Рабочая программа учебной общеобразовательной дисциплины «Право» основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена 38.02.02. Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
рабочая программа на тему

Лукиных Нина Петровна

Программа общеобразовательной учебной дисциплины  «Право» предназначена для изучения права  в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена по специальности

38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям), входящей в укрупнённую группу профессий 38.00.00 «Экономика и управление»

 Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Право»», и в соответствии с рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО  Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravo_.docx72.73 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

Б Ю Д Ж Е Т Н О Е   У Ч Р Е Ж Д Е Н И Е

  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

«Ю Г О Р С К И Й   П О Л И Т Е Х Н И Ч Е С К И Й   К О Л Л Е Д Ж»

Рабочая  программа учебной общеобразовательной дисциплины «Право»

основной профессиональной образовательной программы

подготовки специалистов среднего звена    

38.02.02. Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Югорск

2015

Одобрена  

цикловой комиссией

Протокол №         

от «_____» _______________ 20___г.

Председатель                    

 

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования,  Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и Примерной программы учебной дисциплины «Право»  для специальности  38.02.02. Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Заместитель  директора по учебной работе ______________ ___________

Разработчик:

Лукиных Н.П., преподаватель БУ «Югорский политехнический колледж»

                     

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 5

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРАВО»

6

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

8

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

19

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

21

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «»

25

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

26

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

30

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа общеобразовательной учебной дисциплины  «Право» предназначена для изучения права  в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена по специальности

38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям), входящей в укрупнённую группу профессий 38.00.00 «Экономика и управление»

 Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Право»», и в соответствии с рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО  Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

Содержание программы «Право»  направлено на достижение следующих целей:

  • формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;
  • воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;
  • освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;
  • овладение умениями, необходимыми для применения приобретенных знаний для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования;
  • формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения их соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.

В программу включено содержание,  направленное на   формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена (ППКРС, ППССЗ).  

Программа учебной дисциплины «Право» является основой для разработки рабочих программ, в которых профессиональные  образовательные организации, реализующие образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, уточняют  содержание учебного материала, последовательность его  изучения, распределение учебных часов, тематику рефератов (докладов), индивидуальных проектов, виды самостоятельных работ,  учитывая специфику программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена, осваиваемой профессии или  специальности.  

Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования (ППКРС, ППССЗ).  

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРАВО»

В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, изучение   учебной дисциплины «Право» права имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования. Это выражается через содержание обучения, количество часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубину их освоения обучающимися, через объем и характер практических занятий, виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов.  

При освоении профессий СПО и специальностей СПО социально экономического профиля  профессионального образования право изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования,  но более углубленно, как профильная учебная дисциплина,  учитывающая специфику  осваиваемых профессий или специальностей. При освоении профессий СПО и специальностей СПО технического и естественнонаучного профилей профессионального образования, специальностей СПО  гуманитарного профиля профессионального образования  право изучается по  программе интегрированной  учебной

дисциплины «Обществознание», включая экономику и право,   обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования.  

Приоритетным направлением содержания  обучения является формирование правовой компетентности студентов, предполагающей не только правовую грамотность, но и правовую активность, умение быстро находить правильное решение возникающих проблем, ориентироваться в правовом пространстве. Правовая компетенция, представляет собой комплексную  характеристику, интегрирующую не только знания, ценностные установки, навыки правового поведения  обучающихся, но и приобретение опыта деятельности, необходимого каждому в повседневной жизни, в процессе социальной практики, в рамках выполнения различных социальных ролей (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника).  

Содержание учебной дисциплины предусматривает развитие у обучающихся учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности, акцентирует внимание на  формировании  опыта самостоятельной работы с правовой информацией, источниками права, в том числе нормативными правовыми актами, необходимыми для обеспечения правовой защиты и поддержки в профессиональной деятельности.  

Отбор содержания учебного материала  осуществлялся на основе  следующих принципов: учет возрастных особенностей обучающихся,  практическая  направленность обучения, формирование знаний, которые обеспечат студентам успешную  адаптацию к социальной реальности, профессиональной деятельности, исполнению общегражданских ролей.  

Отличительными особенностями  обучения являются:

 – практико-ориентированный подход к изложению и применению в реальной жизни правовой информации;  

– усиление акцента на формирование правовой грамотности лиц, имеющих, как правило, недостаточный уровень правовой компетентности;

– создание условий адаптации к социальной действительности и будущей профессиональной деятельности;

– акцентирование внимания на вопросах российской правовой системы в контексте ее интеграции в международное сообщество;

– формирование уважения к праву и государственно-правовым институтам с целью обеспечения профилактики правонарушений в молодежной среде;

– обеспечение необходимых правовых знаний для их практического применения в целях защиты прав и свобод личности молодежного возраста.

При изучении практико-ориентированных вопросов по трудовому, гражданскому, уголовному, административному и иным отраслям права, обеспечивающих правовую компетентность в профессиональной дальнейшей деятельности, рекомендуются  такие формы деятельности обучающихся как:  

– работа с правовой информацией, в том числе с использованием современных компьютерных технологий, ресурсов Сети Интернет;

– подготовка и реализация  проектов по заранее заданной теме;

– исследование конкретной темы и оформление результатов в виде реферата, доклада с презентацией на миниконференции;

– работа с текстом из учебника, дополнительной литературы;

– работа с таблицей, графиками, схемами, визуальными терминологическими моделями юридических конструкций;

– решение практических задач, выполнение тестовых заданий по темам;

– участие в ролевых, имитационных, сюжетных, деловых играх и разновариантных формах интерактивной деятельности;

–дискуссия, брейн-ринг;

– решение задач;  

– работа  с документами.

Организация занятий может осуществляться в форме семинаров, практических занятий, конференций, коллоквиумов, презентаций.  В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, изучение  общеобразовательной учебной дисциплины «Право» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета  или экзамена в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебная дисциплина «Право» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области  «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования.

В профессиональных образовательных организациях СПО учебная дисциплина «Право» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).  

В учебных планах ППКРС, ППССЗ учебная дисциплина «Право» находится в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или специальностей СПО социальноэкономического профиля профессионального образования.    

