ПМ 05.МДК 05.01 . Выполнение штукатурных работ
учебно-методический материал

Лагунова Марина Леонидовна

Методические указания для выполнения самостоятельных работ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mdk_05.01_sr.docx31.62 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки Тюменской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Тюменской области

«Агротехнологический колледж»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы

 МДК 05.01 Выполнение штукатурных работ

по специальности

08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

                                                                   

2017 г.

                                                                               

                                                                               

                                                                                 

Составители: Трушников Ю.А., Лагунова М. Л. преподаватели цикла профессиональных дисциплин

Методические указания по организации и проведению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся разработаны на основе рабочей программы  МДК 05.01

Методические рекомендации рассмотрены на заседании

ПЦК строительных  дисциплин

Протокол №_____ от _________  2017 г.

Председатель ПЦК

________________О.Г. Ухалова

УТВЕРЖДАЮ:

Зам. директора по УПР

________________ Н.П. Туровинина

  1. Пояснительная записка

            В соответствии с требованиями ФГОС среднего профессионального образования при формировании основной профессиональной образовательной программы необходимо обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей, сопровождать её методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на её выполнение

         Самостоятельная работа обучающихся – это учебная, учебно-исследовательская и общественно-значимая деятельность студентов, направленная на развитие общих и профессиональных компетенций, которая осуществляется без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию.

         Самостоятельная работа обучающихся проводится с целью:

- формирования индивидуальной образовательной траектории обучающихся; формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся;

- обобщения, систематизации, закрепления, углубления и расширения полученных знаний и умений студентов;

- формирования умений поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного роста;

- развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирования самостоятельности профессионального мышления: способности к профессиональному и личностному развитию, самообразованию и самореализации;

- формирования умений использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;

- развития культуры межличностного общения, взаимодействия между людьми, формирование умений работы в команде.

Виды и формы самостоятельной работы

        Виды самостоятельной работы обучающихся определяются требованиями ФГОС СПО, в учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.

        Аудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимися на учебных занятиях по заданию и под руководством преподавателя.

         Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, при их методическом руководстве, но без их непосредственного участия.

         Формами внеаудиторной самостоятельной работы, которые определяются содержанием учебной дисциплины, являются:

- работа с основной и дополнительной литературой, интернет ресурсами;

- поиск информации по теме с последующим ее представлением в форме доклада, презентаций;

- выполнение тестовых заданий, решение задач;

- подготовка сообщений к выступлению на семинаре;

- подготовка практических работ;

- оформление отчетов;

- подготовка к зачетам

- другие виды деятельности, организуемые и осуществляемые профессиональной образовательной организацией в рамках внеурочной деятельности.

        Основным принципом организации самостоятельной работы является комплексный подход, направленный на стимулирование обучающихся следующих видов деятельности по формированию общих и профессиональных компетенций:

- Репродуктивная (тренировочная) – выполнение заданий по образцу с целью закрепления теоретических знаний, формирования умений (прочтение, просмотр, конспектирование, прослушивание, запоминание, заучивание, пересказ; ответы на вопросы для самопроверки; повторение учебного материала, решение типовых задач, построение и т.д.);

- Поисково-аналитическая и практическая - выполнение заданий с обязательным преобразованием информации (подготовка к аудиторным занятиям, подготовка сообщений, докладов и выступлений на семинарских и практических занятиях; подбор литературы; выполнение практических и лабораторных работ; составление планов, конспектов, аннотаций; выполнение упражнений, схем/чертежей, расчетно-графических работ; решение ситуационных, практических/профессиональных задач; моделирование компонентов профессиональной деятельности и т.д.);

- Творческая – выполнение анализа информации, получение новой информации с целью развития творческого мышления (написание рефератов, научных статей и докладов; участие в научно-исследовательской работе, в разработке проектов, направленных на решение практических задач; участие в конференциях, олимпиадах, конкурсах;).

       Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, тематики, уровня сложности конкретной самостоятельной работы обучающихся, их уровня знаний и умений, индивидуальной образовательной траектории.

        Формы контроля самостоятельной работы указаны в рабочей программе:

а) текущий контроль:

- устный ответ на вопрос, собеседование, сообщение, доклад на практических занятиях;

- представление таблиц с сопоставительным анализом данных- решение ситуационных задач;

- самостоятельно составленные тексты;

- конспекты, выполненные по теме, изучаемой самостоятельно;

- рефераты;

- тестирование, выполнение письменной работы по изучаемой теме;

б) промежуточная аттестация (зачет) по итогам семестра.

