Научно-исследовательская работа "Духовно-нравственное и творческое развитие будущих специалистов средствами хорового искусства"
материал

В период социально-экономических преобразований в России процессы воспитания были отодвинуты на второй план, современная молодежь оказалась в водовороте проблем социального самоопределения. Произошла экономическая, политическая, культурная и морально-психологическая дезинтеграция общества, что резко снизило воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования. Глядя на современную молодежь, приходится констатировать факты, которые свидетельствуют о падении нравов и проявлении безнравственных поступков. Сегодня многие понимают, что без духовно-нравственных идеалов в сознании и поступках людей мы все больше скатываемся в бездну. Назрела острая необходимость помочь подрастающему поколению в самоопределении. Большая роль в этом отводится педагогам с их высоким чувством ответственности за духовно-нравственное и творческое развитие подрастающего поколения.

Чтобы решить проблему духовно-нравственного возрождения России, надо бороться за каждого человека, за очищение его души от скверны до тех пор, пока сам человек не ощутит потребность творить добро, приносить радость людям. Отрадно, что сегодня в нашем обществе пробуждается осознание того, что только совместными усилиями педагогов, духовенства, представителей науки и культуры, общества в целом можно добиться оздоровления морального климата. В настоящее время ощутимо меняется духовный настрой в нашем обществе. Мы живем на земле Святого Белогорья, где осуществляется Программа повышения качества жизни людей, где правительство области совместно с епархией и департаментом образования, культуры и молодежной политики заботятся о росте духовного самосознания подрастающего поколения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Областное государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

 «Валуйский колледж»

Научно-исследовательская работа

Духовно-нравственное и творческое развитие

будущих специалистов

средствами хорового искусства

Выполнила:

Сивакова Светлана Юрьевна

преподаватель музыки

ОГАПОУ «Валуйский колледж»

г. Валуйки

2019

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические аспекты духовно-нравственного и творческого развития студентов средствами хорового искусства

1.1. Освещение проблемы духовно-нравственного и творческого развития личности в методической и психолого-педагогической литературе…...…………………………….6

1.2. Формирование и развитие субъект-субъектные отношений в хоровом коллективе…………………………………………………………………………………...8

Глава 2. Практическое исследование эффективности духовно-нравственного и творческого развития будущих специалистов средствами хорового искусства

        2.1. Роль руководителя в становлении творческого коллектива………………………..11

        2.2. Формы и методы работы с хоровым коллективом………………………………….12

2.3. Педагогическая функция  репертуара………………………………………………..15

2.4. Значение концертной деятельности для творческого роста хорового коллектива………………………………………………………………………………….19

Заключение………………………………………………………………………..........................22

Список литературы…………….………………………………………………………………...24

Введение

В период социально-экономических преобразований в России процессы воспитания были отодвинуты на второй план, современная молодежь оказалась в водовороте проблем социального самоопределения. Произошла экономическая, политическая, культурная и морально-психологическая дезинтеграция общества, что резко снизило воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования. Глядя на современную молодежь, приходится констатировать факты, которые свидетельствуют о падении нравов и проявлении безнравственных поступков. Сегодня многие понимают, что без духовно-нравственных идеалов в сознании и поступках людей мы все больше скатываемся в бездну. Назрела острая необходимость помочь подрастающему поколению в самоопределении. Большая роль в этом отводится педагогам с их высоким чувством ответственности за духовно-нравственное и творческое развитие подрастающего поколения.

Чтобы решить проблему духовно-нравственного возрождения России, надо бороться за каждого человека, за очищение его души от скверны до тех пор, пока сам человек не ощутит потребность творить добро, приносить радость людям. Отрадно, что сегодня в нашем обществе пробуждается осознание того, что только совместными усилиями педагогов, духовенства, представителей науки и культуры, общества в целом можно добиться оздоровления морального климата. В настоящее время ощутимо меняется духовный настрой в нашем обществе. Мы живем на земле Святого Белогорья, где осуществляется Программа повышения качества жизни людей, где правительство области совместно с епархией и департаментом образования, культуры и молодежной политики заботятся о росте духовного самосознания подрастающего поколения.

В Валуйском колледже накоплен большой опыт работы по развитию творческих способностей студентов, формированию у молодежи активной гражданской позиции, воспитанию духовно-нравственных качеств. На протяжении многих лет в колледже ведет активную концертную и музыкально-просветительскую деятельность Академический хор, участниками которого являются студенты 1-4 курсов колледжа. Опыт работы с этим хоровым коллективом и послужил материалом для исследовательской работы «Духовно-нравственное и творческое развитие будущих специалистов средствами хорового искусства».

Актуальность выбора данной темы диктуется потребностями современного образования. Для создания глубокого интереса у студентов к своей будущей профессии, для развития их познавательной, творческой активности необходим поиск инновационных  форм, методов, приёмов обучения, создание оптимальных условий для самореализации личности.

Хоровое пение является наиболее общедоступной формой музицирования, и поэтому может успешно решать как задачи общемузыкального развития, так и  задачи воспитания. В последнее время, несмотря на широкое развитие самодеятельности и системы дополнительного образования, качество учебно-воспитательной работы и уровень исполнительского мастерства хоровых коллективов остаются невысокими. Немаловажную роль в решении этой проблемы играет концертно-просветительская деятельность хоров, популяризация хорового искусства.

Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью повышать уровень духовно-нравственного и творческого развития студентов и недостаточной разработкой системы музыкально-просветительской деятельности в рамках факультативных занятий.

Вся музыкально-просветительская деятельность хорового коллектива направлена на всестороннее развитие личности студентов. Следовательно, ведущая педагогическая идея – создание психолого-педагогических и организационных условий для духовно-нравственного и творческого развития будущих специалистов средствами хорового искусства.

Цель – повышение уровня исполнительского мастерства хорового коллектива в целом и каждого хориста в отдельности, раскрытие творческого потенциала студентов, формирование духовно-нравственной и гражданской позиции.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучение методической и психолого-педагогической литературы, опыта работы по проблеме исследования;
  • знакомство с современными методами и формами работы с хоровым коллективом;
  • определение оптимальных условий для повышения эффективности духовно-нравственного и творческого развития студентов;
  • организация концертной деятельности творческого коллектива;
  • активизация научно-исследовательской работы по проблеме духовно-нравственного и творческого развития личности.

