Создание современной модели подготовки специалистов среднего звена путём реализации ИОТ «Учебная фирма» на учебной практике с учетом ПС и требований работодателя
статья на тему

Костина Наталья Александровна

Актуальность данного подхода к подготовке специалистов состоит в том, что «Учебная фирма» как интеллектуальный тренажёр, является эффективной технологией формирования у обучающихся системного мышления и адаптивного поведения. В результате - создаются условия для подготовки и формирования специалиста, способного самостоятельно реализовывать поставленные цели.

Образовательная технология «Учебная фирма» сегодня с успехом применяется.

В основе дидактической концепции «Учебная фирма» лежит принцип: «Делая, познаю!».

В рамках программы опытно-экспериментальной работы на базе Ресурсного Центра колледжа по проблеме:

«Учебная фирма» как инструмент оценивания компетенций студентов

было предусмотрено-организация учебной практики по специальности «Технология машиностроения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_uf.docx59.51 КБ

Предварительный просмотр:

Костина Н.А. СПБ ГБПОУ «ПТК», ст методист. преподаватель

Юрак С.И. АППО,  ст. преподаватель Кафедра основного и среднего общего образования

Маевский С.В. Советник Ген. Директора ГУП «Пассажир Автотранс»

Создание современной модели подготовки специалистов среднего звена путём реализации ИОТ «Учебная фирма» на учебной практике с учетом ПС

 и требований работодателя

        Актуальность данного подхода к подготовке специалистов состоит в том, что «Учебная фирма» как интеллектуальный тренажёр, является эффективной технологией формирования у обучающихся системного мышления и адаптивного поведения. В результате - создаются условия для подготовки и формирования специалиста, способного самостоятельно реализовывать поставленные цели.

Образовательная технология «Учебная фирма» сегодня с успехом применяется.

В основе дидактической концепции «Учебная фирма» лежит принцип: «Делая, познаю!».

В рамках программы опытно-экспериментальной работы на базе Ресурсного Центра колледжа по проблеме:

«Учебная фирма» как инструмент оценивания компетенций студентов

было предусмотрено-организация учебной практики по специальности «Технология машиностроения»

Важнейшей задачей образовательного учреждения является формирование, развитие и освоение основных и профессиональных компетенций, позволяющих реализовывать основной вид профессиональной деятельности (ВПД). Участие в организации  производственной деятельности  структурного подразделения и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

1. Участвовать в планировании и организации работы структурного подразделения.

2. Участвовать в руководстве работой структурного подразделения.

3.Участвовать в анализе процесса и результатов деятельности подразделения.

. Решение данной задачи невозможно без применения активных методов и современных образовательных технологий. На этапе учебной практики по профессиональному  модулю ПМ. 02

«Участие в организации производственной деятельности структурного подразделения»  

Учебная практика является составной частью учебного процесса, призванной решать проблему подготовки студентов к предстоящей самостоятельной профессиональной деятельности. Традиционно практика организуются непосредственно в учебном заведении. На практике студенты должны приобретать первоначальный опыт профессиональной деятельности по своей специальности. Структура учебной  практики, в конечном счете, должна обеспечивать целостную подготовку специалиста к профессиональной деятельности, т.е. к выполнению его обязанностей на тех должностях, которые он будет занимать уже как специалист

На сегодняшний день важнейшим социальным стандартом для среднего профессионального образования являются не только государственные образовательные стандарты, но и требования социальных партнеров (в том числе будущих работодателей наших выпускников). В 2017-2018 учебном году будет первый выпуск по специальности «Технология машиностроения». Совместно с представителями работодателей рассматриваются требования ПС и формулируются критерии оценки освоения общих и профессиональных компетенций в рамках данного профессионального модуля.

В период учебной практики необходимо добиться:.

