Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций учащихся на уроках математики
статья

Прменение метода проектов на уроках математики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная  деятельность как способ формирования ключевых компетенций учащихся на уроках математики

                                                             Дадатченко Т.А

Китайская мудрость гласит:

Я слышу – я забываю,

я вижу – я запоминаю,

 я делаю – я усваиваю”.

Изменения, произошедшие в нашей стране за последние годы, определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования. В новых условиях на первый план выходит личность обучающегося  как индивидуума, его способность к самоопределению и самореализации, к самостоятельному принятию решений и доведению их до конечного результата, к критичному анализу собственной деятельности.

Основной задачей обучения на современном этапе является формирование ключевых компетенций, необходимых для практической деятельности каждого человека.

Ключевые компетенции рассматриваются как готовность обучающихся  использовать усвоенные знания, умения, способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Приобретение этих компетенций базируется на опыте деятельности обучающихся  в конкретных ситуациях. Овладение ключевыми компетенциями позволяют человеку быть успешным и востребованным обществом.                                                                                  В связи с практической ориентированностью современного образования основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей.
Для того чтобы формировать «универсальные учебные действия» и поддерживать у обучающихся  интерес к знаниям на уроках математики, возникла необходимость строить обучение на основе активной деятельности самих обучающихся , актуально развитие у них способности переноса знаний и навыков, полученных в одной области, в любую другую сферу человеческой деятельности.

Приоритет в этом отношении принадлежит проектно-исследовательскому методу. В рамках обучения метод проектов можно определить как образовательную технологию, нацеленную на приобретение обучающимися  новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование у них специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного учебного поиска. Метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя “по кирпичикам” новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

Большой проблемой для учителя математики на современном этапе обучения является повышение интереса обучающихся  к предмету. Ученикам на уроках скучно: однообразные уроки, домашние задания, которые совершенно не хочется выполнять. Пресытившаяся фраза: «Надо читать!» Всё это вызывает негативное отношение обучающихся к процессу обучения.

Проектная деятельность учащихся - это учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, результатом которой становится решение какой-либо проблемы, представленное в виде его подробного описания. Метод можно использовать в любой группе . Хочется отметить, что проектная деятельность оправдывает себя:  практически все обучающиеся , даже «слабые», с удовольствием и интересом выполняют задания. В подготовке проектов могут принимать участие и родители, что, по моему мнению, является очень хорошим воспитательным моментом.

Метод проектов – это такой способ обучения, при котором обучающийся  самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс: он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность. Методу проектов можно найти применение на любых этапах обучения, в работе с обучающимися  разных возрастных категорий и при изучении материала различной степени сложности.

Можно выделить следующие критерии оценки деятельности обучающегося :

  • Обучающийся  ставит перед собой цель
  • Обучающийся  работает на основе приобретенных ранее знаний, умений, опыта
  • при выполнении деятельности Обучающийся способен работать самостоятельно
  • Обучающийся может найти способ действий при решении учебных и практических задач
  • Обучающийся может провести рефлексию
  • Обучающийся  может выполнять интеллектуальные преобразования

           Обучающийся  проявляет активности и творчество

Современное общество требует от выпускника способности адаптироваться к изменяющимся условиям, свободно ориентироваться в информационном поле, строить систему в любой сфере знания, проектировать собственное развитие.

В Концепции модернизации российского образования подчеркивается необходимость "формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования".

Требования к учебному проекту:

  1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) –исследовательской, информационной, практической.
  2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.
  3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.
  4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.
  5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы. Защита проекта.

Источником активности выступает проблема. Поэтому проектная деятельность, в основе которой лежит проблема, создает естественную среду для формирования ключевых компетенций. Проблемы должны естественно возникать из потребностей и опыта самих обучающихся , т.е. носить личностно- значимый характер. Если проблемы навязывать только для того, чтобы заполнить тот или иной пробел в знаниях, то можно исказить само существо проектного подхода в обучении и не решить задач формирования ключевых компетенции.

      Сегодня овладение определенным объемом навыков перестает быть самоцелью и превращается в процесс воспитания, развития и образования личности. Учителю приходится задумываться над новыми методами обучения, использовать новые технологии преподавания, которые развивают мотивацию обучающихся  к учебно-познавательной деятельности, повышают их интеллектуальный уровень, раскрывают творческие способности.

