МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА конкурса во внеклассном мероприятии «Решение производственных ситуационных задач» по ПМ. 02 МДК. 02.01 Организация технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов.
методическая разработка

Разработка предназначена для проведения  конкурса, во внеклассной работе  по ПМ. 02. МДК. 02.02 Учет и контроль  технологических процессов и является одной из составных частей учебной работы по заданному профессиональному модулю. Прочность знаний, умение самостоятельно находить ответы на вопросы, умение решать производственные ситуационные задачи – все эти качества необходимо формировать как на основных занятиях, так и во внеклассной работе со студентами. В настоящее время это особенно актуально.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ  ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ  КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ  

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РЫЛЬСКИЙ  АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ       РАЗРАБОТКА

конкурса во внеклассном мероприятии

 «Решение производственных ситуационных задач»

по ПМ 02.02. МДК. 02.01 Организация  технологических процессов при  строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов.

МДК. 02.02 Учет и контроль технологических процессов.

Специальность: 08.02.01  «Строительство и эксплуатация  зданий и сооружений»

      Разработала:                                                                              Шаркова К.А.

                                                                                                          Шевцова Л.А.

                                                           Рыльск – 2019 г.

Содержание

                                                                                                           Стр.

       Введение                                                                                                          3

      Методика проведения конкурса «Решение производственных

ситуационных задач»                                                                                             6

1. Проведение конкурса во внеклассном мероприятии

«Решение производственных ситуационных задач»                                         7

1.1. Подготовительный этап.                                                                        7

1.2. Организация проведения конкурса.                                                     7

1.3.Цели конкурса.                                                                                        8

1.4. Вводная часть.                                                                                         9

2. Проведение конкурса.                                                                                       22

2.1. Организационный момент.                                                                   22

        Цели конкурса.                                                                                              23

       2.2. Вводная часть                                                                                          24

       2.3. Проведение конкурса на уроке «Решение производственных

ситуационных задач на уроке по МДК 02.02  Учет и контроль

технологических процессов.                                                                               25

       2.4. Система стимулирования участников конкурса.                                31

       2.5. Рефлексия для студентов.                                                                      32

       2.6. Рефлексия преподавателя.                                                                     32

             Список литературы.                                                                                 35      

Введение

Стратегия  модернизации  образования  Российской  Федерации   предполагает, что в основу  обновленного образования  положены ключевые компетенции.

Компетентностный подход  - это попытка привести в соответствие образование и потребности рынка. Таким образом,  идея  компетентностного  подхода для  современного образования – это идея социального заказа  образовательным учреждением различного уровня.

Формирование компетенций происходит  средствами содержания образования. В итоге у студента  развиваются способности и появляются  возможности решать в повседневной жизни  реальные проблемы – от бытовых до производственных и социальных.

Подготовка студента,  владеющего компетенциями, то есть  тем,  что он может делать,  называют  компетентностным  подходом.

Компетентностный подход предполагает усвоение студентом не отдаленных друг от друга   знаний и умений,  а овладение комплексом  процедур, в котором для каждого выделенного направления  присутствует совокупность  образовательных компонентов,  имеющих личностно – деятельный характер.  

Поэтому  главная  задача  компетентностного подхода – развить  творческое мышление и навыки творческой деятельности, рассматриваемые дидактически как:

- самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию;

- видение новой проблемы в знакомой ситуации;

- видение новой функции объекта;

- самостоятельное  комбинирование  известных способов деятельности  и новых;

- видение  структуры объекта;

- альтернативное мышление, то есть видение возможных решений проблемы;

- нахождение  принципиально  нового способа решения.

- альтернативное мышление, то есть видение возможных решений проблемы;

- нахождение  принципиально  нового способа решения.

Интерактивная  форма занятий с большим количеством  разнообразных упражнений, примеров и задач, вовлечение всех обучающихся в полидиалог,  представление  каждому возможности высказать  свое мнение  и быть  выслушанным – вот основные  принципы  компетентностного обучения.  Важнейшею роль  играет  умение преподавателя  создать на занятии «ситуацию успеха», обстановку раскованности. Необходимо, чтобы студенты получали удовольствие  от процесса «умствования».

Умение применять полученные знания  для решения жизненных проблем не может  появиться само собой. Этим  умениям необходимо обучать целенаправленно. Нужно показать  студентам связь изучаемых дисциплин и модулей  с их  непосредственной  профессиональной деятельностью, использовать по изучаемым дисциплинам и профессиональным модулям проектно – исследовательскую деятельность,  заставляющую студентов творчески мыслить, анализировать полученные результаты, использовать знания, полученные  по другим дисциплинам и профессиональным модулям.

Компетентностный подход   к  организации   профессионального образования  может стать методологическим основанием, на котором  возможно построение теории,  позволяющей, с одной стороны, вести отбор содержания в соответствии  с планируемым развитием ключевых компетенций,  с другой, - воспитывать у обучающегося стремление  сознательно  усваивать предлагаемое содержание,  готовить  квалифицированного специалиста, способного к непрерывному профессиональному образованию в течение всей жизни.