Критериями оценки результатов самостоятельной работы студента являются:

- уровень освоения студентом учебного материала;

- уровень сформированности умений студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

- уровень сформированности умений студента активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и  применять на практике;

- уровень сформированности общих и профессиональных компетенций.

- обоснованность и четкость изложения ответа;

- оформление материала в соответствии с требованиями;

- умение четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;

- умение показать, проанализировать варианты действий;

- умение сформировать свою позицию, оценку и аргументировать ее.

2.Характеристика запланированных видов самостоятельной работы

         По разделу 4. Организационно-техническая подготовка строительного производства запланированы следующие виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов:

- систематическая проработка конспектов занятий;

- самостоятельная работа с учебником;

- подготовка и оформление практических работ;

 - подготовка и оформление листов чертежей, пояснительной записки, подготовка к защите     курсового проекта;

- подготовка индивидуальных сообщений, докладов, рефератов по темам раздела.

                       

2.1 Работа с учебником, проработка конспектов занятий

1. Понять, как построена книга, ее структуру.

2. Отобрать самое важное, основное из содержания книги.

3. Работу с книгой желательно строить в три этапа:

- первоначальное прочтение всего текста с целью ознакомления с ним;

- второе прочтение текста, включающее конспектирование и детальное изучение материала;

- третье, заключительное прочтение для закрепления полученной информации.

       Формы и методы конспектирования зависят от личных особенностей мышления и запоминания. Рекомендуемая последовательность работы: составление плана, изложение тезисов, выписки из текста и само конспектирование.

2.1.1 Составление плана

       Структура плана рекомендуется как перечисление основных событий, вопросов по принципу деления целого на частные. Предлагается следующий процесс составления плана: чтение, деление на части с присвоением краткого наименования каждой части.

План может быть простым и сложным. Простой план отражает выделение и наименование главных частей. В сложном плане главные части соответственно разделяются на дополнительные. Преимущество сложного плана состоит в том, что он полнее раскрывает построение и содержание текста, позволяет глубже проследить за ходом мысли и замыслом автора. Сложный план поможет выработать умение сжато производить записи, последовательно излагать свои мысли, быстро восстанавливать в памяти прочитанное, мобилизировать внимание.

2.1.2 Составление тезисов

        Тезисы предполагают в процессе прочтения продумывание основных идей, изложение их в виде последовательных пунктов. При составлении тезисов следует сконцентрировать свое внимание на выводах автора.

         Целесообразно рассмотреть два вида составления тезисов:

- извлечение авторских тезисов из текста;

- формулирование основных положений своими словами и понятиями.

2.1.3 Конспектирование

         Конспект представляет собой тезисы в расширенном и углубленном виде, дополненные цитатами, цифрами, таблицами, схемами и т.д. Конспект может постоянно дополняться в процессе изучения предмета.

          Для составления тематического конспекта следует:

- осуществить подбор необходимой и рекомендованной литературы, наглядных пособий и иных учебных материалов;

- составить сложный план тематического конспекта, постоянно имея в виду конечную цель своей работы по изучению и осмыслению данной проблемы;

- дальнейшую работу построить в ранее изложенной последовательности, но с учетом последовательно-параллельного изучения первоисточников в определенном их многообразии.

2.1.4 Требования к оформлению конспекта

- заглавия всех тем выполнять ярким, выделяющимся цветом; подзаголовки подчеркивать ярким цветом.

- на каждой странице слева оставлять свободные поля (ширина полей до 1/3 ширины страницы) для записи даты конспектирования, заметок преподавателя и последующей проработки конспекта.

- весь текст разделять на абзацы. В каждом абзаце должна заключаться отдельная мысль. Абзац должен начинаться с «красной» строки. Между абзацами оставлять чистую строку.

- главное, ключевое слово каждой отдельной мысли выделять подчеркиванием или иным способом.

- каждый учебный вопрос по необходимости, а тему каждого урока обязательно завершить обобщением (выводом), начиная словами: «итак», «таким образом» или «вывод».

- тетрадь для конспектов по предмету обучения должна быть достаточно объемной (оптимальное количество листов - 48).

- несколько листов в конце тетради следует отвести для справочного материала.

