«Организация курсового и дипломного проектирования специальностей с учетом требований работодателей», 2013-2014 учебный год
методическая разработка на тему

В методической разработке "Организация курсового и дипломного проектирования специальностей с учетом требований работодателей"  рассмотрены вопросы хода курсового и дипломного проектирования в Борисоглебском дорожном техникуме для специальностей 270831 и 190629 с учетом требований ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области

государственное образовательное бюджетное учреждение

среднего профессионального образования Воронежской области

«Борисоглебский дорожный техникум»

(ГОБУ СПО ВО «БДТ»)

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА

 «Организация курсового и  дипломного проектирования специальностей с учетом требований работодателей»

г. Борисоглебск

2013 - 2014 учебный год

Рассмотрена и одобрена                                    

 на комиссии

СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

СПЕЦИАЛЬНОСТИ 270831                                                                                          

Протокол №    4                                            

 от « 25 »   декабря    2013 г.    

                                     

                                                                                 

Заместитель директора

 по учебной работе     _______________________       О.П.Кузнецова

Председатель комиссии  _______________________  О.А.Стерликова

Заведующая

 методическим  кабинетом  _____________________ Е.Ю.Подгурская

Автор    ______________________    Л.В.Кремнева

                                                  Преподаватель дорожного  техникума                                              

Рецензенты    __________________   А.П.Подгурская

                                                   Преподаватель дорожного техникума  

                        ___________________    Н.Н.Шишкин

                                                   Зам директора ДЭП-5 г. Борисоглебск

     

                                                     

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

    В данной методической разработке рассмотрены вопросы по организации курсового и  дипломного проектирования специальностей с учетом требований работодателей.

     Рассмотрены требования работодателей к фактическим результатам обучения на всех уровнях образования и заявить о необходимости формирования у выпускников новых качеств таких, например, как умение работать в команде, способность самостоятельно учиться, готовность к быстрой смене сферы профессиональной деятельности.

      В условиях перехода России к рыночной экономике было трудно определить требования, предъявляемые рынком труда к подготовке выпускников, поэтому государство и учебные заведения стали оценивать качество образования как степень соответствия содержания и уровня подготовки выпускников некоторым требованиям, сформулированным в виде федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС).

              Как следствие государственная аккредитация образовательных программ и учебных заведений в России направлена только на контроль знаний выпускника, ее критерии не связаны с требованиями работодателей и рынка труда и не оценивают готовность выпускника к профессиональной деятельности. С точки зрения государства и учебных заведений качество образования является вполне приемлемым, если содержание и подготовка выпускников соответствуют требованиям ФГОС.

        Выпускник считает образование качественным, если оно позволяет ему успешно конкурировать на рынке труда, получить работу и успешно развивать карьеру. Работодателей при приеме выпускников на работу в первую очередь интересует не соответствие их подготовки требованиям ФГОС, а их профессиональная компетентность, способность ориентироваться в производственной обстановке, решать нестандартные задачи, принимать самостоятельные решения в пределах своей компетенции и отвечать за них, работать в команде. Поэтому работодатели и студенты будут считать качество образования низким, если уровень подготовки выпускников не будет соответствовать требованиям производства и рынка труда.

        Следовательно, учебные заведения, разрабатывая и реализуя программы, должны ориентироваться на потребности работодателей и студентов и создавать механизмы, позволяющие непрерывно отслеживать изменения конъюнктуры рынка труда и требований основных потребителей к качеству образования.

        В методической разработке рассмотрены вопросы по организации курсового и  дипломного проектирования специальностей с учетом требований работодателей.

    Методическая разработка рассчитана на преподавателей техникума, руководителей курсового и  дипломного проектирования специальностей.

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Пояснительная записка

6

1.

КУРСОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

1.1.

  Цель курсового проектирования

10

1.2.

  Организация разработки тематики курсовых работ

11

1.3.

  Требования к структуре курсовой работы (проекта) 

12

1.4.

  Организация выполнения курсовой работы (проекта) 

14

1.5.

  Критерии оценки курсовой работы

16

1.6.

  Хранение курсовых работ (проектов)

19

1.7.

  Регистрация курсовых работ в журналах учебных занятий

19

2.

ДИПЛОМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

2.1.

  Дипломное проектирование - организационная форма обучения

21

2.2.

 Дидактические   цели  дипломного   проектирования  

21

2.3.

  Дипломное проектирование в Борисоглебском дорожном техникуме

21

2.4.

  Темы проектов

22

2.5.

  Проведение анализа дипломных проектов

22

2.6.

  Распределение студентов на дипломное проектирование

23

2.7.

  Детали в дипломном проектировании

24

2.8.

  Допуск к дипломному проектированию

24

2.9.

  Ход дипломного проектирования

24

2.10.

  Отзыв руководителя дипломного проектирования

25

2.11.

  Допуск к защите дипломного проекта

25

2.12.

  Анализ отчетов ГАК

26

2.13.

  Предложения с учетом требований работодателей

31

2.14.

  Требования дорожных организаций

32

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

35


Организация курсового и  дипломного проектирования специальностей с учетом требований работодателей

Пояснительная записка

Переход России к рыночной экономике значительно изменил экономические и социальные условия жизни российского общества и выдвинул на передний план задачу модернизации и развития экономики страны на основе знаний. Открытость российской экономики, выход предприятий на международные рынки товаров, капиталов и технологий выдвинули на передний план вопросы обеспечения конкурентоспособности продукции, значительно увеличив, тем самым, потребность работодателей в специалистах и работниках высокой квалификации. Конкуренция заставила работодателей повысить требования к фактическим результатам обучения на всех уровнях образования и заявить о необходимости формирования у выпускников новых качеств таких, например, как умение работать в команде, способность самостоятельно учиться, готовность к быстрой смене сферы профессиональной деятельности. Ужесточение требований к квалификации и направлению подготовки выпускников выявило несоответствие образовательных программы многих учебных заведений требованиям работодателей и рынка труда.

