Методическая разработка урока производственного обучения "Опиливание заготовок и отделка изделий из металла"
учебно-методический материал

Татьяна Евгеньевна Сыроед

В данной разработке урока расмотрены приемы опиливания изделий из металла

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opilivanie.docx22.8 КБ
Файл opilivanie.pptx326.39 КБ

Предварительный просмотр:

 Методическая разработка

урока производственного обучения

Конспект урока по теме: «Опиливание заготовок и отделка изделий из металла»

Цели урока: 

Образовательная:

Сформировать умения и навыки работы напильником при опиливании металла.

Актуализировать и закрепить знания, учащихся по опиливанию.

Развивающая:

- Развить самостоятельность в работе.

- Проектировать предстоящую практическую работу.

- Трансформировать теоретические знания в практическую деятельность.

Воспитательная:

Воспитать чувство бережного отношения к материалу, инструменту и оборудованию.

Воспитать аккуратность при выполнении работы.

         
Тип урока: Комбинированный.

 
Методы обучения: Словесные, наглядные, практические.

Материально- техническое оснащение урока:

- слесарная мастерская,

- слесарные верстаки,

- Тиски слесарные
- Наборы напильников различных по форме поперечного сечения, виду насечки и номеру. - Слесарные линейки и угольники.
- Штангенциркули.
- Нагубники.
- Заготовки для опиливания (шаблон для проверки углов заточки инструментов)

Наглядные пособия:

- плакаты;

- презентация;

Чертежи.

Раздаточный материал:

- Заготовки для опиливания

ХОД УРОКА

I. Организационная часть     - 3-5 мин.

  1. Приветствие
  2. Сверка присутствующих по журналу
  3. Оценка внешнего вида (спецодежда)

II. Вводный инструктаж 30-35 мин. (урок сопровождается презентацией)

  1. Сообщение темы и цели урока (Слайд 1,2).

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с назначением и технологией опиливания металической заготовки.

  1. Актуализация знаний, учащихся по материалам спецдисциплин.  (Слайд 3,4)

      1. Что такое опиливание?

Опиливание – удаление поверхностного слоя с заготовки посредством движения напильника с целью придания деталям требуемой формы и размеров.

         2. Какой инструмент применяют при опиливании?

- Необходимым инструментом для процесса опиливания является напильник.

         3.  Дать определение напильника

Стальной брусок с насечкой определенной формы и размеров. Изготавливается из качественной углеродистой инструментальной стали.

  1. Назовите из каких частей состоит напильник?

 Носок; рабочая часть;  ненасеченный участок; заплечик;  хвостовик;  широкая и узкая стороны;  ребра

  1. Какие  типы напильников вы знаете?

 Плоский; плоский остроносый; квадратный; трехгранный; круглый;  полукруглый;  ромбический;  ножовочный.

  1. Назовите виды насечек напильников.

 Одинарная (простая); двойная (перекрестная);  точечная (рашпильная);  дуговая

  1. Объяснение нового материала:

Качество и производительность опиливания зависят от правильного выбора напильника, положения корпуса, ног и рук слесаря; большое значение имеет прочное крепление заготовки, а также равномерные движения напильника и нажим инструмента. (Слайд 5)

Чтобы было удобнее держать напильник во время работы, на его хвостовик насаживают рукоятку, изготовленную из клена, ясеня, березы, липы или прессованной бумаги (последняя лучше, поскольку не раскалывается).

Поверхность рукоятки должна быть гладкой, отполированной, а длина — соответствовать размерам напильника. Диаметр отверстия рукоятки не должен быть больше, чем ширина средней части хвостовика напильника, а глубина отверстия должна соответствовать длине хвостовика. Чтобы рукоятка не раскалывалась, на ее конец насаживают стальное кольцо.

Для насадки напильника его хвостовик вставляют в отверстие рукоятки и, удерживая напильник за насеченную часть правой рукой, не очень сильно ударяют головкой рукоятки о верстак (рис. 1.7.8, а) или молотком по рукоятке (Слайд 6). Чтобы снять рукоятку с напильника, ее крепко обхватывают левой рукой, а правой молотком наносят два-три несильных удара по верхнему краю кольца, после чего напильник легко выходит из отверстия. Снять рукоятку с напильника можно также при помощи тисков.

Заготовку очищают металлическими щетками от грязи, масел, формовочной земли, окалины, литейную корку срубают зубилом или удаляют старым напильником (Слайд 7).

        Для выполнения опиливания заготовку закрепляют в тисках (в нагубниках) так, чтобы она выступала над уровнем губок на 8 – 10 мм.  (Слайд 8)

        В зависимости от того, какой вид опиливания будет выполняться – черновое, чистовое или отделочное, выбирается соответствующий напильник: драчёвый, личной или бархатный. Длина напильника должна позволять совершать рабочие движения опиливания.

         Большое значение имеет рабочая поза при опиливании.

Нужно встать вполоборота к тискам, левую ногу ставят на полшага вперёд и влево.

         Высота тисков должна быть такой, чтобы при наложении напильника правой рукой на губки тисков в локтевом сгибе образовался прямой угол.

        Важное значение имеет правильная хватка инструмента. При опиливании напильник берут правой рукой за ручку, при этом закруглённый конец её должен упираться в ладонь, большой палец располагаться сверху и вдоль ручки, а остальные пальцы охватывают ручку напильника снизу. Ладонь левой руки накладывают почти поперёк напильника на расстоянии 20 – 30 мм от края его носка. (Слайд 9)

        Чтобы напильник срезал стружку, его нужно при движении прижимать к обрабатываемой поверхности обеими руками. При этом усилия нажима на напильник правой и левой рукой должны быть различны. При движении напильника вперёд (рабочий ход) постепенно увеличивают вначале небольшой нажим на ручку правой рукой и одновременно уменьшают сильный вначале нажим левой руки на носок напильника. Движение напильника назад (холостой ход) осуществляют без нажима. Наиболее рациональной скоростью трудовых движений или темпом опиливания считается 40 – 60 двойных (рабочий плюс холостой) ходов в минуту.

        При обработке заготовок приходится опиливать узкие и широкие плоские поверхности. Для обработки узких плоскостей применяют поперечное и продольное опиливание. При поперечном опиливании за один ход напильника снимается больший слой металла, чем при продольном. Однако положение напильника неустойчиво и трудно получить ровную плоскость. Неустойчивость напильника приводит к тому, что на краях заготовки образуются так называемые «завалы» (закругление края заготовки). Продольное опиливание создаёт лучшую опору для напильника, что практически исключает «завалы», но увеличивает время обработки.

        Опиливание широких поверхностей ведут перекрёстным способом. При рабочем ходе напильника его зубья срезают небольшие слои металла и оставляют на поверхности заготовки сетку – следы в виде перекрещивающихся рисок. Там, где поверхность не ровная, эта сетка не образуется.

        Остается, круговое опиливание. Такое опиливание применяют для снятия небольших припусков при окончательной отделки поверхности.

        Качество опиливания плоских поверхностей проверяют на просвет с помощью линейки, прикладывая её вдоль, поперёк и с угла на угол.

Просвет должен быть одинаковым. Правильность полученного угла проверяют угольником.

        Указать на типичные ошибки которые могут возникнуть во время работы. (Слайд 10, 11).

 1. Неровности опиленных поверхностей и «завалы» краёв заготовки возникают тогда, когда не соблюдаются усилия нажима на напильник левой и правой рукой.

2. Вмятины и повреждения происходят из-за закрепления заготовки без нагубников.

3. Неточность размеров опиленной поверхности – результат неточности измерений или невнимательности.

4. Задиры и грубые царапины возникают при работе тупым (нужно заменить) или забитым опилками напильником (нужно почистить).

        Инструктаж по технике безопасности. (Слайд 12)

 При опиливании необходимо выполнять следующие правила техники безопасности:

 – ручку на напильник надо насаживать прочно, чтобы во время работы она не соскочила и не поранила хвостовиком руку;

– тиски должны быть исправны, в них надо прочно закреплять изделие;

 – верстак должен быть прочно укреплен, чтобы он не качался;

– при опиливании деталей с острыми кромками нельзя поджимать пальцы под напильник при его обратном ходе;

– стружку разрешается убирать только щеткой-сметкой;

 – после работы напильники необходимо очищать от грязи и стружки металлической щеткой;

 – не рекомендуется класть напильники один на другой, так как от этого портится насечка.