Объектом исследования является работа с хоровым коллективом, предметом – духовно-нравственное и творческое развитие будущих специалистов средствами хорового искусства.

Исходя из цели и задач исследования,  можно сформулировать гипотезу – духовно-нравственное и творческое развитие будущих специалистов будет эффективным при соблюдении следующих условий:

  • подбор высокохудожественного и педагогически целесообразного репертуара;
  • создание доброжелательной творческой атмосферы;
  • формирование коллектива на основе творческого сотрудничества;
  • участие хора в концертной и музыкально-просветительской деятельности.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что проведенные исследования позволяют расширить знания о духовно-нравственном и творческом развитии будущих специалистов средствами хорового искусства

Практическая значимость работы заключается в выявлении условий, необходимых для духовного и творческого роста студентов через их непосредственное участие в музыкально-просветительской деятельности хорового коллектива; в разработке комплекса мероприятий духовно-нравственной направленности, форм и методов творческого сотрудничества;  в разработке методических рекомендаций и пособий по работе с хоровым коллективом.

Новизна исследовательской работы заключается в комбинировании известных методик работы с хоровыми коллективами, направленных на духовно-нравственное и творческое развитие студентов средствами хорового искусства; создании оптимальных условий для раскрытия творческого потенциала студентов.

Глава 1. Теоретические аспекты духовно-нравственного и творческого развития студентов средствами хорового искусства

1.1. Освещение проблемы духовно-нравственного и творческого развития личности в методической и психолого-педагогической литературе

Духовно-нравственное воспитание молодежи остается одним из приоритетных направлений современной системы образования. В настоящее время, когда в России идет процесс определения ценностных ориентиров, соответствующих современным реалиям, ведущей проблемой для общества становится обретение духовного стержня. Необходимо преодолеть духовную разобщенность общества, сохранить духовное целомудрие. И большая роль в этом отводится педагогам, которые должны наметить правильные ориентиры, подвести своих воспитанников к истинному пути, на котором душа человека может развиваться, достигать зрелости и совершенства. Сохранилась традиция качества образования, которое всегда являлось основой российского учительства. Требования к качеству образования представлены его основными задачами: подготовка квалифицированных работников, формирование сознательных и активных граждан, принимающих общественные ценности; формирование и обогащение творческого потенциала и духовного мира человека; гармонизация интересов личности и общества [4]. В перечисленных задачах явно виден воспитательный компонент, внимание к личности, нравственности и духовности человека.

Игумен Георгий (Е.В.Шестунов) в статье «Духовно-нравственное становление личности в православной традиции», опубликованной в научно-теоретическом журнале «Педагогика» (2006, № 4), размышляет над проблемой современного профессионального образования, указывает на его ограниченность в понимании «уникальности человеческой личности, ее высокого предназначения, многообразия ее талантов и способностей. Современное образование все более становится безличным. Цель и смысл человеческой жизни низводятся до полезности человека в конкретной экономической и политической системе, что, естественно, приводит к конкретным педагогическим целям, среди которых определяющими являются социальная адаптация и профессионализация. В такой системе образования практически нет места духовно-нравственному воспитанию» [2]. Эту же проблему поднимает и педагог И.Н. Сиземская   в своем выступлении на научно-практической конференции, говоря о том, что образование утрачивает духовно-нравственную ориентацию. И учащиеся, и общество смотрят на образование прагматическими глазами, т.е. просто как на средство получения специальности [6]. Образование, в том числе и профессиональное должно способствовать дальнейшему развитию, самосовершенствованию духовных и нравственных качеств человека, т.к. именно духовно-нравственное становление определяет жизнеспособность человека.

Уделяя внимание духовно-нравственным аспектам творческой деятельности студентов, следует отметить, что сложность нравственного становления личности в период юности, которым характеризуется студенческий возраст, объясняется исходя из многих факторов, влияющих на него. Эстетическое воспитание подрастающего поколения – неотъемлемая и составная часть процесса формирования всесторонне развитой творческой личности. На всех этапах развития общества этой проблеме уделялось большое внимание, а в настоящее время она приобретает особую актуальность и остроту в связи с ростом влияния на молодежь различных течений музыкальной культуры.

        Исследованию проблемы творческого развития личности, вопросам коллективного воспитания и творческого саморазвития личности в коллективе, выявлению наиболее эффективных форм организации коллектива, разработке принципов и методов стимулирования коллективной творческой деятельности уделено много внимания в научных работах известных педагогов В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко, М.Д. Виноградовой, Л.И. Новиковой. Современная концепция воспитательного коллектива рассматривается как «своеобразная модель общества, отражающая не столько форму его организации, сколько те отношения, которые ему присущи, ту атмосферу, которая ему свойственна, ту систему человеческих ценностей, которая в нем принята» [5]. В работе с хоровым коллективом необходимо опираться на общие музыкально-дидактические принципы обучения, сформулированные Г.М. Цыпиным: увеличение объема используемого музыкального материала, установка на овладение необходимыми исполнительскими навыками, увеличение меры теоретической емкости занятий, акцент на творческую инициативу исполнителей [13].

        Большое внимание уделяется концертному выступлению как важной составной части воспитательного процесса. По этому поводу высказывал свою точку зрения Б.М. Теплов: «Нельзя сочинять, играть, рисовать и т.д. только для упражнения в данной деятельности; необходимо, чтоб какая-то часть художественной деятельности ребенка была направлена на создание продукта, который на кого-либо должен оказать воздействие, который кому-то нужен… Без этого развитие ребенка  неизбежно подменяется развитием некоторого умения» [11]. О воспитании творческого начала, об использовании в эстетическом воспитании различных видов искусств, их взаимосвязи пишет в своей книге «Воспитание ума и сердца» известный композитор-педагог Д.Б. Кабалевский. В области вокально-хоровой работы великие хормейстеры В. Соколов, В. Попов, Г. Струве в своих книгах, статьях рассматривали основные направления и этапы работы по организации хоровых коллективов, методику проведения занятий, принципы отбора репертуара, вопросы творческого развития детей.