Выполнение  требований Государственных  образовательных  стандартов  по специальности   08.02.01 «Строительство  и эксплуатация зданий и сооружений» является основным  направлением деятельности преподавателей техникума.

Реализация  требований Федеральных Государственных образовательных стандартов требует новых технологий обучения, среди которых инновационный поиск. В основе его заложены  следующие приоритеты:

- сочетание профессионализма с фундаментальным общим развитием личности;

- расширение образовательной сферы подготовки специалиста;

- совершенствование учебной  и  научно – методической базы специального образования;

- интеграция учебного процесса;

- обеспечение развития творческого потенциала личности, ее  потребности  в самообразовании и саморазвитии.

Свою главную  цель преподаватели видят  в совершенствовании управления процессами познания и развития студентов, в отборе учебного материала в соответствии с имеющейся моделью специалиста, в увеличении в процессе обучения  удельного веса самостоятельной работы студентов, в внедрении активных методов и новых  технологий обучения, в интеграции отдельных частей учебного процесса в единое целое и их взаимопроникновение, в вовлечении  студента в процесс  «достижение»  знаний.

Повышение интеллектуального  развития студентов по специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация  зданий и сооружений» ведется через разнообразные формы  внеурочной работы: олимпиады, конкурсы, КВН, деловые игры, интеллектуальные ассорти, тренинги, решение производственных ситуационных задач.  Повышение уровня профессиональной подготовки студентов способствуют  проводимые на отделении конкурсы по дисциплинам и профессиональным модулям.

Приоритетными направлениями деятельности  преподавательского коллектива   являются:

- качественная подготовка специалистов, конкурентоспособных на рынке труда;

- совершенствование  технологии и методики образовательного процесса.

Конечная цель обучения в среднем специальном учебном заведении состоит в том, чтобы подготовить студента к реальной профессиональной деятельности, подготовить конкурентоспособного специалиста.

Методика проведения конкурса

«Решение производственных ситуационных задач»

Разработка предназначена для проведения  конкурса, во внеклассной работе  по ПМ. 02. МДК. 02.02 Учет и контроль  технологических процессов является одной из составных частей учебной работы по заданному профессиональному модулю. Прочность знаний, умение самостоятельно находить ответы на вопросы, умение решать производственные ситуационные задачи – все эти качества необходимо формировать как на основных занятиях, так и во внеклассной работе со студентами. В настоящее время это особенно актуально.

Внеурочная работа по профессиональному модулю развивает интерес к изучению геодезического обеспечения строительства гражданских и промышленных зданий, дорог, подземных коммуникаций, расширяет кругозор, углубляет знания, помогает применять их на практике, в дальнейшей профессиональной деятельности.

В данной методической разработке описано проведение конкурса по профессиональному модулю ПМ. 02 МДК. 02.02  МДК. 02.01 Организация  технологических процессов при  строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов. МДК. 02.02 Учет и контроль технологических процессов.

Задание для этого конкурса можно разработать как для отдельных разделов, модулей, блоков модулей, так и для модулей и дисциплины. Применять данную форму можно как при проведении аудиторных занятий, так и во внеклассной работе: работа кружка, конкурс на лучшее знание модуля или дисциплины, открытом классном часе.

В методической разработке освещены вопросы подготовки и организации данного мероприятия, приведены критерии оценки, раскрыта методика проведения конкурса.

1. Проведение конкурса во внеклассном мероприятии.

«Решение производственных ситуационных задач»

1.1. Подготовительный этап.

Преподаватель заранее выбирает тему и раздел профессионального модуля, по которым составляет производственные ситуационные задачи, составляет перечень вопросов и заданий для подготовки. Все вопросы  оговариваются в группе, и студенты должны по ним заранее подготовиться, для чего указывается литература.

Формируются команды по 4-5 человек. В каждой команде выбирают лидера из числа «сильных» студентов.

По каждому разделу на перечень вопросов составляются варианты заданий.

Число вариантов должно быть равно количеству команд. В каждый вариант включаются производственные ситуационные задачи. Вопросы теоретического характера, на которые студенты отвечают при подведении итогов и подготовке к конкурсу.

Из числа «сильных» студентов преподаватель назначает ведущих. Проводится инструктаж со всеми студентами и отдельно с ведущим и с лидерами (капитанами) по основным правилам конкурса. Определяется состав жюри, разрабатываются критерии оценок.

Каждой команде дается задание: придумать название командам; подготовить девиз и приветствие; подготовить материалы для оформления аудитории.

1.2. Организация проведения конкурса.

Для проведения конкурса необходимо подготовить аудиторию, расставить для 2-х соревнующихся команд столы, чтобы студенты сидели лицом друг к другу для удобства общения. На столах ставятся таблички с номером и названием команд. Определяется ведущий, состав жюри, в обязанности которого входит оценка выполнения производственных ситуационных задач вместе с преподавателем. Назначаются штрафные баллы за подсказку, шум, перебивание выступающего.                    Студентов информируют, что  при решении производственных ситуационных задач Вам необходимо выполнить:

  • Анализ производственной ситуационной  задачи.
  • Выделение проблемы.
  • Выявление способов (нормативов, правил, методик), которые могут быть использованы.
  • Вычисление необходимых данных для решения задачи, установление  их достаточности.
  • Выполнение действий (расчетов),  обусловленных заданием.
  • Выработка мнений, выводов.

