Методика проеподавания архитектурного материаловедения и строительных материалов по методу проектов
учебно-методический материал

Погодина Тамара Мироновна

Методические рекомендации для обучающихся по  приобретению  знаний самостоятельно и на уроке, и применению их для решения новых познавательных и практических задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_proektov.docx31.06 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Колледж строительной индустрии и городского хозяйства

        

МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА:

«МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ АРХИТЕКТУРНОГО МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ И СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО МЕТОДУ ПРОЕКТОВ»

Рассмотрено и одобрено на заседании

цикловой комиссии

                                                                                                                                   Протокол № 1  от «30»  08. 2019

Автор: ПОГОДИНА Т.М.

Санкт-Петербург

2019 г.


Введение.

Цель и задачи проекта

Цель проекта: научить обучающихся приобретать знания самостоятельно и на уроке, и применять их для решения новых познавательных и практических задач.

Задачи проекта:

  1. Научить обучающихся планировать учебную деятельность, исходя от возникшей проблемы;
  2. Формировать умения и навыки работы в парах, группах;
  3. Развивать коммуникативные навыки и умения;
  4. Развивать умение ориентироваться в информационном пространстве;
  5. Осуществлять руководство выполнение краткосрочных проектных работ обучающихся, проводимых в урочное время.

Новизна:

  1. Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму.
  2. Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с обучающихся.
  3. Проектная деятельность интересна для ребят, не вызывает напряжение и спада мыслительных процессов, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями.
  4. Новая форма организации обучения и воспитания способствует развитию личности обучающихся, оптимизации учебного процесса.

Содержание проекта.

Метод проектов - это способы организации самостоятельной деятельности обучающихся по достижению определенного результата. Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самоорганизацию развивающейся личности обучающегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы.

 

Метод проектов нужен для того, чтобы:

  • Развить способности к аналитическому, критическому и творческому мышлению обучающихся и преподавателя.
  •  Самостоятельно приобретать недостающие знания из разных источников.
  •  Размышлять, опираясь на знания фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.
  •  Принимать самостоятельные аргументированные решения.
  •  Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Если обучающийся сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей, взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет спланировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.

 В процессе работы над проектом формируются и непосредственно элементы проектной и исследовательской деятельности:

  • мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способы или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
  •  организационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчета проделанной работе;
  • коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;
  • поисковые:  находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в интернете, формулирование ключевых слов;
  • информационные: структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;
  • проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

Занятие, на котором осуществляется учебный проект, называется проектным уроком. Проект может длиться урок, а может занимать часть времени от урока. Проектный урок может быть также одним из этапов проектной деятельности.

Если осуществление проекта происходит как на уроках, так и вне урока, форма организации называется урочно-внеурочной. Чаще всего при урочно-внеурочной форме на проекторном уроке осуществляется этап погружения в проект, промежуточные групповые или индивидуальные черты и итоговая презентация результатов.

Проектные уроки по отношению к предметному содержанию, на котором они строятся могут быть предваряющими и обобщающими проектными уроками. На предваряющим проектном уроке решается проблема положительной мотивации к предстоящему изучению темы, обучающиеся видят практическую значимость явления, а только за тем начинают его изучать. На обобщающем проектном уроке используются ранее полученные знания, которые в процессе проектной деятельности углубляются, расширяются и систематизируются.

Главная цель урока-проекта - помочь ребятам проделать самостоятельный осознанный пусть от зарождения идеи в результате поиска решения возникшей проблемы до воплощения этой идеи в жизнь в виде конкретного продукта проекта.

Структура урока-проекта подчиняется этапам проекта и состоит из следующих этапов:

  1. Организационный момент
  2. Планирование работы, выдвижение гипотезы, формулирование задач.
  3. Работа с информационными источниками, подведение итогов сбора по необходимой информации по поставленной проблеме.
  4. Составление реферата, презентация по созданию продукта проекта и построение устного доклада для сообщения на уроке.
  5. Презентация готового продукта проектной деятельности.
  6. Подведение итогов проектирования (рефлексия).

Надо отметить, что при выполнении таких проектов нужно использовать групповую форму работы (по 4-6 человек), причем группы создаются до урока. Для удобства работы в группах  заранее надо соответствующим образом расставить парты.

Итак, перечислим условия успешной организации урока-проекта:

  • чёткое соблюдение времени;
  • форма работы в группе;
  • достаточный накопленный объем оперативной информации обучающихся по проблеме проектирования;
  • грамотная постановка проблемы, соответствующая условиям проектной деятельности.