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Освоение содержания учебной дисциплины «Право», обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных: 

  • воспитание высокого уровня правовой культуры, правового сознания, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн) ;
  • формирование гражданской позиции как активного и ответственного гражданина, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
  • сформированность правового осмысления окружающей жизни, соответствующего современному уровню развития правовой науки и практики, а также правового сознания;
  • готовность и способность к самостоятельной, ответственной деятельности в сфере права;
  • готовность и способность вести коммуникацию с другими людьми, сотрудничать для  достижения поставленных целей;
  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
  • готовность и способность  к самообразованию на протяжении всей жизни;

метапредметных:   

  • выбирать успешные стратегии поведения в различных правовых ситуациях;
  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, предотвращать и эффективно разрешать возможные правовые конфликты; ·
  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере права, способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  • готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности в сфере права, включая умение ориентироваться в различных источниках правовой информации;
  • умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию правового поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
  • владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
  • владение навыками познавательной рефлексии в сфере права как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

предметных: 

  • сформированность представлений о понятии государства, его функциях, механизме и формах;
  • владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности, правоотношениях;
  • владение знаниями о правонарушениях и юридической ответственности;
  • сформированность представлений о Конституции РФ как основном законе государства, владение знаниями об основах правового статуса личности в Российской Федерации;
  • сформированность общих представлений о разных видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами;
  • сформированность основ правового мышления;
  • сформированность знаний об основах административного, гражданского, трудового, уголовного права;
  • понимание юридической деятельности; ознакомление со спецификой основных юридических профессий;
  • сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации;
  • сформированность навыков самостоятельного поиска правовой информации, умений использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях.  

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Юриспруденция как важная общественная наука.

Роль права в жизни человека и общества Значение изучения права. Система юридических наук. Юридические профессии: адвокат, нотариус, судья. Информация и право. Теории происхождения права. Закономерности возникновения права. Исторические особенности зарождения права в различных уголках мира. Происхождение права в государствах Древнего Востока, Древней Греции, Древнего Рима, у древних германцев и славян. Право и основные теории его понимания. Нормы права. Основные принципы права. Презумпции и аксиомы права. Система регулирования общественных отношений. Механизм правового регулирования.

 Понятия. Юриспруденция. Правовая информация. Официальная правовая информация. Информация индивидуально-правового характера. Неофициальная правовая информация. Мононормы. Правопонимание. Естественное право. Позитивное право. Основная норма. Право. Принципы права. Презумпция. Правовые аксиомы. Юридические фикции. Социальные нормы. Обычаи. Религиозные нормы. Групповые нормы. Корпоративные нормы. Санкции.

Практические занятия: 

Организация работы с правовыми информационными системами.  

Работа с источниками права, нормами права по определению их вида, структуры, способа изложения в источниках права.  

  1. Правовое регулирование общественных отношений. Теоретические основы права как системы

Понятие и система права. Правовые нормы и их характеристики. Классификация норм права, структура правовой нормы. Способы изложения норм права в нормативных правовых актах. Институты права. Отрасли права. Методы правового регулирования.  

Понятие и виды правотворчества. Законодательный процесс. Юридическая техника.  Источники права. Правовой обычай. Юридический прецедент. Договоры как форма выражения воли участников правоотношений, их виды. Нормативный правовой акт.

Виды нормативных правовых актов. Действие норм права во времени, в пространстве и по кругу лиц. Систематизация нормативных правовых актов.  

Понятие реализации права и ее формы. Этапы и особенности применения права. Правила разрешения юридических противоречий. Сущность и назначение толкования права. Способы и виды толкования права. Пробелы в праве. Аналогия права и аналогия закона.

Понятия. Система права. Норма права. Гипотеза. Диспозиция. Санкция. Институт права. Субинститут. Отрасль права. Предмет правового регулирования. Частное право. Публичное право. Материальное право. Процессуальное право. Законодательная инициатива. Юридическая техника. Реквизиты документов. Прецедент. Договор. Закон. Подзаконный акт. Локальный нормативный акт. Кодификация. Инкорпорация. Консолидация. Учет. Применение права. Акт применения права. Реализация права. Использование права. Соблюдение права. Применение права. Акт толкования права.

Практические занятия:   Организация и порядок составления договоров. Способы разрешения   юридических коллизий.    Законодательная деятельность в России.  

  1. Правоотношения, правовая культура и правовое поведение личности

Юридические факты как основание правоотношений. Виды и структура правоотношений.

Поведение людей в мире права. Правомерное поведение. Правонарушение, его состав, признаки. Виды правонарушений. Функции юридической ответственности. Принципы юридической ответственности.

Виды юридической ответственности. Основания освобождения от юридической ответственности. Обстоятельства, исключающие преступность деяния.  

Правовое сознание и его структура. Правовая психология. Правовая идеология. Правовая культура.  

Понятие правовой системы общества. Романо-германская правовая семья. Англосаксонская правовая семья. Религиозно-правовая семья. Социалистическая правовая семья. Особенности правовой системы в России.

Понятия. Правоспособность. Дееспособность. Правосубъектность. Субъективное право. Юридическая обязанность. Правонарушение. Состав правонарушения. Субъект правонарушения. Объект правонарушения. Объективная сторона правонарушения. Субъективная сторона правонарушения. Вина. Преступление. Правопорядок. Убытки. Неустойка. Возмещение неустойки (штрафа). Срок давности. Необходимая оборона. Крайняя необходимость. Правовые знания. Правовые эмоции. Правовая установка. Правовые ценности. Ценностные ориентации. Правовая культура. Правовой нигилизм. Правовой идеализм. Правовое воспитание. Правовая семья. Рецепция права. Право справедливости.  

Практические занятия: 

Актуальные проблемы реализации юридической ответственности.  

Организации работы по повышению правовой культуры граждан.  

Деятельность в области различных правовых систем.  

  1. Государство и право.  Основы конституционного права Российской Федерации

Понятие государства и его признаки. Подходы к пониманию государства. Жизнь людей в догосударственный период. Происхождение древневосточного государства. Происхождение античного государства. Происхождение государства у древних германцев и славян. Теории происхождения государства: теологическая, патриархальная, ирригационная, договорная, марксистская, теория насилия. Признаки государства. Сущность государства. Функции государства. Виды функций государства. Форма государства и ее элементы. Монархия как форма правления. Республика как форма власти. Государственное устройство. Политический режим. Государственный механизм и его структура. Государственный орган и его признаки. Глава государства. Законодательная власть. Исполнительная власть. Судебная власть. Местное самоуправление. Принципы местного самоуправления. Правовое государство и его сущность. Признаки правового государства.