При решении  сложных  производственных задач  наибольший эффект  дает такая форма, когда анализ производственной ситуации,  студенты проводят  самостоятельно, пытаясь выделить  в нем проблему и всю необходимую информацию для ее решения.

Затем идет обсуждение в команде, вырабатываются совместные выводы и решения.

Все варианты решений выносятся на общую дискуссию всей группы.

Схема построение дискуссии:

  • определение и анализ проблемы;
  • формирование цели, требование к решению;
  • обсуждение вариантов решения, анализ решения и выводы.

1.3. Цели конкурса.

Дидактическая цель.

 – Понимание сущности и социальной значимости своей профессии, понимание ответственности за результаты своего труда.

- Побудить студентов к осознанию необходимости к самостоятельному и коллективному овладению дополнительными знаниями в области профессиональной деятельности.

- Совершенствование навыков реализации профессиональных функций решать поставленные задачи, требующие анализа ситуации и выбора решений. Совершенствование навыков коллективной работы.

- Формирование ключевых компетенций. Подготовка к профессиональной деятельности.

Развивающая цель.

- Развитие творческих способностей, логического мышления, смекалки, быстрой реализации, выделять существенные признаки и свойства.

- Развитие умение слушать, говорить, доказывать, отстаивать свою точку зрения, делать обобщающие выводы.

- Развитие умений работать в темпе: вычислять, чертить, развитие инициативы, уверенности в своих силах.

Воспитательная цель.

- Стремиться к воспитанию коллективизма, взаимопомощи, чувства такта, отзывчивости.

- Стремится воспитывать чувство аккуратности, добросовестности, ответственности за порученное дело.

- Способствовать воспитанию чувства гордости за избранную профессию, умение управлять эмоциями, бережно относится друг к другу.  

1.4. Вводная часть.

Вступительное слово преподавателя.

  Преподаватель сообщает цели  (конкурса). В настоящее время  уже ни одна строительная площадка не может обойтись без четко налаженного геодезического обслуживания всех циклов и видов строительно – монтажных работ. Геодезические работы в строительстве можно рассматривать как комплекс измерений, вычислений и построений на чертежах и в натуре, обеспечивающих, во-первых, возведение их конструктивных элементов в соответствии с геодезическими параметрами проекта и требованиями нормативных документов. Осуществление этих задач осуществляется поэтапно и мы решим различные ситуационные задачи, связанные с геодезическим обеспечением возведения подземной и надземной части.

Построение задач на основе соответствующих вопросов учебников по изученной теме основан:

- на выполнении типовых проектно – ориентированных задач, которые необходимо научиться решать каждому студенту;

- на проблемах реальной жизни, познавательная база которых закладывается в соответствующей теме профессионального модуля.  

Ведущий. Знакомит присутствующих с ходом  и условиями проведения участниками конкурса.

Ведущий. Для проведения конкурса используется ноутбук, проектор для демонстраций заданий и их решений.

1. В конкурсе принимают  участие студенты 3 – го курса отделения «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» 2 команды по 4-5 человек.  

2. Жюри – 3 человека, преподаватели строительного отделения.

3. Ведущий – студент группы 3/1 СЭЗС.

Студенты команды № 1 и «№ 2 получают ситуационную задачу № 1. Каждая команда получает карточку – задание.  Задание № 1.

На основании анализа решение вы делаете вывод.

При решении сложных производственных задач наибольший эффект дает       форма, когда анализ производственной ситуации студенты проводят самостоятельно, пытаясь выделить в нем проблему и всю необходимую информацию для ее решения.

Обсуждение идет в команде, вырабатываются совместные выводы и решение. Варианты решения команды № 1 и № 2 выносится на общую дискуссию всей группы. Учитываются скорость и правильность выполнения ситуационной задачи.

Методика разработки ситуационных задач и упражнений.

Построение производственных ситуационных задач на основе соответствующих вопросов учебников по изученной теме.

Ведущий. На решение  1-ой  ситуации отводится 10 минут. Команды садятся  за столы. Болельщики находятся на местах  в зале. Ситуационные производственные задачи решаются коллективно в команде.

При решении ситуации следует  руководствоваться теоретическими положениями, нормативными требованиями. Задачи требуют  принятия правильных   решений  в соответствии с рабочими чертежами, требованиями  нормативных документов. Преподаватель следит за регламентом.

Участники команд работают  самостоятельно, проводится коллективное  обсуждение  хода и результатов решение, подготовка к публичной защите, публичная защита   решения  ситуационной задачи, которое выводится на экран

Ведущий. В то время, когда  команды готовят ответы, проводится конкурс с болельщиками по  тому же ПМ. 02. «Выполнение  технологических  процессов при строительстве, эксплуатации  и реконструкции  строительных объектов».

Вопросы болельщикам.

1. Что значит «разбить оси»?

2. Для чего нужны оси на монтажных горизонтах?

3. Какими приборами можно перенести оси с исходного горизонта на монтажный?

4. Как проверить правильность установки колонны, панелей?