III. Текущий инструктаж – 4 час. 45 мин.

  1. Выдать задания, инструменты и чертежи.  (Слайд 13)
  2. Самостоятельные упражнения учащихся в выполнении приемов и операций на каждом этапе производственного задания.
  3. Индивидуальное и фронтальное инструктирование учащихся во время самостоятельной работы с повторным показом трудовых приемов на каждом этапе работы учащихся.
  4. Осуществление контроля за:

        - организацией рабочего места;

     - выполнение санитарно-гигиенических правил;

     - выполнение правил по охране труда;

     - соблюдением правильного и последовательного выполнения технологических приемов и операций;

     - своевременным устранением недостатков в работе учащихся.

IV. Заключительный инструктаж: -30 мин.

  1. Подведение учебно-производственных итогов работы:

             - анализ о достижении целей урока – индивидуальный и групповой разбор ошибок при проведении работ; (Слайд 14). 

             - определение лучших работ;

             - оценивание выполненной работы

        2.  Уборка рабочих мест. (Слайд 15)

        3. Домашнее задание (Слайд 16).


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Опиливание металла

Слайд 2

Цель урока Сформировать умения и навыки по опиливанию различных заготовок

Слайд 3

1. Что такое опиливание? 2. Какой инструмент применяют при опиливании? 3. Дать определение напильника 4. Назовите из каких частей состоит напильник? 5. Какие типы напильников вы знаете? 6. Назовите виды насечек напильников. В О П Р О С Ы

Слайд 4

1. Опиливание – удаление поверхностного слоя с заготовки посредством движения напильника с целью придания деталям требуемой формы и размеров. 2. Необходимым инструментом для процесса опиливания является напильник. 3. Стальной брусок с насечкой определенной формы и размеров. Изготавливается из качественной углеродистой инструментальной стали. 4. Носок; рабочая часть; ненасеченный участок; заплечик ; хвостовик; широкая и узкая стороны; ребра 5. Плоский; плоский остроносый; квадратный; трехгранный; круглый; полукруглый; ромбический; ножовочный. 6. Одинарная (простая); двойная (перекрестная); точечная (рашпильная); дуговая О Т В Е Т Ы

Слайд 5

Насадка ( а, б ) и снятие ( в ) рукоятки напильника

Слайд 6

Безопасная рукоятка напильников

Слайд 7

Чистка напильника: а — кордовой щеткой; б — скребком из мягкого металла

Слайд 8

Положение рабочего у тисков: а —положение корпуса, б —схема расположения ног, в— положение корпуса при грубом опиливании

Слайд 9

Положение рук, корпуса и ног при опиливании

Слайд 10

Опиливание: а — прямолинейной поверхности; б — криволинейной поверхнос ти

Слайд 11

Проверка параллельности опиленных поверхностей штангенциркулем

Слайд 12

Поверхности стальной плитки, подвергаемые опиливанию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока производственного обучения по УП. 01. Выполнение слесарных и слесарно-сборочных работ. Тема: «Разметка металла».

Краткая аннотация урока:  Урок производственного обучения по теме «Разметка металла» состоит из четырёх этапов:1.      Организационной части,2....

Методическая разработка урока производственного обучения по УП. 01. Выполнение слесарных и слесарно-сборочных работ. Тема: «Рубка металла».

Краткая аннотация урока:  Урок производственного обучения по теме «Разметка металла» состоит из четырёх этапов:1.      Организационной части,2....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока производственного обучения на тему: «Правка и рихтовка металла»

Данная методическая разработка  по производственному обучению используется при реализации образоввательной программы по профессии "Машинист локомотива"...

Методическая разработка урока производственного обучения по теме: "Обработка швейного изделия окантовочным швом".

Методическая разработка урока производственного обучения  потеме: "Обработка швейного изделия окантовочным швом"....