Инновационная деятельность
опыты и эксперименты
Исследовательская работа преподавателя.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 39.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГАПОУ РБ «Техникум строительства и городского хозяйства»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Формирование профессиональной самостоятельности будущего техника-строителя
Разработала: преподаватель спецдисциплин
Якубёнок Т.И.
2020г.
Актуальность исследования:
Социально-экономические преобразования, характерные для современного российского общества, обусловили ориентированные на повышение качества жизни населения изменения в сфере гуманитарного и технического производства. Одно из направлений — приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье гражданам России» предъявляет особые требования к профессионально-этическому уровню подготовки техников-строителей.
Развитие строительной индустрии, бурный рост индивидуально-элитного жилья и монолитного домостроения актуализировали потребность в квалифицированных специалистах, обладающих профессиональной самостоятельностью, позволяющей ответственно решать производственные и технологические задачи, ориентируясь на запросы потребителей и современные достижения отрасли.
В сложившихся условиях профессиональное образование наполняется новым содержанием и предполагает формирование профессиональной самостоятельности как профессионально и личностно значимого качества, связанного с удовлетворением профессиональных намерений, успешным карьерным ростом, выражением индивидуальности в профессии. В этой связи необходима научно обоснованная система формирования профессиональной самостоятельности будущего техника-строителя.
Научное обращение к проблеме формирования профессиональной самостоятельности будущего техника-строителя усиливается отсутствием описания ее специфических характеристик, структуры, теоретической разработанности критериев и учебно-методического обеспечения данного процесса. Соответственно, необходимы эффективные способы формирования профессиональной самостоятельности как качества, обеспечивающего самопроявление личности в будущей профессиональной деятельности техника-строителя.
Актуальность исследования усиливается наличием ряда противоречий между:
- возросшими потребностями общества в техниках, подготовленных к современной строительной деятельности, и традиционной системой академического образования;
- потребностью будущего техника-строителя в профессиональной самостоятельности как качестве, составляющем потенциал его развития, и недостаточной разработанностью данной проблемы в педагогической теории и практике;
- необходимостью образовательной практики техникума в целенаправленном формировании профессиональной самостоятельности будущего техника-строителя и недостаточным учебно-методическим обеспечением данного процесса.
Проблема исследования заключается в определении и апробации педагогических условий формирования профессиональной самостоятельности будущих техников-строителей в процессе изучения специальных дисциплин.
В настоящее время в науке накоплен определенный фонд знаний, необходимых для постановки и решения исследуемой проблемы. Теоретические аспекты содержания и организации образовательного процесса исследованы С.И. Архангельским, Ю.К. Бабанским, В.П.Беспалько, Е.В. Бондаревской, В.В. Краевским, Н.В. Назаровым, Ю.Г. Татуром, B.C. Черепановым, Д.Ф. Чернилевским. Проблемы теории и методики профессионального образования рассматривались Г.В. Белой, В.Г. Гладких, В.В. Кузнецовым, П.Ф. Кубрушко, А.В.Кострюковым, Л.Б. Соколовой, И.П. Смирновым. Единство личностного и профессионального развития отражено в работах
В.М.Жураковского, В.И. Загвязинского, А.А. Реана, В.Г. Рындак, В.Д.Шадрикова. Исследования в области аксиологизации образования представлены в работах А.С. Гаязова, А.В. Кирьяновой, Г.А.Мелекесова, Н.Д. Никандрова. Особенностям формирования профессионально-личностных качеств современного специалиста посвящены работы И.Д. Белоновской, Н.С. Сахаровой, А.П.Тряпициной. Механизмы развития самостоятельности как качества личности рассматривались в исследованиях Е.Я. Голанта, Б.П. Есипова, А.А. Орлова, З.А. Решетовой, Н.А. Полониковой, Г.Я.Шишмаренковой. Развитие и формирование профессиональной самостоятельности личности в начальной профессиональной школе исследованы Г.И. Ажикиным, Г.Л. Гавриловой, М.М.Дудиной, И.А.Жиделевым, В.И. Магойченковым, в высшей - И.А. Лавринец, Е.В. Брылевой.
Анализ фонда научных знаний по исследуемой проблеме позволяет констатировать, что проблема формирования профессиональной самостоятельности будущего техника -строителя в среднетехническом образовании в педагогической науке до настоящего времени глубоко не рассматривалась.
Цель исследования:
теоретически обосновать и апробировать формирования профессиональной самостоятельности будущего техника-строителя.
Объект исследования:
профессиональная подготовка будущего техника-строителя.
Предмет исследования:
формирование профессиональной самостоятельности будущего техника-строителя в техникуме.
Гипотеза исследования:
формирование профессиональной самостоятельности будущего техника -строителя будет эффективным, если обеспечится комплекс педагогических условий:
- актуализация мотивации ценностно-смыслового содержания профессиональной самостоятельности;
- обогащение содержания спецдисциплин профессионально-ориентированными заданиями, направленными на формирование профессиональной самостоятельности;
- реализация комплексного учебно-методического обеспечения в соответствии со структурными компонентами профессиональной самостоятельности будущего техника-строителя.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи:
1) раскрыть сущность и структуру понятия «профессиональная самостоятельность будущего техника -строителя»;
2) определить критерии и показатели уровней сформированности профессиональной самостоятельности будущего техника-строителя;
3) разработать и апробировать модель формирования профессиональной самостоятельности будущего техника-строителя;
4) разработать и внедрить учебно-методическое обеспечение формирования профессиональной самостоятельности будущего техника-строителя.
Методы исследования:
для решения поставленных задач использовались методы теоретического анализа, изучение педагогического опыта, моделирование, наблюдение, анкетирование, собеседование, тестирование, опрос, метод экспертных оценок, статистические методы обработки полученных результатов и их графическое представление.
База исследования:
ГАПОУ РБ «Техникум строительства и городского хозяйства»
Этапы исследования.
Первый этап - (2020-2021 учебный год).
Ознакомление с основными направлениями совершенствования системы подготовки будущих техников-строителей в техникуме и требованиями к современному технику-строителю; определение методологических и теоретических аспектов исследования, формулировка цели, задач и рабочей гипотезы; разработка программы опытно-поисковой работы и проведение констатирующей диагностики.
Второй этап - (2021-2022 учебный год).
Выявление сущности, структуры и компонентов профессиональной самостоятельности будущего техника-строителя; определение уровней, критериев и показателей сформированности профессиональной самостоятельности будущего техника-строителя; обоснование и апробирование педагогических условий формирования профессиональной самостоятельности будущих техников-строителей; проведение опытно-поисковой работы.
Третий этап - (2022-2023 учебный год). Анализ, систематизация полученных данных опытно-поисковой работы, проверка выдвинутой гипотезы, обобщение результатов исследования и оформление текста исследовательской работа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система в управлении инновационной деятельностью, в разработке и внедрении новых педагогических технологий (инноваций) – путь к успеху в педагогической деятельности
«Три пути ведут к знанию: путь размышлений – самый благородный, путь подражаний – самый легкий, путь опыта – самый горький», - говорил один из мудрецов Конфуций.Сказано красиво, тонко, а неверно...