5. Какой способ применяют для высотной выверки дна траншеи трубопровода?

6. Каков состав геодезических работ при исполнительной съемке построенного трубопровода.

7. Для чего необходима исполнительная документация.

8. Что служит исходной основой для составления исполнительной документации.

9. Как оценивается качество исполнительной документации.

Задание № 1.

       Задача № 1.

С помощью нивелира проверить соответствующие отметки дна вырытой траншеи проектной, если отметка репера на строительной площадке (обноски) 117,010, проектная отметка дна траншеи 113,500, взгляд назад (проектный отсчет на рейке) в3=1580 мм (3). Какие действия выполняются:  если отметка дна траншеи на рейке укажет 113,00, а если 113,900. Вычертить чертеж.

Постановка задачи.

1. Как определить положение нивелирной рейки, при котором пятка ее будет находится на заданной проектной отметке.

2. Как вы определите, что дно траншеи соответствует проектной отметке.

3. С какой целью определяют текущие отметки.

4. Как вы определите, что траншея не дорыта или сделан перебор грунта, какие работы тогда надо выполнить.

Примерные вопросы для дискуссии.

1. Последовательность проверки соответствия отметки дна вырытой траншеи проектной.

2. Как определите, что траншея не дорыта или сделан перебор грунта.

3. Как определить величину недобора или перебора грунта.

4. Как вы считаете, почему не желательно допускать перебор грунта.

Каждая команда записывает свое решение на доске. По результатам дискуссии делает вывод.  

Ведущий. Построение задач на основе соответствующих вопросов учебников по изучаемой теме основан на решении практико – ориентированных задач, которые необходимо научиться решать студенту и выполнять на строительном объекте. Решение практико – ориентированных задач основано на проблемах реальной жизни, познавательная база, которых закладывается в соответствующей теме профессионального модуля.

Командам предлагается Задание № 2. Задание предусматривает решение практико – ориентированных задач № 1 и № 2.

При разбивке сооружений отметку выносят на бровку земляного полотна, на стенки опалубки при закладке фундаментов, на дно траншеи при укладке трубопроводов, на анкерные болты колонн на обноски.

Задание № 2.

Команда № 1 и № 2 получают задание  № 2 и № 3.

Задача № 2.

Выполнить вынос в натуру точку с заданной проектной отметкой  

Н в = 41,408м., отметка репера Нр = 42,517 м. Отсчет по рейке, установленной на репере а=1205 мм. Вычертить чертеж.

Постановка задачи.

1. Обсудите последовательность действий для решения ситуационной задачи.

2. Как определить проектный  отсчет на рейке в точке В.

3. Если в результате контроля будут недопустимые расхождения, что Вы станете предпринимать.  

 Задача № 3.

На обноску требуется вынести уровень чистого пола с отметкой

Нпр =150,240 м. Отметка репера Нрп = 150,452. Отсчет по рейке, установленной на рейке, оказался  а = 1423 мм. Вычертить чертеж.

 

Постановка задачи.

1. Какие действия требуется выполнить, чтобы определить отсчет по рейке?

2. Как выполните выноску уровня чистого пола на обноску?

3. Когда сделаете вывод, что вынос уровня чистого пола на обноску выполнен правильно?

Вопросы для дискуссии.

1. Какой контроль необходимо выполнить при выносе в натуру точки с заданной проектной отметкой.

2. Что необходимо выполнить в случае недоступных расхождений между фактической и проектной отметкой.

3. Какой контроль выноса уровня чистого пола на обноску необходимо выполнить.

                                                         Задание № 3.

Следующее задание предполагает передачу отметки на дно глубокого котлована и прокладку трубопровода с заданным уклоном.

                                                           Задача № 4.

Выполнить передачу отметки на дно глубокого котлована.

 Нрп1 = 150,210 мм.; а =1244мм.;

С = 8935мм.;  d = 1412мм.;   в = 0841 мм.

Когда вы сделаете вывод, что отметка на дно глубокого котлована передана верно. Вычертить чертеж.

Постановка задачи.

1. Почему используют два нивелира для определения отсчетов.

2. Объясните последовательность выполняемых измерений.

3. С какой целью наблюдение повторяют, изменив высоту нивелира.

Ситуационная задача № 5.

Для мини цеха по переработке сельскохозяйственной продукции необходимо проложить наземный трубопровод на эстакаде.  Отметка начала трубы

1) =2,5 м. определяется высотой технологического оборудования и известно. Длина трубы 60 м., шаг опор 3 м., величина проектного уклона  i = 0,006. Как выполнить эту простую работу, в наличии имеется 60 м. трубы Ø =40 мм. Имеются следующие инструменты:

1 – вариант: нивелир Н -3, нивелирная рейка, рулетка.

2 – вариант: уровень, рулетка, тонкая прочная проволока.

            3-  вариант: уровень, деревянная  ровная рейка, рулетка.

Постановка задачи.

1. Определите падение высоты между начальной точкой и отметкой последней опоры.

2. Объясните порядок выполнения данной работы, использованием  инструмента, указанного в выбранном вами варианте.

3. Предложите самый удачный способ выполнения данной работы, используя инструменты, указанные в трех вариантах.

