ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ В ПОДГОТОВКЕ КОМПЕТЕНТНОГО СПЕЦИАЛИСТА
статья

Соловьева Елена Александровна

Предназначено для преподавателей профессиональных циклов при формировании общих и профессиональных компитенций

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_innovatsionnyh_metodov_v_3.docx20.21 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ  В

ПОДГОТОВКЕ КОМПЕТЕНТНОГО СПЕЦИАЛИСТА

Е.А.Соловьёва

ОБПОУ «Рыльский аграрный техникум»,

г. Рыльск

Переход экономики России на рыночные механизмы дает ясно понять, что выпускники учреждений СПО, не имея достаточной профессиональной квалификации и опыта практической деятельности, испытывают особые трудности в адаптации к рынку труда. Модернизация производства предъявляет новые требования к специалистам со средним профессиональным образованием. Выпускники должны быть подготовлены к работе на новых видах оборудования, компетентно взаимодействовать с партнерами, уметь принимать решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Поэтому, в качестве нового образовательного результата СПО третьего поколения определили общие и профессиональные компетенции.

Общие компетенции многофункциональны, надпредметны и многомерны. Основываются на свойствах человека и проявляются в определенных способах поведения. Которые опираются на его психологические качества, включают широкий, практический контекст с высокой степенью универсальности. Овладение ими позволяет решать самые различные проблемы в повседневной, профессиональной и социальной жизни.

Под профессиональной компетенцией понимается интегрированный результат профессионального обучения, выражающийся в готовности субъекта эффективно использовать внутренние и внешние ресурсы для выполнения профессиональной деятельности в соответствии с установленными требованиями. Поскольку освоить  деятельность через подражание невозможно, обучающийся начинает управлять своей деятельностью, используя, интегрируя различные результаты образования (знания, навыки, ценности и др.) формируя собственный ресурсный пакет.

При реализации модульно - компетентностного подхода к подготовке специалистов, система оценивания новых образовательных результатов в образовательном учреждении СПО не может ориентироваться только лишь на традиционный внутренний контроль. Преподавательский коллектив должен активно искать и использовать инновационные подходы к формированию оценочных средств, которые позволили бы вести непрерывное отслеживание качества учебных достижений и формирование личных качеств, творческих характеристик обучающихся.

Так, например, одним из инновационных средств оценивания является «Портфолио» - это способ фиксирования, накопления и оценивания индивидуальных образовательных результатов обучающегося  в определенный период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Портфолио – это заранее спланированная и специально организованная индивидуальная подборка материалов и документов, которая демонстрирует усилие, динамику и достижения обучающегося в различных областях.

Педагогическая идея портфолио предлагает:  смещение акцента с недостатков знаний и умений студентов на конкретные достижения по данной теме, разделу;  интеграцию количественной и качественной оценок; доминирование самооценки по отношению к внешней оценке.

Формирование « Портфолио» помогает решить следующие педагогические задачи: поддерживать высокую учебную мотивацию обучающегося; формировать умение учиться – ставить цели. Планировать и организовывать собственную учебную деятельность; поощрять их активность и самостоятельность,  расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности студентов, формировать адекватную самооценку; определять количественные и качественные индивидуальные достижения; создавать предпосылки и возможности для успешной социализации выпускников.

При изучении МДК. 01.01. « Проектирование зданий и сооружений» Теме 1.3. « Архитектура зданий» студент создаёт портфолио, которое включает:

  • Титульный лист;
  • Графические работы, которые выполняются в конце каждой изученной темы;
  • Доклады, целью которых служит углубления знаний;
  • Результаты выполнения тестовых заданий;
  • Самостоятельные работы;
  • Курсовой проект;
  • Результаты олимпиад при выполнении ПМ.01. « Участие в проектировании зданий и сооружений».

      Следующим средством оценивания профессиональных компетенций является курсовой проект.

       Курсовой проект – вид самостоятельной письменной и графической работы, направленной на творческое освоение общепрофессиональных дисциплин.

       По итогам освоения МДК. 01.01. « Проектирование зданий и сооружений» Темы 1.3. « Архитектура зданий» выполняется курсовой проект.

      Проект выполняется с использованием информационно - коммуникативных технологий.

      Он состоит из двух частей:

  1. Пояснительной записки, которая набирается на компьютере, чертежным шрифтом GOST type A №18. Записка включает в себя введение, основную часть ( подробное описание проектируемого здания, его основных конструктивных элементов), литературу, приложение и заключение.
  2. Графическая часть выполняется на двух листах формата А1 ( А2) с применением компьютерной программы КОМПАС 3Д. На форматах вычерчены основные чертежи здания: фасад, план, разрез, планы фундаментов, перекрытий, покрытий, покрытий, кровли и узлы.