        В музыкальной педагогике и психологии имеется ряд теоретических и экспериментальных работ, где дается высокая оценка воспитательному значению творчества. Так, Б.В. Асафьев писал, что творчество способствует более глубокому усвоению музыкального материала и развитию музыкальности. По мнению Н.А. Ветлугиной, творчество является важным условием и средством развития способности образного видения мира.

Известный психолог В.А. Моляко, исследуя проблему творчества и одаренности, выделяет следующие составляющие творческого потенциала человека:

  • стремление к развитию, духовному росту;
  • способность удивляться;
  • способность полностью ориентироваться в проблеме;
  • спонтанность, непосредственность;
  • оригинальность мышления;
  • способность к быстрому приобретению новых знаний;
  • «открытость» по отношению к новому опыту;
  • способность к синтезу, анализу, к комбинированию, дифференциации явлений;
  • энтузиазм;
  • способность к самовыражению.

Таким образом, творческое развитие личности, ее духовно-нравственные ценности составляют фундамент гармоничного развития личности. Поэтому необходимо создать все условия и направить всю систему образования и воспитания на формирование на формирование нравственных потребностей личности, ориентированных на социально значимые духовные ценности.

1.2. Формирование и развитие субъект-субъектных отношений

в хоровом коллективе

Исследование методической литературы показало, что достаточно много материала по методике работы с хором, где рассматриваются в основном типы голосов и их особенности, вокально-хоровые навыки, которые развиваются в процессе пения. Но остается без внимания вопрос о том, что хор составляют не голоса, а их обладатели – живые, мыслящие и чувствующие люди, вступающие в процессе творческой деятельности в  определенные отношения как друг с другом, так и с дирижером (руководителем хора).

        Известно, что качество исполнения хорового произведения во многом зависит не только от уровня вокальной подготовки певцов, но и от того, как они относятся друг к другу и к своему руководителю, насколько сходны их эстетические потребности, интересы, устремления; от того, какова творческая и нравственная атмосфера в коллективе, насколько едино их понимание художественного замысла произведения. Ведь, если хор монолитен, если он движим единым желанием как можно точнее и лучше выполнить требования дирижера, он способен делать чудеса. Поэтому главной задачей руководителя хора является – объединить творческие устремления всех участников хора и направить их в единое русло. Иными словами – установить с певцами творческий и деловой контакт.

        Объектом воздействия дирижера является человек, его ум, душа и сердце, и это дает право говорить о дирижерской деятельности как воспитательно-образовательной. Воспитательная сторона лежит в эмоционально-коммуникативной сфере и связана с непосредственным взаимодействием педагога-дирижера и студента-хориста. Руководитель хора разрабатывает драматургию педагогического действия, выступает как активный режиссер воспитательных идей и установок.

        Другой признак общности дирижерского и педагогического процессов – взаимодействие человека на человека и вызов переживаний. Контакт, взаимоотношения с другими людьми в любой деятельности – явление очень сложное. Среди факторов, способствующих установлению контакта, можно назвать творческий облик дирижера, его музыкальный и педагогический авторитет, природную одаренность и артистизм, практический опыт и педагогические способности.

        Одной из особенностей дирижерской профессии является то, что это профессия управленческая, подразумевающая целенаправленное воздействие на других людей, где на первый план выступает педагогическое общение. От уровня этого общения зависит творческая атмосфера репетиций. Средствами педагогического общения дирижера с хором являются исполнительский показ голосом или на инструменте, речь и невербальные средства общения – облик, жест, мимика, интонация. Яркий, эмоциональный исполнительский показ произведения дирижером вызывает интерес у певцов, желание работать над произведением. Поэтому необходимо помнить, что при первом знакомстве с произведением показ-иллюстрация является сильнейшим средством воздействия, наиболее убедительной формой раскрытия художественной стороны произведения. И, если это первое знакомство не произведет на студентов-хористов должного впечатления, то дальнейшая работа над произведением будет всем втягость.

Во время репетиций взаимодействие дирижера и хора бывает настолько тесным, что коллектив с полуслова, полувзгляда понимает необходимые замечания дирижера. Иногда достаточно пристального и властного взгляда дирижера, чтобы хор буквально преобразился, мгновенно изменилось его звучание.

        В ходе работы между дирижером и участниками хора складывается речевой стиль общения. В зависимости от возраста певцов, их музыкальной грамотности, культурного уровня этот стиль меняется. Тем не менее, существуют определенные правила речевого общения дирижера с хором, которые облегчат путь  к достижению творческого контакта. Надо стараться, чтобы речь была ясная, достаточно краткая, образная, эмоциональная, но не обязательно стерильно правильная. Излагать мысли надо сжато, почти афористично, пользуясь немногими, но точными словами. Языку дирижера противопоказаны нарочитая «красивость», словесное «кокетничание», так как высокие слова, употребляемые слишком часто, теряют свое истинное значение.

        Огромное значение для активизации интереса и развития субъект-субъектных отношений имеет образность речи. Обращение к разнообразным аналогиям, параллелям и ассоциациям, использование сравнений, метафор воздействуют на воображение исполнителей, делая их восприятие более острым. Шутка, юмор – тоже вид образной речи. Умение руководителя быть остроумным, в меру веселым имеет большое значение для установления доброжелательной атмосферы, снятия напряжения. Очень важный момент речевой выразительности – нахождение нужной интонации, восприятие которой обычно опережает восприятие смысла. Неправильное интонирование может привести к нарушению коммуникации. В зависимости от интонации одно и тоже замечание может стать обидным и ласковым, подбадривающим и уничтожающим. По речевой интонации можно определить, насколько хормейстер доволен или огорчен, искренен или фальшив.

        В установлении контакта с хором большую роль играют и неречевые средства общения – жест, мимика, манера держаться и т.д. Для дирижера  все это является не только средствами воздействия на исполнительский коллектив, но и знаками выражения его творческих намерений. Поэтому подобно актерской профессии мимика и жест хормейстера являются важным «инструментом» для решения поставленных задач.