Вы имеете: нивелир, нивелирную рейку, рейку, уровень, рейку и прочную проволоку.

Вопросы для дискуссии.

1. Как считаете, почему используется два нивелира при передачи отметки на дно глубокого котлована.

2. Как проверить, правильно ли выполнена передача отметки на дно котлована.

3. Как выполните работы по прокладке трубопровода с использованием указанных приборов и инструментов.

Решение выводится на экран на общую дискуссию. Жюри выносит оценки и сообщает результаты.

Студентам предлагается Задание № 4 ситуации № 6 и № 7.

На решение данных задач предусмотрено время 2-3 минуты.

Командам предлагается выполнить оценку ответов другой команды.

Предлагаю студентам проанализировать работу другой команды, высказать свою точку зрения.

Ведущий. Решение выводится на экран на общую дискуссию всей группы. Команды анализируют решение, вывод команды соперницы.

Ведущий. Студентам предлагается 2 ситуационные задачи, на обдумывание 3 минуты.    

Ситуационная задача № 6.

Как без прибора проверить, выполнены бетонные полы в помещении с уклоном или без уклона.

 Ситуационная задача № 7.

При бетонировании монолитного фундамента в них  необходимо устраивать отверстия 20х20 см., для прокладки инженерных сетей.

Как это можно выполнить.

Каждая команда выступает с решением.

Дискуссия.

Как вы считаете, выводы и решение ситуационных задач выполнено верно в команде соперницы.

Какое решение вы бы могли предложить.

Как вы считаете, вы бы выполнили так.

После проведения игры преподаватель делает заключение об уровне подготовленности участников конкурса, отмечает положительные и отрицательные стороны, называет те вопросы, которые вызвали затруднения.

Жюри сообщает итоги конкурса, затем проводится награждение команд, вручение поощрительных призов отдельным участникам, а также отличившимся болельщикам. Преподаватель благодарит участников и объявляет окончание игры.

2. Проведение конкурса.

«Решение  производственных ситуационных задач по МДК. 02.02 Учет и контроль технологических процессов.

Урок

Решение производственных ситуационных задач проводится по ПМ. 02. МДК 02.02 Учет и контроль технологических процессов.

2.1. Организационный момент.

Проверка присутствующих, готовности студентов к проведению конкурса, подготовка  аудитории. Сюда входит представление  ведущего (заранее назначенный студент, если предусмотрел преподаватель), команд, которые также формируются заранее по желанию студентов, жюри.

Тема урока: Геодезическое сопровождение и контроль выполненных строительно – монтажных работ.  

Вид занятия: урок конкурс.

Тип урока: комплексное применение знаний и умений.

Методы проведения: коллективный.

1. Проблемный метод – определение и представление проблемы, лежащей в основе ситуации.

2. Системный анализ – системная подготовка  и анализ ситуации.

3. Метод классификации – создание упорядоченных перечней действий составляющих ситуацию.

Оборудование для проведения конкурса.

1. Ноутбук, проектор; 2 презентация.

2. Фельдман В.Д., Михелев Д.Ш. «Основы инженерной геодезии».

3. Григоренко А.Т., Киселев М.И. «Инженерная геодезия».

4. Бумага,  оценочные листы.

5. Схемы, карточки – задания.  

Цели конкурса.

Дидактическая цель.

 – Понимание сущности и социальной значимости своей профессии, понимание ответственности за результаты своего труда.

- Побудить студентов к осознанию необходимости к самостоятельному и коллективному овладению дополнительными знаниями в области профессиональной деятельности.

- Совершенствование навыков реализации профессиональных функций решать поставленные задачи, требующие анализа ситуации и выбора решений, совершенствование навыков коллективной работы.

- Формирование ключевых компетенций. Подготовка к профессиональной деятельности.

Развивающая цель.

- Развитие творческих способностей, логического мышления, смекалки, быстрой реализации, выделять существенные признаки и свойства.

- Развитие умение слушать, говорить, доказывать, отстаивать свою точку зрения, делать обобщающие выводы.

- Развитие умений работать в темпе вычислять, чертить, развитие инициативы, уверенности в своих силах.

Воспитательная цель.

- Стремиться к воспитанию коллективизма, взаимопомощи, чувства такта, отзывчивости.

- Стремится воспитывать чувство аккуратности, добросовестности, ответственности за порученное дело.

- Способствовать воспитанию чувства гордости за избранную профессию, умение управлять эмоциями, бережно относится друг к другу.  

2.2. Вводная часть.

                                        Целепологание  и мотивация.

2.2.1.  Преподаватель сообщает цель учебного занятия, подчеркивает, что в итоге студенты должны продемонстрировать знания необходимые для решения производственных ситуационных и проектно – ориентированных задач связанные с геодезическим обеспечением возведения надземной и подземной части зданий.

2.2.2. Каждая беседа знакомит присутствующих с ходом и условием проведения занятия.

В конкурсе  по решению производственных ситуационных и проектно – ориентированных  задач принимают участие 2 команды по 4-5 человек.

Жюри 3 человека – преподаватели строительного отделения.

2.2.3. Жюри оценивает конкурсные задания по 5 бальной системе.