  • четкого представления о межфункциональных связях предприятия;
  • понимания проблемы адаптации молодых специалистов на рабочем месте;
  • развития управленческих навыков менеджера в области организации производства;
  • понимания необходимости в развитии творческих и  предпринимательских навыков;
  • профессиональной мобильности;
  • чувства ответственности за выполняемую работу.

Если перечисленное выше не реализовать, то выпускник не будет обладать целостностью подготовки, чтобы после окончания учебного заведения  конкурировать на рынке труда.

Чётко понимая особенность данного профессионального модуля от других, предусмотренных ФГОС, провели анализ, который показал, что существует потребность в альтернативных формах организации учебной практики студентов (обучающихся), а следовательно необходимость поиска приемлемой формы и методики организации этой практики.

В качестве альтернативной формы организации практики студентов была предложена технология моделирования профессиональной деятельности - «Учебная фирма». Мысль создания учебных фирм не нова. В колледже (тогда ПТУ 42) была реализована программа модульного обучения по профессии «Коммерсант в торговле». Есть опыт работы учебных фирм в техникумах и у общеобразовательных школ.

Внедрение образовательной технологии «Учебная фирма» поддерживается на уровне города в рамках внедрения современных образовательных технологий в учебный процесс

Наиболее эффективным способом формирования компетенций является помещение обучающихся в реальную трудовую среду

Учебная фирма – модель предприятия, созданная на базе образовательного учреждения,
в которой реальная ситуация имитируется с образовательными целями

Образовательная технология «Учебная фирма» (англ. practice firm, training firm) — активная форма обучения школьников, студентов, и слушателей практической деятельности на предприятии.

Сильной стороной учебной фирмы являются её контакты с другими учебными фирмами. Так же как предприятия в реальном рыночном хозяйстве, учебные фирмы находятся в коммерческих отношениях друг с другом, входя в сеть учебных фирм.

        В 2013 году на базе кафедры инновационных образовательных технологий Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования функционирует

«Центральный офис», который управляет сетью учебных фирм. В настоящий момент в ней работают 17 учебных фирм из 12 образовательных учреждений СПб и Ленинградской области. 

Учебная фирма способна вступать в деловые отношения с другими учебными фирмами, созданными на базе различных образовательных учреждений, образуя сеть учебных фирм - единое образовательное пространство. Такое  взаимодействие увеличивает число обучающих ситуаций. Учебная фирма  должна взаимодействовать с организациями «внешней среды». Центральный офис имитирует работу организаций рыночной инфраструктуры (поставщики, покупатели, банки), а также органы государственной власти (налоговая инспекция, Фонд поддержки предпринимательства, Комитет по управлению государственным имуществом, Внебюджетные фонды). Центральный офис играет роль «системного интегратора», формируя условия для развития творческих инициатив, взаимного обучения всех участников сети.

Целью создания учебных фирм является включение студентов (обучающихся) в процессе дидактической игры в межпредметное действенное, ориентированное на проблему и направленное на обучение основным экономическим и  внутрипроизводственным процессам. Немаловажную роль играет то, что  обучение имеет практикоориентированный характер

Использование данной технологии – одно из эффективных методических средств профессионального обучения в ОУ:

1) через погружение обучающихся в реальную деятельность, в ходе которой они используют теоретические знания, это может обеспечить сильную мотивацию к обучению;

2) знания, полученные на теоретических занятиях, закрепляются на практике;

3) актуализируется базовая подготовка студентов. Используется опыт выполнения курсовой работы по расчёту основных технико-экономических показателей работы производственного подразделения. Создавая «Свою фирму» студенты должны уметь оформлять некоторые наиболее простые и часто встречающиеся документы и выполнять расчеты (например, рассчитывать фактическую цену товара в зависимости от выбранной ими ценовой политики).

Учебная фирма являться ядром учебного процесса, эффективным средством качественной подготовки будущих специалистов.

Целевая аудитория – Студенты (обучающиеся) 4 курса по специальности Технология машиностроения

         Учебным планом по данной специальности предусмотрено 48 часов учебной практики, реализуется на 4 курсе 7семестр. --3 часа в неделю

Ресурсное обеспечение реализации программы «Учебная фирма»

Используемые ресурсы

Кадровые:

- педагогический коллектив колледжа;

- студенты (обучающиеся) по специальности «Технология машиностроения»

Финансовые:

- бюджетные средства колледжа;.

Материальные:

 

- компьютерный класс;

- сеть Internet;

- учебный кабинет;

- учебная документация.

Методические:

-общее методическое руководство – Зам. директора по УМР

- научное руководство – начальник РЦ

-методическое руководство – методический отдел

Управленческие:

- директор;

- заместитель директора  по УМР;

- заместитель директора  по УПР;

- председатель МК по специальности «Технология машиностроения».

Основная цель:

  • Создание условий для формирования профессиональных компетенций специалиста, повышающих его конкурентоспособность на рынке труда

Наиболее эффективной системой контроля освоенности компетенций является комплексная система. Параметры данной системы задаются исходя из функциональных обязанностей. В хорошо организованной учебной фирме за сравнительно короткое время обучающиеся приобретают. закрепляют теоретические знания, навыки профессиональной деятельности и социально-значимые (ключевые) навыки.

Изменяются роли участников образовательного процесса. Обучающийся- активный участник образовательного процесса. Реализуется принцип ориентированного на обучающегося  обучения.

Педагог имеет большие возможности для использования активных методов обучения..

Дидактическая структура

Роли участников

процесса

Обучающийся – активный участник обучения

Преподаватель – руководитель практики, консультант


Внедрение образовательной технологии «Учебная фирма» в реализацию программы учебной практики обеспечивает решение следующих задач:[1]

  • Формирование навыков конкретных видов деятельности на рабочем месте при помощи имитации ситуации работы реальной фирмы;
  • Организация занятий и деятельности, направленных на активное поведение обучающегося, связанное с решением практических задач;
  • Овладение новыми технологиями, в том числе информационными и коммуникационными;
  • Ознакомление с коммерческой и другой и другой деятельностью в бизнесе, торговле;
  • Развитие ключевых навыков – самостоятельности, творческого отношения к работе, умения принимать решения, работы в команде, способности разрешать конфликты, коммуникабельности;
  • Получение опыта работы с реальными фирмами без участия в реальном бизнесе

Имеется теоретическая база для успешной работы в рамках учебной фирмы

Изучены:

ОП. 12 «Основы экономики организации и правового обеспечения профессиональной деятельности»

МДК. 02.01 «Планирование и организация работы структурного подразделения» (48часов);

Параллельно с учебной практикой изучается:

МДК. 02.01 «Планирование и организация работы структурного подразделения» - 80 часов, включая курсовое проектирование.

Для достижения поставленной цели и решения задач учебной практики по ПМ.02 используются стратегии развивающего обучения, системно-деятельностный подход, педагогические приёмы:

  • мозговой штурм;
  • карта памяти;:
  • элементы технологии развития критического мышления;
  • решётка принятия решения;
  • деловые и имитационные игры;

а также методы:

  • деятельностный, при котором обучающийся не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной деятельности;
  • использование ИКТ;
  • исследовательские;
  • коллективная система обучения (КСО) и др.

Решаются основные задачи:

1. Образовательные:

  • развитие познавательного интереса обучающихся;
  • приобретение знаний, умений и навыков по основам экономики, предпринимательству, бухгалтерскому учёту, делопроизводству и др.;
  • знакомство с новыми информационными технологиями.

2. Воспитательные:

  • формирование общественной активности личности;
  • формирование гражданской позиции;
  • формирование культуры общения и поведения.