Родоначальником идей проектной деятельности является американский философ и педагог Дж.Дьюи и его последователь В.Х Килпатрик.   Суть  их идеи заключалась в том, что дети, исходя из своих жизненных интересов, вместе с учителем выполняли собственные проекты. В ходе решения этой задачи ученики овладевали новыми навыками практическими умениями

    Модернизация  российского образования состоит  в его содержательном и структурном обновлении. Основной задачей обучения на современном этапе является формирование ключевых компетенций, необходимых для практической деятельности каждого человека.

    В своей деятельности каждый современный учитель  стремится к тому, чтобы наши дети умели вступать в диалог и были понятыми, свободно владели информационными технологиями, были способны самоопределению и самообразованию.

-Компетенция - общая способность и готовность использовать знания, умения и обобщенные способы действий, усвоенные в процессе обучения, в реальной деятельности.

Компетенция - это знание в действии, способность человека использовать на практике полученные знания и навыки, принимать решения в условиях неопределенности и реализовывать их.

  В связи с практической ориентированностью современного образования основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей

1. Ценностно-смысловая компетенция.
2. Общекультурная компетенция.
3. Учебно-познавательная компетенция
4. Информационная компетенция.
5. Коммуникативная компетенция.
6. Социально-трудовая компетенция
7. Компетенция личностного самосовершенствования
Современные требования к обучению ставят новые задачи и перед учителем: не пассивное участие в уроке, а формирование умения работать самостоятельно, развитие творческого мышления, способности прогнозировать свою деятельность

         Математика наука точная и очень сложная. И многие не очень то спешат разрушать накопленная веками традицию преподавания математии Наверное поэтому использовании е проектной деятельности на уроках математики очень мала. Но жизнь не стоит на одном месте. Она двигается вперед.

     Для учителя математики наиболее привлекательным в данном методе является то, что в процессе работы над учебным проектом у обучающихся :

- появляется возможность осуществления приблизительных, «прикидочных» действий, не оцениваемых немедленно строгим контролером – учителем;

- зарождаются основы системного мышления;

- формируются навыки выдвижения гипотез, формирования проблем, поиска аргументов;

- развиваются творческие способности, воображение, фантазия;

- воспитываются целеустремленность и организованность, расчетливость и предприимчивость, способность ориентироваться в ситуации неопределенности.

Кроме того, в процессе выполнения проекта происходит естественное обучение совместным интеллектуальным действиям. 

 

     Я использую следующую классификацию проектов.

1.  По временным рамкам:

 - краткосрочный

 - средней продолжительности

 - долгосрочный

 2. По количеству участников проекта :

 - индивидуальный

 - работа в парах

 - групповой (2-3 человек)

3. По методу:

 - творческий

 - исследовательский

 - информационный.

   Реализация  проекта в зависимости от его типа в той или иной степени способствует развитию всех видов ОУН. Опираясь на знания об исходном уровне подготовки обучающегося , учитель может ясно представить, с помощью какого вида деятельности и как будут формироваться у него  необходимые ему знания, умения, навыки и компетентности.

    Различные типы проектов позволяют нам решать разнообразные дидактические задачи, заранее планировать приращения в предметных знаниях, умениях и навыках обучающегося , в его общеучебных умениях и навыках, его компетенциях и грамотно управлять его деятельностью в ходе работы.

Покажу на примере, как учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность.

Формула или по другому теорема Пика Как определить площадь сложной фигуры? Если она нарисована на клетчатой бумаге, и невырождена -площадь ее ненулевая,  все вершины имеют целые координаты, а стороны не пересекают друг друга – то удобно воспользоваться формулой Пика.