Изучение и анализ опыта инновационной деятельности в системе образованиям
Настоящий сборник содержит аналитические материалы по системам образования отдельных стран, собранные руководителями колледжа в течение 2008-2011 учебного года по результатам командировок, и сод...

Изучение и анализ зарубежного опыта инновационной деятельности в системе образования
Настоящий сборник содержит аналитические материалы по системам образования отдельных стран, собранные преподавателями в ходе проведения исследовательской работы в рамках экспериментальной ...

Изучение и анализ зарубежного опыта инновационной деятельности в Северной и Южной Америки
Настоящий сборник содержит аналитические материалы по системам образования отдельных стран Северной и Южной Америки, собранные преподавателями в ходе проведения исследовательской работы в ...

Таблица 4.3: Результаты участия педагогического работника в инновационной деятельности
Таблица 4.3: Результаты участия педагогического работника в инновационной деятельности...
Применение активных и интерактивных методов и форм методической работы для активизации инновационной деятельности педагогов
В статье рассмотрена роль активных и интерактивных методов и форм в работе по активизации инновационной деятельности педагогов....

Психолого-педагогическое сопровождение педагогов в инновационной деятельности
Современное состояние отечественной образовательной системы характеризуется активным внедрением инновационных технологий в педагогический процесс. Методическая и психологическая служба образовательног...