- в тетради для конспектов недопустимы посторонние записи, рисунки, чертежи и наклейки, не относящиеся к изучаемому предмету.

- следует помнить: конспект в значительной степени отражает возможности, способности и даже характер обучающегося.

2.2 Подготовка докладов, сообщений, рефератов.

        Такой тип самостоятельной работы обычно выполняется для углубленного изучения отдельных тем в рамках учебного курса, и, как правило, сопутствует созданию небольшой работы на эту же тему.

        При подготовке доклада студент самостоятельно подбирает относящийся к теме источники и индивидуально изучает их. После этого составляется план выступления, целью которого является ознакомление аудитории с изученным в ходе самостоятельной работы материалом. Классическая форма доклада будет подробнее рассмотрена в отдельном разделе этого параграфа.

На выступление обычно отводится 15-20 минут, после чего должно быть предусмотрено время для ответов на вопросы аудитории. Более продолжительные выступления не рекомендуется, так как могут привести к ослаблению внимания слушателей. Если предмет выступления достаточно сложен и требует большего времени для всестороннего рассмотрения во время выступления, желательно разделить его на отдельные темы, поручить разным студентам и подготовить два или три доклада.

              Цель реферата - это результат проведенного исследования.

      Реферат должен включать оглавление, введение, несколько глав (от 2 до 5), заключение и список литературы.

    Список литературы для реферата должен включать 4-10 позиций: нормативные акты, книги, печатную периодику, интернет - ресурсы.

Самостоятельная работа оформляется в печатном виде на стандартных листах формата А4 в соответствии с требованиями ГОСТ 2.105-95 «ЕСКД. Общие требования к текстовым документам» и брошюруются в следующей последовательности:

1). Титульный лист, который является обложкой самостоятельной работы

2). Последующие листы самостоятельной работы;

3). Список использованной литературы.

3.Критерии оценки доклада, сообщения, реферата:

- Отличная оценка ставится за правильное понимание студентом изучаемого материала, грамотное использование профессиональных терминов и владение техникой презентации.

- Хорошая оценка ставится за правильное понимание студентом изучаемого материала при недочетах в использовании профессиональных терминов и техники презентации.

- Удовлетворительная оценка ставится за правильное в общем понимании студентом изучаемого материала, когда допущенные ошибки не носят принципиального характера, при недочетах в использовании профессиональных терминов и техники презентации.

- Неудовлетворительная оценка ставится за неправильное понимание или отсутствие понимания студентом изучаемого материала.

                           

 4.   Критерии оценки выполнения студентами отчетных работ:

- Оценка «5» (отлично) выставляется в случае полного выполнения работы, отсутствия ошибок при вычислениях и выполнении чертежей, грамотного текста, наличия выводов и т.д.

- Оценка «4» (хорошо) выставляется в случае полного выполнения всего объема работ при наличии несущественных ошибок при вычислениях и построениях чертежей, не повлиявших на общий результат работы и т.д.

- Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется в случае недостаточно полного выполнения всех разделов работы, при наличии ошибок, которые не оказали существенного влияния на окончательный результат, при очень ограниченном объеме используемой литературы и т.д.

- Оценка «2» (неудовлетворительно) выставляется в случае, если допущены принципиальные ошибки в вычислениях, чертежи не соответствуют расчетам, работа выполнена крайне небрежно и т.д.

Раздел 2. Выполнение штукатурных работ

3.  Внеаудиторная самостоятельная работа

Темы раздела по рабочей программе

Содержание работы

(вид задания)

Объём

(время) выполнения

Тема 2.1.1 классификация строительных растворов

Внеаудиторная самостоятельная работа №1

 Подготовка слайдов, презентаций по темам: «Использование контрольно-измерительных инструментов при выполнении штукатурных работ», «Основные материалы, применяемые при производстве штукатурных работ», «Современные строительные материалы», «Техника безопасности при работе с инструментами и при работе на высоте», «Устройство и принцип действия  пневматических и электроинструментов для подготовки поверхности под оштукатуривание», «Устройство и принцип действия машин и механизмов для выполнения оштукатуривания»

Работа с учебником: выполнение конспекта  по теме Черноус Г.Г. «Штукатурные работы» стр. 23-48

6

Тема 2.1.2 Последовательность при выполнении штукатурных работ

Внеаудиторная самостоятельная работа №2

Составление опорных схем «Технология приготовления простых и сложных растворов», «Разновидности штукатурных смесей»