Прежде качество образования интересовало работодателей только как конечный результат обучения, как уровень подготовки работников и, потому, они не стремились глубоко вникать в работу учебных заведений. Однако дефицит работников высокой квалификации в условиях широкого использования в производстве инноваций, передовых знаний и технологий, формирования и развития глобальных рынков труда, быстрого роста мобильности трудовых ресурсов заставили работодателей активно взаимодействовать с учебными заведениями, участвовать в формировании компетенций выпускников и вникать в вопросы обеспечения качества образования.

Работодатели, студенты, учебные заведения и государство заинтересованы в высоком качестве образования, но имеют свои конкретные интересы, поэтому оценки качества образования, данные ими, могут различаться.

      В условиях перехода России к рыночной экономике было трудно определить требования, предъявляемые рынком труда к подготовке выпускников, поэтому государство и учебные заведения стали оценивать качество образования как степень соответствия содержания и уровня подготовки выпускников некоторым требованиям, сформулированным в виде федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС).

              Как следствие государственная аккредитация образовательных программ и учебных заведений в России направлена только на контроль знаний выпускника, ее критерии не связаны с требованиями работодателей и рынка труда и не оценивают готовность выпускника к профессиональной деятельности. С точки зрения государства и учебных заведений качество образования является вполне приемлемым, если содержание и подготовка выпускников соответствуют требованиям ФГОС.

Работодатели и учащиеся, рассматривая образование как услугу, оценивают качество образования как потребители и, потому, их оценка отличается от оценки государства и учебных заведений. Выпускник считает образование качественным, если оно позволяет ему успешно конкурировать на рынке труда, получить работу и успешно развивать карьеру. Работодателей при приеме выпускников на работу в первую очередь интересует не соответствие их подготовки требованиям ФГОС, а их профессиональная компетентность, способность ориентироваться в производственной обстановке, решать нестандартные задачи, принимать самостоятельные решения в пределах своей компетенции и отвечать за них, работать в команде. Поэтому работодатели и студенты будут считать качество образования низким, если уровень подготовки выпускников не будет соответствовать требованиям производства и рынка труда.

Поскольку учебные заведения не ведут постоянного мониторинга изменений конъюнктуры рынка труда и требований работодателей, они не могут правильно оценить, какие направления подготовки нужно развивать и какие профессиональные компетенции необходимо формировать у выпускников. Выпускники таких учебных заведений часто оказываются невостребованными на рынке труда.

         Реформирование системы образования в России идет медленно потому, что высокий общественный спрос на образование позволяет многим учебным заведениям придерживаться старой стратегии и, несмотря на изменения в экономике и обществе, при определении результатов обучения по-прежнему ориентироваться на спрос населения, а не на требования работодателей. Руководство таких учебных заведений еще не осознало, что в новых условиях образовательная деятельность может быть успешной только в том случае, если реализуемые программы будут способны гибко следовать за изменениями конъюнктуры рынка и требований основных потребителей программ, работодателей и студентов.

      Соответствие результатов обучения постоянно меняющимся требованиям рынка труда позволит выпускникам не только найти свою трудовую нишу, но и изменить ее, освоив, в случае необходимости, соответствующую программу дополнительного профессионального обучения.

В настоящее время в России быстро расширяется практика участия работодателей в образовательной деятельности учебных заведений и оценке качества образования, поскольку работодателям нужны гарантии того, что на рынке труда они смогут найти специалистов нужной квалификации, способных сразу приступить к работе.

Например, работодатели начали проводить профессиональную аккредитацию программ для того, чтобы убедиться, что образовательный процесс правильно построен, и гарантировать качество подготовки выпускников. При этом они хотят, чтобы результаты аккредитации признавались не только предприятиями и компаниями, но и государством. Большое внимание работодатели уделяют оценке и сертификации квалификации выпускников, поскольку считают, что обучение формирует один набор компетенций, а практический опыт - другой. По мнению работодателей, профессиональная квалификация выпускников может быть признана только после подтверждения того, что они овладели компетенциями из обеих групп, и, потому, выпускники программ в области инженерного дела, архитектуры, юриспруденции, медицины могут быть допущены к самостоятельной профессиональной деятельности только после сертификации их квалификаций.

Работодатели все активнее взаимодействуют с учебными заведениями, участвуя как в формировании заказа на подготовку специалистов нужного им профиля и квалификации, так и в оценке качества содержания и подготовки выпускников. Поскольку в основе заказа и оценки результатов обучения лежат прямые требования работодателей, то заказ и оценка будут выходить за рамки требований государства в сфере образования, которые определяются ФГОС. Таким образом, в настоящее время работодатель становится доминирующим заказчиком и оценщиком качества образования.

Следовательно, учебные заведения, разрабатывая и реализуя программы, должны ориентироваться на потребности работодателей и студентов и создавать механизмы, позволяющие непрерывно отслеживать изменения конъюнктуры рынка труда и требований основных потребителей к качеству образования.


1.КУРСОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

  1. Цель курсового проектирования

 Курсовые проекты и работы являются первым этапом самостоятельной проверкой  профессиональной подготовки студентов.

Курсовая работа (КР) или курсовой проект (КП) по профессиональному модулю (ПМ) или междисциплинарному курсу (МДК) является одним из основных видов учебных занятий и формой контроля учебной работы студентов.

   Выполнение студентом курсовой работы (курсовой проект) осуществляется как промежуточный контроль изучения учебной дисциплины, профессионального модулю или МДК, в ходе которого проверяются профессиональные компетенции, связанные с деятельностью будущих специалистов.

