Главные вкладки

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ на занятиях по дисциплине Методика преподавания технологии (труда) с практикумом
    статья по теме

    Метод проектов - один из наиболее приближенных к реальной практике, позволяет формировать не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с опытом применения их в практической деятельности

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon ispolzovanie_metoda_proekta_.doc45.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ

     на занятиях по дисциплине Методика преподавания  технологии (труда) с практикумом

    Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:

    - формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

    - развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

    - формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

    - были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

    - реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

    Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения.

    Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов. В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования. Достижение нового результата в условиях современного образования должно опираться на новые педагогические технологии. Базовой образовательной технологией, поддерживающей комплексно-ориентированный подход в образовании, является метод проектов.

    В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

    Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

    Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

    Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые.

    По определению, проект - это совокупность определенных действий, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта:

    1. это всегда творческая деятельность;
    2. это дидактическое средство активизации познавательной деятельности;
    3. педагогическая технология, ориентированная на применение и приобретение новых знаний.

    Метод проектов приобретает особую значимость, он позволяет студентам, будущим учителям начальных классов, в системе овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке от идеи до её реализации в модели, изделии (продукте труда). Главная особенность этого подхода ­ активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать обучающемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности.

    Проектная деятельность это совместная учебно-познавательная, творческая деятельность студентов, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата.  

    Появление «Технологии» как обязательного предмета в учебных планах общеобразовательных школ многих стран мира свидетельствует о признании технологии одной из главных культурных детерминант нашего времени, влияющей на жизнь людей не в меньшей степени, чем философия, политика и др.

    Поскольку раздел «Проект» входит в Программу начальной школы по «Технологии», то будущий учитель начальных классов должен знать методику проектной деятельности учащихся. Программой новой образовательной области "Технология" предусмотрено выполнение учащимися, ежегодно не менее одного творческого проекта. Именно творческая проектная деятельность школьников будет способствовать технологическому образованию, формированию технологической культуры каждого подрастающего человека. Возрождающийся проектный метод обучения, при его умелом применении, по-настоящему позволяет выявлять и развивать задатки личности, ее способности. Проектный метод обучения «Технологии» предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества.

    Выполняя проекты, обучающиеся на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделий - от зарождения замысла до материальной реализации и использования на практике. При этом важной стороной проектирования является оптимизация предметного мира, соотнесение затрат и достигаемых результатов.

    Задачи проектирования –

    1. сформировать у студентов систему интеллектуальных и общетрудовых знаний, умений и навыков, воплощенных в конечные потребительские предметы и услуги;
    2. способствовать развитию творческих способностей, инициативы и самостоятельности.

    В процессе выполнения проектных заданий студенты должны приобрести различные умения, которые будут, конечно, иметь разные уровни успешности в зависимости от индивидуальных особенностей.

    Метод проектов дает возможность проявить свою индивидуальность, раскрыть творческий потенциал, пробовать свои силы, проявлять знания, показать публично полученный результат. Студенты должны выбрать для себя объект проектирования, тему проекта, т.е. изделие, которое они действительно хотели бы усовершенствовать, ввести в предметный мир.

    Проектный метод содержит большой потенциал в реализации межпредметных связей: с литературой, природоведением, изобразительным искусством, историей, математикой; позволяет на деле реализовать деятельностный подход в трудовом обучении студентов и интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных дисциплин на разных этапах обучения.

    Работа над проектом в творческом коллективе дает возможность студентам объединиться по интересам, обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения, воспитывает обязательность выполнения заданий в намеченные сроки, взаимопомощь, тщательность и добросовестность в работе, равноправие и свободу в выражении идей, их отстаивание и в то же время доброжелательность при всех обстоятельствах. Метод проектов - это особый способ организации познавательно - трудовой деятельности. Он предусматривает определение потребностей людей, проектирование продукта труда в соответствии с этими потребностями, оценку качества проведенного исследования и созданного изделия.