        Очень важно хорошо знать каждого из участников хора, видеть и «прочитывать» эмоциональное состояние, уровень заинтересованности и сосредоточенности, отношение к разучиваемому произведению. В своей работе с хоровым коллективом необходимо внимательно и уважительно относиться ко всем участникам хора, оценивать общую атмосферу репетиции и выбирать оптимальный вариант воздействия.

Глава 2. Практическое исследование эффективности духовно-нравственного и творческого развития будущих специалистов средствами хорового искусства

2.1. Роль руководителя в становлении творческого коллектива

Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию педагогического труда можно правильно оценить, лишь определив уровень творческого отношения педагога к своей деятельности, который отражает степень реализации им своих возможностей при достижении поставленных целей. Творческий характер педагогической деятельности является важнейшей ее объективной характеристикой. Это обусловлено тем, что многообразие педагогических ситуаций, их неоднозначность требуют вариативных подходов к анализу и решению вытекающих из них задач. Поэтому педагог уделяет большое внимание творческому развитию студентов как будущих специалистов.

Одной из специфических особенностей хорового пения является возможность объединения в один исполнительский коллектив студентов с различным уровнем развития голоса и слуха. Руководитель хора привлекает к творческой деятельности робких и неуверенных в себе студентов, дает возможность им раскрыться, самореализоваться. Все эти навыки формируются в репетиционной хоровой работе, в основе которой лежат коллективные занятия, воспитывающие «чувство локтя», общую ответственность за исполнение. И здесь многое зависит от дирижера, от его умения дать каждому участнику коллектива равноправную возможность полнее проявить себя во имя общей художественной цели, от его умения воспитать у каждого певца желание создавать произведение искусства сообща.

Занимаясь исследованием роли человеческого фактора в творческом коллективе, несложно заметить, что эффективность воздействия любых педагогических и коммуникативных приемов зависит от авторитета руководителя. Если хормейстер пользуется уважением, доверием, а еще лучше – любовью участников хора, он вызывает у них интерес к работе, творчеству. Однако в дирижерской деятельности завоевание авторитета – дело довольно трудное. Это требует преданности искусству, целеустремленности, высокого профессионализма. Кроме того, дирижер должен постоянно подтверждать свое право руководить людьми, влиять на певцов с целью их духовно-нравственного, культурно-эстетического и профессионального совершенствования.

        Конечно, руководитель хорового коллектива – это всегда конкретный человек со своими положительными и отрицательными качествами, со своим характером, темпераментом, складом ума, культурным развитием, интеллигентностью,  уровнем музыкальной и хормейстерской подготовки, образного и ассоциативного мышления, артистизма. Кто-то больше располагает к себе как музыкант, кто-то – как педагог, кто-то – как личность. Абсолютно равномерная «дозировка» качеств, необходимых для дирижерской деятельности, едва ли возможна. Тем не менее, стремиться к их развитию и совершенствованию обязан каждый хормейстер, так как ему вверяют свои голоса, свой талант живые, мыслящие и чувствующие люди. А это огромная ответственность.

Одним из условий профессиональной работы педагога-хормейстера является овладение педагогической технологией – искусством прикосновения к личности. Умение чутко и тонко варьировать воздействие на воспитанника должно быть психологически обоснованным. Цель этого воздействия – помочь раскрыть творческий потенциал певцов, создать условия для их самореализации и развития. Социальная психология признает, что наряду с коммуникативными способностями педагогов-музыкантов существуют врожденные качества, такие как дар, талант, обаяние. Существует даже термин «факцинация», переводимый как «завораживание». Может быть, этим в какой-то мере объясняется действительно «магическое» воздействие дирижера-хормейстера на управляемый им коллектив.

2.2. Формы и методы работы с хоровым коллективом

С первых дней существования хорового коллектива необходимо создать все условия для удовлетворения познавательных потребностей студентов, раскрытия творческого потенциала и повышения уровня профессиональной компетентности будущих педагогов-хормейстеров.

Цель педагогической деятельности – обеспечение положительной динамики творческого развития студентов, повышение уровня исполнительского мастерства хорового коллектива, духовно-нравственное развитие личности каждого студента. Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

  • создание необходимых материально-технических и психолого-педагогических условий для более полного раскрытия творческого потенциала студентов;
  • подбор педагогически целесообразного и высокохудожественного репертуара;
  • осуществление личностно-ориентированного и индивидуально-творческого подхода к студентам с учетом их индивидуальных особенностей и уровня развития музыкальных способностей;
  • разнообразие форм и методов работы с творческим коллективом;
  • воспитание интереса к хоровому искусству, формирование общей музыкальной культуры.

В соответствии с поставленными целями и задачами в рамках исследуемой проблемы используются различные формы занятий (индивидуальная, групповая, коллективная) во время работы с хоровым коллективом.

Руководителю хора надо внимательно следить за развитием вокально-хоровых навыков каждого участника хора, осуществляя дифференцированный подход: систематически прослушивать хористов индивидуально с целью проверки состояния певческих голосов, динамики их развития; проводить репетиции отдельно для каждой хоровой партии, чтобы добиться максимальной слитности звучания, единой манеры звукообразования. Но наибольшее количество времени выделяется для организации коллективной форме работы, когда принцип «вместе» помогает раскрыться, самореализоваться всем участникам хора.

Коллективная основа, коллективный принцип хорового пения пронизывает все стороны учебно-педагогического процесса работы с хором и концертного хорового исполнительства. Исследование творческой деятельности Академического хора показало, что успех зависит от каждого в отдельности и от коллектива в целом. Именно во взаимоотношении певца и коллектива, как элемента целого, заключается суть хорового исполнительства. Научить петь каждого индивидуально и одновременно научить его петь в хоре — такова двуединая задача руководителя хора. Чем выше вокально-техническая оснащенность, общая и музыкальная культура, художественный вкус каждого участника хора, тем больше возможностей для достижения высоких художественных результатов открывается у хорового коллектива в целом.

