Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся.
статья на тему

Идея развития компетенций являяется одной из ключевых идей модернизации и нового качества образования.Исследовательская и проектная деятельность учащихся служит этой цели, является инновационной образовательной технологией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся»

Автор:  Цекина И.Г.

Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся

Модернизация страны связана с обновлением содержания и структуры процесса образования, где приоритетными направлениями становятся следующие:

  • достижение социальной компетентности обучающихся;
  • гарантии прав граждан на качественное образование;
  • формирование ключевых (базовых) компетенций.

Одной из основных задач обучения является формирование качеств, необходимых для практической деятельности каждого человека. К ним относятся такие качества, как: способность ориентироваться в быстро меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий и культур. Эти качества получили названия «ключевых» компетенций.

В Федеральном Законе от 12 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на государственном уровне предложено использование для оценки качества содержания образования современные ключевые компетенции, которые определены как система «универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности».

Идея развития компетенций является одной из ключевых идей модернизации образования. Эта идея выводит цель современного образования за пределы традиционных представлений о нем, как о системе передачи суммы знаний и формирования соответствующих им умений и навыков. На современном этапе именно компетенции становятся показателем нового качества образования.

В сфере моих интересов как учителя английского языка находится проектная деятельность учащихся 5-11 классов как основа формирования и развития ключевых компетенций учащихся.

Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме.

Проектная деятельность в школе осуществляется в двух направлениях: применение метода учебного проекта и в процессе социально – значимой внеурочной деятельности. Разработка проектов предполагает в качестве конечного продукта изготовление плакатов, написание эссе, сценариев для мини спектаклей, постановку спектаклей, проведение исследований в различных областях: экологии, культуры, лингвистики. Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования: поиск информационных материалов, работу со справочниками и другой учебно – методической литературой помимо учебников.

Исследовательская деятельность требует от учащегося определенных навыков научной работы. Однако еще нет единой системы по развитию исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно – исследовательской деятельности. Отсутствует также знание правил оформления текстов такого рода от этапа формулировки темы до оформления выполненных работ, рецензирования и подготовки доклада к защите.

Проектная деятельность в начальной школе имеет свои особенности, так как в ней могут принимать участие мотивированные родители, которые помогают своим детям в создании проекта. Учащиеся начальной школы традиционно выполняют проекты на темы: «Моя семья», «Кем хочу быть». В четвертом классе школьники выполняют проектные работы на тему: «Английские пословицы и поговорки». «Английские песни», которые исполняют под собственный аккомпанемент. Наибольшим успехом пользуются ролевые игры и мини спектакли, которые проигрываются  прямо на уроках английского языка. Учащиеся приносят на уроки костюмы, парики, маски, самостоятельно выполняют некоторые декорации. Иногда они самостоятельно пишут сценарий, включая в него стихотворения и диалоги, выученные на уроках,  или находят их в литературе.

Для научно – практической конференции учениками начальной школы был выполнен проект «Моя квартира», где ученики самостоятельно изготовили внутреннее убранство квартиры и сами представляли проект на выставке поделок. Большой интерес ученики проявили к коллективному проекту «Моя школа будущего», выполненного на 2-х ватманских листах, часть проекта – в виде макета. Этот проект дает возможность проследить отношение школьников к современным проблемам школы, также проявить активность и инициативу в осуществлении мечты об идеальной школе.

В 6-х классах проектная деятельность школьников на уроках домашнего чтения позволила им вместе с учителем написать совместный сценарий спектакля на английском языке «Золушка» и «Буратино» и сыграть его на школьной сцене.

Для средней школы характерно создание презентаций по проектным работам на английском языке, что позволяет:

  • более качественно реализовать принцип наглядности;
  • Эффективнее использовать время на уроке.

На уроках английского языка разрабатываются эколого – социальные проекты, связанные с природоохранной деятельностью учащихся и их участием в благоустройстве своего района. Проекты, реализуемые школьниками, направлены также на повышение уровня экологического образования учащихся, вовлечения его в природоохранную деятельность путем участия в экологических акциях.

Одна из этих тем была рассмотрена ученицей 4-го класса в 2015-2016 годах с использованием принципа «от частного к общему».

Здесь нашла тема  патриотизма и любви   к « малой Родине».  В жестокие январские морозы она и подруги отправлялись на реку кормить  замерзающих  птиц и зверей, оставшихся на зиму.

Рассматривая эту акцию в масштабе всего города, можно сделать вывод об экологической ответственности молодого поколения перед природой и нашим обществом.

Ученикам 9-х классов было  предложено написать проект на общую тему: «Экологические проблемы современности». В целом проблема загрязнения окружающей среды была раскрыта и оформлена в проектах школьников: «Земля в опасности», «Экологические проблемы большого города»,  «Биосфера и мы», «Старые мобильные телефоны». Работы содержали красочные иллюстрации и диаграммы. Однако не все нам удалось. Не всегда проекты были правильно оформлены: отсутствовала вступительная часть, выводы,  списки литературы. Кроме того, при формулировании темы ожидалось, что проекты будут содержать наглядный и вполне конкретный материал по Западному административному округу и экологии окружающих территорий, например, по экологии реки Сетуньки.

Проекты носят самый различный характер, отражая интересы учащихся. Была подготовлена работа «Социально-культурные изменения в жизни Великобритании в 21 веке». В ней нашли свое место проблемы современного социума Великобритании: утрата колоний, переселение этнических сообществ, различные типы религий, отношение к морали, браку, влияние на язык и культуру переселенцев.

Учениками 11-го  класса была сделана попытка самостоятельно анализировать  семантические особенности во вновь образовавшихся лингвистических структурах  англоязычных стран в сравнении с родным  «английским». Этот проект получил название «Национальные особенности английского языка».

Для более глубокой проработки грамматического материала п английскому языку и его повторению ученицей 11-го класса Лашковой И. созданы минипроекты по модальным глаголам и их эквивалентам, сравнительному использованию глаголов в предложениях различных  типов.

Количество проектов по английскому языку немного, но с каждым годом растет. Внимание к ним связано не только с тем, чтобы обогатить свой словарный запас, но и с возможностью самостоятельного исследования темы, интересующей учащихся, проявление своей индивидуальности и творческих наклонностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций у студентов через применение информационно-коммуникационных технологий

Публикация на тему: «Формирование ключевых компетенций у студентов через применение информационно-коммуникационных технологий» в сборнике материалов I Межрегиональной заочной научно-практической конфе...

Педагогический проект " Формирование ключевых компетенций на уроках литературы на основе технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»".

В "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года" подчеркивается, что "роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократи...

Методическая разработка мастер-класса по теме "КОЗ как средство формирования ключевых компетенций учащихся в рамках реализации ФГОС "

—  Цель мастер-класса: трансляция опыта работы учителей по использованию на уроках КОЗ посредством современных педагогических технологий в рамках реализации ФГОС. Задачи мастер-класса:...

Формирование интереса учащихся к будущей профессии через проектную деятельность.

ПрезентацияВопрос, который обучающиеся задают на занятиях чаще прочих, это вопрос "Зачем?". Удовлетворяющие учеников ответы лежат в области целеполагания. Цель создает осмысленность самого п...

Формирование общих компетенций студентов на уроках физики через проектную деятельность

В статье аргументируется необходимость использования проектно-исследовательской деятельности студентов для формирования не только общих, но и профессиональных компетенций, приведен алгоритм деятельнос...

Педагогический проект: "Формирование ключевых компетенций на уроках литературы на основе технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»".

1.Введение. В "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года" подчеркивается, что "роль образования на современном этапе развития России определяется задача...