3. Основная часть. Применение знаний в знакомой и незнакомой ситуации. Поэтапная постановка производственных ситуационных задач, анализ,  решение, обсуждение, дискуссия, вывод.

Студенты  команд № 1 и № 2 получают ситуационную производственную задачу № 1, каждая команда получает карточку – задание № 1.

  • Вы  должны   в составе команды  выделить в задании № 1 проблему, обсудить всю необходимую информацию для ее решения.
  • Обсуждение  идет в команде, решение выводится на общую дискуссию всей группы.
  • Учитывается скорость, правильность выполнения ситуационной

задачи.

Команда, выполнившая задание раньше и правильно получает поощрительные  баллы.  

Жюри оценивает выступление команд № 1 и № 2.

           Если слишком затягивается выступление студента во время дискуссии команды, преподаватель помогает дополнительными наводящими вопросами или предоставляет слово следующему участнику команды.

2.3. Проведение конкурса на уроке «Решение производственных ситуационных задач» по МДК 02.02 Учет и контроль технологических процессов.

Задание № 1.

Производственная ситуационная задача № 1.

С помощью нивелира проверить соответствующие отметки дна вырытой траншеи проектной, если отметка репера на строительной площадке (обноски) 117,010, проектная отметка дна траншеи 113,500, взгляд назад (проектный отсчет на рейке) в3=1580 мм. Какие действия выполняются:  если отметка дна траншеи на рейке укажет 113,00, а если 113,900. Вычертить чертеж.

Постановка задачи.

1. Как определить положение нивелирной рейки, при котором рейка ее будет находится на заданной проектной отметке.

2. Как вы определите, что дно траншеи соответствует проектной отметке.

3. С какой целью определяют текущие отметки.

4. Как вы определите, что траншея не дорыта или сделан перебор грунта, какие работы тогда надо выполнить.

После того как команды выполнили решение производственной ситуационной задачи, решение выносится на общую дискуссию. Команды вырабатывают совместное решение производственной ситуационной задачи № 1.

Задание № 2.

 При разбивке сооружений заданную отметку выносят на бровку земляного полотна, на опалубку при устройстве фундаментов, на дно траншей – при укладке различных трубопроводов.

Команда № 1 и № 2 получают практико – ориентированные задачи задание № 2 и № 3.

Выполнить вынос в натуру точку с заданной проектной отметкой  

Н в = 41,408м., отметка репера Нр = 42,517 м. Отсчет по рейке, установленной на репере а=1205 мм. Вычертить чертеж.

Постановка задачи.

1. Обсудите последовательность действий для решения ситуационных задач.

2. Как определить проектный  отсчет на рейке в точке В равной в пр.

3. Если в результате контроля будут недопустимые расхождения, что Вы станете предпринимать.  

Задание № 1.

Производственная ситуационная задача № 1.

С помощью нивелира проверить соответствующие отметки дна вырытой траншеи проектной, если отметка репера на строительной площадке (обноски) 117,010, проектная отметка дна траншеи 113,500, взгляд назад (проектный отсчет на рейке) в3=1580 мм. Какие действия выполняются:  если отметка дна траншеи на рейке укажет 113,00, а если 113,900.

Постановка задачи.

1. Как определить положение нивелирной рейки, при котором рейка ее будет находиться на заданной проектной отметке.

2. Как вы определите, что дно траншеи соответствует проектной отметке.

3. С какой целью определяют текущие отметки.

4. Как вы определите, что траншея не дорыта или сделан перебор грунта, какие работы тогда надо выполнить.

Примерные вопросы для дискуссии.

1. Последовательность проверки соответствия отметки дна вырытой траншеи проектной.

2. Как определите, что траншея не дорыта или сделан перебор грунта.

3. Как определить величину недобора или перебора грунта.

4. Как вы считаете, почему не желательно допускать перебор грунта.

Каждая команда записывает свое решение на доске. По результатам дискуссии делаем вывод.

Построение задач на основе соответствующих вопросов учебников по изучаемой теме основан на решении практико – ориентированных задач, которые необходимо научиться решать студенту и выполнять на строительном объекте. Решение практико – ориентированных задач основано на проблемах реальной жизни, познавательная    база    которых закладывается в соответствующей теме профессионального модуля.

Командам предлагается задание № 2. Задание предусматривает практико –ориентированные задачи  № 2 и № 3.

При разбивке сооружений отметку выносят на бровку  земляного полотна, на стенки опалубки при закладке фундаментов, на дно траншеи – при укладке трубопроводов, на анкерные болты.  

                                                              Задание № 2.

Задача команде № 1.

Команда  № 1 и № 2 получают задание № 3.

Выполнить вынос в натуру точку с заданной проектной отметкой  

Н в = 41,408м., отметка репера Нр = 42,517 м. Отсчет по рейке, установленной на репере а=1205 мм. Вычертить чертеж.

Постановка задачи.

1. Обсудите последовательность действий для решения ситуационной задачи.

2. Как определить проектный  отсчет на рейке в точке В.

3. Если в результате контроля будут недопустимые расхождения, что Вы станете предпринимать.  

Задача  команде № 2.