Хоровой коллектив — понятие сложное, ибо состоит он из разных людей, индивидуально неповторимых, разного воспитания, разной культуры, разного характера и темперамента, подчас разного возраста, не говоря уже о различных вокальных данных и музыкальных способностях. Коллектив — понятие не административное, организационное. Он не создается приказом — он складывается постепенно, иногда годами. Тем более, очень сложно организовать хоровой коллектив, если состав его беспрестанно меняется (ежегодно коллектив покидают студенты-выпускники). Это требует от руководителя терпения и педагогической мудрости. Многолетний опыт работы с хором показал, что необходимым условием эффективности любой коллективной деятельности является дисциплина. Она помогает прививать навыки организованного поведения в процессе творчества, вырабатывать способность подчинять личное общественному, пробуждать уважение к труду коллектива. В хоровой дисциплине различают дисциплину внешнюю и внутреннюю. К внешней дисциплине относится отсутствие пропусков, опозданий, разговоров во время занятий, точное выполнение указаний руководителя и т.п. Под внутренней дисциплиной подразумевается собранность внимания, сосредоточенность на исполнительских задачах и готовность их выполнить. Внешняя и внутренняя дисциплина неразрывны и взаимосвязаны. Без внешней дисциплины не может быть внутренней.

В соответствии с требованиями дидактики и с учетом специфики музыкального искусства в работе над хоровыми произведениями целесообразно сочетать различные методы обучения: объяснительно-иллюстративный – когда педагог показывает отдельный фрагмент исполнительского воплощения музыкального произведения и аргументирует свои действия; репродуктивный, заключающийся в многократном повторении хористами отдельных музыкальных фраз и предложений с целью развития вокально-хоровых навыков; метод стимулирования музыкальной деятельности применяется для создания эмоционально-творческой атмосферы; метод эмоционального воздействия проявляется в умении педагога выражать свое отношение к музыкальному произведению словом, мимикой, жестами; метод проблемного изложения – когда педагог ставит перед студентами техническую или художественную исполнительскую задачу; поисково-творческий – когда участники хора сами видят исполнительскую задачу и находят пути ее решения. Первые два метода позволяют быстрее воспринимать материал, а проблемно-поисковые методы способствуют приобретению творческого опыта студентов, что очень важно в подготовке будущих специалистов – учителей-хормейстеров.

Методика вокально-хоровой работы достаточно широко освещена  в специальной методической литературе. Хотелось бы подчеркнуть эффективность методики работы с хором, основанной на общепедагогических и специальных музыкально-педагогических принципах, которая опирается на стимулирование активности, интереса, творческого развития студентов.

Чтобы творческие проявления студентов на занятиях хорового класса имели целенаправленный, активный и эмоциональный характер, рекомендуется применять разнообразный комплекс педагогических воздействий, который выражается в следующем:

  • отбор музыкальных произведений, отвечающих общепринятым дидактическим требованиям, на основе которых будут формироваться конкретные творческие навыки;
  • создание на занятиях хора атмосферы творческой активности, заинтересованности, непринужденности;
  • демонстрация (в записи) образцов исполнительского мастерства профессиональных хоровых коллективов;
  • участие хорового коллектива в концертной, музыкально-просветительской и научно-исследовательской деятельности;
  • посещение концертов профессиональных творческих коллективов с последующим обсуждением;
  • экскурсии и исполнение духовных песнопений в музеях, храмах и монастырях.

2.3. Педагогическая функция репертуара

Состав хора, стаж его деятельности, квалификация руководителя, уровень учебно-воспитательной работы, материальная база – все это самым непосредственным образом влияет на исполнительскую культуру коллектива, определяет его творческое лицо. Вся работа с хором, подбор репертуара в частности, требует от руководителя ясного перспективного представления о педагогическом процессе как единой, согласованной и последовательно проводимой системе воспитания и обучения участников хора. Социально-педагогический смысл работы с хоровым коллективом – в органичном сочетании художественно-исполнительского и воспитательного процессов, придании им духовно-нравственной направленности. Решение этой задачи связано с репертуаром, вокруг которого и строится вся работа хора. От качества, художественного уровня и социально-педагогического потенциала исполняемых произведений зависит во многом эффективность занятий, творческий рост коллектива. Вопрос о репертуаре тесно связан с содержанием, направленностью деятельности хора, с той ролью, которую он играет в духовно-нравственной жизни общества.

        Проблема репертуара заслуживает повышенного внимания. Стоит вопрос о подборе такого репертуара, который, не уступая по идейно-эстетическому уровню репертуара профессиональных хоров, был бы доступен для исполнения студенческому коллективу. Основными задачами являются: организация работы по созданию интересного и полноценного репертуара; подбор сценариев праздников и мероприятий; разработка методических рекомендаций по повышению уровня профессионального мастерства хорового коллектива, формированию эстетических вкусов и музыкальной культуры.

Подбор репертуара – дело непростое, хотя, конечно, выработаны критерии и принципы его оценки, пополняется он за счет всего лучшего, что имеется в музыкальной сокровищнице. Сложности эти связаны в первую очередь с тем, что каждый коллектив располагает присущим только ему техническими и художественными взаимоотношениями, в соответствии с которыми руководителю приходится выбирать произведения. Длительная и трудная учебная, репетиционная работа может не дать положительного эффекта – педагогического, художественного, если было взято произведение завышенной трудности и с ним не справились или наоборот, оно оказалось легким, не требующим напряженных поисков, показа всего, на что способны исполнители.

Существуют множество определений репертуара:

  1. Репертуар – насущный хлеб хора, без которого ему не выжить.
  2. Репертуар – зеркало, в котором мы видим лицо хора – в профиль и анфас.
  3. Репертуар – звуковая карта, на которой видны творческие маршруты хора.
  4. Репертуар – манометр, показывающий мощность и возможности хора.

Исходя из вышеперечисленного, мы видим, что репертуар предсказывает будущее хора. Репертуар показывает, занимают ли ценности, созданные в прошлом, почетное место и думают ли в хоре о будущем. На репертуаре растут хоры и их хормейстеры. Одним из критериев при подборе репертуара является его реальность, соответствие репертуара исполнительским и художественным возможностям коллектива.

Проблему учебного репертуара приходится решать в основном в первый период работы коллектива, когда участники овладевают исполнительскими навыками, вырабатывают исходные эстетические позиции, устанавливают субъект-субъектные взаимоотношения между собой и хормейстером.