 Конституция Российской Федерации — основной закон страны. Структура Конституции Российской Федерации. Основы конституционного строя России. Эволюция понятия «гражданство». Порядок приобретения и прекращения российского гражданства. Правовой статус человека в демократическом правовом государстве. Избирательные системы и их виды. Референдум. Выборы Президента Российской Федерации.

 

Понятия. Государство. Род. Деспотия. Естественное состояние человека. Производственные отношения. Общественно-экономическая формация. Суверенитет (государственный, народа, национальный). Сущность государства. Политическая система общества. Глобальные проблемы. Функции государства. Задачи государства. Форма государства. Форма правления. Монархия. Республика. Парламентарная республика. Президентская республика. Форма государственного устройства. Федерация. Унитарное государство. Конфедерация. Политический режим. Механизм государства. Орган государства. Правовой иммунитет. Правительство. Гражданское общество. Правовое государство. Гражданство. Гражданин. Иностранный гражданин. Лицо без гражданства. Двойное гражданство. Правовой статус. Права и свободы человека. Налог. Сбор. Альтернативная гражданская служба. Избирательная система. Активное избирательное право. Пассивное избирательное право.

Практические занятия: 

Организация работы с Конституцией РФ.  

Изучение практического опыта реализация законодательной, исполнительной и судебной власти в РФ.  

  1. Правосудие и правоохранительные органы

Защита прав человека в государстве. Судебная система. Конституционный суд Российской Федерации. Суды общей юрисдикции. Мировые суды. Порядок осуществления правосудия в судах общей юрисдикции. Арбитражные суды. Правоохранительные органы Российской Федерации. Система органов внутренних дел. Прокуратура и ее деятельность. Органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Особенности деятельности правоохранительных органов РФ: Федеральная служба охраны, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба судебных приставов, Федеральная миграционная служба, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба.

Понятия. Правосудие. Подсудность. Судебная инстанция. Юрисдикция. Апелляция. Кассация. Исковое заявление. Истец. Ответчик. Доказательства. Полиция. Заявление о преступлении. Контрразведывательная деятельность.

Практические занятия:  

Порядок обращения в правоохранительные органы.  

Составление исковых заявлений в суды различной юрисдикции.  

  1. Гражданское право

Понятие и сущность гражданского права. Гражданские правоотношения. Источники гражданского права. Виды субъектов гражданских правоотношений. Физическое лицо как субъект права. Юридические лица как субъекты права. Понятие сделки и ее виды. Формы сделок. Основания недействительности сделок. Представительство в сделках. Доверенность и ее виды. Понятие обязательства. Способы обеспечения исполнения обязательств. Понятие договора и его содержание. Виды договоров. Порядок заключения, изменения и расторжения договоров. Отдельные виды обязательств. Понятие права собственности. Основания возникновения права собственности. Понятие права интеллектуальной собственности. Интеллектуальные права (исключительные — имущественные; неимущественные; иные — право доступа, право следования). Авторское право. Смежные права. Право охраны нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности. Ноу-хау. Патентное право. Право средств индивидуализации участников гражданского оборота. Понятие общей собственности. Защита права собственности. Защита чести, достоинства и деловой репутации. Понятие гражданско-правовой ответственности. Виды гражданско-правовой ответственности. Способы защиты гражданских прав.  

Предпринимательство и предпринимательское право. Правовые средства государственного регулирования экономики. Организационноправовые формы предпринимательской деятельности. Хозяйственные товарищества. Хозяйственные общества. Производственный кооператив (артель). Унитарное предприятие. Правовое регулирование защиты предпринимательской деятельности и прав предпринимателей. Права потребителей. Защита прав потребителей при заключении договоров на оказание услуг. Сроки предъявления претензий. Защита прав потребителей. Понятие и сущность наследования. Правила наследования на основании завещания. Формы завещания. Наследование по закону.

Понятия. Гражданское право. Вещь. Информация. Коммерческая тайна. Физическое лицо. Гражданская правоспособность. Гражданская дееспособность. Полная дееспособность. Юридическое лицо. Общая правоспособность. Специальная правоспособность. Двусторонняя реституция. Сделка. Обязательственное право. Договорное право. Договор. Имущественные права. Право собственности. Вещное право. Общая долевая собственность. Общая совместная собственность. Виндикационный иск. Добросовестный приобретатель. Негаторный иск. Иск о признании права собственности. Личные неимущественные права. Деловая репутация. Честь. Достоинство. Клевета. Оскорбление. Исковая давность. Моральный вред. Гражданско-правовая ответственность. Убытки. Реальный ущерб. Упущенная выгода. Деликт. Предпринимательское право. Предпринимательская деятельность. Коммерческая организация. Полное товарищество. Товарищество на вере. Общество с ограниченной ответственностью. Акционерное общество. Общество с дополнительной ответственностью. Акция. Облигация. Производственный кооператив. Унитарное предприятие. Претензия. Гарантийный срок хранения. Гарантийный срок эксплуатации. Сертификат качества. Наследование. Наследник. Наследодатель. Завещание. Право на обязательную долю. Время открытия наследства. Место открытия наследства.

Практические занятия: 

Порядок защиты права собственности.  

Организация своего бизнеса: как стать успешным в своей стране?  

  1. Защита прав потребителей

Правовое регулирование поведения  потребителей на рынке. Права потребителей. Порядок и способы защиты прав потребителей.  

Понятия. Потребитель. Права потребителя. Защита прав потребителя.  

Практическое занятие:

Порядок защиты прав потребителя.  

  1. Правовое регулирование образовательной деятельности

Система образования. Основные источники образовательного права. Права обучающихся. Обязанности обучающихся. Основные правила поведение в сфере образования.  

Понятия. Образовательное право. Закон «Об образовании в Российской Федерации».  Виды образовательных организаций. Права и обязанности участников образовательного процесса.  

Практическое  занятие: Реализация права на образование в России и за рубежом.  

  1. Семейное право и наследственное право

Основные правила наследования и порядок защиты наследственных прав. Порядок заключения брака. Расторжение брака. Имущественные и личные неимущественные права супругов. Договорный режим имущества супругов. Родители и дети: правовые основы взаимоотношений. Алиментные обязательства.

