Необходимость и содержание духовно-нравственного развития компетентного специалиста
статья по теме

Чрезвычайно актуальной  на сегодняшний день в современном обществе, в условиях рыночной свободы и конкуренции,  является проблема духовности. Данную проблему призвано решать как общество в целом, каждая отдельная семья, так и система общего и профессионального образования. Не случайно «Программа развития воспитания в системе образования России» начинается со слов: «Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства».

Для профессиональной подготовки современного высококвалифицированного специалиста, необходимо иметь чёткое представление о том, каким он должен быть, как должны соотноситься его личностные и профессиональные качества.

Духовно-нравственный человек, руководствуясь общечеловеческими ценностями, такими как: сострадание, всепрощение, великодушие, честность, доброта, любовь, благодарность, надежность, бескорыстие, способность к раскаянию и др.  занимает активную жизненную и гражданскую позиции, что говорит о его социальной и политической зрелости, обладает чувствами ответственности и неравнодушия за дела общества, трудового коллектива, своей семьи, своей судьбы.

Важнейшими показателями нравственной зрелости будет интеллигентность и порядочность.

Интеллигентный человек – это честная, свободная, гуманная, творческая и практичная личность, способная к самосовершенствованию, которой присущи хорошие манеры, умение творить повседневную жизнь по законам красоты, создавать и приумножать материальное благополучие семьи и богатство страны. Подлинную интеллигенцию характеризует высокое осознание гражданского долга  и достоинства. Грамотная речь и аргументированные доводы   доказывают высокий уровень общей и профессиональной образованности, эрудиции и коммуникабельности, что является неотъемлемыми свойствами высококвалифицированного специалиста. 

Порядочность является ценным и необходимым качеством личности для работы в трудовом коллективе, при обслуживании потребителей (клиентов), в общении с работодателями и деловыми партнерами. Порядочность предполагает:

- своевременное и качественное исполнение обязательств и договоренностей;

- признание собственных ошибок.

Понятие порядочности напрямую связано с понятием совести. Образное выражение о том, что совесть – это лучший контролер, можно распространить как в сфере межличностного общения, так и в профессиональной деятельности. Совестливый человек в своей жизнедеятельности руководствуется нормами морали. Он сознательно относится к требованиям трудовой дисциплины, не допускает опозданий, прогулов, тревожится о качестве своего труда. Такой специалист позиционирует себя человеком надёжным, ответственным. У него гораздо больше шансов на общественное признание и уважение, возможность карьерного роста.

         Духовно-нравственное воспитание базируется на непреложном принципе гуманизма. Чувства уважения, любви, бескорыстие, мудрость, мягкость в отношениях, чувство благодарности, способность прощать, готовность прийти на помощь, честность, оптимизм и пр. помогут  любому специалисту определить своё место и роль в системе производственных отношений, заручиться поддержкой и уважением коллег.

Ответственность, почтительность, доброжелательность и преданность своему делу, стремление к сотрудничеству и компромиссу обеспечат внимание со стороны администрации предприятия, а так же – возможность карьерного роста.

         Гуманистический подход в развитии духовности требует создания предпосылок для самореализации личности. Установка на саморазвитие личности обеспечивает готовность к творческому труду, желания сочетать личные, семейные, служебные и общественные интересы, не формальное добровольного участия в демократическом самоуправлении и ответственность за судьбу  предприятия, страны и человеческой цивилизации в целом.

         Духовно-нравственное воспитание включает в себя эстетическое и физическое воспитание.

Эстетическое воспитание предполагает формирование эстетического вкуса, устойчивой потребности постоянного восприятия и понимания произведений искусства и литературы, проявления интереса ко всему кругу различных общественных проблем, которые решаются средствами художественного творчества. В результате эстетического воспитания формируется способность к устойчивому позитивному эмоционально-чувственному восприятию мира. Человек и специалист, обладающий гармоничным мировосприятием, умеет легко устанавливать коммуникативные связи, поддерживать иерархию служебных отношений, оптимистично подходить к сложившимся проблемным ситуациям.

Показателем сформированности эстетического сознания является умение противостоять влиянию массовой культуры низкого эстетического уровня, не желание ей подражать. Приверженность к классике, тем общепризнанным образцам (в одежде, в отношениях и пр.), которые человечество хранило веками, характеризует человека как стабильного, надёжного, эмоционально устойчивого.  

Физическое воспитание, как составная часть духовно-нравственного воспитания, нацелено на формирование крепкого здоровья, ведение здорового образа жизни, становление личностных качеств, которые обеспечат молодым людям психическую устойчивость в стрессовых ситуациях.

Физическое воспитание побуждает стремление к самосовершенствованию, способствует формированию таких профессиональных качеств, как выносливость, оперативное мышление, мгновенное реагирование, настойчивость, смелость, решительность, инициативность.

