Методика проеподавания архитектурного материаловедения и строительных материалов по методу проектов
учебно-методический материал
Методические рекомендации для обучающихся по приобретению знаний самостоятельно и на уроке, и применению их для решения новых познавательных и практических задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_proektov.docx | 31.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Колледж строительной индустрии и городского хозяйства
МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА:
«МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ АРХИТЕКТУРНОГО МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ И СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО МЕТОДУ ПРОЕКТОВ»
Рассмотрено и одобрено на заседании
цикловой комиссии
Протокол № 1 от «30» 08. 2019
Автор: ПОГОДИНА Т.М.
Санкт-Петербург
2019 г.
Введение.
Цель и задачи проекта
Цель проекта: научить обучающихся приобретать знания самостоятельно и на уроке, и применять их для решения новых познавательных и практических задач.
Задачи проекта:
- Научить обучающихся планировать учебную деятельность, исходя от возникшей проблемы;
- Формировать умения и навыки работы в парах, группах;
- Развивать коммуникативные навыки и умения;
- Развивать умение ориентироваться в информационном пространстве;
- Осуществлять руководство выполнение краткосрочных проектных работ обучающихся, проводимых в урочное время.
Новизна:
- Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму.
- Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с обучающихся.
- Проектная деятельность интересна для ребят, не вызывает напряжение и спада мыслительных процессов, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями.
- Новая форма организации обучения и воспитания способствует развитию личности обучающихся, оптимизации учебного процесса.
Содержание проекта.
Метод проектов - это способы организации самостоятельной деятельности обучающихся по достижению определенного результата. Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самоорганизацию развивающейся личности обучающегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы.
Метод проектов нужен для того, чтобы:
- Развить способности к аналитическому, критическому и творческому мышлению обучающихся и преподавателя.
- Самостоятельно приобретать недостающие знания из разных источников.
- Размышлять, опираясь на знания фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.
- Принимать самостоятельные аргументированные решения.
- Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Если обучающийся сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей, взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет спланировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.
В процессе работы над проектом формируются и непосредственно элементы проектной и исследовательской деятельности:
- мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способы или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
- организационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчета проделанной работе;
- коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;
- поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в интернете, формулирование ключевых слов;
- информационные: структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;
- проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.
Занятие, на котором осуществляется учебный проект, называется проектным уроком. Проект может длиться урок, а может занимать часть времени от урока. Проектный урок может быть также одним из этапов проектной деятельности.
Если осуществление проекта происходит как на уроках, так и вне урока, форма организации называется урочно-внеурочной. Чаще всего при урочно-внеурочной форме на проекторном уроке осуществляется этап погружения в проект, промежуточные групповые или индивидуальные черты и итоговая презентация результатов.
Проектные уроки по отношению к предметному содержанию, на котором они строятся могут быть предваряющими и обобщающими проектными уроками. На предваряющим проектном уроке решается проблема положительной мотивации к предстоящему изучению темы, обучающиеся видят практическую значимость явления, а только за тем начинают его изучать. На обобщающем проектном уроке используются ранее полученные знания, которые в процессе проектной деятельности углубляются, расширяются и систематизируются.
Главная цель урока-проекта - помочь ребятам проделать самостоятельный осознанный пусть от зарождения идеи в результате поиска решения возникшей проблемы до воплощения этой идеи в жизнь в виде конкретного продукта проекта.
Структура урока-проекта подчиняется этапам проекта и состоит из следующих этапов:
- Организационный момент
- Планирование работы, выдвижение гипотезы, формулирование задач.
- Работа с информационными источниками, подведение итогов сбора по необходимой информации по поставленной проблеме.
- Составление реферата, презентация по созданию продукта проекта и построение устного доклада для сообщения на уроке.
- Презентация готового продукта проектной деятельности.
- Подведение итогов проектирования (рефлексия).
Надо отметить, что при выполнении таких проектов нужно использовать групповую форму работы (по 4-6 человек), причем группы создаются до урока. Для удобства работы в группах заранее надо соответствующим образом расставить парты.
Итак, перечислим условия успешной организации урока-проекта:
- чёткое соблюдение времени;
- форма работы в группе;
- достаточный накопленный объем оперативной информации обучающихся по проблеме проектирования;
- грамотная постановка проблемы, соответствующая условиям проектной деятельности.
Механизм реализации проекта
Новые образовательные стандарты требуют научить обучающихся таким способам достижения результата, которые срабатывают независимо от конкретного содержания. Главной особенностью проектов-уроков является обучение на активной основе, через деятельность обучающегося, возможностью свободно, в полной степени использовать опыт, приобретенный в колледже или вне его и способность применить в повседневной жизни то, чему научился в учебном заведении.