Понятия. Наследование по закону. Наследование по завещанию. Семья. Брачный договор. Дети-сироты. Дети, оставшиеся без попечения родителей.

Практические занятия:  Взаимоотношения супругов.  Права и обязанности родителей и детей.  

  1. Трудовое право

Понятие трудового права. Принципы и источники трудового права. Коллективный договор. Трудовое соглашение. Занятость и безработица. Занятость и трудоустройство. Порядок взаимоотношений работников и работодателей. Трудовой договор. Гарантии при приеме на работу. Порядок и условия расторжения трудового договора. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя. Трудовые споры и дисциплинарная ответственность. Понятие рабочего времени. Время отдыха. Правовое регулирование труда несовершеннолетних. Льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством для несовершеннолетних.

Понятия. Трудовое право. Трудовые отношения. Работник. Работодатель. Принудительный труд. Минимальный размер оплаты труда. Коллективный договор. Трудовое соглашение. Безработный. Правила внутреннего трудового распорядка. Индивидуальный трудовой спор. Коллективный трудовой спор. Забастовка. Трудовой арбитраж. Локаут. Дисциплинарное взыскание. Рабочее время. Совместительство. Сверхурочная работа. Время отдыха. Праздничные дни. Государственная аккредитация. Иждивенцы.

Практические занятия:   

Порядок оформления на работу.  

Разрешение трудовых споров.  

Правовое регулирование трудовой деятельности лиц, не достигших 18  лет.  

  1. Административное право и административный процесс

Административное право и административные правоотношения. Особенности административного права. Административные правоотношения. Понятие административного правонарушения. Административная ответственность. Меры административного наказания. Производство по делам об административных правонарушениях.

Понятия. Метод убеждения. Государственное принуждение. Административное принуждение. Административные правоотношения. Компетенция. Государственная должность. Государственная служба. Государственный служащий. Административное правонарушение. Административная ответственность. Ходатайство. Отвод. Доставление. Административное задержание. Доказательства.

Практическое занятие:   Реализация административной ответственности.  

  1. Уголовное право и уголовный процесс

Понятие уголовного права. Принципы уголовного права. Действие уголовного закона. Понятие преступления. Основные виды преступлений. Уголовная ответственность и наказание. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Уголовный процесс. Особенности уголовного процесса по делам несовершеннолетних. Защита от преступления. Права обвиняемого, потерпевшего, свидетеля. Уголовное судопроизводство.

Понятия. Уголовное право. Преступление. Деяние. Объект преступления. Субъект преступления. Объективная сторона преступления. Субъективная сторона преступления. Мотив преступления. Цель преступления. Казус. Убийство. Аффект. Соучастие в преступлении. Исполнитель. Организатор. Подстрекатель. Пособник. Преступное сообщество. Уголовная ответственность. Уголовное наказание. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания. Процессуальные нормы. Уголовно-процессуальное право. Уголовный процесс. Заявление о преступлении. Явка с повинной. Понятой. Обвиняемый. Потерпевший. Свидетель. Привод.

Практические занятия:  

Реализация уголовной ответственности.  

Права и обязанности  участников уголовного процесса.  

 

  1. Международное право  как основа взаимоотношений государств мира

Понятие международного права. Источники и принципы международного права. Субъекты международного права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правозащитные организации и развитие системы прав человека. Европейский суд по правам человека. Международная защита прав детей. Международные споры и международно-правовая ответ­ственность. Международное гуманитарное право и права человека.

Понятия. Ратификация. Международное право. Международное публичное право. Международное частное право. Принципы международного права. Международная организация. Межправительственная организация. Неправительственная организация. Декларация. Пакт. Международноправовая ответственность. Репрессалии. Реторсии. Капитуляция. Международное гуманитарное право. Комбатанты. Некомбатанты.

Практическое занятие:    Проблемы международно-правовой защиты прав человека.  

Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов

  1. Роль правовой информации  в познании права.  
  2. Право и мораль: общее и особенное.
  3. Пределы действия законов.
  4. Правоспособность и дееспособность как юридические конструкции.
  5. Права молодежи в РФ и способы их защиты.
  6. Социально-экономические права граждан.
  7. Политические права граждан.
  8. Личные права граждан.
  9. Юридическая ответственность в экономической сфере.
  10.  Уголовная ответственность как вид юридической ответственности.
  11.  Гражданско-правовые правонарушения и их профилактика.
  12.  Организованная преступность.
  13.  Презумпция невиновности и юридическая практика.  
  14.  Правовые основы деятельности адвокатов.
  15.  Правоохранительные органы РФ.
  16.  Судебная система РФ.
  17.  Организация деятельности мировых судей: вопросы теории и практики.
  18.  Организация деятельности  милиции в РФ.
  19.  Основы конституционного строя в РФ.
  20.  Избирательная система в РФ.
  21.  Защита права собственности в РФ.
  22.  Договор возмездного оказания услуг.
  23.  Право на образование в РФ.
  24.  Право на труд в РФ.
  25.  Правовое регулирование трудоустройства в РФ.
  26.  Споры в трудовом коллективе и порядок их разрешения.  
  27.  Материальная ответственность работников и работодателей.
  28.  Правовое регулирование заработной платы в РФ.
  29.  Наследование по закону и по завещанию.
  30.  Правовое регулирование семейных отношений.
  31.  Социальная защита в РФ.
  32.  Административная ответственность в РФ.  

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

учебной дисциплины «Право»

При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Право» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ)  максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет:  по специальностям СПО социально-экономического профиля –127 час. Из них аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся, включая практические занятия,– 85 час.;  внеаудиторная самостоятельная работа студентов  – 42 час.  

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала (аудиторные занятия и внеаудиторная самостоятельная работа студентов)

Объем

часов

Характеристика видов деятельности студентов

  1. Юриспруденция как важная общественная наука. Роль права в жизни человека и общества.

Роль права в жизни человека и общества Значение изучения права. Система юридических наук. Юридические профессии: адвокат, нотариус, судья. Информация и право. Теории происхождения права. Закономерности возникновения права. Исторические особенности зарождения права в различных уголках мира. Происхождение права в государствах Древнего Востока, Древней Греции, Древнего Рима, у древних германцев и славян. Право и основные теории его понимания. Нормы права. Основные принципы права. Презумпции и аксиомы права. Система регулирования общественных отношений. Механизм правового регулирования.