Критериями духовно-нравственного воспитания  выступают: уровень знаний, сформированность моральных качеств личности, умения и навыки соответствующего поведения в различных жизненных и производственных ситуациях.

Следует помнить, что отношения людей в трудовой сфере регулирует профессиональная этика, как совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу. Подлинный профессионализм опирается на такие моральные нормы как требовательность к себе и ответственность за результаты своего труда.

Нарушение трудовой этики может привести к разрушению общественных моральных установок. Безответственное отношение работника к своим служебным обязанностям представляет опасность для окружающих, наносит вред обществу, может привести и к деградации самой личности.

Принципами профессиональной этики являются:

- беспристрастность, объективность;

- старательность и точное исполнение профессиональных обязанностей.

Для того, чтобы взаимодействие в производственных отношениях было максимально эффективно, необходимо научиться устанавливать и поддерживать контакты с разными людьми, разбираться в их психологических особенностях, проявлять терпимость к проявлениям их индивидуальности, независимо от половозрастной, национальной, религиозной принадлежности, различий во взглядах, предпочтениях и т.д.  Воспитание толерантности обеспечит снижение уровня нетерпимости и конфликтности,  т.д.

         Духовно-нравственное становление компетентного специалиста – это, прежде всего, управляемый процесс самовоспитания личности, основы которого закладываются с раннего детства усилиями родителей и общества.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dukh-nravstv._vospit.doc46.5 КБ
Microsoft Office document icon dukh-nravstv._vospit.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Необходимость и содержание духовно-нравственного развития

компетентного специалиста

Автор:

преподаватель БОУ ОО СПО ОКТЭС

Панкратова Г.В.  

Чрезвычайно актуальной  на сегодняшний день в современном обществе, в условиях рыночной свободы и конкуренции,  является проблема духовности. Данную проблему призвано решать как общество в целом, каждая отдельная семья, так и система общего и профессионального образования. Не случайно «Программа развития воспитания в системе образования России» начинается со слов: «Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства».

Для профессиональной подготовки современного высококвалифицированного специалиста, необходимо иметь чёткое представление о том, каким он должен быть, как должны соотноситься его личностные и профессиональные качества.

Духовно-нравственный человек, руководствуясь общечеловеческими ценностями, такими как: сострадание, всепрощение, великодушие, честность, доброта, любовь, благодарность, надежность, бескорыстие, способность к раскаянию и др.  занимает активную жизненную и гражданскую позиции, что говорит о его социальной и политической зрелости, обладает чувствами ответственности и неравнодушия за дела общества, трудового коллектива, своей семьи, своей судьбы.

Важнейшими показателями нравственной зрелости будет интеллигентность и порядочность.

Интеллигентный человек – это честная, свободная, гуманная, творческая и практичная личность, способная к самосовершенствованию, которой присущи хорошие манеры, умение творить повседневную жизнь по законам красоты, создавать и приумножать материальное благополучие семьи и богатство страны. Подлинную интеллигенцию характеризует высокое осознание гражданского долга  и достоинства. Грамотная речь и аргументированные доводы   доказывают высокий уровень общей и профессиональной образованности, эрудиции и коммуникабельности, что является неотъемлемыми свойствами высококвалифицированного специалиста.  

Порядочность является ценным и необходимым качеством личности для работы в трудовом коллективе, при обслуживании потребителей (клиентов), в общении с работодателями и деловыми партнерами. Порядочность предполагает:

- своевременное и качественное исполнение обязательств и договоренностей;

- признание собственных ошибок.

Понятие порядочности напрямую связано с понятием совести. Образное выражение о том, что совесть – это лучший контролер, можно распространить как в сфере межличностного общения, так и в профессиональной деятельности. Совестливый человек в своей жизнедеятельности руководствуется нормами морали. Он сознательно относится к требованиям трудовой дисциплины, не допускает опозданий, прогулов, тревожится о качестве своего труда. Такой специалист позиционирует себя человеком надёжным, ответственным. У него гораздо больше шансов на общественное признание и уважение, возможность карьерного роста.

        Духовно-нравственное воспитание базируется на непреложном принципе гуманизма. Чувства уважения, любви, бескорыстие, мудрость, мягкость в отношениях, чувство благодарности, способность прощать, готовность прийти на помощь, честность, оптимизм и пр. помогут  любому специалисту определить своё место и роль в системе производственных отношений, заручиться поддержкой и уважением коллег.

Ответственность, почтительность, доброжелательность и преданность своему делу, стремление к сотрудничеству и компромиссу обеспечат внимание со стороны администрации предприятия, а так же – возможность карьерного роста.

