формы исследований. ( Анкета прилагается) 

Анкета   - Когда, на Ваш взгляд, лучше всего начинать семейную жизнь? (отметить один ответ). Не задумывались. Когда будет желание создать семью. Когда есть отдельное жилье. После завершения учебы. Когда есть работа и постоянный доход.

- На чью помощь Вы собираетесь рассчитывать при создании семьи?
( в порядке приоритета)

  1. Рассчитываю только на себя.
  2. Помощь родителей.
  3. Помощь государства.
  4. Поддержка на работе.
  5. Помощь друзей.
  6. Другое.

На первый вопрос студенты-юноши и студенты - девушки ответили без значительной разницы. На первое место выдвигается позиция, что семейную жизнь лучше всего начинать, когда есть работа и постоянный доход. Из 51человека  опрошенных - 17 девушек и 14 юношей выбрали эту позицию. Далее отмечается желание создать семью, отдельное жилье.

По вопросу о ранних  браках  мнения полярно разделились: одобряют ранние браки 52% девушек и 26% юношей; не одобряют - 48% девушек и 74% юношей. Результаты общего мнения: 60% опрошенных студентов одобряют ранние браки; 40% - нет.

На вопрос: «Возможны ли конфликты в студенческой семье?» участники социологического исследования нашего техникума отвечали по-разному.  Особенностью отношений в студенческой семье является обеспокоенность обоих супругов (68% мужей и 76% жен) появлением конфликтов, независимо от их характера и частоты. В молодой семье поводом для столкновений становится буквально все.

Особое внимание необходимо обратить на вопрос правового воспитания молодой личности в семье. Это связано с тем, что микроклимат семьи оказывает непосредственное воздействие на психику и поступки молодого человека, то есть именно в семье формируется база, на основе которой осуществляется дальнейшее развитие представлений человека о праве и культуре, а поступки родителей и окружающих людей формируют его жизненные ориентиры.

Студенткой нашего учебного заведения под моим руководством была проведена исследовательская работа. Процесс социологического исследования дал возможность провести беседы по правам и обязанностям членов семьи, ответственности за воспитание детей. Сложилась доверительная обстановка и проявилась искренняя заинтересованность в результатах опроса участников социологического исследования.

  В результате этого проекта совместно со студентами выяснили, что студенческая семья - явление достаточно распространенное в последние годы. Объясняется это либо возросшей самостоятельностью и самодостаточностью студентов, либо, наоборот, безответственностью. В наше время весьма немногие действительно готовы к супружеской жизни. Однако некоторые создают семьи, уединяются, начинают новую жизнь. Чаще всего студенты, не оформляя юридически своих отношений, живут в гражданском браке, что является неплохой проверкой на совместимость. Таким образом, любая студенческая семья имеет множество различных проблем, которые она зачастую не может решить в одиночку.  Любая молодая студенческая семья нуждается в защите государства, студенческого профкома и родителей. Им необходима  поддержка и усиление внимания к семейным проблемам, новые  формы нравственного воспитания; ознакомление студенческих семей с их правами и обязанностями;  развитие новых форм студенческого досуга.

Сегодня нельзя говорить о существующей системе социальной поддержки молодых семей, хотя демографическая ситуация в Российской Федерации является кризисной.  Неверно, что государственная семейная политика не учитывает интересы такой активной части населения как студенческие семьи. Можно привести примеры региональной социальной политики, направленной на социальную поддержку молодой семьи, но эти случаи единичны и не носят системный характер. До этого момента феномен молодой семьи, как объект организации социальной помощи, остается малоизученным.

Методическая основа правового воспитания

   Творческая деятельность педагога состоит в том, чтобы рационально использовать в учебном процессе методы, обеспечивающие наилучшее достижение поставленной цели.