Произведения для хора должны быть интересны участникам и не представлять, особенно на первом этапе, больших технических и художественных трудностей. Такой репертуар способствует быстрому совершенствованию мастерства участников, развитию и закреплению вокально-хоровых навыков, развивает у исполнителей интерес к творчеству, к занятиям в коллективе, обогащает духовным мир, внутреннюю культуру, развивает эстетические вкусы.

В свою очередь концертный репертуар наряду с требованиями, которым он должен отвечать и как учебный, обладает еще и целым рядом качеств. С его помощью решаются широкие художественно-исполнительские и социально-педагогические задачи.

Подбор репертуара требует о руководителя четкого перспективного видения педагогического процесса как цельной и последовательной системы, в которой каждое звено, каждое структурное подразделение, каждый фактор дополняют друг друга, обеспечивая тем самым решение единых художественно-творческих и воспитательных задач.

Репертуар Академического хора разнообразен. Он включает произведения композиторов-классиков, современных композиторов, зарубежных авторов, обработки народных песен, духовные песнопения.

Огромное воспитательное значение имеют произведения военно-патриотической тематики. Они формируют верность традициям нашего славного прошлого, гражданскую зрелость. Ими, как правило, открывает коллектив свое выступление, придавая ему особую торжественность, выражая духовно-нравственную направленность.

Другая группа произведений – это интересные обработки и переложения народных песен. Народные песни понятны и просты. Но это не означает упрощенности их содержания. Произведения народного творчества запечатлели историю народа, его душу, вековые надежды и чаяния. Они являются непреходящим духовным богатством, источником вдохновения. В любой аудитории их встречают с особой теплотой и взыскательностью, поэтому так велика ответственность руководителя за характер трактовки народной песни. Бережное отношение к ним, пропаганда их – одна из важных задач хорового коллектива.

Следует также с большой ответственностью подходить к исполнению произведений мировой и отечественной классики. При выборе их следует учитывать реальные исполнительские возможности коллектива. Критический подход к подбору репертуара – одно из важнейших условий правильности решения о включении в работу классического произведения.

Чтобы репертуар всегда нес элемент новизны, оставался действенным в педагогическом отношении, необходимо включать в него новые произведения, написанные нашими современниками. Интерес у исполнителей вызывают произведения, написанные местными композиторами. Они, как правили, не имеют широкой известности, но воспринимаются очень внимательно.

Особый интерес участники хора проявляют к духовной музыке, они черпают в ней вдохновение и пытаются проникнуть в глубокий смысл духовных песнопений. Постепенно, шаг за шагом хористы знакомятся с огромным пластом русской музыкальной культуры, начиная с более простых и незатейливых рождественских колядок  и заканчивая сложными произведениями  композиторов-классиков. В репетиционный процесс включаются серьезные беседы о высочайшей жертвенности материнской любви, о великом подвиге Христа, о скорби и боли материнского сердца, обреченного пережить свое дитя. Вместе со студентами просматриваются видеозаписи исполнения духовных песнопений профессиональными хорами, читаются отрывки из Библии. Такие беседы очень важны для хористов, они являются важным фактором их воспитания и, как оказалось, очень дороги им. В содержательном и психологическом плане после таких бесед хор готов к работе над воплощением художественного образа духовных песнопений. Каждый участник хорового коллектива понимает, как много труда и душевных сил надо вложить, чтобы своим исполнением тронуть душу самого искушенного слушателя! Для этого необходимо самим проникнуться замыслом творения, прочувствовать каждой клеточкой своей души то, что хотел выразить автор: глубокие мысли о человеческой жизни, страдании и терпении, милосердии и прощении, кротости и смирении.  Духовная музыка привлекает хористов внутренним строем, собранностью, чистотой созвучий, в ней нет никакой фальши, лицемерия, недосказанности, чрезмерной экспрессии, эмоциональных взрывов, потрясений. Пение настраивает на покой и сосредоточенность, воспитывает дисциплину мыслей и чувств. Порой смотришь в светлые глаза студентов и понимаешь, насколько велика преобразующая сила музыки, при помощи которой строится храм души…

Обязательным условием любого конкурса или фестиваля хоровых коллективов является исполнение произведений a cappella (многоголосные произведения без сопровождения). Поэтому ежегодно в репертуаре Академического хора есть несколько произведений a cappella. Это наиболее сложный вид исполнительства, доступный далеко не каждому хору. При пении произведений без сопровождения наиболее полно выявляется исполнительское мастерство хора, его звучность, строй, ансамбль, нюансировка.

На протяжении всей своей работы с хоровым коллективом сделано много аранжировок и переложений произведений для хора с учетом исполнительских возможностей хора. При этом важно очень бережно подходить оригиналу, чтобы произведения не потеряли свои художественные достоинства, и чтобы не был искажен авторский замысел композитора.

Исследование роли репертуара в духовно-нравственном и творческом развитии студентов показало, что репертуар дает многое для становления творческого коллектива, как единого целого. Он не может быть чужим, он должен стать неотъемлемой частью коллектива. Само формирование репертуара не может быть спонтанным. Все должно быть спланировано заранее, каким должен быть репертуар и, следовательно, каким должен быть сам творческий коллектив.

Наряду с практическим обучением исполнителей в задачи репертуара входят также воспитание творческой воли, стремления к самосовершенствованию, формирование художественного вкуса, чувства стиля, широкого кругозора, знакомство с лучшими образцами отечественной и зарубежной музыки, произведениями современных композиторов, народным творчеством, духовной музыкой. Репертуар должен подчеркивать оригинальность творческого коллектива.

Создавать свой репертуар довольно сложно, но это единственный путь к достижению нужного результата. Репертуар – это лицо творческого коллектива, его визитная карточка. Репертуар создается всем коллективом, где каждый исполнитель дополняют друг друга, обеспечивая тем самым выполнения единых творческих задач.

2.4. Значение концертной деятельности для творческого роста хорового коллектива

Академический хор Валуйского колледжа ведет активную музыкально-просветительскую деятельность, в процессе которой сложились определенные традиции, самой важной из них является непрерывное стремление к самосовершенствованию, творческому поиску новых путей и методов работы с хоровым коллективом.