   Выполнение студентом курсовой работы (курсового проекта) по  учебной дисциплине, ПМ или МДК проводится с целью:

- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений по специальным дисциплинам;

- углубления теоретических знаний в соответствии с заданной темой;

- формирования умений применять теоретические знания при решении поставленных вопросов;

- формирования умений использовать справочную, нормативную и правовую документацию;

- развития творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- подготовки к итоговой государственной аттестации, к написанию выпускных квалификационных работ.

   Количество курсовых работ (курсовых проектов), наименование  учебных дисциплин, ПМ или МДК, по которым они предусматриваются, и количество часов обязательной учебной нагрузки студента, отведенное на их выполнение, определяются учебным планом. Курсовая работа (курсовой проект) по ПМ или МДК выполняется в сроки, определенные рабочим учебным планом  техникума.

1.2. Организация разработки тематики курсовых работ

   Тематика курсовых работ (курсовых проектов) разрабатывается преподавателями  профессиональных дисциплин и МДК техникума по возможности совместно со специалистами других организаций, заинтересованных в разработке тем и рассматривается и принимается соответствующими цикловыми методическими комиссиями.

   Темы курсовых работ (курсовых проектов) должны соответствовать рекомендуемой примерной тематике курсовых работ (курсовых проектов) в рабочих программах  учебных дисциплин, МДК, профессиональных модулей.

Допускается выполнение курсовой работы (курсового проекта) по одной теме группой студентов (3-5 человек).

   Тема курсовой работы (курсового проекта) может быть связана с программой производственной практики студента. Курсовая работа может стать составной частью (разделом, главой) выпускной квалификационной работы, являющейся видом государственной  итоговой аттестации, определяемым в соответствии с ФГОС СПО III поколения.

   Задание на курсовое проектирование выдается каждому студенту, независимо от текущей оценки по дисциплине в срок не позднее, чем за неделю до начала курсового проектирования.

            Задание на курсовую работу заполняется на специальном бланке и подписывается преподавателем, ответственным за курсовое проектирование.

           В задании на курсовое проектирование указывается наименование разделов и подразделов курсовой работы, список рекомендуемой литературы, приложений.

           Пояснения к выполнению курсовой работы указываются в методических указаниях на курсовое проектирование, разработанных преподавателями техникума, рассмотренных на цикловых комиссиях и утвержденных заместителем директора по учебной работе.

1.3. Требования к структуре курсовой работы (проекта)

    По содержанию курсовая работа может носить реферативный, практический или опытно-экспериментальный характер. По объему курсовая работа должна быть не менее 20 страниц печатного текста или 20-25 страниц рукописного текста.

    Структура курсовой работы практического характера:

  • Введение, в котором раскрывается актуальность и значение темы,
  • формулируется цели и задачи работы;
  • Основная часть, которая состоит из 2-х разделов: в первом разделе - содержатся теоретические основы разрабатываемой темы, вторым разделом - является практическая часть, которая представлена расчетами, графиками, таблицами, схемами и т.п.;
  • Заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения материалов работы:
  • Список используемой литературы;
  • Приложения.

    Структура курсовой работы опытно-экспериментального характера:

  • Введение, в котором раскрывается актуальность и значение темы, формулируется цели и задачи эксперимента;
  • Основная часть, которая состоит из 2-х разделов: в первом разделе - содержатся теоретические основы разрабатываемой темы, дается история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике; второй раздел представлен практической частью, в которой содержатся цели проведения эксперимента, характеристика методов экспериментальной работы, обоснование выбранного метода, основные этапы эксперимента, обработка и анализ результатов опытно - экспериментальной работы;
  • Заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения полученных результатов:
  • Список используемой литературы;
  • Приложения.

    Курсовой проект по содержанию может носить:

  • Конструкторский характер;
  • Технологический характер.
  • По структуре курсовой проект состоит из пояснительной записки и практической части.

    Пояснительная записка курсового проекта конструкторского типа включает:

  • Введение, в котором раскрывается актуальность и значение темы, формулируется цель.
  • Расчетная часть, содержащая расчеты по профилю специальности;
  • Описательная часть, в которой приводится описание конструкции и принцип работы спроектированного изделия, выбор материалов, технологические особенности его изготовления;
  • Организационно-экономическая часть:
  • Заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использовании материалов работы;
  • Список используемой литературы;
  • Приложения.

    Пояснительная записка курсового проекта технологического характера включает:

  • Введение, в котором раскрывается актуальность и значение темы, формулируется цель.
  • Описание узла или детали, на которую разрабатывается технологический процесс;
  • Описание спроектированной оснастки, приспособленной и т.п.;
  • Организационно-экономическая часть:
  • Заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации – относительно возможностей использовании материалов проекта;
  • Список используемой литературы;
  • Приложения.

   Практическая часть курсового проекта конструкторского и технологического характера может быть представлена - чертежами, схемами, графиками, диаграммами и другими изделиями или продуктами творческой деятельности в соответствии с выбранной темой.

Объем пояснительной записки курсового проекта должен быть не менее 5 страниц печатного текста, объем графической части - 1,5-2 листа.

    Студент разрабатывает и оформляет курсовую работу (проект) в соответствии с требованиями ЕСТД и ЕСКД - ГОСТ 7.32-2001 (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления), ГОСТ 2.105-95 - ЕСКД (Общие требования к текстовым документам).

1.4. Организация выполнения курсовой работы (проекта)

   Общее руководство и контроль хода выполнения курсовой работы (проекта) осуществляет преподаватель соответствующей дисциплины - руководитель курсовой работы (проекта). Для организации выполнения и защиты курсовой работы (проекта) преподаватель разрабатывает методические рекомендации для студентов, где определяет вид курсовой работы (проекта) и требования к ее выполнению по структуре, содержанию и оформлению.