Работа с учебником: выполнение конспекта по теме Черноус Г.Г. «Штукатурные работы» стр. 62-88

2

Тема 2.3.1

Общие сведения о штукатурных работах

Внеаудиторная самостоятельная работа №3 Работа над рефератами, докладами, презентациями  по темам: «Изготовление драночных щитов», «Подготовка деревянных поверхностей под  оштукатуривание», «Выполнение контроля качества подготовки», «Правильная организация рабочего места при подготовке поверхностей к оштукатуриванию»

Работа с учебником: выполнение конспекта по теме Черноус Г.Г. «Штукатурные работы» стр. 89-91

6

Тема 2.3.3

Производство штукатурных работ

Внеаудиторная самостоятельная работа №4 Составление инструкционных карт по темам: «Натирка усенков и лузгов», «Порядок работы при устройстве рустов», «Технологический процесс оштукатуривания внутренних оконных откосов», «Технологический процесс оштукатуривания дверных откосов», «Набивка штучной и щитовой драни,  металлических сеток, набивка гвоздей с оплетением их проволокой на поверхности деревянных перегородок», «Разравнивание раствора на поверхности»

Работа с учебником: выполнение конспекта по теме Черноус Г.Г. «Штукатурные работы» стр. 106-124

6

Тема 2.3.6

Декоративные штукатурки

Внеаудиторная самостоятельная работа № 5: Работа над рефератами, докладами, презентациями  по темам: «Виды тяг», «Декоративная штукатурка», «Основные материалы, применяемые при отделке фасадов церразитовой штукатуркой», «Основные материалы, применяемые при отделке фасадов штукатуркой «сграффито», «Штукатурка цементная декоративная КНАУФ-Динамит 260. «Венецианская «штукатурка»

Работа с учебником: выполнение конспекта по теме Черноус Г.Г. «Штукатурные работы» стр. 141-154

5

Тема 2.3.7

Механизация штукатурных работ

Внеаудиторная самостоятельная работа № 6: Составление инструкционных карт по темам: «Технологические операции по расшивке и заделке трещин на старой штукатурке», «Последовательность работ при ремонте

оштукатуренных поверхностей», «Нанесения раствора на поверхность вручную при ремонте штукатурки»

Работа с учебником: выполнение конспекта по теме Черноус Г.Г. «Штукатурные работы» стр. 158-165

3

Тема 2.3.8

Организация штукатурных работ

Внеаудиторная самостоятельная работа № 7: Работа над рефератами, докладами, презентациями  по темам: «Виды дефектов оштукатуренных поверхностей. Способы их устранения», «Причины появления и способы устранения дефектов», «Применение сложных растворов или специальных гипсополимерных смесей для заделки глубоких трещин», «Контроль качества оштукатуривания при ремонтных работах»

Работа с учебником: выполнение конспекта по теме Черноус Г.Г. «Штукатурные работы» стр. 166-172

4

Тема 2.4.1

Средства индивидуальной защиты

Внеаудиторная самостоятельная работа № 8: Составление инструкционных карт по темам: «Натирка усенков и лузгов», «Порядок работы при устройстве рустов», «Технологический процесс оштукатуривания внутренних оконных откосов», «Технологический процесс оштукатуривания дверных откосов», «Набивка штучной и щитовой драни,  металлических сеток, набивка гвоздей с оплетением их проволокой на поверхности деревянных перегородок», «Разравнивание раствора на поверхности»

Работа с учебником: выполнение конспекта по теме Черноус Г.Г. «Штукатурные работы» стр. 208-214

6

Всего

36

Внеаудиторная самостоятельная работа № 1:

Основные материалы, применяемые при производстве штукатурных работ, Современные строительные материалы

Студент должен иметь представление: о видах строительных материалах, их классификации, стандартизации

Знать: - физические, механические, химические свойства.

Внеаудиторная самостоятельная работа №2

Составление опорных схем «Технология приготовления простых и сложных растворов». «Разновидности штукатурных смесей»

Студент должен иметь представление: о простых и сложных растворах

Знать:

- классификацию материалов для штукатурных работ;

- основные свойства строительных материалов;

- материалы для штукатурных работ;

- пигменты и наполнители;

 -вспомогательные материалы для штукатурных работ;

- технологию производства штукатурных работ;

- производство штукатурных работ при низких температурах воздуха;

- охрану труда, пожарную безопасность и электробезопасность.

