Методическая разработка "Проектная деятельность учащихся"
методическая разработка

Методическая разработка "Проектная деятельность учащихся".

Ведущее место среди современных методов принадлежит сегодня методу проектов.

В основу этого метода положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tezis1_proektnaya_deyatelnost.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тезис

Проектная деятельность учащихся

Что такое «метод проектов»?

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела.

Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования потребовали такие методы обучения, которые:

- формировали бы активную, самостоятельную позицию учащихся в учении;

- развивали бы общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

- формировали бы умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности.

Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.

В основу этого метода положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Основные требования к проекту:

  1. необходимо наличие социально значимой задачи,

     дальнейшая работа над проектом – это разрешение данной проблемы;

  1. выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы;
  2. каждый проект требует исследовательской работы учащихся;
  3. выходом проекта является продукт.
  4. подготовленный продукт должен быть представлен заказчику или представителям общественности, и представлен как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

То есть проект – это «пять П»:

Проблема-проектирование - поиск информации – продукт - презентация.

    Структура учебного проекта (см.презентацию)

    Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся.

Учебный проект имеет большое количество видов и разновидностей.

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта ил внешнего заказчика.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа и представления для широкой аудитории.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.

Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна.

Все вышеперечисленные целевые направления деятельности учащихся-проектантов реализуются в каждом проекте. Но, речь идет не о единственной, а о доминирующей направленности деятельности участников тог или иного проекта.

     Классификация проектов по комплексности и характеру контактов

По предметно-содержательной области можно выделить два типа проектов.

1) Монопроекты проводятся в рамках одного предмета или одной области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знания.

Такие проекты могут проводится в рамках классно-урочной деятельности.

2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

     Классификация проектов по продолжительности.

 Мини-проекты могут укладываться в один урок или менее.

Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков.

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.

Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально.

Формы продуктов проектной деятельности.

Выбор формы продукта проектной деятельности – важная организационная задача участников проекта. От ее решения зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта – убедительной, а предложенные решения – полезными  для решения выбранной социально значимой проблемы.

Приведем перечень возможных выходов проектной деятельности: web-сайт, анализ данных соц-го опроса, бизнес-план и т.д.

Виды презентаций проектов.

Выбор формы презентации проекта – задача более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор «типичных» форм презентации весьма ограничен, требуется особый полет фантазии.

Виды презентационных проектов могут быть различными, например: воплощение, деловая игра, игра с залом, иллюстрация, инсценировка и т.д.

    Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности.

  1. Рефлексивные умения:

- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2. Поисковые (исследовательские) умения:

- умение самостоятельно изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, специалиста);

- умение находить несколько вариантов решения проблемы.

3. Навыки оценочной самостоятельности.

- умения и навыки работы в сотрудничестве:

- умения коллективного планирования;

- умение взаимодействовать с любым партнером;

- навыки делового партнерского общения.

4. Менеджерские умения и навыки:

- умение проектировать процесс (изделие);

- умение планировать деятельность, время, ресурсы;

- умение принимать решения и прогнозировать их последствия.

     5. Коммуникативные умения:

     - умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми;

     - умение вести дискуссию.

     6. Презентационные умения и навыки:

     - умение уверенно держать себя во время выступления;

     - артистические умения;

     - умение использовать различные средства наглядности при выступлении.

   Заключение.

Понятие «проект» еще не осмыслен до конца. Но уже ясно: проект многогранен, эффективен, перспективен и неисчерпаем!

Подведем некоторые итоги: что же такое проект?

Проект- это метод обучения и может использован в изучении любого предмета. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому эффективен.

Самые современные области человеческой деятельности основаны на проектировании. Проектированием занимаются уже не столько технологи, сколько имиджмейкеры и маркетологи. Поэтому проектирование может стать основой профильных спецкурсов.

Проект – это форма организации учебного процесса. Полноценный проект не «вписывается» в уроки. Природа проекта и природа урока – принципиально различны. Проектная деятельность снова может стать альтернативой классно-урочному обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Проектная деятельность в области правового воспитания"

Правовая культура формируется в процессе  правового воспитания, которое  представляет собой целенаправленное, организованное и систематическое воздействие на личность. Современные про...

Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся.

Идея развития компетенций являяется одной из ключевых идей модернизации и нового качества образования.Исследовательская и проектная деятельность учащихся служит этой цели, является инновационной образ...

Методическое обеспечение проектной деятельности на тему: Электромагнитные транспортные средства и аппараты. Транспорт на магнитной подушке

Данная публикация включает в себя разработку студентов в рамках научно-практической конференции, а так же дополнительные методические разработки по стадиям написания и отслеживания контроля содержания...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

В настоящее время метод проектов как педагогическая технология успешно реализуется при изучении различных дисциплин, в кружковой работе дополнительного образования. Метод проектов рассматривается как ...

Методическая разработка «Проектная деятельность обучающихся на уроках спецрисунка как средство активизации исследовательской и практической работы по теме « историческая прическа»

Курсовая работа содержит материал исследования учебной деятельности обучающихся профессии "парикмахер" на уроках спец.рисунка....

Методическая разработка Проектно - исследовательская деятельность

В методическую разрабоку входит теоретический материал и проектные работы для 10-11 классов. Инновационный подход построения обучения на проектной и исследовательской деятельности отвечает современным...

Вытупление на семинаре "Проектная деятельность учащихся в процессе физического воспитания"

Презентация к выступлению "Проектная деятельность учащихся в процессе физического воспитания"...