Использование технологий сетевого взаимодействия в аспекте современных требований к уровню подготовки специалиста среднего звена
статья по теме

Терентьева Галина Леонидовна

Одним из перспективных направлений обучения и воспитания молодежи становится сетевое взаимодействие. Современные интернет-сервисы предоставляют широкие возможности для реализации учебно-воспитательного процесса. Они позволяют организовать совместную работу над проектом online (offline) и являются основным средством: общения; поддержки и развития социальных контактов; совместного поиска, хранения, редактирования и классификации информации; обмена медиаданными и решения множества других задач.

К возможным сетевым мероприятиям относятся: интернет-мастер-классы; обучающие тренинги; презентации и круглые столы, вебинары; блог-обсуждения, форумы, чаты, skype-конференции; проекты, проводимые педагогами для студентов, их родителей и т.п.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование технологий сетевого взаимодействия в аспекте современных требований к уровню подготовки специалиста среднего звена

Приказом  Министерства образования и науки РФ в 2010 г. введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт
среднего профессионального образования (ФГОС СПО), согласно которому

перед профессиональными образовательными организациями поставлена задача обновления содержания образования и повышения уровня подготовки специалистов с учетом потребностей рынка труда,  в соответствии с международными стандартами, новым Законом об образовании РФ.

Каким же должно быть образование, чтобы выпускник СПО отвечал современным требованиям?  Разработчики ФГОС во главу образования  ставят личность обучающегося,  её саморазвитие, самосовершенствование, что в полной мере пересекается с запросами современного информационного общества. В результате обучения формируется личность с критическим мышлением, способностью к рефлексии и самопознанию, умением обучаться, работать в коллективе,  т.е. с развитой коммуникативной компетентностью, а также умением работать с информацией. Особенность ФГОС СПО состоит в регулировании правовых отношений между обществом и всеми участниками образовательного процесса - обучаемым, его семьей, преподавателями.

В основе стандартов нового поколения лежит модульно-компетентностный подход. Помимо хорошо знакомых в преподавательской среде знаний и умений появилось понятие «общих» и «профессиональных» компетенций, которые накладывают определенный отпечаток на деятельность преподавателей среднего профессионального образования и предполагают их трансформацию  из источника информации в руководителя и наставника самостоятельной деятельности студентов при  решении поставленной познавательной задачи.

Необходимой составляющей  перехода от традиционного обучения к компетентностному являются системно – деятельностные методы, которые позволяют реализовать главный принцип образования нового качества – предполагают готовность обучающегося к постоянному самообразованию и саморазвитию. Деятельностный подход позволяет проектировать среду для развития студентов в системе образования, реализовать активную познавательную деятельность обучающихся  с учетом особенностей и способностей каждого из них.      Использование современных образовательных технологий, цифровых инструментов и коммуникационных сред является наиболее естественным способом формирования компетенций студентов.

ФГОС СПО предполагает при реализации программы подготовки специалистов среднего звена применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в том числе при обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья для приема - передачи информации в доступных для них формах.

Одним из перспективных направлений обучения и воспитания молодежи становится сетевое взаимодействие. Современные интернет-сервисы предоставляют широкие возможности для реализации учебно-воспитательного процесса. Они позволяют организовать совместную работу над проектом online (offline) и являются основным средством: общения; поддержки и развития социальных контактов; совместного поиска, хранения, редактирования и классификации информации; обмена медиаданными и решения множества других задач.

 К возможным сетевым мероприятиям относятся: интернет-мастер-классы; обучающие тренинги; презентации и круглые столы, вебинары; блог-обсуждения, форумы, чаты, skype-конференции; проекты, проводимые педагогами для студентов, их родителей и т.п.

Оценив достоинства этой технологии (оперативность обратной связи, доступность для всех, понятность и простота) мы активно используем ее в образовательном процессе. При изучении специальных дисциплин мы используем Интернет - сервисы  для совместной работы над документами (документы Google: текст, электронные таблицы, презентации, анкеты, календарь и др.) Решение  конкретных  учебных задач ориентировано на формирование профессиональных компетенций студентов в условиях сетевой активности. Необходима техническая поддержка таких занятий (доступ к сети Интернет и программное обеспечение) и знакомство студентов с технологией деятельности. Способ применения сетевых сервисов на учебных занятиях: аудиторный, дистанционный и смешанный. Студенты, ознакомленные с алгоритмом работы по данной технологии, положительно оценивают такую организацию учебного процесса (широкий доступ к ресурсам, возможность выбора предметного задания и уровня его сложности, возможность работать в индивидуальном темпе, при необходимости работать дистанционно, анализировать свою и  совместную деятельность, комфортные условия сотрудничества с преподавателем, оперативное аргументированное оценивание результатов деятельности и др).

Учебное занятие с применением сетевых сервисов способствует повышению качества  образовательного  процесса  по разным  направлениям: расширение информационного поля обучающегося, новый уровень взаимодействия  со студентами, формирование современных приемов педагогической деятельности и повышение своей профессиональной компетентности.

Посредством сетевого взаимодействия нами был реализован интегрированный проект «Возможности современных информационно - коммуникационных технологий при планировании и проведении урока математики в начальной школе в условиях внедрения ФГОС».

Интеграция дисциплин «Методика преподавания начального курса математики» и «Новые ИКТ в образовании», а также сетевые возможности позволили объединить в проекте преподавателей колледжа и учителей школы, студентов и первоклассников, способствуя решению общих задач в рамках единого образовательного пространства.

