ПМ 05.МДК 05.01 . Выполнение штукатурных работ
учебно-методический материал
Методические указания для выполнения самостоятельных работ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mdk_05.01_sr.docx | 31.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки Тюменской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Тюменской области
«Агротехнологический колледж»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы
МДК 05.01 Выполнение штукатурных работ
по специальности
08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
2017 г.
Составители: Трушников Ю.А., Лагунова М. Л. преподаватели цикла профессиональных дисциплин
Методические указания по организации и проведению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся разработаны на основе рабочей программы МДК 05.01
Методические рекомендации рассмотрены на заседании
ПЦК строительных дисциплин
Протокол №_____ от _________ 2017 г.
Председатель ПЦК
________________О.Г. Ухалова
УТВЕРЖДАЮ:
Зам. директора по УПР
________________ Н.П. Туровинина
- Пояснительная записка
В соответствии с требованиями ФГОС среднего профессионального образования при формировании основной профессиональной образовательной программы необходимо обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей, сопровождать её методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на её выполнение
Самостоятельная работа обучающихся – это учебная, учебно-исследовательская и общественно-значимая деятельность студентов, направленная на развитие общих и профессиональных компетенций, которая осуществляется без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию.
Самостоятельная работа обучающихся проводится с целью:
- формирования индивидуальной образовательной траектории обучающихся; формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся;
- обобщения, систематизации, закрепления, углубления и расширения полученных знаний и умений студентов;
- формирования умений поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного роста;
- развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирования самостоятельности профессионального мышления: способности к профессиональному и личностному развитию, самообразованию и самореализации;
- формирования умений использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
- развития культуры межличностного общения, взаимодействия между людьми, формирование умений работы в команде.
Виды и формы самостоятельной работы
Виды самостоятельной работы обучающихся определяются требованиями ФГОС СПО, в учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.
Аудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимися на учебных занятиях по заданию и под руководством преподавателя.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, при их методическом руководстве, но без их непосредственного участия.
Формами внеаудиторной самостоятельной работы, которые определяются содержанием учебной дисциплины, являются:
- работа с основной и дополнительной литературой, интернет ресурсами;
- поиск информации по теме с последующим ее представлением в форме доклада, презентаций;
- выполнение тестовых заданий, решение задач;
- подготовка сообщений к выступлению на семинаре;
- подготовка практических работ;
- оформление отчетов;
- подготовка к зачетам
- другие виды деятельности, организуемые и осуществляемые профессиональной образовательной организацией в рамках внеурочной деятельности.
Основным принципом организации самостоятельной работы является комплексный подход, направленный на стимулирование обучающихся следующих видов деятельности по формированию общих и профессиональных компетенций:
- Репродуктивная (тренировочная) – выполнение заданий по образцу с целью закрепления теоретических знаний, формирования умений (прочтение, просмотр, конспектирование, прослушивание, запоминание, заучивание, пересказ; ответы на вопросы для самопроверки; повторение учебного материала, решение типовых задач, построение и т.д.);
- Поисково-аналитическая и практическая - выполнение заданий с обязательным преобразованием информации (подготовка к аудиторным занятиям, подготовка сообщений, докладов и выступлений на семинарских и практических занятиях; подбор литературы; выполнение практических и лабораторных работ; составление планов, конспектов, аннотаций; выполнение упражнений, схем/чертежей, расчетно-графических работ; решение ситуационных, практических/профессиональных задач; моделирование компонентов профессиональной деятельности и т.д.);
- Творческая – выполнение анализа информации, получение новой информации с целью развития творческого мышления (написание рефератов, научных статей и докладов; участие в научно-исследовательской работе, в разработке проектов, направленных на решение практических задач; участие в конференциях, олимпиадах, конкурсах;).
Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, тематики, уровня сложности конкретной самостоятельной работы обучающихся, их уровня знаний и умений, индивидуальной образовательной траектории.
Формы контроля самостоятельной работы указаны в рабочей программе:
а) текущий контроль:
- устный ответ на вопрос, собеседование, сообщение, доклад на практических занятиях;
- представление таблиц с сопоставительным анализом данных- решение ситуационных задач;
- самостоятельно составленные тексты;
- конспекты, выполненные по теме, изучаемой самостоятельно;
- рефераты;
- тестирование, выполнение письменной работы по изучаемой теме;
б) промежуточная аттестация (зачет) по итогам семестра.