Если обозначить:  В – количество целочисленных точек внутри этой фигуры, Г  – количество целочисленных точек на ее границеS – площадь фигуры, то

S=В+Г/2-1

. В школьном курсе математики о ничего не сказано. Но я подталкиваю учащихся к нахождению универсальной формулы для нахождения площади фигур, если она задана в клетчатой бумаге. Вместе с ними решаем конкретные задачи и сравниваем ответы полученные другими, то есть конкретными формулами для нахождения площадей треугольника, прямоугольника или трапеции

   Алгебра, , тема «Применение интеграла для вычисления площади криволинейной трапеции». При рассмотрении данной темы рассматриваем задание «Какую площадь можно огородить проволокой длиной 200 м в зависимости от места нахождения участка?» Рассматривается несколько случаев: а) прямоугольный участок,, который нужно огораживать со всех сторон; б) участок примыкающий к постройке с одной стороны, в) участок, примыкающий к постройке с двух сторон, г) участок, примыкающий к  реке. Группа разбивается на подгруппы, каждая проводит свое исследование.

Затем ряд  обучающихся  показывают, что у них получилось.

Смежный предметом является еще физика, спецпредметы и в этом учебном году мы хотим попробовать сделать проекты о применении математики в профессии сварщик.                                                   В любом деле необходимо .довести дело до конца. Иногда это может быть и отрицательный результат. Но отсутствие результата- это тоже результат. Главное, чтобы обучающийся  добрался до сути самостоятельно, либо с подсказки учителя. Но в любом случае имеет смысл контролировать ход мыслей и идей обучающихся .

 Таким образом, проектная деятельность формирует социальный опыт обучающихся  в труде и общении, способствует их интеллектуальному росту, расширяет кругозор, как в области своего предмета, так и в окружающей действительности, даёт возможность лучше раскрыть собственный потенциал. 

При работе над проектом обучающиеся  оформляют «Портфолио проекта»

Структура проекта:

  1. Пояснительная записка
  2. Цель проекта
  3. Задачи проекта
  4. Условия реализации проекта
  5. Планирование работы над проектом
  6. Теоретическая основа по теме проекта
  7. Проведение исследования (если оно есть)
  8. Продукт проекта
  9. Дальнейшее развитие проекта
  10. Используемая литература

Критерии оценивания работ обучающихся

1. Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом.

2. Степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли.

3. Практическое использование предметных и общешкольных компетенций.

4. Количество новой информации, использованной для выполнения проекта.

5. Степень осмысления использованной информации.

6. Оригинальность идеи, способа решения проблемы.

9. Уровень организации и проведения презентации.

11. Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации.

12. Социальное и прикладное значение полученных результатов.

.Литература:

1. Н.М. Бронштейн, К.А. Семендяев «Справочник по математике», Москва, Наука, 2010г.

2. В.С.Крамор «Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начала анализа»,Москва, Прсвещение.

3. Л.И.Галиева, И.Г. Галяутдинов, М.З. Хуснетдинов «Основы математики», Казань , Мэгариф


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Самоуправление как один из способов формирования ключевых компетенций обучающихся

Дети стремятся к самостоятельности,но не осознают ответственности и не имеют опыта.Цель проекта:привить учащимся навыки самоуправления. Дети учатся самостоятельно принимать решения и ответственно подх...

Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся.

Идея развития компетенций являяется одной из ключевых идей модернизации и нового качества образования.Исследовательская и проектная деятельность учащихся служит этой цели, является инновационной образ...

Методическая разработка мастер-класса по теме "КОЗ как средство формирования ключевых компетенций учащихся в рамках реализации ФГОС "

—  Цель мастер-класса: трансляция опыта работы учителей по использованию на уроках КОЗ посредством современных педагогических технологий в рамках реализации ФГОС. Задачи мастер-класса:...

Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках английского языка.

  Владение иностранным языком становится одной из важнейших, ключевых компетентностей современного человека, будущего специалиста.    Изучение английского языка должно приве...

Педагогические технологии в формировании профессиональных и ключевых компетенций учащихся.

Слово «технология» происходит от греческих слов techne - искусство, мастерство и logos - учение. Поэтому термин «педагогическая технология в буквальном переводе означает учение о пед...

Педагогические техники формирования УУД у учащихся на уроках математики в начальной школе

Роль начальной школы заключается в интеграции, обобщении, осмыслении новых знаний, увязывании их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться.  Учить себя – вот та задач...

Педагогический проект «Использование современных педагогических технологий на уроках математики и физики, как средство формирования ключевых компетенций обучающихся

Обучающая среда, разработанная с применением проектных технологий, позволит создать систему обучения математики и  физики, которая обобщит, конкретизирует, систематизирует знания, повысит мотивац...