   Основными функциями руководителя курсовой работы (проекта) являются:

  • Разработка графика выполнения курсовой работы (проекта) - примерное распределение времени на выполнение отдельных частей курсовой работы (проекта), (%выполнения объема работы от общего объема задания).
  • Консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения курсовой работы (проекта), проводимое на уроках курсового проектирования;
  • Оказание помощи студентами в подборе необходимой литературы;
  • Контроль хода выполнения курсовой работы (проекта), организация процентовок;
  • Подготовка письменного отзыва - рецензии на курсовую работу (проект);
  • Подготовка отчета о курсовых работах (проектах) заместителю директора по учебной работе и сдача работ на хранение.

    Курсовая работа (проект) выполняется аудиторно, в соответствии с расписанием учебных занятий, графика изучения соответствующей дисциплины, МДК в пределах времени, отведенного на ее изучение.

    Для выполнения курсовой работы (проекта) группа может делиться на подгруппы, численностью не менее 8 студентов.

    Контроль хода выполнения курсовой работы (проекта) осуществляют председатель комиссии курсового и дипломного проектирования и заведующие отделениями - посещают уроки курсового проектирования, проверяют объем выполнения курсовой работы (проекта), обсуждает результаты и принимает меры по отношению к отстающим студентам. Затем выносят вопрос о ходе курсового проектирования на заседания соответствующей цикловой методической комиссии, совещаний у заместителя директора по учебной работе.

    По завершении студентом курсовой работы (проекта) руководитель проверяет, подписывает ее и вместе с письменным отзывом - рецензией передает студенту для ознакомления и подготовки к защите.

    Письменный отзыв - рецензия должен включать:

  • Заключение о соответствии курсовой работы (проекта) заявленной теме;
  • Оценку качества выполнения курсовой работы (проекта);
  • Оценку полноты разработки поставленных вопросов, теоретической и практической значимости курсовой работы (проекта);
  • Оценку курсовой работы (проекта).
  • Проверку, составление письменного отзыва и прием курсовой работы (проекта) осуществляет руководитель курсовой работы

      (проекта) вне расписания учебных занятий.

  • На выполнение этой работы отводится один час на каждую курсовую работу (проект).

Защита курсового проекта является обязательной и проводится за счет объем времени, предусмотренного на изучение дисциплины.

Руководитель курсовой работы (проекта) составляет график защиты курсовых проектов и доводит его до сведения студентов.

На защиту курсового проекта студенту отводится до 10 минут, в течение которых студент характеризует тему, содержание и способы решения поставленных проблем.

Защита курсового проекта проводится аудиторно, в присутствии студентов группы. На защите могут присутствовать преподаватели соответствующей цикловой методической комиссии, администрация, классный руководитель.

Защита курсовой работы обязательной не является, но руководитель курсовой работы по дисциплине может предусмотреть защиту отдельных наиболее интересных и творчески выполненных курсовых работ.

1.5. Критерии оценки курсовой работы

     Курсовая работа (проект) оценивается по пятибалльной системе.

Положительная оценка по той дисциплине, по которой предусматривается курсовая работа (проект) выставляется только при условии успешной сдачи курсовой работы (проекта) на оценку не ниже «удовлетворительно».

     Студентам, получившим неудовлетворительную оценку по курсовой работе (проекту), по предложению преподавателя и в соответствии с решением соответствующей цикловой методической комиссии и приказа директора техникума:

  • Дается возможность доработать прежнюю тему и определяется новый срок для ее выполнения.
  • Дается новая тема курсовой работы (проекта) и определяется срок для ее выполнения. Новая тема курсовой работы (проекта) выполняется так же аудиторно, в соответствии с графиком под контролем преподавателя.

Наряду с научным содержанием работы, при окончательной ее оценке следует также учитывать полноту формальных реквизитов (оглавление, библиография, выделение глав и разделов).

    Оценка «отлично» выставляется если:

  • Содержание работы: проанализирована основная литература по проблематике курсовой работы; суждения и выводы носят самостоятельный характер; структура работы логична, материал излагается научно и доказательно; отмечается творческий подход к раскрытию темы курсовой работы.
  • Степень самостоятельности: авторская позиция, проявляющаяся в сопоставлении уже известных подходов к решению проблемы; предложение собственных оригинальных решений; отсутствует плагиат.
  • Оригинальность выводов и предложений: выводы содержат новые варианты решений поставленной проблемы.
  • Качество используемого материала: первоисточники, авторитетные источники по данной проблематике; источники на иностранном языке; опытные данные, качественно собранные и обработанные в соответствии с требованиями, предъявляемыми к опытным и экспериментальным работам.
  • Уровень грамотности: владение общенаучной и специальной терминологией; отсутствие стилистических, речевых и грамматических ошибок.

    Оценка «хорошо» выставляется если:

  • Содержание работы: проанализирована литература по проблематике курсовой работы, содержатся самостоятельные суждения и выводы, теоретически и опытно доказанные; структура работы логична, материал излагается доказательно; в научном аппарате содержатся некоторые логические расхождения.
  • Степень самостоятельности: отсутствует плагиат.
  • Оригинальность выводов и предложений: выводы содержат как новые, так и уже существующие варианты решений поставленной проблемы.
  • Качество используемого материала: первоисточники, авторитетные и вторичные источники по данной проблематике; опытно-экспериментальные данные, в сборе и обработке которых отмечаются недостатки, не носящие принципиального характера.
  • Уровень грамотности: владение общенаучной и специальной медицинской терминологией; стилистические, речевые и грамматические ошибки присутствуют в незначительном количестве.

    Оценка «удовлетворительно» выставляется если:

  • Содержание работы: проанализирована литература по проблематике курсовой работы, однако суждения и выводы не являются самостоятельными; имеются незначительные логические нарушения в структуре работы, материал излагается ненаучно и часто бездоказательно; содержатся существенные логические нарушения.
  • Актуальность слабо обосновывается во введении и не раскрывается в ходе всей работы.
  • Низкая степень самостоятельности. Отсутствует оригинальность выводов и предложений.
  • Уровень грамотности: слабое владение специальной медицинской терминологией; стилистические, речевые и грамматические ошибки.