На  обноску требуется вынести уровень чистого пола с отметкой

Нпр =150,240 м. Отметка репера Нрп = 150,452. Отсчет по рейке, установленной на репере, оказался  а = 1423 мм.    Вычертить чертеж.

Постановка задачи.

1. Какие действия требуется выполнить, чтобы определить отсчет по рейке?

2. Как выполните выноску уровня чистого пола на обноску?

3. Когда сделаете вывод, что вынос уровня чистого пола на обноску выполнен правильно?

Вопросы для дискуссии.

1. Какой  контроль  необходимо выполнить при выносе в натуру точку с заданной проектной отметкой.

2. Что необходимо выполнить в случае недопустимых расхождений между фактической и проектной отметкой.

3. Какой контроль выноса уровня чистого пола на обноску необходимо выполнить.

Задание № 3.

Следующее задание предполагает передачу отметки на дно глубокого котлована и прокладку трубопровода с заданным уклоном.

Командам предлагается производственная ситуационная задача.

Задача для команды № 2.

Выполнить передачу отметки на дно глубокого котлована.

 Нрп1 = 150,210 мм.; а =1244мм.;

с = 8935мм.;  d = 1412мм.;   в = 0841 мм.

            Вычертить чертеж.

Постановка задачи.

1. Почему используют два нивелира для определения отсчетов.

2. Объясните последовательность выполняемых измерений.

3. С какой целью наблюдение повторяют, изменив высоту нивелира.

Задание для команды № 1.

Для мини цеха по переработке сельскохозяйственной продукции необходимо проложить наземный трубопровод на эстакаде.  Отметка начала трубы

1) =2,5 м. определяется высотой технологического оборудования и известно. Длина трубы 60 м., шаг опор 3 м., величина проектного уклона  i = 0,006. Как выполнить эту простую работу, в наличии имеется 60 м. трубы Ø =40 мм. Имеются следующие инструменты:

1 – вариант: нивелир Н -3, нивелирная рейка, рулетка.

2 – вариант: уровень, рулетка, тонкая прочная проволока.

3- вариант: уровень, деревянная  ровная рейка, рулетка.

Постановка задачи.

1. Определите падение высоты между начальной точкой и отметкой последней опоры.

2. Объясните порядок выполнения данной работы с использованием  инструмента, указанного в выбранном вами варианте.

3. Предложите самый удачный способ выполнения данной работы, используя инструменты, указанные в трех вариантах.

Вы имеете: нивелир, нивелирную рейку, рейку, уровень, рейку и прочную проволоку.

Вопросы для дискуссии.

1. Как считаете, почему используется два нивелира при передачи отметки на дно глубокого котлована.

2. Как проверить, правильно ли выполнена передача отметки на дно котлована.

3. Как выполните работы по прокладке трубопровода с использованием указанных приборов и инструментов.

Жюри подводит итоги.

Студентам предлагается Задание № 4.

На решение данных задач предусмотрено время 2-3 минуты.

Командам предлагается выполнить оценку ответов другой команды.                  

Предлагаю студентам проанализировать работу другой команды, высказать свою точку зрения.

Задание № 4 предполагает решение ситуационных задач № 6 и № 7.

       Задание № 4.

Ситуационная задача команде № 1.

Как без прибора проверить, выполнены бетонные полы в помещении с уклоном или нет.

Ситуационная задача команде № 2.

При бетонировании монолитного фундамента в них  необходимо устраивать отверстия 20х20 см., для прокладки инженерных сетей.

Как это можно выполнить.

Каждая команда выступает с решением. Предлагаю проанализировать решение другой команды.

В заключительной части занятия преподаватель обобщает изученный материал, анализирует  работу и состояние команд.

Жюри сообщает итоговые оценки.

2.4. Система стимулирования участников конкурса.

Деятельность студентов во время конкурса оценивается на каждом этапе решения производственных ситуационных задач по пятибалльной системе. При оценке учитывается оригинальность суждений, активность, обоснованность выводов и выступление при проведении дискуссии.

За нарушение (подсказки, опоздание) участники штрафуются на 1-2 балла.

Наиболее активных студентов поощряют дополнительным количеством баллов (от 1 до 2).

Отмечает ошибки, отмечает хорошо выполненное задание, дает домашнее задание.

2.5. Рефлексия для студентов.

Коллективная  мыслительная деятельность способствует работать студентам активно и с большим интересом и помогает им:

  • выделить проблемы, которые могут возникнуть при решении производственных ситуационных задач, проектно – ориентированных задач;
  • выяснить способы, методы, правила которые могут быть использованы при коллективном обсуждении и решении в команде;
  • выполняют задание, реализуя способности;
  • обмениваются мнениями, анализирует свою работу, высказывают свою точку зрения.

2.6. Рефлексия  преподавателя.

Конкурсы способствуют усилению междисциплинарных связей между профессиональными модулями и дисциплинами, усилению познавательной деятельности  студентов, улучшению качества знаний, формированию профессиональных компетенций.

Преподаватель делает выводы о работе студентов во время проведения конкурса, задает вопросы.

- Что было сложно при решении производственных ситуационных задач, проектно – ориентированных задач.

- Какие новые знания и умения вы приобрели.

