Методическая разработка урока производственного обучения на тему: «Рубка металла»
методическая разработка на тему

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod._razrabotka_rubka_metalla.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Мордовия

Государственное бюджетное учреждение

профессионального образования Республики Мордовия

«Рузаевский железнодорожно-промышленный техникум им.А.П.Байкузова»

                                             МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

урока производственного обучения на тему:

«Рубка металла»

 

                                               Составил: мастер производственного обучения                                                                        

                                Короткова С.А.

                                                   

2016 г.

Рассмотрено, обсуждено и

утверждено на заседании  ЦК №1

Председатель ЦК №1                                        

___________В.М.Курдюкова

Утверждаю:

Зам.директора по УПР

_________Паркина Н.В.

 

                                                                                                                                           


Содержание

1.Введение

2.Характеристика темы

3.Рекомендации по подбору учебно-производственных работ

4.Примерные критерии и оценки

5.План – конспект урока производственного обучения

6.Заключительный инструктаж

7.Список используемой литературы

8.Рецензия


1.Введение

Данная методическая разработка по производственному обучению используется при реализации образовательной программы начального профессионального образования по профессии 23.01.09 «Машинист локомотива».  

Производственное обучение проводится в учебных мастерских.

В результате прохождения производственной практики по слесарному делу обучающиеся получают высокий уровень профессиональной подготовки по профессии « Машинист локомотива».

В период прохождения производственной практики ведется следующая документация:

-журнал производственного обучения;

-технологическая карта урока производственного обучения;

-график перемещения по рабочим местам;

-протоколы по охране труда и техники безопасности.


2. Характеристика темы.

Слесарные работы - это обработка металлов, обычно дополняющая  станочную механическую обработку или завершающая изготовление металлических изделий соединением деталей, сборка машин и механизмов, а так же их регулированием. Слесарные работы выполняются с помощью ручного или механизированного слесарного инструмента либо на станках.

Одной из слесарных работ является рубка металла, при которой с помощью режущего (зубила, крейцмейселя и др.) и ударного (слесарного молотка) инструмента с поверхности заготовки (детали) удаляются лишние слои металла или заготовка разрубается на части.

Рубка производится в тех случаях, когда по условиям производства станочная обработка трудновыполнима или нерациональна и когда не требуется высокой точности обработки.

Рубка металла применяется для удаления (срубания) с заготовки больших неровностей (шероховатостей), снятия твердой корки, окалины, заусенцев, острых углов кромок на литых и штамповочных деталях, для вырубания шпоночных пазов, смазочных канавок, для разделки трещин в деталях  под сварку (разделка кромок), срубания головок заклепок при их удалении в листовом материале. Кроме того, рубка применяется, когда необходимо от пруткового, полосового или листового материала отрубить какую – то часть.

Заготовку перед рубкой закрепляют в тисках. Крупные заготовки рубят на плите или наковальне, а особо крупные – на том месте, где они находятся.

3. Рекомендации по подбору учебно-производственных работ.

Каждый мастер производственного обучения должен готовиться к занятиям своевременно и тщательно, если даже он обладает многолетним опытом работы с обучающимися.

Мастер производственного обучения должен помнить о том, что заблаговременное изучение программы производственного обучения позволяет принимать своевременные меры по материальному оснащению уроков производственного обучения и планировать их подготовку к проведению.

Учебно-воспитательная работа мастера при обучении обучающихся на предприятиях протекает в условиях значительно облегчающихся от обучения в производственных мастерских. Текущую производственную деятельность предприятия невозможно приспособить к учебным целям, поэтому мастеру приходится учитывать реальные условия и требования производства, форму организации труда рабочих. Поэтому отрабатывать изучаемую тему одновременно со всеми обучающимися невозможно. Учитывая это обстоятельство, приходится использовать график перемещения обучающихся по рабочим местам.

4. Примерные критерии оценки

Одним из важнейших компонентов производственного обучения является проверка и оценка учебно-производственной деятельности обучающихся.  Основными общими показателями качества усвоения обучащимися знаний, умений и навыков по производственному обучению является:

правильность приемов работы и рациональность организации труда и            

рабочего места;

учебно-производственных работ;

выполнение установленных количественных показателей;

степень самостоятельности выполнения задания.

5. План – конспект урока

урока производственного обучения

Тема программы: «Слесарное дело»

Тема урока: «Рубка металла»

Цели урока: образовательная – научить обучающихся точно и аккуратно выполнять операции по рубке металла;                                                                               развивающая – развить мышление у обучающихся правильности выполнения слесарных работ;

 воспитательная – привить обучающимся  внимательность и грамотность  пользования инструментом;

  методическая – методическое повышение уровня педагогического мастерства.

ХОД УРОКА

    1.Организационный момент.

       Проверка наличия обучающихся.

    2.Вводный инструктаж.

Вопрос №1.Какие инструменты применяются при рубке металла?

При рубке металла применяются такие  инструменты  как слесарное зубило, которое представляет собой стальной стержень, изготовленный из углеродистой или легированной стали (У7А ,У8А,7ХФ, 8ХФ). Зубило состоит из трех частей – рабочей , средней и ударной. Рабочая часть зубила представляет собой стержень с клиновидной режущей частью (лезвием на конце, заточенной под определенным углом). Ударная часть (боек) сделана суживающейся кверху, вершина ее закруглена. За среднюю часть зубило держат при рубке.

Крейцмейсель отличается от зубила более узкой режущей кромкой и предназначен для вырубания узких канавок, шпоночных пазов и т.п. Однако довольно часто им пользуются для срубания поверхностного слоя с широкой плиты: сначала крейцмейселем прорубают канавки, а оставшиеся выступы срубают зубилом. Крейцмейсели изготавливают из тех же материалов, что и зубила. Значения углов заострения и твердости рабочих и ударных частей крейцмейселя и зубила также одинаковы. Для вырубания профильных канавок – полукруглых, двугранных и других – применяют специальные крейсмейсели, называемые  канавочниками.

Слесарный молоток – это инструмент для ударных работ, состоящий из ударника и рукоятки. Молотки изготавливают двух типов – с квадратным  и круглым бойком. Основной характеристикой молотка является его масса.

Вопрос №2. Как происходит процесс рубки металла?

При  рубке используют наиболее прочные и тяжелые тиски. При слесарной рубке применяют поворотные и неповоротные тиски с параллельными губками, при тяжелой кузнечной – стуловые, которые крепят на специальной тумбе.

  Положение корпуса и ног. Правильные положения корпуса и держание (хватка) инструмента при рубке – существенные условия высокопроизводительной работы. При рубке металла зубилом положение корпуса и ног должно обеспечивать наибольшую устойчивость рабочего при нанесении удара.

Держание (хватка)  зубила. Зубило берут в левую руку за среднюю часть 15…20 мм от конца ударной части; сильно сжимать в руке зубило не следует. Удары наносят правой рукой. При движениях правой руки, наносящей удары по зубилу, левая рука играет роль балансира при последовательных установках инструмента.

   Держание (хватка) молотка. Молоток берут правой рукой за рукоятку на расстоянии 15…30 мм от конца, обхватывая рукоятку четырьмя пальцами и прижимая к ладони; большой палец накладывают на указательный. Все  пальцы остаются в таком положении при замахе и ударе.

   Существенное влияние на качество рубки оказывает характер замаха и удара молотком. Удар может быть кистевым, локтевым или плечевым.

   При кистевом ударе замах молотком осуществляют только за счет изгиба кисти правой руки. Его применяют при выполнении точных  работ, легкой рубке, срубании тонких слоев металла и т.п.

   При локтевом ударе правую руку сгибают в локте. При замахе действуют пальцы руки, которые разжимаются и сжимаются, кисть (движение вверх, а затем вниз) и предплечье. Для получения сильного удара руку разгибают достаточно быстро. Этим ударом пользуются при обычной рубке, срубании слоя металла средней толщины или прорубании пазов и канавок.

   При плечевом ударе рука движется в плече, при этом получается большой размах и максимальной силы удар с плеча. В этом ударе участвует плечо, предплечье и кисть. Плечевым ударом пользуются при снятии толстого слоя металла и обработке больших поверхностей.                      

Вопрос №3. Какие существуют приемы рубки?

Работа зубилом вручную требует выполнения основных правил рубки и соответствующих правил.

Разрубание металла. При разрубании металла зубило устанавливают вертикально и рубку ведут плечевым ударом. Листовой металл до 2 мм разрубают с одного удара, поэтому под него подкладывают подкладку из мягкой стали. Листовой  металл толщиной более 2 мм или полосовой материал надрубают примерно на половину толщины с обеих сторон, а затем ломают, перегибая его в одну и другую сторону, или отбивают.

Вырубание заготовок из листового металла. После разметки и контура изготовляемой детали заготовку кладут на плиту и производят вырубку (не по линии  разметки, а отступив от нее 2…3 мм – припуск на опиливание) в такой последовательности:

устанавливают зубило наклонно так, чтобы лезвие было направлено вдоль разметочной риски;

зубилу придают вертикальное положение и наносят молотком легкие удары, надрубая по контуру;

рубят по контуру, нанося по зубилу сильные удары.

Рубку листового и полосового металла выполняют в тисках. Рубку листового материала, как правило, ведут по уровню губок тисков. Заготовку (изделие)  крепко зажимают в тиках так, чтобы разметочная линия совпала с уровнем губок.