    Оценка «неудовлетворительно» выставляется если:

  • Содержание работы: не проанализирована литература по проблематике курсовой работы, суждения и выводы отсутствуют; логика работы нарушена, материал излагается бездоказательно.
  • Актуальность работы не обосновывается.
  • Степень самостоятельности: наличие плагиата.
  • Оригинальность выводов и предложений: выводы отсутствуют.
  • Качество используемого материала: вторичные источники по данной

           проблематике, учебники; опытно-экспериментальные данные  

           отсутствуют при их необходимости.

  • Уровень грамотности: большое количество стилистических, речевых и грамматических ошибок.

    Проверенная работа выдается студенту для ознакомления с оценкой и возможного исправления. Если же курсовая работа по заключению руководителя является неудовлетворительной и подлежит переработке, то после исправления она представляется на повторную проверку.

1.6. Хранение курсовых работ (проектов)

    Выполненные студентами курсовые работы (проекты) хранятся один год в кабинетах соответствующих дисциплин или учебной части.  По истечении указанного срока все курсовые работы (проекты), не представляющие для кабинета интереса, списываются по акту.

   Лучшие курсовые работы (проекты), представляющие учебно-методическую ценность, могут быть использованы в качестве учебных пособий в кабинетах и лабораториях техникума.

1.7. Регистрация курсовых работ в журналах учебных занятий

    Курсовая работа является частью учебной дисциплины, МДК и заполняется на той же странице в рамках реализации дисциплины (часы указываются в том числе).

    В конце учебного журнала выделяется страница «Выполнение курсовых проектов, лабораторно-практических работ», где указывается тематика курсовых работ и дата проведения консультаций.

Для каждой отдельной группы студентов, состоящей из 3-5 человек, указывается тема курсовой работы. Напротив каждой фамилии студента выставляется итоговая оценка за КР.

   Оценка за КР (КП) переносится на страницу дисциплины, МДК и учитывается при выставлении итоговой оценки за семестр.


2. ДИПЛОМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

2.1. Дипломное проектирование - организационная форма обучения

   Дипломное проектирование - организационная форма обучения, применяемая на завершающем этапе обучения в среднем специальном учебном заведении. Она заключается в выполнении учащимися дипломных проектов, на основании защиты которых Государственная аттестационная комиссия (ГАК) выносит решение о присвоении учащимся квалификации специалиста.

В дипломном проектировании учитываются общие и профессиональные компетенции разработанные  основными профессиональными  образовательными программами по специальности;

2.2. Дидактические   цели  дипломного   проектирования  

 Дидактическими   целями  дипломного   проектирования   являются:

 - расширение, закрепление и систематизация знаний, совершенствование профессиональных умений и навыков для решения конкретных производственных, технических и экономических задач, а также задач культурного строительства;

-  развитие умений и навыков самостоятельного умственного груда;

- проверка и определение уровня подготовленности выпускников к самостоятельной работе на современном производстве или в области культуры.

2.3. Дипломное проектирование в Борисоглебском дорожном техникуме

Дипломный проект - это комплексная самостоятельная творческая работа, в ходе выполнения которой студенты решают конкретные производственные задачи, соответствующие профилю деятельности и уровню образования специалиста. В техникуме студенты выполняют также детали в дипломных проектах, отличающиеся учебно-исследовательским характером поставленной задачи.

Дипломное проектирование в Борисоглебском дорожном техникуме проводится на основе разработанного «Положения об итоговой государственной аттестации выпускников СПО БДТ» и «Программы итоговой государственной аттестации выпускников СПО БДТ по специальностям 190629 и 270831» .

В Борисоглебском дорожном техникуме для организации курсового и дипломного проектирования создана цикловая комиссия, куда входят преподаватели спецдисциплин.  

2.4. Темы проектов

Темы проектов определяются с учетом состояния научно-технического прогресса дорожной отрасли. Они разнообразны, актуальны и увязаны между собой.

В 2012-2013 учебном году работа комиссии ведется по плану. Все намеченные  мероприятия выполняются.

Количество разрабатываемых тем:

            Специальность 270831 –  8

Специальность 190629 -   4 

Количество преподавателей руководителей дипломного проектирования:

            Специальность 270831 –  13 человек

Специальность 190629 -   4 человека

Проведены мероприятия с учетом прошлого учебного года:

Распределение на дипломное проектирование  (3 курс – в мае, июне); проверка  хода дипломного проектирования  (по графику – 3 раза); проведение консультаций  (индивидуальных – по необходимости), по сметной  части (по графику преподавателя Бредихиной Ф.М.), по  графической части (руководителями дипломного проектирования); проведение открытой защиты отчетов по результатам производственной практики студентов (Подгурская А.П., Михайлова З.Д., Подгурская Е.Ю.), где выступали студенты 4-х курсов специальности 270831.

2.5. Проведение анализа дипломных проектов

Проведение анализа дипломных проектов с учетом прошлого учебного года.

Велась организационная работа:

- материальное обеспечение;

-  составление графиков проверки хода д.п.;

-  контроль консультаций по д.п.;

-  рассмотрение  наличия технической  литературы;

- утверждение заданий на д.п. и деталей д.п.;

- анализ защиты д.п. за прошлый год и текущий год по отчетам ГАК;

- рассмотрение норм ЕСКД, рассмотрение успеваемости студентов 4-х курсов;

- составление и утверждение графиков защиты д.п., проверка заполнения  журналов по д.п. и по  проверке практик;

- оформление стендов по д.п. в кабинете;

-  рассмотрение Стандартов обучения.

            2.6. Распределение студентов на дипломное проектирование

В конце 3-его курса студенты распределяются по руководителям дипломных проектов, темы которых предварительно утверждаются на цикловой комиссии.  

Распределение студентов на производственную практику производится по заранее заключенным договорам с работодателями. В 2011-2012 учебным году были заключены договоры с 19-ю организациями.

