Методическая разработка "Проектная деятельность учащихся"
методическая разработка
Методическая разработка "Проектная деятельность учащихся".
Ведущее место среди современных методов принадлежит сегодня методу проектов.
В основу этого метода положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tezis1_proektnaya_deyatelnost.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тезис
Проектная деятельность учащихся
Что такое «метод проектов»?
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела.
Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования потребовали такие методы обучения, которые:
- формировали бы активную, самостоятельную позицию учащихся в учении;
- развивали бы общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- формировали бы умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности.
Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.
В основу этого метода положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Основные требования к проекту:
- необходимо наличие социально значимой задачи,
дальнейшая работа над проектом – это разрешение данной проблемы;
- выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы;
- каждый проект требует исследовательской работы учащихся;
- выходом проекта является продукт.
- подготовленный продукт должен быть представлен заказчику или представителям общественности, и представлен как наиболее приемлемое средство решения проблемы.
Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.
То есть проект – это «пять П»:
Проблема-проектирование - поиск информации – продукт - презентация.
Структура учебного проекта (см.презентацию)
Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся.
Учебный проект имеет большое количество видов и разновидностей.
Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта ил внешнего заказчика.
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа и представления для широкой аудитории.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.
Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна.
Все вышеперечисленные целевые направления деятельности учащихся-проектантов реализуются в каждом проекте. Но, речь идет не о единственной, а о доминирующей направленности деятельности участников тог или иного проекта.
Классификация проектов по комплексности и характеру контактов
По предметно-содержательной области можно выделить два типа проектов.
1) Монопроекты проводятся в рамках одного предмета или одной области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знания.
Такие проекты могут проводится в рамках классно-урочной деятельности.
2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.
Классификация проектов по продолжительности.
Мини-проекты могут укладываться в один урок или менее.
Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков.
Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.
Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально.
Формы продуктов проектной деятельности.
Выбор формы продукта проектной деятельности – важная организационная задача участников проекта. От ее решения зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта – убедительной, а предложенные решения – полезными для решения выбранной социально значимой проблемы.
Приведем перечень возможных выходов проектной деятельности: web-сайт, анализ данных соц-го опроса, бизнес-план и т.д.
Виды презентаций проектов.
Выбор формы презентации проекта – задача более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор «типичных» форм презентации весьма ограничен, требуется особый полет фантазии.
Виды презентационных проектов могут быть различными, например: воплощение, деловая игра, игра с залом, иллюстрация, инсценировка и т.д.
Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности.
- Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2. Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы.
3. Навыки оценочной самостоятельности.
- умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умения коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- навыки делового партнерского общения.
4. Менеджерские умения и навыки:
- умение проектировать процесс (изделие);
- умение планировать деятельность, время, ресурсы;
- умение принимать решения и прогнозировать их последствия.
5. Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми;
- умение вести дискуссию.
6. Презентационные умения и навыки:
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении.
Заключение.
Понятие «проект» еще не осмыслен до конца. Но уже ясно: проект многогранен, эффективен, перспективен и неисчерпаем!
Подведем некоторые итоги: что же такое проект?
Проект- это метод обучения и может использован в изучении любого предмета. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому эффективен.
Самые современные области человеческой деятельности основаны на проектировании. Проектированием занимаются уже не столько технологи, сколько имиджмейкеры и маркетологи. Поэтому проектирование может стать основой профильных спецкурсов.
Проект – это форма организации учебного процесса. Полноценный проект не «вписывается» в уроки. Природа проекта и природа урока – принципиально различны. Проектная деятельность снова может стать альтернативой классно-урочному обучению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Проектная деятельность в области правового воспитания"
Правовая культура формируется в процессе правового воспитания, которое представляет собой целенаправленное, организованное и систематическое воздействие на личность. Современные про...
Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся.
Идея развития компетенций являяется одной из ключевых идей модернизации и нового качества образования.Исследовательская и проектная деятельность учащихся служит этой цели, является инновационной образ...
Методическое обеспечение проектной деятельности на тему: Электромагнитные транспортные средства и аппараты. Транспорт на магнитной подушке
Данная публикация включает в себя разработку студентов в рамках научно-практической конференции, а так же дополнительные методические разработки по стадиям написания и отслеживания контроля содержания...
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
В настоящее время метод проектов как педагогическая технология успешно реализуется при изучении различных дисциплин, в кружковой работе дополнительного образования. Метод проектов рассматривается как ...
Методическая разработка «Проектная деятельность обучающихся на уроках спецрисунка как средство активизации исследовательской и практической работы по теме « историческая прическа»
Курсовая работа содержит материал исследования учебной деятельности обучающихся профессии "парикмахер" на уроках спец.рисунка....
Методическая разработка Проектно - исследовательская деятельность
В методическую разрабоку входит теоретический материал и проектные работы для 10-11 классов. Инновационный подход построения обучения на проектной и исследовательской деятельности отвечает современным...
Вытупление на семинаре "Проектная деятельность учащихся в процессе физического воспитания"
Презентация к выступлению "Проектная деятельность учащихся в процессе физического воспитания"...