    Новизна в использовании метода проектов заключается в отказе от формального обучения студентов умениям и навыкам. При таком способе обучения осуществляется мотивированное выполнение упражнений, необходимых для качественного изготовления изделия или выполнения услуги.

    В целом, студент, приобретая опыт проектной деятельности, приобретает и опыт поисковой творческой деятельности, что составляет неотъемлемый элемент в структуре содержания образования.

    Проектная технология - оригинальная технология, технология успеха, в которой реализуется искусство планирования, изобретения, созидания, исполнения, оформления и т.д. Материалы проектов должны стать основой для оформления кабинетов, для выставок, экспозиций, для проведения уроков и внеклассных мероприятий.

    Структура проектирования состоит из нескольких этапов:

    Организационно - подготовительный этап. Он включает в себя поиск проблемы, обоснование выбора изделия, выбор и анализ материалов и инструментов для выполнения изделия, анализ предстоящей работы, определение критериев контроля за качеством, организация рабочего места. На этом этапе ставится проблема. Студенты должны уяснить, зачем и почему им надо выполнять данный проект, какова основная задача предстоящей работы. Возникающие образы будущего изделия должны найти воплощение в эскизах и рисунках.

    Технологический этап. Его цель: качественное и правильное выполнение трудовых операций, коррекция своей деятельности, контроль и самооценка работы.

    Заключительный этап. На этом осуществляется защита проекта, его оценка. Студенты выступают со своими проектами, демонстрируют, что достигнуто, определяют дальнейшие перспективы, производят самооценку проекта.

    Таким образом, метод проектов - совокупность педагогических приёмов и операций, осуществляемых преподавателем и студентами в процессе личностно - значимой деятельности с целью активизации познавательных интересов учащихся, направленных на получение и закрепление новых знаний, умений и навыков, развитие творческих способностей и приобретение опыта практического решения самостоятельно поставленных задач.

    Оценка эффективности применения проектного метода показывает, что в связи с его внедрением происходят качественные изменения процесса обучения в целом, общетрудовые умения формируются легче, чем при использовании традиционных методов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка внеклассного мероприятия ПМ.01 МДК 01.07 Теория и методика физического воспитания с практикумом Тема 1.16 Теория и методика физического воспитания с коррекционно-развивающими технологиями с практикумом Специальность: 050715 Коррекц

    Методическая разработка внеклассного мероприятияПМ.01 МДК 01.07 Теория и методика физического воспитания с практикумомТема 1.16 Теория и методика физического воспитания с коррекционно-развивающими тех...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНАСТКА»

    Применение проектной деятельности на практических занятиях по дисциплине «Технологическая оснастка»...

    Эффективность использования интерактивных методов обучения на практических занятиях по дисциплине ОП.04 Основы геодезии.

    При выполнении практических занятий студенты работают в малых группах ( звеньях по 4-5 человек).Работа в малых группах — это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем студентам во...

    Методические рекомендации к практическим занятиям по МДК 02.05 «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом»

    Методические рекомендации к практическим занятиям по МДК 02.05 «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом»...

    Методическая разработка обобщающего урока-практикума с использованием методов активного обучения в группе профподготовки по профессии «Обувщик по ремонту обуви»

    В данной работе показано применение инновационных педагогических технологий и приемов при проведении современного урока - практикума в форме деловой игры, построенного на основе игрового замысла, моде...

    План-конспект учебного занятия по МДК 02.04 "Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом"

    План - конспект учебного занятия по ПМ. 02. ,  МДК 02.04. Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом на тему«Музыка в системе искусств. Значение музыки в жи...

    План - конспект открытого учебного занятия по ПМ. 02.МДК 02.04. Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом «Цели и задачи музыкального развития дошкольников. Взаимосвязь музыкального развития, воспитания и обучения детей»

    План - конспект открытого учебного занятия по ПМ. 02.МДК 02.04. Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом «Цели и задачи музыкального развития дошкольников. Взаимосвя...