Критериями оценки результатов самостоятельной работы студента являются:
- уровень освоения студентом учебного материала;
- уровень сформированности умений студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
- уровень сформированности умений студента активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
- уровень сформированности общих и профессиональных компетенций.
- обоснованность и четкость изложения ответа;
- оформление материала в соответствии с требованиями;
- умение четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;
- умение показать, проанализировать варианты действий;
- умение сформировать свою позицию, оценку и аргументировать ее.
2.Характеристика запланированных видов самостоятельной работы
По разделу 4. Организационно-техническая подготовка строительного производства запланированы следующие виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов:
- систематическая проработка конспектов занятий;
- самостоятельная работа с учебником;
- подготовка и оформление практических работ;
- подготовка и оформление листов чертежей, пояснительной записки, подготовка к защите курсового проекта;
- подготовка индивидуальных сообщений, докладов, рефератов по темам раздела.
2.1 Работа с учебником, проработка конспектов занятий
1. Понять, как построена книга, ее структуру.
2. Отобрать самое важное, основное из содержания книги.
3. Работу с книгой желательно строить в три этапа:
- первоначальное прочтение всего текста с целью ознакомления с ним;
- второе прочтение текста, включающее конспектирование и детальное изучение материала;
- третье, заключительное прочтение для закрепления полученной информации.
Формы и методы конспектирования зависят от личных особенностей мышления и запоминания. Рекомендуемая последовательность работы: составление плана, изложение тезисов, выписки из текста и само конспектирование.
2.1.1 Составление плана
Структура плана рекомендуется как перечисление основных событий, вопросов по принципу деления целого на частные. Предлагается следующий процесс составления плана: чтение, деление на части с присвоением краткого наименования каждой части.
План может быть простым и сложным. Простой план отражает выделение и наименование главных частей. В сложном плане главные части соответственно разделяются на дополнительные. Преимущество сложного плана состоит в том, что он полнее раскрывает построение и содержание текста, позволяет глубже проследить за ходом мысли и замыслом автора. Сложный план поможет выработать умение сжато производить записи, последовательно излагать свои мысли, быстро восстанавливать в памяти прочитанное, мобилизировать внимание.
2.1.2 Составление тезисов
Тезисы предполагают в процессе прочтения продумывание основных идей, изложение их в виде последовательных пунктов. При составлении тезисов следует сконцентрировать свое внимание на выводах автора.
Целесообразно рассмотреть два вида составления тезисов:
- извлечение авторских тезисов из текста;
- формулирование основных положений своими словами и понятиями.
2.1.3 Конспектирование
Конспект представляет собой тезисы в расширенном и углубленном виде, дополненные цитатами, цифрами, таблицами, схемами и т.д. Конспект может постоянно дополняться в процессе изучения предмета.
Для составления тематического конспекта следует:
- осуществить подбор необходимой и рекомендованной литературы, наглядных пособий и иных учебных материалов;
- составить сложный план тематического конспекта, постоянно имея в виду конечную цель своей работы по изучению и осмыслению данной проблемы;
- дальнейшую работу построить в ранее изложенной последовательности, но с учетом последовательно-параллельного изучения первоисточников в определенном их многообразии.
2.1.4 Требования к оформлению конспекта
- заглавия всех тем выполнять ярким, выделяющимся цветом; подзаголовки подчеркивать ярким цветом.
- на каждой странице слева оставлять свободные поля (ширина полей до 1/3 ширины страницы) для записи даты конспектирования, заметок преподавателя и последующей проработки конспекта.
- весь текст разделять на абзацы. В каждом абзаце должна заключаться отдельная мысль. Абзац должен начинаться с «красной» строки. Между абзацами оставлять чистую строку.
- главное, ключевое слово каждой отдельной мысли выделять подчеркиванием или иным способом.
- каждый учебный вопрос по необходимости, а тему каждого урока обязательно завершить обобщением (выводом), начиная словами: «итак», «таким образом» или «вывод».
- тетрадь для конспектов по предмету обучения должна быть достаточно объемной (оптимальное количество листов - 48).
- несколько листов в конце тетради следует отвести для справочного материала.
- в тетради для конспектов недопустимы посторонние записи, рисунки, чертежи и наклейки, не относящиеся к изучаемому предмету.
- следует помнить: конспект в значительной степени отражает возможности, способности и даже характер обучающегося.