Какие требования предъявляются к таким урокам?
Во-первых, это обязательное соответствие образовательным стандартам.
Во-вторых, обучающиеся должны глубоко изучать учебный материал и уметь применять полученные знания не только на занятиях, но и в своей будущей специальности и в жизни.
В связи с этими требованиями к профессиональной компетенции преподавателей и требования к проведению современного урока:
- преподаватель должен сам четко спланировать свою деятельность обучающихся;
- преподаватель нацеливается на сотрудничество с обучающимися и направляет их на сотрудничество с собой и одногруппниками;
- ребята сами делают взаимооценку и самооценку, поэтому урок должен быть добрым;
- урок должен быть проблемной и поисковой ситуацией;
- должно быть максимум творчества, сотрудничества и минимум подачи готовых заданий;
- урок должен быть здоровьесберегающим и времясберегающим.
Темы уроков для работы по методу проектов я выбираю с учетом того, чтобы название проекта было броским и кратким, чтобы выглядело привлекательно для обучающихся, пробуждало интерес к достижению результата.
Готовясь к каждому уроку, я чётко определяю, что именно должен делать каждый участник преподавателю, чтобы достичь цели, поставленной в самом начале работы над проектом. От тщательного продумывания цели наполовину зависит цель всего занятия.
От общей цели перехожу на постановку максимально конкретных задач. Работа над проектом в этом случае превращается в пошаговое достижение поставленной цели. От преподавателя требуется умелое подведение к проблеме, умение заинтересовать, мотивировать обучающихся.
На следующем этапе, преподаватель организует групповую работу, помогает распределять обязанности в группе, помогает продумывать ход деятельности, помогает обсуждению методов исследования.
Под умелым руководством преподавателя у обучающихся должно создаваться впечатление, что они сами ведут урок, руководят процессом, анализируют и систематизируют полученные данные.
После проведения итогов работы каждой группы делается общий итог и оформляется результат. Заканчиваем урок рефлексией, анализируя успехи и ошибки, делая взаимоценку и самооценку.
Данный урок-проект я использовала на занятии по теме: «Природные каменные материалы».
Тема урока-проекта: «Камень в архитектуре и строительстве». Форма урочно-внеурочная.
Цель урока-проекта: «Расширить профессиональный кругозор в области архитектуры и строительстве с использованием природного камня»; «Научить обучающихся приобретать знания самостоятельно и применять их для решения новых познавательных и практических задач».
Задачи проекта: «Научить обучающихся планировать учебную деятельность исходя от заданной темы»; «Развивать умения ориентироваться в информационном пространстве»; «Осуществлять руководство выполнение проектных работ проводимых в урочное и внеурочное время»; «Воспитание самостоятельности, трудолюбия и эстетического вкуса у обучающихся».
Для проведения необходимо( на уроке):
- Повторить изученную тему «Природные каменные материалы».
- Выдать задания обучающимся по данной теме.
- Работа с интерент-ресурсом (самостоятельно):
3.1) Собрать материал по заданной теме.
3.2) Сделать презентацию .
3.3) Написать реферат.
3.4) Построение устного доклада для сообщения на занятии.
4) Обучающиеся по презентации рассказывают свои сообщения и отвечают на заданные им вопросы одногруппников.
5) Подведение итогов: ребята делают самоощенку выступающим и взаимооценку с участием с обучающихся группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ на занятиях по дисциплине Методика преподавания технологии (труда) с практикумом
Метод проектов - один из наиболее приближенных к реальной практике, позволяет формировать не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с опытом применения их в практиче...
Конспект интегрированного занятия по строительным материалам и истории «Классификация и требования к строительным материалам. Показатели качества».
Конспект интегрированного занятия по строительным материалам и истории «Классификация и требования к строительным материалам.Показатели качества». Дидактическая цель занятия:·...
Открытый урок "Теплоизоляционные материалы" по дисциплине "Строительные материалы"
Открытый урок по дисциплине ""Строительные материалы"проводился в рамках конкурса "Учитель года". Формат урока опирается на применение элементов игры "Брейн-ринг". Очень часто я применяю э...
Задачи по архитектурному материаловедению
Для специальности 07.02.01...
Методические указания по выполнению лабораторных работ по дисциплине "Архитектурное материаловедение"
Для специальности 07.02.01...
ТК №1 по дисциплине "Архитектурное материаловедение"
Для специальности 07.02.01...
«Свойства строительных материалов, их физические свойства. Стандартизация материалов»
Урок изучения новых знаний разработан для лиц с ограничеными возможностями здоровья и направлен для обобщения и систематизации знаний о связи состава, строения и свойств строительных матер...
- Мне нравится (1)