При подготовке и проведении урока были использованы современные образовательные технологии: критического мышления, интерактивные, ИКТ (Skype - сессия, работа с Google - docx, интерактивная доска), метод кейса. Использование Skype позволяет реализовать в образовательном процессе режим видеоконференций, вебинаров, которые дают возможность дистанционного общения, расширяя тем самым возможности образования. В данном проекте Skype - сессия позволила студентам в режиме online наблюдать урок математики в первом классе, не выходя за пределы колледжа и выполняя задания по ходу урока.

Использование Google - документов в совместном доступе позволило студентам общими усилиями создать «портрет» современного урока математики в начальной школе. При этом каждая группа могла видеть работу другой, оценивать и комментировать. Преподаватели могли вносить свои правки, выполняя функцию помощников и консультантов. Затем каждая группа защищала свою часть заполненного в Google кейса, демонстрируя умение работать с информацией. Разработанный проект полностью соответствует требованиям ФГОС, имеет практическую значимость.

Сетевое взаимодействие может быть использовано и во внеурочной деятельности. Одним из средств формирования общих компетенций у студентов является образовательная игра, которая представляет собой комплекс современных технологий: интерактивной, проектной, исследовательской, информационно – коммуникационной и др. Эффективной формой реализации игровой технологии в обучении и воспитании молодежи является квест - жанр приключенческой игры, требующий от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету. С педагогической точки зрения это активная игровая форма обучения на основе межпредметной интеграции. Инструментарий поисковой системы Google позволяет создавать совместные документы; использовать трехмерные карты; обмениваться опытом через ссылки в документах, Skype - сессии и др. Работа в Google предоставила нам  возможность  участвовать во всероссийском сетевом проекте «Квест «Ландшафт». Его целью было освоение активной формы самообучения через игру «квест» и овладение способами деятельности на основе межпредметной интеграции в условиях открытого природно-культурного ландшафта через сетевое взаимодействие образовательных учреждений. В рамках сетевого проекта мы разработали квест - игру «Памятные места на туристической карте города Пикалево». 

В процессе разработки и реализации проекта мы приобрели ценный опыт и увидели большие перспективы внедрения этой технологии в образовательный процесс колледжа. Ежегодно преподавателями информационных, экономических и естественнонаучных дисциплин организуется Неделя Науки, которая является конкурсным смотром достижений студентов во всех видах исследовательской, практической и творческой деятельности. В 2015 году неделя  Науки была посвящена 70-летию Победы в Великой Отечественной войне  и проводилась в дистанционной форме.

Для этого студентами 4 курса специальности Прикладная информатика (по отраслям) под руководством преподавателей информационных дисциплин был создан тематический сайт (http://guryan95.wix.com/70letpobeda), на котором размещена  подробная информация о мероприятиях Недели Науки. При работе с сайтом и выполнении предметных заданий студенты колледжа проявили сформированные компетенции, интеллектуальные и творческие способности,  знание сетевых технологий, навыки делового сотрудничества с преподавателями. Открытый доступ к ресурсу позволил поучаствовать в мероприятии большому числу студентов. Победители и  участники получили дипломы и сертификаты в электронном виде.

Анализ проведенных мероприятий подтверждает актуальность и эффективность использования современных информационных технологий.

При реализации программы подготовки специалистов среднего образовательная организация должна учитывать ее направленность на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей; конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта. На решение этих задач направлены активные и интерактивные технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности, в том числе технологии сетевого взаимодействия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Внедрение опыта работы с использованием инновационных технологий при подготовке специалистов среднего звена»: материалы ІІ научно-практической интернет- конференции преподавателей Горловского территориального образовательного округа

В сборнике представлены научные доклады участников региональной научно-практической конференции «Внедрение опыта работы с использованием инновационныхтехнологий при подготовке специалистов среднего зв...

Комплект контрольно-оценочных средств по дисциплине ОУД.04 «ИСТОРИЯ» общеобразовательного цикла в рамках программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 09.02.06. Сетевое и системное администрирование

Комплект оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения дисциплины история общеобразовательного  цикла в рамках основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по ...

Комплект контрольно-оценочных средств по дисциплине ОУД.16 «География» общеобразовательного цикла в рамках программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 09.02.06. Сетевое и системное администрирование

Комплект оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения дисциплины «География» общеобразовательного  цикла в рамках основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)...

Комплект контрольно-оценочных средств по дисциплине ОГСЭ.01 «Основы философии» общеобразовательного цикла в рамках программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 09.02.06. Сетевое и системное администрирование

Комплект оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения дисциплины «Основы философии» общеобразовательного  цикла в рамках основной профессиональной образовательной программы...

Создание современной модели подготовки специалистов среднего звена путём реализации ИОТ «Учебная фирма» на учебной практике с учетом ПС и требований работодателя

Актуальность данного подхода к подготовке специалистов состоит в том, что «Учебная фирма» как интеллектуальный тренажёр, является эффективной технологией формирования у обучающихся системн...

Статья. Педагогические чтения "Использование симуляционных технологий в подготовке специалистов среднего звена"

Сегодня, когда в практической медицине идут изменения, меняется медицинское образование, традиционный метод обучения устарел. Необходимо переходить к новым методам обучения. Одним из таких методов явл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.04 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ (ЛИЦАМИ ИХ ЗАМЕНЯЮЩИМИ) И СОТРУДНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01. Дошкольное образование

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (...