Методическая разработка урока производственного обучения на тему: «График движения поездов и пропускная способность железных дорог»
методическая разработка на тему

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodich_razrab_graf_dvizh_poezd_i_prop_spos.docx29.94 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Мордовия

Государственное бюджетное учреждение профессионального образования Республики Мордовия «Рузаевский железнодорожно – промышленный             техникум им.А.П.Байкузова»

                                             МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

урока производственного обучения на тему:

«График движения поездов и пропускная способность железных дорог»

                                                 Составил: мастер производственного обучения                                                                        

                              Короткова С.А.

2016г.

Рассмотрено, обсуждено                                            Утверждаю:

и утверждено на заседании                                        Зам. директора по УПР

методической комиссии № 2                                      __________ Паркина Н.В  

Председатель методической

комиссии № 2

___________ Федотова С.Н.                                                                              

Содержание

1.Введение

2.Характеристика темы

3.Рекомендации по подбору учебно-производственных работ

4.Примерные критерии и оценки

5.План – конспект урока производственного обучения

6.Заключительный инструктаж

7.Список используемой литературы

8.Рецензия

1.Введение

Данная методическая разработка по производственному обучению используется при реализации образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.02.01   «Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)».  

Производственное обучение проводится на базовом предприятии станция Рузаевка Пензенского отделения Куйбышевской железной дороги.

В результате прохождения производственной практики обучающиеся получают высокий уровень профессиональной подготовки по профессии «Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)».

В период прохождения практики ведется  следующая  документация:

-дневники;

-отчеты по производственной практике;

-график перемещения студентов по рабочим местам;

-производственные характеристики.  

2.Характеристика темы

      Основой организации движения поездов является график движения, объединяющий работу всех подразделений железных дорог. График движения поездов утверждается ОАО «РЖД» России и должен обеспечивать выполнение плана перевозок пассажиров  и грузов; безопасность движения поездов; наиболее эффективное использование пропускной и провозной способности участков и перерабатывающей способности станций; высокопроизводительное использование подвижного состава; соблюдение установленной продолжительности непрерывной работы локомотивных бригад; возможность производства работ по текущему содержанию пути, сооружений, устройств сигнализации, централизации и блокировки, связи и электроснабжения.

      Движение всех поездов строго по графику обеспечивается правильной организацией и точным выполнением технологического процесса работы станций, депо, тяговых подстанций, пунктов технического обслуживания и других подразделений железных дорог, связанных с движением поездов. На графике движения поездов для каждого участка, станции, перегона показывается расположение и движение всех поездов в четном и нечетном направлениях. Четное направление - это движение всех поездов на Восток и Север; нечетное -  на Запад и Юг. По графику всегда можно определить начальное и фактическое движение поезда и принять меры по его вводу в график.

3.Рекомендации по подбору учебно-

производственных работ

Каждый мастер производственного обучения должен готовиться к занятиям своевременно и тщательно, если даже он обладает многолетним опытом работы со студентами.

Мастер производственного обучения должен помнить о том, что заблаговременное изучение программы производственного обучения позволяет принимать своевременные меры по материальному оснащению уроков производственного обучения и планировать их подготовку к проведению.

Учебно-воспитательная работа мастера при обучении студентов на предприятиях протекает в условиях, значительно облегчающихся от обучения в производственных мастерских. Текущую производственную деятельность предприятия невозможно приспособить к учебным целям, поэтому мастеру приходится учитывать реальные условия и требования производства, форму организации труда рабочих. Поэтому отрабатывать изучаемую тему одновременно со всеми студентами невозможно. Учитывая это обстоятельство, приходится использовать график перемещения студентов по рабочим местам.

4.Примерные критерии оценки

Одним из важнейших компонентов производственного обучения является проверка и оценка учебно-производственной деятельности студентов.  Основными общими показателями качества усвоения студентами знаний, умений и навыков по производственному обучению является:

Правильность приемов работы и рациональность организации труда и рабочего места:

-учебно-производственных работ;

-выполнение установленных количественных показателей;

-степень самостоятельности выполнения заданий.

5.План – конспект

урока производственного обучения

Тема программы: «График  движения поездов и пропускная способность     железных дорог»  

Тема урока: « Значение графика  движения поездов и требования к нему»

Цели урока: образовательная – научить студентов правильно разрабатывать график движения поездов.

                        развивающая – развить мышление у студентов в рамках правильного пользования графиком движения поездов.

                        воспитательная – привить студентам внимательность и грамотность пользования графиком движения поездов.

                        методическая – методическое повышение уровня педагогического мастерства.

ХОД УРОКА

    1.Организационный момент.

       Проверка наличия студентов.

    2.Вводный инструктаж.

Вопрос №1.Что представляет собой график движения пассажирских поездов?

    График движения поездов является основой  организации всей перевозочной работы на железнодорожном транспорте. Он обязателен  для всех подразделений железных дорог: станций, локомотивных депо, пунктов технического обслуживания и ремонта вагонов, тяговых подстанций, дистанций пути, сигнализации и связи и т.д. График организует работу всех подразделений в единое целое. На его основе согласовывается деятельность железных дорог с предприятиями – грузоотправителями и грузополучателями,  определяются показатели использования вагонов и локомотивов. Осуществляется своевременная и безопасная перевозка пассажиров. Соблюдение графика движения поездов и предупреждение его нарушений является главным условием для всех работников, связанных с организацией движения.

 Вопрос №2. Какие требования предъявляются к графику движения поездов?

    К графику движения поездов предъявляются следующие требования:

- обеспечение выполнение плана перевозок грузов и пассажиров прокладкой на каждом участке определенного числа пассажирских и грузовых поездов;

- обеспечение безопасности движения поездов соблюдением перегонных времен хода поездов, станционных и межпоездных интервалов, норм стоянок поездов для технических и коммерческих операций, установленных требований при приеме и отправлении поездов и производстве маневровой работы;

- наиболее эффективное использование пропускной и провозной способности участков;

- высокопроизводительное использование подвижного состава с помощью четко согласования графиков движения поездов и оборота локомотивов на смежных участках;

- соблюдение установленной продолжительности работы локомотивных и поездных бригад организацией на направлении пунктов подмены бригад;

- предоставление возможности выполнения работ по текущему содержанию пути, сооружений, устройств электроснабжения, СЦБ и связи выделением в графике технологических «окон» продолжительностью 60-120 мин.

  График движения поездов составляется на год с корректировкой на зимний период и вводится одновременно на всей сети железных дорог. На основании графика составляется расписание движения поездов с указанием времени прибытия и отправления их со станций.

Вопрос №3.По каким признакам классифицируются графики движения поездов?

   В соответствии с действующей Инструкцией ОАО «РЖД» по составлению графика движения поездов на сети железных дорог России в связи с различными условиями эксплуатации железнодорожных линий графики движения поездов классифицируются  по следующим признакам:

   1.По числу главных путей на участках – однопутные (двусторонние), двухпутные (односторонние) и смешанные.

На однопутных линиях скрещения и обгоны поездов могут производится только на раздельных пунктах.

На двухпутных линиях  встреча может осуществляться как  на раздельных пунктах,так и на перегонах, а обгон - только  на раздельных пунктах.

На линиях с однопутными и двухпутными перегонами или вставками графики называются однопутно – двухпутными  (смешанными).

   2.По соотношению скоростей движения - параллельные и непаралельные.

При параллельном графике все поезда одного направления имеют одинаковую скорость движения, поэтому все линии хода поездов по перегонам параллельны между собой.

При непараллельном  графике поезда разных категорий имеют свои ходовые скорости.

   3.По соотношению числа поездов за сутки в нечетном и четном направлениях – парные и непарные.

Парные, когда за сутки число четных  поездов равно числу нечетных.

Непарные – разное число поездов в четном и нечетном направлениях.

   4. В зависимости от порядка следования поездов попутного направления – пачечные, пакетные и частично – пакетные.

При  пачечных графиках поезда, следующие один за другим, как на однопутных, так и на двухпутных линиях разграничиваются между собой межстанционными перегонами.

На пакетных графиках  попутные поезда разграничиваются между собой блок участками при автоблокировке или межпостовыми перегонами при полуавтоматической блокировке при наличии проходных блок – постов.

Если часть поездов пропускается разрозненно, а часть – пакетами, такой график называется частично – пакетным.

   5.По степени заполнения пропускной способности выделяются графики с полным заполнением пропускной способности ограничивающего перегона. Они называются максимальными. На однопутной линии. Если скрещения поездов предусмотрены на каждом раздельном пункте, график называется насыщенным. Такие графики применяются в особых случаях.

Вопрос №4.Что называется пропускной и провозной способностью железнодорожных линий?

   Пропускной способностью железнодорожной линии называется максимальное число поездов или пар поездов установленной массы и длины, которое может быть пропущено по данной линии в единицу времени (сутки, час) при имеющейся технической оснащенности, принятом типе графика и заданном числе пассажирских поездов.

   Пропускная способность линий, специализированных для пассажирского движения, рассчитывается в пассажирских поездах в сутки, на пригородных участках – в поездах в 1 час.

   Провозной способностью линии называется максимальный объем перевозок, который может быть освоен при данной пропускной способности, имеющемся числе локомотивов, вагонов, обеспеченности электроэнергией, топливом, кадрами и другими ресурсами.

Различают понятия наличной, проектной и потребной пропускной способности.

   Наличная – это пропускная способность, которая может быть реализована  при существующей технической оснащенности линии.

   Потребной называется пропускная способность, которая должна быть обеспечена при заданных размерах пассажирского и грузового движения с резервом, определенным на направлении.

   Проектная – это та пропускная способность, которая может быть достигнута при осуществлении реконструктивных мер по условиям технической оснащенности.

Вопросы от обучающихся и ответы на них

Распределение обучающихся по рабочим местам.

Текущий инструктаж.

Обход рабочих мест обучающихся с целью проверки:

1.Правильности организации рабочего места

2. Правильности приемов самоконтроля.

3.Соблюдение обучающимися правил техники безопасности.

4.Проверка загрузки обучающихся.

6.Заключительный инструктаж

 1.Подведение итогов урока.

 2.Отметка положительных и отрицательных моментов урока.

 3.Объявление оценок обучающимся.

 4.Замечания по работе.

 5.Выдача домашнего задания.

                                7. Список используемой литературы

  1. Устав работников железнодорожного транспорта.
  2. ОАО «РЖД»  «Правила технической эксплуатации железных дорог РФ» г. Москва, 2011 г.
  3. ОАО «РЖД»  «Инструкция по движению поездов и маневровой работе на  ж /д транспорте РФ» г. Москва, 2012 г.
  4.  ОАО «РЖД»  «Инструкция по сигнализации и связи на ж /д транспорте РФ» г. Москва, 2012 г.
  5. М.С.Боровикова «Организация движения на железнодорожном транспорте» г. Москва 2003 г.

8.Рецензия

На  методическую разработку урока производственного обучения в группе  по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте »  на тему «График движения поездов и пропускная способность железных дорог».

Методическая разработка содержит: содержание, введение, характеристику темы, рекомендации по подбору учебно-производственных работ, примерные критерии и оценки, план-конспект урока производственного обучения, заключение, список используемой литературы.

Основы методической разработки составляет основная часть урока, направленная на достижение поставленных целей и задач при изучении учебной дисциплины «Организация пассажирских перевозок». Тематическое планирование соответствует содержанию. Методическая разработка ориентирована на подготовку студентов профессиональной деятельности и для использования в учебном процессе, тема урока производственного обучения раскрыта в полном объеме.

        Председатель методической

комиссии №2                                                        С.Н. Федотова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока производственного обучения по теме "Приготовление сладких блюд"

Технология выполнения операций по подбору продуктов, приготовлению сиропов, нарезке продукции и другие операции по приготовлению киселей и гренок...

Методическая разработка урока производственного обучения по теме:«Блюда и гарниры из тушеных овощей»

Данная работа выполнена в виде методической разработки, рекомендации по приготовлению блюд и гарниров из овощей содержит конкретный материал в приложении и может служить пособием для мастеров производ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока производственного обучения на тему: «Правка и рихтовка металла»

Данная методическая разработка  по производственному обучению используется при реализации образоввательной программы по профессии "Машинист локомотива"...