Роль научно-практических конференций в образовании
статья

Соляник Юрий Александрович

Роль научно-практических конференций в образовании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 000a9102-8d462114.docx330.98 КБ

Предварительный просмотр:

D:\Загрузки\Соляник Ю.А..jpeg

Ю.А. Соляник

Yu. A. Solyanik

Россия, город Курск, областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Курский монтажный техникум»

Russia, Kursk, the regional budget professional educational institution

«KurskMountingTechnicalSchool»,

преподаватель профессионального учебного цикла, председатель цикловой комиссии

teachersofprofessionaleducationalcycle, сhairman of the cyclic сommission

Учебная конференция как средство повышения качества профессиональной подготовки студентов в образовательных организациях среднего профессионального образования

«Educational conference as a means of improving the quality of professional training of students in educational institutions of secondary vocational education»

Аннотация: встатьерассмотреныособенности организации учебной конференции как важной формы внеучебной деятельности и представлен опыт техникума по проведению учебных конференций.

Abstract: The article describes the features of the training conference as an important form of extracurricular activities and presents the experience of the College for training conferences.

Ключевые слова: формированиекомпетенций, внеучебная деятельность, учебно - исследовательская деятельность, самостоятельная работа, учебная конференция

Key words: formation of competencies, extracurricular activities, educational and research activities, independent work, training conference

Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена по всем направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворения потребностей личности в углублении и расширении образования[1], что определяет необходимость формирования общих и профессиональных компетенций, усиление направленности и мотивации студентов на последующее непрерывное развитие их личностного и трудового потенциала.

Сложность подготовки специалистов строительного профиля сопряжена с многокомпонентной структурой содержания учебного материала, его значительным объемом и обязательным отражением изменений в технологии и организации строительного производства.Выход из создавшегося положения мы видим в активном внедрении в образовательный процесс внеучебныхзанятий различных видов.Термин «внеучебные занятия» имеет множество трактовок. Мы исходим из понимания его как совокупности развивающих, практико-ориентированных, профессионально значимых мероприятий, осуществляющихсяв дополнении к обязательным аудиторном занятиям в сотрудничестве студентов и преподавателей [3].

В практику членов предметно-цикловой комиссии по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооруженийвошли различные формы внеучебной деятельности. Одной из перспективных форм организации обучения, позволяющейрешить сложную задачу связывания воедино обучающих, развивающих воспитательных функций образовательного процессаявляется учебная конференция.

Учебная конференция – это особая форма обучения, направленная на расширение, закрепление и совершенствование знаний, «развитие тех свойств личности, которые нужны ей и обществу для включения в социально ценную деятельность» [4 ].

Отличительными особенностями учебной конференции являются:

  • получение студентами информации из различных источников, с которыми они работают самостоятельно при подготовке к конференции, и с которой они знакомятсяиз докладов, выступающих;
  • свободное обсуждение проблемных вопросов с нескольких сторон, позволяющее преодолеть однобокость, имеющую место на лекционных занятиях, что способствует развитию профессионального мышления студентов;
  • обсуждение теоретических положений, догмс учетом представления результатов своей практической деятельности, собственного видения и наработок;
  • изменения роли педагога: из транслятора знаний он превращается в организатора и координатора самостоятельной работы студентов, научного консультанта.

Таким образом, конференция становится одной из форм мотивации студентов к повышению качества профессиональной подготовки и средством контроля и оценки самостоятельной учебной деятельности студентов; способствует приобретению студентами метапредметных компетенций, сформировать которые на традиционном учебном занятии затруднительно.

Педагогами техникума адаптированы и часто используются в учебном процессе тематические, обзорные, исследовательские студенческие конференции, а также конференции, связанные с организацией и прохождением производственной практики на предприятии.Технология подготовки и проведения учебных конференций - традиционно представлена как пошаговый процесс, включающий в себя подготовительный, основной и заключительный этапы. Мы дополнили этот алгоритм рефлексивным этапом.