    При оценке уровня выполнения курсового проекта могут контролироваться следующие умения, навыки и компетенции: умение работать с объектами изучения; справочной и энциклопедической литературой; собирать и систематизировать практический материал; самостоятельно решать проблему на основе существующих методик; логично и грамотно излагать собственные умозаключения и выводы; соблюдать форму научного исследования; пользоваться глобальными информационными ресурсами; владение современными средствами телекамуникаций; способность и готовность к использованию основных прикладных программных средств.

     Практическое задание используется для оценки профессиональных компетенций. После изучения темы «Основы строительной теплотехники» по МДК.01.01. «Проектирование зданий и сооружений» Теме 1.3. « Архитектура зданий» выполняется практическое задание « Теплотехнический расчет ограждающих конструкций» с помощью компьютерной программы разработанной с учетом СНиП ( Строительные нормы и правила).

     Метод проектов. Существуют два вида проектов:

  • Мини-проект. Проводятся  и рецензируются на уроке.
  • Проект как форма организации внеаудиторной самостоятельной деятельности студентов.

     В ходе изучения МДК.01.01. « Проектирование зданий и сооружений» теме 1.1. « Строительные материалы» студентами создаются проекты по презентации современных теплоизоляционных и акустических материалов.

     В результате применения этого средства оценивания: существенно повышается учебная инициативность обучающегося; реализуется творческий потенциал студента как субъекта самостоятельной учебной деятельности; активизируется личностно значимые мотивы учебной деятельности студента; формируются умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности; критически оценивать ее.

    К инновационным средствам оценивания относится и тестирование.

   Тестовая технология дополняет традиционную систему текущего контроля тестами различного назначения, что позволяет получить достоверную и оперативную информацию об уровне усвоения знаний, достигнутым каждым обучаемым.

       К тестам предъявляют ряд требований: адекватность ( валидность), определенность (общепринятость), простота, однозначность, надежность.

       Тесты могут быть представлены в виде вопросов, рекомендаций, чертежей. Существуют следующие разновидности тестов: тесты опознания, тесты различения, тесты соотнесения, тесты задачи с выборочными ответами, тесты подставки, конструктивные тесты.

       Наряду с проведением тестирования самим педагогом, технология предусматривает проведение и административного тестирования, - как итогового контроля учебного процесса со стороны заместителя директора СПО по учебной работе. Объективный контроль результатов обучения позволит повысить эффективность управления учебным процессом в учреждении СПО.

       Таким образом, инновационные средства оценивания дополняют традиционные контрольно-оценочные системы и могут в перспективе стать реальной альтернативой традиционными формами оценивания.

Библиографический список

1. Черняева А.П., Гречин Б.С. «Современные средства оценивания результатов обучения», Ярославль. 2008 г.

2. Полежаева М.В. «Проблемы оценивания общих и профессиональных компетенций в контексте перехода на федеральные образовательные стандарты».

3. Дроздова Г.В. «Современные технологии образования».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Информационные технологии в самостоятельной работе обучающегося как условие обеспечения подготовки компетентного специалиста»

Современный этап развития образования связан с широким использованием информационно-коммуникационных технологий  и Интернет-ресурсов.    Использование ИКТ позволяет более эффективн...

Необходимость и содержание духовно-нравственного развития компетентного специалиста

Чрезвычайно актуальной  на сегодняшний день в современном обществе, в условиях рыночной свободы и конкуренции,  является проблема духовности. Данную проблему призвано решать как общество в ц...

МОДЕЛИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО КОМПЕТЕНТНОГО СПЕЦИАЛИСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НОВЕЙШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В статье дается описание образовательных технологий, применяемых на уроке по дисциплине "Инженерная графика"...

Социальное партнерство в сфере профессионального образования как путь к формированию компетентного специалиста

Опыт организации самостоятельной работы студентов Тольяттинского медицинского колледжа при прохождении производственной практики....

«Внедрение опыта работы с использованием инновационных технологий при подготовке специалистов среднего звена»: материалы ІІ научно-практической интернет- конференции преподавателей Горловского территориального образовательного округа

В сборнике представлены научные доклады участников региональной научно-практической конференции «Внедрение опыта работы с использованием инновационныхтехнологий при подготовке специалистов среднего зв...

Требования к профессиональной компетентности педагогов, готовых к разработке и использованию инновационных интенсивных методических систем

Процесс обучения можно считать интенсивным, если он обеспечивает:повышение качества обучения (достижение более высоких результатов обучения, полученных за заданное учебное время);экономию учебного вре...

«Использование деятельностных технологий при обучении трактористов с целью формирования компетентного специалиста»

Использование деятельностных технологий при обучении трактористов с целью флрмирования компетентного специалиста...