Перед практикой руководители разрабатывают индивидуальные вопросы для практикантов.

На 4 курсе студенты защищают отчеты по производственным практикам. Также студенты по индивидуальным вопросам разрабатывают материал по преддипломным практикам.  В дальнейшем эти материалы применяются для дипломных проектов.

В техникуме практикуется ежегодное проведение технических конференций (научно-технических конференций), где рассматриваются актуальные проблемы в дорожном строительстве.  Все вопросы самостоятельно готовят студенты. Для подготовки к конференциям студенты используют  материалы дорожных организаций, а также фотоснимки и видеоролики, снятые самими практикантами. При проведении конференций применяются видеомагнитофоны, телевизоры, интерактивные доски.

Темы дипломных проектов должны быть актуальными, соответствовать современным требованиям науки и техники; при формировании тематики должны учитываться реальные задачи народного хозяйства. Сложность и объем разрабатываемых конструкций, технологических процессов, организационных и экономических вопросов, исследовательских и испытательных работ должны соответствовать требованиям, предъявляемым к специалисту квалификационной характеристикой.

2.7. Детали в дипломном проектировании

В качестве деталей студенты разрабатывают образцы приборов, действующей модели машины, агрегата, макета строительных сооружений, участков, цехов и т. п. В этом случае возможно уменьшение объема графической части, представление части графических работ в эскизах. Это развития творческих способностей учащихся?

2.8. Допуск к дипломному проектированию

Допуск к дипломному проектированию оформляется приказом по техникуму только студентов, успешно закончивших теоретический курс обучения.  Дипломное проектирование (работа) осуществляется по индивидуальному графику, который учащийся разрабатывает с помощью руководителя дипломного проектирования. График включает в себя основные этапы работы с указанием контрольных сроков получения задания, сбора материала в период преддипломной практики, выполнения отдельных частей работы и представления их на просмотр руководителю и консультантам, предъявления проекта на рецензию и даты защиты.

2.9. Ход дипломного проектирования

Ход дипломного проектирования контролируется цикловой комиссией. Для этого председателем комиссии составляется график проверки хода дипломного проектирования. На основании проверок издаются приказы, информируется учебная  часть, администрация и классные руководители.

  После окончания дипломного проектирования издается приказ о допуске к защите проектов и составляется график очередности защиты.

2.10. Отзыв руководителя дипломного проектирования

К защите дипломного проекта  (работы) должны быть подготовлены отзыв руководителя дипломного проектирования. В отзыве отмечается соответствие содержания проекта (работы) заданию, степень самостоятельности учащегося в выполнении задания, уровень проявленных знаний и умений. Анализируется выполненная работа (наличие новых технологических и конструкторских решений, техническая грамотность их разработки, экономическая эффективность, практическая пригодность для внедрения в производство, степень использования новых научных исследований и передового опыта), отмечается качество оформления графической части, пояснительной записки, текста дипломной работы и ее приложений.

Работа студентов над проектами учитывается при их защите в ГАК.

С целью повышения качества защиты дипломного проекта студент-выпускник под руководством руководителя готовит доклад и его краткие тезисы.  В докладе приводится обоснование актуальности темы дипломного проекта.

2.11. Допуск к защите дипломного проекта

К защите дипломного проекта допускаются студенты, выполнившие все требования учебного плана, прошедшие нормоконтроль, получившие отзыв руководителя, представившие дипломный проект заместителю директора по учебной работе не позднее, чем за 10 дней до начала работы ГАК.

Дипломный проект должен соответствовать нормоконтролю согласно ГОСТ 2.111 и ГОСТ 3.116.

Для организации дипломного проектирования в техникуме созданы кабинеты «Подготовки к итоговой аттестации специальностей 270831 и 190629» и компьютерный кабинет. Кабинеты при наличии всей необходимой наглядной нормативной документации оказывают всестороннюю помощь студентам в подготовке и защите дипломных проектов. Часть проектов выполняются на компьютерах.

Для нашего техникума представителями работодателя являются председатели комиссий ГАК.

2.12. Анализ отчетов ГАК

Анализ отчетов ГАК, показывают, что уровень подготовки специалистов по специальностям 270831 и 190629 в 2011-2012 учебном году удовлетворителен.

Анализ защиты ДП  2011-2012 уч. г.  

специальность  270831

председатель ГАК - ЕРОХИН Александр Владимирович, председатель совета

  директоров ОАО Волоколамский ДПМК, г. Москва

дневное отделение

Положительные стороны дипломных проектов:

  1. Пояснительные  записки  оформлены в соответствии с требованиями  ЕСКД, у всех 82 человек выполнены на компьютере – 100 %, и графическая часть выполнена на компьютере у 20 человек – 24,39 %.
  2. Применение  современных  строительных материалов (геосинтетические материалы, геосетка, щебнемастичный асфальтобетон, битумные эмульсии, фосфогипс, стабилизаторы грунтов).
  3. При составлении сметной документации применен ресурсно-индексный метод и  программа  Microsoft Оffice Excel. Использовалась сметно-нормативная  база ГЭСН-2001 и ФЕР-2001 г. Для пересчета в текущий уровень применялись  индексы-дефляторы Госстроя РФ.
  4. Использование современной  технической и нормативной литературы  при разработке  основной и экономической частей дипломных проектов.
  5. Использование  компьютерных программ Microsoft Word, Microsoft Excel, «Credo – dialogue»,  «Student МАДИ», «Corel Draw», «AutoCAD», «Смета-Багира» при  технических и экономических  расчетах в проектах (Глотова Н.П., Бредихина Ф.М.,  Стерликова О.А., Титов А.Н., Кремнева Л.В., Подгурская Е.Ю., Павленко Е.В., Каратаева Т.В., Авдеев А.Н., Полина  Л.А. и др.).