Первый этап - подготовительный. На этом этапе определяются тема, цели, основные задачи, время и место проведения конференции. Создаетсяоргкомитет из числа студентов, который совместно с преподавателем  координирует работу по подготовке конференции. Члены оргкомитета, как правило, выступают затем модераторами  конференции.

Особое внимание следует уделить выбору темы конференции. Тема должна быть актуальной, интересной, профессионально ориентированной и в тоже время доступной для понимания студентами. Неподдельный интерес у наших студентов вызвали следующие конференции, проведенные в прошлом учебном году: «Современные ТОП стройки России», «Современные сооружения на примере подготовки спортивных арен к Чемпионату мира по футболу 2018года», «Особенности возведения высотных сооружений России и мира», «Использование цифровых технологий в строительстве»,«Реконструкции театров и выставочных комплексов», посвященная Году театра в Российской Федерации и др. Указанные темы ориентированы на стимулирование и мотивацию профессиональных знаний студентов.(ФОТО 1)

Z:\2 блок КМТ_ВЕДУЩАЯ\Соляник Ю.А\tx1l0a9Ygtk.jpg

Следующий шаг в подготовке конференции- это разработка плана ее проведения, определяемого тематикой докладов. Студенты собирают и систематизируют соответствующий материал, опираясь на ключевой список литературы, указанный преподавателем; находят интересные материалы и факты из самостоятельно выбранных источников; обсуждают с педагогомплан выступления, оформляют наглядный материал, видеосюжеты, презентацию и т.п..

Поскольку на конференции обычно заслушиваются доклады 6-8 студентов из разных учебных групп, то задачей преподавателей является координация взаимосвязи докладчиков и содержания их работ, что позволяет установить логические переходы от одного выступления к другому, устранить повторы и т.п.

Для вовлечения слушателей в обсуждение предложенных тем, их активизации заранее продумываются вопросы, проблемные ситуации, которые могут возникнуть в будущей профессиональной деятельности студентов. На конференции могут использоваться отдельные элементы дидактических игр: разыгрывание ролей, то есть когда одному из ведущих поручается роль, например, «полемиста», задающего докладчику вопросы.(ФОТО 3)

Z:\2 блок КМТ_ВЕДУЩАЯ\Соляник Ю.А\9kqmE8OHeaQ.jpg

Для успешности конференции необходимо четко обозначить и соблюдать регламент. Наиболее оптимальная продолжительность учебной  конференции составляет не более 2-х часов, а время, отводимое на выступление с докладами, не должно превышать 10-15 минут. Завершается учебная конференция как правило, выбором лучших докладов и сообщений по рассматриваемой проблеме. Педагог может обобщить выступления, отметить презентационность подачинаглядного материала, коммуникативные успехи докладчиков, но к оценке  и выбору лучших работ обязательно привлекаются все присутствующие.

Немаловажное значение имеет оформительская работа. Конференция должна иметь свой стиль(символы, девиз и т.п.), соответствующий  ее теме и задачи.

Часто возникает вопрос:кто должен представлять на конференции наглядные материалы – сами докладчики или специально подготовленныйстудент. Наш опыт показывает, что предпочтительно второе, так как это позволяет избежать ненужной суеты, неоправданных технических сбоев, следовательносбережет время слушателей и нервы выступающих.

Положительный результат дают учебные конференции, связанные с прохождением студентов производственной практики - вводная учебная конференция перед началом практики и заключительная по завершению практики. Цель вводной учебной конференции нами определяется как мобилизация студентов на активное, результативное прохождение  производственной практики. Студентов знакомят с задачами, содержанием, организацией практики, формами отчета,а также правилами техники безопасностина местах прохождения практики.