Внеаудиторная самостоятельная работа №3

Подготовка деревянных поверхностей под  оштукатуривание, выполнение контроля качества подготовки, правильная организация рабочего места при подготовке поверхностей к оштукатуриванию

Студент должен иметь представление: о подготовке поверхности к оштукатуриванию, организовывать правильно рабочее место

Знать:

- классификацию материалов для штукатурных работ;

- основные свойства строительных материалов;

- материалы для штукатурных работ;

- пигменты и наполнители;

- знать организацию рабочего места

 -вспомогательные материалы для штукатурных работ;

- технологию производства штукатурных работ;

- производство штукатурных работ при низких температурах воздуха;

- охрану труда, пожарную безопасность и электробезопасность.

Внеаудиторная самостоятельная работа №4

Производство штукатурных работ

Студент должен иметь представление: о штукатурных работах

Знать:

- место штукатурных работ в общем комплексе строительного производства;

- производственную санитарию и гигиену труда рабочих;

- инструменты и оборудование для штукатурных работ;

- технологию производства штукатурных работ;

- чтение чертежей и строительных схем;

- охрану труда, пожарную безопасность и электробезопасность.

Внеаудиторная самостоятельная работа №5

Декоративные штукатурки

Студент должен иметь представление: о декоративной штукатурке

Знать:

- материалы для штукатурных работ;

- пигменты и наполнители;

 -вспомогательные материалы для штукатурных работ;

- механизмы для штукатурных работ;

- инструменты и оборудование для штукатурных работ;

- технологию производства штукатурных работ;

- охрану труда, пожарную безопасность и электробезопасность.

Внеаудиторная самостоятельная работа №6

Механизация штукатурных работ

Студент должен иметь представление: о механизации штукатурных работ

Знать:

- общие сведения об электрическом токе;

- электрические цепи;

- электротехнические устройства;

- механизмы для штукатурных работ;

- инструменты и оборудование для штукатурных работ;

- технологию производства штукатурных работ;

- охрану труда, пожарную безопасность и электробезопасность;

- мероприятия по охране окружающей среды.

Внеаудиторная самостоятельная работа №7

Организация штукатурных работ

Студент должен меть представление: об организации внутренних и наружных штукатурных работах

Знать:

- место штукатурных работ в общем комплексе строительного производства;

- технологию организации рабочих мест;

- технологию производства штукатурных работ;

- охрану труда, пожарную безопасность и электробезопасность.

Внеаудиторная самостоятельная работа №8

Средства индивидуальной защиты

Студент должен иметь представление: об охране труда и технике безопасности и средствах индивидуальной защиты

Знать:

- классификацию материалов для штукатурных работ;

- основные свойства строительных материалов;

- общие сведения об электрическом токе;

- электротехнические устройства;

- механизмы для штукатурных работ;

- производственную санитарию и гигиену труда рабочих;

- инструменты и оборудование для штукатурных работ;

- охрану труда, пожарную безопасность и электробезопасность;

- мероприятия по охране окружающей среды;

Раздел 3. Технология штукатурных работ

Перечень внеаудиторных самостоятельных работ

№ п/п

Тема внеаудиторной самостоятельной работы

Количество часов

Вид задания

Формируемые компетенции

(в соответствии с ФГОС)

Составление  инструкционных карт для следующих видов работ: «Оштукатуривание деревянных поверхностей», «Оштукатуривание бетонных поверхностей», «Выполнение оштукатуривания наружных и внутренних углов», «Выполнение оштукатуривания потолков», «Выполнение ремонта оштукатуренной поверхности», «Выполнение декоративных элементов штукатурными растворами», «Нанесение декоративных растворов»

36

Составить инструкционные карты

ОК1 – ОК9

ПК 5.3

Итого

36

Самостоятельная работа № 1

Тема: «Выполнение штукатурных работ»

Цель: изучить и проанализировать материал, систематизировать полученный результат.

Задание: составить инструкционные карты для следующих видов работ: «Оштукатуривание деревянных поверхностей», «Оштукатуривание бетонных поверхностей», «Выполнение оштукатуривания наружных и внутренних углов», «Выполнение оштукатуривания потолков», «Выполнение ремонта оштукатуренной поверхности», «Выполнение декоративных элементов штукатурными растворами», «Нанесение декоративных растворов»

Рекомендации к заданию: найти нужную  информацию в сети Интернет, воспользоваться предложенной литературой, составить инструкционные карты.