        Гуманистический подход в развитии духовности требует создания предпосылок для самореализации личности. Установка на саморазвитие личности обеспечивает готовность к творческому труду, желания сочетать личные, семейные, служебные и общественные интересы, не формальное добровольного участия в демократическом самоуправлении и ответственность за судьбу  предприятия, страны и человеческой цивилизации в целом.

        Духовно-нравственное воспитание включает в себя эстетическое и физическое воспитание.

Эстетическое воспитание предполагает формирование эстетического вкуса, устойчивой потребности постоянного восприятия и понимания произведений искусства и литературы, проявления интереса ко всему кругу различных общественных проблем, которые решаются средствами художественного творчества. В результате эстетического воспитания формируется способность к устойчивому позитивному эмоционально-чувственному восприятию мира. Человек и специалист, обладающий гармоничным мировосприятием, умеет легко устанавливать коммуникативные связи, поддерживать иерархию служебных отношений, оптимистично подходить к сложившимся проблемным ситуациям.

Показателем сформированности эстетического сознания является умение противостоять влиянию массовой культуры низкого эстетического уровня, не желание ей подражать. Приверженность к классике, тем общепризнанным образцам (в одежде, в отношениях и пр.), которые человечество хранило веками, характеризует человека как стабильного, надёжного, эмоционально устойчивого.  

Физическое воспитание, как составная часть духовно-нравственного воспитания, нацелено на формирование крепкого здоровья, ведение здорового образа жизни, становление личностных качеств, которые обеспечат молодым людям психическую устойчивость в стрессовых ситуациях.

Физическое воспитание побуждает стремление к самосовершенствованию, способствует формированию таких профессиональных качеств, как выносливость, оперативное мышление, мгновенное реагирование, настойчивость, смелость, решительность, инициативность.

Критериями духовно-нравственного воспитания  выступают: уровень знаний, сформированность моральных качеств личности, умения и навыки соответствующего поведения в различных жизненных и производственных ситуациях.

Следует помнить, что отношения людей в трудовой сфере регулирует профессиональная этика, как совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу. Подлинный профессионализм опирается на такие моральные нормы как требовательность к себе и ответственность за результаты своего труда.

Нарушение трудовой этики может привести к разрушению общественных моральных установок. Безответственное отношение работника к своим служебным обязанностям представляет опасность для окружающих, наносит вред обществу, может привести и к деградации самой личности.

Принципами профессиональной этики являются:

- беспристрастность, объективность;

- старательность и точное исполнение профессиональных обязанностей.

Для того, чтобы взаимодействие в производственных отношениях было максимально эффективно, необходимо научиться устанавливать и поддерживать контакты с разными людьми, разбираться в их психологических особенностях, проявлять терпимость к проявлениям их индивидуальности, независимо от половозрастной, национальной, религиозной принадлежности, различий во взглядах, предпочтениях и т.д.  Воспитание толерантности обеспечит снижение уровня нетерпимости и конфликтности,  т.д.

        Духовно-нравственное становление компетентного специалиста – это, прежде всего, управляемый процесс самовоспитания личности, основы которого закладываются с раннего детства усилиями родителей и общества.



Предварительный просмотр:

Необходимость и содержание духовно-нравственного развития

компетентного специалиста

Автор:

преподаватель БОУ ОО СПО ОКТЭС

Панкратова Г.В.  

Чрезвычайно актуальной  на сегодняшний день в современном обществе, в условиях рыночной свободы и конкуренции,  является проблема духовности. Данную проблему призвано решать как общество в целом, каждая отдельная семья, так и система общего и профессионального образования. Не случайно «Программа развития воспитания в системе образования России» начинается со слов: «Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства».

Для профессиональной подготовки современного высококвалифицированного специалиста, необходимо иметь чёткое представление о том, каким он должен быть, как должны соотноситься его личностные и профессиональные качества.

Духовно-нравственный человек, руководствуясь общечеловеческими ценностями, такими как: сострадание, всепрощение, великодушие, честность, доброта, любовь, благодарность, надежность, бескорыстие, способность к раскаянию и др.  занимает активную жизненную и гражданскую позиции, что говорит о его социальной и политической зрелости, обладает чувствами ответственности и неравнодушия за дела общества, трудового коллектива, своей семьи, своей судьбы.

Важнейшими показателями нравственной зрелости будет интеллигентность и порядочность.

Интеллигентный человек – это честная, свободная, гуманная, творческая и практичная личность, способная к самосовершенствованию, которой присущи хорошие манеры, умение творить повседневную жизнь по законам красоты, создавать и приумножать материальное благополучие семьи и богатство страны. Подлинную интеллигенцию характеризует высокое осознание гражданского долга  и достоинства. Грамотная речь и аргументированные доводы   доказывают высокий уровень общей и профессиональной образованности, эрудиции и коммуникабельности, что является неотъемлемыми свойствами высококвалифицированного специалиста.  