   

   Следует отметить, полное выполнение дипломных проектов на компьютере у 20 человек   –  24,39 %.

      Наряду с отмеченными положительными сторонами  подготовки защиты дипломных проектов следует отметить следующие  недостатки и высказать пожелания:

1. Продолжить контроль соблюдения ГОСТов, ЕСКД, ЕСТД и СПДС  в графической     части, выполненной на компьютере.

2. Следует обратить внимание на разделы, касающиеся контроля и приемки работ, охраны окружающей среды и техники безопасности; на  использование в данных разделах   новейших нормативных документов и изменений.

3. Продолжать расширять  применение студентами в дипломных проектах

    информационно-коммуникационных  технологий.

заочное отделение

Положительные стороны дипломных проектов:

  1. Пояснительные  записки  оформлены в соответствии с требованиями  ЕСКД, у всех 68 человек выполнены на компьютере – 100 %, графическая часть выполнена на компьютере у  42 человек – 61,76 %.
  2. При составлении сметной документации применен ресурсно-индексный метод и  программа  Microsoft Оoffice Excel. Использовалась сметно-нормативная  база ГЭСН-2001 и ФЕР-2001 г. Для пересчета в текущий уровень применялись  индексы-дефляторы Госстроя РФ.
  3. Применение  современной  техники и технологии  при проектировании и строительстве автомобильных дорог и искусственных сооружений, применение  современных  строительных материалов (фосфогипс, стабилизаторы грунтов).
  4. Использование современной  технической и нормативной литературы  при разработке  основной и экономической частей дипломных проектов.
  5. Внедрение современных машин и инновационных технологий (спутниковая система контроля производства дорожно-строительных работ -  ГЛОНАСС).
  6. Использование  компьютерных программ Microsoft Word, Microsoft Excel, «Credo – dialogue»,  «Student МАДИ», «Corel Draw», «AutoCAD», «Смета-Багира» при  технических и экономических  расчетах в проектах (Глотова Н.П., Бредихина Ф.М.,  Стерликова  О.А., Титов А.Н., Кремнева Л.В., Подгурская Е.Ю., Павленко Е.В., Каратаева Т.В., Авдеев А.Н., Полина  Л.А. и др.).

Следует отметить,  полное выполнение дипломных проектов на компьютере у 42 человек  –  61,76 %.

      Наряду с отмеченными положительными сторонами  подготовки защиты дипломных проектов следует отметить следующие  недостатки и высказать пожелания:

1. Продолжить контроль за соблюдением ГОСТов, ЕСКД, ЕСТД и СПДС  в графической  части, выполненной на компьютере.

2. Следует обратить внимание на разделы, касающиеся контроля и приемки работ, охраны

    окружающей среды и техники безопасности; на  использование в данных разделах

    новейших нормативных документов и изменений.

3. Продолжать расширять  применение студентами в дипломных проектах

    информационно-коммуникационных  технологий

специальности  190629

дневном  отделении  

Положительные стороны дипломных проектов:

- наличие действующих моделей, плакатов, инструментов;

- дипломные проекты имеют практическую направленность на реальной   основе .

- при оформлении и наборе  пояснительных записок  на  компьютере  были использованы такие программы как : Word, EXCELL, MAFCAD.

- хорошо выполнена графическая часть проектов на компьютере, при оформлении пояснительных записок применялась единая форма согласно ГОСТу  ЕСКД;

Технические решения принимаются на основании технико-экономических обоснований.

  В проектах уделено внимание  разработке мероприятий по обеспечению безопасности рабочих, охране окружающей среды.

Наряду с отмеченными положительными сторонами подготовки  защиты дипломных проектов следует отметить следующие недостатки  и высказать пожелания:

- Увеличить количество дипломных проектов  полностью выполненных на компьютере   (графическая часть и пояснительная записка).

- Уделить  больше внимания внедрения в дипломных   проектах   наличие  плакатов, стендов современной  техники.

- Уделить большее  внимание   подготовке докладов

- Уделить  больше внимания  внедрению инновационных   технологий, применяемых  в автомобилестроении

заочное  отделение

    Следует отметить:

- наличие действующих моделей, плакатов, инструментов;

- дипломные проекты имеют практическую направленность на реальной   основе .

- при оформлении и наборе  пояснительных записок  на  компьютере  были использованы такие программы как: Word, EXCELL, MAFCAD.

- хорошо выполнена графическая часть проектов  на компьютере, при оформлении пояснительных записок применялась единая форма согласно ГОСТу  ЕСКД;

   100%  выполнены на компьютере дипломы:

Технические решения принимаются на основании технико-экономических обоснований.

  В проектах уделено внимание  разработке мероприятий по обеспечению безопасности рабочих, охране окружающей среды.

Наряду с отмеченными положительными сторонами подготовки  защиты дипломных проектов следует отметить следующие недостатки  и высказать пожелания:

- Увеличить количество дипломных проектов  полностью выполненных на компьютере  (графическая часть и пояснительная записка)

- Уделить  больше внимания внедрения в дипломных   проектах   наличие  плакатов, стендов современной  техники.

- Уделить большее  внимание   подготовке докладов

- Уделить  больше внимания  внедрению инновационных   технологий, применяемых  в автомобилестроении.

специальность 080114 «Экономика и бухгалтерский учет в дорожной отрасли»

на дневном   отделении

Председатель комиссии  - Алферов Виктор Иванович, директор Воронежского  филиала ФГУП « Росдорнии» г.Воронеж.

Характеристика уровня знаний студентов

ГАК отмечает, что в ответах на экзаменационные вопросы студенты готовы к профессиональной деятельности по специальности, обладают широким кругозором в рыночной экономике. Имеют представление о перспективах адаптации российской системы бухгалтерского учета к международным стандартам. Понимают сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявляют к ней устойчивый интерес.

Замечания и предложения по организации и проведению

Государственных экзаменов

ГАК отмечает:

1.Продолжить уделять внимание приемам делового общения.