2

  • Понимать значение правовых знаний и умений для человека;
  • уважительно относиться к праву и иным социальным регуляторам поведения и выбирать необходимую модель правомерного поведения в конкретной ситуации;
  • характеризовать систему юридических наук.  
  • Давать определения  праву и характеризовать основные теории его понимания, уметь отстаивать собственную точку зрения о поведении личности.  
  • Уметь вычленять структуру нормы права, понимать механизм правового регулирования.

2. Правовое регулирование общественных отношений. Теоретические основы права как системы.

Понятие и система права. Правовые нормы и их характеристики. Классификация норм права, структура правовой нормы. Способы изложения норм права в нормативных правовых 6актах. Институты права. Отрасли права. Методы правового регулирования.  

Понятие и виды правотворчества. Законодательный процесс. Юридическая техника.  Источники права. Правовой обычай. Юридический прецедент. Договоры как форма выражения воли участников правоотношений, их виды. Нормативный правовой акт.

Виды нормативных правовых актов. Действие норм права во времени, в пространстве и по кругу лиц. Систематизация нормативных правовых актов.  

Понятие реализации права и ее формы. Этапы и особенности применения права. Правила разрешения юридических противоречий. Сущность и назначение толкования права. Способы и виды толкования права. Пробелы в праве. Аналогия права и аналогия закона.

4

  • Давать определение   системе права и понимать взаимосвязь его структурных компонентов;   уметь анализировать  правовые нормы с позиции их классификации, уметь различать институты права, отрасли права.   Уметь определять методы правового регулирования конкретных отношений.  
  • Владеть знаниями особенностей законодательного процесса в России.  
  • Обладать навыками социально-активного правомерного поведения.
  • Уметь «прочитать» с опорой на правовые знания нормативный правовой акт.  
  • Понимать сущность   действия норм права во времени, в пространстве и по кругу лиц.
  •  Владеть информацией о систематизации нормативных правовых актов.

3. Правоотношения, правовая культура и правовое поведение личности.

Юридические факты как основание правоотношений. Виды и структура правоотношений.

Поведение людей в мире права. Правомерное поведение. Правонарушение, его состав, признаки. Виды правонарушений. Функции юридической ответственности. Принципы юридической ответственности.

Виды юридической ответственности. Основания освобождения от юридической ответственности. Обстоятельства, исключающие преступность деяния.  

Правовое сознание и его структура. Правовая психология. Правовая идеология. Правовая культура.  

Понятие правовой системы общества. Романо-германская правовая семья. Англосаксонская правовая семья. Религиозно-правовая семья. Социалистическая правовая семья. Особенности правовой системы в России.

8

  • Уметь определять структуру правоотношения,  характеризовать его элементы.     Уметь решать правовые задачи по определению объема прав и обязанностей участников правоотношений.  
  • Уважительно относиться к правам и обязанностям участников правоотношений.  
  • Владеть навыками правомерного поведения в обществе, иметь высокий уровень правовой информированности, уважительного отношения к праву и быть мотивированным на правомерное поведение в любых жизненных ситуациях.
  • Понимать основные принципы юридической ответственности.
  • Распознавать функции юридической ответственности, использовать принципы юридической ответственности в решении правовых вопросов.  
  • Знать обстоятельства, исключающие преступность деяния.  

4. Государство и право.  Основы конституционного права Российской Федерации.

Понятие государства и его признаки. Подходы к пониманию государства. Жизнь людей в догосударственный период. Происхождение древневосточного государства. Происхождение античного государства. Происхождение государства у древних германцев и славян. Теории происхождения государства: теологическая, патриархальная, ирригационная, договорная, марксистская, теория насилия. Признаки государства. Сущность государства. Функции государства. Виды функций государства. Форма государства и ее элементы. Монархия как форма правления. Республика как форма власти. Государственное устройство. Политический режим. Государственный механизм и его структура. Государственный орган и его признаки. Глава государства. Законодательная власть. Исполнительная власть. Судебная власть. Местное самоуправление. Принципы местного самоуправления. Правовое государство и его сущность. Признаки правового государства.

 Конституция РФ — основной закон страны. Структура Конституции РФ. Основы конституционного строя России. Эволюция понятия «гражданство». Порядок приобретения и прекращения российского гражданства. Правовой статус человека в демократическом правовом государстве. Избирательные системы и их виды. Референдум. Выборы Президента Российской Федерации.

8

  • Уметь характеризовать  сущность государства, определять его функции.  
  • Уметь характеризовать форму государства и ее элементы.
  • Уметь различать  монархию как форму правления и республику
  • Уметь определять государственное устройство и политический режим.  
  • Владеть информацией о главе государства, уметь характеризовать законодательную, исполнительную и судебную власть.
  • Знать принципы местного самоуправления.  
  • Уметь использовать в повседневной жизни основные конституционные нормы, уважительно относиться к Основному закону государству
  • знать порядок приобретения и прекращения российского гражданства, правовой статус человека в демократическом правовом государстве, в том числе, уметь защищать свои личные права, политические права и свободы, социальные, экономические и культурные права.
  • Уметь исполнять обязанности граждан.  
  • Знать правила участия в референдуме, выборах Президента Российской Федерации.  

5. Правосудие и правоохранительные органы

Защита прав человека в государстве. Судебная система. Конституционный суд Российской Федерации. Суды общей юрисдикции. Мировые суды. Порядок осуществления правосудия в судах общей юрисдикции. Арбитражные суды. Правоохранительные органы Российской Федерации. Система органов внутренних дел. Прокуратура и ее деятельность. Органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Особенности деятельности правоохранительных органов РФ: Федеральная служба охраны, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба судебных приставов, Федеральная миграционная служба, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба.

6

  • Знать особенности функционирования судов Российской Федерации, уметь обращаться за защитой нарушенных прав и восстановлением справедливости в суды различных инстанций РФ, составлять необходимые исковые и иные заявления, оказывать элементарную консультационную поддержку лицам, нуждающимся в правовой защите;  
  • уметь выстраивать грамотные взаимоотношения с представителями правоохранительных органов страны, уважать и поддерживать правопорядок, соблюдать законы, быть нетерпимым к антиобщественным поступкам, нарушающим законность и незыблемые основы конституционного строя государства, уважать права и законные интересы всех лиц, проживающих на территории страны.  