Порядочность является ценным и необходимым качеством личности для работы в трудовом коллективе, при обслуживании потребителей (клиентов), в общении с работодателями и деловыми партнерами. Порядочность предполагает:

- своевременное и качественное исполнение обязательств и договоренностей;

- признание собственных ошибок.

Понятие порядочности напрямую связано с понятием совести. Образное выражение о том, что совесть – это лучший контролер, можно распространить как в сфере межличностного общения, так и в профессиональной деятельности. Совестливый человек в своей жизнедеятельности руководствуется нормами морали. Он сознательно относится к требованиям трудовой дисциплины, не допускает опозданий, прогулов, тревожится о качестве своего труда. Такой специалист позиционирует себя человеком надёжным, ответственным. У него гораздо больше шансов на общественное признание и уважение, возможность карьерного роста.

        Духовно-нравственное воспитание базируется на непреложном принципе гуманизма. Чувства уважения, любви, бескорыстие, мудрость, мягкость в отношениях, чувство благодарности, способность прощать, готовность прийти на помощь, честность, оптимизм и пр. помогут  любому специалисту определить своё место и роль в системе производственных отношений, заручиться поддержкой и уважением коллег.

Ответственность, почтительность, доброжелательность и преданность своему делу, стремление к сотрудничеству и компромиссу обеспечат внимание со стороны администрации предприятия, а так же – возможность карьерного роста.

        Гуманистический подход в развитии духовности требует создания предпосылок для самореализации личности. Установка на саморазвитие личности обеспечивает готовность к творческому труду, желания сочетать личные, семейные, служебные и общественные интересы, не формальное добровольного участия в демократическом самоуправлении и ответственность за судьбу  предприятия, страны и человеческой цивилизации в целом.

        Духовно-нравственное воспитание включает в себя эстетическое и физическое воспитание.

Эстетическое воспитание предполагает формирование эстетического вкуса, устойчивой потребности постоянного восприятия и понимания произведений искусства и литературы, проявления интереса ко всему кругу различных общественных проблем, которые решаются средствами художественного творчества. В результате эстетического воспитания формируется способность к устойчивому позитивному эмоционально-чувственному восприятию мира. Человек и специалист, обладающий гармоничным мировосприятием, умеет легко устанавливать коммуникативные связи, поддерживать иерархию служебных отношений, оптимистично подходить к сложившимся проблемным ситуациям.

Показателем сформированности эстетического сознания является умение противостоять влиянию массовой культуры низкого эстетического уровня, не желание ей подражать. Приверженность к классике, тем общепризнанным образцам (в одежде, в отношениях и пр.), которые человечество хранило веками, характеризует человека как стабильного, надёжного, эмоционально устойчивого.  

Физическое воспитание, как составная часть духовно-нравственного воспитания, нацелено на формирование крепкого здоровья, ведение здорового образа жизни, становление личностных качеств, которые обеспечат молодым людям психическую устойчивость в стрессовых ситуациях.

Физическое воспитание побуждает стремление к самосовершенствованию, способствует формированию таких профессиональных качеств, как выносливость, оперативное мышление, мгновенное реагирование, настойчивость, смелость, решительность, инициативность.

Критериями духовно-нравственного воспитания  выступают: уровень знаний, сформированность моральных качеств личности, умения и навыки соответствующего поведения в различных жизненных и производственных ситуациях.

Следует помнить, что отношения людей в трудовой сфере регулирует профессиональная этика, как совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу. Подлинный профессионализм опирается на такие моральные нормы как требовательность к себе и ответственность за результаты своего труда.

Нарушение трудовой этики может привести к разрушению общественных моральных установок. Безответственное отношение работника к своим служебным обязанностям представляет опасность для окружающих, наносит вред обществу, может привести и к деградации самой личности.

Принципами профессиональной этики являются:

- беспристрастность, объективность;

- старательность и точное исполнение профессиональных обязанностей.

Для того, чтобы взаимодействие в производственных отношениях было максимально эффективно, необходимо научиться устанавливать и поддерживать контакты с разными людьми, разбираться в их психологических особенностях, проявлять терпимость к проявлениям их индивидуальности, независимо от половозрастной, национальной, религиозной принадлежности, различий во взглядах, предпочтениях и т.д.  Воспитание толерантности обеспечит снижение уровня нетерпимости и конфликтности,  т.д.

        Духовно-нравственное становление компетентного специалиста – это, прежде всего, управляемый процесс самовоспитания личности, основы которого закладываются с раннего детства усилиями родителей и общества.