3. Развивающие:

  • активизация знаний, полученных по ранее изученным дисциплинам и МДК
  • укрепление межпредметных связей, развитие аналитических навыков мышления;
  • формирование потребности в самопознании и саморазвитии;
  • реализация творческого потенциала обучающихся;
  • развитие личных свойств обучающихся: самостоятельности, ответственности, активности, исполнительности, умении представить себя, творческого отношения к работе;
  • развитие умений работать в команде: взаимозаменяемости, нацеленности на конечный результат, коммуникативность, способность разрешать конфликты;
  • развитие умений работать с внешней средой: информированности об окружающей среде, работе с входящей и исходящей информацией,

4. Профессионально-ориентационные:

  • получение опыта практической деятельности обучающихся для дальнейшего осознанного профессионального самоопределения;
  • формирование умения адаптироваться к изменяющимся условиям профессиональной среды;
  • приобретение обучающимися знаний, умений, необходимых в дальнейшей трудовой жизни.

В общем виде все действия можно  выполнить за четыре шага:

Первый - организационный

Второй – разработка планов деятельности

Третий – деятельность учебной фирмы («условного» предприятия)

Четвёртый - завершающий

Количество часов на освоение программы учебной практики:

Наименование  ПМ, разделов учебной практики

Кол-во часов

Форма проведения

ПМ 02" Участие в организации производственной деятельности структурного подразделения "

Производственное обучение

Раздел 1 Организация учебной фирмы - Машиностроительное предприятие как объект социально-экономического управления

18

Раздел 2. Функционирование учебной фирмы - Планирование работы и оценка эффективности хозяйственной деятельности

30

ВСЕГО:

48

Итоговая аттестация -    дифференцированный зачет


Этапы внедрения  «Учебной фирмы» в учебный процесс:

  1. Подготовительный период (сентябрь 2016 г. – декабрь 2016 г.)

 Изучение опыта работы колледжей, техникумов, по созданию «Учебной фирмы». Выявление отношения преподавательского состава к данному направлению в работе Колледжа.

  1. Диагностический (декабрь 2016 г.- январь 2017 г.)

Оценка условий, необходимых для проведения учебной практики на базе «Учебной фирмы», анализ изменения качества освоения обучающимися основных и профессиональных компетенций в условиях «Учебной фирмы», изучение материально-технической базы Колледжа, определение ее готовности к работе, выявление трудностей при прохождении учебной практики по ПМ.02.

  1. Проектный (февраль 2017 г.)

Моделирование оргструктуры «Учебной фирмы». Построение структурно-функциональной модели «Учебной фирмы» (определение модели, методов, формы, группы преподавателей, участвующих в разработке учебно-методических материалов по «Учебной фирме»). Разработка, обсуждение документа «Положение об Учебной фирме».

  1. Организационный (март - май 2017 г.)

Организация внедрения в профессиональное обучение технологии «Учебная фирма». Утверждение УМК  по учебной практике на базе «Учебной фирмы»

  1. Практический  (сентябрь 2017 г. – декабрь 2017 г.)

Проведение учебной практики по ПМ 02

«Участие в организации производственной деятельности структурного подразделения»

в группе 48, мониторинг за ходом учебной практики, промежуточные, итоговые отчеты.

  1. Обобщающий (июнь 2017 г. – сентябрь 2018 г.)

Подведение итогов. Подготовка методических рекомендаций, как раздел учебного пособия в рамках ресурсного центра Колледжа.

Результатом освоения программы учебной практики является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД), в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 2.1

 Участвовать в планировании и организации работы структурного подразделения.

ПК 2.2

Участвовать в руководстве работой структурного подразделения.  

ПК 2.3

Участвовать в анализе процесса и результатов деятельности подразделения

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности



Оценка сформированности  компетенций проводится на основе трёх компонентов :

  • Знаниевый
  • Функциональный (деятельностный)
  • Мотивационно-личностный

ПК 2.1 Участвовать в планировании и организации работы структурного подразделения.