2.2 Подготовка докладов, сообщений, рефератов.
Такой тип самостоятельной работы обычно выполняется для углубленного изучения отдельных тем в рамках учебного курса, и, как правило, сопутствует созданию небольшой работы на эту же тему.
При подготовке доклада студент самостоятельно подбирает относящийся к теме источники и индивидуально изучает их. После этого составляется план выступления, целью которого является ознакомление аудитории с изученным в ходе самостоятельной работы материалом. Классическая форма доклада будет подробнее рассмотрена в отдельном разделе этого параграфа.
На выступление обычно отводится 15-20 минут, после чего должно быть предусмотрено время для ответов на вопросы аудитории. Более продолжительные выступления не рекомендуется, так как могут привести к ослаблению внимания слушателей. Если предмет выступления достаточно сложен и требует большего времени для всестороннего рассмотрения во время выступления, желательно разделить его на отдельные темы, поручить разным студентам и подготовить два или три доклада.
Цель реферата - это результат проведенного исследования.
Реферат должен включать оглавление, введение, несколько глав (от 2 до 5), заключение и список литературы.
Список литературы для реферата должен включать 4-10 позиций: нормативные акты, книги, печатную периодику, интернет - ресурсы.
Самостоятельная работа оформляется в печатном виде на стандартных листах формата А4 в соответствии с требованиями ГОСТ 2.105-95 «ЕСКД. Общие требования к текстовым документам» и брошюруются в следующей последовательности:
1). Титульный лист, который является обложкой самостоятельной работы
2). Последующие листы самостоятельной работы;
3). Список использованной литературы.
3.Критерии оценки доклада, сообщения, реферата:
- Отличная оценка ставится за правильное понимание студентом изучаемого материала, грамотное использование профессиональных терминов и владение техникой презентации.
- Хорошая оценка ставится за правильное понимание студентом изучаемого материала при недочетах в использовании профессиональных терминов и техники презентации.
- Удовлетворительная оценка ставится за правильное в общем понимании студентом изучаемого материала, когда допущенные ошибки не носят принципиального характера, при недочетах в использовании профессиональных терминов и техники презентации.
- Неудовлетворительная оценка ставится за неправильное понимание или отсутствие понимания студентом изучаемого материала.
4. Критерии оценки выполнения студентами отчетных работ:
- Оценка «5» (отлично) выставляется в случае полного выполнения работы, отсутствия ошибок при вычислениях и выполнении чертежей, грамотного текста, наличия выводов и т.д.
- Оценка «4» (хорошо) выставляется в случае полного выполнения всего объема работ при наличии несущественных ошибок при вычислениях и построениях чертежей, не повлиявших на общий результат работы и т.д.
- Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется в случае недостаточно полного выполнения всех разделов работы, при наличии ошибок, которые не оказали существенного влияния на окончательный результат, при очень ограниченном объеме используемой литературы и т.д.
- Оценка «2» (неудовлетворительно) выставляется в случае, если допущены принципиальные ошибки в вычислениях, чертежи не соответствуют расчетам, работа выполнена крайне небрежно и т.д.