Итоги практики подводятся на заключительной конференции. Цель отчетов студентов - показать готовность к осуществлению профессиональной деятельности. На заключительную конференцию мы обязательно приглашаем руководителей практик, представителей работодателей, заинтересованных в притоке на свои предприятия молодых перспективных специалистов. Приглашаем на разного вида конференции студентов первого курса, что способствует формированию у них положительной установки на учебно- познавательную деятельность, являющейся одним из важных условийформирования профессиональных и общих компетенций. (Фото 2)

Z:\2 блок КМТ_ВЕДУЩАЯ\Соляник Ю.А\фото сконференции Соляник.jpg

Подводя итог вышеизложенномуотмечу, что проведение учебных конференций дает возможность решить многие важнейшие педагогические задачи, связанные с повышением уровня общей и профессиональной подготовки студентов профессиональных образовательных организаций, значительно оптимизировать учебно-воспитательный процесс. При этом следует помнить, что незнание особенностей учебной конференции как одной из форм внеучебной деятельности студентов или неумение найти правильной методический инструментарий для проведенияучебных конференций превращает их в чисто формальные мероприятия.

Литература:

1.Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Федеральный Государственный стандарт среднего профессионального образования по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений (утв. приказом Министерства  образования и науки РФ от11 августа 2014 г. № 956)

3.Вишнякова,С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины , актуальная лексика.- М. :НМЦ СПО, 1999.

4.Есмурзаева,Ж.Б., Гаврилова, .С. Теоретические  подходы, закономерности, принципы  исследовательской внеучебной деятельности студентов // научно –методический электронный  журнал ”Концепт “2014 – Режим доступа URL: httplle- kocept.ru/2014

5. Истомин,В.В. Влияние активных форм на воспитание профессионально значимых качеств личности будущих бакалавров профессионального обучения в вузах //Вестник  ЧГАА-2013-Т.63.

6.Кикина,И.А. Внеучебная практическая деятельность как фактор формирования профессиональных компетенций, профессионального самоопределения и развития личности обучающихся [Электронный  ресурс]- Режим доступа: URL: http://nsportal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-практическая краеведческая конференция "Их имена мы в сердце сохраним"

Областная научно-практическая конференция, проводилась среди студентов Барышского индустриально-технологического техникума и Жадовского сельскохозяйственного техникума. Были подготовлены рефераты об у...

«Технология развития критического мышления как способ организации активного обучения»: электронное научное издание статей участников научно-практической онлайн - конференции

В периодическом сборнике научных статей преподавателей спецдисциплин образовательных учреждений среднего профессионального образования Донецкой Народной Республики освещаются современные подходы для п...

«Внедрение опыта работы с использованием инновационных технологий при подготовке специалистов среднего звена»: материалы ІІ научно-практической интернет- конференции преподавателей Горловского территориального образовательного округа

В сборнике представлены научные доклады участников региональной научно-практической конференции «Внедрение опыта работы с использованием инновационныхтехнологий при подготовке специалистов среднего зв...

"Развитие". Сборник материалов II-й международной научно-практической студенческой конференции, г.Липецк, 2017

Научно-исследовательский центр «Аксиома»Сборник содержит тексты научных докладов студентов - участников II-й между- народной научно-практической студенческой конференции «Развитие&ra...

Методическая разработка научно-практической студенческой конференции: "Профилактика гриппа в работе среднего медицинского персонала"

Методическая разработка создана для проведения студенческой научно-практической конференции по теме: "Профилактика гриппа в работе среднего медицинского персонала". Актуальность выбора темы ...

Роль научно-практических конференций в формировании общих и профессиональных компетенций у обучающихся в медицинском училище

Роль научно-практических конференций в формировании общих и профессиональных компетенций у обучающихся в медицинском училище...

XII Всероссийская научно-практическая интернет - конференция "Методологическая культура выпускника специальностей педагогического профиля как фактор его профессионального становления на современном этапе образования" с международным участием

Статья "подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе элементов дуального обучения в БУ "Урайский политехнический колледж"...