6. Гражданское право. Организация предпринимательства в России.

Понятие и сущность гражданского права. Гражданские правоотношения. Источники гражданского права. Виды субъектов гражданских правоотношений. Физическое лицо как субъект права. Юридические лица как субъекты права. Понятие сделки и ее виды. Формы сделок. Основания недействительности сделок. Представительство в сделках. Доверенность и ее виды. Понятие обязательства. Способы обеспечения исполнения обязательств. Понятие договора и его содержание. Виды договоров. Порядок заключения, изменения и расторжения договоров. Отдельные виды обязательств. Понятие права собственности. Основания возникновения права собственности. Понятие права интеллектуальной собственности. Интеллектуальные права (исключительные — имущественные; неимущественные; иные — право доступа, право следования). Авторское право. Смежные права. Право охраны нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности. Ноу-хау. Патентное право. Право средств индивидуализации участников гражданского оборота. Понятие общей собственности. Защита права собственности. Защита чести, достоинства и деловой репутации. Понятие гражданско-правовой ответственности. Виды гражданско-правовой ответственности. Способы защиты гражданских прав.  

Предпринимательство и предпринимательское право. Правовые средства государственного регулирования экономики. Организационноправовые формы предпринимательской деятельности. Хозяйственные товарищества. Хозяйственные общества. Производственный кооператив (артель). Унитарное предприятие. Правовое регулирование защиты предпринимательской деятельности и прав предпринимателей. Права потребителей. Защита прав потребителей при заключении договоров на оказание услуг. Сроки предъявления претензий. Защита прав потребителей. Понятие и сущность наследования. Правила наследования на основании завещания. Формы завещания. Наследование по закону.

10

  • Уметь отличить  гражданские правоотношения от иных отношений, характеризовать источники  гражданского права.
  • Уметь характеризовать физическое лицо как субъект права; уметь отличать юридические лица как субъекты права:  хозяйственные товарищества; хозяйственные общества; производственный кооператив (артель); унитарное предприятие.  
  • Уметь заключать договор, владея знаниями о порядке заключения, изменения и расторжения договоров. Уметь характеризовать отдельные виды обязательств.  
  • Уметь использовать в реальной жизни право собственности.  
  • Уметь защитить интеллектуальную собственность и авторское право.
  • Уметь осуществить   защиту чести, достоинства и деловой репутации.

7. Защита прав потребителей

Правовое регулирование поведения  потребителей на рынке. Права потребителей. Порядок и способы защиты прав потребителей.  

2

  • Разбираться в сущности нормативных актов и норм, регулирующих взаимоотношения потребителей и продавцов, изготовителей, а также лиц, оказывающих те или иные услуги.
  • Формулировать права и обязанности потребителей,  уметь защитить права потребителей.  

8. Правовое регулирование образовательной деятельности.

Система образования. Основные источники образовательного права. Права обучающихся. Обязанности обучающихся. Основные правила поведение в сфере образования.  

2

  • Уметь выстраивать успевшую образовательную траекторию в жизни с опорой на склонности, желания и интересы.  
  • Разбираться в видовом разнообразии образовательных организаций, уровнях получения образования в высшей школе.
  • Знать и соблюдать права и обязанности участников образовательного процесса, уметь реализовать и защищать свои права в сфере образования.  

9. Семейное право и наследственное право

Основные правила наследования и порядок защиты наследственных прав. Порядок заключения брака. Расторжение брака. Имущественные и личные неимущественные права супругов. Договорный режим имущества супругов. Родители и дети: правовые основы взаимоотношений. Алиментные обязательства.

10

  • Знать порядок заключения и расторжение брака.  
  • Понимать важность института семьи для жизни человека, уважительно относиться к близким людям, оказывать всемерную поддержку и помощь при решении различных жизненных ситуаций.
  • Уметь защитить имущественные и личные неимущественные права супругов.  
  • Уметь объяснять договорный режим имущества супругов, оказывать помощь в составлении брачных контрактов.
  • Уметь предотвратить, а при необходимости решить конфликты родителей-детей; знать порядок выплаты алиментов в семейных отношениях.  
  • Уметь защитить интересы детей, сирот, оставшихся без попечения родителей.    
  • Уметь составить завещание в соблюдением правил наследственного права. Разбираться в различиях наследования по закону и наследования по завещанию.  

10. Трудовое право.

Понятие трудового права. Принципы и источники трудового права. Коллективный договор. Трудовое соглашение. Занятость и безработица. Занятость и трудоустройство. Порядок взаимоотношений работников и работодателей. Трудовой договор. Гарантии при приеме на работу. Порядок и условия расторжения трудового договора. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя. Трудовые споры и дисциплинарная ответственность. Понятие рабочего времени. Время отдыха. Правовое регулирование труда несовершеннолетних. Льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством для несовершеннолетних.

12

  • Излагать актуальные проблемы  занятости и безработицы в стране.
  • Излагать актуальные проблемы правового регулирования своей будущей профессиональной  деятельности, обладать  компетентностью при поиске работы, трудоустройстве.  
  • Уметь соблюдать порядок взаимоотношений работников и работодателей.    
  • Уметь защитить свои трудовые права, знать порядок и условия расторжения трудового договора.
  • Уметь использовать  льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством для молодежи

11. Административное право и административный процесс.

Административное право и административные правоотношения. Особенности административного права. Административные правоотношения. Понятие административного правонарушения. Административная ответственность. Меры административного наказания. Производство по делам об административных правонарушениях.

6

  • Уметь отличить административные отношения от иных правоотношений.
  • Знать сущность административной ответственности и меры административного наказания. Быть сведущим в правилах по порядку производства по делам об административных правонарушениях.

12. Уголовное право и уголовный процесс.

Понятие уголовного права. Принципы уголовного права. Действие уголовного закона. Понятие преступления. Основные виды преступлений. Уголовная ответственность и наказание. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Уголовный процесс. Особенности уголовного процесса по делам несовершеннолетних. Защита от преступления. Права обвиняемого, потерпевшего, свидетеля. Уголовное судопроизводство.

10

  • Знать принципы уголовного права и действие уголовного закона.  
  • Уметь квалифицировать  преступления, знать меры уголовной ответственности и наказания.  
  • Уметь участвовать в уголовном
  • процессе со стороны защиты и со стороны обвинения.  
  • Уметь характеризовать особенности уголовного процесса по делам несовершеннолетних.  
  • Обладать навыками защиты от преступления.  
  • Уметь реализовать права обвиняемого, потерпевшего, свидетеля.  