- С какими заданиями вы справились легко и что  Вам  помогло  при их выполнении.

                 Оценочная ведомость конкурса   по ПМ 02.02. МДК. 02.01 Организация  технологических процессов при  строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов.

МДК. 02.02 Учет и контроль технологических процессов.

    Наименование

Команда № 1

Команда № 2

Поощрительные

баллы за решение задач.

Поощрительные

баллы

Штрафные

баллы

Поощрительные

баллы

Поощрительные

баллы

Штрафные баллы

Задание № 1.

производственная ситуационная задача  № 1

Задание № 2

практико - ориентированные задачи № 3; № 4

Задание № 3

производственные задачи

№ 5; № 6.

Задание № 4

производственная задача № 7; № 8.

Общий балл.

Оценка конкурса болельщиков.

                               

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

Студенты,  принимавшие  участие в конкурсе хорошо справились со  своей работой. Конкурс был проведен интересно, оживленно. Участники вели себя  достойно, с чувством ответственности.

Такие конкурсы  требуют от студентов достаточного запаса  теоретических и практических по дисциплинам и профессиональным модулям.  Кроме того  студенты в достаточной степени оперировали мыслительными процессами /анализ, обобщение, суждения, память, речь/.

Сочетание знаний,  умений и творчества  студентов – это результат коллективного труда, который развивает  познавательные, творческие, изобретательные способности студентов. Здесь  также  присутствует  дух  соперничества, борьба мнений, коллективный разум, вырабатывается  умение найти правильное решение.

Проведение  данного конкурса является формой проверки профессиональных знаний,  практических умений и навыков, соединяет  обучение  с будущей  практической деятельностью.

Присутствующим  студентам,  работникам учебного заведения, членам жюри понравилась доступность проведения  конкурса.

ВЫВОДЫ:  Проведенный конкурс заинтересовал  присутствующих,  оказался познавательным для студентов. Участники проявили свои  способности в подготовке и проведении конкурса, приобрели умения с пользой  проводить свой досуг.

 

 

Список литературы

 1. Фельдман В.Д., Михелев Д.Ш. «Основы инженерной геодезии».

 2.  Григоренко А.Т., Киселев М.И. «Инженерная геодезия».

  3. Маклакова Т.Г., Нанасова С.М.  «Конструкции  гражданских  зданий: Учебник – М.: Издательство А.С.В., 2011- 280 с.  

  4.Кузнецов В.С.,  Малахова А.Н., Прокуронова Е.А. «Железобетонные монолитные перекрытия и каменные конструкции многоэтажных зданий» Курсовое и дипломное проектирование: Учебное пособие: - М.: Издательство Ассоциация  строительных вузов, 2010 – 216 с.

5. Теличко    В.И., Терентьев О.А.,  Лапидус А.А. «Технология возведения зданий» - 2 изд., перераб.   и доп. – М.: Высшая школа., 2014.-446с.; ил.

6. Теличко    В.И.,   Лапидус  А.А. , Терентьев О.М. «Технология   строительных процессов» - 2 ч. ч.1. ч.2.: учебник. – М.: Высшая шк. .; 2011 -392с.: ил.  

7. Интернет – ресурс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка семинара-практикума МДК.02.01. Организация технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов по теме «Инженерные сети и оборудование зданий и строительных площадок»

Методические разработки семинара-практикма предназначены для студентов средних специальных учебных заведений.Для специальности 08.02.01. "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений"...

Методические рекомендации для выполнения курсового проекта ПМ.02 «Выполнение технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов» МДК.02.01 «Организация технологических процессов при строительстве, эксплуатации

Методические  рекомендации по выполнению курсового  проекта  являются частью программы подготовки специалистов среднего звена  в соответствии с ФГОС по специальности 08.02.01...

Материалы к контрольным срезовым работам ПМ 02 «Выполнение технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов» МДК.02.01. Организация технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкци

Материалы к контрольным срезовым работам   ПМ 02 «Выполнение технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов»  МДК.02.01. Организа...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по проведению открытого урока по ПМ 02__ Выполнение технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов. Тема «Транспортирование строительных грузов»

МЕТОДИЧЕСКАЯ   РАЗРАБОТКАпо проведению открытого урока по ПМ 02__ Выполнение технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов. Тема «Тран...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА конкурса во внеклассном мероприятии «Решение производственных ситуационных задач» по ПМ 02. МДК. 02.01 Организация технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов. МДК. 02.02

Свою главную  цель преподаватели видят  в совершенствовании управления процессами познания и развития студентов, в отборе учебного материала в соответствии с имеющейся моделью специалиста, в...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Решение производственных ситуационных задач по ПМ. 02 «Выполнение технологических процессов при строитель-стве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов».

Компетентностный подход предполагает усвоение студентом не отдаленных друг от друга   знаний и умений,  а овладение комплексом  процедур, в котором для каждого выделенного направле...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Решение производственных ситуационных задач по ПМ. 02 «Выполнение технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов».

Решение ситуационных производственных задач используется для  формирования у студентов профессиональных умений. Основным дидактическим материалом  служит ситуационная задача, которая включае...