Хор, организованный как закрытая лаборатория, где певцы «варятся в собственном соку», существовать не может. Ни хористы, ни руководитель в подобных условиях не смогут заметить и понять главное, что составляет сущность музыкально-исполнительского процесса. Хор должен вести систематическую концертную работу с посильной нормой концертов, т.к. не возможно поднять уровень работы, учебно-репетиционную культуру, исполнительское мастерство, воспитательное воздействие на самих исполнителей, если все это не подчинено задачам концертно-просветительской и образовательной деятельности. Концерт ставит все на свои места, проясняет ошибки и недочеты, делает ясной перспективу дальнейшей работы. Анализ многолетнего опыта работы с хором показал, что правильно и серьезно настроенный хор, регулярно выступающий в концертах, чувствует слушателей на каждой репетиции, ощущает атмосферу концертного зала. Это воспитывает профессионально-творческую дисциплину, стремление к совершенству, вливает новые силы в исполнителей, творчески обогащает их. Чем выше художественный уровень исполнения, тем сильней воздействие исполняемой музыки на слушателей и исполнителей, тем больше возможностей для их эстетического воспитания и развития музыкальной культуры.

Концертное выступление – кульминационный момент в жизни хора. С точки зрения музыкальной психологии, особое значение имеет первый концерт, к которому надо готовиться особенно тщательно, так как от его успеха зависит дальнейшая судьба коллектива. Неудача может подорвать авторитет руководителя и уничтожить интерес певцов к дальнейшему совместному творчеству. И пусть первый концерт потребует длительной подготовки, нельзя его чересчур затягивать.

Следует также отметить, что не целесообразно увлечение большим количеством выступлений. Это может утомить участников, снизить чувство ответственности, притупить ощущение новизны от каждого концерта. В зависимости от квалификации коллектива частота его выступлений может колебаться. Хормейстер должен реально оценивать уровень подготовки коллектива и физические возможности участников хора.

Хор может принимать участие в сборных концертах, а также выступать самостоятельно, с отдельной концертной программой. Концерты хорового коллектива могут быть различными: тематические (посвященные определенной теме), монографические (посвященные творчеству какого-либо композитора или поэта) или в форме творческого отчета.

Практика показывает, что выступление должно планироваться заранее. Чтобы исключить выход коллектива на концертную площадку неподготовленным, нужно его распеть, настроить, повторить отдельные сложные места произведений, сконцентрировать внимание певцов на качестве исполнения концертной программы. Большую роль играет психологический настрой хористов, создание атмосферы успеха, творческого подъема. В большинстве случаев руководитель, хорошо знающий  каждого из участников хора и владеющий коммуникативными способностями, видит и «прочитывает» эмоциональное состояние  певцов, уровень их заинтересованности и сосредоточенности. В процессе общения возникает социально-психологический контакт, совершенствуется способность оценивать состояние певцов и прогнозировать их поведение.

Выступление на концерте требует огромного напряжения душевных и физических сил. Поэтому проводить предконцертную репетицию следует таким образом, чтобы не утомить голоса певцов, привести их в рабочее состояние, настроить позиционно: желательно, чтобы время между распеванием и выходом на сцену было минимальным, так как мнимый отдых перед выступлением только расслабляет участников, снижает их внимательность, исполнительский накал, которые были достигнуты в ходе распевания.

На сцене музыка увлекает дирижера и хор настолько, что они становятся сотворцами. В эти минуты творческого взаимодействия исполнительский коллектив подчиняется не столько дирижерской воле, сколько совместной художественной сверхзадаче, сущность которой – раскрыть содержание произведения, донести его замысел до слушателя и тем самым проникнуть в тайну рождения музыки. После концерта очень важно проанализировать выступление вместе с хористами, чтобы в дальнейшем более осознанно работать над совершенствованием вокально-хоровых навыков. Большую помощь в этом могут оказать аудио и видеозаписи концертов.

Каждое выступление хора  надо внимательно и детально анализировать, откровенно обсуждать на ближайшем занятии коллектива. Обсуждение строит таким образом, чтобы участники могли сами проанализировать и критически оценить свое выступление. Руководитель, обобщая разговор, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты концерта, делает рекомендации на будущее, намечает пути дальнейшего роста коллектива.

Академический хор Валуйского колледжа регулярно выступает в концертах, а также принимает участие в тематических мероприятиях:

  • лекции-концерты «В огне Рождественских свечей», «Час хоровой музыки», «Духовная музыка в школьной программе», «Тебе пою, родное Белогорье», «Поклонимся великим тем годам», «Найди свой храм» и др.;
  • показательные выступления, отчетные концерты в колледже;
  •  семинары, тематические мероприятия, агитационно-разъяснительная и профориентационная работа в школах города Валуйки (СОШ № 1, СОШ № 2) и Валуйского района (с. Уразово, с. Шелаево, с. Двулучное, с.Казинка);
  • городские концерты, посвященные Дню города, Международному Дню студентов, Рождеству Христову, Дню православной молодежи, Дню Победы, Дню детства, Дню славянской письменности;
  • экскурсии и исполнение духовных песнопений в храмах и монастырях города, района, области (подворье Марфо-Мариинской обители с. Зимовеньки Шебекинского района), региона (музей-заповедник и мужской монастырь Дивногорье, Воронежской области);
  • районный фестиваль духовной песни «Родного неба милый свет», «Свет души»;

С 2000 года Академический хор является постоянным участником областных фестивалей и конкурсов «Студенческая весна», «Студенческая Пасха», «Пасхальная радость», «Победа остается молодой», «Юный патриот Белгородчины».

        За большую целенаправленную работу по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения, значительный личный вклад в реализацию системы мер государственной молодежной политики, за приобщение подрастающего поколения к возрождению традиций народной культуры России и популяризацию духовной музыки средствами хорового искусства, за высокое исполнительское мастерство, творческие достижения и профессионализм хоровой коллектив и его руководитель были отмечены  Грамотами, Дипломами, Благодарственными письмами, памятными подарками, ценными призами, премиями, а также губернаторским грантом – Дипломом лауреата I степени в номинации «Искусство. Академическое пение» областного конкурса на соискание премии «Молодость Белгородчины».