Раздел 2. Выполнение штукатурных работ
3. Внеаудиторная самостоятельная работа
Темы раздела по рабочей программе | Содержание работы (вид задания) | Объём (время) выполнения |
Тема 2.1.1 классификация строительных растворов | Внеаудиторная самостоятельная работа №1 Подготовка слайдов, презентаций по темам: «Использование контрольно-измерительных инструментов при выполнении штукатурных работ», «Основные материалы, применяемые при производстве штукатурных работ», «Современные строительные материалы», «Техника безопасности при работе с инструментами и при работе на высоте», «Устройство и принцип действия пневматических и электроинструментов для подготовки поверхности под оштукатуривание», «Устройство и принцип действия машин и механизмов для выполнения оштукатуривания» Работа с учебником: выполнение конспекта по теме Черноус Г.Г. «Штукатурные работы» стр. 23-48 | 6 |
Тема 2.1.2 Последовательность при выполнении штукатурных работ | Внеаудиторная самостоятельная работа №2 Составление опорных схем «Технология приготовления простых и сложных растворов», «Разновидности штукатурных смесей» Работа с учебником: выполнение конспекта по теме Черноус Г.Г. «Штукатурные работы» стр. 62-88 | 2 |
Тема 2.3.1 Общие сведения о штукатурных работах | Внеаудиторная самостоятельная работа №3 Работа над рефератами, докладами, презентациями по темам: «Изготовление драночных щитов», «Подготовка деревянных поверхностей под оштукатуривание», «Выполнение контроля качества подготовки», «Правильная организация рабочего места при подготовке поверхностей к оштукатуриванию» Работа с учебником: выполнение конспекта по теме Черноус Г.Г. «Штукатурные работы» стр. 89-91 | 6 |
Тема 2.3.3 Производство штукатурных работ | Внеаудиторная самостоятельная работа №4 Составление инструкционных карт по темам: «Натирка усенков и лузгов», «Порядок работы при устройстве рустов», «Технологический процесс оштукатуривания внутренних оконных откосов», «Технологический процесс оштукатуривания дверных откосов», «Набивка штучной и щитовой драни, металлических сеток, набивка гвоздей с оплетением их проволокой на поверхности деревянных перегородок», «Разравнивание раствора на поверхности» Работа с учебником: выполнение конспекта по теме Черноус Г.Г. «Штукатурные работы» стр. 106-124 | 6 |
Тема 2.3.6 Декоративные штукатурки | Внеаудиторная самостоятельная работа № 5: Работа над рефератами, докладами, презентациями по темам: «Виды тяг», «Декоративная штукатурка», «Основные материалы, применяемые при отделке фасадов церразитовой штукатуркой», «Основные материалы, применяемые при отделке фасадов штукатуркой «сграффито», «Штукатурка цементная декоративная КНАУФ-Динамит 260. «Венецианская «штукатурка» Работа с учебником: выполнение конспекта по теме Черноус Г.Г. «Штукатурные работы» стр. 141-154 | 5 |
Тема 2.3.7 Механизация штукатурных работ | Внеаудиторная самостоятельная работа № 6: Составление инструкционных карт по темам: «Технологические операции по расшивке и заделке трещин на старой штукатурке», «Последовательность работ при ремонте оштукатуренных поверхностей», «Нанесения раствора на поверхность вручную при ремонте штукатурки» Работа с учебником: выполнение конспекта по теме Черноус Г.Г. «Штукатурные работы» стр. 158-165 | 3 |
Тема 2.3.8 Организация штукатурных работ | Внеаудиторная самостоятельная работа № 7: Работа над рефератами, докладами, презентациями по темам: «Виды дефектов оштукатуренных поверхностей. Способы их устранения», «Причины появления и способы устранения дефектов», «Применение сложных растворов или специальных гипсополимерных смесей для заделки глубоких трещин», «Контроль качества оштукатуривания при ремонтных работах» Работа с учебником: выполнение конспекта по теме Черноус Г.Г. «Штукатурные работы» стр. 166-172 | 4 |
Тема 2.4.1 Средства индивидуальной защиты | Внеаудиторная самостоятельная работа № 8: Составление инструкционных карт по темам: «Натирка усенков и лузгов», «Порядок работы при устройстве рустов», «Технологический процесс оштукатуривания внутренних оконных откосов», «Технологический процесс оштукатуривания дверных откосов», «Набивка штучной и щитовой драни, металлических сеток, набивка гвоздей с оплетением их проволокой на поверхности деревянных перегородок», «Разравнивание раствора на поверхности» Работа с учебником: выполнение конспекта по теме Черноус Г.Г. «Штукатурные работы» стр. 208-214 | 6 |
Всего | 36 |
Внеаудиторная самостоятельная работа № 1:
Основные материалы, применяемые при производстве штукатурных работ, Современные строительные материалы
Студент должен иметь представление: о видах строительных материалах, их классификации, стандартизации
Знать: - физические, механические, химические свойства.
Внеаудиторная самостоятельная работа №2
Составление опорных схем «Технология приготовления простых и сложных растворов». «Разновидности штукатурных смесей»
Студент должен иметь представление: о простых и сложных растворах
Знать:
- классификацию материалов для штукатурных работ;
- основные свойства строительных материалов;
- материалы для штукатурных работ;
- пигменты и наполнители;
-вспомогательные материалы для штукатурных работ;
- технологию производства штукатурных работ;
- производство штукатурных работ при низких температурах воздуха;
- охрану труда, пожарную безопасность и электробезопасность.