13. Международное право  как основа взаимоотношений государств мира.

Понятие международного права. Источники и принципы международного права. Субъекты международного права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правозащитные организации и развитие системы прав человека. Европейский суд по правам человека. Международная защита прав детей. Международные споры и международно-правовая ответственность. Международное гуманитарное право и права человека.

5

  • Уметь характеризовать международную защиту прав человека в условиях мирного и военного времени.  
  • Уметь разбираться в деятельности правозащитных организаций.  Уметь обратиться в  Европейский суд по правам человека.  
  • Знать принципы и особенности международной защиты прав детей.
  • Осознавать  международноправовая ответственность, уважительно относиться к правам людей всего мира
  • Знать основные правила международного гуманитарного права и прав человека.  

Итого

85

Внеаудиторная самостоятельная работа: подготовка устных выступлений по заданным темам, эссе, рефератов, докладов,   индивидуального проекта с использованием информационных технологий.

42

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета.

Всего

127

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ   ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРАВО»

           Освоение программы учебной дисциплины «Право» предполагает наличие в профессиональной  образовательной организации, реализующей     образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность   обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной  деятельности обучающихся.        

Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.

В кабинете  должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по праву, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.  

В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Право»,  входят:

  • многофункциональный комплекс преподавателя;
  • наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых и др.);
  • информационно-коммуникативные средства;
  • экранно-звуковые пособия;
  • комплект технической документации,  в том числе паспорта на средства обучения,  инструкции по  их использованию и технике безопасности;
  • библиотечный фонд.

В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Право», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.

Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, справочниками, научной и научно-популярной литературой и др. по вопросам юриспруденции.  

В процессе освоения программы учебной дисциплины «Право»  студенты должны иметь   возможность доступа:        

  • к электронным учебным материалам по праву, имеющиеся в свободном доступе в системе Интернет, (электронные книги, практикумы,  тесты,);
  • к сайтам государственных, муниципальных  органов власти и управления;
  • к любой правовой информации (законы, подзаконные акты и иные нормативные документы, а также их проекты)  в том числе, через правовые информационные системы «Консультант», «Гарант» и др.    

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Для студентов

Певцова Е.А. Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Учебник. М.: 2014

Певцова Е.А. Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля Практикум. Учебное пособие. – М.: 2014

Певцова Е.А. Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Книга для преподавателя.–  М.: 2014

Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. Учебник в 4 частях. – М.:  2014

Певцова Е.А. Правовая защита молодежи при трудоустройстве. – М.: 2014  

Для преподавателей 

Конституция РФ от 12.12.1993 (с поправками от 30.12.2008) // СЗ РФ. 26.01.2009. № 4. Ст. 445. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. 2014 г.) // СЗ РФ. 29.07.2002. № 30. Ст. 3012.

Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. 2014 г.) // СЗ РФ. 05.12.1994. № 32. Ст. 3301.

 Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. 2014 г.) // СЗ РФ. 29.01.1996. № 5. Ст. 410.

Гражданский кодекс РФ (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ (ред. 2014 г.) // СЗ РФ. 03.12.2001. № 49. Ст. 4552.

Гражданский кодекс РФ (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 08.12.2011) // СЗ РФ. 25.12.2006. № 52 (Ч. 1). Ст. 5496.

Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. 2014 г.) // СЗ РФ. 18.11.2002. № 46. Ст. 4532.

Жилищный кодекс РФ от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. 2014 г.)  // СЗ РФ. 06.12.2011. № 1 (Ч. 1). Ст. 14. Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. 2014 г.) // СЗ РФ. 29.10.2001. № 44. Ст. 4147.

Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. 2014 г.) // СЗ РФ. 07.01.2002. № 1 (Ч. 1). Ст.1.

Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. 2014 г.) // СЗ РФ. 01.01.1996. № 1. Ст. 16.

Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. 2014 г.) // СЗ РФ. 07.01.2002. № 1 (Ч. 1). Ст. 3.

Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. 2014 г.)  // СЗ РФ. 13.01.1997. № 2. Ст. 198. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. 2014 г.) // СЗ РФ. 24.12.2001. № 52 (Ч. 1). Ст. 4921.

Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. 2014 г.) // СЗ РФ. 17.06.1996. № 25. Ст. 2954. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ (ред. от 24.04.2008) «О референдуме» // СЗ РФ. 05.07.2004. № 27. Ст. 2710.

Федеральный закон от 18.05.2005 № 51-ФЗ (ред. 2014 г.) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 23.05.2005. № 21. Ст. 1919.

Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ (ред. от 07.05.2013) «О выборах Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 13.01.2003. № 2. Ст. 171.

Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ (ред. 2014 г.) «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 03.06.2002. № 22. Ст. 2031.

Федеральный закон от 17.12.1998 № 188-ФЗ (ред. 2014 г.) «О мировых судьях в Российской Федерации» // СЗ РФ. 21.12.1998. № 51. Ст. 6270.

Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. 2014 г.) «О полиции» // СЗ РФ. 14.02.2011. № 7. ст. 900. Федеральный закон от 14.06.1994 № 5-ФЗ (ред. от 25.12.2012) «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» // СЗ РФ. 20.06.1994. № 8. Ст. 801.

Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 07.05.2013) «О прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета. № 39. 18.02.1992.

Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ (ред. от 21.11.2011) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // СЗ РФ. 10.06.2002. № 23. Ст. 2102.

Федеральный закон от 25.07.2002 № 113-ФЗ (ред. от 30.11.2011) «Об альтернативной гражданской службе» // СЗ РФ. 29.07.2002. № 30. Ст. 3030.

Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 05.04.2013) // СЗ РФ. 31.07.2006. № 31 (Ч. 1). Ст. 3448.

Федеральный закон от 04.04.2005 № 32-ФЗ (ред. от 30.12.2012) «Об Общественной палате Российской Федерации» // СЗ РФ. 11.04.2005. № 15. Ст. 1277.

Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 07.05.2013) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // СЗ РФ. 28.06.1999. № 26. Ст. 3177.

Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 05.04.2013) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // СЗ РФ. 03.08.1998. № 31. Ст. 3802.

Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ (ред. 2014 г.) «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. 14.01.2002. № 2. Ст. 133.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. 2014 г.) «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 31.12.2012. № 53 (Ч. 1). Ст. 7598.

Федеральный государственный образовательный  стандарт среднего (полного) общего образования. Утв. Приказом Минобрнауки  России от 17 мая 2012 г. № 413.

Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645 « О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».  

Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО  Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

Ашаффенбург Г. Преступление и борьба с ним. – М.: 2015

Бабурин С.Н. Государствоведение. Научные труды.  – М. : 2012  

Бахрах Д.Н. Действие норм права во времени, Теория, законодательство, судебная практика.– М.: 2012 Бахрах Д.Н. Очерки теории российского права. – М.: 2010  

Булатецкий Ю.Е. Потребительское право: курс лекций. М., Инфра-М,  2012.

Гражданское право: В 4 т. / Отв. ред. Е.А. Суханов. – М.: 2011

Гражданское право / Под общ. ред. С.С. Алексеева. – М.: 2012  

Земцов Б.Н. История отечественного государства и права: учебное пособие. – М.: 2012

Источники российского права: вопросы теории и истории: учебное пособие / Отв. ред. М.Н. Марченко. – М.:  2014

Керимов А.Д. Современное государство: вопросы теории. – М.: 2011  

Керимов, А. Д. Современное государство: вопросы теории. – М.: 2011.  

Кобликов А.С. Избранное: Юридическая этика. Военные суды России. – М.: 2011  

Мальцев Г.В. Месть и возмездие в древнем праве. – М.: 2012

Коршунова Т.Ю. Особенности регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями. – М.: 2012   Крашенинников П. Авторские и смежные с ними права. Постатейный комментарий глав 70 и 71 Гражданского кодекса РФ. – М.: 2010

Певцова Е.А. Правовое просвещение в России: состояние и проблемы. – Ярославль-Москва, 2013  

Певцова Е.А. Права детей и молодежи: актуальные проблемы правового регулирования отношений  с участием молодых лиц.– Ярославль-Москва, 2013  

Певцова Е.А. Теоретико-правовые основы преодоления правового нигилизма и формирования правовой культуры детей и молодежи. – М.: 2013  

Чиркин В.Е. Сравнительное государствоведение. – М.: 2014  

Интернет-ресурсы

http:// www.pravo.gov.ru – Официальный Интернет портал правовой информации.  

http://www.consultant.ru – Правовая система Консультант Плюс.

http://www.constitution.ru – Конституция РФ.

http:// www.law.edu.ru – Юридическая Россия. Федеральный правовой портал.

http:// www.uznay-prezidenta.ru – Президент России гражданам школьного возраста.

http://www.council.gov.ru – Совет Федерации Федерального Собрания РФ.

http://www.duma.gov.ru – Государственная Дума Федерального Собрания РФ.

http://www.ksrf.ru – Конституционный суд РФ.

http://www.vsrf.ru –  Верховный суд РФ.

http://www.arbitr.ru – Высший арбитражный суд РФ.

http:// www.genproc.gov.ru – Генеральная прокуратура РФ.

http://www.sledcom.ru – Следственный комитет РФ.

http://www.pfrf.ru – Пенсионный фонд РФ.

http://www.cbr.ru – Центральный банк РФ.

http://www.notariat.ru – Федеральная нотариальная палата.

http://www.rfdeti.ru – Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребёнка.

http:// www.ombudsmanrf.org – Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.   http://www.mnr.gov.ru – Министерство природных ресурсов и экологии РФ.

http:// www.rostrud.ru – Федеральная служба по труду и занятости РФ.

http://www.rosregistr.ru – Федеральная служба государственной регистрации, картографии и кадастра. http://www.potrebitel.net – Союз потребителей Российской Федерации.

http://www.rospotrebnadzor.ru – Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

 http:// www.рспп.рф – Российский союз промышленников и предпринимателей.

http:// www.acadprava.ru – Открытая академия правовой культуры детей и молодежи.

http://www.un.org/ru – Организация Объединённых Наций.

 http:// www.unesco.ru/org – Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки, культуры (ЮНЕСКО).

http://www.coe.ru – Информационный офис Совета Европы в России.

 

         

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины «Право»

Реализация дисциплины направлена на развитие общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

     Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе реализации  различных форм и методов контроля а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Должен  уметь:

-правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство);

-характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных образовательных услуг; порядок призыва на военную службу;

-объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской службы;

-различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;

-приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности;

Должен  знать:

-права и обязанности человека и гражданина

-ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, абитуриента);

-механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России,

-органы и способы международно-правовой защиты прав человека,

- формы и процедуры избирательного процесса в России

Текущий контроль:

Контрольные работы

Тестирование

Практические работы

Лабораторная работа

Самостоятельная работа

Промежуточный контроль:

Дифференцированный зачет

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 04 ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности СПО 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Рабочая программа учебной дисциплины «Документационное обеспечение управления» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  (далее – ФГОС) по специальностям сре...

Рабочая тетрадь: руководство для выполнения практических работ по дисциплине "Документационное обеспечение управления" для студентов обучающихся по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Евсюкова, Т.А.Рабочая тетрадь: руководство для выполнения практических работ по дисциплине «Документационное обеспечение управления»: учеб. пособие / Т.А. Евсюкова; Департамент образования, науки и мо...

Экономика организации. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов среднего профессионального образования заочной формы обучения специальности 38.02.01 "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям("

Методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине "Экономика организации" для студентов заочной формы обучения специальности "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)" дают возм...

Методические указания и задания по выполнению домашней контрольной работы для студентов среднего профессионального образования заочной формы обучения специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Методические указания и задания по выполнению домашней контрольной работыдля студентов среднего профессионального образования заочной формы обученияспециальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерски...

Автоматизация профессионального труда специалиста для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет по отраслям

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования  38.02.01 Экономика и б...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП.12 МАРКЕТИНГ» программы подготовки специалистов среднего звена для специальности 38.02.02 «Страховое дело (по отраслям)»

1.1.        Область применения рабочей программыРабочая программа учебной дисциплины является частью образовательной программы среднего профессионального образования...

Фонд оценочных средств по дисциплине ОГСЭ.03 Иностранный язык в профессиональной деятельности (английский язык) для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Оценочные средства разработаны в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных д...