Заключение

Наше время – эпоха крайних противоречий. С одной стороны, во многих областях человечество достигло поистине фантастических успехов, с другой – успехи превращаются в бедствие. Общество, в котором мы живем, чрезвычайно противоречиво. Социальные перемены затрагивают и политику, и экономику, и духовную сферу. Все это приводит к ломке ранее сложившихся идеалов и ценностных представлений. Молодежь, попадая в такую ситуацию, испытывает неопределенность в отношении своей будущей жизни, работы. Сегодня педагоги совместно со студентами должны осознать и переосмыслить предшествующую жизнь. Мы работаем с контингентом такого возраста, который, как показала практика, является главной действующей силой в социальных потрясениях. Поэтому необходимо помнить об ответственности, лежащей на нас по формированию личности будущих специалистов, их духовности и нравственности.

Все образовательные процессы, направленные на то, чтобы научить студентов рационально мыслить, недостаточны для воспитания того, что принято называть духовностью. Дефицит знаний в этом отношении настолько велик, что современные педагоги не замечают огромной опасности, ибо, не неся духовности в воспитательном процессе, мы теряем не только личность, но и человека.

Исследуя проблему духовно-нравственного и творческого развития будущих специалистов средствами хорового искусства, всякий раз убеждаемся в том, что музыка, воздействуя на эмоциональную, духовную  сферу личности, делает ее способной тоньше и глубже чувствовать, сопереживать. Сила воздействия этого искусства, профессиональное мастерство педагога-музыканта могут и должны оказать влияние на формирование общечеловеческих ценностей, художественной культуры, нравственной позиции творческой личности.

На основании изучения и анализа опыта работы с хоровым коллективом можно сделать вывод о необходимости создания психолого-педагогических и организационных условий для духовно-нравственного и творческого развития будущих специалистов средствами хорового искусства. С этой целью надо повысить уровень исполнительского мастерства хорового коллектива в целом и каждого хориста в отдельности, раскрыть творческий потенциал студентов, формировать духовно-нравственную и гражданскую позиции.

В результате исследования, проведенного на примере деятельности хорового коллектива, подтвердилась гипотеза – духовно-нравственное и творческое развитие будущих специалистов будет эффективным при соблюдении следующих условий:

  • подбор высокохудожественного и педагогически целесообразного репертуара;
  • создание доброжелательной творческой атмосферы;
  • формирование коллектива на основе творческого сотрудничества;
  • участие хора в концертной и музыкально-просветительской деятельности.

Таким образом, духовно-нравственное и творческое развитие будущих специалистов – одна из актуальных и сложных проблем педагогики. Причины скрыты как в общем состоянии духовной жизни нашего общества в целом, так и в самой образовательной системе в частности. Выработка новых стратегий образования и воспитания, учитывающих перестройку системы духовных ценностей, – это сложная, но одновременно важная задача. Сложившаяся ситуация диктует необходимость придать особое внимание духовно-нравственным аспектам образования и воспитания, наполняя педагогический процесс ценностным содержанием, обращаясь к духовному миру студента, влияя на нравственную сферу его личности.

Список литературы

  1. Живов В.Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] В.Л. Живов. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
  2. Игумен Георгий (Е. В. Шестунов). Духовно-нравственное становление личности в православной традиции [Текст] / Игумен Георгий (Е. В. Шестунов) // журнал «Педагогика», № 4,2006
  3. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца [Текст] Д.Б. Кабалевский. – М.: Советский композитор, 1981
  4. Коротаева Е.В. Качество подготовки будущего педагога [Текст]. Коротаева Е.В. // журнал «Педагогика», № 9, 2006
  5. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива [Текст] Л.И. Новикова. – М.: Просвещение, 1978
  6. Образование и молодежная политика в современной России: материалы всероссийской научно-практической конференции от 20сентября 2002 г. / Отв. ред. А.А. Козлов [Текст]. – СПб: Издательство СПб Университета, 2002
  7. Попов В. О некоторых вопросах подготовки детских хоровых коллективов к исполнению современной музыки [Текст] // Музыкальное воспитание в школе, вып. 6. – М.: Музыка, 1970
  8. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учебное пособие для студ. муз. фак. высш. учеб. завед.[Текст] / Д.К. Кирнарская, Н.И. Киященко, К.В. Тарасова; под ред. Г.М. Цыпина. – М.: Изд. Центр «Академия», 2003
  9. Струве Г. Школьный хор: Книга для учителя [Текст] Г. Струве. – М.: Просвещение, 1981
  10. Стулова Г. Хоровой класс [Текст] Г. Стулова – М.: Просвещение, 1988.
  11. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания [Текст] Б.М. Теплов. – М.: Известия АПН РСФСР, 1961
  12.  Уколова Л.И. Дирижирование: Учебное пособие для студ. учреждений сред проф. образования[Текст] Л.И. Стулова. – М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2003
  13.  Цыпин Г.М. Проблема развивающего обучения в преподавании музыки [Текст] Г.М. Цыпин. – М.: Просвещение, 1977


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация научно-исследовательской деятельности студентов СПО как способ становления конкурентоспособного специалиста

Представлена методика организации научно-исследовательской деятельности студентов СПО как способ становления конкурентноспособного специалиста...

Необходимость и содержание духовно-нравственного развития компетентного специалиста

Чрезвычайно актуальной  на сегодняшний день в современном обществе, в условиях рыночной свободы и конкуренции,  является проблема духовности. Данную проблему призвано решать как общество в ц...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами музыкального искусства

Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами музыкального искусства...

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Духовно-нравственное,  патриотическое  развитие  и  воспитание  обучающихся  является  первостепенной  задачей  современной  образовательной  сис...

Научно - исследовательский доклад "Воспитание эмоциональной культуры младших школьников на уроках музыки посредством вокального–хорового искусства"

Воспитание эмоциональной культуры младших школьников на уроках музыки на лучших  образцах вокально - хорового искусства....

Духовно-нравственное воспитание в системе эстрадного искусства

Данная презентация - иллюстрационный материал к докладу, который был представлен на конференции «Церковь и творческие личности в сфере литературы, науки, искусства»....

Статья "Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор повышения качества подготовки специалистов"

В статье обосновано значение научно-исследовательской деятельности студентов в процессе их профессиональной подготовки, представлена характеристика исследовательских работ разных типов....