Внеаудиторная самостоятельная работа №3
Подготовка деревянных поверхностей под оштукатуривание, выполнение контроля качества подготовки, правильная организация рабочего места при подготовке поверхностей к оштукатуриванию
Студент должен иметь представление: о подготовке поверхности к оштукатуриванию, организовывать правильно рабочее место
Знать:
- классификацию материалов для штукатурных работ;
- основные свойства строительных материалов;
- материалы для штукатурных работ;
- пигменты и наполнители;
- знать организацию рабочего места
-вспомогательные материалы для штукатурных работ;
- технологию производства штукатурных работ;
- производство штукатурных работ при низких температурах воздуха;
- охрану труда, пожарную безопасность и электробезопасность.
Внеаудиторная самостоятельная работа №4
Производство штукатурных работ
Студент должен иметь представление: о штукатурных работах
Знать:
- место штукатурных работ в общем комплексе строительного производства;
- производственную санитарию и гигиену труда рабочих;
- инструменты и оборудование для штукатурных работ;
- технологию производства штукатурных работ;
- чтение чертежей и строительных схем;
- охрану труда, пожарную безопасность и электробезопасность.
Внеаудиторная самостоятельная работа №5
Декоративные штукатурки
Студент должен иметь представление: о декоративной штукатурке
Знать:
- материалы для штукатурных работ;
- пигменты и наполнители;
-вспомогательные материалы для штукатурных работ;
- механизмы для штукатурных работ;
- инструменты и оборудование для штукатурных работ;
- технологию производства штукатурных работ;
- охрану труда, пожарную безопасность и электробезопасность.
Внеаудиторная самостоятельная работа №6
Механизация штукатурных работ
Студент должен иметь представление: о механизации штукатурных работ
Знать:
- общие сведения об электрическом токе;
- электрические цепи;
- электротехнические устройства;
- механизмы для штукатурных работ;
- инструменты и оборудование для штукатурных работ;
- технологию производства штукатурных работ;
- охрану труда, пожарную безопасность и электробезопасность;
- мероприятия по охране окружающей среды.
Внеаудиторная самостоятельная работа №7
Организация штукатурных работ
Студент должен меть представление: об организации внутренних и наружных штукатурных работах
Знать:
- место штукатурных работ в общем комплексе строительного производства;
- технологию организации рабочих мест;
- технологию производства штукатурных работ;
- охрану труда, пожарную безопасность и электробезопасность.
Внеаудиторная самостоятельная работа №8
Средства индивидуальной защиты
Студент должен иметь представление: об охране труда и технике безопасности и средствах индивидуальной защиты
Знать:
- классификацию материалов для штукатурных работ;
- основные свойства строительных материалов;
- общие сведения об электрическом токе;
- электротехнические устройства;
- механизмы для штукатурных работ;
- производственную санитарию и гигиену труда рабочих;
- инструменты и оборудование для штукатурных работ;
- охрану труда, пожарную безопасность и электробезопасность;
- мероприятия по охране окружающей среды;
Раздел 3. Технология штукатурных работ
Перечень внеаудиторных самостоятельных работ
№ п/п | Тема внеаудиторной самостоятельной работы | Количество часов | Вид задания | Формируемые компетенции (в соответствии с ФГОС) |
Составление инструкционных карт для следующих видов работ: «Оштукатуривание деревянных поверхностей», «Оштукатуривание бетонных поверхностей», «Выполнение оштукатуривания наружных и внутренних углов», «Выполнение оштукатуривания потолков», «Выполнение ремонта оштукатуренной поверхности», «Выполнение декоративных элементов штукатурными растворами», «Нанесение декоративных растворов» | 36 | Составить инструкционные карты | ОК1 – ОК9 ПК 5.3 | |
Итого | 36 |
Самостоятельная работа № 1
Тема: «Выполнение штукатурных работ»
Цель: изучить и проанализировать материал, систематизировать полученный результат.
Задание: составить инструкционные карты для следующих видов работ: «Оштукатуривание деревянных поверхностей», «Оштукатуривание бетонных поверхностей», «Выполнение оштукатуривания наружных и внутренних углов», «Выполнение оштукатуривания потолков», «Выполнение ремонта оштукатуренной поверхности», «Выполнение декоративных элементов штукатурными растворами», «Нанесение декоративных растворов»
Рекомендации к заданию: найти нужную информацию в сети Интернет, воспользоваться предложенной литературой, составить инструкционные карты.