2.Продолжать внедрение телекоммуникационных средств.

заочное отделение

Характеристика уровня знаний студентов

ГАК отмечает, что в ответах на экзаменационные вопросы студенты готовы к профессиональной деятельности по специальности, обладают широким кругозором в рыночной экономике. Имеют представление о перспективах адаптации российской системы бухгалтерского учета к международным стандартам. Понимают сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявляют к ней устойчивый интерес.

Замечания и предложения по организации и проведению

Государственных экзаменов

ГАК отмечает:

1.Продолжить уделять внимание приемам делового общения.

2.Продолжать внедрение телекоммуникационных средств.

2.13. Предложения с учетом требований работодателей

На основании анализа замечаний ГАК и с учетом требований работодателей предлагается:

- Продолжать налаживать связи с производственными предприятиями для прохождения практик студентами, а также для трудоустройства.

- Проводить мониторинг дорожных организаций с целью выяснения потребности в молодых специалистов и их подготовки в определенных вопросах (на какие предметы уделять большее внимание или в учебные программы добавить новые).

- Выяснить в дорожных организациях необходимость экономической специальности подготовки студентов по 080114 «Экономика и бухгалтерский учет в дорожной отрасли», их трудоустройства, вплоть до пересмотра плана набора.

- Необходимо налаживать связи с другими техникумами в России нашего профиля для обмена опыта.

- По возможности организовывать стажировки и повышение квалификации преподавателей – руководителей дипломного и курсового проектирования, с целью ознакомления с новыми технологиями, организацией современного производства и методов проектирования в дорожной отрасли.

-  Производить опрос выпускников об их трудностях на производстве и на что обращать внимание при обучении в техникуме.

- В профессиональных модулях и в учебных программах с учетом пожеланий работодателей уделить большее внимания, вплоть до изменения часов и введения новых предметов следующим вопросам:

нормирование работ,

умению пользоваться сборниками ЕТК (едиными тарифно-квалификационными сборниками),

умению составлять наряды на сдельные и повременные работы,

составление отчетов об использовании материалов и их расходу за месяц, выписка материалов через бухгалтерию, оформление накладных документов,

оформление других документов, то есть делопроизводство,

уметь составлять финансовый отчет,

вести хронометраж работ.

2.14. Требования дорожных организаций

Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов

СПО

Квалификация:

Техник

Общая характеристика специальности: Производит работы по проектированию, строительству и эксплуатации автомобильных дорог, их содержанию и ремонту.        

Медицинские противопоказания: заболевания органов зрения и слуха;

нарушение вестибулярного аппарата;

простудные и сердечнососудистые заболевания.

Требования к профессиональной подготовке:

Знать:

стандарты, нормы и технические условия изысканий, строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог и аэродромов;

методы оценки и контроля качества продукции и работ при строительстве и эксплуатации автомобильных дорог и аэродромов;

методы определения экономической эффективности дорожного строительства;

основы управления дорожными, строительными машинами и транспортными средствами с учетом технических, финансовых и человеческих факторов.

Уметь:

строить, содержать и ремонтировать автомобильные дороги и аэродромы;;

проводить геологические обследования при изысканиях автомобильных дорог и аэродромов;

 выполнять разбивочные работы;

проектировать основные элементы автомобильных дорог на основе типовых проектов;

проектировать производственные предприятия дорожной отрасли на основе типовых проектов;

рассчитывать основные конструктивные элементы транспортных сооружений;

проводить стандартные испытания по определению транспортно-эксплуатационных показателей автомобильных дорог;

управлять дорожной техникой.

Кем может работать: 

Дорожный рабочий;

Мастер участка;

Геодезист;

Прораб;

Эксперт (лаборант, старший лаборант) в лаборатории по качеству дорожно-строительных материалов;

Техник-проектировщик;

Специалист проектного отдела;

Техник производственного отдела.        

  Дополнительная информация:

Производство асфальтобетонных смесей, битума; благоустройство территорий; строительство и ремонт автомобильных дорог.

        


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

   1.      Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.

  2.   Приказ Минобрнауки России от 16.08.2013 № 968 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.11.2013 N 30306).

  3.     ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

 ВЫПУСКНИКОВ  ГОБУ СПО ВО  «БДТ». 2013 г.

 4.    ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ КУРСОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ  ГОБУ СПО  ВО «БДТ». 2013 г.

5.    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

по специальности 270831 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов. 2010 г.

6.  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

по специальности 190629 Техническая эксплуатация

подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям). 2010г.

7.  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям). 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План кружка «Компьютер и я» на 2013 – 2014 учебный год

План кружка «Компьютер и я» на 2013 – 2014 учебный год...

План работы методической комиссии по профессии «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» БОУ НПО "Профессиональное училище № 53" на 2013-2014 учебный год.

План работы методической комиссии по профессии «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» БОУ НПО "Профессиональное училище № 53" на 2013-2014 учебный год....

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН на 2013- 2014 учебный год по дисциплине Менеджмент

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  на  2013- 2014 учебный год  по дисциплине Менеджмент по ГОС...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН на 2013- 2014 учебный год по ПМ04Определение стоимости недвижимого имущества Специальность СПО: 120714 Земельно-имущественные отношения

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  на  2013- 2014 учебный год  по ПМ04Определение стоимости недвижимого имущества     Специальность СПО: 120714 Земельно-имущественные отношения...

Создание современной модели подготовки специалистов среднего звена путём реализации ИОТ «Учебная фирма» на учебной практике с учетом ПС и требований работодателя

Актуальность данного подхода к подготовке специалистов состоит в том, что «Учебная фирма» как интеллектуальный тренажёр, является эффективной технологией формирования у обучающихся системн...

Особенности реализации бережливых проектов в образовательной организации СПО с учетом требований работодателей

Материал может быть использован при знакомстве студентов с особенностями бережливых технологий...