  В ходе работы над проектом активно применялись как личностно-ориентированный подход так и создание ситуации выбора, решение проблемно-познавательных и  логических задач,  объяснительно-иллюстративный  метод. Используя педагогический опыт, применяя методы наблюдения, анкетирования, тестирования удалось выявить проблемные моменты и выбрать форму работы по правовому воспитанию. [7,с. 25]

  Используя  методы формирования сознания (рассказ, беседа, инструктаж, иллюстрирование); методы формирования поведения (игра, поручение); методы формирования чувств (стимулирование, одобрение, похвала, порицание, контроль, самоконтроль)  удается  повысить правовое самосознание.    Презентация данного проекта  «Расставим все точки на «I». Вся правда о спайсе»  проходила в январе 2010 г. на областной ярмарке молодежных социальных проектов

Современное правовое образование должно основываться не на механическом запоминании правовых норм и статей законов, а на глубоком проникновении в сущность самого права. Возникает необходимость в

увеличении количества и качества экспериментальной и проектной деятельности по правовому воспитанию, в формировании оптимальных способов самостоятельной деятельности  обучающихся;

в использовании разнообразных внеаудиторных форм работы.

  Благодаря интерактивным методам обучения и воспитания,  где развивающиеся и воспитательные возможности  могут реализоваться одновременно, удается  достичь хорошей результативности.  

  Именно за образовательным учреждением, в роли преподавателя,  закреплена важная роль в исправлении ошибок, компенсации недостатков семейного воспитания, приостановлении процесса деморализации личности обучающегося, который начался в семье. В учебном заведении у обучающегося формируются общие и профессиональные компетенции, так необходимые современному молодому специалисту. 


Заключение

   Важным государственным делом становится внесение изменений и дополнений в имеющиеся федеральные законы, которые бы позволяли законодательно защитить молодежь, помочь ей найти свое достойное место в изменяющемся обществе. В целом жизненные ориентации данного поколения еще не устоялись. В зависимости от развития ситуации в России его менталитет может трансформироваться в различных направлениях.

Правовое воспитание представляет собой последовательное и систематическое воспитательное воздействие на молодых людей с целью формирования и развития их правовой культуры.  Правовое информирование; формирование убеждения в значимости законов и правоприменительной практики, личных правовых и нравственных обязанностей, личной ответственности за принятие решения и свои поступки; развитие стереотипов правомерного поведения; освоение принципов и особенностей правоотношений в обществе; формирование готовности активно участвовать в охране правопорядка и противостоять правонарушениям-все это необходимо отнести к задачам правового воспитания.

Востребована системная работа по правовому воспитанию, которая будет способствовать успешной адаптации в правовом обществе.

Список литературы

  1. Алиева И. Е. Воспитание активной гражданской позиции студентов. Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу “СПО”. – 2007. №6.
  2. Велигородная В.А. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию. – М., 2006.
  3. Голод С.И. Семья и брак: Историко-социологический анализ. - СПб.: Питер, 1998  
  4. Ивлиева Л. Г. Внеклассные мероприятия по гражданско  - правовому воспитанию школьников: практическое пособие, М.: АРКТИ, 2006.
  5. Мазыкина Н. В. Инновационные подходы в патриотическом воспитание и гражданском становлении личности  //Внешкольник, 2002, № 5
  6. Полат Е. С..Новые педагогические  и информационные технологии в системе образования, М.: 2000

Конституция Российской Федерации, 1993 г.

Федеральный закон “Об образовании”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА образовательной деятельности в области режимные моменты II половины дня проведенного в средней группе

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА образовательной деятельности в области режимные моменты II половины дня проведенного в средней группе ...

Образец работы: КОС ПМ02 Тема: «Анализ программы по внеурочной деятельности в области ИЗО и ДПИ"

Контрольно - самостоятельная работа по дисциплине ПМ02 на тему: «АНАЛИЗ ПРОГРАММЫ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  В ОБЛАСТИ ИЗО И ДПИ»По курсу   «МДК. 02.01 Ос...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению самостоятельной работы студентов по ПМ.01 Творческая художественно-проектная деятельность в области культуры и искусства МДК 01.02. Средства исполнения дизайн-проектов

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы в рамках ПМ.01 Творческая художественно-проектная деятельность в области культуры и искусства адресованы студентам педагогического коллед...

Методические указания к практическим занятиям по МДК.02.01 Основы организации внеурочной деятельности в области ИКТ

Методические рекомендации предназначены в качестве методического пособия при проведении практических занятий по МДК.02.01 Основы организации внеурочной деятельности в области ИКТ для специальности СПО...