Механизм реализации проекта

Новые образовательные стандарты требуют научить обучающихся таким способам достижения результата, которые срабатывают независимо от конкретного содержания. Главной особенностью проектов-уроков является обучение на активной основе, через деятельность обучающегося, возможностью свободно, в полной степени использовать опыт, приобретенный в колледже или вне его и способность применить в повседневной жизни то, чему научился в учебном заведении.

Какие требования предъявляются к таким урокам?

Во-первых, это обязательное соответствие образовательным стандартам.

Во-вторых, обучающиеся должны глубоко изучать учебный материал и уметь применять полученные знания не только на занятиях, но и в своей будущей специальности и в жизни.

В связи с этими требованиями к профессиональной компетенции преподавателей и требования к проведению современного урока:

  • преподаватель должен сам четко спланировать свою деятельность обучающихся;
  • преподаватель нацеливается на сотрудничество с обучающимися и направляет их на сотрудничество с собой и одногруппниками;
  • ребята сами делают взаимооценку и самооценку, поэтому урок должен быть добрым;
  • урок должен быть проблемной и поисковой ситуацией;
  • должно быть максимум творчества, сотрудничества и минимум подачи готовых заданий;
  • урок должен быть здоровьесберегающим и времясберегающим.

Темы уроков для работы по методу проектов я выбираю с учетом того, чтобы название проекта было броским и кратким, чтобы выглядело привлекательно для обучающихся, пробуждало интерес к достижению результата.

Готовясь к каждому уроку, я чётко определяю, что именно должен делать каждый участник преподавателю, чтобы достичь цели, поставленной в самом начале работы над проектом. От тщательного продумывания цели наполовину зависит цель всего занятия.

От общей цели перехожу на постановку максимально конкретных задач. Работа над проектом в этом случае превращается в пошаговое достижение поставленной цели. От преподавателя требуется умелое подведение к проблеме, умение заинтересовать, мотивировать обучающихся.

На следующем этапе, преподаватель организует групповую работу, помогает распределять обязанности в группе, помогает продумывать ход деятельности, помогает обсуждению методов исследования.

Под умелым руководством преподавателя у обучающихся должно создаваться впечатление, что они сами ведут урок, руководят процессом, анализируют и систематизируют полученные данные.

После проведения итогов работы каждой группы делается общий итог и оформляется результат. Заканчиваем урок рефлексией, анализируя успехи и ошибки, делая взаимоценку и самооценку.

Данный урок-проект я использовала на занятии по теме: «Природные каменные материалы».

Тема урока-проекта: «Камень в архитектуре и строительстве». Форма урочно-внеурочная.

Цель урока-проекта: «Расширить профессиональный кругозор в области архитектуры и строительстве с использованием природного камня»; «Научить обучающихся приобретать знания самостоятельно и применять их для решения новых познавательных и практических задач».

Задачи проекта: «Научить обучающихся планировать учебную деятельность исходя от заданной темы»; «Развивать умения ориентироваться в информационном пространстве»; «Осуществлять руководство выполнение проектных работ проводимых в урочное и внеурочное время»; «Воспитание самостоятельности, трудолюбия и эстетического вкуса у обучающихся».

Для проведения необходимо( на уроке):

  1. Повторить изученную тему «Природные каменные материалы».
  2. Выдать задания обучающимся по данной теме.
  3. Работа с интерент-ресурсом (самостоятельно):

3.1) Собрать материал по заданной теме.

3.2) Сделать презентацию .

3.3) Написать реферат.

3.4) Построение устного доклада для сообщения на занятии.

4) Обучающиеся по презентации рассказывают свои сообщения и отвечают на заданные им вопросы одногруппников.

5) Подведение итогов: ребята делают самоощенку выступающим и взаимооценку с участием с обучающихся группы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ на занятиях по дисциплине Методика преподавания технологии (труда) с практикумом

Метод проектов - один из наиболее приближенных к реальной практике, позволяет формировать не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с опытом применения их в практиче...

Конспект интегрированного занятия по строительным материалам и истории «Классификация и требования к строительным материалам. Показатели качества».

Конспект интегрированного занятия по строительным материалам и истории «Классификация и требования к строительным материалам.Показатели качества». Дидактическая цель занятия:·...

Открытый урок "Теплоизоляционные материалы" по дисциплине "Строительные материалы"

Открытый урок  по дисциплине ""Строительные материалы"проводился в рамках конкурса "Учитель года". Формат урока опирается на применение элементов игры "Брейн-ринг". Очень часто я применяю э...

«Свойства строительных материалов, их физические свойства. Стандартизация материалов»

Урок изучения новых знаний разработан для лиц с ограничеными возможностями здоровья и направлен для обобщения  и систематизации знаний о связи состава, строения и свойств строительных матер...