Знаниевый

Функциональный (деятельностный)

Мотивационно-личностный

Цель: выполнить отбор бизнес-идеи.

Использовать: Основные положения Закона о предпринимательской деятельности в РФ. ГК РФ

Выбор вида предпринимательской деятельности. Учредительные документы. Порядок регистрации фирмы. Название фирмы. Миссия фирмы. Логотип

Определение своей роли в составе УФ, Принимать решения в процессе создания и функционирования УФ. Четко организовывать собственную деятельность

ПК 2.2 Участвовать в руководстве работой структурного подразделения.  

Знаниевый

Функциональный (деятельностный)

Мотивационно-личностный

Цель: сплотить группу, способствовать развитию навыка коммуникации Умение устанавливать и поддерживать контакты – важное качество предпринимателя.

Принципы, методы,  стили, формы управления предприятием. Функции управления. Прием на работу и работа с персоналом. Контроль исполнения рабочих процедур

Разработка организационной структуры УФ. Функции отделов,

Документы УФ. Их классификация, назначение и формы. Порядок регистрации и хранения документов. Порядок заполнения документов. Документооборот Роль и задача маркетинга на предприятии. План маркетинга фирмы. Маркетинговое исследование рынка товаров и услуг..

Участвовать в руководстве созданной УФ. Распределять обязанности между членами группы. Контролировать результаты деятельности УФ.

Проявлять умение и желание работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение.

ПК 2.3 Участвовать в анализе процесса и результатов деятельности подразделения

Знаниевый

Функциональный (деятельностный)

Мотивационно-личностный

Цель:  Овладеть основами анализа финансово-хозяйственной деятельности. Стратегическое и текущее планирование. Выводы по результатам работы фирмы

Система показателей эффективности

деятельности фирмы.

 Рост показателей продаж товаров. Методы оценки деятельности учебной фирмы Осуществлять поиск и использование информации необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

Участие в подготовке презентации  УФ, появление активности, понимания выполненной работы. Оценка вклада каждого участника группы в процессе создания и функционирования УФ. Самооценка. Понимание сущности и значимости выполненной работы в своей будущей профессии.



ВЫВОДЫ:

  1.  Успешно реализована Рабочая программа учебной практики
  2.  Обучающиеся подготовлены к прохождению производственной практики
  3. В ходе учебной практики обучающиеся продемонстрировали творческие способности и умение работать в коллективе, лидерские качества.

[1] Образовательная технология «Учебная фирма» (пособие для преподавателей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологий сетевого взаимодействия в аспекте современных требований к уровню подготовки специалиста среднего звена

Одним из перспективных направлений обучения и воспитания молодежи становится сетевое взаимодействие. Современные интернет-сервисы предоставляют широкие возможности для реализации учебно-воспитательног...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 04 ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности СПО 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Рабочая программа учебной дисциплины «Документационное обеспечение управления» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  (далее – ФГОС) по специальностям сре...

Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет.

Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального...

Реализация компетентностного подхода в подготовке специалистов среднего звена через использование активных форм проведения учебных занятий

Цель работы: обобщение и распространение педагогического опыта по применению в образовательном процессе интерактивных образовательных технологий.В материалах представлен опыт работы проведения учебных...

Статья "ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ". Дистанционный межрегиональный Форум «Реализация программ подготовки специалистов среднего звена: опыт, проблемы, решения, перспективы».

Работа по формированию общих компетенций осуществляется при изучении учебных дисциплин или междисциплинарных курсов, во время прохождения учебной и производственной практик, входящих в модуль.  О...

М етодическая разработка "Исследовательская деятельность на уроках математики в области профессиональной подготовки специалистов среднего звена с учетом требований Wordskills"

Методическая разработка "Исследовательская деятельность на уроках математики в области профессиональной подготовки специалистов среднего звена с учетом требований Wordskills""...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.08 АСТРОНОМИЯ ПО ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

Составлена в соответствии с рекомендациями Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образо...