Зубило устанавливают к краю заготовки таким образом, чтобы режущая кромка лежала на поверхности двух губок, а середина режущей кромки соприкасалась с отрубаемым материалом на 2/3 ее длины. Угол наклона зубила к обрабатываемой  поверхности  должен составлять 30…35 градусов.

Рубка по разметочным рискам  является наиболее трудной операцией. На заготовку предварительно наносят риски на расстоянии 1,5…2 мм одна за другой, а на торцах делают скосы под углом 45 градусов, которые облегчают установку зубила и предупреждают откалывание края при рубке хрупких материалов. Рубят строго по раз меточным рискам.

Рубка широких поверхностей является трудоемкой и малопроизводительной операцией, применяемой в том случае, когда невозможно снять слой металла на строгальном или фрезерном станке.  

Вопрос №4.Как производится механизация рубки?

Ручная рубка вытесняется обработкой на металлорежущих станках (строгание, фрезерование), обработкой с помощью абразивного инструмента, ручных механизированных инструментов и приспособлений. К ручным механизированным инструментам относятся пневматические и электрические рубильные молотки.

Пневматический рубильный молоток РМ-5 состоит из корпуса, бойка, золотника и рукоятки с пусковым устройством. Сжатый воздух из цеховой магистрали через резиновый шланг и штуцер поступает к рукоятки молотка.

Слесарь берется правой рукой за рукоятку, а левой удерживает ствол, направляя движение зубила.

При нажатии на курок открывается клапан и воздух под давлением 5…6 кПа из магистрали через штуцер поступает в цилиндр. В зависимости от положения золотника воздух через каналы внутри корпуса попадает в камеру рабочего хода или в камеру обратного хода. В первом случае воздух толкает ударник вправо и он ударяет по хвостовику рабочего инструмента. В конце рабочего хода золотник давлением воздуха смещается, воздух попадает в камеру – совершается обратный ход. Затем цикл работы повторяется. Молоток включают в работу  после нажатия на обрабатываемую поверхность режущей кромкой инструмента.

В качестве инструмента для рубки пневматическим молотком применяют специальные зубила.

В электрических молотках вращение вала электродвигателя, вмонтированного в корпус, преобразуется в возвратно-поступательное движение ударника, на конце которого закреплено зубило или другой инструмент.

Вопросы от обучающихся и ответы на них

Распределение обучающихся по рабочим местам.

Текущий инструктаж.

Обход рабочих мест обучающихся с целью проверки:

1.Правильности организации рабочего места

2. Правильности приемов самоконтроля.

3.Соблюдение обучающимися правил техники безопасности.

4.Проверка загрузки обучающихся.


6. Заключительный инструктаж.

 1.Подведение итогов урока.

 2.Отметка положительных и отрицательных моментов урока.

 3.Объявление оценок обучающимся.

 4.Замечания по работе.

 5.Выдача домашнего задания.


7. Список используемой литературы

  1. Устав работников железнодорожного транспорта.
  2. В.Г. Бубнов «Инструкции по оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве. Г.Москва «Гало  Бубнов»2010г
  3. ОАО «РЖД»  «Правила технической эксплуатации железных дорог РФ» г. Москва, 2011
  4.  Н.И.Макиенко  «Слесарное дело» г.Москва 2011 г.


8. Рецензия

на  методическую разработку урока производственного обучения в группе  по специальности «Машинист локомотива»  на тему: «Рубка металла».

Методическая разработка содержит: содержание, введение, характеристику темы, рекомендации по подбору учебно-производственных работ, примерные критерии и оценки, план - конспект урока производственного обучения, заключение, список используемой литературы, рецензия.

Основы методической разработки составляет основная часть урока, направленная на достижение поставленных целей и задач при изучении учебной дисциплины «Слесарное дело». Тематическое планирование соответствует содержанию. Методическая разработка ориентирована на подготовку обучающихся профессиональной деятельности и для использования в учебном процессе, тема урока производственного обучения раскрыта в полном объеме.

        Председатель ЦК №1                                        В.М.Курдюкова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока производственного обучения по теме "Приготовление сладких блюд"

Технология выполнения операций по подбору продуктов, приготовлению сиропов, нарезке продукции и другие операции по приготовлению киселей и гренок...

Методическая разработка урока производственного обучения по теме:«Блюда и гарниры из тушеных овощей»

Данная работа выполнена в виде методической разработки, рекомендации по приготовлению блюд и гарниров из овощей содержит конкретный материал в приложении и может служить пособием для мастеров производ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока производственного обучения на тему: «Правка и рихтовка металла»

Данная методическая разработка  по производственному обучению используется при реализации образоввательной программы по профессии "Машинист локомотива"...